УДК 343.57:615.9 (Map)
А.И. СИДОРКИН, доктор юридических наук, профессор
Московский открытый социальный университет (Марийский филиал, г. Йошкар-Ола)
АНАЛИЗ НАРКОСИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
В статье рассматривается наркоситуация в республике Марий Эл по данным 2005 и 2006 гг. При помощи статистического метода по различным аспектам анализируется динамика развития наркотизации населения. Автор также предлагает ряд действий, которые могут способствовать регулированию наркоситуации как в республике Марий Эл, так и в Российской Федерации в целом.
Наркотики и наркобизнес в настоящее время являются сферой, способствующей масштабному росту преступности. Трагические последствия немедицинского потребления наркотиков известны: это распад и быстрая гибель личности, ухудшение генофонда нации. Угроза здоровью населения страны и национальной безопасности Российской Федерации в целом ставит проблему наркомании на одно из первых мест.
В целом наркоситуация в Республике Марий Эл характеризуется тенденцией к стабилизации заболеваемости населения наркоманией. Первичная заболеваемость наркоманией имеет незначительную тенденцию к росту.
По данным органов здравоохранения в республике на 1 января 2007 года на учете в наркологических учреждениях состоит 1430 человек, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, из них 721 поставлен диагноз "наркомания" [1]. Темпы роста количества потребителей наркотиков снизились с 16% в 2005 году до 8% в 2006 году [2]. Динамика роста количества лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, отражена на рис. 1.
Показатель роста количества заболеваний наркоманией в расчете на 100 тысяч населения снижен на 8,4% в 2005 году и на 2,5% в 2006 году. Сегодня показатель заболевания наркоманией в среднем по республике составляет 101,3
человек на 100 тысяч жителей, что в 2,4 раза ниже, чем по Российской Федерации (рис. 2).
Однако наиболее сложная обстановка остается в городах Волжск и Йошкар-Ола, где показатель заболевания составляет 303,7 человек на 100 тысяч жителей и 150,7 соответственно (рис. 3).
Существует два фактора, влияющих на показатели роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота. Один из них имеет положительную природу: постоянно возрастающая активность правоохранительных органов, обусловленная их стремлением выявить как можно большее число наркозависимых граждан для оценки реального состояния наркоситуации, оказания больным необходимой медицинской, социальной помощи, локализации очага распространения наркомании. Другой фактор можно назвать отрицательным: высокая доходность операций с наркотиками, способствующая расширению объема рынка незаконного предложения наркотиков.
Вместе с тем, противодействие поступлению наркотиков в республику, оказываемое правоохранительными органами, позволило в 2006 году сохранить устойчивый дефицит наркотических средств. Об этом свидетельствует их постоянно увеличивающаяся стоимость, которая остается самой высокой среди субъектов Приволжского федерального округа. Например, стоимость одного грамма героина составляет
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
1430
1323
1192
1139
<4%\
+16
о
w
2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
Рис. 1. Динамика роста количества лиц, допускающих немедицинское употребление
наркотиков (в абс. цифрах)*
100
60
20
91
+15 /+4>
2003 год
2004 год
2005 год 2006 год
Рис. 2. Динамика роста количества заболеваний наркоманией в расчете
на 100 тыс. населения*
350 300 250 200 150 100 50 0
303,7
150,7
г. Волжск г. Йошкар-Ола
Рис. 3. Показатели заболевания наркоманией в регионе на 100 тыс. населения*
: По данным УФСКН по РМЭ.
2000-2500 рублей и является самой высокой в регионе1.
В настоящее время особое внимание уделяется г. Волжск, где наркологическая ситуация отмечается как напряженная. В городе наблюдается значительный уровень заболеваемости наркоманией, количество таких больных на 100 тысяч жителей превышает общероссийский уровень на 21,3% (239,6 человек) и окружной на 26,4% (223,5 человек)2.
Основными наркотиками, доминирующими в г. Волжск являются героин и марихуана. Доставка их в основном осуществляется с использованием автомобильного транспорта. Ввоз наркотических средств в Волжск осуществляется сбытчиками из Республики Татарстан. Цена на наркотики в г. Волжск на 50% ниже, чем в целом по республике и на 30% выше, чем в Казани. Так, стоимость 1 грамма героина в Волжске составляет 1000-2000 рублей, в Республике Татарстан - 800 рублей.
Высокий уровень наркомании в городе объясняется следующими причинами:
1) близостью к границе Татарстана, из которого осуществляются основные поставки наркотиков в республику;
2) прохождением через город значительного транспортного потока, соединяющего республики Татарстан и Чувашию.
На заседании Межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками при Правительстве Республики Марий Эл, которое состоялось 22 декабря 2006 года, на 2007 год был запланирован значительный комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение криминогенности в городе Волжске.
Также изучаются параметры наркотизации, для чего используются данные статистики правоохранительных органов и учреждений здравоохранения. Однако "статистический" метод в данном случае недостаточен, вследствие латен-
1 Сведения об основных результатах деятельности УФСНК
по РМЭ за 2006 г.
2
Сведения, предоставляемые УФСНК по РМЭ в ПФО по итогам работы за январь-март 2007 г.
тности проблемы наркомании. По оценкам экспертов реальное число наркозависимых превышает количество зарегистрированных наркоманов в 8-10 раз3.
Для более полного анализа наркоситуации необходимо отметить высокий уровень смертности больных наркоманией, в первую очередь, по причине передозировок (рис. 4).
Существует ряд причин, оказывающих влияние на увеличение количества смертельных исходов, связанных с передозировкой наркотиками. К ним следует отнести:
- распространившуюся среди наркоманов практику одновременного приема наркотических средств и алкоголя;
- проблему "чистого" героина, который по неопытности некоторых наркосбытчиков не смешивается с различными добавками и выдается потребителям в чистом виде;
- наличие в героине большого количества примесей, усиливающих действия наркотика, в том числе ядовитых;
- "человеческий предел": средний срок активного потребления наркотиков составляет 57 лет, после чего резко возрастает вероятность наступления летального исхода.
Необходимо отметить, что к сведениям о количестве умерших в результате потребления наркотиков, следует относиться достаточно критически, так как фиксируются смерти, наступившие только вследствие передозировки. Не ведется статистика того, какое количество людей, употреблявших наркотики, умерло от гепатита, цирроза печени, сепсиса и т.д.
Серьезным последствием наркотизации населения республики является увеличение количества случаев заражения ВИЧ-инфекцией (рис. 5). Так в 2005 году зарегистрирован всего один случай смерти от СПИДа, в то время как в 2006 году их уже четыре.
Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды. По-прежнему высоко число наркопреступников, имеющих постоянное место работы
3 По данным УФСКН по РМЭ.
12
10
11
10
7
4
2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
Рис. 4. Количество смертельных исходов от передозировки наркотиками
: По данным Бюро судмедэкспертизы РМЭ.
700 600 500 -400 -300 -200 100 0
584
516
448
373
405
%
+9%
448
□ лица, инфицированные ВИЧ/СПИДом
□ в том числе в результате внутривенного употребления наркотиков
2004 год
2005 год
2006 год
Рис. 5. Динамика количества инфицирования лиц ВИЧ-инфекцией, в связи с употреблением наркотиков*
* Статистические сведения Министерства здравоохранения республики Марий Эл за 2004, 2005, 2006 гг.
или учебы (рис. 6). Так, по итогам 2006 года их количество составляет 35% от общего числа лиц, совершивших преступления, в том числе:
1) 24% - рабочие;
2) 4% - служащие государственных учреждений;
3) 7% - учащиеся.
В республике в период 2004 - 2006 годы за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, к уголовной ответственности привлечен 31 учащийся учебных заведений, из них 13 человек - за сбыт наркотиков, к административной ответственности -11 человек4.
Из лиц, совершивших наркопреступления, 1,7% составляют несовершеннолетние (всего 3 подростка), 62,9% - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. При этом их удельный вес в общей структуре граждан, вовлеченных в наркобизнес, имеет тенденцию к росту (в 2004 г. -57,9%, в 2005 г. - уже 62,1%). Свыше 30% наркопреступников уже ранее совершали пре-ступления5.Увеличилось количество женщин, причастных к незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: с 19% в 2005 году до 30% в 2006 году.
Если брать статистические данные по половому признаку, то большинство наркоманов составляют мужчины - 1281 человек (89,6%). Однако в последнее время наркомания быстрыми темпами распространяется и среди женщин, из общего числа потребителей наркотиков 149 человек (10,4%) составляют женщины6 (рис. 7).
В 2006 году и до настоящего времени объектом наркобизнеса является элитная часть молодежи - студенты вузов, будущие квалифицированные специалисты. Потребителями наркотиков все чаще становятся социально адаптированные и достаточно благополучные молодые люди из семей с неплохим материальным уровнем жизни и высоким социальным статусом.
По данным Республиканского наркологического диспансера наркоманией страдают в основном люди в возрасте от 18 до 29 лет.
Среди лиц, потребляющих наркотики, увеличивается доля малолетнего населения, (рис. 8). Число несовершеннолетних, находящихся на учете в наркологических диспансерах, составляет 9 человек, из них 1 девочка с диагнозом нарко-мания7.
Учитывая, что молодежь является призывным контингентом Вооруженных Сил, республиканским военным комиссариатом в период призывной кампании организована работа по выявлению лиц, употребляющих наркотики. Так, усилиями призывной комиссии в войска РФ не допущены в 2006 году 10 наркоманов, в 2005 году - 22, 2004 году - 42 лица, страдающих нар-козависимостью8.
Криминогенная ситуация в субъектах Приволжского федерального округа, как и в целом по России, характеризуется достаточно высокой степенью напряженности. В 2006 году в округе увеличилось количество выявленных преступлений как общеуголовных, так и связанных с незаконным оборотом наркотиков (рис. 9).
Наркоситуация в республике Марий Эл в 2006 году не претерпела существенных изменений по сравнению с прошлым годом, основные негативные тенденции ее развития по-прежнему сохранились (рис. 10).
В 2006 году правоохранительными органами было зарегистрировано 786 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что на 43,2% больше, чем в2005году.
По итогам 2006 года наибольший рост количества зарегистрированных преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается в Волжске - с 23 до 57, Сер-нурском районе - с 3 до 8 и Мари-Турекском районе - с 3 до 5.
По данным УФСКН по РМЭ. См. там же. См. там же.
По данным Республиканского наркологического
диспансера г. Йошкар-Олы.
8 По данным УФСКН по РМЭ.
Рис. 6. Структура лиц, совершивших наркопреступления*
Рис. 7. Распределение потребителей наркотиков по половому признаку*
0,60%
□ до 18 лет
□ 18-20
□ 21-25
□ 26-30
□ 31-35
□ 36-40
□ свыше 40
Рис. 8. Распределение наркозависимых по возрастам* * По данным УФСКН по РМЭ.
250000 -200000 -150000 100000 50000 0
□ 2003 год □ 2004 год □ 2005 год □ 2006 год
212019
181688 17524
50096
22304
Россия
Приволжский ФО
Рис. 9. Количество зарегистрированных наркопреступлений в России и в Приволжском
федеральном округе*
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Рис. 10. Количество зарегистрированных наркопреступлений в Республике Марий Эл*
90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
]Россия
□ Приволжский Федеральный Округ
□ Марий Эл
Рис. 11. Динамика выявления тяжких и особо тяжких преступлений*
* По данным УФСКН по РМЭ.
На фоне общего повышения числа наркопреступлений их снижение наблюдается в Па-раньгинском - с 4 до 1 и Волжском районах - с 6 до 2.
Наибольшее количество преступлений зарегистрировано в г. Йошкар-Оле - 524, в г. Волжске - 89 и Медведевском районе - 859.
Как показывает анализ, доля тяжких и особо тяжких уголовно наказуемых деяний в сфере незаконного оборота наркотиков в России среди общего числа преступлений стабильно высока. В республике Марий Эл их доля достигла 75,6% от общего количества преступлений (рис. 11).
Увеличивается число зарегистрированных преступлений, а также лиц, связанных со сбытом наркотических средств и психотропных веществ. Так, в 2006 году по сравнению с предыдущим годом в республике количество наркопреступлений, связанных со сбытом наркотиков, увеличилось с 357 до 443 или на 24,1%, однако процентное соотношение в общем числе зарегистрированных преступлений снизилось на 8,6%10.
В среднем число уголовных дел, возбужденных по наркопреступлениям, составляет 109,6 на 100 тысяч населения. Выше среднего общереспубликанского уровня этот показатель в городах Йошкар-Ола и Волжск - 169 и 123 уголовных дела на 100 тысяч населения соответственно и в Медведевском районе - 149 уголовных дел11 (рис. 12).
Основными видами наркотиков, находящихся в незаконном обороте, являются маковая солома, героин и марихуана. При этом героин ввозится в республику из сопредельных регионов. Структура находящихся в незаконном обороте наркотиков представлена на рис. 13.
Растительно-сырьевая база (дикорастущая и специально культивируемая) республики, использующаяся для незаконного производства наркотиков, представлена наркотикосодержащим масличным маком и коноплей. Их культивиро-
9
Материалы коллегии УФСКН по РМЭ по итогам работы
за 2006 г.
10
Там же.
11 По данным УФСКН по РМЭ.
вание происходит лишь в летний период, но не носит системного или массового характера.
Завозятся в республику и синтетические наркотики. Так, в 2006 году правоохранительными органами республики было изъято по уголовным делам 27 г таких наркотиков (табл. 1).
Географическое положение республики, удаленность от крупных федеральных транспортных магистралей определяет ее как конечное звено в цепи наркотрафиков. Об этом свидетельствует и стоимость наркотиков в республике - здесь она значительно выше, чем в соседних республиках и областях.
Средние цены (по оперативным данным) на "черном" рынке по наиболее распространенным видам наркотиков приведены в табл. 2.
Весь героин проходит через южные границы страны и доставляется через многие регионы, в результате в республику попадает не чистый героин, а разбавленный различными искусственными примесями, что подтверждается и оценками специалистов экспертных подразделений.
Таблица 1
Изъятие наркотиков в Республике Марий Эл12
Вид Вес в граммах
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
Героин 1743,8 1591 1871 1273
Марихуана 10907 64681 1782 4873
Маковая солома 56680 96532 82221 31270
Опий 1 13 2 1
Другие наркотики 1291,2 72 1002 4550
Всего 70623 162311 86878 41967
Таблица 2 Средняя стоимость наркотиков на "черном" рынке в Марий Эл13
Наименование наркотика Стоимость
1 г гашиша 500 - 600 руб.
1 г марихуаны 150 - 200 руб.
1 г маковой соломы 5 - 6 руб.
1 г экстракта маковой соломы 150 руб.
1 г опия (в том числе медицинского) 80 руб.
1 г героина 2000 - 2500 руб.
1 «марка» ЛСД 700 - 800 руб.
12 По данным УФСКН по РМЭ.
13
Там же.
□ Россия
□ Приволжский Федеральный Округ
□ Марий Эл
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Рис. 12. Динамика выявления наркопреступлений, связанных со сбытом наркотиков*
10,8%
□ маковая солома
□ марихуана
□ опий
□ героин
□ иные наркотические вещества
Рис. 13. Структура изъятых из оборота наркотическмх веществ в Республике Марий Эл*
1200
1040
1000
800
600
400
200 0 111 86 1-1 36
г. Йошкар-Ола Медведевский район г. Волжск Сернурский район
Рис. 14. Изъятие героина, в граммах**
* По данным УФСКН по РМЭ.
** Материалы коллегии УФСКН по РМЭ по итогам работы за 2006 г.
Оценка объемов потребления героина производилась исходя из следующих минимальных данных:
1) по оценкам экспертов в республике насчитывается около 855 лиц, употребляющих героин14;
2) средняя доза героина - 0,1 г;
3) стоимость 1 г - в среднем 2200 рублей.
Из этих данных следует, что при условии
потребления героина через день в течение года его требуется около 15,6 кг на сумму около 34,3 млн рублей.
Оценочные данные подтверждают, что кан-набис (марихуана) является одним из наиболее употребляемых веществ, по территориальности он имеет более широкое распространение, чем героин.
Спрос на данный вид наркотика формируется и за счет существующего до настоящего времени в молодежной среде мифа о том, что курение марихуаны и других производных конопли даже в течение долгого времени отражается на здоровье не более, чем курение табака, и не вызывает зависимости.
В 2006 году из незаконного оборота по уголовным делам, направленным в суд, изъято 4873 г марихуаны (рис. 15).
Правоохранительными органами на территории республики выявлены и уничтожены очаги дикорастущей конопли и незаконно выращенные посевы. Общий вес уничтоженного наркосырья составил 2540 кг15.
Оценка объемов потребления марихуаны производилась исходя из следующих минимальных данных:
1) по оценкам экспертов в республике насчитывается около 176 лиц, употребляющих
марихуану16;
2) средняя доза марихуаны - 2,5 г;
3) стоимость 1 г - в среднем 170 рублей.
Следовательно, с учетом потребления наркотика через день в течение года требуется 80,3 кг марихуаны на сумму 13,6 млн рублей.
14 По данным УФСКН по РМЭ. '6 По данным УФСКН по РМЭ. Материалы коллегии УФСКН по РМЭ по итогам работы за 2006 г.
По имеющейся информации масличный мак имеет распространение практически по всей территории республики. В 2006 году по оконченным уголовным делам изъято 31270 г маковой соломы (рис. 16).
На территории республики были выявлены незаконно выращенные посевы. Общий вес уничтоженных наркосодержащих растений составил 8 кг17.
Оценка объемов потребления наркотиков, производных от маковой соломы, была сделана исходя из следующих минимальных данных:
1) по оценкам экспертов в республике насчитывается около 399 лиц, употребляющих производные от маковой соломы18;
2) средняя доза опия - 3 мл в сутки, для приготовления которых необходимо 40 г сухой перемолотой маковой соломы;
3) стоимость 1 г маковой соломы - в среднем 5 рублей.
Таким образом, с учетом потребления наркотика через день в течение года требуется 2,9 тонны маковой соломы на сумму 14,6 млн рублей.
В ходе реализации основной задачи сотрудники правоохранительных органов столкнулись с отдельными специфическими способами сокрытия наркотиков при их транспортировке. Упакованный в полиэтиленовый пакет героин или марихуана помещались:
1) чаще всего в верхнюю одежду или нижнее белье;
2) в ректальные или вагинальные полости организма человека;
3) в тайники в конструкции автомобиля (полости фар, сидения).
По итогам деятельности правоохранительных органов в 2006 году к числу наиболее значимых результатов работы по перекрытию каналов поставки наркотиков можно отнести пример совместной работы Волжского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Республике Марий Эл и 4 отдела УБОП МВД Республики Марий Эл, в результате которой пресечена дея-
17
Материалы коллегии УФСКН по РМЭ по итогам работы за 2006 г.
18 гСм. там же.
Я
V
Pv
/
J-
,K<f
я
я
/ я
я
я
А
Рис. 15. Изъятие марихуаны, в граммах*
9000 8000 7000 6000 5000 4000 Н 3000 2000 1000 0
7753
3811
3355 3253 3068
2832
1917
1638
1409
Я
923 663 648
П , п , п
Я Я
/ Я # / / / Я Я / / #
/ У S jt S yV у у s
я Я' jr ж <Я' Я^'
я ^я Я" Я у
я
v Я5 Я ая я
Я "V
Рис. 16. Изъятие маковой соломы, в граммах*
: Материалы коллегии УФСКН по РМЭ по итогам работы за 2006 г.
47,9'
2005
ЁЭ
52,1%
□ в отношении выявленных сбытчиков
□ в отношении невыявленных сбытчиков
Рис. 17. Структура зарегистрированных фактов сбыта*
**
По данным УФСКН по РМЭ.
тельность организованной преступной группы (ОПГ), занимавшейся поставкой из Республики Татарстан наркотиков опийной и каннабисной группы, а также их дальнейшим распространением на территории города Волжска. Для документирования преступлений, совершенных данной ОПГ, была создана совместная с МВД республики следственно-оперативная группа. В ходе работы был проведен ряд контрольных закупок. В результате проведенных мероприятий были задержаны все члены организованной преступной группы, кроме ее лидера, которому удалось скрыться за пределами территории республики. Для установления его местонахождения был разработан комплекс оперативно-розыскных мероприятий, осуществлены выезды в города Тольятти и Самару, по результатам которых он был задержан. Всего при реализации материалов задокументировано 10 преступлений, в том числе 5 связанных с незаконным оборотом наркотиков. В их числе: сбыт наркотических средств, организация и содержание 2 наркопритонов, склонение к потреблению наркотиков. Из незаконного оборота изъято: 17 грамм марихуаны, 0,6 грамма героина19. Уголовные дела направлены в суд.
Анализ выявленных преступлений свидетельствует о том, в 2006 году по сравнению с 2005 годом в республике на 2,2% увеличилось количество зарегистрированных наркопреступлений, связанных с незаконным хранением и приобретением наркотических средств без цели сбыта, то есть совершенных рядовыми наркопотребителями. Так, если этот показатель в 2005 году составлял 27,3% от всех наркопреступлений, то в 2006 году он составил 29,5%.
Количество преступлений данной категории по сравнению с 2005 годом в большей степени возросло в Медведевском, Килемарском, Советском районах и г. Волжск.
Вместе с тем, их количество снизилось в Горномарийском и Советском районах.
В Козьмодемьянском и Мари-Турекском районах не выявлено ни одного преступления, связанного с незаконным хранением наркотиков.
19
Материалы коллегии УФСКН по РМЭ по итогам работы за 2006 г.
В 2006 г. было зарегистрировано 443 факта сбыта наркотиков, что больше на 86 преступлений или на 24,1%, чем в 2005 году.
Наибольший рост количества зарегистрированных фактов сбыта отмечается в:
1) Медведевском районе - с 7 до 47 (+ 571%),
2) Параньгинском районе - с 1 до 5 (+ 400%).
В текущем году сбыт наркотиков не выявлен в Звениговском, Куженерском, Сернурском и Юринском районах20.
Следует отметить, что из общего числа фактов сбыта 171 преступление (53,2%) совершено неустановленными следствием лицами. Процентное соотношение количества таких преступлений возросло по сравнению с 2005 годом на 5,4%21 (рис. 17). В большинстве своем это преступления, связанные со сбытом героина, при выявлении и документировании которых установить самое первое звено всей цепи от сбытчика до потребителя не представляется возможным.
Из общего веса изъятого по оконченным уголовным делам героина при сбыте изъято 759 г этого наркотика (59,6%), аналогично при сбыте изъято 2265 г марихуаны (46,5%) и 11164 г маковой соломы (35,7%)22.
В 2006 году значительно выросло количество зарегистрированных преступлений, связанных с организацией и содержанием притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ. Было зарегистрировано 17 таких преступлений, что в 2,4 раза превышает показатель 2005 года (рис. 18).
Так же в 2006 году зарегистрировано 29 преступлений, связанных с нарушением правил оборота наркотических средств или психотропных веществ. В 2005 году было зарегистрировано 7 таких преступлений, рост количества преступлений в 2006 году составил 314% (рис. 19).
20
Материалы коллегии УФСКН по РМЭ по итогам работы за 2006 г.
21 По данным УФСКН по РМЭ.
См. там же.
15 ( 10 33%^ f +5С ц 15 )
2004 2005 2006
Рис. 18. Количество преступлений, связанных с организацией либо содержанием притонов*
29
2004 2005 2006
Рис. 19. Преступления, связанные с нарушением правил оборота наркотических средств
или психотропных веществ*
15-15
2004 2005 2006
Рис. 20. Наркопреступления, совершенные организованной преступной группой
* Материалы коллегии УФСКН по РМЭ по итогам работы за 2006 г.
В 2006 году в Республике Марий Эл впервые были зарегистрированы 4 преступления по статье склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ23.
Произошло снижение показателя количества преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных от продажи наркотиков. В 2006 году было зарегистрировано 4 таких преступления, в то время как в 2005 году их было 6, таким образом, допущено снижение показателя на 33%24.
В 2006 году выявлено 58 преступлений, совершенных в группе лиц, что на 3,6% больше, чем предыдущем году.
Из них:
1) преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп, -15, что больше на 50% по сравнению с 2005 годом (рис. 20);
2) преступлений, совершенных преступными группами по предварительному сговору, - 43, что на 6,5% меньше, чем в 2005 году25 (рис. 21).
Преступные группы, занимающиеся поставками наркотических средств, в основном состоят из граждан, постоянно проживающих в республике, одновременно являющихся организаторами мелкооптовой доставки наркотиков из сопре-
дельных республик и областей (в подавляющем большинстве из Республики Татарстан) и сбытчиками их на территории республики.
Таким образом, проведенный анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что наркоситуация в Республике Марий Эл, несмотря на ее контролируемость правоохранительными органами, в целом имеет тенденцию к ухудшению. В первую очередь об этом свидетельствуют показатели ежегодного роста числа лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях. Вовлечение все большего числа лиц в данную сферу способствует, в свою очередь, увеличению количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Основными детерминантами, способствующими прогрессирующей наркотизации населения как в целом в Российской Федерации, так и в частности в Республике Марий Эл, являются упущения в законодательстве и возникающие в связи с этим противоречия в правоприменительной практике. Редакция статей, регулирующих уголовно-правовые меры противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, представляется небесспорной.
Рис. 21. Наркопреступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору
23
Материалы коллегии УФСКН по РМЭ по итогам работы за 2006 г.
24 „
См. там же.
25 По данным УФСКН по РМЭ.
1. В редакции ст. 228-228.2 УК РФ законодателем введен термин "аналог" наркотических средств и психотропных веществ, однако не дано его определение, что вызывает значительные расхождения в правоприменении: считать ли "аналогом" модифицированные формулы наркотических средств, внесенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, относить ли к ним вещества, не являющиеся наркотическими, но дающими подобный эффект?
Согласно Федеральному Закону аналогом наркотических средств и психотропных веществ являются запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, химическая структура и свойства которых сходны со структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которого они воспроизводят.
Скорее всего, законодатель, вводя понятие аналога, подразумевал, что при уровне современного развития химии и других наук, создание аналогов будет возможно непроизводственными, кустарными способами в большом количестве для широкого потребления данного вещества. Однако как показывает следственная и судебная практика, уголовных дел по преступлениям, связанным с аналогами наркотических средств и психотропных веществ, не было. Следует также отметить, что непроизводственное создание веществ, химическая структура и свойства которых сходны с наркотическими средствами и психотропными веществами, не позволяет указанным веществам длительно сохранять наркотические свойства.
2. По-прежнему прослеживается несовершенство действующего законодательства по ликвидации экономической базы наркодельцов.
Так, за приобретение и хранение наркотических средств в крупном размере без цели сбыта (ч. 1 ст. 228 УК РФ) предусматривается, в числе иных санкций, штраф в размере до 40 тысяч рублей, те же деяния, совершенные в особо крупном размере (ч. 2 ст. 228 УК РФ) могут влечь наказание в виде штрафа в размере до 500
тысяч рублей, а могут и не влечь такое наказание. Данная статья ориентирована на потребителей наркотических средств, хранящих их для личного потребления, а не для сбыта и обогащения. В то же время за производство и сбыт наркотических средств (ч. 1 ст. 228.1) штраф к сбытчикам даже не предусмотрен. Только за сбыт в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору и сбыт в отношении заведомо несовершеннолетнего предусмотрен штраф в размере до пятисот тысяч рублей. То есть по общественной опасности и прибыльности законодатель приравнивает хранение без цели сбыта наркотических средств в особо крупном размере (ч. 2 ст. 228) к сбыту наркотических средств в крупном размере (ч. 2 ст. 228.1), назначая одинаковый размер штрафа - до 500 тысяч рублей. Таким образом, лицо, собравшее в поле 100 г марихуаны (ориентировочной стоимостью 1200 рублей) для личного потребления, подвергается такому же штрафу, как и лицо, сбывающее крупные партии героина - до 5 г (ориентировочной стоимостью 10000 рублей), хотя степень их корыстной направленности и обогащения несопоставима.
И только сбыт, совершенный организованной группой; лицом с использованием своего служебного положения; в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста; в особо крупном размере (ч. 3 ст. 228.1 УК РФ) наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей. И то - альтернативно.
Таким образом, максимальный размер штрафа за наркопреступление - один миллион рублей, что равняется стоимости 1200 г героина, хотя оперативные сводки Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ содержат сообщения об изъятии из незаконного оборота десятков и сотен килограммов наркотиков.
В связи с этим целесообразным будет внести изменения в ст. 228.2 УК РФ, увеличив размеры штрафа, поскольку сбыт наркотиков, несомненно, представляет большую опасность, чем их хранение без цели сбыта.
3. Весьма проблематичной видится практика привлечения к уголовной ответственности
за приготовление сухого остатка кустарно приготовленного препарата из эфедрина - КППЭ, указанного в постановлении Правительства РФ от 07.02.2006 г. [3]. Данное наркотическое средство в основном получают из эфедриносодер-жащих лекарственных препаратов - солутана и теофедрина. В силу особенностей действия данного наркотического средства он потребляется сразу же после изготовления, поскольку, по мнению наркоманов, быстро (в течение 1 часа) теряет свои наркотические свойства. Кроме того, в анализируемом постановлении указан сухой остаток, однако данное наркотическое средство потребляется в жидком виде и во время выпаривания при производстве судебной экспертизы распадается на различные химические соединения, не содержащие эфедрина, то есть не являющиеся наркотическими. Здесь, по мнению автора, необходима корректировка указанного Постановления путем указания на иной способ установления крупного и особо крупного размера КППЭ.
4. Выявление преступлений состоит в установлении, обнаружении общественно опасных деяний, запрещенных уголовным законом, а также лиц, их совершающих, с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов. Оценка деяния как вероятно преступного осуществляется при помощи уголовно-правовой оценки деяния.
Отличительной чертой уголовно-правовой оценки деяния как преступного является проведение исследования наркотического вещества после изъятия его у лица, совершившего противоправное деяние. Особенно остро вопрос оценки стоит при изъятии так называемых "тяжелых" наркотиков, например, героина. Для более точного понимания проблемы следует отметить два момента:
А. В общепринятом общении между лицами, причастными к употреблению, приобретению, сбыту, хранению наркотических средств, слово "героин" употребляется как название наркотика для внутривенного употребления, представляющего собой некую сухую смесь, состоящую из нескольких компонентов, потребление которой определенным образом воздействует на
человека, вызывая состояние наркотического опьянения.
Б. В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6.05.2004 г. № 231 [4] под наркотическим средством героин подразумевается диацетилморфин.
Так, при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ, изымается наркотическое вещество, после исследования которого, по заключению экспертов, дается правовая оценка совершенного деяния. При этом в заключении содержится информация не только об общем весе наркотического вещества в целом (смеси), но и отдельных его составляющих согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 231 (диаце-тилморфин, ацетилкодеин, 3- и 6-моноацетил-морфин, наполнители и т.д.).
Исходя из наличия в изъятой смеси одного из указанных выше компонентов, противоправное деяние квалифицируется либо как административное правонарушение, либо как уголовно наказуемое деяние, в зависимости от размера соответствующего наркотического средства.
Для наглядности рассмотрим один из примеров: гражданин К. с целью личного потребления приобретает наркотическое вещество -героин в размере 8 грамм. Умысел К. направлен на приобретение героина именно как смеси и понятие "героин" им воспринимается как общее понятие всего приобретенного наркотического средства, то есть массы 8 грамм. Однако, после изъятия у К. указанного наркотического средства и проведения исследования, в 10 граммах наркотической смеси количество диа-цетилморфина (героина) оказывается лишь 0,376 грамма. Таким образом, гражданин К. подлежит привлечению только к административной ответственности, хотя умысел его был направлен на совершение уголовно наказуемого деяния.
5. Одной из наиболее опасных форм распространения наркомании является организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Выявление указанного вида преступлений при проведении оперативно-розыскных мероприятий и использование их результатов в качестве доказательственной базы существенно затруднено. Ответственность за содержание притона наступает только при неоднократном (2 и более раза) его посещении одним и тем же лицом, либо разными лицами. Поэтому для более всесторонней оценки противоправного деяния необходимо проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан, таких, как обследование помещений с использованием специальных технических средств.
Однако проведение оперативно-розыскных мероприятий подобного рода ограничено категорией преступлений средней тяжести. Федеральный закон № 144-ФЗ от 12.08.1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" [5] допускает проведение указанных мероприятий только в отношении совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Вместе с тем как показывают данные, приведенные в статье, только на примере одного субъекта РФ, количество преступлений, связанных с организацией либо содержанием притонов стремительно растет.
Перечисленные выше проблемы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ указывают на необходимость реформирования уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Список литературы
1. Статистические сведения Министерства здравоохранения республики Марий Эл за 2006 г. // ГА РМЭ, ф. 67, д. 12, оп. 1, л 12.
2. Статистические сведения Министерства здравоохранения республики Марий Эл за 2006 г. // ГА РМЭ, ф. 67, д. 6, 10, оп. 1, л.л. 42, 43.
3. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" // Российская газета. - 2006. -12 февраля.
4. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. №231 "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228. 1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" // Российская газета. - 2004. - 12 мая (утратило силу).
5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно- розыскной деятельности" // Российская газета. - 1995. - 18 августа.
В редакцию материал поступил 29.05.07.