Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ В ПАПУА-НОВОЙ ГВИНЕЕ, В ЧАСТНОСТИ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

АНАЛИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ В ПАПУА-НОВОЙ ГВИНЕЕ, В ЧАСТНОСТИ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ОВЗ / РАС / социальная инклюзия / образование / disabilities / ASD / social inclusion / education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шапошникова А.А.

В Папуа-Новой Гвинее дети с ограниченными возможностями, особенно с аутизмом, сталкиваются с серьезными трудностями в получении качественного образования. Несмотря на национальную политику, направленную на инклюзивное образование, нехватка ресурсов и недостаток квалифицированных учителей препятствуют полноценному обучению. Статья исследует проблемы, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в Папуа-Новой Гвинее, подчеркивается важность поддержки со стороны семьи и школы в развитии детей с аутизмом, а также обсуждаются препятствия, связанные с отношением общества к инвалидности. В статье также приводятся данные о распространенности аутизма в Папуа-Новой Гвинее и рассматривается национальная политика по вопросам инвалидности, направленная на устранение дискриминации и обеспечение равных прав для всех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOCIAL AND EDUCATIONAL EXPERIENCE INCLUSION IN PAPUA NEW GUINEA IN PARTICULAR PERSONS WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS

In Papua New Guinea, children with disabilities, particularly those with autism, face significant barriers to quality education. Despite national policies aimed at inclusive education, lack of resources and lack of qualified teachers hinder meaningful learning. The article explores the challenges faced by children with disabilities in Papua New Guinea, highlights the importance of family and school support in the development of children with autism, and discusses barriers associated with societal attitudes towards disability. The article also provides data on the prevalence of autism in Papua New Guinea and examines national disability policies aimed at eliminating discrimination and ensuring equal rights for all.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ В ПАПУА-НОВОЙ ГВИНЕЕ, В ЧАСТНОСТИ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376

Шапошникова А.А.

магистрант Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

АНАЛИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ИНКЛЮЗИИ В ПАПУА-НОВОЙ ГВИНЕЕ, В ЧАСТНОСТИ

ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация: в Папуа-Новой Гвинее дети с ограниченными возможностями, особенно с аутизмом, сталкиваются с серьезными трудностями в получении качественного образования. Несмотря на национальную политику, направленную на инклюзивное образование, нехватка ресурсов и недостаток квалифицированных учителей препятствуют полноценному обучению.

Статья исследует проблемы, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в Папуа-Новой Гвинее, подчеркивается важность поддержки со стороны семьи и школы в развитии детей с аутизмом, а также обсуждаются препятствия, связанные с отношением общества к инвалидности.

В статье также приводятся данные о распространенности аутизма в Папуа-Новой Гвинее и рассматривается национальная политика по вопросам инвалидности, направленная на устранение дискриминации и обеспечение равных прав для всех.

Ключевые слова: ОВЗ, РАС, социальная инклюзия, образование.

В Папуа-Новой Гвинее дети с ограниченными возможностями значительно недопредставлены в школе. По оценкам, 90% детей с ограниченными возможностями средней и тяжелой степени не посещают школу. Без доступа к эффективному образованию дети с ограниченными возможностями упускают шанс реализовать свой потенциал и часто оказываются в числе беднейших слоев населения и зависят от поддержки со стороны других.

Правительство Папуа-Новой Гвинеи было одной из первых стран в мире, которая включила образование, инклюзивное для инвалидов, в свою национальную политику. В 1991 году правительство Папуа - Новой Гвинеи решило внести изменения в процесс педагогического образования. Особые образовательные потребности были внедрены в существующую трехгодичную учебную программу. Были открыты инклюзивные детские сады и подготовительные группы.

Однако хроническая нехватка ресурсов для реализации этой политики означает, что потребности детей с ограниченными возможностями не удовлетворяются в достаточной степени в школе. Более 130 000 детей с ограниченными возможностями не ходят в школу вообще.

Если же говорить о распространенности аутизма в Папуа-Новой Гвинее, то количество детей с аутизмом составляет 82.2 на 10000 детей.

The Network of Callan Services - крупнейший поставщик услуг детям и взрослым с ограниченными возможностями в Папуа-Новой Гвинее. Это ведущая сеть по защите прав инвалидов, защите прав и представительству всех людей с ограниченными возможностями в Папуа-Новой Гвинее, уделяющая особое внимание инклюзивному образованию и обучению.

Анна Томас, старший специалист по инклюзивному образованию в Центре инклюзивного ресурсного образования Каллана в Порт-Морсби, работает с детьми с особыми потребностями и является переводчиком жестового языка. Она утверждает, что многие учителя не имеют опыта работы с детьми, страдающими аутизмом. Анна также отмечает, что эти дети уникальны, и их необычное поведение и образ действий проверят терпение преподавателей.

Анна говорит: «Вы должны иметь больше терпения и уважения к ребенку. Аутизм - это не медицинская проблема, для успешного развития аутичным детям нужна здоровая домашняя обстановка, отзывчивая и любящая семья и поддерживающая школа».

Национальная политика Папуа-Новой Гвинеи по вопросам инвалидности (НДП) на 2015-2025 годы представляет собой национальный стратегический план для сектора инвалидности.

Политическое видение ситуации с людьми с ОВЗ таково: «Устранить барьеры, сделать права реальными». НДП делает акцент на равенстве прав для всех. Сложность барьеров, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями в Папуа-Новой Гвинее, является основной причиной дискриминации и проблем для средств к существованию, благополучия и здоровья людей с ограниченными возможностями.

Политика признает наличие структурных барьеров, затрагивающих людей с ограниченными возможностями в Папуа-Новой Гвинее. Эти барьеры носят социальный, экономический, культурный и политический характер. Движение за права инвалидов направлено на устранение этой сложной дискриминации. Оно выступает за более широкое признание способностей людей с ограниченными возможностями и расширение прав и возможностей людей с ограниченными возможностями участвовать в основной (общественной и профессиональной) жизни. Основные проблемы дискриминации и исключения заключаются в следующем:

1) Отношение к лицам с ОВЗ. Большинство людей рассматривают инвалидность только как проблему здоровья, а не как проблему развития. Людей с ограниченными возможностями часто считают более важными из-за их инвалидности, а не из-за их способностей. Это порождает негативное восприятие. Политика предписывает предпринимать позитивные действия на всех уровнях правительства и общества для включения людей с ограниченными возможностями в обычную жизнь,

2) Инфраструктура. Инфраструктура строительства, транспорта и услуг не способствует и недружелюбна к населению с ограниченными возможностями. Инфраструктурные барьеры препятствуют предоставлению услуг, свободе передвижения, возможностям для обучения и развития, а также значимому участию в социальной, экономической, культурной и политической жизни.

Политика предписывает, что все здания, транспорт и услуги должны быть благоприятными и дружественными для людей с ограниченными возможностями,

3) Доступность. Хроническая проблема недоступности, с которой сталкиваются люди с ограниченными возможностями с точки зрения инфраструктуры, поведенческих, институциональных барьеров и барьеров участия, делает их более «уязвимыми и обездоленными». Воздействие заметно в важнейших аспектах жизни, касающихся средств к существованию, благополучия и здоровья, которые являются важнейшими показателями хорошего качества жизни. НДП стремится координировать действия заинтересованных сторон и создавать широкие действия для решения проблем доступности.

Права и потребности людей с ограниченными возможностями являются двумя фундаментальными аспектами социального равенства. В настоящей Политике признается разнообразный и сложный характер вопросов социального равенства, касающихся прав и потребностей людей с ограниченными возможностями. Основными проблемами являются:

1) Равные права. Инвалиды имеют разнообразные потребности, которые общество не всегда удовлетворяет. Они обладают конституционными правами, равными для всех, но политика и законодательство не всегда признают их. НДП делает еще один шаг вперед, создавая специальное законодательство для людей с ограниченными возможностями, чтобы создать новые услуги для людей с ограниченными возможностями и защитить их права,

2) Равный доступ к здравоохранению. Учитывая характер и сложность инвалидности, инвалиды нуждаются в специализированном медицинском лечении и уходе. Политика предписывает укреплять и, при необходимости, создавать службы здравоохранения для лечения разных классов инвалидности, начиная от абилитации и заканчивая реабилитационными услугами,

3) Равный доступ к образованию. Требования к образованию различны для разных нарушений. Необходимы изменения программ специального образования, универсальных для всех классов инвалидов,

4) Равный доступ к информации. Информация о правах, потребностях и услугах жизненно важна для людей с ограниченными возможностями. Однако лица с ограниченными возможностями имеют разные возможности к доступу к информации в зависимости от класса их нарушений. Сам НДП будет выпускаться в доступных форматах, а другие мероприятия, которые он поддерживает, направлены на расширение доступа к информации для людей с различными ограничениями,

5) Равный доступ к трудоустройству. Инвалиды составляют активную национальную рабочую силу, способную внести свой вклад в национальную экономику путем трудоустройства в любых отраслях. НПД предписывает создавать возможности труда и трудоустройства, включая разумные приспособления на рабочих местах, чтобы привлечь более широкое участие людей с ограниченными возможностями,

6) Равный доступ к транспорту. Передвижение людей с ограниченными возможностями на общественном транспорте по-прежнему остается серьезной проблемой. Это не оставляет места для интеграции с обществом в целом и во многих случаях заставляет людей с ограниченными возможностями не участвовать в жизни общества. Поэтому данная Политика предписывает развивать системы общественного транспорта, включая наземный, воздушный и морской секторы, чтобы они стали удобными и дружелюбными для людей с ограниченными возможностями,

7) Равный доступ к банковскому делу и финансам. Инвалиды должны иметь беспрепятственный доступ к банковским и финансовым услугам. Банковский и финансовый сектор должен быть дружественным и инклюзивным по отношению к людям с ограниченными возможностями. НДП предполагает развитие инфраструктуры и программ вспомогательных устройств для расширения доступа к услугам финансового сектора,

8) Другие услуги. Лица с ограниченными возможностями должны иметь полный доступ ко всем другим услугам, которые им необходимы. К ним относятся, среди прочего, основные потребности в воде, санитарии и жилье.

НДП объединяет поставщиков услуг с учетом всех отраслевых потребностей людей с ограниченными возможностями в рамках своего подхода к актуализации.

В 2020 году был принят документ «PAPUA NEW GUINEA: CHILD AND ADOLESCENT HEALTH POLICY AND PLAN». Вот что говорится в нем о детях с ОВЗ.

Многие дети в Папуа-Новой Гвинее живут с ограниченными возможностями. Они могут жить счастливой и здоровой жизнью, если им оказывают достаточную поддержку в любящей семье, многие из них могут посещать школу и вносить вклад в жизнь своего общества. Иногда дети с ограниченными возможностями обладают дополнительным пониманием или способностями, которые делают их особенными для своих семей, друзей или других людей. Нам нужно акцентировать внимание не столько на инвалидности, сколько на способностях ребенка. К сожалению, многие дети с ограниченными возможностями страдают от стигмы, но особые дети имеют такое же право на процветание, любовь и полную реализацию своего потенциала, как и любой другой ребенок.

Дети с ограниченными возможностями уязвимы перед социальной изоляцией и экономическим неблагополучием. Более 90% детей с ограниченными возможностями в развивающихся странах не посещают школу.

Дети с ограниченными возможностями также подвергаются повышенному риску жестокого обращения и пренебрежения. Например, ежегодный уровень насилия, которому подвергаются дети-инвалиды в некоторых странах, в несколько раз превышает уровень насилия, которому подвергаются дети без инвалидности.

Несмотря на масштабы этих проблем, исследования положения детей с ограниченными возможностями в Папуа-Новой Гвинее ограничены. Сейчас политика улучшения их жизни направлена на то, чтобы:

1) Признать права детей с ограниченными возможностями вести полноценную и счастливую жизнь и иметь все возможности для процветания и полной реализации своего потенциала,

2) Предотвратить инвалидность посредством улучшения ухода за новорожденными, вакцинации, улучшения показателей грудного вскармливания и детского питания, а также повышения безопасности детей с помощью законодательства,

3) Улучшить диагностику и поддержку детей с ограниченными возможностями.

Национальная политика в области инвалидности делает упор на защиту прав человека, инклюзивность, безбарьерные услуги и партнерство примерно для 1 миллиона людей, живущих с инвалидностью в Папуа-Новой Гвинее. По оценкам, 5% детей в Папуа-Новой Гвинее имеют инвалидность, хотя данных о точных цифрах мало. Большинство из них живут в сельской местности, причем ~2% имеют доступ к вспомогательным услугам, таким как реабилитация на уровне сообщества и ресурсные центры специального образования.

Службы поддержки детей с ограниченными возможностями в основном находятся в ведении общественных организаций с ограниченным внешним финансированием. Эти общественные организации сталкиваются со многими проблемами, включая отсутствие данных о количестве и типах инвалидов в Папуа-Новой Гвинее или о том, где и как они живут. Плохая инфраструктура препятствует доступу к организациям. Существуют также проблемы с точки зрения инклюзивного образования и здравоохранения для лиц с ограниченными возможностями, которые включают доступность этих услуг, поскольку большинство детей проживает в сельской. Что касается здравоохранения, отсутствие там местного опыта в таких областях, как скрининг, аудиометрия, логопедия, обучение шрифту Брайля, эрготерапия, физиотерапия, оптометрия, ортопедия и ЛОР, остается одной из самых больших проблем.

Услуги для детей с ограниченными возможностями можно улучшить следующим путем:

1) Улучшение посещаемости школы детьми с ограниченными возможностями,

2) Регистрация рождения всех детей, включая младенцев, рожденных с ограниченными возможностями,

3) Укрепление или создание программ скрининга развития детей раннего возраста,

4) Увеличение поддержки общественных организаций, которые работают с детьми-инвалидами,

5) Укрепление многопрофильных медицинских услуг для детей с ограниченными возможностями,

6) Обучение медсестер и педиатров оказанию поддержки детям с ограниченными возможностями и их семьям.

Резюмируя все вышесказанное, можно перейти непосредственно к анализу социальной и образовательной интеграции детей с РАС. Дети с аутизмом (наряду с детьми с другими отклонениями) в Папуа-Новой Гвинее сталкиваются с рядом проблем, связанных с доступностью и качеством образования, а также социальной интеграцией. Вот основные проблемы, с которыми они сталкиваются:

1. Ограниченный доступ к специализированным услугам: В Папуа-Новой Гвинее ограниченное количество специализированных учреждений для детей с ОВЗ, в том числе и для детей с аутизмом. Это означает, что не все дети имеют доступ к качественному образованию и поддержке, необходимой для их развития.

2. Недостаток обученных специалистов: Недостаток обученных специалистов, работающих с детьми с аутизмом, является еще одной проблемой. Недостаток квалифицированных педагогов и специалистов затрудняет разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ, а также оказание необходимой поддержки и помощи детям.

3. Отсутствие осведомленности и понимания: В обществе Папуа-Новой Гвинеи часто отсутствует достаточная осведомленность и понимание проблемы аутизма. Это может приводить к стигматизации и непониманию детей с аутизмом, а также создавать преграды для их социальной интеграции.

4. Финансовые ограничения: Финансовые ограничения также являются проблемой для детей с аутизмом и их семей. Специализированные услуги и

программы могут быть дорогими, и не все семьи могут позволить себе оплатить их.

В целом, проблемы, связанные с образованием и социальной интеграцией детей с аутизмом в Папуа-Новой Гвинее, требуют еще большего внимания и усилий со стороны правительства, общественных организаций и международного сообщества. Необходимо развивать специализированные программы, обучать специалистов, повышать осведомленность об аутизме и обеспечивать доступность качественного образования для всех детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Inclusive Education - Papua New Guinea // cbm New Zealand URL: https://www. cbmnz. org. nz/activity/inclusive-education-papua-new-guinea/ (дата обращения: 25.05.2024);

2. Autism Statistics & Facts: How Many People Have Autism? // The Treetop ABA Therapy URL: https://www.thetreetop.com/statistics/autism-prevalence (дата обращения: 25.05.2024);

3. Education centre winning hearts // The National URL: https://www.thenational.com.pg/education-centre-winning-hearts/ (дата обращения: 25.05.2024);

4. Article about Anna Thomas // Save the Children Papua New Guinea;

5. Services for persons with disabilities // Network of Callan Services URL: https://www.callanservices.org/ (дата обращения: 25.05.2024);

6. Child Health Policies // The Paediatric Society of Papua New Guinea URL: http://pngpaediatricsociety.org/png-child-health/ (дата обращения: 25.05.2024);

7. PAPUA NEW GUINEA CHILD AND ADOLESCENT HEALTH POLICY AND PLAN 2021-2030 // The Paediatric Society of Papua New Guinea URL: https://pngpaediatricsociety.org/wp-content/uploads/2023/06/PNG-Child-Health-Policy-and-Plan-REVISI0N-2021-2030-June-2022.pdf (дата обращения: 25.05.2024);

8. Papua New Guinea National Policy on Disability // WHO MiNDbank URL: https://extranet.who.int/mindbank/item/7260 (дата обращения: 25.05.2024);

9. GIVING RISE TO RIGHTS: BARRIERS & ENABLERS TO PARTICIPATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN PNG // Humanitarian Advisory Group (HAG) URL: https://humanitarianadvisorygroup.org/wp-content/uploads/2023/03/Giving-Rise-to-Rights_FINAL-REPORT_23-March.pdf (дата обращения: 25.05.2024);

10. Inclusion - a special focus of PNG's Education in Emergencies Response and Recovery // unicef PNG URL: https://www.unicef.org/png/stories/inclusion-special-focus-pngs-education-emergencies-response-and-recovery (дата обращения: 25.05.2024);

11. Школы для всех. Включение детей со спецнуждами в образование // Enabling Education Network URL: https://www.eenet.org.uk/resources/docs/schools_for_all_rus.pdf (дата обращения: 25.05.2024);

12. Autism Rates by Country // Wisevoter URL: https://wisevoter.com/country-rankings/autism-rates-by-country/ (дата обращения: 25.05.2024)

Shaposhnikova A.A.

Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia)

ANALYSIS OF SOCIAL AND EDUCATIONAL EXPERIENCE INCLUSION IN PAPUA NEW GUINEA IN PARTICULAR PERSONS WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS

Abstract: in Papua New Guinea, children with disabilities, particularly those with autism, face significant barriers to quality education. Despite national policies aimed at inclusive education, lack of resources and lack of qualified teachers hinder meaningful learning.

The article explores the challenges faced by children with disabilities in Papua New Guinea, highlights the importance of family and school support in the development of children with autism, and discusses barriers associated with societal attitudes towards disability.

The article also provides data on the prevalence of autism in Papua New Guinea and examines national disability policies aimed at eliminating discrimination and ensuring equal rights for all.

Keywords: disabilities, ASD, social inclusion, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.