Научная статья на тему 'Актуальные вопросы изучения истории Русской православной церкви (на примере Кемеровской области, 1945-1960-е гг. )'

Актуальные вопросы изучения истории Русской православной церкви (на примере Кемеровской области, 1945-1960-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
381
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЛАГОЧИНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ / АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / АРХЕОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ / РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / STATE-CHURCH RELATIONS / DIOCESE / HISTORIOGRAPHY / ATHEISTIC PROPAGANDA / LITERATURE IN EXILE / THE ARCHAEOGRAPHICAL WAVE / RUSSIAN HISTORIOGRAPHY / REGIONAL HISTORIOGRAPHY / KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Климова Екатерина Сергеевна

История Кемеровского благочиния Новосибирской и Барнаульской епархии РПЦ неразрывно связана с историей Русской православной церкви на территории СССР, в том числе Сибири. В статье анализируется научная, научно-популярная и публицистическая литература российских и региональных авторов, а также основные направления историографии РПЦ. Историография Кемеровского благочиния автором поделена на несколько направлений: советская, эмигрантская, российская и региональная. Критериями приведенной классификации являются идеологические различия, методологические поиски авторов и расширение источников базы исследований. Комплексное изучение различных взглядов на одни и те же события позволят оценить роль религии в жизни советского общества, а также определить условия, в которых осуществлялась вероисповедальная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF STUDYING THE HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SECOND HALF OF XX CENTURY: CASE STUDY OF THE KEMEROVO REGION IN THE 1945-1960S

The history of the Kemerovo deanery of the Novosibirsk and Barnaul dioceses of the Russian Orthodox Church is inseparably linked with the history of the Russian Orthodox Church on the territory of the USSR, including Siberia. This article analyzes scientific, popular science and journalistic literature sources of Russian and regional authors, as well as the main directions of the ROC historiography. The author divides the historiography of Kemerovo deanery into several areas: Soviet, emigrant, Russian and regional. The criteria for this classification are the following: ideological differences, methodological searches of the authors and research sources spread-out. A comprehensive study of different views on the same events will allow us to assess the role of religion in the life of Soviet society, as well as determine the conditions under which religious practice was carried out.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы изучения истории Русской православной церкви (на примере Кемеровской области, 1945-1960-е гг. )»

Magistra УШв: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 1. С. 117-124.

Историографические аспекты историко-религиозной проблематики

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (на примере Кемеровской области, 1945-1960-е гг.)

Е. С. Климова

Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

История Кемеровского благочиния Новосибирской и Барнаульской епархии РПЦ неразрывно связана с историей Русской православной церкви на территории СССР, в том числе Сибири. В статье анализируется научная, научно-популярная и публицистическая литература российских и региональных авторов, а также основные направления историографии РПЦ. Историография Кемеровского благочиния автором поделена на несколько направлений: советская, эмигрантская, российская и региональная. Критериями приведенной классификации являются идеологические различия, методологические поиски авторов и расширение источников базы исследований. Комплексное изучение различных взглядов на одни и те же события позволят оценить роль религии в жизни советского общества, а также определить условия, в которых осуществлялась вероисповедальная практика.

Ключевые слова: Русская православная церковь, государственно-церковные отношения, благочиние, историография, атеистическая пропаганда, эмигрантская литература, археографический взрыв, российская историография, региональная историография, Кемеровская область.

В настоящее время для исследователей доступен достаточно объемный комплекс отечественной литературы по истории Русской православной церкви (далее РПЦ) второй половины XX в. Внимание историков, религиоведов, писателей, представителей церковно-исторической науки привлекают различные аспекты данной темы. Историография РПЦ в своем развитии прошла несколько этапов, имеет свои достижения и открытия, сформировавшиеся в научные направления.

Публикации, как правило, хронологически разделяют на советский и новейший период. В советский период ведущим направлением религиоведческой литературы стала атеистическая пропаганда, которая приобрела научную форму и получила свое широкое распространение в 1950-1960-е гг. после выхода Постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» [КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: 1971, С. 516-517], которое, отмечая активность деятельности церкви, призывало комсомольские и партийные организации проводить антирелигиозную работу. С 1959 г. общество «Знание» начало издавать советский научно-популярный журнал «Наука и религия». Опираясь на последние достижения и открытия современной науки, в журнале были опубликованы мировоззренческие статьи, где предметом обсуждения

стали вопросы истории и теории научного атеизма, методики и практики атеистической пропаганды, критика идеологии мировых религий. Издательства «Наука», «Воениздат», «Книга», «Мысль» также активно публиковали антирелигиозные материалы.

Вопрос атеизма интенсивно рассматривался в научно-исследовательской работе высших учебных заведений. Так, например, в Кемеровском медицинском институте в 1966-1967 гг. студентами и преподавателями было прочитано более 700 лекций на атеистические темы, проводились конференции. Институт издавал научный сборник «Наука в борьбе с религией». В нем был представлен опыт антирелигиозной пропаганды Кемеровской области и лишь фрагментарно А. П. Романовым поднимался вопрос религиозности населения Кузбасса [Романов:1968, С. 10-17].

Среди советской литературы обращают на себя внимание работы В. А. Куроедова, П. К. Куроч-кина, И. А. Михайлова, которые идеализировали государственно-церковные отношения второй половины XX в., распространяя идеи модернизации и эволюции РПЦ. Согласно их концепции, общественно-историческая обстановка заставила православную церковь приспособиться и радикально изменить политический курс и социальную позицию. Безусловно, государству отводилась главная роль в урегулировании отношений [Куроедов, 1981; Михайлов, 1962].

Ряд работ посвящен проблеме патриотической деятельности РПЦ в период Великой Отечественной войны. Представители «эволюционных взглядов» придерживались мнения, что именно патриотическая позиция церкви положительно повлияла на нормализацию государственно-церковных отношений [Куроедов: 1981]. А. И. Бар-менков, В. В. Колобков, Ф. М. Придувалов рассматривали патриотизм РПЦ в годы войны в качестве вынужденного шага, поскольку основная масса верующих поддерживала советскую власть и активно включилась в строительство нового общества [Барменков: 1979, С. 122, 16]. Д. И. Сидоров, В. Е. Титов, К. А. Паюсов, наоборот, отвергали какое-либо влияние РПЦ на укрепление патриотических чувств населения. Д. И. Сидоров пишет о том, что религия не способствовала делу защиты Родины, а лишь мешала верующим осознать всю величину опасности, нависшей над страной [Сидоров: 1963, С. 28-33]. Не оставили без внимания авторы вопрос измены духовенства на оккупированной территории [Титов: 1967].

Советскими исследователями достаточно поверхностно рассматривались вопросы отношений между государством и церковью, внутри-церковной жизни. Непосредственно религиозная политика советского государства практически не являлась предметом исследования.

А. В. Горбатов определил причины этого в следующем: идеологические установки советского времени; скудность событий послевоенного времени по сравнению с 1920-30-ми гг.; ограниченность источниковой базы; «аберрация близости», мешающая адекватно осмысливать недавно происшедшие события, процессы и явления [Горбатов: 2011, С. 10-13].

Противоположных советским взглядов придерживались представители русской эмиграции. Религиозный, философский и литературный журнал «Вестник русского христианского движения» в 1950-1960 гг. помещал на своих страницах статьи эмигрантов Н. А. Струве, У. Флетчера, Д. Константинова, Сильвестра, К. Ельчанинова и др. Авторы издания оперативно и активно реагировали на происходящие политические события в СССР, связанные с религиозной жизнью, а также событиями внутри РПЦ.

По содержанию и методологии эмигрантская литература, также как советская, ограничивалась освещением лишь отдельных аспектов интересующей нас темы и имела довольно обобщающий характер. На страницах Вестника регулярно публиковались статьи о давлении на духовенство в СССР, закрытии церквей, монастырей и духовных

школ, а также мерах, принятых против мирян. В 1957 г. историк Н. А. Струве в журнале признается, что располагает очень скудным материалом: двумя, тремя общими цифрами; отрывочными и случайными сообщениями «Журнала Московской Патриархии», однообразными впечатлениями туристов, редкими частными письмами и антирелигиозными статьями [Струве: 1957, С. 23-24]. Но это не помешало ему в 1963 г. издать книгу «Христиане в СССР», где основное внимание уделено внешнеполитическим связям Московской Патриархии и гонениям на верующих при Хрущеве в 1958-1962 гг. [Струве: 1963].

Предметом негативных отзывов в советских изданиях стала эмигрантская книга протоирея Д. В. Константинова «Гонимая церковь», посвященная положению религии в СССР [Константинов: 1967].

В 1980-1990-х гг. после распада СССР у историков появилась возможность исследовать широкий круг ранее закрытых засекреченных архивных документов. Последовал новый период развития историографии, так называемый «археографический взрыв», позволивший изучить различные стороны из жизни церкви. С 1990 г. появляются докторские и кандидатские диссертации, монографии, темой исследования которых в основном стали государственно-церковные отношения.

В отечественной науке сформировались различные взгляды на современные подходы к исследованиям и их классификации. Историк М. А. Бабкин основной отличительной чертой постсоветской исторической науки считает отказ от марксистско-ленинской методологии, на смену которой фактически пришла православная интерпретация истории РПЦ [Бабкин: 2006, С. 171180]. С. П. Синельников, наоборот, придерживается мнения, что современные светские работы ограничены в методологических установках, поскольку не признают значения религиозного фактора и рассматривают церковно-государственные отношения только как игру политических или социальных интересов, определяющих жизнь церкви [Синельников].

Между тем историография постоянно демонстрирует расширение и видоизменение своего предметного поля и оценок.

Если обратиться к историческим исследованиям российских ученых, то в них просматривается повышенный интерес к патриотической деятельности РПЦ в период Великой Отечественной войны. Историки отмечают высокий вклад РПЦ в победу в Великой Отечественной войне, отмеча-

ют укрепление авторитета церкви во второй половине 1940-х гг. Необходимо отметить монографии доктора исторических наук М. И. Одинцова, который с конца 80-х гг. и до настоящего времени опубликовал множество архивных документов и дал объективную историческую оценку событиям по данной теме [Одинцов, 1994; Одинцов, 2002].

B. А. Алексеев, О. Ю. Васильева, М. В. Шка-ровский, определяя истоки положительных изменений государственно-церковных отношений, связывают их политическим расчетом, согласно которому, во-первых, РПЦ должна была оказать моральную поддержку Красной Армии и населению тыла, помочь в сборе материальных средств в фонд победы, а во-вторых, для союзников необходимо было создать видимость благополучия в религиозном вопросе [Алексеев, 1991; Васильева, 2001; Шкаровский, 2010]. В. Т. Ефимов высказал спорное предположение о православном мировосприятии И. В. Сталина. Подобные суждения достаточно часто встречаются в церковной литературе, особенно публицистической [Ефимов: 2001, С. 33].

Необходимо отметить статьи и монографии М. В. Шкаровского, посвященные гонениям на РПЦ и религию в СССР в 1939-1964 гг. На основе обширного круга источников им были рассмотрены все формы идеологической борьбы государства с религией [Шкаровский: 1999].

C. Л. Фирсов, Т. А. Чумаченко также рассмотрели различные аспекты взаимоотношений Советского государства и РПЦ в 1953-1964 гг. [Фирсов, 2004; Чумаченко, 2003].

Изучением деятельности Совета по делам РПЦ занимаются Т. А. Чумаченко, А. В. Горбатов, Ю. В. Гераськин, И. И. Маслова [Государство и церковь в XX веке...: 2011]. Работа уполномоченных представлена современными исследователями неоднозначно и противоречиво. Но в целом деятельность Совета рассматривается скорее как единственное связующее звено между советским государством и РПЦ, чем контролирующий аппарат.

Среди сибирских исследований необходимо отметить большую работу, проделанную томским исследователем Л. И. Сосковец, которая предприняла попытку комплексного анализа религиозной ситуации в Западной Сибири в 1940-1960-е гг. Особенность ее трудов заключается в том, что автор не разделяет мнения ряда историков на положительную оценку деятельности Советов по делам РПЦ и религиозных культов, а также отрицает правовые принципы политики государства по отношению религиозных организаций в Сибири в 1943-1958 гг. [Сосковец: 2003]. Изучением

государственно-церковных отношений в Сибири этого же периода занимается А. В. Горбатов. Им более подробно рассмотрены взаимодействия различных государственных структур с религиозными организациями в Сибири [Горбатов: 2007, С. 166-170; Горбатов: 2009].

Особое внимание следует уделить работам церковных исследователей. Протоиерей В. Цы-пин является одним из наиболее авторитетных представителей церковной исторической науки. Ему принадлежит ряд статей, в которых рассматриваются вопросы канонического устроения Церкви [Цыпин: 1997]. Хочется отметить монографию св. Алексея Андреева «Становление финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви. История централизованного управления церковным имуществом и финансами в России», в которой описывается непосредственно отношения между руководством СССР и Хозяйственным управлением при Священном Синоде РПЦ [Андреев: 2014].

Для региональных исследовательских работ также характерно изучение отдельных проблем внутренней жизни РПЦ и отдельных приходов: изменение структуры управления, экономическое положение. В них прослеживается стремление синтезировать микроисторию и общие исторические процессы в единую целостность исторической реальности. Особое внимание историки, краеведы, журналисты периодических изданий уделяют проблеме закрытия православных общин и разрушения храмов на территории Кузбасса в XX в., а также их последующее восстановление. В середине 90-х гг. в Кемеровской области была издана монография В. М. Кимеева, Д. Е. Кондра-шина и В. Н. Усольцева «Православные храмы Кузбасса», которая в большей степени посвящена архитектурно-стилевым особенностям храмов края [Кимеев: 1996]. Е. С. Гениной опубликован ряд работ, посвященных возобновлению деятельности РПЦ в Кузбассе в 1940-1950-е гг. [Генина: 2010, С. 105-112; Генина: 2003]. В 2013 г. протоиерей А. Н. Васькин защитил диссертацию по теме: «Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви: предпосылки создания, основание и развитие. (1970-е гг. - начало XXI в.)». Предметом исследования научной работы является процесс создания и развития структурных подразделений РПЦ на территории Кузбасса [Васькин: 2013].

В 1997 г. М. М. Кушникова, В. В. Тогулев издали книгу «Плач золотых звонниц. Церкви Кузбасса: страницы непарадной истории 1940-1960-х гг. в архивных документах». В книге авторы

предприняли попытку в публицистическом жанре провести критический анализ вопросов восстановления храмов и роли представителей духовенства в возрождении православия в Кузбассе. Последняя глава почти целиком посвящена анализу служебного дневника уполномоченного по делам религий при Кемеровском облисполкоме Г. М. Ярового [Кушникова, Тогулев: 1997].

С 2008 г. Издательский отдел Кемеровской митрополии активно выпускает сборники, справочники, мемуары, газеты, альбомы, содержащие исторические сведения о Кузбасской митрополии. Большой интерес представляют материалы научно-практической конференции «Ионновские чтения». Исследователей интересуют вопросы состояния священнических кадров благочиния, особенности приходской жизни, активность мирян.

Подводя итог историографическому анализу, следует заметить, что отечественная литература второй половины 1940-х - 2000-х гг. весьма неоднозначна и противоречива. За семьдесят лет

из-за множества факторов она претерпела существенные изменения, определяющие дальнейший путь ее развития. Если в советское время в исследовательских работах в условиях идеологической борьбы история РПЦ практически не изучалась, а ее роль сильно принижалась, то в настоящее время деятельности церкви дается позитивная оценка. В тоже время в Кузбассе отсутствуют работы, в которых бы всесторонне и полно исследовалась жизнь православных приходов Кемеровского благочиния. Значительная часть современных публикаций лишь частично затрагивают данную тему. Не выделен для самостоятельного изучения вопрос патриотической и миссионерской деятельности приходов. Не в полной мере исследован период взаимоотношений церкви и Советского государства во время правления Н. С. Хрущева (19531964 гг.). В целом в современной историографии вопрос изучения истории РПЦ в 1945-1960 гг. в Кемеровской области остается по-прежнему открытым и требует дальнейшего изучения.

Список литературы

1. Алексеев, В. А. Иллюзии и догмы / В. А. Алексеев. - М., 1991. - 400 с.

2. Андреев, А. Становление Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви. История централизованного управления церковным имуществом и финансами в России / А. Андреев. - М., 2014. - 120 с.

3. Бабкин, М. А. Современная российская историография взаимоотношений Русской православной церкви и государства в начале XX века (досоветский период) / М. А. Бабкин // Отечеств. история.

- 2006. - № 6. - С. 171-180.

4. Барменков, А. И. Свобода совести в СССР / А. И. Барменков. - М., 1979. - 122 с.

5. Васильева, О. Ю. Русская Православная церковь в политике Советского государства в 19431948 гг. / О. Ю. Васильева. - М., 2001. - 345 с.

6. Васькин, А. Н. Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской православной церкви: предпосылки создания, основание и развитие (1970-е гг. - начало XXI в.) : дис. ... канд. ист. наук / А. Н. Васькин. - Кемерово, 2013. - 274 с.

7. Генина, Е. С. Государство и Русская Православная церковь в середине 1940-х - начале 1950-х годов (по материалам Кемеровской области) / Е. С. Генина // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. - Кемерово, 2010. - № 10. - С. 105-112.

8. Генина, Е. С. Церковное движение в Кузбассе в середине 1940-х - начале 1950-х гг. / Е. С. Генина // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Четвертые научн. чтения памяти проф. А. П. Бородавкина. - Барнаул, 2003. - С. 355-358.

9. Горбатов, А. В. Государственно-церковные отношения в Сибири (1949-1952 гг.) / А. В. Горбатов // Изв. Том. политехн. ун-та. - 2007. - Т. 310, № 3. - С. 166-170.

10.Горбатов, А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-1960-е гг. : дис. ... д-ра ист. наук / А. В. Горбатов. - Томск, 2009. - 407 с.

11.Горбатов, А. В. Государство и религиозные организации в СССР (1940-1960-е гг.) в трудах эмигрантских и современных исследователей / А. В. Горбатов // Вестн. Кемер. гос. ун-та. - 2011. - № 2.

- С. 10-12.

12.Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / ред. А. И. Филимонова. - М., 2011. - 464 с.

13.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - 1971. - Т. 6. - С. 516— 517.

14.Ефимов, В. Т. Православие в душенастрое Сталина / В. Т. Ефимов. - М., 2001. - С. 33.

15.Кимеев, В. М. Православные храмы / В. М. Кимеев, Д. Е. Кондрашин, В. Н. Усольцев. - Кемерово, 1996. - 308 с.

16.Колобков, В. В. Наследие вековой тьмы. (Критика современного русского православия) / В. В. Колобков. - Киев, 1962.

17.Константинов, Д. В. Гонимая церковь / Д. В. Константинов. - Нью-Йорк, 1967. - 349 с.

18.Куроедов, В. А. Религия и церковь в Советском государстве / В. А. Куроедов. - М., 1981. - 263 с.

19.Курочкин, П. К. Эволюция современного православия / П. К. Курочкин. - М., 1971. - 273 с.

20.Кушникова, М. М. Плач золотых звонниц: Церкви Кузбасса: Страницы непарадной истории 1940-1960-х гг. в архивных документах / М. М. Кушникова, В. В. Тогулев. - Кемерово, 1997. - 528 с.

21.Михайлов, И. А. Церковь в прошлом и теперь / И. А. Михайлов. - М., 1962. - 37 с. 22.Одинцов, М. И. Государство и церковь в России. XX век / М. И. Одинцов. - М., 1994. - 174 с. 23.Одинцов, М. И. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношения с государством и обществом / М. И. Одинцов. - М., 2002. - 312 с.

24.Придувалов, Ф. И. Приспособленческие тенденции в идеологии современного православия в СССР / Ф. И. Придувалов // Критика религиозной идеологии. - М., 1961. - С. 13.

25.Романов, А. П. Из опыта работы партийных организаций Кузбасса по атеистическому воспитанию населения / А. П. Романов // Наука в борьбе с религией (материалы к 3 атеистической конференции Кемеровского медицинского института). - Кемерово, 1968. - С. 10-17.

26.Сидоров, Д. И. Защита родины и религия / Д. И. Сидоров. - М., 1963. - С. 28-33.

27.Синельников, С. П. О методологии и междисциплинарности в исследованиях истории церков-но-государственных отношений / С. П. Синельников. - URL: http://www.bogoslov.ru/text/ 1610787. html. - Дата обращения: 12.03.2016.

28.Сосковец, Л. И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е гг. XX в. / Л. И. Сосковец.

- Томск, 2003. - 348 с.

29.Струве, Н. А. Гонения на церковь в советской России / Н. А. Струве // Вестн. рус. студен. христиан. движения. - Париж, 1957. - № 4, - С. 23-24.

30.Струве, Н. А. Христиане в СССР / Н. А. Струве. - Париж, 1963. - 255 с.

31.Титов, В. Е. Православие / В. Е. Титов. - М., 1967. - 336 с.

32.Фирсов, С. Л. Апостасия. «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь / С. Л. Фирсов. - СПб., 2004. - 231 с.

33.Цыпин, В. А. История Русской церкви. 1917-1997 гг. / В. А. Цыпин. - М., 1997. - 697 с. 34.Чумаченко, Т. А. Внешнеполитическая деятельность Московской патриархии 1943-1946 гг. /

Т. А. Чумаченко // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958 (Дискуссионные аспекты). - М., 2003. - 380 с.

35.Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь в XX веке / М. В. Шкаровский. - М., 2010.

- 480 с.

36.Шкаровский, М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.) / М. В. Шкаровский. - М., 1999. - 400 с.

Сведения об авторе

Климова Екатерина Сергеевна - соискатель кафедры всеобщей истории и социально-политических наук, Кемеровский государственный университет. Кемерово, Россия. ekat.climova@yandex.ru

Magistra Vitae. 2017. No 1. P. 117-124.

TOPICAL ISSUES OF STUDYING THE HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SECOND HALF OF XX CENTURY: CASE STUDY OF THE KEMEROVO REGION IN THE 1945-1960S

E. S. Klimova

Kemerovo state university, Kemerovo, Russia. ekat.climova@yandex.ru

The history of the Kemerovo deanery of the Novosibirsk and Barnaul dioceses of the Russian Orthodox Church is inseparably linked with the history of the Russian Orthodox Church on the territory of the USSR, including Siberia. This article analyzes scientific, popular science and journalistic literature sources of Russian and regional authors, as well as the main directions of the ROC historiography. The author divides the historiography of Kemerovo deanery into several areas: Soviet, emigrant, Russian and regional. The criteria for this classification are the following: ideological differences, methodological searches of the authors and research sources spread-out. A comprehensive study of different views on the same events will allow us to assess the role of religion in the life of Soviet society, as well as determine the conditions under which religious practice was carried out.

Keywords: The Russian Orthodox Church, state-Church relations, diocese, historiography, atheistic propaganda, literature in exile, the archaeographical wave, Russian historiography, regional historiography, Kemerovo region.

References

1. Alekseev V.A. Illiuzii i dogmy [Illusions and dogmas]. Moscow, 1991. 400 p. (In Russ.).

2. Andreyev A. Stanovlenie Finansovo-khoziaistvennogo upravleniia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Isto-riia tsentralizovannogo upravleniia tserkovnym imushchestvom i finansami v Rossii [Formation of Financial and economic management of Russian Orthodox Church. History of centralized management of church property and finance in Russia]. Moscow, 2014. 120 p. (In Russ.).

3. Babkin M.A. Sovremennaia rossiiskaia istoriografiia vzaimootnoshenii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi i gosudarstva v nachale XX veka (dosovetskii period) [The Modern Russian historiography of relationship of Russian Orthodox Church and state at the beginning of the 20th century (the pre-Soviet period)]. Otechest-vennaia istoriia [National history], 2006, no. 6, pp. 171-180. (In Russ.).

4. Barmenkov A.I. Svoboda sovesti v SSSR [A freedom of worship in the USSR]. Moscow, 1979. 122 p. (In Russ.).

5. Vasilyeva O.Yu. Russkaia Pravoslavnaia tserkov'v politike Sovetskogo gosudarstva v 1943-1948 gg. [Russian Orthodox Church in policy of the Soviet state in 1943-1948]. Moscow, 2001. 345 p. (In Russ.).

6. Vaskin A.N. Kemerovskaia i Novokuznetskaia eparkhiia Russkoi pravoslavnoi tserkvi: predposylki sozdaniia, osnovanie i razvitie (1970-e gg. - nachalo XXI v.) [Kemerovskaya and Novokuznetsk diocese of Russian Orthodox Church: prerequisites of creation, the basis and development (the 1970th - the beginning of the 21st century)]. Kemerovo, 2013. 274 p. (In Russ.).

7. Genina E.S. Gosudarstvo i Russkaia Pravoslavnaia tserkov' v seredine 1940-kh - nachale 1950-kh godov (po materialam Kemerovskoi oblasti) [The state and Russian Orthodox Church in the mid-forties - the beginning of the 1950th years (on materials of the Kemerovo region)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarst-vennogo universiteta kul 'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskikh i prikladnykh issledovanii [Bulletin of the Kemerovo state University of culture and arts: journal of theoretical and applied research. Kemerovo], 2010, no. 10, pp. 105-112. (In Russ.).

8. Genina E.S Tserkovnoe dvizhenie v Kuzbasse v seredine 1940-kh - nachale 1950-kh gg. [The church movement in Kuzbass in the mid-forties - the beginning of the 1950]. Barnaul, 2003. Pp. 355-358. (In Russ.).

9. Gorbatov A.V Gosudarstvenno-tserkovnye otnosheniia v Sibiri (1949-1952 gg.) [The state and church relations in Siberia (1949-1952)]. Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Izvestia of Tomsk Polytechnic University], 2007, vol. 310, no. 3, pp. 166-170. (In Russ.).

10.Gorbatov A.V. Gosudarstvo i religioznye organizatsii Sibiri v 1940-1960-e gg. [The state and the religious organizations of Siberia in the 1940th - the 1960th]. Tomsk, 2009. 407 p. (In Russ.).

11.Gorbatov A.V. Gosudarstvo i religioznye organizatsii v SSSR (1940-1960-e gg.) v trudakh emi-grantskikh i sovremennykh issledovatelei [The state and religious organizations in the Soviet Union (1940-1960s) in the works of émigré and modern researchers]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo univer-siteta [The Bulletin of Kemerovo state University], 2011, no. 2, pp. 10-12. (In Russ.).

12. Gosudarstvo i tserkov ' v XXveke: evoliutsiia vzaimootnoshenii, politicheskii i sotsiokul 'turnyi aspekty. Opyt Rossii i Evropy [The state and the Church in the twentieth century: the evolution of the relationship, political and cultural issues. The experience of Russia and Europe]. Moscow, 2011. 464 p. (In Russ.).

13.Egorov A.G. KPSS v rezoliutsiiakh i resheniiakh s"ezdov, konferentsii iplenumov TsK [CPSU in resolutions and solutions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee], vol. 6. Moscow, 1971. Pp. 516-517. (In Russ.).

14.Yefimov V.T. Pravoslavie v dushenastroe Stalina [Orthodoxy in Stalin's dushenastroy]. Moscow, 2001. Pp. 33. (In Russ.).

15.Kandrashin D.E., Kimeev V.M., Usoltcev V.N. Pravoslavnye khramy [Orthodox churches]. Kemerovo, 1996. 308 p. (In Russ.).

16.Koloboks V.V. Nasledie vekovoi t'my [Heritage of century darkness]. Kiev, 1962. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.Konstantinov D.V. Gonimaia tserkov' [Persecuted church]. New York, 1967. 349 p. (In Russ.).

18.Kuroyedov V.A. Religiia i tserkov'v Sovetskom gosudarstve [Religion and church in the Soviet state]. Moscow, 1981. 263 p. (In Russ.).

19.Kurochkin P.K. Evoliutsiia sovremennogo pravoslaviia [Evolution of modern Orthodoxy]. Moscow, 1971. 273 p. (In Russ.).

20.Kushnikova M.M., Togulev V.V. Plach zolotykh zvonnits: Tserkvi Kuzbassa: Stranitsy neparadnoi is-torii 1940-1960-kh gg. v arkhivnykh dokumentakh [Crying of gold belfries: Churches of Kuzbass: Pages of not ceremonial history 1940 - the 1960th in archival documents]. Kemerovo, 1997. 528 p. (In Russ.).

21.Mikhaylov I.A. Tserkov'v proshlom i teper' [Church in the past and now]. Moscow, 1962. 37 p. (In Russ).

22.Odintsov M.I. Gosudarstvo i tserkov 'v Rossii. XXvek [The state and church in Russia. 20th century]. Moscow, 1994. 174 p. (In Russ.).

23.Odintsov M.I. Russkaiapravoslavnaia tserkov'v KhKh veke: istoriia, vzaimootnosheniia s gosudarst-vom i obshchestvom [Russian Orthodox Church in the XX century: history, relationship with the state and society]. Moscow, 2002. 312 p. (In Russ.).

24.Priduvalov F.I. Prisposoblencheskie tendentsii v ideologii sovremennogo pravoslaviia v SSSR [Timeserving tendencies in ideology of modern Orthodoxy in the USSR]. Kritika religioznoi ideologii [Criticism of religious ideology]. Moscow, 1961. Pp. 13. (In Russ.).

25.Romanov A.P. Iz opyta raboty partiinykh organizatsii Kuzbassa po ateisticheskomu vospitaniiu nasele-niia [From a work experience of the party organizations of Kuzbass for atheistic education of the population]. Nauka v bor 'be s religiei (materialy k 3 ateisticheskoi konferentsii Kemerovskogo meditsinskogo instituta) [Science against religion (atheistic materials to the 3 conference of the Kemerovo medical Institute)]. Kemerovo, 1968. Pp. 10-17. (In Russ.).

26.Sidorov D.I. Zashchita rodiny i religiia [Protection of the homeland and religion]. Moscow, 1963. Pp. 28-33. (In Russ.).

27.Sinelnikov S.P. O metodologii i mezhdistsiplinarnosti v issledovaniiakh istorii tserkovno-gosudarst-vennykh otnoshenii [On the methodology and interdisciplinarity in the studies of the history of Church-state relations [Electronic resource]. Available at: http://www.bogoslov.ru/text/1610787.html, accessed 12.03.2016. (In Russ.).

28.Soskovets L.I. Religioznye konfessii Zapadnoi Sibiri v 40-60-e gg. XXv. [Religious denominations in Western Siberia in 40-60-ies of XX century]. Tomsk, 2003. 348 p. (In Russ.).

29.Struve N.A. Goneniia na tserkov' v sovetskoi Rossii [The persecution of the Church in Soviet Russia]. Vestnik Russkogo Studencheskogo Hristianskogo Dvizhenija [Bulletin of the Russian Student Christian Movement], 1957, no. 4, pp. 23-24. (In Russ.).

30.Struve N.A. Khristiane v SSSR [Christians in the USSR]. Paris, 1963. 255 p. (In Russ.).

31.Titov V.E. Pravoslavie [Orthodoxy]. Moscow, 1967. 336 p. (In Russ.).

32.Firsov S.L. Apostasiia. «Ateist Aleksandr Osipov» i epokha khrushchevskikh gonenii na Russkuiu Pra-voslavnuiu Tserkov' [Apostasy. «Atheist Alexander Osipov» and an era of Khruschev's persecutions on Russian Orthodox Church]. Saint Petersburg, 2004. 231 p. (In Russ.).

33.Tsypin V.A. IstoriiaRusskoi tserkvi. 1917-1997gg. [History ofthe Russian church. 1917-1997]. Moscow, 1997. 697 p. (In Russ.).

34.Chumachenko T.A. Vneshnepoliticheskaia deiatel'nost' Moskovskoi patriarkhii 1943-1946 gg. [Foreign policy activity of the Moscow patriarchy of 1943-1946]. Vlast ' i tserkov ' v SSSR i stranakh Vostochnoi Evropy. 1939-1958 (Diskussionnye aspekty) [The power and church in the USSR and countries of Eastern Europe. 1939-1958 (Debatable aspects)]. Moscow, 2003. 380 p. (In Russ.).

35.Shkarovsky M.V. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' v XXveke [Russian Orthodox Church in the 20th century]. Moscow, 2010. 480 p. (In Russ.).

36.Shkarovsky M.V. Russkaia pravoslavnaia tserkov' pri Staline i Khrushcheve (Gosudarstvenno-tserkovnye otnosheniia v SSSR v 1939-1964 gg.) [Russian Orthodox Church at Stalin and Khrushchev (The state and church relations in the USSR in 1939-1964)]. Moscow, 1999. 400 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.