ОРГАНИЗАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
А. Г. ЗАБОЛОТНИЙ1-2, С. Н. САХНОВ1-2
АНАЛИЗ МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
краснодарский филиал ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России, Россия, 350012, г. Краснодар, ул. Красных партизан, 6. E-mail: [email protected]; 2кафедра глазных болезней ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4
По результатам исследования установлены основные проблемы медико-организационного и кадрового обеспечения при оказании населению офтальмологической помощи надлежащего качества. Также определена актуальность разработки общей стратегии и выработки тактики улучшения качества региональной офтальмологической помощи на всех этапах ее оказания на основе интеграционного взаимодействия медицинских организаций, учебных заведений и органов управления здравоохранением субъекта РФ.
Ключевые слова: офтальмология, качество медицинской помощи, ресурсное обеспечение
A. G. ZABOLOTNIY12, S. N. SAKHNOV2
THE ANALYSIS OF MEDICAL ORGANISATIONAL SUPPORT AND STAFFING OF OPTHALMOLOGICAL
HELP IN REGIONAL LEVEL
Krasnodar branch FSBI «The academician S. N. Fyodorov IRTC «Eye microsurgery» of the Minzdrava of Russia, Russia, 350012, Krasnodar, Krasnykh partizan str., 6. E-mail: [email protected]; 2ocuiar diseases department «Kuban state medical university» of the Minzdrava of Russia, Russia, 350063, Krasnodar, Sedin str., 4
Based on the results of researches the main problems of medical organizational support and staffing were determined when the patients get proper quality ophthalmological help. It is also determined development actuality of overall strategy and tactics of regional ophthalmological help enhancement at all stages, based on integration cooperation of medical organizations, educational establishments and public health control agencies of RF subdivisions.
Key words: ophthalmology, quality of medical care, resources' provision.
Восстановление статуса мощной экономической державы и завершение, в основном, перехода к рыночной экономической системе - основной итог социально-экономического развития России в 1990-2000 гг. (В. В. Путин, 2008). При этом значительно сильнее, чем во многих других ключевых отраслях экономики, имеется отставание уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран. Отечественная система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.) [1]. Реализация национальных проектов (НП) в здравоохранении позволила значительно модернизировать эту сферу, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций (К. А. Виноградов, 2007; Т. А. Голикова, 2009; Р. А. Хальфин, 2010).
Среди основных приоритетов инновационного социально ориентированного развития российской экономики в концепции обозначены: структурная и техноло-
гическая модернизация здравоохранения, повышение эффективности системы организации медицинской помощи (I этап, 2008-2012 гг.); проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований, внедрение инновационных медицинских технологий; решение проблемы кадрового обеспечения (II этап, 2013-2020 гг.).
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2009 г., нарушения зрения у населения всей планеты приносят экономический убыток в размере 268,8 млрд. долларов США (T. S. T. Smith et al., 2009). За последние двадцать лет численность незрячих увеличилась на 12 млн. человек (Е. С. Либман, Е. В. Шахова, 2006). Показатель офтальмопатологии в РФ составляет около 11 тыс. на 100 тыс. населения, число посещений врачей-офтальмологов с учетом заболеваний глаз и аномалий рефракции - около 65,5 млн. в год. Ежегодно за офтальмологической помощью обращается каждый второй гражданин России (В. В. Нероев, 2010) [6]. Социально-экономическую значимость
офтальмопатологии определяют омоложение контингента больных, страдающих этими заболеваниями, и старение населения. При реализации приоритетного НП «Здоровье» в рамках работы врачей-офтальмологов поликлиник болезни глаза и его придаточного аппарата выявлены у 47% осмотренных при дополнительной диспансеризации (ДД) и у 40% обследованных в рамках углубленных медицинских осмотров (УМО). Причем из числа лиц, имеющих глазные заболевания, данная патология была выявлена впервые у 41% в группе ДД и у 22% в группе УМО (И. А. Немченко и соавт., 2008) [5].
Значительный рост государственного финансирования системы здравоохранения за последнее пятилетие, превысивший в 2008 г. 1 триллион руб. (В. И. Перхов, 2010) [8], в том числе на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) при заболеваниях глаз и его придатков (Т. А. Голикова, 2009); достижения отечественной науки и практики; наличие в России крупных, международного уровня офтальмологических клиник не решают имеющихся проблем в сфере оказания населению качественной офтальмологической помощи.
Таким образом, установленная социально-экономическая значимость офтальмопатологии, высокие показатели инвалидности вследствие заболеваний глаз определяют актуальность анализа оказания населению офтальмологической помощи.
Цель исследования. - анализ и определение проблем медико-организационного и кадрового обеспечения при оказании населению офтальмологической помощи для разработки комплекса организационно-методических мероприятий по её совершенствованию на уровне региона.
Материалы и методы
При выполнении исследования применены библиографический, ретроспективный аналитический, сравнительный методы. Использованы статистические методы исследования заболеваемости по обращаемости в лечебно-профилактические учреждения, по данным профилактических медицинских осмотров, информационно-аналитический метод, метод экспертной оценки.
Результаты и обсуждение
Как показывает анализ состояния офтальмологической помощи в РФ, ранняя диагностика и адекватное лечение, диспансеризация и реабилитация больных с заболеваниями органа зрения, проведение активных мероприятий по профилактике офтальмопатологии не обеспечиваются в должной мере. Значительная часть пациентов, поступающих в ведущие офтальмологические клиники для получения ВМП, имеют оф-тальмопатологию в далеко зашедших стадиях (В. В. Нероев, 2010; Х. П. Тахчиди, 2010). Отмечается рост числа пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями: глаукомой (711 пациентов на 100 тыс. населения), диабетической ретинопатией (239 пациентов на 100 тыс. населения) и др. (В. П. Еричев, 2006; В. В. Нероев, 2010; М. И. Разумовский). Показатели инвалидности вследствие глазной патологии остаются высокими (Е. С. Либман, 2009). Количество учтенных слепых и слабовидящих в РФ составляет до 218 тыс. человек, из них слепых - 103 тыс. Уровень слепоты и слабовидения в 2009 г. составил 19,08 на 10 тыс. населения. Среди инвалидов по зрению каждый пятый (22%) молодого возраста (В. В. Нероев, 2011) [7].
Существующие организационно-правовые формы здравоохранения не обеспечивают эффективность управления ресурсами и сдерживают структурные изменения в отрасли (основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.). Организация офтальмологической службы, в первую очередь на уровне её первичного амбулаторно-поликлиниче-ского звена, во многих регионах РФ до сих пор недостаточно эффективна и нуждается в совершенствовании (В. В. Нероев, 2010). Отсутствует интеграция в системе региональной офтальмологической службы, включая медицинские организации всех форм собственности; практически не применяются информационные системы для единого информационного обеспечения работы офтальмологических учреждений различного уровня, её специалистов - врачей-офтальмологов и органов управления здравоохранением.
Как известно, к разряду первоочередных задач относится кадровая проблема (Р. А. Хальфин, 2010) [10]. Проблема количественного и качественного кадрового обеспечения актуальна и для офтальмологической службы. При достаточном среднем показателе по России количества врачей-офтальмологов (на 10 тыс. населения - 0,96) отмечается значительная диспропорция их распределения между медицинскими организациями со стационарным и амбулаторно-поли-клиническим уровнями оказания офтальмологической помощи, оптиками и кабинетами контактной коррекции (А. В. Золотарева, 2008; В. В. Нероев, 2010). Укомплектованность имеющихся штатов врачей-офтальмологов в поликлиниках составляет не более 70%, 0,55 при 0,78 штатных должностей на 10 тыс. населения [6], из них более трети - специалисты старше 50 лет и работающие пенсионеры [10].
В настоящее время основными системами оценки профессиональной подготовки врачей-офтальмологов в РФ являются сертификация и профессиональная аттестация специалистов. Как известно, сертификация специалиста, дающая право на профессиональную деятельность, является обязательной правовой нормой, а получение и/или подтверждение аттестационной категории, определяющей уровень квалификации специалиста, - добровольная процедура. Анализ качественного кадрового обеспечения офтальмологической службы РФ показывает: сертификат специалиста имеют еще не все (97%) работающие офтальмологи (В. В. Нероев, 2010; С. Э. Аветисов, 2011); квалификационную категорию специалиста врача-офтальмолога - только 60%.
Как отмечалось ранее, одними из основных, приоритетных задач по реализации целей развития системы отечественного здравоохранения, качественного прорыва в организации и оказании специализированной медицинской помощи являются внедрение инновационных медицинских технологий и эффективной системы подготовки и переподготовки медицинских кадров, повышение уровня интеграции образования, науки и практики. Значительно возрастает роль непрерывного профессионального образования (НПО), повышения профессионального уровня на основе современных образовательных программ и технологий (В. Н. Канюков, 2007; В. П. Кошелев, 2008; С. К. Владимиров, 2009; В. А. Мазурок, 2009; Н. Д. Ющуков, 2010). Квалифицированный профессионал, носитель знаний, становится главным источником инноваций (основные направления деятельности Правительства РФ на пери-
од до 2012 г.). Существующая практика взаимоотношений между этими основополагающими направлениями находится в явном противоречии. Система подготовки врачей отстает от внедрения в медицинскую практику новых медицинских технологий, и есть необходимость вывести ее на более высокий уровень (В. И. Старо-дубов, 2006; Б. В. Агафонов, 2010). Реновация медицинских технологий, как показывает практика отечественного и зарубежного здравоохранения, особенно в техногенных медицинских специальностях, включая офтальмологию, происходит каждые 2-3 года. В то же время согласно существующим нормативным требованиям к НПО врача-специалиста обучение на курсах повышения квалификации специалиста необходимо и допустимо один раз в пять лет (Приказ Минздрава от 9.08.2001 № 314) (А. Н. Рындина, 2010). К сожалению, не уделяется должного внимания вопросу системного подхода к процессу НПО и в планах работы профильной комиссии по офтальмологии экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России. Среди основных задач, обозначенных профильной комиссией, целевого направления по совершенствованию НПО врачей-офтальмологов нет [7].
Как следствие, не отвечающая уровню современной медицины профессиональная подготовка врачей-специалистов, неэффективное использование обновляемых материально-технических ресурсов лечебных учреждений, медленное внедрение в клиническую практику инновационных медицинских и организационных технологий. В итоге - проблемы в организации и повышении качества оказания офтальмологической помощи, не соответствующей уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Важной задачей реформирования отрасли являются совершенствование организационно-управленческой стратегии, применение передовых управленческих методов (В. И. Стародубов, 2006; Р. А. Хальфин, 2010). Современные технологии организации и управления отраслевой деятельности, в том числе регионального здравоохранения, основаны на системном подходе (В. И. Стародубов, 2006; Д. В. Пивень, 2008; М. В. Еру-гина, 2009), его ключевым базисом является интеграционное взаимодействие всех участников производственного цикла - процесса оказания медицинской помощи, включая организационно-управленческое и ресурсно-технологическое обеспечение его выполнения (В. И. Стародубов, 2008; Ю. В. Михайлова, 2008-2009; А. Г. Заболотний, 2008; И. М. Шейман, 2009) [2-4, 9, 11].
Библиографический анализ показал, что в проведенных за последние годы исследованиях по развитию региональной специализированной службы с целью повышения КМП, как правило, рассматриваются одно или два направления совершенствования организации, управления, контроля, ресурсного обеспечения и оказания МП: мониторинг и ситуационное моделирование (Б. В. Трифонов, 2009; Е. Н. Малышев и соавт., 2010); развитие программно-целевых технологий управления, включающих медицинский, психолого-педагогический, социально-правовые разделы (Г. В. Третьяков, 2008); взаимодействие участников медико-организационного процесса, страховых медицинских организаций, контролирующих органов и ЛПУ (М. В. Еругина, 2009); изучение клинико-социальных особенностей пациентов и оценка потребности в отдельных методах диагно-
стики и лечения (Н. В. Калашников, 2008; Е. Н. Фуфаев, 2008;); системный анализ показателей здоровья, модифицируемые факторы риска и ресурсное обеспечение (Л. Г. Гонохова, 2008); последипломное образование врачебных кадров (А. В. Иванов, 2008; В. П. Кошелев, 2008; В. А. Мазурок, 2009); применение медицинских технологий и подготовка квалифицированных кадров (М. А. Некрасов, 2008); управление человеческими ресурсами (А. А. Сыстерова, 2008; Т. И. Расторгуева, 2009); использование материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов (Н. В. Зильбергберг, 2008; Н. Ф. Шильникова, 2008); кадровых ресурсов вуза и органов управления здравоохранением (Т. И. Алексеевская, 2008); инновационные клинико-эпидемиологи-ческие исследования (Е. Ю. Устинова, 2009).
В выполненных работах практически отсутствует системный подход, к решению поставленных задач обычно привлечены два, реже три участника всего процесса оказания специализированной медицинской помощи, его организации, ресурсного обеспечения и выполнения медицинских услуг (М. В. Еругина, 2009); их взаимоотношения построены на принципе «ведущий -основной заинтересованный» и «вспомогательный -дополнительно привлекаемый», участники процесса. Тогда как современные достижения науки об управлении, отечественный и мировой опыт однозначно показывают, что решение подобных проблем возможно только на основе интеграции всех равнозначных участников процесса (Ю. В. Михайлова, 2007; В. И. Староду-бов, 2008; И. М. Шейман, 2009).
Аналогичная тенденция отмечается и в научно-практических работах, проведенных в области организации офтальмологической службы (Т. В. Корелина, 2001; С. Я. Щербаков, 2006; Л. Я. Яблонская, 2006; В. В. Жаров, 2008; Ф. Р. Сайфуллина, 2008; В. П. Фокин, 2008; А. Г. Щуко, 2008; Е. С. Сергеева, 2009) и улучшения качества медицинской помощи, оказываемой взрослому и детскому населению с заболеваниями глаза в регионах России (А. В. Кашпаров, 2006; Н. А. Коновалова, 2008; А. А. Рябцева, 2008; И. С. Афендулова, 2009; Л. В. Нефедовская, 2009; Х. П. Тахчиди, 2009).
Таким образом, установленные проблемы медико-организационного и кадрового обеспечения при оказании населению офтальмологической помощи надлежащего качества определяют актуальность разработки общей стратегии и определения тактики улучшения качества региональной офтальмологической помощи на всех этапах ее оказания на основе интеграционного взаимодействия медицинских организаций, учебных заведений и органов управления здравоохранением субъекта РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // http://www. fapmc. ru/rospechat/docs/documents/ General_FAIP/2011/untitled1. html
2. Заболотний А. Г. Интегрированная система управления качеством офтальмологической помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2006. - № 12. - С. 79.
3. Заболотний А. Г. Ресурсное обеспечение, квалификация врачебного персонала - одна из основ качества высокотехнологичной офтальмологической помощи // Высокие технологии в офтальмологии: Сб. науч. трудов научно-практической конференции. - Краснодар, 2008. - С. 219-222.
4. Михайлова Ю. В., Матинян Н. С. Реформирование системы здравоохранения России в условиях глобализации // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и истории мед. - 2009. - № 3. - С. 18-21.
5. Немченко И. А., Трифонова М. В., Беззубцева Е. А., Девяткин А. А. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в рамках работы поликлинического подразделения врачей-офтальмологов (на примере ММУ МСЧ № 14 г. Самары) // VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Федоровские чтения - 2009»: Сб. тез. / Под общей ред. Х. П. Тахчиди. - М.: изд-во «Офтальмология», 2009. - С. 62.
6. Нероев В. В. Информация от первого лица // Здравоохранение. - 2010. - № 4. - С. 65-72.
7. Нероев В. В. Экспертный совет Минздравсоцразвития России. Профильная комиссия по офтальмологии // Мир офтальмологии. - 2011. - № 1. - С. 2.
8. Перхов В. И. К вопросу о необходимости разработки Федерального закона «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации» // Менеджер здравоохранения. - 2010. - № 1. - С. 47-55.
9. Стародубов В. И., Тихомиров А. В. Направления развития здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. - 2008. -№ 3. - С. 4-9.
10. Хальфин Р. А., Таджиев И. Я. Некоторые итоги и проблемы реформирования системы отечественного здравоохранения // Менеджер здравоохранения. - 2010. - № 5. - С. 8-18.
11. Шейман И. М., Шишкин С. В. Российское здравоохранение: новые вызовы и новые задачи // Главврач. - 2009. -№ 7. - С. 21-25.
Поступила 15.10.2012
Л. И. КАСПРУК1, В. Н. КАНЮКОВ2, Ю. Н. КОПЫЛОВ3, М. Б. МУКАНОВА3
РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВО ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
кафедра общественного здоровья и здравоохранения № 2 ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России,
Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. Тел. 8 (3532) 77-24-59; 2ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России, Россия, 460047, г. Оренбург, ул. Салмышская, 17. Тел. 8 (3532) 65-06-82. E-mail: [email protected];
3станция скорой медицинской помощи, г. Оренбург, Россия, 460047, г. Оренбург, ул. Монтажников, 1а. E-mail: [email protected]
Учитывая повышение потребности в сестринских медицинских кадрах и устойчивую тенденцию к снижению их численности, необходим постоянный мониторинг состояния сестринского дела и подготовки и переподготовки специалистов среднего медицинского звена, в том числе при оказании офтальмологической помощи.
Ключевые слова: инновационные технологии, мониторинг, модернизация.
L. I. KASPRUK1, V. N. KANYUKOV2, Yu. N. KOPYLOV3, M. B. MUKANOVA3
THE ROLE OF NURSING MEDICAL STAFF IN INNOVATIVE TECHNOLOGIES INTRODUCTION AT EYE CARE
Chair of public health and healthcare № 2 Orenburg state medical academy, Russia, 460000, Orenburg, Sovetskaya str., 6. Tel. 8 (3532) 77-24-59;
Orenburg branch FSBI «<The acad. S. N. Fyodorov IRTC «Eye microsurgery», Russia, 460047, Orenburg, Salmyshskaya str., 17. Tel. 8 (3532) 65-06-82. E-mail: [email protected];
3First-aid station, Orenburg, Russia, Orenburg, 460047, Montagnikov, 1a str., 17. E-mail: [email protected]
Given the increasing demand for nursing and medical staff steady downward trend in their numbers, requires constant monitoring of nursing and training and retraining of nursing care, including the provision of eye care.
Key words: innovative technologies, monitoring, modernization.
Осуществление новых технологий микрохирур- Цель работы - провести мониторинг современ-
гии глаза требует от системы охраны здоровья на- ного сестринского образования в Оренбургской об-
личия большого числа среднего медицинского пер- ласти; выявить уровни соответствия профессио-
сонала, более профессионально подготовленного нальной пригодности средних медицинских кадров
к работе. При этом предъявляются более высокие социальному заказу; проанализировать качество
требования к качеству подготовки средних ме- подготовки и переподготовки работников среднего
дицинских работников для работы именно в этом медицинского звена; определить недостающие зна-
формате. ния, навыки и умения, сформировать научную базу