Научная статья на тему 'Трансформация религиозной политики советского государства на первых этапах его развития: отражение изменений в нормативно-правовых актах'

Трансформация религиозной политики советского государства на первых этапах его развития: отражение изменений в нормативно-правовых актах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
446
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / РЕЛИГИОЗНЫЕ СООБЩЕСТВА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ИСТОЧНИКИ / СССР / ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ / АНАЛИЗ / RELIGION / RELIGIOUS POLICY / RELIGIOUS COMMUNITIES / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / LEGISLATION / NORMATIVE LEGAL ACTS / SOURCES / USSR / TRANSFORMATION OF RELIGIOUS POLITICS / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович

Дан анализ изменений в религиозной политике советского государства на начальных этапах его существования через отражение в нормативно-правовых актах. Для характеристики трансформаций использованы как широко известные акты, становившиеся объектом изучения ученых, так и слабо известные или практически не упоминающиеся. К последним относятся, к примеру, Постановления Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР начала 1930-х гг. Источником становятся документы Государственного архива РФ (ГАРФ). Отмечено, что специального предметного исследования по данной проблематике нет. Анализ нормативно-правовых актов разного времени позволяет говорить о том, что, во-первых, в них в значительной степени находит отражение политика государства в отношении религий, во-вторых, несмотря на наличие некоторых периодов своеобразного «потепления» отношений между властью и религиозными сообществами, основная направленность политики была репрессивной. В то же время нормы, санкционированные государством, в реальности органами власти или их представителями соблюдались не всегда или нарушались. Поскольку действия органов власти или их представителей есть выражение политики государства, возникает определенное «несоответствие» между декларируемым государством в нормативно-правовых актах и реалиями религиозной политики. Сделан вывод, что, несмотря на кажущуюся разностороннюю изученность нормативной базы Советского Союза, регламентировавшей религиозную политику, не все акты исследованы равномерно. Проблема реализации норм на практике требует дальнейшего анализа. Очевидным является потребность дальнейшей работы с архивными источниками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF RELIGIOUS POLICY IN THE SOVIET STATE IN THE EARLY STAGES OF ITS DEVELOPMENT: A REFLECTION OF CHANGES IN NORMATIVE LEGAL ACTS

An analysis of changes in the religious policy of the Soviet state at the initial stages of its existence is given through reflection in legal acts. To characterize the transformations well-known acts are used, which became the object of study by scientists, so poorly known or practically not mentioned. The latter include, for example, the Decree of the Presidium of the All-Russian Central Executive Committee of the RSFSR of the early 1930s. The source is the documents of the State Archive of the Russian Federation (SARF). It is noted that there is no special case study on this issue. An analysis of legal acts of different times suggests that, firstly, they largely reflect the state policy regarding religions, and secondly, despite the presence of some periods of a kind of “warming” of relations between the government and religious communities, the main focus of the policy was repressive. At the same time, the norms sanctioned by the state, in reality, were not always observed or violated by the authorities or their representatives. Since the actions of the authorities or their representatives are an expression of state policy, a certain “discrepancy” arises between the declared state in the regulatory legal acts and the realities of religious policy. It was concluded that, despite the seemingly versatile study of the regulatory framework of the Soviet Union, which regulated religious policy, not all acts were studied evenly. The problem of the implementation of norms in practice requires further analysis. Obvious is the need for further work with archival sources

Текст научной работы на тему «Трансформация религиозной политики советского государства на первых этапах его развития: отражение изменений в нормативно-правовых актах»

УДК 94:320(470)

DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-8-65-75

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ЕГО РАЗВИТИЯ: ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ

TRANSFORMATION OF RELIGIOUS POLICY IN THE SOVIET STATE IN THE EARLY STAGES OF ITS DEVELOPMENT: A REFLECTION

OF CHANGES IN NORMATIVE LEGAL ACTS

E. В. Дроботушенко, Забайкальский государственный университет,

г. Чита DRZZ@yandex.ru

E. Drobotushenko, Transbaikal State University, Chita

Дан анализ изменений в религиозной политике советского государства на начальных этапах его существования через отражение в нормативно-правовыгх актах. Для характеристики трансформаций использованы как широко известные акты, становившиеся объектом изучения ученых, так и слабо известные или практически не упоминающиеся. К последним относятся, к примеру, Постановления Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР начала 1930-х гг. Источником становятся документы Государственного архива РФ (ГАРФ). Отмечено, что специального предметного исследования по данной проблематике нет. Анализ нормативно-правовыгх актов разного времени позволяет говорить о том, что, во-первыгх, в них в значительной степени находит отражение политика государства в отношении религий, во-вторыгх, несмотря на наличие некоторыгх периодов своеобразного «потепления» отношений между властью и религиозными сообществами, основная направленность политики была репрессивной. В то же время нормы, санкционированные государством, в реальности органами власти или их представителями соблюдались не всегда или нарушались. Поскольку действия органов власти или их представителей есть выражение политики государства, возникает определенное «несоответствие» между декларируемым государством в нормативно-правовыгх актах и реалиями религиозной политики. Сделан выгвод, что, несмотря на кажущуюся разностороннюю изученность нормативной базы Советского Союза, регламентировавшей религиозную политику, не все акты исследованы равномерно. Проблема реализации норм на практике требует дальнейшего анализа. Очевидным является потребность дальнейшей работы с архивными источниками

Ключевые слова: религия; религиозная политика; религиозные сообщества; религиозные организации; законодательство; нормативно-правовые акты; источники; СССР; трансформация религиозной политики; анализ

An analysis of changes in the religious policy of the Soviet state at the initial stages of its existence is given through reflection in legal acts. To characterize the transformations well-known acts are used, which became the object of study by scientists, so poorly known or practically not mentioned. The latter include, for example, the Decree of the Presidium of the All-Russian Central Executive Committee of the RSFSR of the early 1930s. The source is the documents of the State Archive of the Russian Federation (SARF). It is noted that there is no special case study on this issue. An analysis of legal acts of different times suggests that, firstly, they largely reflect the state policy regarding religions, and secondly, despite the presence of some periods of a kind of "warming" of relations between the government and religious communities , the main focus of the policy was repressive. At the same time, the norms sanctioned by the state, in reality, were not always observed or violated by the authorities or their representatives. Since the actions of the authorities or their representatives are an expression of state policy, a certain "discrepancy" arises between the declared state in the regulatory legal acts and the realities of religious policy. It was concluded that, despite the seemingly versatile study of the regulatory framework of the Soviet Union, which

65

© E. В. Дроботушенко, 2018

regulated religious policy, not all acts were studied evenly. The problem of the implementation of norms in practice requires further analysis. Obvious is the need for further work with archival sources

Key words: religion; religious policy; religious communities; religious organizations; legislation; normative legal acts; sources; USSR; transformation of religious politics; analysis

ведение. История религиозной политики советского государства на разных этапах исторического развития становилась предметом научного анализа. Это изучение государственно-религиозных отношений в целом и их отдельных аспектов, в частности. Данная проблематика нашла отражение в работах таких ученых, как М. И. Одинцов, В. А. Цыпин, М. В. Шкаровский и др. Отметим, что не стало исключением и изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих политику советского государства в отношении религиозных сообществ. Упоминание того ли иного нормативно-правового акта можно встретить практически во всех обобщающих и специальных трудах по истории православия в советское время [23; 36; 38]. Изучением истории православной церкви за рубежом занимались А. Luuk-капеп, D. Pospielovsky [39; 40].

Одной из первых работ по данной проблематике, содержащей богатейший материал по основам политики советского государства на первом этапе в отношении православной церкви, стала книга А. И. Введенского «Церковь и государство (очерк взаимоотношений церкви и государства в России в 1918—1922 гг.). В ней анализируется влияние нормативных актов рассматриваемого периода на церковную жизнь [4].

Отметим работу Л. П. Дьякова «Советские законы о церкви» (1926). В ней дан анализ политики советского государства в отношении религиозных сообществ с опорой на действующие нормативные акты и представлена достаточно подробная их характеристика [14].

Отдельные упоминания норм, регламентирующих существование религиозных организаций обновленческой церкви, встречаем в книге И. П. Булатова «К расколу в русской православной церкви» [2].

Интереснейшей представляется работа И. Р. Шафаревича «Законодательство о религии в СССР». Интересна она тем, что, во-первых, вышла за границей, а во-вторых, содержит достаточно подробный анализ нормативно-правовых актов. Это доклад Комитету прав человека, который впоследствии был издан отдельной книгой. При работе с материалами данного исследования следует учитывать возможную предвзятость автора [37].

Среди отечественных авторов, прежде всего, следует назвать известнейшего советского государственного деятеля В. А. Куроедова, бывшего с 1960 по 1965 гг. Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви, а с 1965 по 1984 гг. — Председателем Совета по делам религий при Совете министров СССР. Он является автором ряда работ, имевших переиздания, в которых достаточно подробно характеризуются нормативные акты СССР по вопросам религиозной политики на разных этапах исторического развития [19].

Несомненный интерес для данного исследования представляют сборники документов, в ряду которых выделяются сборник нормативных актов, составленный в 20-е гг. XX в. П. В. Гидуляновым (несколько изданий), и сборник материалов и документов «Законодательство о религиозных культах», изданный под общей редакцией В. А. Куроедова [8; 9; 15].

В то же время далеко не все нормативные акты проанализированы в равной мере. Существуют отдельные акты, которые малоизвестны или практически не известны. Однако в них содержатся нормы, которые во многом предопределяли изменения в религиозной политике страны.

С другой стороны, как показывают архивные документы, далеко не всегда нормы, санкционированные государством,

соблюдались на местах, при реализации политики государства в отношении религии.

Сказанное предопределило необходимость выявления малоизвестных нормативных актов, их характеристику и по возможности анализ, реализации норм в практической политике.

Методология и методика исследования. В основу исследования легли основополагающие принципы историко-поли-тической науки, принципы историзма и объективности. Работа построена на анализе изменений в религиозной политике государства в их историческом развитии. Принцип объективности при характеристике явлений и фактов является основополагающим для всей исторической науки. При анализе религиозности общества и религиозной политики государства он особенно важен.

Результаты исследования и их обсуждение. Государственная политика, в какой бы сфере она не реализовывалась, в самом общем виде — это руководство к действию для органов власти разного уровня. В федеративном государстве, каковым являлся Советский Союз, это два уровня государственной власти и уровень местной власти. Очевидно, что в данном случае не является исключением религиозная политика.

Государственная политика находит отражение, прежде всего, в нормативно-правовых актах, ее регламентирующих, и в действии норм этих актов на практике.

Религиозная политика советской России, а затем СССР, практически весь период его существования носила репрессивный характер. Можно констатировать, что были периоды определенного «потепления» отношения власти к религии, однако они были относительно краткими и не шли ни в какое сравнение с масштабами гонений на религии. В то же время можно попытаться представить периодизацию данной политики, что в разных вариантах делается некоторыми исследователями. Упор в основной массе работ делается на православие.

Интереснейший анализ периодизаций политики государства в отношении православной церкви дал В. В. Маленков. Он отмечает, что первые попытки выделения

периодов в рамках рассматриваемой проблематики относятся еще к советскому времени. Отдельные авторы выделяли советский период в целом как антирелигиозный. К ним относится М. И. Шахно-вич. П. К. Лобазов, в границах хронологии данной статьи, выделял один большой период 1917—1936 гг. — период построения социализма [20].

Отдельные значимые труды не дают периодизаций, последовательно рассматривая историю через изложение фактов, но основные вехи можно проследить и в них. Здесь примером является объемная работа перестроечного периода «Русское православие: вехи истории» [30. С. 616—647, 694—697].

Ведущий исследователь истории религий и истории православия в советское время М. И. Одинцов выделяет следующие периоды:

- 1917—1924 гг. — создание и деятельность VIII отдела НКЮ;

- 1924—1929 гг. — Президиум и Секретариат ВЦИК, Совнарком в лице ОГПУ и НКВД;

- 1929—1934 гг. — Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК [23].

Существуют и иные периодизации известных историков православия [3; 22; 36].

Относительно размытым видятся периоды истории католицизма в СССР. Рассматриваются гонения после принятия декрета 1918 г., процесс над группой Я. Цепляка, гонения в 1920 - 1930-е гг. [18].

Общие периодизации истории протестантизма в советское время говорят об отсутствии гонения на протестантов в начальный советский период, поскольку советская власть рассматривала их как союзников. Гонения на них начнутся в конце 1920-х -начале 1930-х гг. [28].

В одной из немногих обобщающих работ относительно баптизма в СССР предлагается следующая периодизация:

- 1860-1882 гг.;

- 1882-1905 гг.;

- 1905-1917 гг.;

- 1917-1929 гг.;

- 1929-1942 гг. [17].

Очевидно, что основным маркером выделения периодов в истории религиозной политики советского государства являются действия против православия. Это предопределено тем, что в досоветское время оно являлось государственной религией и основная масса верующих приходилась именно на него. В то же время в стороне от гонений не остались и иные вероучения. В среднеазиатских и закавказских республиках основная масса верующих в рассматриваемое время — мусульмане.

Для составления периодизации можно использовать разные принципы. К примеру, учет каких-либо событий. Однако, по нашему мнению, наиболее верным будет подход, характеризующий как нормы законодательства, так и их реализацию на практике. Именно такой подход положен в основу статьи.

Полагаем, что первый этап антирелигиозной политики советского государства — 1918—1924 гг. Его начало — это появление Декрета Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (от 2 февраля (20 января) 1918 г.) [12]. Некоторые исследователи отмечают, что именно появление данного акта положило начало гонениям на православие (1918—1920). Это кампания по вскрытию мощей православных Святых, массовые изъятия ценностей, преследования духовенства [32].

С другой стороны, даже советские авторы отмечают, что 1919—1921 гг. — это для церкви «период мертвого штиля», или «мертвый период», когда государство ее не теснило. Речь идет о православии [4. С. 239 ].

В работе Л. П. Дьяконова (начало 1920-х гг.) при анализе политики государства в отношении религии в первые годы встречаем замечание автора, что «...Всякая активная борьба Советской власти против церкви не имела смысла. В противном случае это было бы сопряжено с насилием над совестью и свободою человека» [14. С. 11].

Изменения в религиозной политике государства начинаются в конце 1921 г., когда выходит Декрет ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях», в

котором имущество, относимое к ценному, разделялось на три части, две из которых должны быть переданы государству:

«1. Имущество, имеющее историко-ху-дожественное значение, подлежит к исключительному ведению Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, Народного Комиссариата Просвещения, согласно инструкции отделения церкви от государства (утварь, старинная мебель, картины и т. п.).

2. Имущество материальной ценности, подлежащее выделению в Государственное Хранилище Ценностей РСФСР». Только одна часть, «имущество обиходного характера», согласно данному декрету, не должна была передаваться. В то же время в тексте, на наш взгляд, присутствует очень показательное замечание относительно данного имущества. Отмечается: «где оно еще сохранилось». Власть понимала, что основная часть церковных ценностей уже изъята, осталось немного того, «что сохранилось» [13].

Отметим, что в некоторых публикациях названный декрет и ряд иных декретов именуется постановлением и, соответственно, наоборот, постановления именуются декретами [16]. С одной стороны, противоречий нет. Поскольку с латинского языка Decretum переводится как «постановление». В традиционном понимании декрет — это государственный акт, который может носить как общий, так и частный характер. В то же время авторы, говоря о декретах 1917—1918 гг., постановлениями их не называют и, рассматривая постановления органов государственной власти более позднего периода, не именуют их декретами.

В январе 1922 г. создана Комиссия по учету и сосредоточению церковных ценностей во главе с Л. Д. Троцким. Ее задача на первоначальном этапе — изъятие ценностей из закрытых монастырей и храмов. Данная комиссия пришла на смену существовавшим ранее. Так, еще в 1921 г. создана комиссия по антирелигиозной пропаганде при Агитационно-пропагандистском отделе ЦК РКП(б). С. Н. Савельев называет ее антицерковной комиссией при Агитпропе [31.

С. 35]. Комиссия по реализации церковных ценностей существовала недолго. Несмотря на наличие значительного количества публикаций по проблематике данной статьи, работа названных комиссий не представляла собой значимого анализа. В отдельных заметках отмечено, что данные комиссии являлись «слабыми» и собирались нерегулярно [1].

Начало массовому изъятию ценностей религиозных организаций, как традиционно принято считать, положило Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного комитета «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» (от 23 февраля 1922 г.). В некоторых публикациях речь идет о Постановлении Президиума ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации, на помощь голодающим» (от 16 февраля 1922 г.), которое было опубликовано в газете «Известия» 23 февраля [35].

Оно предписывало «...изъять... все драгоценные предметы. изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Нарком-фина....» [24].

Следует отметить, что названное постановление наиболее часто встречается в исследовательских работах при характеристике религиозной политики власти в рассматриваемое время. В то же время были и иные нормативные акты, направленные на работу с религиозными сообществами. Так, 8 июня 1922 г. появилось Постановление Политбюро ЦК РКП(б) по докладной записке ГПУ «Об антисоветских группировках среди интеллигенции». В Приложении ЦК РКП протоколу заседания Политбюро № 10 от 8 июня 1922 г. рассматривались предложения, сданные в комиссию товарищем Уншлихтом. Среди них, помимо прочего, с 10 июля 1922 г. предписывалось проведение перерегистрации всех религиозных обществ, а также запрет на открытие новых без регистрации ГПУ [27].

Активизации деятельности власти в отношении религиозных сообществ способствовало создание осенью 1922 г. Ан-

тирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б), которую возглавил Л. Д. Троцкий. Приведенное название комиссии является наиболее распространенным. С. Н. Савельев отмечет, что официальное название с 1922 по 1928 гг. было следующим: «Комиссия по проведении отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)» и только с середины июня 1928 г. по ноябрь 1929 г. она именовалась Антирелигиозной при Президиуме ЦК ВКП(б) [31. С. 38]. Цель комиссии заключалась в координации антирелигиозной деятельности государства.

Советские авторы отмечали, что причиной многочисленных бед, обрушившихся, к примеру, на православную церковь (с 1922 г.), стала интеллигенция [4. С. 240].

На весну 1923 г. запланирован суд над Патриархом Тихоном. Тогда же арестован католический архиепископ Я. Цепляк и пятнадцать иных католических священнослужителей. Процесс над Я. Цепляком и его «группой» проходил в двадцатых числах марта 1923 г. В итоге высшая мера наказания ему заменена десятилетним лишением свободы, однако к смерти приговорен проходивший с ним по делу один из священнослужителей - К. Ю. Буткевич. В разных публикациях его именуют прелатом, монсеньером, ксендзом или просто священником. Процесс над Патриархом Тихоном не состоялся и в конце июня 1923 г. он был освобожден из-под стражи.

Следующим актом, значительно повлиявшим на религиозную политику советского государства, стало Постановление Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 15 апреля 1923 г., которое утвердило «Инструкцию о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых». Оно регламентировало регистрацию религиозного сообщества. Наблюдение за религиозными сообществами осуществлялось согласно названному постановлению, Наркомом Внутренних Дел [26]. Относительная сложность регистрации и контроль над деятельностью религиозных сообществ, несомненно, привели к сокращению официально действующих.

Архивные документы дают представление о массовом закрытии в 1922-1923 гг. по всей стране построек культового назначения различных религиозных конфессий [5. Л. 49, 73, 76, 80, 183].

Для православия гонения окончились в 1923 г. в связи с созывом второго Поместного Всероссийского Собора, который, как отмечал в одной из публикаций середины 20-х гг. XX в. А. И. Введенский, «... уничтожит всю эту реакционную накипь.» «. и установит нормальные взаимоотношения между церковью и государством» [4. С. 252].

Последующий период, с 1923 г. и до появления 8 апреля 1929 г. Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР «О религиозных объединениях», авторы ряда публикаций называют достаточно спокойным в плане действия властей относительно религиозных сообществ. При этом, говоря об исламе в отдельных регионах, период «относительной свободы» ведут с 1917 по 1929 гг. [11]. Значительная часть публикаций пропускает данные годы, отдельные же характеризует, к примеру, 1927-1929 гг. [33]. Однозначной общей картины периода нет. В то же время известно, что, к примеру, в конце 1924 г. в Киево-Печерской лавре обнаружен «контрреволюционный заговор» высшего духовенства. Естественно, «. виновные несли ответственность по всей строгости нашего революционного законодательства» [14. С. 13]. Сказанное говорит о том, что репрессивная политика в отношении религии продолжалась и в период 1923-1929 гг.

Отметим, что 24 января 1929 г. появилось Циркулярное письмо (циркуляр) ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды». В отдельных публикациях данный текст называют «указом», в других - «постановлением» или «резолюцией». В нем прописывалось, что «... религиозная организация (церковные советы, мутаваллиаты, синагогальные общества и т. п.) является единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы.» [6. Л. 1; 10; 21; 33; 34]. Собственно именно

с этого момента происходит резкое изменение государственной политики в отношении религий. Менее чем через три месяца, 8 апреля того же года, вышло известное Постановление СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Этот акт стал основой религиозной политики СССР вплоть до конца советского периода. В дальнейшем в него будут вноситься изменения, к примеру, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 г. [25].

В Постановлении от 8 апреля 1929 г. в 64 пунктах подробно расписывались основы существования и деятельности зарегистрированного религиозного объединения в виде религиозного общества или группы верующих. Введен ряд запретов на деятельность религиозных сообществ: на создание касс взаимопомощи, кооперативов, производственных объединений, оказание материальной помощи членам, организацию детских, юношеских, женских собраний, преподавание религиозных вероучений и др. [Там же].

Несмотря на то, что формально названное постановление не говорило о закрытии религиозных организаций и храмов, именно после его появления начинается их массовое закрытие. С этого же времени, как отмечалось ранее, некоторые авторы ведут этап гонений на религию.

Имеются данные о том, что, к примеру, на территории Азербайджана, массовое закрытие мечетей прошло уже в конце 1928 г. - начале 1929 г. [29].

В начале августа 1929 г. на заседании Политбюро ЦК Е. Ярославский делал доклад об успехах в ликвидации всех религиозных учений. Итогом стал вывод, что «Религии со своими догмами, этикой, праздниками, обрядами являясь сами по себе контрреволюционной идеологической силой.». В дальнейшем появилась подписанная В. М. Молотовым и Л. М. Кагановичем директива, согласно которой религиозные организации признавались легально действующей контрреволюционной силой [31. С. 44].

Следует отметить, что помимо названных существовали и, к примеру, ве-

домственные, узконаправленные акты, в определенной степени влиявшие на религиозную политику государства. Таковым являлся Циркуляр Наркомздрава от 26 января 1923 г. № 249, содержавший санитарные правила для служителей культа при выполнении ими религиозных обрядов и ряд иных [37. С. 24].

Таким образом, в настоящее время нет однозначной периодизации истории государственной религиозной политики СССР. Данные различных публикаций

Список литературы_

разнятся и часто противоречат друг другу. Воссоздание полной объективной картины возможно при анализе всей полноты нормативных актов как общесоюзных, так и отдельных республик в составе СССР. В то же время, несмотря на кажущееся наличие значительного количества публикаций по данной проблематике, содержащих объемный фактографический материал, необходимо уточнение истории реализации политики государства в отношении религий на практике.

1. Антирелигиозная комиссия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ru.wikipedia.org/ wiki/Антирелигиозная_комиссия (дата обращения: 20.07.2018).

2. Булатов И. П. К расколу в русской православной церкви (с кратким историческим расколом православия). Вологда: Типография Северосоюза, 1922. 69 с.

3. Васильева О. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание [Электронный ресурс] // Православие.т. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/archiv/ sovietstate-church.htm (дата обращения: 08.07.2018).

4. Введенский А. И. Церковь и государство (очерк взаимоотношений церкви и государства в России в 1918-1922 г.). М.: Мосполиграф, 1923. 259 с.

5. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. P5263. Оп. 1. Д. 27(1).

6. ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 4. Д. 301.

7. Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства: полный сборник декретов и РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т. д. с разъяснениями V отдела НКЮ РСФСР / под ред. П. А. Красикова. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1924. 404 с.

8. Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства в СССР: полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других советских социалистических республик: УССР, БССР, ЗСФСР, Узбекской и Туркменской / под ред. П. А. Красикова. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1926. 712 с.

9. Гидулянов П. В. Церковь и государство по законодательству РСФСР: сборник узаконений и распоряжений с разъяснениями V отдела НКЮ / под ред. П. А. Красикова. М.: Типография ГПУ, 1923. 100 с.

10. Гонения на Русскую Православную Церковь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.studexpo.ru/121650/istoriya/frontalnaya_ataka (дата обращения: 19.07.2018).

11. Дамаскин (Орловский), игумен Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.orthodoxy33.wordpress.com/2011/11/15/nssr/ (дата обращения: 27.07.2018).

12. Декрет Совета Народных Комиссаров от 2 февраля (20 января) 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.constitution.garant. ru/history/act1600-1918/5325/ (дата обращения: 23.06.2018).

13. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О ценностях, находящихся в церквах и монастыгрях»: от 27 дек. 1921 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=32831#08069142613474125 (дата обращения: 10.07.2018).

14. Дьяконов Л. П. Советские законы о церкви. Л.: Гос. изд-во, 1926. 55 с.

15. Законодательство о религиозных культах: сборник материалов и документов / Г. Р. Гольст, Д. М. Ночвин. New York: Chalidze, 1981. 210 с.

16. Изъятие церковныгх ценностей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/ text/293919.html (дата обращения: 20.05.2018).

17. История Евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Издание ВСЕХБ, 1989. 623 с.

18. Краткий очерк истории католической церкви в России. Ч. 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus2.htm (дата обращения: 25.06.2018).

19. Куроедов В. А. Религия и закон. М.: Знание, 1970. 61 с.

20. Маленков В. В. К вопросу периодизации взаимоотношений государства и церкви в СССР (кри-

тико-методологический аспект) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/26__

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SSN_2008/Istoria/34817.doc.htm (дата обращения: 14.07.2018).

21. Никитин В. Патриарх Пимен [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.books.google. ru/books?id=6QROJfQnUgEC&pg=PT39&lpg=PT39&dq=указ+1929+ (дата обращения: 13.05.2018).

22. Овчинников В. А. К вопросу о периодизации истории Русской Православной Церкви в Сибири в советский период (1917—1991) // Исторические науки и археология. 2015. Т. 1, № 1. С. 72—80.

23. Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: РОИР, 2002. 312 с.

24. Постановление ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании верующих»: от 23 февр. 1922 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base (дата обращения: 13.07.2018).

25. Постановление ВЦИК СНК РСФСР «О религиозных объединениях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 г.): от 8 апр. 1929 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3566.htm (дата обращения: 19.05.2018).

26. Постановление Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР «Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых»: от 15 апр. 1923 г. [Электронный ресурс] / / Правовая Россия. Режим доступа: http://www.lawru.info/dok/1923/04/15/n1204772.htm (дата обращения: 13.06.2018).

27. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) по докладной записке ГПУ «Об антисоветских группировках среди интеллигенции»: от 8 июня 1922 г. [Электронный ресурс] / / Россия. XX век: альманах. Режим доступа: http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/56017 (дата обращения: 19.07.2018).

28. Протестантизм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bigenc.ru/religious_studies/ text/4427314 (дата обращения: 17.04.2018).

29. Религия в СССР [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ru.wikipedia.org/wiki/Рели-гия_в_СССР (дата обращения: 12.07.2018).

30. Русское православие: вехи истории / науч. ред. А. И. Клебанов. М.: Политиздат, 1989. 719 с.

31. Савельев С. Н. Бог и комиссары // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 34-45.

32. Сактаганова 3. Г., Мажитова Ж. С., Аймахов Е. Н. Государство и религия в советской истории: этапы и история взаимоотношений в Казахстане [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. articlekz.com/article/18097 (дата обращения: 13.05.2018).

33. Слезин А. А. Антирелигиозное наступление советского государства в 1927—1929 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-notabene.ru/lr/article_615.html (дата обращения: 13.04.2018).

34. Советская власть и церковь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biofile.ru/ his/33000.html (дата обращения: 03.05.2018).

35. Создание советской системы государственного управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.infopedia.su/10xc444.html (дата обращения: 06.07.2018).

36. Цыпин В. А. История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший периоды (1700— 2005). М.: Сретенский монастырь, 2007. 816 с.

37. Шафаревич И. Р. Законодательство о религии в СССР: доклад Комитету прав человека. Paris: Ymca-Press, 1973. 81 с.

38. Шкаровский М. В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Вече, 2010. 480 с.

39. Luukkanen А. The religious policy of the stalinist state: a case study: the central standing commission of religious questions (1929—1938). Helsinki: Catalan Historical Society, 1997. 214 p.

40. Pospielovsky D. The russian church under the soviet regime 1917—1982. New-York: St. Vladimir's Seminary Press, 1984. Vol. 1. 248 p.; Vol. 2. 535 p.

References_

1. Antireligioznaya komissiya (Anti-Religious Commission). Available at: https://www.ru.wikipedia.org/ wiki/Anti-religious_commission (Date of access: 20.07.2018).

2. Bulatov I. P. Kraskolu v russkoy pravoslavnoy tserkvi (s kratkim istoricheskim raskolom pravoslaviya) (To the schism in the Russian Orthodox Church (with a brief historical schism of Orthodoxy) ). Vologda: Printing house of the North Union, 1922. 69 p.

3. Vasilyeva O. Gosudarstvenno-tserkovnye otnosheniya sovetskogo perioda: periodizatsiya i soderzhanie (The state-church relations of the Soviet period: periodization and content): Orthodoxy.ru. Available at: http:// www.pravoslavie.ru/archiv/sovietstate-church.htm (Date of access: 08.07.2018).

4. Vvedensky A. I. Tserkov igosudarstva (ocherk vzaimootnosheniy tserkvi igosudarstva vRossii v 1918— 1922 g.) (Church and state (sketch of the relationship of church and state in Russia in 1918—1922)). Moscow: Mospoligraph, 1923. 259 p.

5. Gosudarstvenny arhiv Rossiyskoy Federatsii (State Archive of the Russian Federation). Foundation r5263. op. 1. d. 27 (1).

6. Gosudarstvenny arhiv Rossiyskoy Federatsii (State Archive of the Russian Federation). Foundation r6991. op. 4. d. 301.

7. Gidulyanov P. V. Otdelenie tserkvi otgosudarstva: polny sbornik dekretov i RSFSR i SSSR, instruktsiy, tsirkulyarovi t.d. s rasyasneniyami VotdelaNKYURSFSR (Separation of church and state: a complete collection of decrees and the RSFSR and the USSR, instructions, circulars, etc. with explanations from the V Department of the NKUst of the RSF); Ed. P. A. Krasikov. Moscow: Legal. Publishing house NKYU RSFSR, 1924. 404 p.

8. Gidulyanov P. V. Otdelenie tserkvi ot gosudarstva v SSSR: polny sbornik dekretov, vedomstvennyh rasporyazheniy i opredeleniy Verhovnogo Suda RSFSR i drugih sovetskih sotsialisticheskih respublik: USSR, BSSR, ZSFSR, Uzbekskoy i Turkmenskoy (Separation of church and state in the USSR: a complete collection of decrees, departmental orders and definitions of the Supreme Court of the RSFSR and other Soviet socialist republics: USSR, BSSR, ZSFSR, Uzbek and Turkmen); Ed. P. A. Krasikov. Moscow: Legal. Publishing house NKYU RSFSR, 1926. 712 p.

9. Gidulyanov P. V. TserkovigosudarstvopozakonodatelstvuRSFSR: sbornik uzakoneniy irasporyazheniy s rasyasneniyami Votdela NKYU (The Church and the State under the laws of the RSFSR: a collection of laws and orders with explanations from the V Department of the NCJ); Ed. P. A. Krasikov. Moscow: Printing house of the GPU, 1923. 100 p.

10. Goneniya na Russkuyu Pravoslavnuyu Tserkov (Persecutions of the Russian Orthodox Church). Available at: https: //www.studexpo.ru/121650/istoriya/frontalnaya_ataka (Date of access: 19.07.2018).

11. Damaskin (Orlovskiy), igumen Goneniya na Russkuyu Pravoslavnuyu Tserkov v sovetskiy period (Damaskin (Orlovsky), Abbot of the Persecution of the Russian Orthodox Church in the Soviet Period). Available at: https: //www.orthodoxy33.wordpress.com/2011/11/15/nssr/ (Date of access: 27.07.2018).

12. Dekret Soveta Narodnyh Komissarov ot 2 fevralya (20 yanvarya) 1918 g. "Ob otdelenii tserkvi ot gosudarstva i shkoly ot tserkvi" (Decree of the Council of People's Commissars of February 2 (January 20), 1918 "On the separation of church from state and school from church"). Available at: http: //www. constitution. garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (Date of access: 23.06.2018).

13. Dekret Vserossiyskogo Tsentralnogo Ispolnitelnogo Komiteta "O tsennostyah, nahodyashchihsya v tserkvah i monastyryah": ot 27 dek. 1921 g. (Decree of the All-Russian Central Executive Committee "On values held in churches and monasteries": from 27 December. 1921): Consultant Plus. Available at: http:// ww.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=32831#08069142613474125 (Date of access: 10.07.2018).

14. Dyakonov L. P. Sovetskie zakony o tserkvi (Soviet church laws). Leningrad: State. publishing house, 1926.55 p.

15. Zakonodatelstvo o religioznyh kultah: sbornik materialov i dokumentov (Legislation on religious worship: a collection of materials and documents) / G. R. Golst, D. M. Nochvin. New York: Chalidze, 1981. 210 p.

16. Izyatie tserkovnyh tsennostey (The seizure of church property) Available at: http://www.pravenc.ru/ text/293919.html (Date of access: 20.05.2018).

17. IstoriyaEvangelskihhristian-baptistovvSSSR (History of Evangelical Christian Baptists in the USSR). Moscow: Vsehb Publication, 1989. 623 p.

18. Kratkiy ocherk istorii katolicheskoy tserkvi v Rossii. ch. 2 (A brief sketch of the history of the Catholic Church in Russia. Part 2). Available at: http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus2.htm (Date of access: 25.06.2018).

19. Kuroyedov V. A. Religiya izakon (Religion and law). Moscow: Knowledge, 1970. 61 p.

20. Malenkov V. V. K voprosu periodizatsii vzaimootnosheniy gosudarstva i tserkvi v SSSR (kritiko-metodologicheskiy aspekt) (On the issue of periodization of relations between the state and the church in the USSR

(critical-methodological aspect). Available at: http://www.rusnauka.com/26_SSN_2008/Istoria/34817.doc.

htm (Date of access: 14.07.2018).

21. Nikitin V. Patriarh Pimen (Patriarch Pimen). Available at: https://www.books.google.com/books?id =6QROJfQnUgEC&pg=PT39&lpg=PT39&dq=individual1929+ (Date of access: 13.05.2018).

22. Ovchinnikov V. A. Istoricheskie nauki i arheologiya (Historical Sciences and Archeology), 2015, vol. 1, no. 1, pp. 72-80.

23. Odintsov M. I. Russkaya pravoslavnaya tserkov v XX veke: istoriya, vzaimootnosheniya s gosudarstvom i obshchestvom (Russian Orthodox Church in the twentieth century: history, relations with the state and society). Moscow: ROIR, 2002. 312 p.

24. Postanovlenie VTSIK "Ob izyatii tserkovnyh tsennostey, nahodyashchihsya vpolzovanii veruyushchih": ot 23 fevr. 1922 g. (Resolution of the All-Russian Central Executive Committee "On the withdrawal of church property in the use of believers": from 23 February. 1922): Consultant Plus. Available at: http://www. consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base (Date of access: 13.07.2018).

25. Postanovlenie VTSIKSNKRSFSR "O religioznyh obedineniyah" (s izm. i dop., vnesennymi Ukazom Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 23 iyunya 1975g.): ot 8 apr. 1929 g. (Resolution of the All-Russian Central Executive Committee of the Council of People's Commissars of the RSFSR "On Religious Associations" (as amended and added by the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the RSFSR of June 23, 1975): April 8 1929) Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3566.htm (Date of access: 19.05.2018).

26. Postanovlenie Narkomyusta RSFSR, NKVD RSFSR (Instruktsiya o poryadke registratsii religioznyh obshchestv i vydachi razresheniy na sozyv sjezdov takovyh): ot 15 apr. 1923 g. (Resolution of People's Commissariat of the RSFSR, NKVD of the RSFSR (Instructions on the procedure for registering religious societies and issuing permits for convening such congresses): from April 15 1923): Legal Russia. Available at: http:// www.lawru.info/dok/1923/04/15/n1204772.htm (Date of access: 13.06.2018).

27. Postanovlenie Politbyuro TsK RKP(b) po dokladnoy zapiske GPU "Ob antisovetskih gruppirovkah sredi intelligentsii": ot 8 iyunya 1922 g. (Resolution of the Political Bureau of the Central Committee of the RCP (B.) On the memorandum of the GPU "On the anti-Soviet groups among the intelligentsia": June 8, 1922): Russia. XX century: almanac. Available at: http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/56017 (Date of access: 19.07.2018).

28. Protestantizm (Protestantism). Available at: https://www.bigenc.ru/religious_studies/text/4427314 (Date of access: 17.04.2018).

29. Religiya vSSSR (Religion in the USSR). Available at: https://www.ru.wikipedia.org/wiki/Religion_ in_CSSR (Date of access: 07/12/2018).

30. Russkoe pravoslavie: vekhi istorii (Russian Orthodoxy: Milestones in History) / scientific ed. A. I. Klebanov. Moscow: Politizdat, 1989. 719 p.

31. Saveliev S. N. Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological studies), 1991, no. 2, pp. 34—45.

32. Sakaganova Z. G., Mazhitova Z. S., Aimakhov Ye. N. Gosudarstvo i religiya v sovetskoy istorii: etapy i istoriya vzaimootnosheniy vKazahstane (State and Religion in Soviet History: Stages and History of Relations in Kazakhstan). Available at: https: //www.articlekz.com/article/18097 (Date of access: 13.05.2018).

33. Slezin A. A. Antireligioznoe nastuplenie sovetskogo gosudarstva v 1927—1929 (Anti-religious offensive of the Soviet state in 1927—1929). Available at: http://www.e-notabene.ru/lr/article_615.html (Date of access: 13.04.2018).

34. Sovetskaya vlasti tserkov (Soviet power and church). Available at: http://www.biofile.ru/his/33000. html (Date of access: 03.05.2018).

35. Sozdanie sovetskoy sistemy gosudarstvennogo upravleniya (The creation of the Soviet system of government). Available at: https://www.infopedia.su/10xc444.html (Date of access: 06.07.2018).

36. Tsypin V. A. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: Sinodalny i noveyshiy periody (1700—2005) (History of the Russian Orthodox Church: synodal and Recent Periods (1700—2005)). Moscow: Sretensky Monastery, 2007. 816 p.

37. Shafarevich I. R. Zakonodatelstvo o religii v SSSR: doklad Komitetu prav cheloveka (Legislation on Religion in the USSR: Report to the Human Rights Committee). Paris: Ymca-Press, 1973. 81 p.

38. Shkarovsky M. V. Russkaya pravoslavnaya tserkov v XX veke (Russian Orthodox Church in the twentieth century). Moscow: Veche, 2010. 480 p.

39. Luukkanen А. The religious policy of the stalinist state: a case study: the central standing commission of religious questions (1929—1938) (The religious policy of the stalinist state: a case study: the central standing commission of religious questions (1929—1938)). Helsinki: Catalan Historical Society, 1997. 214 p.

40. Pospielovsky D. The russian church under the soviet regime 1917—1982 (The russian church under the soviet regime 1917-1982). New-York: St. Vladimir's Seminary Press, 1984. vol. 1. 248 p.; vol. 2. 535 p.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Дроботушенко Евгений Викторович, канд. ист. наук, доцент, Забайкальский государственный университет, г. Чита,

Россия. Область научных интересов: история, политические науки, социология, право

DRZZ@yandex.ru

Eugeny Drobotushenko, candidate of historical sciences, associate professor, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: history, political science, sociology, law

Образец цитирования_

Дроботушенко Е. В. Трансформация религиозной политики советского государства на первых этапах его развития: отражение изменений в нормативно-правовых актах // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 8. С. 65-75. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-8-65-75.

Drobotushenko Е. Transformation of religious policy in the soviet state in the early stages of its development: a reflection of changes in normative legal acts // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 8, pp. 65-75. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-8-65-75.

Статья поступила в редакцию: 03.08.2018 г. Статья принята к публикации: 15.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.