Научная статья на тему 'Актуализация модели анализа пяти конкурентных факторов Майкла Портера в условиях современного информационного пространства'

Актуализация модели анализа пяти конкурентных факторов Майкла Портера в условиях современного информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3041
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДЕРЕГУЛЯЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК / ИНТЕРНЕТ КОММЕРЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрумкина Елена Анатольевна

Работы Майкла Портера, написанные еще в 80-х годах прошлого столетия, стали теми вехами, которые на долгие годы предопределили вектор развития исследовательской дисциплины под названием стратегический менеджмент. Но по мере бурного развития интернет коммерции его идеи начали подвергаться критике, поскольку с момента публикации работ Портера экономические условия существенно изменились. Глобальная информатизация и возросшая роль интернета как площадки для e-коммерции оказали серьезное влияние практически на все отрасли деловой деятельности. Модель пяти сил конкуренции Майкла Портера сегодня подлежит корректировке и изменениям по мере бурного развития интернет коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация модели анализа пяти конкурентных факторов Майкла Портера в условиях современного информационного пространства»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

достоверных выводов, а значит, служат отправной точкой в организации процесса управления предприятием

[5].

Таким образом, необходимо подчеркнуть приоритетное значение к учетной информации в системе экономического анализа затрат на производство. Список использованной литературы:

1. Бариленко В.И., Бердников В.В., Бородина Е.И. Экономический анализ. - М.: Эксмо, 2010. - 352 с.

2. Воюцкая И.В., Дурицкая Л.А. Концепция расходов, затрат и издержек // Вестник мясного скотоводства. 2008. Т. 1. № 61. С. 49-55

3. Коське М.С., Воюцкая И.В. Организационно-методические проблемы внутреннего контроля возвратных отходов // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 1 (51). С. 236-238

4. Коське М.С., Воюцкая И.В., Мишучкова Ю.Г. Информация о затратах экономического субъекта в финансовом и управленческом учете // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 703-705.

5. Палий В. Ф. Управленческий учет издержек и доходов: Учебник.- М: Инфра-М, 2010 - 279 с.

6. Снатенков А.А. Практикум по бухгалтерскому учету и анализу: учебное пособие / А.А. Снатенков, И.В. Воюцкая. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2013.

7. Трубочкина М. И. Управление затратами предприятия: Учебное пособие. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 319 с.

8. Чая В. Т., Чупахина Н. И. Управленческий анализ: Учебное пособие.- М.: Рид Групп, 2011. - 448 с.

9. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2006. — 415 с.

© Федорова А.В., 2017

УДК 658.86/.87

Фрумкина Елена Анатольевна

ст. преподаватель Финансовый университет при правительстве РФ Брянский филиал Финуниверситета, Брянск, РФ E-mail: frumkin73@mail.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ АНАЛИЗА ПЯТИ КОНКУРЕНТНЫХ ФАКТОРОВ МАЙКЛА

ПОРТЕРА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация

Работы Майкла Портера, написанные еще в 80-х годах прошлого столетия, стали теми вехами, которые на долгие годы предопределили вектор развития исследовательской дисциплины под названием стратегический менеджмент. Но по мере бурного развития интернет коммерции его идеи начали подвергаться критике, поскольку с момента публикации работ Портера экономические условия существенно изменились. Глобальная информатизация и возросшая роль интернета как площадки для е-коммерции оказали серьезное влияние практически на все отрасли деловой деятельности. Модель пяти сил конкуренции Майкла Портера сегодня подлежит корректировке и изменениям по мере бурного развития интернет коммерции.

Ключевые слова

Интернет-пространство, интернет-бизнес, цифровизация, глобализация, дерегуляция, электронный рынок, интернет коммерция.

В свете формирования Единого Информационного пространства в мире на данном этапе важнейшей задачей является изучение особенностй конкуренции в электронной коммерции. В современной реальности сжимающегося рынка и давления прочих негативных, тормозящих развитие экономики, факторов Интернет-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

пространство может быть единственным, для многих компаний, местом осуществления торговой деятельности и предложения услуг.

Актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что для современного образа жизни все больше характерно использование информационных технологий, посредством которых не выходя из дома можно приобрести все необходимое, да и сама экономика на данном этапе получила электронный характер. Так, заходя в глобальную сеть, можно обнаружить массу сайтов, где предлагают свои услуги интернет-магазины, биржи и даже банки, таким образом влияя не только на устройство жизни человека, но и на экономику.

Глобальная сеть предоставила возможность субъектам экономической деятельности расширить круг своих потребителей, а значит, и расширить зону обслуживания. А в предпринимательской деятельности залогом успеха стало умение использовать информационные технологии, умение быстро находить интересующую информацию в глобальной сети и грамотно использовать ее потенциал и ресурсы.

Данные перспективы развития позволяют нам говорить о сложившейся в наши дни информационной экономике, которая позволила объединить в себе основные экономические принципы и современные технологии, к которым обращается большинство субъектов.

С развитием сети Интернет появились и новые возможности для быстрейшего экономического развития, а то с какой скоростью развивается глобальная сеть, создает реальные перспективы для развития самого бизнеса. Мировая сеть оказывает влияние не только на экономический фактор, под ее влиянием находятся и сфера инноваций, рекламы, она воздействует на современный процесс производства, и сферу потребительских услуг.

Объектом нашего рассмотрения является интернет-бизнес, то каким образом он функционирует, какие процессы в нем протекают, какое влияние он оказывает на коммерцию, а также на конкуренцию.

Согласно теории конкуренции Майкла Портера, на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на нем. В представленной им моделе каждая из сил являет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара, а именно:

• рыночная власть покупателей

• рыночная власть поставщиков

• угроза вторжения новых участников

• опасность появления товаров — заменителей

• уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция

Представленные им элементы рынка являются движущими силами рыночной конкуренции, а представленный анализ помогает определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли, позволяет найти такую позицию, при которой компании будут не только максимально защищена от влияния конкурентных сил, но противовесно и сами смогут оказывать влияние на них.

Правила теории пяти сил конкуренции Майкла Портера заключают следующее: чем слабее влияние конкурентных сил, тем больше возможностей у компаний к получению высокой прибыли в отрасли. И наоборот, чем выше влияние конкурентных сил, тем становится выше вероятность, что компании не смогут обеспечить высокую прибыльность от капиталовложений, в то время как средняя прибыльность отрасли будет определяеться для них наиболее влиятельными конкурентными силами.

Модель пяти сил используется наиболее часто в стратегическом управлении, в то же время она выступает справедливой своей идентичностью применительно к изменениям в экономике под воздействием интернет-бизнеса и электронной коммерции.

Первая сила: Угроза вторжения новых игроков. Обычно новые игроки привносят на рынок новые производственные мощности, новые технологии, новые ресурсы, что может явиться потрясением для отрасли, изменить поведение потребителей, задаать новые стандарты работы у существующих игроков.

Сила влияния новых игроков зависит от входных барьеров отрасли и скорости реагирования на это влияние существующих игроков рынка. Если барьеры входа в отрасль высоки и уровень противодействия существующих в отрасли компаний высок, то влияние новых претендентов на прибыль в отрасли будет минимальным.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Вторая сила: Рыночная власть покупателей. Покупатели могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как по факту являются потребителями готового товара и обеспечивают за счет удовлетворения своих потребностей существование рынка. Компания же при разработке своей стратегии должна выбирать тех покупателей, которые являются наименее влиятельными на рынке.

Потребители могут ужесточать конкуренцию за счет предъявления более высоких требований к качеству товара, к уровню сервиса, оказывать давление на уровень цен. Более высокие требования, предъявляемые к готовому товару, заставляют производителей отрасли повышать качество производимого продукта за счет увеличения издержек (более качественное сырье, дополнительные условия обслуживания и т.д.), а, следовательно, сокращать свой уровень прибыли.

При условия роста влияния покупателей компания будет вынуждена постоянно идти на уступки покупателям для обеспечения своего гарантированного дохода и прибыли.

Третья сила: Рыночная власть поставщиков. Поставщики могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли. Рост цен на сырье и заключение сделок на невыгодных для компании условиях приводит к росту себестоимости готовой продукции, росту издержек производства. В случае невозможности повышения розничных цен на готовые товары на сопоставимом с ростом сырья уровне — в отрасли снижается прибыльность от реализации товаров или услуг.

Четвертая сила: Появление товаров-заменителей. Товары-заменители (или товары-субституты) ограничивают потенциал рынка с точки зрения роста цен. Обычно товары-заменители оказывают влияние на установление верхней границы рыночных цен, что в условиях роста издержек производства и сырья снижает рентабельность компаний. Пока игроки рынка не смогут повысить качество продукции и дифференцировать свой товар от товаров-заменителей - в отрасли будет иметь место невысокая прибыль и ограниченный рост рынка.

Особую угрозу для роста и прибыли компании предоставляют следующие виды товаров:

• Товары-заменители, способные обеспечить лучшее соотношение «цена-качество». Такие товары при отсутствии высокого уровня дифференциации будут всегда стимулировать потребителя к переключению.

• Товары-заменители, производимые крупными игроками, имеющими высокие прибыли на альтернативных рынках и способные иметь на существующем рынке менее прибыльный бизнес.

Самый эффективный метод борьбы с товарами-заменителями - построение сильной торговой марки: четкая дифференциация и дополнительные преимущества от потребления товара компании, борьба со стандартизацией товара, технологические усовершенствования, формирование лояльности к продукту.

Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, например, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить производители маргарина.

Пятая сила: Внутриотраслевая конкуренция. Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению любыми силами улучшить свое положение на рынке, завоевать потребителей рынка. Интенсивная конкуренция приводит к ценовой конкуренции, увеличению затрат на продвижение товара, иногда к повышению качества продукции, увеличению инвестиций в новые разработки. Все это снижает прибыльность отрасли.

Уровень интенсивности конкуренции высок или растет при наличие в отрасли следующих условий:

• Большое количество игроков и их равенство в объемах продаж.

• Невысокий рост (или падение) рынка, что приводит к постоянному переделу рынка, захвату доли рынка друг у друга.

• Низкая дифференциация и стандартизация продукта в отрасли создает для потребителя бесконечное количество альтернатив, приводит к постоянному переключению потребителя от одного игрока к другому, обеспечивает высокий уровень нестабильности будущих доходов и прибыли.

• Продукция относится к разряду скоропортящихся продуктов, что подстегивает снижения цен и не предоставляет возможности в замораживанию товарных остатков.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Надо признать, что идеи воплощенные Портером в вышеназванной модели, наряду со своей популярностью и влиятельностью, сегодня подлежат корректировке и изменениям по мере бурного развития интернет коммерции.

Да и сами экономические условия существенно изменились. Глобальная информатизация и возросшая роль интернета как площадки для е-коммерции оказали серьезное влияние практически на все отрасли деловой деятельности.

Теория Портера во многом базировалась на постулатах, которые имели место в экономике восьмидесятых годов, периоде характеризуемом сильной конкуренцией, периодическим изменением конъюнктуры и относительно устойчивыми рыночными структурами. В моделях Портера основное внимание сосредоточено на анализе фактической ситуации (клиенты, поставщики, конкуренты и т.д.) и на предсказуемых изменениях (появление новых игроков на рынке, товаров заменителей и т.д.). В рамках 5-ти конкурентных сил конкурентные преимущества являются результатом укрепления собственного положения компании. Сегодня, в рамках этих сил представляется невозможным объяснить и проанализировать те динамические изменения, которые преобразуют целые отрасли промышленности.

Современность идентифицирует три новые силы, которые требуют новой стратегической структуры и разработки ряда совсем других аналитических и бизнес инструментов, такие как: цифровизация (digitalization), глобализация (globalization) и дерегуляция (deregulation):

Поскольку стремительно растет влияние информационных технологий, все игроки на рынке будут иметь доступ к гораздо большему количеству информации. Таким образом, появятся полностью новые бизнес модели, в которых даже игроки, не входящие в отрасль или являющиеся ее аутсайдерами, будут в состоянии существенно повлиять на принципы и уровень конкуренции на рынке.

Да и рассматриваемый нами электронный рынок характеризуется более совершенной конкуренцией, чем традиционный физический рынок. На электронном рынке работает уже потенциально большое количество продавцов и покупателей и нет барьеров для выхода на рынок новых участников, а все участники имеют свободный доступ к информации.

Покупатели на электронном рынке также имеют свои особенности и отличаются от покупателей на традиционных физических рынках. Поскольку доступ в Интернет связан с приобретением оборудования и наличием определенного уровня образования, пользователей Интернет характеризует в среднем более высокий уровень доходов и образования, чем среднего покупателя на реальном рынке.

Различное соотношение традиционного и электронного видов бизнеса предполагает разные требования к людям и системам, ресурсам и клиентам. При отсутствии адекватных инструментов измерения результатов адаптации людей, систем, ресурсов и клиентов к преобладающему состоянию бизнеса стратегических целей достигнуть невозможно.

Усовершенствование логистики и коммуникаций дает возможность практически всем игрокам рынка совершать покупки, продажи и сотрудничество на глобальном уровне. Клиенты, тем временем, могут подыскать товар и сравнить цены на него на глобальном уровне. В результате, даже компании среднего размера, ориентированные на рынок местного масштаба, оказываются на глобальном рынке, даже если они не занимаются самостоятельным экспортом или импортом. Можно добавить, что глобальные и сетевые рынки накладывают новые требования на стратегии организаций. Теперь недостаточно просто позиционировать себя как лидера по ценам или по качеству (как предлагал сделать Портер). Теперь конкурентные преимущества появляются в результате способности развить длительные отношения с более мобильным потребителем, управляя обширными партнерскими сетями для создания обоюдной выгоды.

В последние годы в США и в европейских странах наблюдалось резкое сокращение присутствия государства во многих отраслях, таких как авиация, связь, коммунальное хозяйство и банковская сфера. Компании данных отраслей, подталкиваемые новыми возможностями в сфере информационных технологий были с одной стороны в состоянии, а с другой - вынуждены, полностью реструктурироваться и подыскать альтернативные направления своего развития.

Благодаря электронной коммерции трансакционные модели, сегодня, являются важным понятием, поскольку от того, кто будет клиентом предприятия, зависит наполнение бизнес процессов конкретными

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

работами и, как следствие, — структура предприятия и его решения по развитию инфраструктуры бизнеса.

Внедрение интернет технологий во внутрикорпоративную структуру предприятий позволяет выделить категорию внутрикорпоративной электронной коммерции, к которой можно отнести все внутрифирменные трансакции, т. е. операции, проводимые внутри отдельной организации в большинстве случаев в сети Интернет. Это операции обмена товарами, услугами и информацией. Действия могут различаться от продажи корпоративного товара работникам до обучения работников предприятия в режиме реального времени с использованием внутренних сайтов, вместо того чтобы посылать им видеокассеты с учебным материалом, что значительно сокращает расходы.

Именно информационные технологии сыграли ключевую роль в разделении между "миром Портера" и новым миром, в котором действуют новые силы. Прошло то время, когда «старая» экономика использовала IT в качестве инструмента для осуществления своих целей. Сегодня информационные технологии сами изменяют мир в соответствии со своими нуждами. Список использованной литературы:

1. Беспалов А.А. История развития электронного бизнеса в России. С. 13 [Электронный ресурс] URL http://yandex.ru/dck/jsredir?from=yandex.ru (Дата обращения 24.11.2016)

2. Larry Downes Chunka Mui Unleashing the Killer App: Digital Strategies for Market Dominance Harvard Business School Press Boston, MA, USA, 2000 ISBN:1578512611

3. Форум "Интернет-предпринимательство в России"[Электронный ресурс] Kremlin.ru, 2014 - Режим доступа: http: //www .kremlin.ru/news/45886

4. Электронная коммерция [Электронный ресурс]

URL/http://kunegin.narod.ru/ref6/sc1/glava6.htm (Дата обращения 25.12.2016)

© Фрумкина Е.А., 2017

УДК 336.228

И. Н. Хромова

к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерского учета» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина»

И. Д. Щербина

магистрант 2 курса учетно-финансового факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина»,

г. Краснодар, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу поиска оптимальных законных путей по снижению налогообложения сельскохозяйственных организаций. Рассматривается возможность применения различных налоговых режимов с целью снижения налоговых выплат.

Ключевые слова

Оптимизация налогообложения, налоговое планирование, режимы налогообложения,

минимизация налоговых платежей

Оптимизация налогообложения является важной частью налогового планирования любого хозяйствующего субъекта. Это комплекс организационных мероприятий в рамках действующего законодательства, позволяющий эффективные схемы минимизации налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.