Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИХ ПАНДЕМИИ'

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доходы бюджеты / расходы бюджета / дефицит бюджета / профицит бюджета / льгот-ное кредитование. / budget revenues / budget expenditures / budget deficit / budget surplus / concessional lending

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова О.

В статье обосновывается необходимость осуществления дополнительных государственных расходов в условиях пандемии на поддержку предпринимателей и населения. Проведен анализ структуры доходов Федерального бюджета. Сделан вывод о снижении нефтегазовых доходов и увеличении ненефтегазовых доходов. Проведен анализ дефицита бюджета. Рассмотрена динамика государственного долга. Сделан вы-вод о существенном преобладании внутреннего долга над внешним долгом. Рассмотрены результаты реа-лизации плана правительства преодоления экономических последствий новой короновирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTION OF THE FEDERAL BUDGET IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

The article substantiates the need for additional government spending in the context of a pandemic to support entrepreneurs and the population. The analysis of the structure of federal budget revenues is carried out. The con-clusion is made about a decrease in oil and gas revenues and an increase in non-oil and gas revenues. The analysis of the budget deficit has been carried out. The dynamics of public debt is considered. The conclusion is made about the significant prevalence of internal debt over external debt. The results of the implementation of the gov-ernment's plan to overcome the economic consequences of the new coronavirus infection are considered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИХ ПАНДЕМИИ»

EXECUTION OF THE FEDERAL BUDGET IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

Starkova O.

Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting and Finance, Perm State

Technical University

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИХ ПАНДЕМИИ

Старкова О.

К.э.н., доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Пермский ГАТУ

Abstract

The article substantiates the need for additional government spending in the context of a pandemic to support entrepreneurs and the population. The analysis of the structure of federal budget revenues is carried out. The conclusion is made about a decrease in oil and gas revenues and an increase in non-oil and gas revenues. The analysis of the budget deficit has been carried out. The dynamics of public debt is considered. The conclusion is made about the significant prevalence of internal debt over external debt. The results of the implementation of the government's plan to overcome the economic consequences of the new coronavirus infection are considered.

Аннотация

В статье обосновывается необходимость осуществления дополнительных государственных расходов в условиях пандемии на поддержку предпринимателей и населения. Проведен анализ структуры доходов Федерального бюджета. Сделан вывод о снижении нефтегазовых доходов и увеличении ненефтегазовых доходов. Проведен анализ дефицита бюджета. Рассмотрена динамика государственного долга. Сделан вывод о существенном преобладании внутреннего долга над внешним долгом. Рассмотрены результаты реализации плана правительства преодоления экономических последствий новой короновирусной инфекции.

Keywords: budget revenues, budget expenditures, budget deficit, budget surplus, concessional lending.

Ключевые слова: доходы бюджеты, расходы бюджета, дефицит бюджета, профицит бюджета, льготное кредитование.

Мировая пандемия нанесла удар по экономике всех стран, потребовала разработки срочных мер по стабилизации эпидемиологической обстановки, поддержке бизнеса и обеспечения доходов населения. В Российской Федерации весной 2020 года были разработаны ряд мероприятий по четырем направлениям. Во-первых, обеспечение населения товарами первой необходимости и помощь населению за счет мониторинга цен, ммониторинга наличия товаров первой необходимости, поддержки занятости. Во-вторых, поддержка отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска. Например, туроператоры были освобождены от уплаты обязательных взносов, были компенсированы их убытки.

Застройщикам и подрядным организациям предоставлены отсрочки по налоговым платежам сроком до 3 месяцев. В-третьих, осуществлена поддержка малого и среднего предпринимательства, им предоставлена отсрочка по уплате арендной платы, если они являлись арендаторами государственного или муниципального имущества, предложены льготные кредиты. В-четвертых. Создан государственный финансовый резерв в сумме 300 млрд. рублей, образован гарантийный фонд для реструктуризации кредитов для пострадавших предприятий [1, с. 1798-1810].

Пандемия негативно сказалась на доходах государства. Федеральный бюджет не досчитался значительной части нефтегазовых доходов(табл.1).

Показатели Сумма, млрд руб. В процентах

Всего доходов -1871,1 -9,1

Нефтегазовые доходы -2288,5 -30,4

Ненефтегазовые доходы +417,1 +3,2

(составлено по [4])

Таблица 1 Отклонение исполнение Федерального бюджета РФ по доходам в 2020 году от плановых показателей

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что с января по декабрь 2020 года Федеральный бюджет РФ не получил 1871,1 млрд руб. доходов из-за негативных последствий пандемии. При этом снижение доходов произошло за счет снижения нефтегазовых доходов на 30,4% по сравнению с прогнозом. Причинами послужили: спад производства внутри страны и снижение спроса на энергоносители на мировом рынке в результате сокращения

производства, снижения товарооборота и приостановки деятельности туристической сферы. Однако иные(ненефтегазовые) доходы даже выросли, что позволило несколько сократить падение доходов (на 3,2%). Следовательно, можно утверждать, что курс на снижение зависимости от реализации энергоносителей на рубеж принес свои плоды. Рассмотрим какие доходы сократились в большей мере(табл.2).

Таблица 2 Снижение нефтегазовых доходов в доходах Федерального бюджета РФ в 2020 году

Показатели Сумма, млрд. руб. В процентах

НДПИ -1964,0 -34,0

Вывозные пошлины -676,7 -37,4

Прочие -236,9 -85,3

(составлено по [4])

В стоимостном выражении наибольшее сокращение претерпели доходы в виде НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Сократились и вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и товары из них. Рост ненефтегазовых доходов обеспечили: безвозмездные поступления в Федеральный бюджет на сумму 1066,3 млрд руб., акцизы на переработку нефтяного сырья на сумму 436,2 млрд руб. и доходы от управления средствами ФНБ (Фонда

национального благосостояния) на сумму 283,3 млрд. руб. [].

Для современного государства наличие бюджетного дефицита является естественным состоянием, т.к. расходы обычно превышают доходы, а недостаток средств покрывается за счет кредитов и займов. Однако за последнее десятилетие бюджет РФ не всегда был дефицитным (табл. 3).

Таблица 3 Дефицит(профицит) Федерального бюджета РФ, трлн. руб.

Период Дефицит Профицит

2010 год -1,795 -

2011 год - 0,849

2012 год -0,04 -

2013 год -0,311 -

2014 год -0,328 -

2015 год -1,961 -

2016 год -2,956 -

2017 год -1,331 -

2018 год - 2,741

2019 год - 1,974

2020 год -4,099

(составлено по [])

За 11 лет бюджет РФ имел профицит (превышение доходов над расходами) в 2011 году, в 2018 году и в 2019 году. Остальные годы были отмечены дефицитом. После кризисного 2014 года наблюдался рост дефицита в течение нескольких лет. В

Таблица 4 Государственный долг РФ, млрд руб.

2020 году в условиях борьбы с пандемией размер дефицита бюджета стал наибольшим. Наличие дефицита привело к росту государственного долга(табл.4).

Показатели На 1.01 2019 год На 1.01 2021 год

Всего 12591,3 18985,6

Внешний долг 3414,9 4195,1

Внутренний долг 9176,4 14790,5

(составлено по [4])

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что с 1.01. 2019 года по 1.01.2021 года государственный долг Российской Федерации вырос на 6394,3 млрд. руб. или на 33,7%. Внутренний долг рос более высокими темпами, чем внешний долг. В структуре долга преобладает внутренний долг (долг, номини-

рованный в национальной валюте). Доля внутреннего долга выросла с 72,9 % в 2019 году до 77,9% в 2021 году. Наличие государственного долга предполагает необходимость его обслуживания, т.е. оплаты текущих обязательств и уплаты процентов, что может существенно осложнить финансирова-

ние государственных расходов. В условиях пандемии рост дефицита и долга был обусловлен увеличение государственных расходов, связанных с преодолением последствий эпидемии.

Рассмотрим насколько эффективно были использованы дополнительные средства. Правительством РФ были определены наиболее пострадавшие отрасли, которые получили наибольшую поддержку. Одним из направлений стало предоставление беспроцентного кредита на выплату заработной платы работникам на условиях софинансирования на сумму минимального размера заработной платы(МРОТ), что составляет 12130 рублей. Кредит можно было получить с 1.04.2020 года на срок до 12 месяцев. Заключено 40 тыс. соглашений на сумму 102 млрд. руб. Поддержку получили 1,2 млн. рабочих мест. Предлагался кредит на выплату заработной платы под 2% годовых с возможным списанием долга в полном объеме, если в течение года работодатель сохранит 90% своих сотрудников и списание 50% долга, если сохранит 80% сотрудников. В программе прияли участие 40 коммерческих банков с общей суммой кредитов на 259 млрд. руб. Поддержку получили 5 млн. рабочих мест [2].

Кроме кредитной поддержки, помощь со стороны государства состояла в возможности снижения налоговых платежей. Предприятия пострадавших отраслей получили возможность применения отсрочки платежа по всем налогам и взносам, кроем НДС (налога на добавленную стоимость). Отсрочку получили 1,9 млн. предприятий с 3,3 млн. работников, занятых на производстве, что позволило высвободить за период 64 млрд. руб. Возникшую задолженность предложено выплачивать ежемесячными платежами в течение года. Для всех предприятий, в том числе и не включенных в круг особо пострадавших, были снижены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с суммы заработной платы, превышающий МРОТ, с 30% до 15% [2].

Отдельно была предусмотрена поддержка представителям малого и среднего предпринимательства, которые и ранее получали помощь от государства в рамках Стратегии, предусматривающей: 1) увеличение оборотов малого и среднего предпринимательства; 2) увеличение производительности труда; 3) увеличение доли обрабатывающего производства у малого и среднего предпринимательства; 4) увеличение доли занятых в этой сфере [3, с.22-24]. В условиях пандемии было предложено льготное кредитование под 8,5% годовых, упро-

щены требования к заемщикам без учета их задолженности по налогам, сборам и заработной плате. В программу включили микропредприятия сферы торговли, которые ранее были лишены такой возможности. Предложено рефинансирование под инвестиционные идеи. За период заключены соглашения на сумму 1,3 трлн. руб. и выдано более 1 трлн. руб. кредитов со сниженными ставками, не превышающими 7% годовых [2].

Государство оказало помощь не только бизнесу, но и населению страны. Семьи с детьми до 3 лет получили 70,4 млрд. руб. по 5 тыс. руб. на одного ребенка. Безработные граждане на детей до 18 лет получили дополнительные выплаты в размере 3 тыс. руб. Выплаты получили 615 тыс. семей. Право на ежемесячные выплаты получили нуждающиеся семьи с детьми от 3 до 7 лет в размере прожиточного минимума, установленного в регионе. Выплаты получили более 4,5 млн. детей на общую сумму 311,9 млрд. руб. единовременную материальную помощь получили семьи с детьми от 3 до 16 лет на сумму 259 млрд. руб. [2].

Таким образом, дополнительные расходы Федерального бюджета, понесенные на реализацию мер поддержки бизнеса и населения страны, привели к увеличению дефицита бюджета и размера государственного долга, но позволили представителям бизнеса справиться с тяжелыми условиями деятельности и поддержали доходы населения страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Глушкова Ю.О. Влияние «COVID-19» на креативные индустрии//Научное обозрение: теория и практика.-2020.-Т.10.-№8(76).-С.1798-1810.

2. План преодоления экономических последствий новой короновирусной инфекции по состоянию на 01.04.2021. Подготовлен Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] http://static.government.ru/me-dia/covid19/plans/sw5p4AbN1hqZCrhLU3Ho0ocOq KZAklKETPlanRF.pdf

3. Старкова О. Реализация стратегии развития малого и среднего предпринимательства/^ тш^т misel.-2021.-№54(54).-С.22-24.

4. Счетная палата Российской Федерации. Деятельность. Оперативный доклад об исполнении Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Январь-декабрь 2020 г. [Электронный ресурс] https://ach.gov.ru/up-load/iblock/e37/e371835371389756c2d319de62f0bd1 2.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.