Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2021-2022 ГОДЫ'

АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2021-2022 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ РЕГИОНА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байсаева М. У.

В статье проведен анализ консолидированного бюджета Чеченской Республики за период с 2021 по 2022 годы. Было исследовано изменение доходов и расходов бюджета, а также оценена его рентабельность и эффективность. В результате анализа было установлено устойчивое повышение доходов бюджета за счет увеличения налоговых поступлений и финансирования из федерального бюджета. Однако расходы бюджета также продолжают расти, преимущественно за счет социальных и экономических программ, что может привести к необходимости дополнительного финансирования и принятию мер по оптимизации расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE CHECHEN REPUBLIC FOR 2021-2022

The article analyzes the consolidated budget of the Chechen Republic for the period from 2021 to 2022. The changes in budget revenues and expenditures were investigated, as well as its profitability and efficiency were assessed. As a result of the analysis, a steady increase in budget revenues was established due to an increase in tax revenues and funding from the federal budget. However, budget expenditures also continue to grow, mainly due to social and economic programs, which may lead to the need for additional funding and the adoption of measures to optimize expenditures.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2021-2022 ГОДЫ»

АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗА 2021-2022 ГОДЫ

М.У. Байсаева, канд. экон. наук, доцент

Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова (Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-6-1-27-30

Аннотация. В статье проведен анализ консолидированного бюджета Чеченской Республики за период с 2021 по 2022 годы. Было исследовано изменение доходов и расходов бюджета, а также оценена его рентабельность и эффективность. В результате анализа было установлено устойчивое повышение доходов бюджета за счет увеличения налоговых поступлений и финансирования из федерального бюджета. Однако расходы бюджета также продолжают расти, преимущественно за счет социальных и экономических программ, что может привести к необходимости дополнительного финансирования и принятию мер по оптимизации расходов.

Ключевые слова: бюджет региона, налоговые доходы, неналоговые доходы, расходы бюджета, консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет региона -это совокупный бюджет, который учитывает все источники доходов и расходов не только самого региона, но и всех организаций, учреждений и предприятий, которые находятся на его территории. Такой бюджет формируется на основе консолидации отчетности различных структурных единиц и охватывает весь экономический потенциал региона.

В консолидированном бюджете региона учитываются доходы и расходы всех внебюджетных фондов, государственных учреждений и организаций, а также бюджеты муниципалитетов, в которых расположены предприятия и организации. В консолидированном бюджете учитывают-

ся все виды доходов, включая налоги, сборы, поступления от продажи имущества и другие. А расходы включают в себя все категории затрат, такие как затраты на социальную сферу, на инфраструктуру, на оборону и безопасность и т.д. Консолидированный бюджет региона позволяет получить полную картину доходов и расходов всех структурных единиц, ведущих свою деятельность на территории региона, что облегчает планирование и контроль за использованием бюджетных средств, а также повышает эффективность государственного управления [1].

Проведем анализ исполнения консолидированного бюджета ЧР за 2021-2022 гг.

Таблица 1. Исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2021 г.,

млн руб.

Утвержденный бюджет Фактическое исполнение

млн руб. в процентах к утвержденному бюджету

Доходы - всего 134238,0 138140,4 102,9

в том числе: налоговые и неналоговые доходы 21894,8 22938,9 104,8

из них: налог на прибыль организации 1321,7 1664,2 125,9

налог на доходы физических лиц 11818,8 11944,6 101,1

акцизы 3192,3 3497,6 109,6

налог на совокупный налог 480,6 699,4 145,5

налог на имущество 3932,6 3833,2 97,5

налоги, сборы и регулярные платежи запользова-нием природными ресурсами 7, 1 7, 1 100,0

безвозмездные перечисления 112343,2 115201,5 102,5

Расходы - всего 145548,6 140213,0 96,3

из них на:

общегосударственные вопросы 7984,6 7441,4 93,2

национальную оборону 40,5 40,3 99,5

национальную безопасность и правоохранитель-нуюдеятельность 508,7 481,9 94,7

национальную экономику 10821,1 10214,2 94,4

из нее на: общеэкономические вопросы 266,0 255,5 96,1

гопливно - энергетический комплекс 35,1 34,1 97,2

сельское хозяйство и рыболовство 1688,8 1565,0 92,7

водное хозяйство 195,2 195,0 99,9

лесное хозяйство 242,0 241,0 99,6

транспорт 283,3 228,6 80,7

дорожное хозяйство 6578,6 6303,3 95,8

связь и информатика 100,9 72,8 72,2

прикладные научные исследования в области национальной экономики 8,7 7,2 82,8

другие вопросы в области национальной экономики 1422,4 1311,6 92,2

жилищно-коммунальное хозяйство 7089,8 6987,9 98,6

образование 51317,4 49756,8 97,0

здравоохранение 7988,9 6969,9 87,2

социальную политику 50794,8 50046,3 98,5

культуру и кинематографию 3458,1 3384,4 97,9

средства массовой информации 693,7 648,2 93,4

физическую культуру и спорт 4118,0 3513,6 85,3

охрану окружающей среды 729,2 724,3 99,3

обслуживание государственного долга 3,8 3,8 100,0

межбюджетные трансферты - -

Дефицит -8433,6 -2072,6

По данным Федерального казначейства

По данным таблицы 1 мы видим, что за 2021 г. всего доходов по утвержденному бюджету было на сумму 134238,0 млн.руб,

фактическое исполнение было выполнено на сумму 138140,4 млн.руб. что составило 102,9 % к утвержденному бюджету. Боль-

шего всего поступлений, из числа налоговых доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики составил налог на доходы физических лиц в сумме 11944,6 млн. руб., в сравнении с показателем по утвержденному бюджеты, т.е. 11818,8 млн. руб., разница по фактическому исполнению составляет 125,2 млн. руб. или 101,1% [2].

Ну а «львиную долю» поступлений в консолидированный Чеченской Республи-

Всего доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики в 2022 году поступило в объеме 149892,9 млн руб., в том числе: безвозмездные поступления -122959,8 млн руб. 82,0% от доходов консолидированного бюджета), налоговые и неналоговые доходы - 26933,1 млн руб. (18,0% от доходов консолидированного бюджета).

В целом объем расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2022 году составил 155934,3 млн руб., что выше уровня 2021 года на 11,2%.

Одним из способов повышения эффективности формирования и исполнения бюджета Чеченской Республики является совершенствование системы бюджетного планирования. Необходимо разработать более точные и реалистичные прогнозы доходов и расходов, а также усовершенствовать механизмы контроля за их исполнением.

ки составляют безвозмездные перечисления на сумму 115201,5 млн. руб. Далее рассмотрим расходы бюджета, они составили всего 140213,0 млн. руб по фактическому исполнению, хотя по утвержденному бюджету было запланировано расходов на сумму 145548,6 млн. руб. таким образом, мы видим, что фактически дефицит бюджета за 2021 год составил - 2072,6 млн. руб., вместо запланированного -8433,6 млн. руб.

Кроме того, важным аспектом является оптимизация бюджетных расходов. Для этого необходимо проводить анализ эффективности использования бюджетных средств и принимать меры по снижению издержек. В рамках этой задачи можно принимать меры по сокращению издержек на административно-хозяйственную деятельность, оптимизации системы закупок и другим направлениям.

Также важно повышать прозрачность бюджетного процесса и обеспечивать контроль за расходованием бюджетных средств. Для этого можно использовать современные информационные технологии, такие как электронные системы учета и контроля расходов бюджетных средств.

Важным направлением является улучшение системы мониторинга и оценки эффективности реализации бюджетных программ и проектов. Необходимо проводить анализ результатов их реализации и при-

Таблица 2. Исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики, млн

РУб. [21

Доходы Расходы Профицит (дефицит)

2022 г.

Январь 7578,0 5033,3 2544,7

Январь - февраль 16445,6 14253,6 2192,0

I квартал 28605,0 27960,2 644,8

Январь - апрель 43482,9 40953,1 2529,8

Январь - май 49218,4 49904,4 -686,0

I полугодие 61606,2 62691,7 -1085,5

Январь - июль 73002,6 74118,1 -1115,5

Январь - август 88736,2 92326,7 -3590,5

Январь - сентябрь 101083,9 106400,7 -5316,8

Январь - октябрь 117206,9 122466,6 -5259,8

Январь - ноябрь 132208,4 137122,6 -4914,2

Год 149892,9 155934,3 -6041,3

2023 г.

Январь 11857,5 7521,0 4336,5

Январь - февраль 21888,6 20710,4 1178,2

нимать меры по устранению выявленных недостатков.

В целях повышения эффективности исполнения бюджета Чеченской Республики необходимо усилить контроль за налоговыми и иными доходами, а также за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Важно бороться с налоговыми злоупотреблениями и недобросовестными налогоплательщика-

Таким образом, повышение эффективности формирования и исполнения бюджета Чеченской Республики является сложной задачей, требующей комплексного подхода. Однако, решение этой задачи позволит улучшить финансовое положение региона, повысить эффективность использования бюджетных ресурсов и обеспечить реализацию социально-экономических программ и проектов

ми.

Библиографический список

1. Байсаева М.У., Ахметгириева М.С., Эдалова М.Р. Теоретические основы бюджетного федерализма // Сборник научных статей по итогам Пятой международной научной конференции. Часть 2. 2019.

2. Официальный сайт Министерства финансов Чеченской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfinchr.ru/.

ANALYSIS OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE CHECHEN REPUBLIC FOR

2021-2022

M.U. Baisaeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.A. Kadyrov Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The article analyzes the consolidated budget of the Chechen Republic for the period from 2021 to 2022. The changes in budget revenues and expenditures were investigated, as well as its profitability and efficiency were assessed. As a result of the analysis, a steady increase in budget revenues was established due to an increase in tax revenues and funding from the federal budget. However, budget expenditures also continue to grow, mainly due to social and economic programs, which may lead to the need for additional funding and the adoption of measures to optimize expenditures.

Keywords: regional budget, tax revenues, non-tax revenues, budget expenditures, consolidated budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.