Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕГИОНОВ СКФО И В СРЕДНЕМ ПО РОССИИ'

АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕГИОНОВ СКФО И В СРЕДНЕМ ПО РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / ДЕФИЦИТ / ПРОФИЦИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомадов Э.М., Башаев А.А., Ильясов Т.Р.

В данной статье проводится анализ консолидированного бюджета СКФО. Рассмотрены теоретические основы бюджета, а также делается сравнительный анализ поступления доходов в бюджет. Выявлены расходы госбюджета. Рассмотрена проблема, связанная с дефицитом денежных средств в Чеченской Республике. В заключении, разработана стратегия, с помощью которой можно выйти из дефицита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE REGIONS OF THE NCFD AND ON THE AVERAGE OF RUSSIA

This article analyzes the consolidated budget of the NCFD. The theoretical foundations of the budget are considered, and a comparative analysis of the income received in the budget is made. The state budget expenditures were identified. The problem related to the shortage of funds in the Chechen Republic is considered. In conclusion, a strategy has been developed with which you can get out of the deficit.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕГИОНОВ СКФО И В СРЕДНЕМ ПО РОССИИ»

10.24412/2309-4788-2021-10969

Э.М. Магомадов - кандидат экономических наук, кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, Россия

E.M. Magomadov- сandidate of the economic sciences, associated Professor Assistant professor of the pulpit of the account, analysis and аудита in digital economy Chechen State University, Grozny, Russia;

А.А. Башаев - 3 курс Института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

A.A. Bashaev- 3 courses of the Institute of the economy and finance of the Chechen State University,

Grozny;

Т.Р. Ильясов - 3 курс Института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

T.R. Ilyasov- 3 courses of the Institute of the economy and finance of the Chechen State University.

АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕГИОНОВ СКФО И В СРЕДНЕМ ПО РОССИИ ANALYSIS OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE REGIONS OF THE NCFD AND ON THE AVERAGE OF RUSSIA

Аннотация. В данной статье проводится анализ консолидированного бюджета СКФО. Рассмотрены теоретические основы бюджета, а также делается сравнительный анализ поступления доходов в бюджет. Выявлены расходы госбюджета. Рассмотрена проблема, связанная с дефицитом денежных средств в Чеченской Республике. В заключении, разработана стратегия, с помощью которой можно выйти из дефицита.

Abstract. This article analyzes the consolidated budget of the NCFD. The theoretical foundations of the budget are considered, and a comparative analysis of the income received in the budget is made. The state budget expenditures were identified. The problem related to the shortage of funds in the Chechen Republic is considered. In conclusion, a strategy has been developed with which you can get out of the deficit.

Ключевые слова: бюджет, консолидированный бюджет, дефицит, профицит.

Keywords: budget, consolidated budget, deficit, surplus.

В данной статье проводится анализ консолидированного бюджета СКФО. Рассмотрены теоретические основы бюджета, а также делается сравнительный анализ поступления доходов в бюджет. Выявлены расходы госбюджета. Рассмотрена проблема, связанная с дефицитом денежных средств в Чеченской Республике. В заключении, разработана стратегия, с помощью которой можно выйти из дефицита. Для этого необходимо, уменьшить число безработных, выделить рабочие места.

Госбюджет консолидированный всегда используется обширно, то есть он используется в ходе планирования, а также при анализе ключевых показателей бюджетной концепции. Те самые налоги, которые каждый день платят граждане РФ, идут в казну государства. Часто можно услышать, что государственный бюджет называют «кошельком» или «мешком». Госбюджет — это основной финансовый план государства, некая смета его доходов и расходов, который содержит в себе источники доходов и направления расходов. Госбюджет разрабатывает правительство в лице Министерства финансов, который передает ее в Государственную Думу, соответственно бюджет принимается Госдумой в виде законопроекта, который утверждается Советом Федерации, подписывается президентом и далее реализуется, исполняется правительством.

Бюджет содержит в себе два элемента. Во-первых, это доходы, очевидно, что это те самые налоги, которые мы платим каждый день, так же штрафы, прибыль госпредприятий, продажа собственности(приватизация) и т.д. Помимо доходов имеются и расходы, это второй неотъемлемый элемент бюджета. Например, жалования госслужащих, пенсии, расходы на оборону.

Правительственный бюджет, представляет собой главный экономический проект нашей страны, который представляет правительству РФ реальную экономическую власть и возможность ее реализации. Госбюджет отображает объем финансовых ресурсов, требуемых стране, и тем самым определяет налоговую политику в государстве. Госбюджет закрепляет конкретные сферы затрат, перераспределение национального дохода и ВВП, что позволяет ему представляться как результативный регулятор экономики.

Необходимо отметить, что консолидированный бюджет не является юридическим документом, по причине того, что он не утверждается ни одним законодательным органом власти.

Хотелось бы отметить, что в составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды, которые создаются за счет доходов, используются они по целевому назначению, то есть, данные доходы используются по отдельной смете. В целевой бюджет входят(рис.1) [1]

(рис.2).

Рисунок1 - Целевой бюджет Бюджетная система РФ представляет собой совокупность всех бюджетов страны и состоит из 3 уровней

Рисунок 2 - Уровни

Следует отметить, что понятие консолидированный бюджет было введено в 1991 году. Данный документ имел форму закона РСФСР, наименование его было таким: Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В него было включено понятие -консолидированный бюджет. Иными словами, консолидированный бюджет — это свод бюджетов абсолютно всех уровней. Но также следует учесть, что есть и исключения такие, как:

• Бюджеты государственных внебюджетных фондов

• Межбюджетные трансферты между бюджетами

Данный документ уже не действителен, так как он устарел, но имеется документ, который действует и на данный момент. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ [1]

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ дает нам формулировки и понятия, которые применяются в 2021 году.

Консолидированный бюджет субъектов РФ объединяет (рис.3) [2]

Рисунок 3 - Консолидированный бюджет

Все вместе это будет составлять понятие консолидированного бюджета.

Бюджет - форма формирования и расходования средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций как государства, так и местного самоуправления;

Под доходами бюджета подразумеваются поступления денежных средств. Но также имеется и исключение. В соответствии с статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ под исключение попадают денежные средства, направленные на финансирование дефицита бюджета.

Под расходами подразумеваются -денежные средства, выплачиваемые из бюджета.

Все вместе это будет составлять понятие консолидированного бюджета.

Каждый год, на официальном сайте Министерства финансов выкладывают информацию об исполнении консолидированного бюджета. То есть, любой гражданин РФ может посмотреть, например, на что идут уплаченные им налоги. Информация представлена в виде таблицы Есе1.

В данной статье рассматривается конкретный субъект консолидированного бюджета - Северо-Кавказский федеральный округ.

За 2017, 2018, 2019 года проведен сравнительный анализ исполнения консолидированных бюджетов РФ по федеральным округам, оценены структура доходов и расходов бюджетов по субъектам СКФО. [3]

В 2017 году по данным Минфина сумма доходов в консолидированный бюджет составила 402 805 179 млн. руб. В данную сумму входят следующие показатели (рис.4):

Ндныгноалниг субъекта РФ Итого доходов

2017 2018 2019

Сскро-Кшикшй ФО 402 805 179 448 084 446 508 016 877

Респ Дагестан 107 278 278 119 874 135 134 787 231

Peen Ингуше пи 23 ООО 555 24 819 993 26 715 713

Клоарлшо- Балкар Peca 29 390 432 35 996 642 41 206 632

К дрдпдеко-Черкес Peca 24 039 203 26 504 900 30 341 743

Респ ( екеркая Осени 27 733 873 32 997 269 38 512 792

Чеченская Респ 77 477 402 80 806 496 97 634 931

С' тааропольский край 113 885 437 127 085 011 138 817 836

Рисунок 4 - Налоговые доходы консолидированного бюджета за 2017-2019 г.г.

Налог

Налог

Налог на до- Налог Налог

Наиме- на до- Транспорт- Прочие налого-

нование Нтого Налого- на при- ходы бычу на иму- на иму- Земель-

дохо- вые до- быль Акцизы полез- щество щество ный

субъекта физиче- ный физ вые до-

РФ дов ходы органи- ных ис- органи- налог

зации ских лип копаемых налог заций 1ММ ходы

Северо- 402

1*7 903 26 395 65 339 26 983 3 157 17 145 4 879 11 137

Кавказ- 805 133 000 949 539

359 329 572 713 602 101 332 259

ский ФО 179

Рисунок 5 - Налоги за 2017 год по СКФО

• Неналоговые доходы согласно данным, представленным на официальном сайте

Минфина за 2017 год, в консолидированный бюджет составили 11млн. рублей (данные представлены в приложении1)

• Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ по данным Минфина за 2017 год составили 234 млн. руб. В эту сумму входят дотации, субсидии, субвенции, а также иные межбюджетные трансферты. Данные представлены в рисунке 6.

о4мп РФ Ьирмгиаи шгтмипш от этаив обскаш глйчтииа ПИМГ иобпол

ф\ти мплагтоа опопм! см С1МШ РоссяАгьоЯ Фклравю

Г гаеро- Книг с кий ФО Республики Дагестан 234 >93 913 133 188 180 42 036 638 29 388 933 10 023 129

74 793 723 36 294 334 > 714 722 7 616 136 2 168 331

Республика Ингушетия 18 736 451 9 311 820 4 309 971 4 299 097 813 363

Кабарлпмо-Ьалкар Республика 15 692 974 10 236 132 3 397 993 1 792 932 263 «77

Карачаево-Черкес Республика 13 633 679 8 243 336 6 032 900 1 073 181 282 042

Республика ( еагриаа Осени 13 388 304 8 371 811 2 642 388 1 643 188 891 683

Рисунок 6 - Безвозмездные поступления в бюджет РФ за 2017 год

По данным таблицы может сделать вывод, что с каждым годом доходы в консолидированный бюджет увеличиваются. Темп роста за 2017-2018 год составил 111,2%. Темп роста за 2018-2019 год составил 113,3%. Данные для анализа за 2019 год представлены на рисунке 7. [4]

Наиме- Итого Налог о- Налог Налог на Ла- Натог Транс- Налог Налог 3<MCIV- — Прочие

нова- дохо- амс до* на при- доходы йм 1Ы на до- порт- на иму- на иму- кый налог о-

ние дов ходы оыль ор- фигиче- бычу ный щее 1«о щество на loi аые до-

субъ- ганиза- CKHX THU полет- на юг органн- фи> ходы

екта РФ ций ных ископаемых 1М1НЙ tttu

Сеаеро-Клана 1-СККЙ ФО 448 ОМ 446 186 676 ¿06 27467 107 74 322 025 30 267 115 147 979 3 413 730 18 397 231 1 238 006 4 831 013 12 848 767

Рисунок 7 - Налоги за 2018 год по СКФО Неналоговые доходы составили 13 млн. руб.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по данным Минфина за 2018 год составили 261 578 314 млн. руб. Данные представлены в приложении 1.

Рассчитаны темпы роста в период за 2017-2018 год. Расчеты проводились по формуле:

Тр=Рнп/Ркп* 100,

где Тр-показатель темпа роста;

Рнп- показатель на начало периода;

Ркп-показатель на конец периода.

Темп роста налоговых доходов в период за 2017-2018 год составляет 111,2%. Считаем по формуле Тр = 186 676 306/167 903 359 * 100.

Неналоговые доходы в период за 2017-2018 год. Темп роста составляет 116,3%. Безвозмездные поступления в период за 2017-2018 год. Темп роста составляет 111,4%. Из анализа данных за 2017-2018 год можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика. [4]

Анализ темпов роста в период с 2018 год по 2019 год дал следующие результаты: В 2019 году доходы по СКФО составляют 508 016 877 млн. руб. Темп роста в период за 2018 - 2019 г.г. составляет 113,4%.

Налоговые доходы в 2018 году составляли 186 676 306 млн. руб., в 2019 году -188 228 476 млн. руб. Темп роста составляет 100,9%.

Неналоговые доходы за 2018 год составляют 13 701 730 млн. руб., за 2019 год - 12 160 906 млн. руб. Темп роста составляет88,8%. Наблюдается отрицательная динамика.

Безвозмездные поступления на 2018 год составляют 261 578 314 млн. руб., на 2019 год - 308 542 696 млн. руб., темп роста составляет 118,0%. Анализ за 2018-2019 годы показывает, что наблюдается положительная динамика.

Каждый год Министерство финансов РФ на своем официальном сайте выкладывает информацию не только о доходах консолидированного бюджета, но и так же информацию о расходах.

Проведем сравнительный анализ расходов за 2017,2018,2019 годы в Северо-Кавказском федеральном округе. В период за 2017-2018 год темп роста составил 106,2%, а в период за 2018-2019 год так же наблюдается положительный темп роста, который составляет 116,9%

Согласно данным, представленным в приложении 3, можно сделать вывод, что расходы превышают доходы.

Согласно данным ФНС России по Северо-Кавказскому федеральному округу в 2018 году сбор налогов по сравнению с 2017 годом увеличился до 10,3%, сумма составила 208,4 млрд. руб. На 1 января 2019 года имеется задолженность по налогам и сборам, сумма задолженности составляет 41,8 млрд. руб. В 2018 году консолидированный бюджет Северо-Кавказского федерального округа был исполнен с профицитом. Сумма профицита составляет 21,7 млрд. руб. 426,4 млрд. руб. составили расходы, а доходы составили 448,1 млрд. руб. Анализ представлен на рисунке 6.

Наименование субъектп РФ 11 того расход

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 2018 2019

Северо-Кпвкпзский ФО 401 283 998 426 361 384 498 404 984

Респ. Дагестан 103 .482 346 107 949 463 129 599 147

Респ. Пшушетпя 22 883 407 24 313 593 26 062 752

Кабарлнно-Бялкар. Респ. 32 087 427 34 130 744 38 646 840

Карачаево-Черкес. Респ. 23 992 103 26 439 130 29 997 710

Респ. Северная Осетия 28 119 478 32 577 247 37 519 810

Чеченская Респ. 77 I 16 624 80 5 10 766 97 846 265

С'танропольскпй край 113 502 613 120 240 441 138 732 460

Рисунок 6 - Расходы за 2017, 2018, 2019г.г.

Увеличение расходов зафиксировано в 7регионах таких, как [5]:

Республика Дагестан-сумма доходов за 2018 год составила 119 874 135 млн. руб., сумма расходов 107 949 463 млн. руб. По данным за 2019 год сумма доходов составила 134 786 173 млн. руб., сумма расходов составила 129 598 089 млн. руб. Имеется профицит в размере 5 188 084 млн. руб.

Республика Ингушетия-сумма доходов за 2018 год составила 24 819 993 млн. руб., сумма расходов 24 513 593 млн. руб. По данным за 2019 год сумма доходов составила 26 715 048 млн. руб., сумма расходов составила 26 062 087млн.руб. Имеется профицит в размере 652 961тыс.руб

Кабардино-Балкарская Республика - сумма доходов за 2018 год составила 35 996 642 млн. руб., сумма расходов - 34 130 744млн.руб. По данным за 2019 год сумма доходов составила 41 206 632 млн. руб., сумма расходов составила 38 646 840 млн. руб. Имеется профицит в размере 2 559 791 млн. руб.

Карачаево-Черкесская Республика сумма доходов за 2018 год составила 26 504 900млн.руб., сумма расходов -26 439 130 млн. руб. По данным за 2019 год сумма доходов составила 30 340 866млн.руб., сумма расходов составила 29 996 833 млн. руб. Имеется профицит в размере 344 033 тыс. руб.

Республика Северная Осетия - сумма доходов за 2018 год составила 32 997 269 млн. руб., сумма расходов - 32 577 247 млн. руб. По данным за 2019 год сумма доходов составила 38 510 068 млн. руб., сумма расходов составила 37 517 086 млн. руб. Имеется профицит в размере 992 982 тыс. руб.

Чеченская Республика - сумма доходов за 2018 год составила 80 806 496 млн. руб., сумма расходов -80 510 766 млн. руб. По данным за 2019 год сумма доходов - 97 634 931 млн. руб., сумма расходов -97 846 265 млн. руб. Имеется дефицит в размере -211 335 тыс. руб.

Ставропольский край- сумма доходов за 2018 год составила 127 085 011 млн. руб., сумма расходов -120 240 441 млн. руб. По данным за 2019 год сумма доходов - 138 820 874 млн. руб., сумма расходов -138 735 498 млн. руб. Имеется профицит в размере 85 376 млн. руб.

На 1 ноября 2019 года расходы Северо-Кавказского федерального округа на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда составили 4 224 375 955 млрд. рублей, что составляет 110.7% от суммы расходов на 1 ноября 2018 года.

Исходя из вышесказанного, стоит заметить, что Чеченская Республика находится в дефиците, Ставропольский край находится на грани между дефицитом и профицитом. Большая часть расходов этих двух регионов составляет заработная плата и социальное обеспечение. Для того, чтобы повысить доход, необходимо донести до всех жителей информацию, связанную с налогами и сборами. Как показывает практика, большинство людей, либо забывают об уплате налога, или же не имеют средств для их оплаты. Для того, чтобы средства появились необходимы рабочие места. Уровень безработицы в Чеченской Республике на 2019 год составляет 8% и с каждым месяцем растет [6]. Если взять для анализа отчёт по другим регионам Российской Федерации, то можно смело утверждать, что дефицит преобладает во множестве регионов.

Источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.20) // [Электронный ресурс] //

Режим доступа //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702// -(дата обращения 04.03.2021)

2. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция) Консультант плюс[Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/ -(дата обращения 04.03.2021)

3. Министерство финансов// [Электронный ресурс] // Режим доступа https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=129623-dannye_ob_ispolnenii_konsolidirovannykh_byudzhetov_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_yanvarya_2020_goda / -(дата обращения 04.03.2021)

4. Федеральное казначейство официальный сайт Казначейства России//[Электронный ресурс]//Режим доступа// https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ //(дата обращения 04.03.2021)

5. Отчет о ходе реализации в 2018 году Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г.№ 1485-р // [Электронный ресурс] // Режим доступа http://old.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/10b7c8ffl-f761-4c41-8054-e3b4042f1ff8/report_SKFO_2018.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID= 10b7c8f0-f761-4c41-8054-e3b4042f1ff8 -(дата обращения 04.03.2021)

6. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чеченской республике [Электронный ресурс] // Режим доступа// https://chechenstat.gks.ru/folder/38735-(дата обращения 04.03.2021)

References:

1. Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ (as amended on December 22, 20) // [Electronic resource] // Access mode //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702// - (date of treatment 03/04/2021)

2. Federal law "On the federal budget for 2019 and for the planning period of2020 and 2021" dated November 29, 2018 N 459-FZ (latest edition) Consultant plus [Electronic resource] // Access mode http: //www.consultant. ru / document / cons_doc_LAW_312362 / - (date of access 03/04/2021)

3. Ministry of Finance // [Electronic resource] // Access mode https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=129623-dannye_ob_ispolnenii_konsolidirovannykh_byudzhetov_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_yanvarya_2020_goda / 03.04.

4. Federal Treasury official website of the Treasury of Russia // [Electronic resource] // Access mode // https://ros-kazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ // (access date 03/04/2021)

5. Report on the progress of the implementation in 2018 of the Strategy of socio-economic development of the North Caucasian Federal District until 2025, approved by by order of the Government of the Russian Federation dated September 6, 2010 No. 1485-r // [Electronic resource] // Access mode http://old.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/10b7c8ffl-f761-4c41-8054-e3b4042f1ff8 / report_SKF0_2018.pdf? MOD = AJPERES & CACHEID = 10b7c8f0-f761-4c41-8054-e3b4042f1ff8 - (date of access 03/04/2021)

6. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Chechen Republic [Electronic resource] // Access mode // https://chechenstat.gks.ru/folder/38735-( date of appeal 04.03.2021)

10.24412/2309-4788-2021-10970

Э.М. Магомадов - кандидат экономических наук, кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, Россия

E.M. Magomadov- сandidate of the economic sciences, associated Professor Assistant professor of the pulpit of the account, analysis and аудита in digital economy Chechen State University, Grozny, Russia;

А.Х. Муртазалиева - 3 курс Института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

A.Kh. Murtazalieva - 3 courses of the Institute of the economy and finance of the Chechen state university.

НОВЫЕ РЫНКИ

В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ NEW MARKETS UNDER THE NATIONAL TECHNOLOGY INITIATIVE

Аннотация. В данной статье рассмотрены задачи российской экономики для перехода на новый формат «Национальной технологической инициативы» (НТИ). Актуальность исследования обусловливается потребностью точного понятия о будущих изменениях в российской экономике с целью осуществления национальной инновационной деятельности. В статье проводится анализ трансформации экономики России в рамках НТИ путём появления «Новых рынков», имеющих научно-технологическое направление. Сквозь призму Национальной технологической инициативы рассматривается цифровая трансформация высших учебных заведений. Информационной базой исследования стали официальные публикации в рамках проектного офиса НТИ, разработки Агентства стратегических инициатив, Федерального агентства научных организаций, ресурсы сети Интернет и собственные разработки авторов.

Abstract. This article analyzes the transformation of the Russian economy within the framework of the National Technology Initiative through the emergence of "New Markets" with a scientific and technological direction. The relevance of the study is determined by the need for an accurate concept of future changes in the Russian economy in order to implement national innovation activities. In the course of the research, the tasks of the economy for the transition to a new NTI format are considered, through the prism of the National Technology Initiative, the digital transformation of higher education institutions is considered. The information base of the research was the official publications within the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.