Научная статья на тему 'Анализ конкурентных преимуществ Омского мультимодального транспортного узла'

Анализ конкурентных преимуществ Омского мультимодального транспортного узла Текст научной статьи по специальности «Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика»

506
181
Поделиться
Ключевые слова
ОМСК / НОВОСИБИРСК / ЕКАТЕРИНБУРГ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТ / СКЛАД / ГРУЗООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Миляева А. В.

В статье рассматривается и сравнивается современное состояние и уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры Омской, Новосибирской и Свердловской областей, подчеркивается значимость дальнейшего развития инфраструктурных объектов Омского транспортного узла и его роль в экономическом развитии страны в целом.

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентных преимуществ Омского мультимодального транспортного узла»

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОМСКОГО МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА

А.В. МИЛЯЕВА

В статье рассматривается и сравнивается современное состояние и уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры Омской, Новосибирской и Свердловской областей, подчеркивается значимость дальнейшего развития инфраструктурных объектов Омского транспортного узла и его роль в экономическом развитии страны в целом.

Ключевые слова: Омск, Новосибирск, Екатеринбург, инфраструктура, транспорт, склад, грузооборот.

В настоящее время задача рассмотрения конкурентных преимуществ Омского мультимодального транспортного узла (ММТУ) особенно актуальна в связи с тем, что за последние годы роль Омской области в создании единого логистического пространства на территории РФ уменьшилась. Если до кризиса 2008 года Омск считался наиболее благоприятной территорией для размещения ММТУ федерального значения, то на сегодняшний день соседние регионы, в частности Новосибирская и Свердловская области, официально признаны федеральными ММТУ, что вследствие территориальной близости нейтрализует значимость Омска в транспортной системе России.

Основным и неотъемлемым преимуществом Омской области является её выгодное географическое положение. Во-первых, регион расположен на пересечении таких крупных транспортных путей, как Транссибирская магистраль, судоходная река Иртыш, трасса М51 «Байкал», а также трасса Р402 Тюмень-Омск. Во-вторых, Омская область - регион уникальный по своему приграничному расположению. Являясь частью Сибирского Федерального Округа, он граничит с Уральским Федеральным Округом (38% границы области) и с Казахстаном (34%). Ввиду наличия развитой транспортной сети это означает, что по территории Омской области проходят мощные грузопотоки по всем направлениям. СФО граничит с сырьевыми районами Западной Сибири, находящимися в УФО, в то время как в субъектах федерации, входящих в состав СФО преобладает обрабатывающая промышленность, что обуславливает необходимость постоянного осуществления грузоперевозок. Через территорию Омской области также проходит большинство грузопотоков в направлении Европа - Казахстан -Средняя Азия. Наличие автомобильного и железнодорожного сообщения с Астаной способствует эффективному взаимодействию омского и астанинского транспортных узлов, и это является одним из главных преимуществ Омской области как ММТУ международного значения.

Разумеется, для полного удовлетворения потребности в комплексных транспортных услугах одного ММТУ недостаточно, поэтому как государство, так и субъекты федерации заинтересованы в формировании единой транспортной системы с сетью мультимодальных транспортных узлов регионального и федерального значения. В этой связи в большинстве городов СФО - Красноярске, Томске, Иркутске и др. - создаются ММТУ. Особое место среди них занимает Новосибирск. Он, как и Омск, находится на пересечении Транссибирской магистрали и трассы М51 «Байкал», а также реки Обь - одной из крупнейших водных артерий России. Таких развитых экономических связей с

Уральским Федеральным Округом, как у Омска у Новосибирской области нет, поскольку регион с ним не граничит. С Казахстаном Новосибирская область граничит на юго-западе (317 км, 11% границы), оборот внешней торговли представлен в основном товарами народного потребления. Крупнейший транспортный узел Уральского Федерального Округа - Свердловская область. Регион находится на пересечении 6 федеральных автотрасс (М5 «Урал», Р242 Пермь - Екатеринбург, Р351 Екатеринбург - Тюмень и др.) и 7 магистральных железных дорог. После Москвы и Санкт-Петербурга это крупнейший транспортный узел в России с наиболее развитой инфраструктурой и крупнейшим за Уралом аэропортом. Расположение в центре России обуславливает прохождение через территорию грузопотоков по направлению из Европы в Азию и обратно. Регион включен в транспортный коридор Европа - Азия. В Свердловской области реализуется проект Евроазиатского транспортнологистического центра. Очевидно, что говорить о конкуренции Омска и Екатеринбурга нецелесообразно, потому что в транспортной системе России эти регионы выполняют разные задачи. Однако близость расположения Свердловской области, а также Новосибирского ММТУ нейтрализует географические преимущества Омского транспортного узла, инфраструктура которого пока развита недостаточно, вследствие чего перевозчики отдают предпочтение близлежащим регионам с более развитой инфраструктурой.

Рассмотрим подробнее транспортную инфраструктуру вышеназванных регионов.

В Омске сходятся южная (на Петропавловск и Челябинск с ответвлением на Казахстан и Среднюю Азию) и северная (на Тюмень и Екатеринбург) ветки Транссибирской железнодорожной магистрали. Этот участок Транссиба признан самым грузонапряженным. В связи с этим утвержден проект создания глубокого железнодорожного обхода "Татарская - Называевская - Коновалово" (585 км) и усиления существующего участка Татарская - Карасук (212 км). Крупнейшей грузовой станцией в регионе на данный момент является Грузовая контейнерная станция (ГКС), расположенная в районе ст. Московка. Станция осуществляет переработку грузов различной номенклатуры, главным образом штучных и в контейнерах. Для этого на станции имеется парк погрузочно-разгрузочной техники, а также открытые и закрытые склады. Обработка тарно-штучных грузов также осуществляется на станции Омск-Восточный.

По территории Омской области проходят федеральные дороги общего пользования М51 «Байкал», М38 Омск - Черлак - граница с Казахстаном, Р402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим -

Омск и др. суммарной протяженность 729 км. Согласно Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной 5 июля 2010 г. вышеуказанные трассы подлежат реконструкции для дальнейшего увеличения интенсивности транспортных потоков и обеспечения интеграции Сибири в систему транспортных коммуникаций России. Перевозка грузов в направлении Север-Юг и обратно осуществляется по трассам Р392 Омск - Тара, Р390 Омск - Русская Поляна и Р393 Омск - Одесское.

Омск расположен на важной водной магистрали Обь-Иртышского бассейна - реке Иртыш. Длина внутренних водных судоходных путей составляет 1474 км. Грузовые причалы расположены в промышленных зонах Лукьяновки и Никола-евки, а также в Ленинском округе (Омский речной порт). Омский речной порт - крупнейший пункт перевалки грузов различной номенклатуры с водного транспорта на железнодорожный и автомобильный. Имеется парк погрузочноразгрузочной техники и грузозахватных устройств для различных типов грузов, отапливаемые и неотапливаемые складские помещения с необходимыми средствами механизации, а также открытые склады временного хранения [3].

Значительно отстает в развитии аэропортовое хозяйство Омской области. Действующий аэропорт Омск-Центральный бесперспективен в связи с близостью от центра города. Проведенная в 2010 году реконструкция позволит увеличить его пропускную способность, однако это временное явление, поскольку планируется завершение строительства аэропорта «Омск-Федоровка», отвечающего международным стандартам, на расстоянии 27 км от Омска. Именно незавершенное строительство аэропорта как одного из ключевых элементов логистической инфраструктуры стало камнем преткновения при создании в Омске мультимодального транспортного узла. Планировалось ввести объект в эксплуатацию в 2010 году, однако вследствие кризиса указом Президента РФ от 15 июля

2008 года акционерное общество «Омский аэропорт» было исключено из перечня стратегических предприятий. Финансирование было прервано. 7 октября 2009 г. принято Постановление Правительства Омской области N 183-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие объектов транспортной инфраструктуры Омской области (2010-2016 годы)». Одной из приоритетных задач программы объявлено привлечение внебюджетных инвестиций на условиях государственно-частного партнерства для строительства аэропорта «Омск-Федоровка» и завершение его строительства уже к концу реализации первого этапа программы (2012 год), однако фактически закончить строительство аэропорта планируется в 2014 году. В настоящее время несколько вариантов финансовых схем реализации комплексного проекта строительства аэропорта «Омск-Федоровка» с участием потенциальных инвесторов разработали маркетологи и логисты немецкого консорциума в составе компаний Hochtief Aktiengesellschaft, Cushman & Wakefield и ООО «Руфаудит-Омское бюро». Появление в Омской области нового аэропорта международного класса не только позволит значительно увеличить объем перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом, но

и предоставит ваозможность прохождения через омскую область кроссарктических воздушных путей, что немаловажно для транспортной системы России в целом.

Ещё одной слабой стороной Омского ММТУ является дефицит объектов складской инфраструктуры. Общая площадь складских помещений Омска, по данным DSO Consulting, около 650 000 м2. Склады класса «А» отсутствуют вовсе, класс «В» представляют всего четыре объекта суммарной общей площадью 31 000 кв. м, два из этих объектов (склады «Шкуренко» и «Инмарко») используются их владельцами исключительно под собственный бизнес, ОАО «Техоптторг» и ООО «Интер-Терминал» оказывают услуги по хранению грузов. Из всех объектов класса «В» ООО «Интер-Терминал» имеет наиболее развитую инфраструктуру - отапливаемые и охлаждаемые складские помещения, железнодорожные подъездные пути, насосную станцию, обширный парк грузоподъемной техники. Проект компаний «Евразия логистик» и Megalogix по строительству в районе поселка Дружино складского терминала класса «А» был отложен. Также свернули свои проекты по созданию таких терминалов компания Raven Russia и ООО «ТД Шкуренко». Все остальные существующие в Омске склады относятся к классам «С» и «D» [1, 2].

В отличие от Омска в Новосибирске и Екатеринбурге проекты компании «Евразия логистик» были запущены ещё в 2007-2008 годах. Рынок складской недвижимости Екатеринбурга представлен объектами классов «С» и «D» общей площадью примерно 760 тыс. м2. Несмотря на запуск в эксплуатацию первой очереди индустриально-логистического парка «Пышма» площадью 85 тыс. м2 в регионе по-прежнему наблюдался дефицит складских площадей классов «А» и «В», поэтому многие известные федеральные и международные торговые сети не могли полноценно осуществлять свою деятельность в регионе. Однако в 2009 году в связи с кризисом ситуация изменилась. В эксплуатацию были введены Европейско-Азиатский международный транспортно-логистической центр, терминал «Чкалов-ский», логистический центр «Русь». При этом складские площади оказались невостребованными. С посткризисным оживлением экономики ситуация выровнялась, сейчас Екатеринбург -крупнейший мультимодальный транспортный узел за Уралом, планируется дальнейшее строительство складов. Перевозка грузов в Европейском и Азиатском направлении осуществляется железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. Международный аэропорт Кольцово включен в число крупнейших аэропортов-хабов, на базе которых реализуется концепция развития опорной аэродромной сети страны, разработанная Министерством транспорта Российской Федерации. Осуществляя с 2003 г. проект масштабной реконструкции аэропорта, стратегическим инвестором которого является ГК «Ренова», Кольцово стремится стать мощным и максимально удобным региональным транспортно-логистическим узлом пассажирских и грузовых авиаперевозок в стране.

Проблемой Свердловского ММТУ стали изменения в федеральной стратегии таможенной службы, согласно которым таможенное оформление грузов планируют сосредоточить вблизи

государственной границы. Омск - наиболее благоприятный город для осуществления таможенной очистки грузов из Казахстана и Средней Азии. В связи с этим в Омской области планируется создание таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) на границе с Казахстаном - ТЛТ «Ольховский» в Черлаке и ТЛТ «Исилькульский».

Наибольшую конкуренцию Омскому ММТУ составляет Новосибирская область. Регион имеет высокоразвитую транспортную инфраструктуру. По его территории проходят федеральные трассы М51 и М53 «Байкал», М52 «Чуйский тракт», Транссибирская магистраль с ответвлениями на Кузбасс и Алтайский Край. Судоходство осуществляется по Оби. В регионе функционирует два аэропорта -Новосибирск-Северный и Толмачево. Новоси-бирск-Северный обслуживает преимущественно местные и региональные линии. Толмачево имеет статус международного и обслуживает пассажирские и грузовые воздушные суда, на территории аэропорта имеется склад площадью более 3000 м2. В 2009 году в Новосибирске введены два крупнейших складских комплекса - «Меда^х-Новосибирск» (121 тыс. м2) и «ПНК-Толмачево» близ федеральной трассы М51 (50 тыс. м2), девелопер - PNK-group. После ввода этих объектов суммарная площадь складов Новосибирской агломерации превысила 900 тыс. м2, из них комплексов класса «А» - более 300 тыс. м2, комплексов класса «В» - около 150 тыс. м [1, 2].

Из всего вышесказанного следует, что, несмотря на развитую транспортную инфраструктуру соседних регионов, у Омска по-прежнему остается его главное преимущество - выгодное географическое положение на стыке двух федеральных округов и близость границы с Казахстаном. Однако в полной мере реализовать свои преимущества и занять достойное место в транспортной системе России регион может только в том случае, если в короткие сроки развитость его транспортно-логистической инфраструктуры достигнет хотя бы такого же уровня как в Новосибирске. Для этого необходимо завершить строительство аэропорта «Омск-Федоровка», чтобы в области равнозначно функционировали все виды транспорта. Также необходимо решить проблему со складскими площадями. Для этого необходимо найти девелоперов и инвесторов, а прежде - обосновать эффективность создания в регионе подобных объектов. Если упустить время и возможность создания ММТУ в Омске, не только регион, но и вся страна потеряет возможность полномерной реализации транзитного потенциала и получения дополнительной прибыли от осуществления комплексных транспортных услуг.

Доказательством того, что Омск может «догнать и перегнать» Новосибирск, служат показатели эффективности работы транспорта в регионах. Согласно статистике, даже во время кризиса (в

2009 г.) показатели грузооборота в Омской области превышали соответствующие показатели Новосибирской области (108,5 и 96,7 млрд. т-км соответственно), несмотря на отсталость в развитии инфраструктуры. Можно предположить, что с дальнейшим развитием транспортной инфраструктуры Омской области эти показатели возрастут ещё больше. Следует отметить, что транспортная система Омской области выходит из кризиса быстрее. Об этом свидетельствуют данные о

грузообороте в первом полугодии 2010: в Омской области он вырос на 21,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а в Новосибирской области лишь на 0,5%. [4, 5, 6]

Таким образом, становление Омского мультимодального транспортного узла позволит рационально перераспределить и упорядочить транспортные потоки внутри региона и прилегающих территорий, повысить конкурентоспособность транспортного комплекса Российской Федерации, в полной мере реализовать её транзитный потенциал. Ключ к успеху Омского ММТУ в совершенствовании существующих и создании новых элементов транспортно-логистической инфраструктуры.

Литература:

1. Анализ отечественного рынка складской недвижимости / Логистика, 2008 г. №4 НЛА. М.:ООО «Журнал «Тара и упаковка». с 22 - 23.

2. Вновь о рынке складской недвижимости / Логистика, 2009 г. №3 НЛА. М.:ООО «Журнал «Тара и упаковка». с 28 - 31.

3. Концепция создания мультимодального транспортного узла на территории Омской области. Отчет о НИР. Тема № 46-07. № ГР 0120613711 Инв. 02200802493. Омск, СибАДИ, 2007 г. 103 с.

4. Транспорт и связь Омской области [Текст]: стат. сб. / ФСГС, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. - Омск: Омскстат, 2010. 80 с.: ил.

5. www.novosib.gks.ru

6. www.omsk.gks.ru