Научная статья на тему 'РОССИЯ И ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ В СВЕТЕ НОВОЙ ПОЛИТИКИ ОСТРОВНОГО ГОСУДАРСТВА - ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА'

РОССИЯ И ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ В СВЕТЕ НОВОЙ ПОЛИТИКИ ОСТРОВНОГО ГОСУДАРСТВА - ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ / РОССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / ДЖ. МАРАПЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / PAPUA NEW GUINEA / RUSSIA / COOPERATION / BUSINESS / ECONOMY / JAMES MARAPE / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миклухо-Маклай Николай Николаевич

Папуа - Новая Гвинея во многих отношениях уникальное государство. Помимо выгодного географического положения, страна необычайно богата природными ресурсами, включая золото, серебро, медь, газ, нефть, никель и др. Представлен краткий обзор экономики Папуа - Новой Гвинеи, политика нового премьер-министра ПНГ Дж. Марапе и перспективы участия российской стороны в проектах ПН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND PAPUA NEW GUINEA IN THE LIGHT OF THE NEW POLICY OF THE ISLAND STATE - PROSPECTS FOR COOPERATION

Papua New Guinea is a unique country in many ways. In addition to its advantageous geographical location, the country is extremely rich in natural resources such as gold, silver, copper, gas, oil, nickel, etc. The article gives a brief overview of the economy of Papua New Guinea, the policy of the new PNG’s Prime Minister James Marape and the prospects of Russia’s participation in PNG’s business projects.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ В СВЕТЕ НОВОЙ ПОЛИТИКИ ОСТРОВНОГО ГОСУДАРСТВА - ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2020, Том I, № 1 (46). С.450-461._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-1-1-46-450-461

Россия и Папуа - Новая Гвинея в свете новой политики островного государства - перспективы сотрудничества

Миклухо-Маклай Николай Николаевич

ведущий специалист Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН, Россия, Москва, Санкт-Петербург, info@mikluho-maclay.ru, https://orcid.org/0000-0002-5085-1693 Аннотация: Папуа - Новая Гвинея во многих отношениях уникальное государство. Помимо выгодного географического положения, страна необычайно богата природными ресурсами, включая золото, серебро, медь, газ, нефть, никель и др. Представлен краткий обзор экономики Папуа - Новой Гвинеи, политика нового премьер-министра ПНГ Дж. Марапе и перспективы участия российской стороны в проектах ПНГ. Ключевые слова: Папуа - Новая Гвинея, Россия, сотрудничество, бизнес, экономика, Дж. Марапе, природные ресурсы

Russia and Papua New Guinea in the Light of the New Policy of the Island State - Prospects for Cooperation

Nfckolay N. Miklouho-Maclay

Leading Specialist, Center for Southеast Asia, Australia and Oceania Studies, IOS RAS, Russia, Moscow, St. Petersburg, info@mikluho-maclay.ru, https://orcid.org/0000-0002-5085-1693

Abstract: Papua New Guinea is a unique country in many ways. In addition to its advantageous geographical location, the country is extremely rich in natural resources such as gold, silver, copper, gas, oil, nickel, etc. The article gives a brief overview of the economy of Papua New Guinea, the policy of the new PNG's Prime Minister James Marape and the prospects of Russia's participation in PNG's business projects.

Keywords: Papua New Guinea, Russia, cooperation, business, economy, James Marape, natural resources

Краткий обзор экономики Папуа - Новой Гвинеи

Папуа - Новая Гвинея (ПНГ) во многих отношениях уникальное государство. Помимо выгодного географического положения, страна необычайно богата природными ресурсами, включая золото, серебро, медь, газ, нефть, никель и др. Масштабная добыча природных ископаемых в стране началась в 1960-х гг. еще до обретения страной независимости: так, в 1972 г. работы начались на одном из крупнейших золотых и медных рудников мира - руднике Пангуна

© Миклухо-Маклай Н.Н., 2020.

на о-ве Бугенвиль. Уже в 1980-1990-х гг. на территории страны открылись крупные шахты: ОК-Теди (1984 г.), Мисима (1989 г.), Пор-гера (1990 г.), Лихир (1996 г.). В 1990-х гг. в Папуа - Новой Гвинее также начал интенсивно развиваться нефтегазовый сектор.

Проекты по добыче полезных ископаемых по сей день выступают драйвером экономического развития Папуа - Новой Гвинеи. Например, в 2018 г. на долю золота, серебра, меди, газа и нефти пришлось около 70% стоимости экспорта. Кроме того, по данным Всемирного банка, в период 1975-2018 гг. ВВП на душу населения в ПНГ вырос с 432 долл. США до 2730 долл. (на 163 долл. выше показателей Вьетнама), население - с 3,139 до 8,606 млн человек, а продолжительность жизни с 49,5 до 64,2 лет.

ПНГ с населением около 8,9 млн чел. (по данным на 2020 г.) по праву относится к числу государств, у которых помимо больших запасов природных ресурсов есть хорошие условия для развития туризма и ведения сельского хозяйства.

Отрасль сельского хозяйства в ПНГ имеет серьезные перспективы. Благоприятный климат обеспечивает наилучшие условия для выращивания различных сельскохозяйственных культур. Особенно успешным является производство пальмового масла, по объемам экспорта которого ПНГ заняла в 2018 г. четвертое место в мире.

В 2015 г. Папуа - Новая Гвинея стала третьей страной в мире по объемам производства ванили. Считается, что натуральная ваниль - вторая по стоимости пряность в мире после шафрана. Спрос на нее растет, а причиной тому стал постепенный переход производителей с искусственных ароматизаторов на натуральные продук-ты1. Также на формирование цены на ваниль большое влияние оказал циклон Энаво, поразивший африканский Мадагаскар (крупнейший производитель ванили в мире), в результате чего цены на эту пряность подскочили в 2017 г. до 500 долл. за 1 кг . По состоянию на 2018 г. ПНГ произвела более 500 тонн ванили и заняла пятое место среди экспортеров этого продукта3.

Особое место в сельском хозяйстве ПНГ занимает выращивание, переработка и продажа кофе. В среднем Папуа - Новая Гвинея производит более 800 тыс. мешков кофе в год (1 мешок = примерно 60 кг). В этой отрасли занято более 40% населения страны4, а в высокогорных районах производство кофе является основой местной экономики. Компания Coffee Industry Corporation Ltd была первоначально создана в ПНГ в 1963 г. как Совет по маркетингу кофе. Затем, в 1976 г., она стала Советом по производству кофе и, наконец,

была преобразована в корпорацию Coffee Industry Ltd. Компания приступила к реализации «Стратегического плана по развитию кофейной индустрии» («CIC's Strategic Plan for the Coffee Industry 2008-2018»), цель которого - обеспечить постоянное и устойчивое развитие кофейной индустрии в ПНГ, а также максимизировать финансовую прибыль для всех производителей кофе, что также будет способствовать достижению целей экономической и социальной политики правительства5.

Согласно отчету ООН «International Trade Statistics Yearbook», в 2017 г. государство вошло в число 15 крупнейших мировых экспортеров масличных семян и маслосодержащих плодов (соевые бобы, арахис, семена подсолнечника, семена кунжута)6. По данным нового отчета, вышедшего в 2019 г., Папуа - Новая Гвинея занимает четвертое место в мире по экспорту необработанной древесины после России, Новой Зеландии и США, а также находится на шестом месте в мире по экспорту растительных жиров и масел.

ПНГ также обладает значительным потенциалом в области рыболовства, в частности выращивания и переработки рыбы, крабов, моллюсков и др. Стратегически ПНГ - безусловный лидер западной части Тихого океана по рыбной ловле. Однако из-за отсутствия переработки продукции на берегу, нехватки электроэнергии и холодильного оборудования во многих регионах страна вынуждена отдавать лицензии на вылов иностранным судовладельцам. В 2020 г., помимо получения лицензий на вылов, правительством было решено предоставлять налоговые льготы в виде субсидий для инвесторов, чем могут воспользоваться и российские компании из числа крупных рыбодобывающих холдингов.

ПНГ импортирует мясо, пшеницу, рис. Это дает возможность российским агрохолдингам поставлять на местный рынок свою растительную и животноводческую продукцию, а также создавать локальное производство за счет поддержки местными властями подобных инициатив, указанных в национальном стратегическом плане развития. Крупные российские агрохолдинги имеют компетенции и технологии, достаточные для конкуренции на мировом рынке, и при этом отсутствующие в ПНГ.

Рассматривая место минеральных ресурсов в папуа-новогвинейской экономике, важно отметить, что ПНГ входит в мировую двадцатку по добыче золота и меди, а также серебра, никеля и кобальта.

Золото было впервые обнаружено в Папуа - Новой Гвинее в 1852 г., а первое упоминание о золотодобыче в статистических данных на территории страны датируется 1930 г. Примечательно, что уже в 1933 г. по объемам добычи будущее независимое государство обошло Новую Зеландию . Современная же масштабная горнодобывающая промышленность развивается с середины 1960-х гг. Позднее, в 1980-х гг., в ПНГ началось развитие нефтегазовой отрасли. По данным того же отчета ООН «International Trade Statistics Yearbook 2018», Папуа - Новая Гвинея входит в десятку крупнейших экспортеров никелевой руды и в 15 крупнейших экспортеров природного газа.

Российский бизнес может использовать исторически сложившиеся теплые отношения между государствами на политическом уровне для получения преимущественного доступа к интересующим месторождениям для формирования условий ведения бизнеса. Это возможно сделать благодаря налоговым преференциям, доступу к дешевой рабочей силе, близости к портам российского Дальнего Востока, через которые можно импортировать добываемое сырье.

Политика нового премьер-министра ПНГ Джеймса Марапе

В 2020-х гг. новый премьер-министр ПНГ Джеймс Марапе проводит политику диверсификации экономики, создания и развития инфраструктуры, а также обеспечения более благоприятных условий для ведения бизнеса. Правительство Папуа - Новой Гвинеи работает над улучшением инвестиционного климата и имиджа страны: особенно это стало заметно в преддверии саммита АТЭС

2018 г., который проходил в столице государства г. Порт-Морсби и привлек лидеров развитых стран и инвесторов со всего мира. Премьер-министр Папуа - Новой Гвинеи Дж. Марапе, ранее занимавший пост министра финансов, стал лидером страны в середине

2019 г. на досрочных выборах, сменив Питера О'Нила.

ТЛ W __W ___

В связи со сложной ситуацией в стране перед новым премьер-министром стояли три важные задачи. Во-первых, устранить раскол в правительстве; во-вторых, зарекомендовать себя честным и открытым лидером страны, в частности, убедить граждан в намерении прекратить разбазаривание природных богатств ПНГ, оказывающихся на деле в карманах иностранных инвесторов; в-третьих,

задать новое направление развития государства в интересах общества.

Дж. Марапе утвердил 10-летний план развития страны, направленный на рост экономики, уровня жизни населения, а также на борьбу с расточительством и коррупцией8.

Более того, премьер-министр выразил готовность к тесному сотрудничеству между представителями политической элиты и делового сообщества ПНГ, введя в состав правительства многих лидеров оппозиции, недовольных коррупционной политикой предыдущего правительства, что позволило стабилизировать работу кабинета министров, который составлен из представителей почти всех политических партий, включая оппозиционные, и даже партии предыдущего премьера Питера О'Нила.

Одним из важных отличий Дж. Марапе от своих предшественников является то, как он взаимодействует с гражданами - как сельскими, так и городскими. В отличие от предыдущего правительства, которое распространяло большую часть информации через печатные СМИ, при участии австралийских медиа-консультантов, Дж. Марапе предоставляет информацию общественности через социальные сети - на своем личном аккаунте в «Фейсбуке». Этим он дает возможность своим гражданам, даже в деревнях, где есть мобильная связь, непосредственно взаимодействовать с премьер-министром страны. Он также не побоялся инициировать расследование в период, когда был министром финансов, о кредите в размере 810,5 млн долл. США, полученном от швейцарского банка в 2019 г. Следствие установило, что предыдущий премьер П. О'Нил обязался приобрести почти 150 тыс. акций Oil Search Ltd без предварительного одобрения Национального исполнительного комитета (National Executive Council) и, более того, ввел Комитет в заблуждение, чтобы одобрить кредит для осуществления сделки. Это решение обошлось ПНГ примерно в 420 млн долл., после того как государству пришлось продать свою десятипроцентную долю в компании на фоне резкого падения цен на сырьевые товары9.

Кредит превысил законодательно допустимый уровень соотношения ВВП к долгу ПНГ в 35%, а также установленный максимум в 125% от общего объема внешнего коммерческого долга по отношению к расчетному внутреннему доходу. К сделке, также без одобрения, были привлечены частные юристы, а соглашение о кре-

дите поставило под угрозу суверенитет ПНГ из-за столь крупной суммы10.

Расследование этого дела, безусловно, позволило новому премьер-министру проявить себя в глазах народа честным и открытым лидером.

Дж. Марапе, определяя новое направление развития страны, взял на вооружение девиз «вернуть ПНГ» - девиз, который впервые придумал Гари Джуффа - губернатор (в должности с 2012 г.), член парламента, из провинции Оро, - пообещав сделать ПНГ «самой богатой черной нацией». На первый взгляд, эти лозунги кажутся спорными, крайне дерзкими и почти невыполнимыми. В ответ на критику Дж. Марапе заявил, что основная задача его правительства состоит в том, чтобы «забрать» ПНГ у тех, кто подорвал потенциал страны и помешал ее развитию. К числу неотложных вопросов, требующих рассмотрения, относятся спад в экономике, необходимость активизации антикоррупционных действий и необходимость пересмотра законов и процедур, регулирующих добычу природных ресурсов.

Дж. Марапе не одинок в своем видении такого направления развития ПНГ. Отцы-основатели Конституции ПНГ, Комитет по конституционному планированию (ККП), в процессе перехода к независимости придерживались аналогичной точки зрения при разработке Основного закона (1972-1974 гг.). На первых страницах Конституции указаны национальные цели и руководящие принципы, которые побуждают правительство вести свою собственную политику развития. ККП поручил правительству действовать таким образом, чтобы способствовать повышению благосостояния народа, его автономии и абсолютному участию в судьбе страны, а также обеспечить, чтобы страна была самостоятельной и не зависела или подвергалась влиянию любой страны, инвестора или кредитора. Комитет также настаивал на том, чтобы страна занималась освоением природных ресурсов, руководствуясь принципами равенства и справедливости. Эти основополагающие намерения отражены в концепции Дж. Марапе «вернуть ПНГ», имеющей акцент на повышении эффективности производства и надзоре за государственными учреждениями, а также пересмотре законов в секторе ресурсов с целью максимизации выгод для населения и превращения ПНГ в «продовольственную корзину Азиатско-Тихоокеанского региона», постепенно избавляясь от ее нынешней чрезмерной зависимости от неустойчивого горнодобывающего и нефтяного секторов. Распре-

деление доходов от реализации ресурсных проектов на территории страны с годами привлекает все большее внимание правительства Папуа - Новой Гвинеи. Например, в апреле 2020 г. премьер-министр Дж. Марапе справедливо отметил, что «вместо того чтобы гнаться за так называемой "мечтой о миллиардах кина" и подписывать поспешные соглашения, идя на уступки, мы должны обеспечить защиту интересов нашей нации ради процветания грядущих поколений». Папуа - Новая Гвинея - это действительно уникальный пример в мировом масштабе в области распределения доходов от богатых ресурсами недр страны. В соответствии с Законом об управлении минеральными ресурсами (англ. Mineral Resources Authority Act, далее - MRA) от 2005 г. землевладельцы обладают правом на получение компенсации в размере 2% от суммы продажи ресурсов Free On Board (цена на ресурс в точке погрузки, которая отражает издержки по добыче, переработке и т. д., но не включает в себя стоимость транспортировки импортеру), которая выплачивается государству добывающими компаниями. Затем эта сумма распределяется между землевладельцами в зоне реализации ресурсного проекта. Премьер-министр также подчеркнул, что долгосрочная финансовая безопасность Папуа - Новой Гвинеи не должна быть принесена в жертву краткосрочным выгодам: «Наше правительство стремится к тому, чтобы переговоры велись глазами, умами и руками специалистов, обладающих экспертными знаниями для предоставления правительству наилучших консультаций». На современном этапе землевладельцы и местные общины напрямую участвуют в процессах освоения богатых папуа-новогвинейских недр, обладая определенной долей в ресурсных проектах. По состоянию на 2017 г. папуа-новогвинейским землевладельцам и местным властям в виде роялти было выплачено около 217,7 млн кина (6,243 млн долл. США). Кроме того, в 2010 г. одна из крупнейших горнодобывающих компаний ПНГ, OK-Tedi Mining, учредила фонд Ok Tedi Development Foundation (далее - OTDF), который оказывает содействие поддержанию продовольственной безопасности общин, а также развитию областей экономики, образования и здравоохранения Западной провинции Папуа - Новой Гвинеи, граничащей с Индонезией. Золотодобывающая компания Simberi Gold Company, действующая в провинции Новая Ирландия, в 2017 г. оказала содействие развитию водопроводной сети в зоне реализации ресурсного проекта, а также строительству школ, больниц и обслуживанию местных дорог. Более того, этому процессу активно содей-

ствуют папуа-новогвинейские власти, в том числе и с помощью развития нормативно-правовой базы ПНГ, которая с годами все более четко определяет не только выгоды для компаний, но и выгоды для самой Папуа - Новой Гвинеи и ее населения, что способствует развитию здравоохранения, образования и благополучия общин в ряде провинций крупнейшего государства Океании.

Перспективы участия российской стороны в проектах ПНГ

Геологоразведочная деятельность в ПНГ носит довольно интенсивный характер, поэтому важно осветить тему производства сжиженного природного газа (СПГ). Страна входит в семерку крупнейших экспортеров СПГ в Тихом океане, наряду с Россией, Австралией, Индонезией, Малайзией, Брунеем и Перу11. PNG LNG - первый проект ПНГ по добыче, переработке и транспортировке СПГ, располагающийся на побережье, неподалеку от г. Порт-Морсби.

Проект начал работу весной 2014 г. (2015 г. стал первым полным годом производства). Строительство PNG LNG велось в течение 4-х лет, а его стоимость оценивается в 19 млрд долл. США. Правительство ПНГ владеет 16,57% акций PNG LNG через Kumul

Petroleum и 2,8% акций через Mineral Resources Development

12

Company (землевладельцы) . Мощность проекта - 8 млн тонн в год. Несмотря на тот факт, что PNG LNG повлиял на рост занятости и стал одной из движущих сил экономического роста страны, Всемирный банк советует ПНГ в долгосрочной перспективе тщательно продумать условия любого будущего проекта СПГ, чтобы гарантировать, что выгоды от инвестиций не будут излишне щедрыми по

13

отношению к иностранным инвесторам . Согласно отчету 2017 г., от PNG LNG поступало мало доходов, что усугубило финансовое положение, которое также ощущалось из-за снижения доходов от других секторов экономики. Недостаток доходов также способствует дефициту иностранной валюты. Папуа - Новая Гвинея не сможет финансировать эти инвестиции в образование, здравоохранение и инфраструктуру, чтобы повысить благосостояние граждан, если доход от природных богатств ПНГ по-прежнему будет вносить лишь незначительный вклад в государственную казну.

В то же время Exxon Mobil планирует расширить PNG LNG с помощью реализации проекта P'nyang gas project. Примерная стоимость проекта оценивается в 20 млрд долл. США. В конце 2019 -

начале 2020 г. Дж. Марапе заявил, что прекратил переговоры с ExxonMobil из-за «неприемлемых» требований американской стороны. На сегодняшний день стороны возобновили переговоры по проекту с учетом больших выгод для ПНГ14.

Совместно PNG LNG и Papua LNG могут удвоить экспорт СПГ из Папуа - Новой Гвинеи до 16 млн тонн в год.

В то же время по оценкам Всемирного банка, приостановка реализации новых ресурсных проектов привела к пересмотру среднесрочных экономических перспектив страны в сторону понижения.

В апреле 2019 г. власти ПНГ и французская компания Total достигли первоначального соглашения в 13 млрд долл. США. Партнер Total Oil Search заявил, что соглашение позволит сторонам начать инженерные и проектные работы по Papua LNG, в котором также участвует Exxon Mobil. Начало добычи планируется на 2024 г. Согласно сделке от апреля 2019 г. власти ПНГ должны были получить 22,5% акций в проекте Papua LNG.

С приходом к власти премьер-министр Дж. Марапе ясно дал понять, что условия реализации новых проектов в стране должны иметь более благоприятные условия для ПНГ, чем предыдущие. Согласно изданию The Maritime Executive, власти ПНГ хотят долю в 40% от доходов и возможность продавать до 15% газа на внутреннем рынке.

Положительно сказывается на экономике Папуа - Новой Гвинеи ее стратегически выгодное положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) между динамичными рынками России, стран Азии, Австралии и Новой Зеландии. Страна имеет все шансы стать одной из крупнейших логистических артерий АТР. В Папуа - Новой Гвинее располагается более 16 крупных портов, 14 из которых поддерживают как зарубежные, так и местные прибрежные перевозки. Управление портами осуществляет Государственная компания PNG Ports Corporation Limited (PNG PCL)15. Кроме того, почти каждый инвестор в горнодобывающей отрасли строит собственные портовые терминалы на побережье для завоза мазута для электрической станции, обеспечивающей электроэнергией месторождение, а также для вывоза сырьевой продукции.

Особое значение для ПНГ будет иметь спрос в АТР на сжиженный природный газ в будущем. Согласно ожиданиям экспертов, к 2040 г. на СПГ будет приходиться более 15% от мирового спроса

на природный газ, а объем торговли может достигнуть отметки 900 млрд куб. м.

Неразвитость инфраструктуры дает возможность российскому бизнесу участвовать в новых тендерах на строительство дорог, железнодорожных веток, линий электропередач, узлов связи. Благодаря последним инвестициям КНР и Австралии быстрыми темпами ведется прокладка новых линий связи для расширения интернет-канала, внедряются современные стандарты связи, развивается медицина и транспорт, которые будут получать новых пользователей по мере проникновения инфраструктуры в отдаленные регионы. Кроме того, при разработке месторождений есть возможность упрощенного согласования технических параметров проекта на условиях инвестора, самостоятельно контролируя себестоимость на всех этапах. Это может быть достигнуто за счет хороших межправительственных отношений, установившихся во время Саммита АТЭС-201816. Председатель Правительства России, который возглавлял российскую делегацию на Саммите, пригласил премьер-министра ПНГ посетить Россию в 2020 г. с официальным визитом для развития двусторонних отношений между нашими странами. Этот визит, по заявлению заместителя министра иностранных дел РФ И.В. Моргулова, в настоящее время прорабатывается.

Большая часть населения ПНГ (около 85%) занимается сельским хозяйством. Помимо огородов, разведения домашней птицы и скотины для собственного потребления, на экспорт выращивается кофе, какао, копра для производства кокосового масла, пальмовое масло, которые поставляются в Австралию, Японию, Германию, Китай. По данным правительства ПНГ, около 30% земель страны имеют сельскохозяйственный потенциал, но менее 4% используется для коммерческого сельскохозяйственного производства. Согласно Стратегическому плану развития ПНГ на 2010-2030 гг., правительство страны собирается строить дороги для вывоза продукции из сельской местности на распределительные торговые склады, через которые будут оказываться услуги по предоставлению доступа к семенному фонду более коммерчески эффективных сортов кофе и какао, чтобы облегчить сертификацию продукции и увеличить экспорт.

В 2018 г. товарооборот между Россией и Папуа - Новой Гвинеей составил 4,0 млн долл. США, сократившись на 34,7%, при этом российский экспорт составил 0,96 млн долл. (уменьшение на 10,2%), а импорт - 3,1 млн долл. (падение на 39,9%).

Товарооборот между Россией и Папуа - Новой Гвинеей

в 2015-2018 гг.

2015 2016 2017 2018 9мес. 2019 Изменение 9 мес. 2019 к 9 мес. 2018

ОБОРОТ (млн долл. США) 8,1 35,3 6,2 4,0 3,9 +22,1%

Динамика, % +16,3 +337 82,4 -34,7

ЭКСПОРТ (млн долл. США) 2,8 32,2 1,1 0,9 0,9 -3,3%

Динамика, % +131,9 +1018 96,6 -10,2

ИМПОРТ 5,1 3,0 5,1 3,1 3,1 +31,7%

Динамика, % -8,9 -41,2 +67,9 -39,9

Источник: Федеральная таможенная служба РФ

Уже за 9 месяцев 2019 г. товарооборот между Россией и Папуа - Новой Гвинеей составил 3,928 млн долл. США, увеличившись на 22,1% в сравнении с 9 месяцами 2018 г., при этом российский экспорт составил 0,851 млн долл. (уменьшение на 3,3%), а импорт -3,077 млн долл. (рост на 31,7%).

В 2019 г. структура российского экспорта была сформирована за счет продукции химической промышленности (69,2%) и машин, оборудования и транспортных средств (21,4%). Российский экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья составлял 2,5%, энергетического оборудования - 15,2% всего экспорта.

99,9% российского импорта из Папуа - Новой Гвинеи пришлось на товарную группу «продовольственные товары и с/х сырье» (кофе, чай, какао и пряности).

Папуа - Новая Гвинея - крупнейшая и самая быстроразвива-ющаяся страна в Океании со стабильным политическим устройством. Принцип ведения ее внешней политики «Друзья - всем, враги - никому» позволяет обладать множеством взаимовыгодных связей на международной арене. Россия имеет с этим государством давние исторические связи, которым уже почти 150 лет, немаловажен и тот факт, что Россия желанный партнер. Основываясь на этом, имеет смысл на современном этапе активно выстраивать всесторонние экономические проекты. А работа, которая, которая была проведена после саммита АТЭС-2018, ознаменовавшего новый виток всестороннего развития двусторонних отношений, при участии Правительства РФ, Посольства РФ в Республике Индонезии и по совместительству в Независимом Государстве Папуа - Новая

Гвинея, а также российского некоммерческого Фонда им. Миклухо-Маклая, ляжет в основу для выстраивания направлений сотрудничества, в том числе и на основе налаженных всесторонних контактов на выгодных для обеих сторон направлениях сотрудничества.

I Papua New Guinea Economic Update December 2017, Reinforcing Resilience. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/150591512370709162/Papua-New-Guinea-Economic-Update-Reinforcing-Resilience.pdf (World Bank Group).

Papua New Guinea Economic Update December 2017, Reinforcing Resilience...

3 The Leading Countries In Vanilla Production In The World, 2018. URL: https://www.worldatlas.com/articles/the-leading-countries-in-vanilla-production-in-the-world.html (WorldAtlas).

4 Wilma Narriottei Banake, Economic Impact on Agriculture - Coffee Industry, p. 2. URL: http://cpapng.org.pg/data/documents/Economic-Impact-on-Agriculture-Coffee-Industry.pdf

5 CIC Strategic Plan - Coffee Industry Corporation. URL: www.cic.org.pg

6 United Nations International Trade Statistics Yearbook. 2017. Vol. II. Р. 61.

7

Mitchell B. R. International Historical Statistics: Africa, Asia & Oceania 1750-1988. Second Revised Edition. N. Y.,1995. 404 p.

8 2019 PNG Update - PM James Marape URL: http://devpolicy.org/2019-PNG-Update/Presentations/Opening-address-PM-James-Marape.pdf

9 https://www.theguardian.com/world/2019/jun/26/papua-new-guinea-pm-announces-inquiry-into-12bn-government-loan-scandal;

https://www.oilsearch.com/__data/assets/pdf_file/0003/4197/140227-Oil-Search-and-PNG-Government-reach-agreement-on-share-placement-d271a322-b97c-49d3-aa88-a8cf239b40c9-0.pdf; https://www.reuters.com/article/us-australia-png-ubs/papua-new-guinea-to-investigate-terms-of-ubs-loan-idUSKCN1VO03D https://tass.ru/info/5208707; https://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2014/cr14325.pdf

II GIIGNL The International Group of Liquefied Natural Gas Importers Annual Report 2019. URL: https://giignl.org/sites/default/files/PUBLIC_AREA/Publications/giignl_ an-nual_report_2019-compressed.pdf

12 Papua New Guinea - Recovery Amid Uncertainty, 2019 // The World Bank URL: https://www.worldbank.org/en/country/png/publication/papua-new-guinea-recovery-amid-uncertainty

13

Papua New Guinea Economic Update December 2017...

14 https://www.reuters.com/article/us-papua-exxon-mobil/papua-new-guinea-scraps-talks-with-exxon-on-pnyang-gas-project-idUSKBN1ZU1AQ;

https://www.afr.com/companies/energy/png-gas-talks-collapse-as-marape-calls-time-20200201-p53wst; https://pnglng.com/About/Project-overview

15 Papua New Guinea Port Assessment, 2018. URL: https://dlca.logcluster.org/display/ public/DLCA/2.1+Papua+New+Guinea+Port+Assessment

16 Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - это площадка для ежегодных встреч лидеров 21 государства Азиатско-Тихоокеанского региона и обсуждения их сотрудничества области региональной торговли и ее дальнейшей либерализации. Как упоминалось ранее, Папуа - Новая Гвинея - одна из стран-участниц Форума АТЭС, в кооперации с которой заинтересованы крупнейшие мировые державы.

Статья поступила в редакцию 12.06.2020, принята к публикации 25.06.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.