УДК 617.7:616-08-039.57
Н.Н.ИВАНЧЕНКО, М.М.МАМБЕТОВА, Г.Е.ТОКТАБЕКОВА
КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, кафедра политики и управления здравоохранением
МОДЕЛЬ ОКАЗАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА УРОВНЕ ПОЛИКЛИНИК Г. АЛМАТЫ
Цель исследования: изучить вопросы доступности и качества оказания офтальмологических услуг на уровне первичной медико-санитарной помощи. Проведено анкетирование 300 пациентов, обратившихся на прием к офтальмологу поликлиники и госпитализированных в плановом порядке в офтальмологические отделения. Предложена модель оказания офтальмологической помощи на уровне поликлиник г. Алматы.
Ключевые слова: офтальмологическая помощь, операции, поликлиники.
Анализ показателей заболеваемости, распространенности и инвалидности вследствие социально значимой офтальмопатологии свидетельствует о неуклонной тенденции к их росту, как во всем мире, так и в Казахстане.[1]
Эффективность и качество деятельности системы здравоохранения в области охраны зрения зависят от состояния первичного звена. Возникает необходимость изучения вопросов в области оказания офтальмологической помощи населению на уровне ПМСП.
В развитых странах (Германии, Франции, Великобритании и др.) амбулаторно-поликлиническую службу осуществляют семейные врачи. И только в случае необходимости семейные врачи направляют на прием к офтальмологу. Офтальмологи имеют кабинеты в частных, либо в государственных учреждениях. При этом кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием. Они проводят объем обследований, согласно протоколам диагностики и лечения. Учитывая специфику глазных операций, повсеместное внедрение новых малоинвазивных технологий, в большинстве своем они выполняются амбулаторно.
В Казахстане согласно приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 февраля 2012 года №120офтальмологическая помощь населению оказывается в виде амбулаторно-поликлинической, консультативно-диагностической, стационарной и стационарзамещающей помощи.Амбулаторно-поликлиническая помощь
организуется в структуре городских, районных больниц и поликлиник, ведомственных медицинских организаций и организаций здравоохранения, имеющих частную форму собственности. [3]
В г. Алматы функционируют около 40 городских поликлиник, в каждой из которых согласно штатам предусмотрены ставки офтальмолога. Штаты организаций,
оказывающих специализированную офтальмологическую помощь, устанавливаются согласно типовым штатам и штатным нормативам, утвержденным приказами Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов организаций здравоохранения» от 7 апреля 2010 года № 238. На 1 офтальмолога приходится 15 тысяч прикрепленного населения, а на одного больного затрачивается 30 минут. Согласно приказу №120, основными задачами и функциями кабинета офтальмолога, осуществляющего амбулаторно-поликлинический прием взрослого и (или) детского населения, являются: профилактика, ранняя диагностика и лечение заболеваний органа зрения;диспансеризация и проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий больных офтальмологического
профиля;медицинская реабилитация больных с офтальмопатологией, включая глазное протезирование и медико-социальную реабилитацию;
проведение санитарно-гигиенической работы по профилактике заболеваний глаз.[2]
Цель исследования- изучение доступности и качества оказываемой офтальмологической помощи в поликлиниках г. Алматы.
Материалы и методы.Проведено анкетирование у 300 пациентов, обратившихся на прием к офтальмологу в поликлинику и пациентов, госпитализированных в офтальмологические отделения. Анкета состояла из трех частей. Первая часть анкеты включает вопросы, касающиеся возраста, пола, социального статуса. Во второй раздел анкеты включены вопросы о проблемах, с которыми приходится сталкиваться пациенту с офтальмопатологией. Третий раздел состоял из вопросов, касающихся пожеланий, предложений для повышения доступности и повышения качества оказываемых офтальмологический услуг. Результаты.
18-25 лет 25-45 лет 45-65 лет I от 65 лет
С»
I мужской I женский
Рисунок 1,2 - Распределение пациентов по возрасту и полу
Большая часть опрошенных (53%) в возрасте - от 65 лет и в возрасте от 18 до 25 лет, 9,75 в возрасте от 25до 45 лет.
старше, 30,6% респондентов в возрасте от45 до65 лет, 6,7 % Мужчины составляют -42,8% , женщины-57,2%.
Рисунок 3 - Социальная категория
Пенсионеры составляют-55,7% опрошенных, работающие-34,3 %, безработные-3,7%, студенты-6,3%. Самостоятельно передвигаются -82,7%. Перемещаются с помощью
помощников-11,7%, с помощью специальных приспособлений-5,6 %
I нет, не приходится
да, из-за нехватки специалистов
I больше да, чем нет I обращался с жалобой да, большие очереди
Рисунок 4 - Структура ответов на вопрос: « Приходилось ли Вам сталкиваться с трудностями, чтобы попасть на прием к
офтальмологу?»
13,3 % респондентов ответили -«нет», 32,7%-«да, из-за 5,3%-«обращались с жалобой», 34 %-«да, большие очереди».
нехватки специалистов», 14,7%-«больше да, чем нет»,
да
в основном да, ожидание приема не более 20-30 минут не всегда, ожидание приема задерживается до 1 часа обращался с жалобой
нет
Рисунок 5 - Структура ответа на вопрос:
14,3% респондентов ответили - «да», 42,3% респондентов ответили-«в основном да, ожидание приема врачом по записи не превышает 20-30 минут», 28,7 % респондентов ответили-«не всегда, ожидание приема по записи задерживается до 1 часа», 3 % респондентов ответили -«обращались с жалобой», 11,7% ответили-«нет».
ется ли время приема врача по записи.
На вопрос об удовлетворенности материально- техническим оснащением кабинета офтальмолога: положительно ответили-29% респондентов, отрицательно -26,6% , «обращался с жалобой» ответили-4,7%, «не полностью»-ответили 39,7 %
Рисунок 6 - Структура ответов на вопрос: «Устраивает ли вас тот факт, что офтальмолог направляет Вас на различные
обследования в другие лечебные учреждения?»
22,3% респондентов ответили-«да», 43% ответили-«нет, т.к. требует затраты времени»,30,7% ответили-«нет, вызывает
трудности с передвижениями по городу», 4% ответили, что обращались с жалобой.
€2?
в течение 1 дня от 1 до 3 дней от 3 до 7 дней от 7 до 14 дней более 14 дней
Рисунок 7 - Длительность прохождения обследований на плановую госпитализацию
7дней-16,3 %, от 7до 14 дней-24,7%, более 14 дней-48%
Время, которое затрачивают на прохождение обследований составляет:от1 до 3 дней- у 9,3 %, от 3до
в течение 1 дня через 1 неделю через 1 месяц больше 1 месяца
Рисунок 8 - Длительность ожидания очереди на плановую госпитализацию
Ожидание очереди на плановую госпитализацию составляет до 1 дня у 4,3 %, через неделю- 7%, через 1 месяц-28%, больше 1 месяца- у 60,7%респондентов.
64,7% респондентов предпочитают, чтобы в поликлинике проводилось в полном объеме профилактика, диагностика, лечение, наблюдение; 15 % -предпочитают только консультативную помощь, 20,3%- «только наблюдение, а диагностика и лечение в стационаре». Обсуждение и заключение
Одним из основных направлений развития здравоохранения в настоящее время является переход на стационарзамещающие технологии.
Ожидание очереди в портале госпитализации составляет в среднем от 1 месяца до 3 месяцев. Направляют в основном в отделения «Микрохирургии глаза» ЦГКБ, которые являются городским центром оказания плановой и экстренной офтальмологической помощи населению г. Алматы В ЦГКБ функционируют отделения «Микрохирургии глаза №1»(МХГ№1) развернутое на 25 коек, МХГ№2 развернутое на 35 коек. Имеются 15 коек дневного стационара. Количество проведенных операций в 2014 году: МХГ №11016, МХГ№2-1105. Из них в МХГ№1/МХГ№2 соответственно: Факоэмульсификация катаракты с имплантацией интраокулярной линзы (ФЭК+ИОЛ)-821(80,8%)/651(58,9%) , Туннельная экстракапсулярная экстракция катаракты с имплантацией ИОЛ (ТЭЭК+ИОЛ)-
85(8,4%)/260(23,5%),гипотензивные операции:
трабекулэктомии (ТЭК)-29(2,8%)/77(7%). В дневном стационаре проведено-1104 операций. Из них ФЭК+ИОЛ-1067, ТЭЭК+ИОЛ-17. Операции при заболеваниях хрусталика 3,4 категории сложности в МХГ №1/МХГ№2 соответственно: ФЭК +внутрикапсульное кольцо-16(1,6%)/16(1,6%), ФЭК+ТЭК-37(3,6%)/64(5,8%), ТЭЭК+ТЭК-
2(0,2%)/5(0,45%).[3]
Согласно Приложению1 в перечне микрохирургических вмешательств на органе зрения, выполняемых амбулаторно (приказ №120) включены такие операции как: Экстракция катаракты с имплантацией ИОЛ, включая ФЭК на областном и городском уровне, гипотензивные операции. [2] Соответственно, большую часть оперативных вмешательств, проводимых в отделениях «микрохирургии глаза» ЦГКБ можно проводить на амбулаторном уровне. В результате проведенного исследования рекомендуется создать 5 офтальмологических центров в г. Алматы (центральный, южный, северный, западный, восточный) с размещением их на базе 5 существующих поликлиник. При создании 5 центров рекомендуется учесть территориальный признак размещения городских поликлиник соответственно районам г. Алматы. В некоторых из поликлиник уже существуют центры амбулаторной хирургии, где можно было бы разместить и
операционный стол для офтальмохирургических вмешательств.
Каждый офтальмологический центр будет охватывать население, равное населению около 5-7 поликлиник. В своем составе центр будет иметь кабинет приема врача с наличием всей диагностической аппаратуры, процедурный кабинет, лазерный кабинет, операционную. Пациент, обратившийся в центр будет проходить офтальмологическое обследование в полном объеме. После выставления диагноза при необходимости лазерное или хирургическое лечение на амбулаторном этапе. Каждый офтальмологический центр обслуживает свой территориально закрепленный участок.
Выводы.
Создание центров позволит решить вопросы длительного ожидания очереди в портале госпитализации, отпадет необходимость прохождения обследований и лечения в различных медицинских учреждениях.Т.к возраст 53% опрошенных офтальмологических пациентов составляет «за 65 лет и выше», перемещение по городу составляет для них определенные трудности.Внедрение в Казахстане новых малоинвазивных технологий микрохирургических вмешательств, позволяет не использовать мощности стационара для проведения операций, которые могут проводиться в амбулаторных условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Т.К. Ботабекова, Д.Б. Абдрахимова, А.С. АубакироваCостояние и перспективы развития офтальмологической службы Республики Казахстан// Казакстан Офтальмологиялык журналы. - 2011. - № 1 (36). - С. 3.
2 Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 февраля 2012 года № 120 Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих офтальмологическую помощь населению Республики Казахстан
3 Годовые очеты за 2014 гг отделений «Микрохирургии глаза№1», «Микрохирургии глаза №2»
Н.Н. ИВАНЧЕНКО, М.М.МАМБЕТОВА, Г.Е. ТОКТАБЕКОВА
С.Д. Асфендияров атындагы Каз¥МУ денсаулъщ сацтау саясаты жэне басцару кафедрасы
АЛМАТЫ ЦАЛАСЫНЫЦ ОФТАЛЬМОЛОГИЯЛЬЩ КвМЕК КвРСЕТУДЩ ЕМХАНАЛАР ДЕЦГЕЙДЕ УЛГ1С1
Тушн: Зерттеу максаты: Алгашкы медико сантарлык кемек керсету денгешнде сапалы офтальмологиялык кызмет керсету сурактарын Материал жэне эдiстер. Емхана офтальмологына келген 300 наукаска социологиялык саулнама етгазшдьАлматы каласынын емхана денгешнде офтальмологиялык кемек керсету улпй усынылды. Туйщд свздер: алгашкы медицина санитарлык кемек, офтальмология, операциялар
N.IVANCHENKO, M.MAMBETOVA,G.TOKTABEKOVA
S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University, department of policy and management of health care
MODEL OF RENDERING THE OPHTHALMOLOGIC HELP AT THE LEVEL OF POLICLINICS OF ALMATY
Resume: Purpose of research: to study questions of availability and quality of rendering ophthalmologic services at the level of primary medical and sanitary care. Questioning of 300 patients who addressed on reception to the ophthalmologist of policlinic and hospitalized in a planned order in ophthalmologic department . The model of rendering the ophthalmologic help at the level of policlinics of Almaty is offered. Keywords: ophthalmologic help, operations, policlinics
УДК 616.921.5-084:615.371
Г.А. ШОПАЕВА, А.Б. АДАМЗАТОВА, Г.Х. ТОХТАХУНОВА, К. АХМАД
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, ГКИБ им. И.С. Жекеновой. Республика Казахстан, г. Алматы.
ВАКЦИНАЦИЯ ПРИ ГРИППЕ: ЗА И ПРОТИВ
В статье отражены результаты анкетирования среди 120 студентов 2 ВУЗов (медицинского и технического профиля). Использованы анонимные тест - опросники, состоящие из 15 вопросов. Проведено сравнение об уровне осведомленности студентов о гриппе, а также к их отношению к вакцинации против гриппа. Рассчитаны среднее значение (М) и стандартное отклонение (т). Ключевые слова: грипп, профилактика, вакцинация, анкетирование.
Актуальность темы: В течение долгого времени грипп остается одной из самых актуальных медицинских и социально-экономических проблем [1]. Эпидемии гриппа происходят ежегодно, поражая до 15% населения Земного шара, увеличивая затраты на медицинскую помощь и наносят серьезный экономический ущерб [2]. Грипп и гриппоподобные заболевания занимают 1 место по частоте и количеству случаев в мире и составляют 95% всех
инфекционных заболеваний [3].По данным ВОЗ ежегодно взрослый человек в среднем дважды болеет ОРВИ. В структуре всех гриппоподобных заболеваний гриппозная инфекция составляет 25-30%. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендовала вакцинацию против гриппа как единственный реальный способ уберечься от этой инфекции и возможность создать коллективный иммунитет [4]. Вопросы профилактики