Научная статья на тему 'РОЛЬ НДС В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

РОЛЬ НДС В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1556
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПРОФИЦИТ / НДС / ИМПОРТ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / МИНФИН / STATE REVENUES / FEDERAL BUDGET / SURPLUS / VAT / IMPORT / CONSOLIDATED BUDGET / MINISTRY OF FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайдулаев Д.Д.

В статье рассмотрены особенности источников формирования Федерального бюджета России в целом и его составляющей части в виде поступлений от уплаты НДС при внутренних и внешних сделках налогоплательщиков. Раскрыты показателей долей поступлений Федерального бюджета от уплаты НДС за 2017-2019 годы, а так же плановые периоды 202-2021 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VAT IN GENERATING FEDERAL BUDGET REVENUES

The article considers the features of the sources of formation of the Federal budget of Russia as a whole and its component part in the form of VAT receipts for internal and external transactions of taxpayers. Indicators of the share of Federal budget revenues from VAT for 2017-2019, as well as the planned periods 202-2021 are disclosed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НДС В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

РОЛЬ НДС В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11414

Аннотация. В статье рассмотрены особенности источников формирования Федерального бюджета России в целом и его составляющей части в виде поступлений от уплаты НДС при внутренних и внешних сделках налогоплательщиков. Раскрыты показателей долей поступлений Федерального бюджета от уплаты НДС за 2017-2019 годы, а так же плановые периоды 202-2021 годы.

Ключевые слова: доходы государства, федеральный бюджет, профицит, НДС, импорт, консолидированный бюджет, Минфин.

Федеральный бюджет является частью консолидированного бюджета России, состоящего из Федерального бюджета, Регионального бюджета и Местного бюджета. Доходы каждого из видов бюджетов как направляются на финансирование соответствующего уровня расходов, так и направляются на необходимые траты бюджетов любого уровня, либо на покрытие внешних долгов государства. Разница между доходами и расходами бюджета формирует бюджетные профицит или дефицит.

Доходы Федерального бюджета России складываются из поступлений от нефтегазовых доходов, от ненефтегазовых доходов, от уплаты налогов в связи с совершенными сделками на территории России, от уплаты налогов при импорте товаров и услуг, а так же от прочих поступлений.

Нефтегазовые доходы - это доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, импортных таможенных пошлин по ввозу данных ресурсов, а так же акциза на нефтяное сырье [2, ст. 96.6]. Ненефтегазовые доходы - это так же доходы, полученные от уплаты налогов и импортных пошлин, не связанных с природными ресурсами, а именно: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, импортные пошлины. Налог на добавленную стоимость и акциз являются федеральными налогами и их величина на 100% зачисляется в доход федерального бюджета. Импортные

таможенные пошлины формируют федеральный бюджет, не являясь федеральными налоговыми платежами, в силу действующего бюджетного законодательства. Налог на прибыль, являясь региональным налогом, формирует доходы федерального бюджета только в той части, в которой исчисляется в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством, а именно в размере 3% от суммы налогооблагаемой прибыли налогоплательщиков. Прочие доходы - это доходы от других федеральных налогов и сборов, государственная пошлина, роялти за добычу полезных ископаемых, лицензионные платежи, а так же всевозможные доходы от сделок с государственным имуществом и оказания государственных услуг, в том числе благотворительные поступления, прибыль Центрального банка и так далее по статье 51 БК РФ.

Одним из источников доходов Федерального бюджета является Налог на добавленную стоимость (далее, НДС). НДС является Федеральным налогом, исчисляется по всем сделкам при реализации товаров и услуг на территории России налогоплательщиками, применяющими Основной режим налогообложения, а так же исчисляется при ввозе на территорию России товаров и услуг по импорту. НДС не исчисляется и не уплачивается при экспорте товаров и услуг, так как по своей сути он должен уплачиваться с добавленной стоимости, то есть с прибыли, последним собственником товаров и услуг, что не воз-

можно при их приобретении иностранным покупателем на иностранной территории. НДС является косвенным налогом и включается в цену продажи товаров и услуг. При государственном использовании, НДС выполняет регулирующую функцию и обеспечивает оплату различных, не фиксированных государственных потребностей. Нецелевой способ обеспечения государственных потребностей классифициру-

ет НДС как абстрактный вид налога, который так е является нецелевым. Налогоплательщиками НДС всегда являются только лица - юридические и индивидуальные предприниматель - осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Показатели доходов Федерального бюджета за 2017-2019 годы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Доходы Федерального бюджета за 2017-2019 годы, млрд. руб.

Вид дохода 2017 год 2018 год 2019 год Итог

Нефтегазовые доходы 5971,9 9017,8 7924,3 22914,0

Ненефтегазовые доходы 9117,0 10436,6 12264,5 31818,1

В т.ч.

-НДС внутренний 3069,9 3574,6 4257,8 10902,3

-НДС импорт 2067,2 2442,1 2837,4 7346,7

-Прочие доходы 1646,5 1794,2 2230,4 5671,1

Всего доходов ФБ 15088,9 19454,4 20188,8 54732,1

В 2017 году доходы федерального бюджета от поступлений НДС составили 5137,1 млрд.руб. (3069,9 + 2067,2) что составляет 34,05% от всех доходов за данный период. В 2018 году доходы федерального бюджета от поступлений НДС составили 6016,7 млрд.руб. (3574,6 + 2442,1) что составляет 30,93% от всех доходов за данный период. В 2019 году доходы федерального бюджета от поступлений НДС составили 7095,2 млрд.руб. (4257,8 + 2837,4) что составляет 35,14% от всех доходов за данный период. Следовательно, рост доходов федерального бюджета от поступлений в связи с уплатой

НДС осуществляется ежегодно в абсолютных величинах, а в относительных величинах рост осуществлен в 2018 году по отношению к 2017 году на 1,09%, по отношению к 2018 году на 4,21%. В 2018 году выявлено уменьшение в относительной величине доли поступлений в федеральный бюджет от уплаты НДС в размере 3,12%.

Средний показатель поступлений от платежей по НДС в федеральный бюджет за 2017-2019 годы составляет 33,52% что является значительной величиной, второй по величине после нефтегазовых доходов, равной 41,87%.

25000

20000

15000

10000

5000

19454,4

20188,8

15088,9

НДС Итог

0

1

2

3

Рис. 1. Доходы федерального бюджета от поступлений НДС и от всех видов поступлений

за 2017, 2018, 2019 годы, млрд. руб.

Анализируя качественные показатели поступлений в казну от уплаты НДС можно отметить, что в 2018 году снижение доли поступлений обусловлено снижением экономического положения как физических лиц, так и юридических лиц, а так же заметным упадком экономики России,

стремительно продолжающимся по настоящее время. Повышение как абсолютной, так и относительной величины поступлений от уплаты НДС в федеральный бюджет в 2019 году обусловлено увеличением ставки НДС на 2% с 18 до 20%.

Рис. 2. Доходы федерального бюджета от поступлений НДС и от всех видов поступлений

за 2017, 2018, 2019 годы

За период с 2017 года по 2019 год доля поступлений НДС по сделкам на внутреннем Российском рынке составила 10902,3 млрд. руб., а доля поступлений НДС по сделкам при импорте товаров и услуг составила 7346,7 млрд. руб. Поступивший

НДС сформировал доходы федерального бюджета в размере 19,92 и 13,42%, соответственно. Данные показатели характеризуют низкое экономическое положение России, так как доля импортных товаров и услуг составляет значимую величину всего

товарооборота государства. Механизм исчисления НДС заключается в следующем: при возе на территорию России товаров и услуг, импорте исчисляет и уплачивает НДС, равный произведению таможенной стоимости на ставку НДС. Далее этот исчисленный и уплаченный НДС используется в качестве налогового вычета, а продажа приобретенных по импорту товаров и услуг повторно облагается НДС при продаже на территории России. И соотноси-мость показателей НДС при ввозе по импорту и НДС при продажах на внутреннем рынке свидетельствует о высоком импор-тозамещении. Это подтверждается показателями ВВП за 2019 год, составляющем 110 трлн. 46,1 млрд. рублей, при показателях импорта товаров и услуг за 2019 год, составляющих 242,8 млрд. долларов США, что равно при усредненных показателях курса иностранной валюты 15949,08 млрд.руб. или 14,49%. При этом доля импорта продуктов питания и лекарств составляет 90% и 84% соответственно [1].

В 2017 году доходы федерального бюджета от поступлений внутреннего НДС составили 3069,9 млрд.руб. что составляет 20,35% от всех доходов федерального бюджета за данный период, а от поступлений НДС по импорту 2067,2 млрд. руб. и 13,70% соответственно. НДС внутренний превышает НДС по импорту в 1,49 раз. В 2018 году доходы федерального бюджета от поступлений внутреннего НДС составили 3574,6 млрд.руб. что составляет 18,37% от всех доходов федерального бюджета за данный период, а от поступлений НДС по импорту 2442,1 млрд. руб. и 12,55% соответственно. НДС

В 2020 году ожидаются доходы федерального бюджета от поступлений НДС

внутренний превышает НДС по импорту в 1,46 раз. В 2019 году доходы федерального бюджета от поступлений внутреннего НДС составили 4257,8 млрд.руб. что составляет 21,09% от всех доходов федерального бюджета за данный период, а от поступлений НДС по импорту 2837,4 млрд. руб. и 14,05% соответственно. НДС внутренний превышает НДС по импорту в 1,5 раз. Следовательно, с учетом увеличения в 2019 году ставки НДС на 2%, по сравнению с 2018 годом объемы продаж товаров и услуг, а так же объемы закупок по импорту увеличились крайне не значительно, и при этом доля импортного НДС возросла на 0,04 раза по отношению к доле НДС при сделках на внутреннем рынке, то увеличивается импортозамещение товаров и услуг.

В результате анализа роли и значения НДС как элемента доходов Федерального бюджета за 2017-2019 годы выявлено, что данный налог составляет существенную часть поступлений в казну России и составляет более 30% от бюджета анализируемого уровня. Однако наблюдается количественное и качественное снижение абсолютных и относительных величин этих поступлений за 2018 и 2019 годы, а так же увеличение доли НДС полученного в результате импорта, что свидетельствует об импортозамещении товаров и услуг и снижении экономической безопасности государства.

Министерство финансов России подготовило проектные показатели поступлений НДС в доход Федерального бюджета на 2020 и 2021 годы, представленные в таблице 2 [3].

7395,2 млрд.руб. (4279,3 + 3115,9) что составит 36,58% от всех доходов за данный

Таблица 2. Проект доходов Федерального бюджета за 2020-2021 годы, млрд. руб.

Вид дохода 2020 год 2021 год Итог

Нефтегазовые доходы 7 936,3 8 018,2 15 954,5

Ненефтегазовые доходы 12 282,3 12 959,8 25 424,1

В т.ч.

-НДС внутренний 4 279,3 4 609,4 8 888,7

-НДС импорт 3 115,9 3 348,7 6 464,6

-Прочие доходы 2 149,0 2 177,3 4 326,3

Всего доходов ФБ 20 218,6 20 978,0 41 196,6

период. В 2021 году ожидаются доходы федерального бюджета от поступлений НДС 7958,1 млрд.руб. (4609,4 + 3348,7) что составит 37,94% от всех доходов за данный период. Следовательно, ожидается рост доходов федерального бюджета от поступлений в связи с уплатой НДС как в 2020 и 2021 годах, так и по сравнению с предыдущими годами, а именно в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 4,06% (7095,2*100/7395,2-100), в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 7,07% (7395,2*100/7958,1-100).

Средний показатель поступлений от платежей по НДС в федеральный бюджет

за 2020-2021 годы ожидается в размере 37,26% (36,58 + 37,94 /2)) что является значительной величиной, второй по величине после нефтегазовых доходов, равной 38,73%. Таким образом, в связи с падением мировых цен нефть и его производные, федеральный бюджет будет практически в равных долях формироваться за счет продаж ресурсов и за счет НДС. Однако за счет производства и продажи чего будут возрастать доходы федерального бюджет в 2020 году и в 2021 году Минфин не раскрывает.

25000

20000

15000

10000

5000

20 218,60 20 978,00

7395,2 7958,1

i

НДС Итог

2020

2021

0

Рис. 3. Доходы федерального бюджета от поступлений НДС и от всех видов поступлений

за плановые 2020, 2021 годы, млрд. руб.

При сравнении показателей поступлений в федеральный бюджет НДС при сделках на внутреннем государственном рынке и при импорте, планируемое доле-

вое значение в 2020 году и в 2021 году примерно равно аналогичным показателям за 2019 год, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3. Фактические и плановые показатели доходов Федерального бюджета за 2019-2021 годы, млрд. руб.

Вид дохода 2019 год 2020 год 2021 год Итог

НДС внутренний 3069,9 4 279,3 4 609,4 11 958,6

НДС импорт 2067,2 3 115,9 3 348,7 8 531,8

Всего доходов ФБ 15088,9 20 218,6 20 978,0 56 285,5

За 2019 год доля поступлений НДС по сделкам на внутреннем Российском рынке составила 3069,9 млрд.руб., а доля поступлений НДС по сделкам при импорте товаров и услуг составила 2067,2 млрд. руб.

Поступивший НДС сформировал доходы федерального бюджета в размере 20,35% (3069,9*100/15088,9) и 13,70% (2067,2*100/15088,9) соответственно. За 2020 год планируемая доля поступлений

НДС по сделкам на внутреннем Российском рынке составит 4279,3 млрд.руб., а доля поступлений НДС по сделкам при импорте товаров и услуг составила 3115,9 млрд. руб. Поступивший НДС сформирует по планам доходы федерального бюджета в размере 21,17% (4279,3*100/20218,6) и 15,41% (3115,9*100/20218,6) соответственно. За 2021 год планируемая доля поступлений НДС по сделкам на внутреннем Российском рынке составит 4609,4 млрд.руб., а доля поступлений НДС по сделкам при импорте товаров и услуг составила 3348,7 млрд. руб. Поступивший НДС сформирует по планам доходы федерального бюджета в размере 21,97% (4609,4*100/20978,0) и 15,96% (3348,7*100/20978,0) соответственно.

В соответствии с таблицей 3 начиная с 2020 года Минфин ожидает резкое пополнение федерального бюджета России, при чем именно за счет НДС, а в особенности за счет НДС, получаемого в счет уплаты по сделкам на внутреннем Российском рынке. При этом источники роста продаж товаров и источники средств у граждан для их приобретения не раскрываются. Данный прогноз подтверждается ожидаемым, по мнению Минэкономразвития, снижением курса рубля по отношению к доллару в 2021 год до уровня 72,4 рубля, к сравнению в настоящий момент курс составляет 76,49 рублей. Данные показатели согласованы с Минфином. Данные прогнозы основаны на росте цены продаж на нефть [4].

Библиографический список

1. А воз и ныне там. Удалось ли России стать менее зависимой от импорта // Информационный портал Аргументы и факты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aif.ru/money/economy/a_vvoz_i_nyne_tam_udalos_li_rossii_stat_menee_zavisimoy_ot_i mporta

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России) // Информационный портал Консультант плюс. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390/8e2dd0994342861d9616fc6cb51fd 401f8b41f9e/

4. Прогнозы Министерства экономического развития, агентств Fitch и Bloomberg // Информационный портал BankiClub. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9ba35cc3cbc000ab140b83/prognoz-kursa-dollara-na-2021-god-5f892ef832cf0314624cba5f?utm_source=serp

THE ROLE OF VAT IN GENERATING FEDERAL BUDGET REVENUES

D.D. Saydulaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The article considers the features of the sources of formation of the Federal budget of Russia as a whole and its component part in the form of VAT receipts for internal and external transactions of taxpayers. Indicators of the share of Federal budget revenues from VAT for 2017-2019, as well as the planned periods 202-2021 are disclosed.

Keywords: state revenues, Federal budget, surplus, VAT, import, consolidated budget, Ministry of Finance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.