Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КРИМИНОГЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ДАННОЙ СФЕРЕ'

АНАЛИЗ КРИМИНОГЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ДАННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагайдак А.Ю., Стебенева Е.В., Харламов В.С.

Проанализировано состояние преступности на различных объектах транспорта Российской Федерации за 2017-2019 гг. Отдельное внимание, учитывая общественную опасность, уделено преступлениям в виде взяточничества, определена специфика коррупционных деяний, совершаемых на объектах транспорта. Предложен ряд мер по противодействию коррупционным преступлениям, совершаемым на объектах транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сагайдак А.Ю., Стебенева Е.В., Харламов В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL SITUATION ANALYSIS AT TRANSPORT FACILITIES AND MEASURES TO PREVENT CORRUPTION IN THIS AREA

The article analyzes criminal situation at various transport facilities in the Russian Federation for 2017-2019. Special attention, taking into account the public danger, is paid to crimes in the form of bribery, and the specifics of corruption acts committed at transport facilities are determined. The authors suggest a number of measures to counteract corruption crimes committed at transport facilities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КРИМИНОГЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ДАННОЙ СФЕРЕ»

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2021, № 2, с. 153-157

153

УДК 343.9

DOI 10.52452/19931778_2021_2_153

АНАЛИЗ КРИМИНОГЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В ДАННОЙ СФЕРЕ

© 2021 г. А.Ю. Сагайдак, Е.В. Стебенева, В. С. Харламов

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России, Санкт-Петербург

a-sagaidakk@mail.ru

Прступсла в редакцсю 01.02.2021

Проанализировано состояние преступности на различных объектах транспорта Российской Федерации за 2017-2019 гг. Отдельное внимание, учитывая общественную опасность, уделено преступлениям в виде взяточничества, определена специфика коррупционных деяний, совершаемых на объектах транспорта. Предложен ряд мер по противодействию коррупционным преступлениям, совершаемым на объектах транспорта.

Ключевые слрва: преступность на объектах транспорта, взяточничество, коррупционные преступления.

Согласно проведенному анализу данных ГИАЦ МВД России состояние преступности на объектах транспорта в Российской Федерации за последние три года (2017-2019 гг.) следует охарактеризовать следующим образом1.

Отмечается позитивная тенденция снижения зарегистрированных преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте (2018 год -30141 преступление; 2019 год - 27412 преступлений). Преобладающее большинство преступлений на железнодорожном транспорте совершается в сфере пассажирских перевозок (за 2018 год - 7315 преступлений; за 2019 год - 6654), и именно в поездах дальнего и местного следования. Наиболее часто совершаются преступления, предусмотренные статьей 158 УК РФ (2018 год -3317 преступлений, 2019 год - 3196). В сфере грузовых перевозок также наиболее распространены общественно опасные деяния, связанные с хищением грузов, деталей и оборудования подвижного состава, путей. Отмечается достаточно высокий показатель по зарегистрированным преступлениям на железнодорожном транспорте, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и их аналогов (в 2019 году - 887 фактов).

На воздушном транспорте также отмечается положительная тенденция уменьшения совершения преступлений. Так, в 2018 году зарегистрировано всего 3651 преступление, совершенное на данном объекте транспорта; в 2019 году - 3206. Большинство преступлений зарегистрировано в сфере пассажирских перевозок (в 2018 году - 1208; в 2019 году - 1273), где лидирующее место занимают кражи.

На морском транспорте также отмечается снижение количества зарегистрированных пре-

ступлений: с 1112 фактов в 2018 году до 911 фактов в 2019 году, и преобладающее большинство совершается в сфере грузовых перевозок, преимущественно хищения.

На речном транспорте аналогично прослеживается тенденция к снижению количества зарегистрированных преступлений (в 2018 году -1240, в 2019 году - 1236 преступлений). Наибольшее количество общественно опасных деяний совершается в сфере пассажирских перевозок и также связано с хищениями.

Особое место в общем массиве зарегистрированных преступлений на объектах всех видов транспорта занимают общественно опасные деяния экономической направленности. Лидирующее место занимают экономические преступления, совершенные на железнодорожном транспорте (свыше 70%).

Отмечается также рост количества зарегистрированных преступлений против государственной власти, а именно количества фактов взяточничества, предусмотренных статьями 290 -291.2 УК РФ, что составило в 2017 году 327 фактов, в 2018 году - 428, в 2019 году - 1410 фактов.

Подводя итог проведенного анализа, следует отметить, что наибольшее количество преступлений зарегистрировано на таком виде транспорта, как железнодорожный, а именно в сфере пассажирских перевозок (в первую очередь больший удельный вес составляют кражи).

Немалый удельный вес среди преступлений на железнодорожном транспорте составляют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и их аналогов, показатели по которым значительно превышают зарегистрированные преступления рассматриваемого вида на иных видах транспорта.

Преобладающее количество преступлений на железнодорожном транспорте совершается в сфере пассажирских перевозок (в поездах, на вокзалах и станциях). Примечательно, что за период 2017-2019 гг. на воздушных судах совершается почти четверть (примерно 20%) преступлений в сфере пассажирских перевозок; на морских судах порядка 15-17%; на судах речного транспорта - около 30-34% ежегодно.

Среди преступлений, зарегистрированных в сфере грузовых перевозок по всем видам транспорта, лидируют хищения грузов.

Учитывая общественную опасность, рассмотрим более подробно преступления, связанные с получением и дачей взятки на объектах транспорта, и смежное с ними общественно опасное деяние, предусмотренное статьей 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» [1]. Данные преступления относятся к коррупционным, согласно критериям, предусмотренным Перечнем № 23 преступлений коррупционной направленности Указания Генеральной прокуратуры РФ 487/11 и МВД России № 1 от 12.07.2019 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности» [2].

Понятие «взяточничество» объединяет действия, связанные с получением, дачей взятки, посредничеством во взяточничестве, уголовное наказание за которые предусмотрены статьями 290 УК РФ «Дача взятки», 291 УК РФ «Получение взятки», 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество».

Наличие признака должностного лица при получении взятки является обязательным и определяет специального субъекта данных видов преступлений. При даче взятки и посредничестве во взяточничестве обязательность наличия признака должностного лица не требуется.

Коммерческий подкуп предусматривает субъекта в виде лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, что также определяет специального субъекта по рассматриваемому виду состава преступления, предусмотренного статьями 204, 204.2 УК РФ.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [3] к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа,

а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).

Немаловажным при квалификации является выяснение статуса организации, где лицо, в отношении которого был совершен коммерческий подкуп, осуществляет трудовую деятельность. Организации могут иметь определенную долю участия государства в управлении компанией, обществом и т.д. В компаниях с государственным участием пакет акций напрямую или косвенно через зависимые организации, предприятия принадлежит государству, что предоставляет право на получение части прибыли и участие в управлении.

Главная трудность заключается в разграничении реального собственника и агента (менеджера), распоряжающегося в интересах собственника. Роль собственника отведена государству, которую он исполняет не напрямую, а через государственные ведомства, в интересах государства осуществляющие управление компаниями. Далее функция управления опосредуется через представителей государственных органов в управленческой структуре той или иной компании. Поэтому с целью определения субъекта получения взятки или коммерческого подкупа необходимо определить статус организации на основе учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации юридического лица и т.п. Также необходимо определить, с кем заключает контракт, трудовой договор работник; кем утверждается его должностной регламент (инструкция) при смешанном управлении в организации. Данный вопрос является актуальным, так как в экономической деятельности на объектах всех видов транспорта и прилегающей инфраструктуре участвуют различные хозяйствующие субъекты.

На объектах транспорта преступные посягательства при взяточничестве, коммерческом подкупе чаще всего связаны с распределением государственных средств; со злоупотреблениями в сфере лицензирования, получения разрешений на тот или иной вид деятельности, при оказании услуг на объектах транспорта; с присвоением и растратой вверенного в силу служебного положения имущества, ценностей.

Коррупционные преступления зачастую связаны с подделкой служебной документации по эксплуатации различных видов транспорта,

осуществлению разгрузочно-погрузочных работ, перевозок и др. Отчасти тому подтверждением служит увеличение количества зарегистрированных преступлений на всех видах транспорта, кроме морского, предусмотренных статьей 327 УК РФ.

Сторона, дающая взятку, осуществляющая подкуп, использует различные формы совершения преступных действий как путем непосредственной передачи денежных средств, ценных предметов, так и путем перечисления через банковские платежи денег, оплаты определенных услуг и т.п.

Злоупотребления, совершаемые при распределении государственных средств, осуществляются зачастую путем служебных подлогов, злоупотребления полномочиями, дачи взятки и др.

О получении незаконной выгоды могут свидетельствовать документы с заниженной стоимостью продаваемого, сдаваемого в аренду имущества; документы, дающие необоснованно привилегированное преимущество по сравнению с иными хозяйствующими субъектами по осуществлению на объектах транспорта той или иной экономической деятельности и др.

Нередко совершению коммерческого подкупа предшествуют вполне законные действия, но при этом подкупающая сторона для разрешения возникших проблем, для облегчения, «обхода» требований закона прибегает к подкупу. Данные действия могут происходить:

- в сфере отношений, возникающих при перевозке пассажиров на различных видах транспорта;

- при грузовых перевозках, при перевозке багажа различными видами транспорта;

- при соблюдении правил и норм выполнения работ, оказания услуг на объектах транспорта, в том числе при сопутствующей инфраструктуре;

- в сфере отношений, связанных с нормальным функционированием железнодорожного подвижного состава, воздушных, морских, речных судов.

Перейдем к основным мерам предупреждения преступлений коррупционной направленности на объектах транспорта.

1. Одним из коррупциогенных секторов экономики является распределение государственных средств. Как правило, это происходит путем проведения конкурсов, тендеров при государственных закупках, заключении договоров на оказание услуг; распределения грантов, субсидий и т.п. При управлении доходами также возникает возможность совершения коррупционных правонарушений, как в виде прямого хищения, так и в виде сговора с целью уменьшения налоговых обязательств, необоснованно-

го списания задолженностей по налогам, различным платежам; произвольной необоснованной корректировки объема расходов на тот или иной вид деятельности. В связи с этим одной из мер предупреждения коррупционных преступлений должен являться строгий контроль за прозрачностью и достоверностью проведения публичных конкурсов по закупкам, по оказанию услуг, проведению работ; проверка наличия возможного конфликта интереса между организатором конкурса, тендера и претендентом на распределение заказа, средств.

Признаками недобросовестности проведения тендера, конкурсных мероприятий могут быть идентичные заявки от разных участников, значительное необоснованное завышение цены на предоставление услуг, работ и т.п.; заключение победителем договора субподряда с другими проигравшими участниками; сговор участников о предоставлении единой цены на оказание услуг, работ; отказ от участия претендентов, прошедших отбор, по надуманным, неубедительным основаниям и др.

2. Контроль за деятельность должностных лиц; лиц, исполняющих управленческие функции в коммерческой и иной организации. В первую очередь, данное направление связано с качественным подбором и расстановкой кадров с целью исключения кандидатов со склонностью совершения коррупционных деяний (негативные характеристики с предыдущего места работы, низкая деловая репутация и т.д.). В последующем предметами контроля являются:

- качество и соблюдение правил оформления документации работником;

- соответствие деятельности установленным процедурам и срокам (выявление возможности волокиты, отступление от нормативных правовых актов, предусматривающих порядок оформления документов);

- факты отклонения и несоответствия регламенту предоставления тех или иных услуг, процедур принятия решения;

- жалобы, обращения граждан на недобросовестное исполнение должностных, служебных обязанностей работником.

Немаловажно предотвращать коррупционные правонарушения при наличии признаков коррупционно опасного поведения у должностных лиц; у лиц, исполняющих управленческие функции в коммерческой и иной организации. В связи с этим актуализируется необходимость разработки, внедрения антикоррупционных стандартов поведения и осуществления контроля за их соблюдением.

Следующие меры необходимо принимать в сфере антикоррупционной экспертизы норма-

тивных правовых актов и их проектов; в совершенствовании антикоррупционного законодательства.

3. Внутренний и внешний аудит способствует выявлению как злоупотреблений в финансовой сфере, так и коррупционных правонарушений.

4. Выявление и раскрытие коррупционных преступлений при помощи проведения оперативно-разыскных мероприятий при взаимодействии с гражданами, работниками, служащими объектов транспорта.

5. Немаловажными являются мероприятия по правовому информированию граждан, юридических лиц, формированию идеологии нетерпимости к коррупции. Огромную роль в противодействии коррупционным правонарушениям играет деятельность средств массовой информации, которые с помощью наглядной агитации (баннеры, плакаты и т.д.), телевидения, радио, печатных средств информации (газет, журналов), электронных ресурсов (сети Интернет) осуществляют пропаганду создания в обществе обстановки нетерпимости к проявлениям коррупции, помогают выявлять и пресекать коррупционные преступления. Поэтому на объектах транспорта, на их официальных сайтах необходимо размещать информацию по противодействию коррупции, телефоны «горячих» линий, где можно сообщить о фактах нарушений должностными лицами.

В заключение отметим, что противодействие взяточничеству и коммерческому подкупу не ограничивается выявлением и наказанием лиц, совершивших коррупционные преступления. Наряду с вышеуказанным требуется разработать и реализовать систему мер профилактического характера, направленных на блокировку и предотвращение проникновения коррупции в структуры государственной власти, органов местного самоуправления и коммерческих организаций, в том числе на объектах транспорта.

Ориентиры противодействия коррупции на объектах транспорта представляются следующими:

1) обеспечение четкой юридической регламентации деятельности системы государственных и муниципальных органов, транспортных

организаций, гласности указанной деятельности, государственного, ведомственного и общественного контроля за ней;

2) модернизация структуры государственного и муниципального аппаратов управления, транспортных администраций и совершенствование процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;

3) осуществление специальных мер финансового контроля;

4) разработка взаимоувязанных программ по борьбе с коррупцией в стране, ее регионах и на транспорте;

5) специализированная подготовка кадров правоохранительных структур с учетом транспортной специфики;

6) последовательная реализация ответственности работников транспортных коммерческих структур, иных лиц, виновных во взяточничестве и коммерческом подкупе;

7) восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, ликвидация вредных последствий коррупционных правонарушений.

Примечание

1. Здесь и далее: согласно статистическим формам отчетности ЦСИ ГИАЦ МВД России за 20172019 гг.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации, введен в действие Федеральным законом РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ: официальный текст с изм. и доп. М.: Омега - Л, 2020.

2. Указание Генпрокуратуры РФ 487/11 и МВД России № 1 от 12 июля 2019 года «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2020).

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. 2009. № 207.

CRIMINAL SITUATION ANALYSIS AT TRANSPORT FACILITIES AND MEASURES TO PREVENT CORRUPTION IN THIS AREA

А. Y. Sagaidak, E. V. Stebeneva, V.S. Kharlamov

The article analyzes criminal situation at various transport facilities in the Russian Federation for 2017-2019. Special attention, taking into account the public danger, is paid to crimes in the form of bribery, and the specifics of corruption acts committed at transport facilities are determined. The authors suggest a number of measures to counteract corruption crimes committed at transport facilities.

Keywords: crime at transport facilities, bribery, corruption crimes.

References

1. Criminal code of the Russian Federation, introduced by the Federal law of the Russian Federation of 13 June 1996 No. 63-FZ: the official text of the rev. and add. M.: Omega - L, 2020.

2. The instruction of the Prosecutor General of the Russian Federation 487/11 and Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1, dated July 12, 2019 «On the intro-

duction lists the articles of the Criminal code, used in the formation of statistical reporting». The document was not published // Legal reference system «ConsultantPlus» [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 10.01.2020).

3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 16.10.2009 No. 19 «On judicial practice in cases of abuse of official powers and abuse of official powers» // Rossiyskaya Gazeta. 2009. № 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.