Научная статья на тему 'ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПАПУА - НОВОЙ ГВИНЕЕ В НАЧАЛЕ XXI В'

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПАПУА - НОВОЙ ГВИНЕЕ В НАЧАЛЕ XXI В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
749
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ / РОССИЯ / МАДАНГ / БЕРЕГ МАКЛАЯ / НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ / МИКЛУХО-МАКЛАЙ / СОТРУДНИЧЕСТВО В НАУЧНОЙ / КУЛЬТУРНОЙ И ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ / PAPUA NEW GUINEA / RUSSIA / MACLAY COAST / MADANG / RAI COAST / SCIENTIFIC EXPEDITIONS / MIKLOUHO-MACLAY / COOPERATION IN THE SCIENTIFIC / CULTURAL AND HUMANITARIAN FIELDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миклухо-Маклай Николай Николаевич

В статье изложена история двух научных экспедиций на Берег Маклая~(Rai Coast) регион Маданг в Папуа - Новую Гвинею в XXI веке, организованных российской некоммерческой организацией «Фонд сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая» при участии ученых Российской академии наук из Москвы и Санкт-Петербурга по следам великого российского ученого-гуманиста, этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, представлены первые результаты исследований, рассмотрены перспективы развития сотрудничества в научной, культурной и гуманитарной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REVIVAL OF RUSSIAN SCIENTIFIC RESEARCH IN PAPUA NEW GUINEA AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

The article describes two scientific expeditions to the Maclay Coast (Madang region) in Papua New Guinea in the 21st century organized by the Russian non-profit organization Miklouho-Maclay Foundation for the Preservation of Ethnocultural Heritage with the participation of the scientists of the Russian Academy of Sciences from Moscow and St. Petersburg in the footsteps of great Russian scientist, humanitarian and ethnographer Nikolay Miklouho-Maclay. The article represents the first research results and outlines the prospects of cooperation in the scientific, cultural and humanitarian spheres.

Текст научной работы на тему «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПАПУА - НОВОЙ ГВИНЕЕ В НАЧАЛЕ XXI В»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

2020, Том I, № 1 (46). С. 269-284._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-1-1-46-269-284

Возрождение российских научных исследований в Папуа - Новой Гвинее в начале XXI в.

Миклухо-Маклай Николай Николаевич

ведущий специалист Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН, Россия, Москва, Санкт-Петербург, info@mikluho-maclay.ru, https://orcid.org/0000-0002-5085-1693 Аннотация: В статье изложена история двух научных экспедиций на Берег Маклая~(Кш Coast) регион Маданг в Папуа - Новую Гвинею в XXI веке, организованных российской некоммерческой организацией «Фонд сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая» при участии ученых Российской академии наук из Москвы и Санкт-Петербурга по следам великого российского ученого-гуманиста, этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, представлены первые результаты исследований, рассмотрены перспективы развития сотрудничества в научной, культурной и гуманитарной сферах.

Ключевые слова: Папуа - Новая Гвинея, Россия, Маданг, Берег Маклая, научные экспедиции, Миклухо-Маклай, сотрудничество в научной, культурной и гуманитарных направлениях

The Revival of Russian Scientific Research in Papua New Guinea at the beginning of the 21st century

Nfckolay N. Miklouho-Maclay

Leading Specialist, Center for Sou^ast Asia, Australia and Oceania Studies, IOS RAS, Russia, Moscow, St. Petersburg, i nfo@mikluho-maclay.ru, https://orcid.org/0000-0002-5085-1693

Abstract: The article describes two scientific expeditions to the Maclay Coast (Madang region) in Papua New Guinea in the 21st century organized by the Russian non-profit organization Miklouho-Maclay Foundation for the Preservation of Ethnocultural Heritage with the participation of the scientists of the Russian Academy of Sciences from Moscow and St. Petersburg in the footsteps of great Russian scientist, humanitarian and ethnographer Nikolay Miklouho-Maclay. The article represents the first research results and outlines the prospects of cooperation in the scientific, cultural and humanitarian spheres.

Keywords: Papua New Guinea, Russia, Maclay Coast, Madang, Rai coast, scientific expeditions, Miklouho-Maclay, cooperation in the scientific, cultural and humanitarian fields

© Миклухо-Маклай Н.Н., 2020.

НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНООКЕАНИСТИКИ

Российские экспедиции в Папуа - Новую Гвинею

2017 и 2019 гг.

Цели первой экспедиции в Папуа - Новую Гвинею. После двух масштабных советских научных экспедиций, организованных Академией наук СССР в 1970-х гг., которые внесли значимый вклад в многостороннее изучение региона и продолжили труды, начатые выдающимся отечественным исследователем Океании Н.Н. Миклухо-Маклаем в 1871 г., полевые исследования на Берегу Маклая (Rai Coast) в Папуа - Новой Гвинее (ПНГ), в которых наиболее заинтересованы российские ученые, не проводились. В научной работе наступил длительный период «затишья». Однако стоит признать, что в начале XXI в. россияне несколько раз посещали берега новогвинейского залива Астролябия как наиболее интересный для исследований регион, но комплексных экспедиций организовано не было.

Ситуация изменилась только в 2017 г., когда Фондом сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая, при участии ученых Российской академии наук из Москвы и Санкт-Петербурга, была организована и осуществлена экспедиция на Берег Маклая, что расположен на северо-востоке о. Новая Гвинея. Следует отметить, что инициатором экспедиции стал потомок по линии старшего брата и полный тезка выдающегося российского ученого Н.Н. Миклухо-Маклая Н.Н. Миклухо-Маклай-младший, который и основал Фонд. Одной из его задач стало не только создание условий для возобновления исследований российских ученых Океании и Новой Гвинеи, но и всесторонняя поддержка исследователей и сохранение преемственности в изучении этого региона российской наукой.

В первую очередь следует ответить на вопрос, зачем в XXI в. организовывать научно-исследовательскую экспедицию в эти далекие от России края? Казалось бы, там уже давно все изучено и ничего нового российские ученые открыть не смогут. О значимости таких исследований хорошо сказал Д.Д. Тумаркин - руководитель этнографических экспедиционных отрядов в Папуа - Новую Гвинею, доктор исторических наук, главный научный сотрудник-консультант Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, проводивший в 1970-е гг. исследования в этом регионе: «На примере

папуасов Берега Маклая можно проследить развитие человеческой

цивилизации в этом регионе от периода „каменного века" вплоть до - i

наших дней» .

Напомним, что выдающийся исследователь Океании Н.Н. Миклухо-Маклай, прибывший на о. Новая Гвинея в 1871 г., встретил папуасов, которые даже не знали, что такое железо, и он первым познакомил их с изделиями из металла. Недаром, например, русское слово «топор» и еще десяток других с тех пор используются жителями Берега Маклая, где проводил свои исследования российский ученый.

Н.Н. Миклухо-Маклай-младший поставил своей целью найти информацию о том, что изменилось на Берегу Маклая за прошедшие со времени последних экспедиций 40, лет и наладить дружественные всесторонние контакты с островным государством, которые из-за отсутствия посольства РФ на территории ПНГ нельзя назвать регулярными. Было принято решение собрать команду ученых для исследования этого региона в полевых условиях. В состав первой в новейшей истории России экспедиции вошли: И.В. Чининов - научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований ИАЭ РАН, А.А. Лебедева - научный сотрудник Отдела Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Д.И. Шаро-мов - фотограф экспедиции.

Путешествие на Берег Маклая

Экспедиция вылетела из Москвы в Сидней 11 сентября 2017 г., но по ряду причин, таких как задержки и отмены рейсов, а также из-за проблем с визами, задержалась на несколько дней. В итоге в городе Маданг, откуда было запланировано отправиться на лодке к Берегу Маклая, члены экспедиции оказались только 16 сентября, в День независимости Папуа - Новой Гвинеи, потратив на путешествие на самолетах 6 дней с учетом пересадок и остановок. Уже в Маданге к экспедиции присоединился в качестве переводчика с местного языка ток-писин уроженец Иркутска и католический миссионер С. Цергель, который был заранее приглашен по согласованию с католической миссией в ПНГ. В этот же день исследователи на судне П. Бартера, крупного общественного и государственного деятеля Папуа - Новой Гвинеи, австралийца по происхождению, оказавшего большое содействие российской экспедиции, направились к мысу Гарагасси, тому самому месту, где в 1871 г. высадился

Н.Н. Миклухо-Маклай (назвав его мысом Уединения). Прибытие гостей из далекой страны - родины Миклухо-Маклая, или «деревни Маклая», как назвали Россию папуасы в XIX в. (у папуасов этой части Новой Гвинеи нет в языке слова «страна», и они ограничиваются понятием «деревня»), стало невероятным событием для местных жителей, так как их предупредили, что главой экспедиции является потомок большого до сих пор почитаемого ими белого брата Тамо Боро, что в переводе с местного, бонгуанского, языка означает «большой человек», которого обожествляли в то время, считая, что тот прибыл с Луны из-за невиданного ими ранее белого цвета кожи. На берегу собралось более трех тысяч человек, прибывших со всех окрестных деревень и с нетерпением ожидавших появления людей из другого мира.

Первым к берегу отправился руководитель экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклай-младший, а потом и все остальные члены российской экспедиции. Местные жители, папуасы, в честь прибытия дорогих гостей устроили грандиозное представление с песнями, танцами и пантомимами.

Невероятно, но они водрузили российский флаг на том самом месте, где стояла хижина выдающегося российского ученого, и где 150 лет назад также развевался флаг нашей страны. Стоит отметить, что это была их инициатива, они сами отыскали российский флаг, чтобы организовать встречу, о которой их заранее предупредили. Там же, построившись в шеренгу, папуа-новогвинейцы спели гимн Независимого Государства Папуа - Новая Гвинея. Эта трогательная встреча с миром, о котором мы так хорошо знали по дневникам Н.Н. Миклухо-Маклая, а также книгам и трудам советских ученых, оставила неизгладимое впечатление и осознание того, как хорошо здесь помнят Россию и «человека с Луны».

Местными жителями была подготовлена инсценировка первой встречи Н.Н. Миклухо-Маклая с папуасом Туем. В роли русского ученого выступил его потомок и руководитель экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклай-младший (подобные инсценировки бонгу-анцы устраивали в честь советских экспедиций и в 1970-х гг.). Во время праздничных мероприятий многие местные жители, папуасы, облачились в традиционные наряды, используемые до сих пор во время праздников: они практически не изменились со времен Н.Н. Миклухо-Маклая-старшего (разве что стало значительно меньше головных украшений из перьев птиц из-за обеднения местной фауны). Исполняя старинные песни и танцы синг-синг, папуасы

непременно аккомпанировали себе на ручных деревянных барабанах - окамах, которые использовались во времена первой экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая-старшего в 1871 г. Окам изготавливают, как и раньше, из цельного куска ствола дерева (длиной до метра), выжигая его внутреннюю часть. Верхний конец затягивается шкурой ящерицы, и по этой поверхности (на языке бонгу - тали) бьют пальцами и ладонью.

Жизнь и быт папуасской деревни на Берегу Маклая

По окончании торжественной встречи, продлившейся несколько часов, члены экспедиции отправились в деревню Горенду и были размещены там в одной из семейных хижин, где им предстояло жить в течение десяти дней, до времени их отъезда с Берега Маклая. Кроме Горенду исследователи также посетили и соседние деревни - Бонгу и Гумбу, расположенные в нескольких километрах друг от друга. Надо уточнить, что центральной считается деревня Бонгу, там и находится местная школа для трех деревень, рассчитанная на пятьсот детей разных возрастов, в которой можно получить образование по российским меркам до 7-8 класса. Бонгу населяет около трех тысяч человек, справа с ней граничит Горенду, с населением около тысячи жителей, а следующей за ней немного уходящая от побережья в джунгли - деревня Гумбу, с населением около семисот человек. По свидетельству сэра Питера Бартера, австралийца по происхождению и гражданина ПНГ, оказывающего регулярно разностороннюю гуманитарную помощь местным жителям и проживающего в Маданге со времени обретения страной независимости, «люди не изменились, они остались теми, что и раньше, явные изменения видны благодаря школам, которые появились и дают возможность молодежи продолжить обучение в Маданге».

При проведении полевых исследований выяснилось, что только жилище лидера деревни и клана Горенду Аселя Туя является в настоящее время редким примером того, как строили хижины во времена Миклухо-Маклая 150 лет назад, т.е. на земле. Большая же часть построек папуасов сохранила тот традиционный характер, что и во времена советских экспедиций конца XX в. Почти все они возводились на сваях - эта традиция возникла здесь в конце XIX столетия и зафиксирована уже после прихода колониальной Германской администрации. Однако другие конструктивные особенности,

в том числе строительные материалы (кровля непременно покрывается листьями саговой пальмы, стены изготавливаются из расщепленного бамбука и т. д.), не изменились.

При более детальном изучении быта местных жителей, папуасов, этнический состав которых не претерпел каких-либо существенных изменений за последние 150 лет, что свидетельствует о минимальной миграции между регионами острова, выявились и многие другие прочно устоявшиеся элементы их традиционной материальной культуры. К примеру, все так же в обиходе широко используются сплетенные из листьев кокосовой пальмы циновки, для приготовления пищи применяются производимые в деревне Били-Били глиняные горшки, повсеместно в ходу плетеные сумки, правда, еще в конце XIX в. они были только женским аксессуаром, в основном для переноски детей и хозяйственной утвари, в настоящее время их носят как мужчины, так и женщины. Также встречаются различные украшения из клыков дикой свиньи и ракушек, которые в XIX в. считались деньгами, - они ценятся до сих пор и используются в ожерельях и украшениях. Все это подтверждает, что, несмотря на проникновение предметов современного западного мира, папуасы этих деревень бережно хранят многие из своих традиций. А их самобытная культура под давлением инноваций не растворилась полностью и гармонично уживается с новшествами, такими как радио, мобильные телефоны, солнечные батареи, современная посуда для приготовления пищи. В целом, жители деревень Бонгу, Горенду и Гумбу сохраняют многие элементы из своей традиционной культуры, а современные элементы органично накладываются на жизненный уклад, не трансформируя его полностью. Более того, многие местные жители очень трепетно относятся к своей этнокультурной идентичности и всеми силами прививают ее молодому поколению. «Мы сохраняем традиции благодаря тому, что наши дети живут вместе с нами», - ответил на вопрос о сохранении традиций потомок в пятом поколении первого папуаса Туя, первым встретившего здесь Н.Н. Миклухо-Маклая-старшего, Асель Туй, которому было уже 82 года и который является старейшиной и лидером клана, как упоминалось ранее.

Обратил на себя внимание и тот факт, что после обретения страной независимости в 1975 г. и ухода австралийской администрации и бизнеса, которые, эксплуатируя местных жителей, добывали копру и поставляли на австралийский рынок, организовав плантации на месте деревни Горенду, в которой проживало около

700 человек, местные жители вернули деревню, отстроив ее вновь уже в начале 1980 г. на месте плантации. Они стали продолжать традиционный уклад жизни, собирая только необходимое количество копры для своих нужд и не развивая бизнес, которым занимались австралийцы, а старая техника, включая трактора и грузовые машины, осталась стоять без какого-либо использования.

Н.Н. Миклухо-Маклай-младший собрал предания жителей деревень Бонгу, Гумбу и Горенду о своем знаменитом предке, которые начиная с XIX в. из поколения в поколение передают своим потомкам старейшины этих деревень. И эти воспоминания о выдающемся исследователе и большом друге папуасов поразительно точно повторяют его дневниковые записи, а некоторые факты позволяют утверждать, что Миклухо-Маклай для местных жителей был практически божеством - Тамо Боро Рус, «большой русский человек», навсегда оставивший след в их сердцах и преданиях. А для того, чтобы сохранить память о нем, местные жители дают своим детям его имя - Маклай.

Телемост Россия - Папуа - Новая Гвинея с участием основателя ПНГ

20 сентября, в день первой высадки Н.Н. Миклухо-Маклая на берегу залива Астролябия в 1871 г., вблизи мыса Гарагасси состоялось знаменательное событие - телемост Россия (Санкт-Петербург - Великий Новгород - родина ученого Н.Н. Миклухо-Маклая) - Папуа - Новая Гвинея (Берег Маклая), запланированный еще при подготовке экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклаем-младшим. Всю необходимую для этого технику привезли из Маданга. Стоит отметить, что такой телемост проходил впервые в истории отношений между нашими странами, и россияне первый раз смогли своими глазами увидеть далекий Берег Маклая. Связь в этих местах плохая и не позволяет проводить видеоконференции, но благодаря специально привезенному оборудованию появилась возможность усилить сигнал, чтобы практически из джунглей Папуа экспедиция смогла связаться с Россией. Это мероприятие специально посетил первый премьер-министр и один из основателей Независимого Государства Папуа - Новая Гвинея Майкл Сомаре, прибывший на Берег Маклая по приглашению Миклухо-Маклая-младшего. Его прибытие вызвало настоящий фурор среди местных жителей, так как до этого он ни разу не посещал эти края, а почтение к бывшему лидеру все еще столь велико, что в знак уважения его несли на палан-

кине несколько рослых и крепких мужчин. Майкл Сомаре засвидетельствовал свое почтение руководителю и всем участникам экспедиции, а также выразил желание сотрудничать с Россией в дальнейшем.

По случаю такого события папуа-новогвинейцы окрестных деревень снова устроили роскошный праздник синг-синг с песнями, танцами и пантомимами. Одна из таких пантомим изображала известный эпизод, когда Н.Н. Миклухо-Маклай-старший подарил папуасам бычка с телкой, а те убежали в лес, после чего папуасы устроили на них охоту. В организованной инсценировке участвовал только один бычок, изображаемый двумя местными жителями, одетыми в шкуру. Это стало еще одним подтверждением, что истории из жизни отечественного исследователя среди местных жителей Берега Маклая стали неотъемлемой частью местного фольклора.

В деревне гончаров и судостроителей Били-Били

Российские ученые на лодках покинули деревню Горенду, добравшись до города Маданг, и уже на следующий день, 22 сентября 2017 г., экспедиция за пару часов на машинах добралась до деревни Били-Били, где также была жива память о Н.Н. Миклухо-Маклае, благодаря чему общение проходило очень доброжелательно с первых минут. В прошлом били-бильцы населяли небольшой одноименный островок, однако уже в 1912 г. их переселили с острова на берег Новой Гвинеи после восстания местных жителей против германских колониальных властей. Приблизительно в 2 км по воде от новогвинейского побережья, напротив деревни Били-Били, они основали деревню, также названную Били-Били, которую населяет около трех тысяч человек. Будучи умелыми судостроителями и первоклассными гончарами, били-бильцы традиционно сбывали свои изделия во всех окрестных деревнях, доставляя их на своих лодках, как парусных, так и весельных. Их глиняные изделия, созданные без гончарного круга, горшки, посуда, так необходимые в повседневной жизни, всегда пользовались большим спросом во всех деревнях Берега Маклая.

В настоящее время большая часть их керамической продукции сбывается туристам, которых специально привозят небольшие автобусы.

Первые встречи с учеными и преподавателями ПНГ

После посещения Били-Били экспедиция вернулась в Маданг, откуда уже на следующий день вылетела в столицу Порт-Морсби. Задача экспедиции была не только в том, чтобы провести многоплановые исследования в тех местах, где работал выдающийся российский ученый, но и наладить культурные и деловые контакты для развития двусторонних отношений.

Первая знаменательная встреча российских исследователей с местными учеными и преподавателями состоялась в Университете Папуа - Новой Гвинеи - главном учебном и научном учреждении страны, в котором только в столице Порт-Морсби обучается около 5 тыс. студентов, а с учетом филиалов около 15 тыс. по всей стране с населением около 8,9 млн человек. Безусловно, это не единственное учебное заведение, и в ПНГ их немало, они расположены почти во всех городах страны, предоставляя возможность обучения для всех желающих. Важно учитывать, что Независимое Государство Папуа - Новая Гвинея (официальное название) получило самостоятельность только 16 сентября 1975 г. и имеет сравнительно юный возраст и развивающуюся систему образования, ежегодно стараясь увеличить возможности учебных заведений по набору студентов. Обращает на себя внимание рвение к знаниям папуа-новогвинейских студентов: они понимают, что образование — это окно в новый мир. Система образования во многом поддерживается австралийцами, ранее осуществлявшими контроль над этими территориями после Германской администрации и до обретения независимости.

Русские топонимы могут вернуться на карту ПНГ

Продолжая экспедицию по следам выдающегося путешественника, члены экспедиции отбыли в Австралию, в Сидней, откуда этнографы вылетели в Москву, а Н.Н.Миклухо-Маклай-младший еще две недели проводил свои исследования в Австралии, где жил и работал его великий предок в перерыве между своими экспедициями по Юго-Восточной Азии. Стоит отметить, что Н.Н. Миклухо-Маклай считается австралийцами одним из основоположником австралийской науки, и в научных кругах его хорошо помнят и в наши дни. В 1878 г. он предложил создать в Сиднее морскую биологическую станцию, которую в последующем разместили в слабозаселенном в то время сиднейском пригороде Уотсонс-бэй, на мыске Лейинг, недалеко от южного выхода из залива Порт-Джексон и, следовательно, вблизи открытого океана. К осени 1881 г. станция

была построена, и в октябре Миклухо-Маклай там обосновался. В период его длительного отсутствия в Сиднее (февраль 1882 - июнь 1883 гг.) станцией иногда пользовался местный биолог У.Э. Хэзуэлл.

В начале 1885 г. резко обострились отношения между Россией и Великобританией. Военные потребовали от правительства Нового Южного Уэльса передать им участок, занимаемый биологической станцией.

Уже в июле 1885 г. Н.Н. Миклухо-Маклаю пришлось навсегда покинуть станцию. Создавая ее, он мечтал, чтобы весь земной шар был покрыт сетью биологических станций, для того чтобы они служили базами для посещения учеными со всего мира, где они смогли бы проводить исследования, перемещаясь от одной к другой - по аналогии с железнодорожными станциями. Стоит отметить, что его идея основать биологическую станцию на черноморском побережье, предложенная в 1869 г. на втором съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве, была поддержана, и в 1871 г. Севастопольская биологическая станция начала работу, став первой в России и Европе, и существует и по сей день.

Возвращаясь к архивам Митчелловской библиотеки в Сиднее, где проводил свои изыскания Миклухо-Маклай-младший, было обнаружено достаточно много материалов, свидетельствующих о том, что и австралийцы в своих документах называли северо-восточный берег Берегом Маклая, а переименование его в Rai Coast произошло только в начале XX в. по имени одной из деревень правее от мыса Уединения, где высадился впервые ученый, и было это уже при Германской колониальной администрации. Архивные находки позволяют поставить вопрос о возвращении Берегу Маклая его первоначального наименования на картах Папуа - Новой Гвинеи, тем более что это всецело поддерживают местные жители.

Первые основные результаты экспедиции 2017 г.

По результатам экспедиции 2017 г. был собран обширный материал по материальной культуре современных бонгуанцев, а руководитель экспедиции составил уникальную коллекцию из 56 предметов жизни и быта, большинство из которых были идентичны предметам, собранным Миклухо-Маклаем в XIX в. Этот факт еще раз подтверждает преемственность в организации быта папуасов Берега Маклая, несмотря на прошедшие полтора столетия. По возвращении на родину коллекция была подробно описана при уча-

стии научных сотрудников Музея Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, что подтвердило ее высокую историко-культурную и этнографическую ценность, и по праву пополнила музеи России . Этнолог И.В. Чининов подготовил научную статью «Материальная культура жителей деревень Горенду и Бонгу (Новая Гвинея) в начале XXI века: традиции и инновации» (Вестник антропологии. 2019. № 3 (47)).

Также по итогам научно-исследовательской экспедиции 2017 г. был выпущен документальный фильм «Человек с Луны», который с неизменным успехом демонстрируется на телеканалах России и Папуа - Новой Гвинеи. Высококачественные фотографии и портреты аборигенов были переданы в Музей антропологии им. Д.Н. Анучина МГУ, г. Москва. Были подготовлены иллюстрированные издания, а в 2018 г. в издательстве «Наука» вышла научно-популярная книга «Путешествие на Берег Маклая», автором которой стал руководитель экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклай-младший. Известно, что подробное описание коренных жителей этого региона Новой Гвинеи содержится в трудах Н.Н. Миклухо-Маклая-старшего, и тем интересней было узнать, каким увидели Берег Маклая его потомки - отечественные исследователи XXI в. Ранее упомянутый полнометражный документальный фильм «Человек с Луны» , над которым шла работа в ходе первой экспедиции, освещая захватывающую работу исследователей, стал хорошим подспорьем для изучения этого уникального места нашей планеты, где российские ученые за почти 150-летнюю историю внесли значительный вклад в изучение и сохранение истории культуры, традиций, фольклора и языка новогвинейцев.

Продолжая традиции исследования Папуа - Новой Гвинеи

Хорошие результаты первой экспедиции 2017 г. заложили основу для продолжения исследований данного региона российскими учеными и налаживания более тесных контактов между Российской Федерацией и Папуа - Новой Гвинеей.

В конце апреля-начале мая 2019 г. состоялась уже вторая экспедиция в Папуа - Новую Гвинею, организованная и проведенная Фондом сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая. Ее руководителем вновь стал Н.Н. Миклухо-Маклай-младший. В состав экспедиции на этот раз вошли этнолог И.В. Чининов и лингвист из Университета Папуа - Новой Гвинеи в

Порт-Морсби О. Темпл (бывшая гражданка СССР). До прибытия на Берег Маклая члены экспедиции посетили одну из деревень австро-незийскоязычного народа моту - Хануабаду, расположенную к западу от Порт-Морсби. В прошлом моту были известными гончарами и торговцами, совершавшими свои плавания (хири) на многокорпусных парусных судах (лагатои) вдоль южного побережья Новой Гвинеи. Они обменивали керамические изделия на саго и древесные стволы, необходимые для изготовления новых лодок. После посещения Хануабады экспедиция побывала в многоэтничной общине Коки, расположенной восточнее Порт-Морсби.

На Берегу Маклая (регион Маданг) гостей из далекой России уже встречали как старых друзей. Маклай-младший обещал вернуться и вернулся! На этот раз члены экспедиции разместились в деревне Маклая: так эта деревня, состоящая из пяти семейных хижин, была названа Аселем Туем в честь Маклая-старшего и в память об экспедиции 2017 г. Она расположена напротив того самого мыса Уединения (мыса Гарагасси), где в XIX в. высадился русский ученый. Исследователи посетили деревни Горенду, Бонгу, Гумбу, где изучали местный фольклор, фотографировали и вели съемку документального фильма. Лингвист О. Темпл проводила свои исследования, основываясь на записях Миклухо-Маклая-старшего, составившего первый словарь из 350 слов неписьменного языка, и, конечно, было очень приятно убедиться в том, что язык, который русский ученый начал изучать первым, сохранился, а частью его стали такие русские слова, как «топор», «кукуруза» и др.

Следует заметить, что Новая Гвинея - это уникальное место на нашей планете, где люди говорят на 867 языках, и нередко жители, живущие в соседних деревнях, совсем не понимают друг друга. В XXI в. для общения все больше используется английский язык, так как он является языком образования в Папуа - Новой Гвинее. Не исключается также и ток-писин, язык, сложившийся после колонизации о. Новая Гвинея для межплеменного общения и общения с колонизаторами того времени, также в обиходе язык своей деревни и соседней, и это уже четыре языка. Именно 4 языка - тот необходимый минимум, чтобы сами папуа-новогвинейцы могли свободно общаться в своей стране.

Этнолог И.В. Чининов продолжал начатые в 2017 г. исследования современного хозяйственного уклада жителей Горенду и Бонгу. Хозяйственный уклад жителей Горенду несильно изменился за последние 150 лет. Его основой остаются земледелие, рыболов-

ство, охота и животноводство. Причем первое значительно преобладает над остальными. Из огородных культур важнейшими остаются таро (бау), ямс (аянг), батат (дьегаргхуль), бананы (мога), сахарный тростник (дьенг). Причем эти культуры имеют разные сорта с отличными вкусовыми качествами. Из бананов наиболее распространен овощной сорт, который употребляется в пищу только после термической обработки. Выращивается и кукуруза, семена которой привез бонгуанцам Миклухо-Маклай. Правда, дыню, тыкву и огурцы, также внедренные русскими путешественниками, обнаружить на огородах Горенду не удалось. Миклухо-Маклай также привез и семена арбуза. В конце XIX-начале XX в. жители нескольких деревень на Берегу Маклая выращивали арбузы, но в 70-х гг. прошлого столетия прекратили его культивировать. Другая отрасль местного земледелия - выращивание плодовых деревьев. Среди них выделяются такие традиционные культурные растения - кокосовая пальма (монги), саговая пальма (бам), арековая пальма (гхау), а также ин-тродуцированная Миклухо-Маклаем папайя. Из свежей папайи в некоторых семьях изготавливают сок.

Большое значение для бонгуанцев (как и для большинства океанийских народов) имеет кокосовая пальма. Мякоть кокоса -одно из любимых лакомств папуасов. Сок («молоко») незрелого кокоса отлично утоляет жажду, скорлупа идет на различные поделки.

Миклухо-Маклай-младший, помимо сбора очередной коллекции, работал над фильмом о жизни и быте папуасов Берега Маклая и об Аселе Туе, потомке легендарного папуаса Туя - того самого Туя, который первым встретил Миклухо-Маклая в далеком 1871 г. и позже стал его другом. В процессе съемок, а также в ходе интервью, взятых для будущего фильма у деревенских жителей, удалось поговорить даже со старейшинами, благодаря тому, что Маклай-младший стал уже частью клана деревни Горенду: его так же, как и Маклая-старшего, нарекли Тамо Боро. Помимо престижного статуса на уровне старейшин клана, Тамо Боро также получил и ответственность заботиться о своем клане на Берегу Маклая.

Интересно и важно познакомиться со взглядом местных жителей на нас, увидеть мир не только своими глазами, понимая, что есть две стороны одной медали. Миклухо-Маклай-младший посвятил немало времени на поиски ответов на эти вопросы, результатом чего стал документальный фильм «Асель Туй - потомок Туя», который рассказывает, в частности, о том, каким воспринимали Мик-

лухо-Маклая-старшего папуа-новогвинейцы. Премьера фильма состоится в конце 2020 г.

Исследователям посчастливилось поучаствовать в охоте на дикую свинью и рыбалке. В наши дни удельный вес охоты в хозяйстве местных жителей гораздо ниже, чем 150 лет назад и даже в 1970-х гг. Для охоты вместо копий, которые были в ходу во времена Миклухо-Маклая-старшего, использовались заточенные металлические пруты, арматура. После 6 часов поисков по пресеченной местности и проверки установленных предварительно капканов участникам так и не удалось выйти на след дикой свиньи, на которую традиционно ведется охота. Рыбалка проходила на лодках ка-ное с аутригером, позволяющим быть лодке более устойчивой, фактически как катамарану, но с одним основным поплавком. Регулярные броски бамбукового копья с четырьмя наконечниками на конце в прозрачную воду с каное не увенчались успехом, и рыбаки пришли в деревню без улова. Но, несмотря на то, что Миклухо-Маклай-младший прибыл с пустыми руками, ученые получили ценные сведения, позволяющие утверждать, что охота и рыбалка сохранили традиционные элементы. Отличие было лишь в том, что теперь для этого в каждой деревне есть свой специалист, а 150 лет назад этим занимались вообще все деревенские мужчины. Однако со слов старейшины Аселя Туя, который в основном занимается огородничеством, каждый мальчик проходит обучение и охоте, и рыбалке и потом уже выбирает, что ему ближе.

5 мая 2019 г., после возвращения в Маданг, экспедиция снова посетила деревню Били-Били. На этот раз били-бильцы на моторной лодке отвезли российских гостей на свою бывшую родину -одноименный островок. Сейчас там нет постоянно проживающего населения, но в определенное время года били-бильцы посещают этот остров для проведения обряда инициации юношей. Там же до сих пор сохранилось место, которое было специально подготовлено для хижины Н.Н. Миклухо-Маклая-старшего, которого они очень хотели видеть у себя на островке постоянным жителем, однако ему удалось погостить там не дольше, чем несколько дней.

Студенты Папуа-Новой Гвинеи

В Маданге был нанесен визит в местный университет, где члены экспедиции провели встречу со студентами, познакомив их со своей работой на Берегу Маклая. В университете была проведена также уже традиционная встреча с целью укрепления рабочих кон-

тактов в культурной и образовательной сферах для развития отношений между двумя странами, что, как предполагается, будет способствовать росту количества папуа-новогвинеских студентов в университетах РФ.

В то же время участников экспедиции поразило то, что во время рассказа местным студентам о Береге Маклая, который посетили участники российской экспедиции, стало ясно, что совсем немногие из них бывали в тех местах на северо-востоке Новой Гвинеи, несмотря на то, что это сравнительно недалеко, всего в 40 км от Маданга. К сожалению, приходится признать, что часть молодых папуа-новогвинейцев начинают забывать те традиции, которые были присущи их предкам, но это не имеет повсеместного характера, и их на данный момент меньшинство. Важно учитывать, что в сельских общинах Папуа-Новой Гвинеи, где проживает около 85% населения, люди заняты в основном огородничеством, натуральной сельскохозяйственной деятельностью, охотой, что продолжает оставаться основой домохозяйств. Традиции, которые сохраняют семьи-кланы, достаточно сильны, что и позволяет поддерживать во многом традиционный уклад жизни, помогающий успешно выживать многие столетия.

Двусторонние отношения на основе научных и культурных проектов

Итогом второй экспедиции в 2019 г. стало обретение ценного материала о хозяйственном укладе папуасов (земледелии, рыболовстве и охоте). Было изучено современное состояние бонгуанского языка, зафиксированы те изменения, которые произошли за последние несколько десятков лет со времени советских экспедиций 1970-х гг. Был отснят материал для документального фильма «Асель-Туй, потомок Туя», рассказывающего о различных сторонах жизни и быта жителей деревень Горенду, Бонгу, Гумбу, Били-Били, Хануабада и Коки. В Горенду были записаны ценные исторические предания об ученом Н.Н. Миклухо-Маклае.

Значимым проектом, свидетельствующим о развитии культурных связей между Россией и Папуа - Новой Гвинеей, стало учреждение 12 декабря 2019 г. Кабинета русского мира, являющегося первым российским культурно-информационного центром в столице Порт-Морсби, с целью обучения русскому языку и развитию двусторонних отношений в культурной и научной сферах. Сотрудничество в области культуры, более глубокое знакомство с

традициями друг друга послужат хорошей основой для выстраивания долгосрочных дружественных отношений между нашими странами.

Еще одним и далеко немаловажным итогом экспедиций 2017 и 2019 гг. стало то, что все участники воочию смогли убедиться, что Россию в этом регионе помнят. И помнят благодаря именно Н.Н. Миклухо-Маклаю. Выдающийся российский ученый и гуманист, общественный деятель на примере папуасов Новой Гвинеи доказал всему миру, что никакой этнос, народ нельзя считать неполноценным из-за каких-либо отличий от белого человека, который является лишь частью этого мира, но не эталоном. Н.Н. Миклухо-Маклай подчеркивал, что необходимо уважительно относиться к культуре всех народов, населяющих нашу планету, и предостерегал от попыток вмешиваться в их развитие, навязывая свои стандарты. Уважительное, дипломатичное отношение исследователя к коренным жителям Новой Гвинеи стало залогом того, что истории о нем передаются на этом острове из уст в уста вплоть до наших дней. В Папуа - Новой Гвинее, великий российский ученый Н.Н. Миклухо-Маклай входит в пятерку самых значимых, признанных в этой стране выдающихся личностей, а его гуманистические идеи актуальны до сих пор.

Литература

Миклухо-Маклай Н.Н. Путешествие на Берег Маклая. СПб., 2018. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1993. Т. 3. Путилов Б.Н. Песенно-музыкальный фольклор бонгуанцев // На Берегу Маклая. (Этнографические очерки). М., 1975. С. 227-257. Чининов И.В. Материальная культура жителей деревень Горенду и Бонгу (Новая Гвинея) в начале XXI века: традиции и инновации. (По материалам полевых исследований) // Вестник антропологии. 2019. № 3 (47). С. 243-255.

1 Русские названия возвращаются на карту Папуа-Новой Гвинеи // Фонд им. Миклухо-Маклая URL: https://mikluho-maclay.ru/russkie-nazvaniya-vozvrashhayutsya-na-kartu-papua-novoj -gvinei/

2 URL:https://mikluho-maclay.ru/maclay-coast-collection/

Документальный фильм «Человек с Луны», реж. Н. Н. Миклухо-Маклай, 2018 г., 90 мин. URL: https://mikluho-maclay.ru/man-from-moon/; версия 36 мин. URL: https://www.youtube.com/watch?v=UtpoSM1n430

Статья поступила в редакцию 19.06.2020, принята к публикации 25.06.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.