ОРГАНИЗАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
А. Г. ЗАБОЛОТНИЙ12, С. Н. САХНОВ12
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКАЗАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ населению юФО РФ В УСЛОВИЯХ КРАСНОДАРСКОГО ФИЛИАЛА ФГУ «МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА» им. АКАД. С. Н. ФЕДОРОВА»
Краснодарский филиал ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С. Н. Федорова Росмедтехнологии»,
Россия, 350012, г. Краснодар, ул. Красных партизан, 6. e-mail: [email protected];
2кафедра глазных болезней ГОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития»,
Россия, 350012, г. Краснодар, ул. Седина, 4
В результате проведения управленческих мероприятий для осуществления медицинской деятельности клиники по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи больным с заболеваниями глаз разработан и выполнен комплекс организационно-методических мероприятий. Это обеспечило условия для выполнения государственного задания по оказанию ВМП гражданам ЮФО РФ с надлежащим качеством, с высокой, более 97%, оценкой «отлично».
Ключевые слова: офтальмология, высокотехнологичная медицинская помощь, качество медицинской помощи, ресурсное обеспечение.
А. G. zABoloTNIY12, S. N. SAKHNov12
ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL SUPPORT OF HIGH TECH OPHTHALMOLOGIC CARE DELIVERY TO SOUTH REGION RF POPULATION ON THE BASIS OF FSI «IRTC «EYE MICROSURGERY» NAMED AFTER THE ACADEMICIAN S. N. FYODOROV OF ROSMEDTECHNOLOGY», KRASNODAR BRANCH
1FSI «IRTC «Eye microsurgery» named after the academician S. N. Fyodorov of Rosmedtechnology»,
Krasnodar branch,
Russia, Krasnodar, 350012, Krasnykh partizan st., 6. E-mail: [email protected];
2ocular diseases department Kuban state medical university,
Russia, Krasnodar, 350063, Sedin st., 4
The organizational-methodological arrangements complex development and carrying out was the result of the performed administrative measures for the medical activity of the clinic concerning the high tech medical care for the ophthalmic patients. All this provided the conditions for the state task performing concerning the high tech medical care delivery for South Region RF citizens with proper quality and high, over 97%, «excellent» estimation.
Key words: ophthalmology, high tech medical care, quality of medical care, resources' provision.
Отечественное здравоохранение наряду с образованием и жилищным обеспечением - сферы, определяющие качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала (В. В. Путин, 2005). Национальный проект «Здоровье», один из приоритетных национальных проектов, «...концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - .это курс на инвестиции в человека, а значит, в будущее России» [4].
В целях реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, повышения качества и доступности медицинской помощи населению РФ, в соответствии с полномочиями федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан [6] Минздравсоцразвития России был издан Приказ от 29.03.06 г. № 220 «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской
Кубанский научный медицинский вестник № 1 (124) 2011 УДК 61(4+7)7(4706)
Кубанский научный медицинский вестник № 1 (124) 2011
академии медицинских наук, во П-М кварталах 2006 г.» [7]. Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) -это медицинская помощь, выполняемая с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами [5]. Работа медицинских организаций и учреждений органов здравоохранения по оказанию ВМП регламентируется ежегодно обновляемыми приказами по данному виду деятельности [8, 9].
При оказании ВМП наиболее востребованными являются профили по сердечно-сосудистой хирургии, офтальмологии, травматологии и ортопедии. В то же время специалисты отмечают сохраняющийся разрыв между потребностями населения в ВМП и их обеспечением системой здравоохранения [2]. Изучение вопросов медико-организационной деятельности и финансирования федеральных медицинских учреждений (ФМУ) показало неэффективное использование последними имеющихся ресурсов и средств (В. И. Стародубов, В. О. Флек, 2006; И. И. Дедов, 2007; В. И. Перхов, 2009). Процесс выработки и принятия управленческих решений в этой сфере требует постоянного и углубленного аналитического сопровождения (И. В. Самородская, 2008). Имеются единичные работы по оптимизации деятельности органа управления здравоохранением субъекта РФ по организации ее оказания [1, 2], повышению доступности для населения РФ ВМП, оказываемой в ФМУ [3].
Работы, посвященные организационно-методическому обеспечению деятельности ФМУ по оказанию ВМП больным с заболеваниями глаз, практически отсутствуют. Это и определило актуальность, цель и предмет нашего исследования.
Цель работы - разработка комплекса управленческих мероприятий для организационно-методического обеспечения медицинской деятельности федерального учреждения при выполнении государственного задания по оказанию специализированной ВМП гражданам Южного федерального округа (ЮФО) РФ с заболеваниями глаз надлежащего качества.
Материалы и методы
Основными аспектами организационно-методического обеспечения деятельности клиники для выработки
и применения управленческих мероприятий по оказанию специализированной (офтальмологической) ВМП рассматривались: правовое регулирование, ресурсное обеспечение, организационно-методическое обеспечение и эффективность лечения, что соответствовало классической триаде Донабедиана: качество структуры, процесса и результатов.
Правовой основой являлись законодательные и правовые акты: федерального уровня - ФЗ от 08.05.10 г. № 83; отраслевого уровня - ежегодно обновляемые приказы Минздравсоцразвития России по оказанию ВМП гражданам РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; уровня медицинского учреждения - приказы головной организации ФГУ МНТК «МГ» (№ 102 от 14.04.06 г. «Об организации сбора информации по ВМП в учреждении и передаче в электронном виде в Минздравсоцразвития России», от 12.05.06 г. № 122 «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи в филиалах» и пр.); внутренние приказы по КФ ФГУ МНТК «МГ». Оказание ВМП проводилось в рамках стандартов МП больным с заболеваниями глаз, утвержденных приказами Минздравсоцразвития России. Методологической основой послужили управленческие технологии тотального менеджмента качества - TQM, международной системы стандартизации ISO.
Результаты и обсуждение
В процессе выполнения управленческих мероприятий по организации медицинской деятельности клиники по оказанию ВМП надлежащего качества населению ЮФО с заболеваниями глаз осуществлены и применены на практике:
1. Ресурсное обеспечение: а) материально-техническая база - аппаратное оснащение и технологическое состояние операционных залов в соответствии со стандартами ISO, средний период реновации используемой для ВМП медицинской техники составляет 2-3 года; б) кадровый состав - 70% врачей, оказывающих ВМП, имеют I или высшую квалификационную категорию; в составе врачебных бригад работают 1 д. м. н. и 14 к. м. н.; офтальмохирургический стаж работы офтальмохирургов более 7 лет; в рамках непрерывного профессионального последипломного образования каждые
Таблица 1
Количество выполненных высокотехнологичных операций больным ЮФО РФ по регионам за 2007-2009 гг.
Регион ЮФО Российской Федерации Годы
2007 2008 2009
Количество операций
Кабардино-Балкарская Республика 40 61 80
Карачаево-Черкесская Республика 30 36 27
Краснодарский край 384 806 313
Республика Северная Осетия - Алания 40 76 80
Республика Адыгея 45 105 93
Республика Дагестан 51 43 23
Республика Ингушетия 14 35 26
Ростовская область 50 31 14
Ставропольский край 78 135 87
Чеченская Республика 18 19 7
Итого 750 1347 750
Таблица 2
Оказание ВМП населению ЮФО РФ по нозологиям (2007-2009 гг.)
Нозологии и виды медицинской помощи Годы
2007 2008 2009
Количество по годам
Консультации (общее количество) 5505 5534 3753
Операции по поводу: Количество по годам
катаракты 283 810 487
глаукомы - 7 22
витреоретинальной патологии 467 512 241
Итого 750 1347 750
Таблица 3
Качественные показатели выполнения государственного задания по оказанию ВМП населению ЮФО России (2007-2009 гг.)
Нозологии и виды медицинской помощи Годы
2007 2008 2009
Операции по поводу: Оценка отлично (%)
катаракты 97,30% 97,98% 98,37%
глаукомы 97,17% 98,79% 99,37%
витреоретинальной патологии 99,59% 99,75% 99,42%
2-3 года врачи клиники проходят повышение квалификации, обучение на циклах ТУ по системе Wetlab, в ведущих клиниках РФ и на международных курсах.
2. Организационно-методическое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичной офтальмологической помощи включало в себя: а) организационный ресурс - создание рабочей комиссии по отбору больных на лечение по ВМП с целью обеспечения оказания ВМП в условиях КФ ФГУ МНТК «МГ»; б) проведение мониторинга, сбора и передачи в электронном виде информации по ВМП в Минздравсоцразвития России с помощью информационного ресурса - единой информационной системы клиники; в) выполнение внутреннего аудита качества ВМП: мониторинг, анализ и оценка качества результатов выполнения ВМП, основывающейся на практическом использовании организационно-методологического ресурса, - интегрированная система управления качеством офтальмологической помощи на уровне медицинской организации; г) медико-инженерное сопровождение процесса технического обеспечения оказания ВМП отделом по обслуживанию и ремонту медицинской техники.
В результате проведения организационно-методических мероприятий рабочей комиссией с привлечением сотрудников филиала профильных подразделений было обеспечено: определение перечня видов ВМП, оказываемых за счет средств федерального бюджета в КФ ФГУ МНТК «МГ»; ведение учетной и отчетной документации по формам и порядке, утвержденными соответствующими приказами Минздравсоцразвития РФ, в том числе от 18.03.2009 г. № 119н; правильность оформления талонов на оказание ВМП в Информационно-аналитической системе Минздравсоцразвития РФ; автоматизация персонифицированного учета ВМП за счет средств федерального бюджета.
Количественные и качественные данные оказания ВМП в Краснодарском филиале ФГУ МНТК «МГ» насе-
лению ЮФО России с офтальмопатологией за 20072009 гг. представлены в таблицах 1-3.
Заключение
Разработка и проведение организационно-методических мероприятий по осуществлению медицинской деятельности филиала обеспечили условия для выполнения государственного задания по оказанию ВМП гражданам ЮФО РФ с надлежащим качеством, с высокой, более 97%, оценкой «отлично».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермошина Т. В. О работе органов управления здравоохранения субъектов РФ по отбору и направлению больных на получение высокотехнологичной медицинской помощи // Здравоохранение. - 2007. - № 10. - С. 65-68.
2. Ермошина Т. В. Роль врачебных комиссий в отборе пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи // Заместитель главного врача. - 2008. - № 7. - С. 34-38.
3. ПерховВ. И. Анализ показателей стационарной медицинской помощи, оказанной населению РФ // Здравоохранение. - 2009. -№ 9. - С. 12-20.
4. Путин В. В. Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 г. Москва, Большой Кремлевский дворец // http://archive.kremlin.ru/ арреаге/2005/09/05/1531.
5. Приоритетные национальные проекты. Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // http://www.rost.ru.
6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. ФЗ от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
7. Приказ № 220 от 29.03.06 г. «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по
Кубанский научный медицинский вестник № 1 (124) 2011
УДК 33B:61 Кубанский научный медицинский вестник № 1 (124) 2011
здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во М-М кварталах 2006 г.».
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2009 г. № 1047н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 7 октября 2010 г. № 858 «О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2009 г. № 1047н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
Поступила 20.09.2010
А. М. ОВСЯННИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОРОДСКОМУ НАСЕЛЕНИю
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет,
Россия, 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, 27. e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы экономического управления и механизма организации специализированной офтальмологической помощи в медицинских организациях.
Ключевые слова: управление, здравоохранение.
а. м. ovsyannikov
THE FORMING OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF RENDERING OPHTHALMOLOGY CARE TO THE POPULATION OF A CITY
The Saint-Petersburg state engineer-economic university,
Russia, 191002, Saint-Petersburg, Marata st., 27. E-mail: [email protected]
The paper deals with forming of management and organization of rendering ophthalmology care in the medical organizations.
Key words: management, health care.
Социальный потенциал современного общества определяется уровнем и темпами развития систем здравоохранения, образования, культуры, которые по праву отнесены к факторам не только общественного благосостояния, но и экономического роста.
До начала перестройки здравоохранение нашей страны было организовано по строго централизованной схеме. За медицинское обслуживание отвечало Министерство здравоохранения, которое через министерства здравоохранения союзных республик управляло медицинским обслуживанием и распределяло средства.
С 1993 года Россия, во многом сохранив структуру советского здравоохранения, произвела ряд серьезных структурных преобразований. Основным является создание системы обязательного медицинского страхования. Структурные реформы стремились избавить здравоохранение от очевидной косности и чрезмерной централизации власти. Несмотря на изменение системы управления здравоохранением, деятельность и, особенно, взаимодействие его органов пока не вполне успешны.
На протяжении последних лет Правительство РФ уделяло заметно больше внимания проблеме улучшения системы здравоохранения в стране. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1] развитию здравоохранения посвящен один из самых круп-
ных разделов. В этом документе констатируется, что за последние годы государство инвестировало в здравоохранение значительные суммы, но вопреки ожиданиям это существенно не улучшило ситуацию, не обеспечило достаточность государственных гарантий доступности медицинской помощи, ее высокого качества, поскольку не сопровождалось соответствующими организационными и финансово-экономическими мероприятиями.
Так, показатели финансирования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи отличаются высокой степенью вариабельности в субъектах РФ.
В здравоохранении ряда субъектов РФ часто имеет место не финансовый, а управленческий кризис, когда решение многих проблем в здравоохранении задерживается из-за неэффективности используемых ресурсов, отсутствия адекватных методов управления.
Поэтому, на наш взгляд, разработка и внедрение в российское здравоохранение новых организационноэкономических механизмов управления обеспечением населения доступными и качественными услугами здравоохранения является одной из актуальнейших задач.
Не случайно в условиях финансового кризиса поддержание социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения в