_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Понятие "конкурентная стратегия" часто рассматривают, как идентичное понятиям "конкурентная политика", "деловая стратегия". Во многих крупных корпорациях и даже небольших фирмах высшие менеджеры, как правило, постоянно занимаются стратегическим планированием, но реализация стратегии предусматривает участие всех уровней управления. [1, с. 48]
Стратегическое планирование представляет собой определенные действия и решения, предназначенные для разработки стратегии фирмы, способствующей реализации ее целей. Стратегическое планирование предполагает определение миссии фирмы, анализ ее внешней среды и внутренних возможностей, определение текущих и перспективных целей, основных средств их решения. Миссия фирмы представляет собой главную цель, девиз, определяющие ее имидж. Основными целями могут быть: получение долгосрочной прибыли, повышение или удержание доли рынка, проникновение на новый рынок, повышение производительности, расширение ассортимента продукции и другие варианты развития бизнеса.
Концептуально управление конкурентными преимуществами предприятия отражает более эффективный, относительно конкурентов, уровень управления, обеспечивающий формирование и усиление предприятием конкурентных преимуществ, состоящий в выпуске конкурентоспособной продукции. [2, с. 128]
Создание действующей системы формирования и управления конкурентными преимуществами организации должно основываться на определенных принципах, к основным из которых относятся принципы научной обоснованности, эффективности, непрерывности, гибкости и адаптивности. Эффективность функционирования механизма заключается в достижении наилучшего результата при минимальных затратах. Гибкость и адаптивность механизма обуславливается учетом всех возможных внешних и внутренних факторов его становления, среди которых формирование производственных связей и отношений, разработка и выбор методов управления, позволяющих эффективно реализовывать как стратегические цели предприятия, так и обеспечивать интересы и потребности трудового коллектива. Список использованной литературы:
1. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО Типография "НОВОСТИ ", 2010. - 282 с.
2. Боев В. В. конкуренция и ее влияние на экономику. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 324 с.
3. Демчук О. В. Сушко Н. А. Экономика рыбного хозяйства: Учебное пособие - Симферополь: ДИАИПИ 2013. - 311 с.
4. Смирнов С. В. Стратегический менеджмент. - М.: ПРИМА, 2012. - 187 с.
© Цайтлер А. В., Демчук О.В., 2017
УДК 338.242.2
С.С. Чайцева,
Магистрант 1 курса, Среднерусский институт управления филиал РАНХиГС при Президенте РФ, г. Орел, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ МОДЕЛИ ПЯТИ СИЛ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
Анализ модели пяти факторов конкуренции спосбствует анализу отрасли и выработке стратегии бизнеса. Модель пяти факторов конкуренции разработана Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
в 1979 году и актуальна по настоящее время, так как разъясняет механизм работы конкуренции.
Ключевые слова
Конкурентоспособность, конкуренция, поставщики, покупатели, товары-заменители,
рынок, модель, управление.
Для анализа факторов, влияющих на конкурентоспособность, стратегические аспекты, конкурентные преимущества организации необходимо изучить определение понятий «конкурентоспособность» и «конкуренция».
Конкурентоспособность — это способность к конкуренции. Понятие «конкуренция» можно рассматривать: в широком смысле, как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще; в узком смысле применительно к коммерческой деятельности - это борьба между участниками бизнеса за более выгодные условия снабжения, производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Конкуренция является не только движущей силой рынка, но и всей экономики. Собственно она является ординарным «фильтром рынка», который пропускает только жизнестойких участников. Потребители, поставщики, новые игроки и товары-заменители - всё это конкуренты, которые оказывают воздействие на отрасль.
Майкл Портер утверждал, что суть конкуренции в любой сфере экономики характеризуется взаимодействием пяти основных сил.
Угроза появления товаров-заменителей. Если компания занимает, ведущие позиции в отрасли это не означает, что она защищена от вторжения новых участников. На пути она может столкнуться со снижением доходов в случае появления более высококачественных или менее дорогостоящих товаров-заменителей. С точки зрения роста цен товары-заменители (товары-субституты) сдерживают потенциал рынка. Нередко товары-заменители оказывают влияние на установление верхней границы рыночных цен, что в свою очередь снижает рентабельность компаний в условиях роста издержек производства и сырья. [7] Игроки рынка будут обладать невысокой прибылью и ограниченным ростом до тех пор, пока не смогут повысить качество продукции и дифференцировать свой товар от товаров-заменителей. [9]
Один из самых результативных методов борьбы с товарами-заменителями - это построение сильной торговой марки: четкая дифференциация товара и использование дополнительных преимуществ от потребителей данного товара.
Угроза вступающих на рынок фирм. Довольно часто появление новых игроков на рынке означает появление новых производственных мощностей, новых технологий и других значительных ресурсов. Вхождение новых игроков на рынок зависит от входных барьеров отрасли и реакции существующих игроков. Если барьеры высоки и реакция существующих компаний в отрасли быстрая новички не будут доставлять основательной опасности. Можно выделить основные факторы, влияющие на барьеры входа:
1. Экономия на масштабе. Новые игроки вынуждены либо сразу входить в отрасль с производством в больших масштабах, либо заранее согласиться с высокими издержками; [8]
2. Дифференциация продукта и узнаваемость торговой марки. Новым игрокам понадобиться значительные ресурсы для преодоления потребительской лояльности к существующим маркам. Силу бренда обуславливают такие факторы как: реклама, отличия в товарах;
3. Потребность в капитале. Чем выше начальный уровень инвестиций для успешного вступления в отрасль, тем меньше новых участников, желающих сделать это; [1]
4. Высокие постоянные издержки. Компания, занявшая прочные позиции, имеют преимущество по издержкам, недоступное для потенциальных конкурентов. Эти преимущества могут основываться на использовании передовых технологий, на доступе к лучшим источникам сырья, на государственных субсидиях или выгодном положении; [3]
5. Доступ к каналам I распределения. Новый Вигрок должен! позаботиться о защите I каналов распределения товаров. Чем более прочное положение занимают существующие игроки, и чем более ограничены каналы сбыта, тем труднее проникнуть в отрасль.
6. Дополнительные угрозы. возможность существующих игроков снизить цены для удержания рынка;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
наличие дополнительного, резервного потенциала производственных мощностей или не задействованных источников финансирования; устоявшиеся связи с каналами потребления и распределения; замедленные или вовсе отрицательные темпы роста в отрасли.
Рыночная власть поставщиков. Поставщики сырья, услуг, ресурсов могут оказывать влияние при заключении сделок на участников отрасли, выбирать клиентов, с которыми работать, а значит влиять и на всю деятельность компаний. [4] Это происходит, когда поставщики в отрасли настолько себя уверенно чувствуют, что могут увеличивать цены или снижать качество предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь приводит к росту себестоимости готового продукта, и росту издержек производства. [5] Факторы, усиливающие власть поставщиков:
1) поставка ресурсов находится в ведении малого количества компаний, и они преимущественно сосредоточены в одном месте;
2) продукты их дифференцированы или вовсе уникальны;
3) нет необходимости вступать в борьбу с поставщиками другого товара, продаваемого в отрасли.
[4]
Рыночная власть потребителей. Покупатель, являясь потребителем готового товара, удовлетворяет свои потребности, может влиять на конкурентоспособность продукта на рынке. Потребитель способен ужесточить конкуренцию за счет предъявления более высоких требований к качеству товара и уровню обслуживания, оказывать давление на уровень цен. [10]
Условия роста власти потребителей: товары на рынке не обладают уникальностью, и покупатель свободно переключается между ними; товары, приобретаемые в отрасли, стандартны или не дифференцированы; покупатели, уверенные, что в любой момент могут найти альтернативных поставщиков, могут играть одной компанией против другой; продукты, закупаемые в отрасли, являются составной частью продукции покупателей и представляют существенную долю их себестоимости. [9]
Внутриотраслевая конкуренция. Соперничество среди существующих конкурентов сводится к
стремлению любыми средствами завоевать себе «место под солнцем». Внутриотраслевая конкуренция чаще всего приводит к увеличению затрат на продвижение товара, к ценовой конкуренции, росту вложений в новые разработки, в редких случаях увеличению качества товара.
М. Портер говорил: «Значение каждой из пяти сил меняется от бизнеса к бизнесу и, в конечном счете, предопределяет его прибыльность.[2] Главной отличительной особенностью учения М. Е. Портера является забота о свободе компании в условиях рыночной экономики, а вернее о ее независимости от существующих субъектов рыночной власти. [6] Это обеспечивают предусмотрительность и активность поведения компании, которая ориентируется на самовыживание и постоянство получения позитивного эффекта на рынке.
Список использованной литературы:
1. Гончаров П.В., Лытнева Н.А. Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности в управлении инновационно -инвестиционной деятельностью предприятий АПК.//Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 2 -5. -С. 1017 -1022.
2. Долгов А.И. Стратегический менеджмент: учеб.пособие / А.И.Долгов, Е.А.Прокопенко. - 3-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА: МПСИ, 2011. - 280 с.;
3. Илюхина Н.А., Лытнева Н.А., Боброва Е.А. Методические основы и принципы учета затрат на производство /Н.А. Илюхина, Н.А. Лытнева, Е.А. Боброва.-В сборнике: SCIENCE, TECHNOLOGY AND LIFE -2014 Proceedings of the international scientific conference. Editors V.A. Iljuhina,V.I. Zhukovskij, N.P. Ketova, A.M. Gazaliev, G.S.Mal'. 2015. С. 455-463
4. Кыштымова Е.А., Лытнева Н.А. Стратегический анализ как метод формирования информационно-аналитического обеспечения прогнозирования элементов собственного капитала// Научные записки ОрелГИЭТ-2014.-№2. (10)
5. Кыштымова Е.А., Лытнева Н.А. Развитие информативности отчета о финансовых результатах для анализа прибыльности организаций в условиях перехода к МСФО// Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 1 (31). С. 64-69.
6. Лытнева Н.А. Методология концепции учета, анализа и аудита собственного капитала: Дис. ... д-ра экон.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
наук: 08.00.12/Н.А. Лытнева. -М., 2006. -584 с.
7. Лытнева Н.А. Управление системными изменениями// Вестник ОрелГИЭТ -2008.-№ 4. -С. 72-83
8. Лытнева Н.А. Современные методы и модели управления эффективностью промышленных предприятий// Вестник ОрелГИЭТ. -2014. -№1. -С. 43-48.
9. Муллабаев Р.Ю. Анализ пяти сил конкуренции Портера // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/11010 (дата обращения: 22.01.2017).
10.Региональное управление экономикой: монография/Н.В. Парушина, Н.А. Лытнева, И.Г. Ершова, и др. Воронеж: Научная книга, 2010.- 212 с.
© Чайцева С.С., 2017
Д.Д. Шаховцев
студент, Финансовый Университет при Правительстве РФ
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ПЕРИОД ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСОРМАЦИЙ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
Аннотация
Железнодорожный транспорт России за последние года пережил достаточно много преобразований. Но далеко не все они благоприятно сказались на эффективности работы отрасли. Данная статья рассматривает период институциональных трансформаций в российской экономике. Основные проблемы, сложившиеся к настоящему моменту в сфере государственного и сопутствующего институционального управления, серьезно тормозят развитие отрасли, в частности, объем привлекаемых инвестиций.
Ключевые слова
Приватизация, железнодорожный транспорт, государство, либерализация, инвестиции.
В самом начале нового тысячелетия железнодорожная отрасль была подвержена процессу либерализации, целью которой было превращение государственной монополии в отрасль, регулируемую и поддерживаемую государственными институтами, где государственное управление отделяется от функционирования отрасли, в которой наблюдался бы рост конкуренции [7, с.8]. Термин либерализация неразрывно связан с таким понятием, как приватизация, которая в экономике переходного типа должна привести к повышению финансовых показателей фирмы и впоследствии к привлечению большего количества инвесторов [4, с.80].
Однако существует мнение, что либерализация и приватизация не являются эффективными инструментами для привлечения инвесторов и, как следствие, для развития экономики страны. Дело в том, что такие страны, как Россия, не имеют достаточно развитую и современную институциональную среду, которая тормозит рост приватизированных компаний [3, с.740]. Это также вызвано и историческим наследием, доставшимся России от социалистического периода, а именно центрально-плановой экономикой и авторитарным подходом к размещению и распределению ресурсов [5, с.130].
Россия испытывала внутри государства глобальные перемены на протяжении 90-х годов XX века. Реформы тех лет были направлены на то, чтобы дать независимость и самостоятельность бизнесу через процесс приватизации. Однако период трансформации в России еще не завершен, что подтверждается следующими факторами, характеризующими текущее состояние российской экономики [1, с.18]:
• принятие широкомасштабных долгосрочных целевых программ
• установка границ влияния частного бизнеса на общественную жизнь