Научная статья на тему 'ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПАПУА - НОВОЙ ГВИНЕИ В ПЕРИОД COVID-19'

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПАПУА - НОВОЙ ГВИНЕИ В ПЕРИОД COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПАПУА - НОВОЙ ГВИНЕИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 В ПНГ / РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПНГ / ИСТОРИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ COVID-19 / УСЛОВИЯ КАРАНТИНА / ПОМОЩЬ ПАПУА-НОВОЙ ГВИНЕЕ / INTERNAL AND EXTERNAL POLICIES OF THE GOVERNMENT OF PAPUA NEW GUINEA / COVID-19 PANDEMIC IN PNG / STATE OF EMERGENCY IN PNG / HISTORY OF COVID-19 INCIDENCE / QUARANTINE CONDITIONS / ASSISTANCE TO PAPUA NEW GUINEA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миклухо-Маклай Николай Николаевич

В статье рассмотрена внутренняя и внешняя политическая деятельность правительства Папуа - Новой Гвинеи в период режима чрезвычайного положения в ПНГ, введенного в связи с пандемией COVID-19. Проанализированы перспективы развития ПНГ и меры правительства по улучшению инвестиционной привлекательности страны. Рассмотрен период с начала 2020 г. до решения о снятии чрезвычайного положения 16 июня 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AND EXTERNAL POLITICAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF THE NEW GOVERNMENT OF PAPUA NEW GUINEA DURING COVID-19

The article examines the internal and external policies of the government of Papua New Guinea during the state of emergency imposed in PNG due to the COVID-19 pandemic. The analysis is given for the prospects of PNG’s development and for the government measures to improve the investment opportunities of the country. The period from the beginning of 2020 to the decision to lift the state of emergency on June 16, 2020 is considered.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПАПУА - НОВОЙ ГВИНЕИ В ПЕРИОД COVID-19»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

2020?Том II, № 2 (47). С. 86-101._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-2-2-47-086-101

Внутренняя и внешняя политическая и экономическая деятельность нового правительства Папуа - Новой Гвинеи

в период COVID-19

Миклухо-Маклай Николай Николаевич

ведущий специалист Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН, Россия, Москва, Санкт-Петербург, info@mikluho-maclay.ru, https://orcid.org/0000-0002-5085-1693 Аннотация: В статье рассмотрена внутренняя и внешняя политическая деятельность правительства Папуа - Новой Гвинеи в период режима чрезвычайного положения в ПНГ, введенного в связи с пандемией COVID-19. Проанализированы перспективы развития ПНГ и меры правительства по улучшению инвестиционной привлекательности страны. Рассмотрен период с начала 2020 г. до решения о снятии чрезвычайного положения 16 июня 2020 г.

Ключевые слова: внутренняя и внешняя политическая деятельность правительства Папуа - Новой Гвинеи, пандемия COVID-19 в ПНГ, режим чрезвычайного положения в ПНГ, история заболеваемости COVID-19, условия карантина, помощь Папуа-Новой Гвинее.

Internal and External Political and Economic Activities of the New Government of Papua New Guinea during COVID-19

Nkkolay N. Miklouho-Maclay

Leading Specialist, Center for Southеast Asia, Australia and Oceania Studies, IOS RAS, Russia, Moscow, St. Petersburg, info@mikluho-maclay.ru, https://orcid.org/0000-0002-5085-1693

Abstract: The article examines the internal and external policies of the government of Papua New Guinea during the state of emergency imposed in PNG due to the COVID-19 pandemic. The analysis is given for the prospects of PNG's development and for the government measures to improve the investment opportunities of the country. The period from the beginning of 2020 to the decision to lift the state of emergency on June 16, 2020 is considered. Keywords: internal and external policies of the government of Papua New Guinea, COVID-19 pandemic in PNG, state of emergency in PNG, history of COVID-19 incidence, quarantine conditions, assistance to Papua New Guinea

© Миклухо-Маклай Н.Н., 2020.

Введение

На июнь 2019 г. количество зарегистрированных случаев заболевания ГОУЮ-^ в Папуа - Новой Гвинее (ПНГ), государства, расположенного в южной части Тихого океана в Меланезии, с населением 8,9 млн чел., несравнимо меньше, чем в развитых странах Европы, Азии и Америки, поэтому есть все предпосылки для скорейшего выхода ПНГ из экономического кризиса, в который погружается мир из-за пандемии COVID-19.

Посмотрим, какие меры были предприняты правительством ПНГ в начале 2020 г. после заявления Китая о проблемах с эпидемией COVID-19, которую они не смогли сдержать, вследствие чего возникла опасность пандемии, т.е. распространения заболевания по всему миру в отсутствии вакцины.

Уже в январе правительство Папуа - Новой Гвинеи запретило въезд прибывающих из стран Азии. С 30 января 2020 г. Управлением по вопросам иммиграции и гражданства ПНГ была временно закрыта сухопутная граница с Индонезией в пограничном посте Ву-тунг, расположенном близ одноименной деревни. Этот пост находится примерно в 50 км от столицы Западного Папуа (Индонезия) -г. Джаяпура, население которого составляет около 314 тыс. чел1.

Власти Папуа - Новой Гвинеи также объявили о приостановке выдачи онлайн-виз гражданам стран Азии, а также виз по прибытии.

Режим чрезвычайного положения в Папуа - Новой Гвинее

20 марта 2020 г. органы здравоохранения ПНГ подтвердили первый случай заболевания СОУГО-19, и уже 23 марта премьер-министр Джеймс Марапе объявил о введении 14-дневного чрезвычайного положения с 24 марта 2020 г.

В статье 226 Конституции ПНГ в качестве основания для объявления чрезвычайного положения в стране указывается «вспышка эпидемии или инфекционного заболевания»2. Чрезвычайное положение наделяет власти полномочиями осуществлять контроль за передвижением граждан, транспортных средств и товаров, регулировать транспортные потоки, а также регулировать или запрещать использование дорог общего пользования. По данным комиссара полиции Д. Мэннинга, ответственного за исполнением мер, предусмотренных чрезвычайным положением, по состоянию на 6 апреля 2020 г. на границе ПНГ и Индонезии располагалось 147 военно-

служащих ПНГ. По словам Д. Мэннинга, численность войск для контроля границы должна была возрасти до 2118 чел. По состоянию на 24 апреля 2020 г. в Западной провинции и провинции Восточный Сепик были развернуты два контингента Сил обороны ПНГ, каждый численностью около 1000 чел. Цель развертывания войск состояла в помощи медикам и группам быстрого реагирования, пытающимся предотвратить распространение СОУГО-19 в приграничных районах. Протяженность сухопутной границы ПНГ и Индонезии, разделяющей остров Новая Гвинея на две части, составляет около 820 км.

Условия карантина не были слишком жесткими для граждан Папуа - Новой Гвинеи. Рассмотрим их подробнее. Начиная с 24 марта 2020 г., как было ранее отмечено, в стране был введен режим чрезвычайного положения, что привело к остановке международного авиасообщения. Также было ограничено авиасообщение между провинциями, закрыты учебные и государственные учреждения, а государственные служащие переведены на дистанционный или посменный режим работы. Все иностранцы, находящиеся в стране, были спешно эвакуированы, а гражданам ПНГ было необходимо соблюдать режим самоизоляции. Так, в городах не рекомендовалось выходить из дома, а в случае посещения общественных мест носить медицинскую защитную маску и сохранять дистанцию в 1,5 метра друг от друга. Рынки и торговые центры также были закрыты. Продолжили регулярную работу только медицинские учреждения, аптеки, продовольственные магазины и банки .

В сельской местности, где проживает около 85% процентов населения страны, важным было взаимодействие с главами деревень и кланов. Губернаторы провинций проинформировали их об опасности заражения, связанной с распространением инфекции, от которой пока нет вакцины. Каждый глава деревни был предупрежден о необходимости следить за тем, чтобы никто из жителей не покидал территорию своей деревни в период чрезвычайного положения.

Позднее Парламентом страны было принято решение продлить режим чрезвычайного положения до конца мая, но вместе с этим ограничительные меры были смягчены: были открыты школы и высшие учебные заведения, возобновилось движение общественного транспорта и авиасообщение внутри страны, исключая провинции, граничащие с Индонезией на западе острова4.

По состоянию на 16 июня 2020 г., дату снятия чрезвычайного положения в Папуа - Новой Гвинее официально зарегистрировано восемь случаев заболевания СОУГО-19, но все пациенты благополучно вылечились, и официально не зарегистрировано ни одного летального исхода. Так, к примеру, на Соломоновых Островах, которые также располагаются в Меланезии, не зарегистрировано ни одного случая заболевания СОУГО-19, а в Республике Фиджи - 18 случаев, и, что немаловажно, без летальных исходов. Нельзя не отметить благоприятный климат этого региона, где среднегодовая температура в 25 градусов тепла не способствует распространению заболевания, а население имеет иммунитет к различным видам малярии, что, по мнению медиков, позволяет быть защищенным от нового вируса.

История заболеваемости по провинциям в Папуа - Новой Гвинее

Папуа - Новая Гвинея состоит из 22 провинций. На 16 июня 2020 г. в стране выявлено 8 случаев заболевания СОУГО-19:

20 марта - в г. Лаэ (провинция Моробе) зарегистрирован первый случай заболевания у прибывшего из-за границы 45-летнего австралийца;

7 апреля - зарегистрирован второй случай у жительницы г. Кокопо (провинция Восточная Новая Британия);

16 апреля - зарегистрировано еще пять случаев: 12-летний мальчик, 30-летний мужчина; пожилая женщина - все из Западной провинции ПНГ, граничащей с Индонезией; 42-летняя женщина из Национального столичного округа; 37-летний мужчина из провинции Восточная Новая Британия.

23 апреля - зарегистрирован восьмой случай у 45-летней женщины из провинции Восточное Нагорье.

Летальных исходов нет, выздоровели все пациенты5.Учитывая благоприятную обстановку с заболеваемостью COVID-19 в Папуа -Новой Гвинее и большим интересом инвесторов к ПНГ, особенно после саммита АТЭС (Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), прошедшем в столице Порт Морсби в 2018 г., стоит разобраться в том, какие минусы и плюсы появились в экономике развивающегося государства океанийского региона в связи с пандемией.

Международная поддержка Папуа - Новой Гвинее

7 мая 2020 г. Государственный секретарь США Майк Помпео выразил благодарность Папуа - Новой Гвинее за помощь в возвращении в Соединенные Штаты более 180 американских граждан и членов их семей.

В письме министру иностранных дел и международной торговли Патрику Пруайчу г-н Помпео указал следующее: «Наши правительства не несут большей ответственности, чем защита и служба нашим гражданам во время кризиса. В этот период всемирной пандемии Папуа - Новая Гвинея снова доказала, что является надежным партнером Соединенных Штатов <...>. Мы понимаем, что ПНГ находится на передовой в борьбе с пандемией. Мы рады, что оказали помощь Папуа - Новой Гвинее в ее усилиях по сдерживанию распространения COVID-19. »6

Посол Франции в Папуа - Новой Гвинее Филипп Жанвье-Камияма выразил доверие правительству Папуа - Новой Гвинеи в борьбе с пандемией COVID-19. По словам г-на посла, в стране находится 40 граждан Франции, которые уверены, что правительством ПНГ были установлены все необходимые ограничения, минимизирующие распространение вируса, и ситуация в стране будет в порядке, если эти правила будут соблюдаться7.

Ниже в таблице8 представлен объем помощи, составляющий более 230 млн долл. США, предоставленный ПНГ партнерами в период пандемии СОУГО-19 как иностранная помощь.

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

развития

Объемы финансирования, предоставленного Папуа - Новой Гвинее в качестве иностранной помощи для борьбы с СОУЮ-19 (долл. США)0

МВФ Азиатский Всемирный Австралия США КНР

Инвестиционная привлекательность ПНГ в период COVID-19

Оценивая экономику ПНГ, Всемирный банк отметил, что в период 2018-2019 гг. темпы роста ВВП страны увеличились на 6,4% (с -0,8% до 5,6%). Ведущие позиции в экономике Папуа - Новой Гвинеи занимает добывающая промышленность, на долю которой в 2019 г. приходилось примерно 28% ВВП и 80% экспорта океанийского государства, главным образом за счет поставок сжиженного природного газа (СПГ) и золота. Данный факт свидетельствует о тесной связи притока иностранной валюты в ПНГ с экспортом природных ресурсов, большая часть из которых (за исключением золота) упала в цене во время мирового экономического кризиса, связанного с COVID-199.

На данный момент ПНГ является 14-м по величине производителем золота в мире, и почти 77% экспортных поступлений от горнорудной промышленности страны приходится на долю этого драгоценного металла. Среди действующих рудников стоит выделить Лихир (золото), ОК-Теди (золото, медь и серебро) и Поргера (золото и серебро). Золото всегда можно рассматривать как вариант «страховки» от нестабильной экономической ситуации в мировой экономике, также оно частично компенсирует общее падение цен на другие природные ресурсы, которые экспортирует Папуа - Новая Гвинея.

Всемирный банк положительно оценил перспективы экономического роста Папуа - Новой Гвинеи, но с некоторым снижением его показателей. Так, в январе 2020 г. он опубликовал актуальные данные об экономике государства под названием «Papua New Guinea - Facing». На этот год прогнозировались темпы роста экономики страны в 2,9%, что на целых 2,6% ниже по сравнению с 2019 г. В отчете об экономической перспективе ПНГ учтены также факторы, которые могут негативно сказаться на экономике страны, среди них была указана высокая степень неопределенности, обусловленная, в частности, торговыми войнами между разными странами, а также последствиями пандемии COVID-19, повлекшими за собой падение спроса на углеводороды, их переизбыток в хранилищах и др.10

Темпы роста ВВП Папуа - Новой Гвинеи (2016-2022 гг., %, прогн.)

6

2020 2021 2022 (прогн.) (прогн.) (прогн.) Ряд 1 4,1 3,5 -0,8 5,6 2,9 2,9 3

5

4

3

2

1

0

Источник: составлено 01.06.2020 г. на основе данных World Bank Group

Прогнозируемые темпы роста ВВП ниже, чем в предыдущих прогнозах Всемирного банка, в основном из-за задержек в завершении соглашений и начала реализации крупных новых ресурсных проектов. Однако в прогнозах учтена и необходимость инвестиций не только в инфраструктурные проекты, но и в человеческий капитал.

Правительство Дж. Марапе признает, что экономический рост требует инвестиций не только в инфраструктуру, но и в человеческий капитал - здоровье, знания, навыки, которые люди накапливают с течением времени. Хорошо осознавая это, правительство берет на себя обязательства стать одним из первых участников проекта по человеческому капиталу Всемирного банка, что, безусловно, является важным вкладом в направлении эффективных инвестиций в человеческий капитал и общей инвестиционной привлекательности страны. Будущий экономический рост и производительность труда в ПНГ будут определяться инвестициями, которые страна делает в своих детей.

Меры поддержки экономики со стороны правительства ПНГ

По словам главы Казначейства ПНГ Яна Линг-Стаки, возможные экономические последствия после режима чрезвычайного положения могут привести к снижению темпов роста ВВП до -3,8% с вероятным дальнейшим снижением до -6,2%. Г-н Линг-Стаки также

заявил, что правительство страны ищет «правильный баланс между защитой нашего здоровья и защитой источников средств к существованию».

2 апреля 2020 г. в ходе специального заседания Парламента Папуа-Новой Гвинеи г-н Линг-Стаки представил пакет экономических стимулов Папуа - Новой Гвинеи на сумму около 5,8 млрд кина (1,6 млрд долл. США, что составляет 5% от общего объема ВВП страны), который включает в себя:

• выпуск государственных облигаций на сумму 2,5 млрд кина (720 млн долл.), к покупке которых, как отметил глава Казначейства, уже приступили банки и пенсионные фонды;

• 1,5 млрд кина (434 млн долл.) иностранной помощи от Международного валютного фонда (МВФ), Азиатского банка развития (АБР) и Всемирного банка;

• выделение 600 млн кина (173,75 млн долл.) на поддержку кредитных каникул;

• выделение 500 млн кина (144 млн долл.) в рамках мер по выплате пенсий по выслуге лет для оказания помощи людям, потерявшим работу;

• выделение 500 млн кина (144 млн долл.) для секторов здравоохранения, безопасности и экономики.

Важно отметить, что впоследствии на последний пункт экономических стимулов было выделено на 100 млн кина (28,95 млн долл.) больше, чем первоначально планировалось. Ожидается, что 280 млн кина (81 млн долл.) пойдут на меры по поддержанию здравоохранения и безопасности, а 320 млн кина (92 млн долл.) - на поддержку экономического сектора - сельского хозяйства, домохо-зяйств и бизнеса.

Средства на поддержание здравоохранения и безопасности были распределены следующим образом:

• 60 млн кина (17,3 млн долл.) - на улучшение санитарно-гигиенических норм на рынках, в школах, церквях и пунктах помощи, которые будут управляться провинциальными органами власти;

• 37 млн кина (10,7 млн долл.) - провинциальным учреждениям здравоохранения, что позволит каждому из них на 22% увеличить бюджетные ассигнования на 2020 г.

• 30 млн кина (8,6 млн долл.) - для Министерства здравоохранения ПНГ на закупку средств индивидуальной

защиты (СИЗ) и другой необходимой медицинской помощи с использованием международной практики закупок, установленной Всемирным банком;

• 60 млн кина (17,3 млн долл.) - для полиции Папуа - Новой Гвинеи, вооруженных сил ПНГ и исправительных служб для обеспечения должного правопорядка в рамках борьбы с пандемией и защиты всех границ от потенциальных носителей болезни;

• 73 млн кина (21 млн долл.) вооруженным силам ПНГ на строительство 10 пограничных постов, включая функции иммиграции, таможни, карантина и обороны;

• 15 млн кина (4,3 млн долл.) Министерству иностранных дел и торговли для оказания помощи в возвращении домой граждан Папуа - Новой Гвинеи;

• 5 млн кина (1,4 млн долл.) на административную поддержку церквей и местных властей, чтобы обеспечить продовольствием тех, кто больше всего в нем нуждается. Стоит отметить, что все финансовые учреждения согласились

предоставить льготы в течение 3 месяцев на погашение кредитов и выплату процентов клиентам, потерявшим работу. Также главным Банком Папуа - Новой Гвинеи (Bank of Papua New Guinea, BPNG) предусмотрены меры по оказанию помощи гражданам ПНГ, пострадавшим от пандемии COVID-19. Со слов управляющего Банком Лоя Бакани, потеря рабочих мест означает потерю дохода, в этой связи Банк работает с финансовыми учреждениями, чтобы помочь пострадавшим. Среди принятых мер также стоит отметить снижение базовой процентной ставки на 2% - c 5% до 3% и вливание денежной массы для увеличения ликвидности в банки страны. Как уточнил г-н Бакани, Банк снизил необходимость наличия в резерве банков наличных средств с 10% до 7%, что позволило коммерческим банкам получить ликвидность в размере около 650 млн кина (188 млн долл.). Считается, что это сможет обеспечить возможность клиентам снимать свои сбережения и соответственно брать кредиты. Л. Бакани также отметил, что Банк облегчит условия выдачи кредитов и выплаты процентов11.

Национальный пенсионный фонд Папуа - Новой Гвинеи (The National Superannuation Fund, NASFUND) рассчитывает выплатить около 260 млн кина (75 млн долл.) гражданам, потерявшим работу в результате действия режима чрезвычайного положения. По словам главного исполнительного директора NASFUND'a Яна Тарутия,

особенно важна тщательная проверка поданных заявок, чтобы помощь получили только те, кто фактически потерял свою работу из-за последствий пандемии COVID-19: «Они должны быть безработными, а не отстраненными, и они должны быть фактически уволены»12.

Ведущие компании Папуа - Новой Гвинеи также вносят свой вклад в борьбу с пандемией. Так, например, компания Kumul Petroleum Holdings Limited представила в Центральную больницу г. Порт-Морсби медицинские принадлежности, включающие в себя средства индивидуальной защиты (СИЗ). Стоимость предоставленных СИЗ оценивается в 500 тыс. кина (144,7 тыс. долл. США). СИЗ включают в себя: респираторные медицинские маски, перчатки, халаты, одноразовые защитные очки, средства для дезинфекции рук. Вторая поставка, которая планируется уже июне-июле 2020 г., предоставит в пользование больницы портативный рентгеновский аппарат, мониторы, аппараты искусственной вентиляции легких и видео-ларингоскоп. Второй этап помощи оценивается в 1,647 млн

13

кина (476 тыс. долл.) .

Влияние пандемии COVID-19 на основные отрасли экономики ПНГ

Важно учитывать, что в сельских общинах, где проживает около 85% населения, занятого в основном огородничеством, натуральная сельскохозяйственная деятельность продолжает оставаться основой домохозяйств и, конечно, имеет большое значение для поддержания продовольственной безопасности большей части Папуа - Новой Гвинеи, на устойчивость которой COVID-19 не оказал никакого существенного влияния.

Рассматривая ресурсный сектор папуа-новогвинейской экономики, также стоит отметить положительные моменты. С декабря 2019 г. цены на медь (второй по значимости экспортный продукт горнодобывающей промышленности ПНГ) значительно упали, но в то же время цены на золото преодолели порог свыше 1700 долл. США за унцию, что на 200 долл. превышает цену до пандемии, составлявшую 1490 долл. Согласно прогнозам Bank of America, цена на драгоценный металл может достичь 3000 долл. за унцию в течение следующих полутора лет, в то время как швейцарский инвестиционный банк UBS прогнозирует цену в 1800 долл. за унцию в краткосрочной перспективе14.

Рассматривая состояние горнодобывающей отрасли Папуа -Новой Гвинеи, мы можем обратить внимание на то, что она успешно функционирует, несмотря ни на какие передряги в мире. Более того, по словам главного исполнительного директора одной из ведущих горнодобывающих компаний Папуа - Новой Гвинеи Ok Ted Mining Limited (OTML) Питера Грэма, «предполагая, что COVID-19 не приведет к закрытию производства, я ожидаю, что приток валюты из горнодобывающей промышленности не должен существенно измениться в 2020 г., учитывая баланс производства золота и меди». Немаловажным является тот факт, что стратегия экономического развития Правительства ПНГ направлена на максимизацию доходов от добычи полезных ископаемых, что обеспечивает увеличение поступлений иностранной валюты в страну и способствует запланированному инклюзивному росту и, как следствие, диверсификации экономики, способствующей уходу от ресурсной зависимости. Большие надежды, в частности, возлагаются на совместное предприятие Harmony Gold (ЮАР) и Newcrest Mining (Австралия), которое планирует освоить предполагаемые запасы в 13 млн унций золота и 4,4 млн тонн меди на руднике Вафи-Голпу15.

Отчет о работе правительства и среднесрочный план развития ПНГ

29 мая 2020 г. премьер-министр Папуа - Новой Гвинеи Дж. Марапе представил общественности отчет о работе возглавляемого им правительства за первые 12 месяцев пребывания на данном посту. По словам г-на Марапе, его правительство смогло увеличить темпы роста ВВП из рецессии в -0,8% в 2018 г. до 5% в 2019 г. (рост на 5,8%). По словам премьер-министра, правительство страны использует хороший бюджетный подход, чтобы вывести экономику страны из рецессии, однако некоторые проекты властей сдерживаются последствиями пандемии. Дж. Марапе заявил о том, что правительство сконцентрировано также на росте несырьевого сектора экономики страны, что по планам должно обеспечить темпы экономического роста с 2,9% в 2020 г. до 4,6% к 2024 г. В то же время Правительство ПНГ обеспечило увеличение национального бюджета с 4,715 млрд кина (1,365 млрд долл. США) в 2019 г. до 6,281 млрд кина (1,818 млрд долл.) в 2020 г. Подобные валютные резервы эквивалентны 9,3 месяцам покрытия импорта без добычи полезных ископаемых и 5,4 месяцам покрытия всего объема импорта16.

Премьер-министр Папуа - Новой Гвинеи также отметил, что

важной задачей является стимулирование роста сельского хозяйства, создание рабочих мест, обеспечение количественного роста основных малых и средних предприятий. Также запланированы реформы в крупных государственных предприятиях, в ходе которых для частного сектора появится возможность увеличить свою долю участия, что будет способствовать росту ВВП страны и увеличению экспорта.

Подобные заявления премьера и деятельность Правительства ПНГ согласуются с ранее принятым третьим среднесрочным планом развития ПНГ (ССПР 3), рассчитанным на 2018-2022 гг., - это пятилетний план, установленный правительством Папуа - Новой Гвинеи, который определяет ключевые этапы и сферы развития на основе инклюзивного устойчивого экономического роста. Правительство намерено работать над достижением приоритетов ССПР 3, инвестируя средства в ключевые программы и проекты по стимулированию экономического роста17.

ССПР 3 отражает ключевые приоритеты соглашения «Алотау Аккорд 2», подписанного 1 августа 2017 г. в провинции Милн-Бэй действующим на тот момент премьер-министром и лидером Партии народного национального конгресса Питером О'Нилом и другими восемью лидерами партий коалиции. Это политический стратегический план, направленный на контроль действий правительства в течение пятилетнего срока полномочий нового парламента18, основная цель которого «обеспечить лучшее будущее страны посредством устойчивого инклюзивного экономического роста», сосредоточившись на ключевых инвестициях для дальнейшего стимулирования экономического роста в среднесрочной перспективе. Ключевыми приоритетами соглашения «Алотау Аккорд 2» являются:

Премьер-министр Папуа -Новой Гвинеи Дж. Марапе

1) инклюзивный экономический рост с акцентом на сельское хозяйство;

2) продолжение развития инфраструктуры;

3) повышение качества медицинского обслуживания;

4) повышение качества образования;

5) совершенствование правопорядка.

Действуя в соответствии с приоритетами этого соглашения и основываясь на достижениях и опыте первого и второго ССПР (2012-2017 гг.), правительством был разработан данный план (ССПР 3), в котором учитываются принципы инклюзивности и устойчивости, предписанных Стратегией ответственного устойчивого развития (СОУР) и Целями устойчивого развития (ЦУР) ООН. В рамках ССПР 3 правительство сосредоточит свое внимание на следующих важных аспектах:

1) увеличении бюджета и совершенствовании методов сбора доходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) увеличении экспорта;

3) сокращении импорта;

4) улучшении и расширении условий и возможностей граждан в целях повышения уровня личного благосостояния;

5) повышение качества и эффективности предоставления общественных благ и услуг19.

Влияние пандемии COVID-19 и новые открывшееся перспективы для ПНГ

Безусловно, пандемия COVID-19 оказала влияние на папуа-новогвинейскую экономику, однако актуальный отчет Всемирного банка и МВФ, а также заявления премьер-министра ПНГ Дж. Марапе демонстрируют положительный настрой касательно экономического развития страны. Это подтверждают и действия МВФ, от которого, несмотря на ранее опубликованный отрицательный прогноз в Statistical Appendix в -1% от 14 апреля 2020 г., Папуа - Новая Гвинея получила беспроцентный кредит в размере 1,2 млрд кина (363,6 млн долл. США). Как отметил премьер-министр ПНГ, это «решительный вотум доверия правительству со стороны международного сообщества». Г-н Марапе также отметил работу главы Казначейства Папуа - Новой Гвинеи Яна Линг-Стаки: «Я хочу поздравить Казначея Яна Линг-Стаки за неустанную работу по восстановлению бюджета страны <...>. Он положил конец безрассудным заимствованиям для плохо продуманных капитальных про-

ектов, которые в основном приносили пользу иностранным фирмам и госпредприятиям», - заявил Джеймс Марапе. Кредит на сумму 1,2 млрд кина (363,6 млн долл.) был предоставлен ПНГ от МВФ с процентной ставкой 0% в течение 10 лет с 5,5-летним льготным периодом. Первые выплаты по кредиту начнутся только в декабре 2025 г.

Премьер-министр ПНГ Дж. Марапе также официально запустил функционирование волоконно-оптического кабеля связи в рамках проекта «Coral Sea Cable» в г. Порт-Морсби в присутствии Верховного комиссара Австралии по делам Папуа - Новой Гвинеи его превосходительства Джона Филипа и ряда министров.

В рамках проекта «Coral Sea Cable» был проложен 4 700-километровый волоконно-оптический кабель, соединяющий г. Порт-Морсби (Папуа - Новая Гвинея) и г. Хониара (Соломоновы Острова) с австралийским Сиднеем и остальным миром. Проект также выступает флагманской инвестицией Австралии в инфраструктуру информационно-коммуникационных технологий ПНГ. Масштабный проект был совместно профинансирован австралийским правительством при участии правительств ПНГ и Соломоновых Островов. Прокладка кабельной системы была завершена в декабре 2019 г. и введена в эксплуатацию 18 февраля 2020 г. Ожидается, что проект «Coral Sea Cable» будет способствовать экономическому росту ПНГ, создаст новые инвестиционные возможности и рабочие места, обеспечит лучшие условия для электронной торговли товарами и услугами на локальном уровне, доступ к более качественному медицинскому обслуживанию и профессиональной подготовке, повышение качества образования и др. Стоит отметить, что еще в 2019 г. страна занимала 1-е место в мире по стоимости интернета, цена которого в среднем для активного пользователя составляла 800 (восемьсот!) долл. США в месяц, что не было доступно для большинства населения, малого и среднего бизнеса и значительно тормозило развитие страны во многих секторах. Премьер-министр ПНГ также отметил, что телекоммуникационная компания PNG DataCo снизила цены в стране на интернет в январе 2020 г. примерно на 40% до 98 долл. за Мбит/с в месяц и будет продолжать снижать цены благодаря введению в эксплуатацию «Coral Sea Cable»20.

Представленный план среднесрочной перспективы развития провозглашал «одной из целей <...> развитие районов с упором на инфраструктуру и экономический фактор: открытие рынков, строительство дорог и инженерных коммуникаций, таких как водоснаб-

жение, электроснабжение и связь. Меры правительства по развитию инфраструктуры, высвобождению земли для бизнеса, обеспечению государственного долевого финансирования и решению вопросов правопорядка приведут к снижению стоимости ведения бизнеса в ПНГ. В свою очередь это будет стимулировать рост сектора малого и среднего предпринимательства, обеспечит безопасные и привлекательные условия для прямых иностранных инвестиций и туризма. Кроме того, это создаст лучшее и светлое будущее для всех жителей Папуа-Новой Гвинеи»21. Проект не подвергся изменениям из-за пандемии, сохранив фокус на диверсификации экономики страны во избежание глобальных экономических потрясений, что позволило упрочить доверие к политике правительства ПНГ во главе с Джеймсом Марапе. Это, безусловно, оставляет Независимое Государство Папуа - Новую Гвинею в числе очень перспективных стран, в сотрудничестве с которой заинтересованы крупные мировые игроки, и открывает двери для инвесторов со всего мира.

1 URL: https://www.abc.net.au/radio-australia/programs/pacificbeat/png-steps-up-response-to-coronavirus-outbreak/11908988

«Declaration of a national emergency» means a declaration under Section 228 (declaration of national emergency); «emergency» includes, without limiting the generality of the expression— (b) an earthquake, volcanic eruption, storm, tempest, flood, fire or outbreak of pestilence or infectious disease, or any other natural calamity whether similar to any such occurrence or not on such an extensive scale as to be likely to endanger the public safety or to deprive the community or any substantial proportion of the community of supplies or services essential to life.

URL: https://www.theguardian.com/world/2020/mar/23/papua-new-guinea-declares-state-of-emergency-after-first-coronavirus-case; https://www.rnz.co.nz/international/ pacific-news/412499/14-day-state-of-emergency-begins-in-png

4 URL: https://www.rnz.co.nz/international/pacific-news/412357/coronavirus-png-announces-lockdown-solomons-closes-border-to-non-citizens; https://devpolicy.org/covid-19-the-situation-so-far-and-challenges-for-png-20200327/;

https://www.rnz.co.nz/international/pacific-news/415003/pandemic-exposes-weakness-of-png-s-border-security; https://postcourier.com.pg/military-deployed-to-major-borders/; Constitution of the Independent State of Papua New Guinea (Part X; Division 1; Section 226). URL: http://www.paclii.org/pg/legis/consol_act/cotisopng534/

5 URL: http://www.looppng.com/png-news/png%E2%80%99s-first-imported-covid-19-case-90851; http://www.china.org.cn/world/0ff_the_Wire/2020-04/07/content_75903669.htm; https://www.rnz.co.nz/international/pacific-news/414459/png-confirms-new-covid-19-cases; https://www.rnz.co.nz/international/ pacific-news/414935/png-registers-8th-confirmed-covid-19-case

https://postcourier.com.pg/us-secretary-of-state-thanks-png-for-repatriating-us-citizens/; https://news.pngfacts.com/2020/05/us-thanks-png.html

7 URL: https://postcourier.com.pg/french-ambassador-confident-with-png-government/

8

https://postcourier.com.pg/china-gives-k1-million/; https://www.donortracker.org/ Australia-provides-US%2413 -million-to-assist-PNG-with-its-COVID- 19-response;

https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2020/04/14/world-bank-commits-to-papua-new-guineas-fight-against-covid-19; https://postcourier.com.pg/png-requests-k860m-for-covid-19-response/; https://postcourier.com.pg/png-requests-k860m-for-covid-19-response/

9 BPNG Assist financial Institutions. LoopPNG. URL: http://www.looppng.com/png-news/bpng-assist-financial-institutions-91752

10 Papua New Guinea - Facing Economic Headwinds, Publication. World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/country/png/publication/papua-new-guinea—facing-economic-headwinds

11 Govt Reports Lift in PNGs GDP Growth // Post Courier. URL: https://postcourier.com.pg/govt-reports-lift-in-pngs-gdp-growth/

12 Government Announces k5-6b Stimulus Package // Post Courier. URL: https://postcourier.com.pg/government-announces-k5-6b-stimulus-package/ (дата обращения: 03.06.2020). Papua New Guinea - Facing Economic Headwinds, Publication // World Bank URL: https://www.worldbank.org/en/country/png/publication/papua-new-guinea---facing-economic-headwinds

13

Papua New Guinea - Facing Economic Headwinds, Publication. World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/country/png/publication/papua-new-guinea—facing-economic-headwinds

14 Экономика. Обзор прессы Папуа-Новой Гвинеи. Фонд им. Миклухо-Маклая. URL: https://mikluho-maclay.ru/ekonomika-17/; https://mikluho-maclay.ru/ekonomika-11/

15 Papua New Guinea and the IMF (International Monetary Fund). URL: https://www.imf.org/en/Countries/PNG

16 Внутренняя политика. Обзор прессы Папуа - Новой Гвинеи. Фонд им. Миклухо-Маклая. URL: https://mikluho-maclay.ru/vnutrennyaya-politika-3/

17 ССПР 3 (MTDP III). С. XIX. URL:

http://www.planning.gov.pg/images/dnpm/pdf/latest_pub/MTDP%20in%20Vol1-

%20Web-compressed.pdf

18

URL: http://www.looppng.com/elections/alotau-accord-2-signed-64058

19 Информационный портал Папуа - Новой Гвинеи. Экологическая информация для принятия решений / Департамент национального планирования и мониторинга ПНГ. Третий среднесрочный план развития (2018-2022 гг.). URL: https://png-data.sprep.org/dataset/medium-term-development-plan-iii-2018-2022-volume-1 Ссылка для скачивания проекта Среднесрочной стратегии доходов на 2018-2022 гг.: https://png-data.sprep.org/system/files/Medium%20Term%20Revenue%20Strategy%

202018-2022.pdf

20

https://kalangfm.com/news/pm-launches-coral-sea-cable-in-port-moresby-722; http://www.looppng.com/tech/coral-sea-cable-system-launched-92674; https://postcourier.com.pg/coral-sea-cable-system-launched/;

https://www.thenational.com.pg/coral-sea-cable-step-towards-modernisation-says-pm/ 21 ССПР 3 (MTDP III). С. XIX. URL: http://www.planning.gov.pg/images/ dnpm/pdf/latest_pub/MTDP%20III%20Vol1 -%20Web-compressed.pdf Информационный портал Папуа - Новой Гвинеи. Экологическая информация для принятия решений / Департамент национального планирования и мониторинга ПНГ / Третий среднесрочный план развития (2018-2022 гг.). URL: https://png-data.sprep.org/dataset/medium-term-development-plan-iii-2018-2022-volume-2 Ссылка для скачивания проекта ССПР 3: http://www.planning.gov.pg/images/dnpm/ pdf/latest_pub/MTDP%20III%20Vol 1 -%20Web-compressed.pdf

Статья поступила в редакцию 19.06.2020, принята к публикации 25.06.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.