Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности Русской православной церкви в СССР в 1950-1970-е гг'

Правовые основы деятельности Русской православной церкви в СССР в 1950-1970-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / THE GOVERNMENT / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / GOVERNMENT-CHURCH RELATIONS / LEGAL REASONING / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Н. В., Иванченко С. В.

Проблема регулирования взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви в период «оттепели» рассматривается в контексте правового обеспечения деятельности православной церкви в условиях новой религиозной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Михайлова Н. В., Иванченко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REASONING OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ACTIVITIES IN USSR IN THE FIFTIES - SEVENTIES XX CENTURY

The article deals with problem of regulation Russian Orthodox Church and state interrelations during fifties-seventies XX century analyzed in terms of legal reasoning of Russian Orthodox Church activities in conditions of new religious policy.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности Русской православной церкви в СССР в 1950-1970-е гг»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СССР В 1950-1970-е гг.

Н.В. МИХАЙЛОВА,

начальник кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы РФ,

доктор юридических наук, профессор

С.В. ИВАНЧЕНКО,

адъюнкт кафедры истории государства и права Московского

университета МВД России 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Luchen-00@mail.ru

Аннотация. Проблема регулирования взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви в период «оттепели» рассматривается в контексте правового обеспечения деятельности православной церкви в условиях новой религиозной политики.

Ключевые слова: государственная власть, Русская православная церковь, государственно-церковные отношения, правовые основы, правовое регулирование.

LEGAL REASONING OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ACTIVITIES IN USSR IN THE FIFTIES - SEVENTIES XX CENTURY

N.V. MIHAILOVA,

head of the chair of the state and law history of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, honoured worker of the Higher School of the Russian Federation, Doctor of Law Science, professor

S.V. IVANCHENKO,

aspirant of the chair of the state and law history of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation. The article deals with problem of regulation Russian Orthodox Church and state interrelations during fifties-seventies XX century analyzed in terms of legal reasoning of Russian Orthodox Church activities in conditions of new religious policy.

Key words: the government, Russian Orthodox Church, government-church relations, legal reasoning, legal regulation.

Обращение к истории развития правовых отношений Русской православной церкви и Советского государства в 1950-1960-е гг. связано с необходимостью переоценки государственной политики, проводимой в отношении Рправославной церкви, в условиях заявленного в то время государственной властью процесса модернизации советского общества. Исследование государственно-правового регулирования деятельности Рправославной церкви представляется важным в контексте воздействия религии на общественное сознание.

В период «оттепели» был взят курс на возвращение к ленинским принципам церковной политики и возобновлении массовых антирелигиозных кампаний. Стремясь быстрее закрепить в законодательстве свои

намерения в отношении церкви, было подготовлено постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистический пропаганде и мерах ее улучшения», которое было принято 7 июля 1954 г. Документ обязывал партийные организации «решительно покончить с пассивностью в отношении религии». Постановление послужило основанием для развертывания в стране масштабной атеистической пропаганды. Однако вскоре было принято новое постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», появление которого объяснялось критическими комментариями в зарубежной печати, подрывавшими авторитет СССР. В документе сказано, что борьба против «религиозных предрассудков» — это идеоло-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

гическая борьба научного (материалистического) мировоззрения против антинаучного (религиозного), в которой нельзя допускать оскорбления религиозных чувств верующих и клириков1.

Для «исправления ошибок» и последующего усиления эффективности антирелигиозной кампании были привлечены некоторые представители Московской патриархии. Более 200 священников Рправославной церкви заняли атеистические позиции, некоторые из них вскоре получили ученые степени в области атеизма и впоследствии заняли высокие посты в новой для них отрасли3. Для подобного использования духовенства Рправославной церкви процесс вербовки священнослужителей в секретные агенты КГБ распространился и на низшие организационные структуры. Через спецслужбы проходили не только высшее руководство Рправославной церкви, но и значительная часть рядового духовенства. На основании секретной инструкции «Об агентурной и осведомительной работе среди духовенства»3 такая установка государственной власти стала реализовываться в полном объеме. Это привело к тому, что вся иерархия сверху была создана под контролем органов госбезопасности.

Антирелигиозная компания была активизирована в 1958 г. Важнейшим правовым актом, определяющим характер антирелигиозной работы, стало секретное постановление «О записке Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», принятое 4 октября 1958 г.4 Новым по сравнению с постановлением 1954 г. было то, что государственным органам предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных организаций.

16 октября 1958 г. выходят два постановления Совета Министров СССР «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». В первом поручалось Советам Министров союзных республик и Совету по делам Рправославной церкви в 6 месячный срок изучить вопрос о сокращении количества монастырей и внести в Совет Министров СССР предложения по этому вопросу. Кроме того, предписывалось сократить размеры земельных угодий, находившихся в пользовании монастырей. Привлечение для обработки монастырской земли наемной рабочей силы или добровольного труда квалифицировалось как эксплуатация трудящихся, несмотря на то что этим же постановлением запрещалось принимать в монахи лиц моложе 30 лет.

Постановлением о налоговом обложении Советам Министров союзных республик в соответствии с предоставленным им правом дифференциации ставок сельскохозяйственного налога предписывалось установить повышенные ставки налога с земельных участков монастырей, т.е. вновь были введены нало-

ги на земли и строения монастырей, отмененные в 1945 г.

В январе 1959 г. на внеочередном XXI съезде КПСС было объявлено о полной и окончательной победе социализма в СССР, и это, по сути, определило судьбу Рправославной церкви. В комиссии по вопросам идеологии ЦК КПСС была подготовлена записка «О незаконной деятельности церковников и сектантов»5, где, помимо всего, в адрес Совета по делам Русской православной церкви выдвигался ряд обвинений о ненадлежащем исполнении обязанностей.

Обоснованием конкретизации антирелигиозной прерогативы государственной власти 27 августа 1959 г. явилось постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний»6, требовавшее разоблачения религиозной идеологии на основе новейших достижений науки. 13 января 1960 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах»7, причиной принятия которого стали значительные противоречия действовашего законодательства, регламентировавшего деятельность религиозных организаций и взаимоотношение с Рпра-вославной церкви, с действительностью церковной жизни послевоенного периода. Так, в постановлении указывалось, что Декрет об отделении церкви от государства передавал все церковное имущество прихожанам. Однако «Положение об управлении Русской православной церковью»8 Поместного собора 1945 г., утвержденное правительством, отстранило прихожан от управления имуществом и денежными средствами, передав управление настоятелю.

Новый этап в правовом оформлении взаимоотношений государства и церкви обозначился принятием постановления Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о храмах», согласно которому решения о закрытии храмов и снятии с регистрации религиозных объединений должны были приниматься на местном уровне и только по согласованию с Советом по делам Рправославной церкви. Кроме того, предусматривалось ужесточение налогов, а именно все священнослужители должны были облагаться налогом по ст. 19 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения». Административная реформа предоставила граничащие с произволом законные основания и полномочия местным властям, одновременно сняв ответственность за нарушение закона с центральной власти.

Председатель Совета по делам религий, ссылаясь на постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР 1929 г. «О религиозных объединениях», по которому представители духовенства были отстранены от хозяйственной деятельности, 31 марта 1961 г. потребовал от Патриарха Алексия передать все хозяйственные и

финансовые полномочия двадцатке (исполнительному органу общины). Это требование в Рправославной церкви было принято, и составлено соответствующее решение Священного синода, по которому священники устранялись от финансово-хозяйственных дел. Позже, 18 июля 1961 г., состоялся Архиерейский собор, который принял согласованные с государством поправки к Положению об управлении Русской православной церкви. Однако постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», устранившее священнослужителей как лиц, лишенных избирательного права от участия в хозяйственных делах религиозных общин, по своему содержанию противоречило Конституции СССР 1936 г. в области предоставления всем гражданам одинаковых прав.

В конце 1963 г. идеологическая комиссия ЦК КПСС приняла план мероприятий по укреплению атеистического воспитания населения, в котором комиссиям по контролю над соблюдением законодательства о культах указывалось на применение административных мер в случае нарушения установленных правил. В 1964 г. Совет по делам Рправославной церкви издал циркуляр о контроле над соблюдением законодательства о культах, который был направлен председателям исполкомов.

Начиная с середины 1960-х гг. взаимоотношения между государством и Рправославной церкви приобретают новые черты. Характерным проявлением нового курса во взаимоотношениях советского государства и Рправославной церкви явились результаты совещания в Верховном суде, на котором были признаны многочисленные факты нарушения законности в отношении Рправославной церкви. По материалам этого совещания в январе 1965 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих»9, в соответствии с которым была проведена работа по дополнительному изучению дел и отмене судебных решений.

По распоряжению исполнительной власти 8 декабря 1965 г. Совет по делам Рправославной церкви при Совете Министров СССР и Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР был преобразован в единый орган — Совет по делам религий при Совете министров СССР. Положение о Совете по делам религий при Совете министров СССР было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 10

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

мая 1966 г. № 361. Ранее этот орган действовал исключительно на основании секретных инструкций10.

Позже в УК РСФСР, устанавливавшее ответственность за нарушение закона об отделении церкви от государства, были внесены изменения. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 г. «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах» заменил наказание за нарушение соответствующего закона в административном порядке на штраф в размере 50 руб. Но все же при вторичном привлечении к суду за нарушение законодательства о культах было предусмотрено уголовное преследование.

На фоне этих событий постепенно началась переоценка государственной церковной политики. Для рассмотренного этапа правового регулирования государственно-церковных взаимоотношений в отношении Рправославной церкви характерна общая правовая стратегия государственной власти, которая была направлена на полное вытеснение церкви из всех сфер жизни общества с перспективой ее полной ликвидации. Государственная власть под юридическим прикрытием законодательства о культах заявляла о подлинной свободе совести в СССР. На фоне декларативных заявлений о восстановлении социалистической законности и правопорядка, с конца 1960-х гг. отчетливо проявились тенденции к созданию видимости юридической защиты, или символизации прав Русской православной церкви. В соответствии с этими целями государственной властью были выработаны и применялись меры партийного идеологического, нежели правового воздействия.

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.,1985. Т 8. С. 430.

2 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 281.

3 Известия. 1992 . № 18.

4 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 91. Л. 30.

5 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1649. Л. 157.

6 Вопросы идеологической работы : Сб. важнейших решений КПСС (1954-1961 гг.). М., 1961. С. 137.

7 ГАПО. Ф. 2392. Оп.1. Д. 5. Л. 127.

8 Журнал Московской патриархии. 1954. № 2. С. 36.

9 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 4. Д. 173. Л. 5.

10 Штриккер Г. Русская православная церковь в советское время (1917-1992 гг.). Мат-лы и док-ты. М., 1995. Т 2. С. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.