Научная статья на тему 'Значение Омской области в развитии внешнеэкономических связей России с Казахстаном'

Значение Омской области в развитии внешнеэкономических связей России с Казахстаном Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
630
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ОМСКИЙ РЕГИОН / КАЗАХСТАН / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES / MULTIMODAL TRANSPORT HUB / TRANSPORT AND LOGISTICS CENTRE / TRANSPORT / OMSK REGION / KAZAKHSTAN / CROSS-BORDER COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тюкина Л. В.

В статье рассмотрена роль Омской области в развитии внешнеэкономических связей приграничных государств России и Казахстана. Проведено исследование развития транспортно-логистических услуг Омской области. Проанализирован уровень развития транспортно-логистической системы Омского региона. Выгодное географическое положение Омского региона, развитость транспортной инфраструктуры, степень развития предпринимательского взаимодействия в рамках приграничного сотрудничества Омской области и республики Казахстан, являются важными факторами для обоснования создания мультимо-дального транспортного узла в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тюкина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF THE OMSK REGION IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF RUSSIA WITH KAZAKHSTAN

The article considers the role of the Omsk region in the development of foreign economic relations of the border States of Russia and Kazakhstan. A study of the development of transport and logistics services of the Omsk region. Analyzed the level of development of transport-logistic system of the Omsk region. The favorable geographical position of the Omsk region, development of transport infrastructure, development of business cooperation in the framework of cross-border cooperation of Omsk region and the Republic of Kazakhstan, are important factors to justify the creation of a multimodal transport hub in the region.

Текст научной работы на тему «Значение Омской области в развитии внешнеэкономических связей России с Казахстаном»

tivacija kak vazhnejshij jelement upravlenija personalom [Work motivation as an important element of personnel management], Mir sovre-mennoj nauki, 2015. no 4. pp.37-42.

25. Sigova S. V., Gurtov V. A. Predicting the Budgetary Funding Need of Education in the Three-Year Budget for 2008-2010. Studies on Russian Eco-nomic Development, 2008. no 6. pp. 592-603.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Тюкина Людмила Владимировна (Омск, Россия) - научный сотрудник ФГБОУ ВО «Си-6АДИ» (644080, г. Омск, пр. Мира,5, e-mail: [email protected]).

Tyukina Lyudmila Vladimirovna (Omsk, Russia) - researcher of the "SibADI" (644080, Omsk, pr. Mira, 5, e-mail: lyudmila.omsk@mail. ru).

УДК 338.47

ЗНАЧЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С КАЗАХСТАНОМ

Л.В. Тюкина

ФГБОУ ВО «СибАДИ», г. Омск, Россия

Аннотация: В статье рассмотрена роль Омской области в развитии внешнеэкономических связей приграничных государств России и Казахстана. Проведено исследование развития транспортно-логистических услуг Омской области. Проанализирован уровень развития транспортно-логистической системы Омского региона. Выгодное географическое положение Омского региона, развитость транспортной инфраструктуры, степень развития предпринимательского взаимодействия в рамках приграничного сотрудничества Омской области и республики Казахстан, являются важными факторами для обоснования создания мультимо-дального транспортного узла в регионе.

Ключевые слова: транспортно-логистические услуги, мультимодальный транспортный узел, транспортно-логистический центр, транспортная система, Омский регион, Казахстан, приграничное сотрудничество.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Омской области в рамках научного проекта № 16-12-55016.

ВВЕДЕНИЕ

В развитии транспортно-логистической системы большое значение имеет развитость транспортной системы регионов и страны в целом. Транспортная отрасль является одной из тех отраслей, которые отражают специализацию экономики области, его долю в валовом региональном продукте (ВРП), которая составляет 12,5 %, что на 4,7 процентных пункта выше, чем в среднем по стране.

Транспортная система является комплексным механизмом, который в свою очередь обеспечивает функционирование транспорта как отрасли экономики. Своеобразным каркасом транспортной системы является опорная

транспортная решетка, которая включает в себя совокупность инфраструктурных объектов в сфере транспорта, связующим звеном которых выступает единая транспортная сеть.

В настоящее время в Омской области в условиях интеграции различных предпринимательских структур и необходимости сквозного управления материальными и трудовыми потоками формируется среда для организационного развития бизнес-структур, усиливается поддержка малого и среднего предпринимательства, совершенствуется политика привлечения инвестиций, развивается экспорт, модернизируется транспортная и энергетическая инфраструктура.

Одним из приоритетных направлений де-

ятельности является развитие приграничного сотрудничества с Республикой Казахстан, которое в современных условиях является одним из наиболее крупномасштабных и эффективных факторов, играющих важную роль в создании общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы [1,2].

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ - СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО РОССИИ И КАЗАХСТАНА

Омская область является значимым промышленным центром Сибирского Федерального Округа и России в целом. Она занимает важное место в таких областях промышленности как: нефтехимия и нефтепереработка, машиностроение и приборостроение, агропромышленный комплекс.

К предприятиям нефтехимической отрасли относятся ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», ОАО «Омский каучук», входящее в ГК «Титан», ОАО «Завод технического углерода», ОАО «Омскшина» и др., на долю которых приходится более 40% промышленной продукции области. Продукция нефтехимической отрасли конкурентоспособна не только на рынках стран СНГ, но и промышленно развитых стран.

Машиностроительные предприятия г. Омска представляют «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова», «Производственное объединение «Полет», ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» и др. Также в региона хорошо развита пищевая промышленность: ЗАО «Омский бекон», ЗАО «Любинский молочно-консервный комбинат», ОАО «Инмарко», входящее в компанию Unilever ЗАО «Росар» (принадлежит ОАО «САН ИнБев»), ООО «Манрос М» (принадлежит ОАО «Вимм-Билль-Данн -Продукты питания»), и др. Активно работают и развиваются предприятия растениеводства и животноводства. Отдельно выделяется сектор легкой промышленности - текстильной, швейной и обувной.

Предприятия города Омска и Омской области производят продукцию не только для внутреннего потребления, но и на экспорт, как в регионы России, так и в ближнее и дальнее зарубежье. Ключевая роль транспортного комплекса региона, в обслуживании генерируемых в регионе грузопотоков очевидна. Также на региональном рынке активно развертывают свою деятельность крупные российские и международные торговые сети: «Лента», «Metro Cash&Carry», «Ашан», «IKEA», «О'кей», «Leroy Merlin», а также более мелкие представители FMCG-рынка, такие как «Планета Холидей», «Холди» и «Сибириада» компании «Холидей», федеральная сеть магазинов самообслуживания «Магнит», супермаркеты «Семейный», «Петро'Ль», «Еда» и др.; сети магазинов бытовой техники «М-Видео», «Техносила», «Эльдорадо», «Media Markt», «TechnoPoint» и др. Большинство распределительных центров компаний находится в Новосибирске, в связи с чем возникают обратные грузопотоки и увеличиваются логистические издержки, отражающиеся на стоимости товара. Надлежащее развитие логистической инфраструктуры Омской области могло бы стать решением данной проблемы [3,4].

В 2015 году товарооборот Омской области составил 737 млн. долл. США. Импорт в Омскую область составил 197 млн. долл. США, в то время как экспорт достиг 541 млн. долл. США (рис.1).

В 2015 году Омская область импортировала следующие категории товаров (см. рис.2., табл.1):

- Машиностроительная продукция (57%);

- Продукция химической промышленности, каучук (17%);

- Продовольственные товары и сельско-хо-зяйственное сырье (8%);

- Металлы и изделия из них (8%);

- Топливно-энергетические товары (5%);

- Текстиль, текстильные изделия и обувь (2%).

Рисунок 1 - Основные показатели внешней торговли Омской области за 2015 год

(млн долларов США) [5]

Рисунок 2 - Товарная структура импорта Омской области в 2015 году [5]

Таблица 1

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2015 ГОД

тн вэд Продукция Объем в 2015г., тыс долларов США Доля в структуре импорта, %

84-90 Машиностроительная продукция $112,183 57%

28-40 Продукция химической промышленности, каучук $33,841 17%

01-24 Продовольственные товары и сельско- хозяйственное сырье $15,863 8%

72-83 Металлы и изделия из них $15,834 8%

27 Топливно-энергетические товары $9,156 5%

50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь $3,581 2%

44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия $806 0,4%

41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них $102 0,1%

68-71, 91-97 Другие товары $5,342 3%

Омская область экспортировала в 2015 году следующие категории товаров (см. рис. 3, табл.2):

- Машиностроительная продукция (44%);

- Продукция химической промышленности, каучук (39%);

- Продовольственные товары и сельско-хо-зяйственное сырье (8%);

- Металлы и изделия из них (5%);

- Топливно-энергетические товары (2%);

- Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1%).

Рисунок 3 - Товарная структура экспорта Омской области в 2015 году [5]

Таблица 2

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ

тн вэд Продукция Объем в 2015г., тыс долларов США Доля в структуре экспорта, %

84-90 Машиностроительная продукция $239,167 44%

28-40 Продукция химической промышленности, каучук $210,598 39%

01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье $43,831 8%

72-83 Металлы и изделия из них $26,071 5%

27 Топливно-энергетические товары $11,337 2%

44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия $7,663 1%

50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь $14 0.003%

68-71, 91-97 Другие товары $2,367 0.4%

Приведенные показатели позволяют лишь оценить объемы экспорта и импорта и подчеркнуть роль транспортно-логистического комплекса Омской области в обслуживании входящих и исходящих грузопотоков.

Уровень развития транспортно-логистиче-ской системы находится в прямой зависимости от экономико-географического положения региона. По мнению И.М. Маергойза [6] экономико-географическое положение представляет собой сложную генетически взаимосвязанную совокупность территориальных отношений, представляющих важность для экономического развития объекта и для формирования таких объектов, как страны и районы, для их территориальных структур.

Омская область находится в южной части Западно-Сибирской равнины. Такое географическое положение обеспечивает то, что регион находится практически по середине в пределах России и Евразийского геопространства. Территория Омской области вытянута с севера на юг почти на 600 км и с запада на вос-

ток более 300 км, что обусловливает большую протяженность границ. Регион граничит на западе и севере - с Тюменской, на востоке - с Новосибирской и Томской областями, на юге - с республикой Казахстан.

В результате ситуации сложившейся после распада СССР произошло изменение положение Омской области. Регион из глубинного стал приграничным. Протяженность границы Омской области и республики Казахстан составляет 1019 км. Такая протяженность дает возможность для развития внешнеэкономических связей между РФ и азиатскими государствами.

Расположение Омской области (рис.4) обеспечивает выполнение важнейшей стратегической задачи Омского ММТУ, заключающейся не только в переработке грузопотоков на направлении «Запад-Восток», а в обслуживании межрегиональных и внешнеторговых товаропотоков по направлению «Север-Юг» [7,8,9].

Тобольск*;!.....

Тюмень

Транссиб

; Тара

//

Европа 4

Казахстан

..........

Омск

Т » *

4 Г *

I * '

Томск

Новосибирск

I

Транссиб

,

Восточная Азия

'-¿V

Центральная Азия

Р 1 Ч Г ■ ¥

Автомобильные пути Железнодорожные пути

Водные пути

♦ Авиационные пути

Рисунок 4 - Транспортная инфраструктура Омской области

Наличие у Омской области прямого железнодорожного сообщения с Республикой Казахстан (г.Астана и Алма-Ата) дает возможность выступать Омской области связующим звеном

между транспортной системой России и транспортной системой Казахстана.

Омская область находится в Обь-Иртышском бассейне. Обь-Иртышский бассейн вну-

тренних водных путей один из крупнейших в России Он включает в себя 14 627 км эксплуатируемых внутренних водных путей, с протяженностью водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов 6192 км. Речная магистраль Обь-Иртышского бассейна простирающаяся от границы с Республикой Казахстан до арктического побережья России, включает полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский. Водное сообщение связывает Омскую область с такими городами Казахстана как Пав-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, на их территории планируется строительство мультимодальных транспортно-логистических центров (МТЛЦ) регионального значения. Значительную транспортную роль играют притоки магистральных водных путей, которые позволяют судам внутреннего водного транспорта доставлять грузы и пассажиров вглубь территорий четырех субъектов РФ, к населенным пунктам и месторождениям полезных ископаемых Западной Сибири (рис.5) [10].

Рисунок 5 - Водные пути Обь-Иртышского бассейна Вестник СибАДИ, выпуск 4-5 (56-57), 2017

На р.Иртыш расположены шесть портов и пять из них находятся на территории Омской области: порт Большеречье (пос. Боль-шеречье), Омский речной порт (г. Омск), Тар-ский порт (г. Тара), Усть-Ишимский порт (пос. Усть-Ишим), порт Черлак (пос. Черлак).

По территории Омского региона проходят автомагистрали федерального значения, связывающие регион с соседними областями (Новосибирской, Тюменской, Томской), а также с Республикой Казахстан (табл.3).

Из таблицы видно, что у Омской области имеются большие возможности для участия в международных транспортных потоках по направлению Запад-Восток, т.к. регион расположен на линиях прямых маршрутов между Азией и европейскими странами.

Большие расстояния не являются препятствием для использования автомобильного транспорта, а становятся одним из способов раскрытия транзитного потенциала Омска. Евразийское сухопутное пространство, охватывающее страны - участницы Экономического пояса Шелкового пути, располагает уникальными возможностями для расширения спектра транспортно-логистических услуг. При этом автомобильные перевозчики могут воспользоваться несколькими маршрутами на пути из Китая в Европу и обратно. Один из них

- Северный сухопутный путь (Урумчи - Достык

- Омск - Москва - Минск - страны ЕС) с расстоянием от Урумчи до границы Беларуси по железным дорогам около 7,5 тыс. км, по автомобильным - 6,9 тыс. км, Что делает достаточно привлекательным данный вид сообщения в обоих направлениях [11].

Вполне вероятно и увеличение в ближайшем будущем загрузки Транссибирской ма-

гистрали. Сегодня она загружена только на 50-70%. Из 600 тысяч контейнеров, ежегодно отправляемых в Европу из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, лишь 50 тысяч попадают на Транссиб, хотя его технические возможности позволяют перевозить более 100 тысяч контейнеров в год. Из Японии в Западную Европу контейнеры по Транссибу можно доставить на 15 суток быстрее, чем сейчас, когда их везут на морских судах. Транспортные потоки с каждым годом будут усиливаться, и для четкого их прохождения, для перенаправления грузов в другие регионы понадобится организация мультимодального узла, каким в Сибири может стать Омск. Наличие развитой транспортной сети свидетельствует о том, что по территории Омской области проходят мощные грузопотоки по всем направлениям.

Учитывая выше сказанное можно представить структуру транспортно-логистического сектора Омской области (рис.6).

Транспортно-логистический сектор представлен различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, авиационным, водным, а так же в складскими услугами. Наличие всей базовой транспортной инфраструктуры (сеть авто и железных дорог, международный аэропорт, водные судоходные пути, трубопроводный транспорт) является преимуществом для развития транспортно-логиче-ского сектора.

Применив системный подход для формирования опорной транспортной решетки России группой компаний «ЮСОН» (г. Омск) в партнерстве с ООО «Управляющая компания «Новые стандарты» разработан проект по созданию на территории Омского региона мультимодального транспортного узла (ММТУ) федерального значения [7].

Таблица 3

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВТОТРАССЫ, ПРОХОДЯЩИЕ ПО ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Номер автомагистрали Маршрут Международная автодорожная сеть

М51 Челябинск - Курган -Омск - Петропавловск - Новосибирск AH6 - международный азиатский маршрут (Asian highway), соединяет Восточную Европу с Кореей

М38 Омск - Черлак - Казахстан (Павлодар, Семипалатинск) - Китай (Майкапчиган) AH60 - соединяет Северную, Центральную, Юго-Западную Азию

P402 Тюмень - Ялуторовск -Ишим - Омск Е22 - международный европейский маршрут по территории Западной и Восточной Европы

Рисунок 6 - Транспортно-логистический сектор Омской области

Структура рынка транспортно-логистиче-ских услуг (ТЛУ) в процентном соотношении представлена на рисунке 7 [12].

Динамика ТЛУ в России показывает, что все более важную роль в управлении доставкой грузов в цепях поставок производителей и торговых компаний начинают играть в транс-портно-логистические центры (ТЛЦ) [13,14].

Омский ММТУ служит опорным транспорт-

ным узлом в системе транспортных коридоров, которые уже существуют и еще проектируются.

Основными задачами создания Омского ММТУ является:

1. Способствовать увеличению транспортной связности территории России;

2. Способствовать развитию внешнеэкономических связей России с Казахстаном и с

Рисунок 7 - Структура российского рынка транспортно-логистический услуг

другими странами средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения), а также с КНР (в первую очередь, с СУАР и прилегающими провинциями);

3. Способствовать созданию инфраструктуры, которая необходима для формирования транспортного коридора с международным значением «Алма-Ата - Омск - Северный морской путь»;

4. Способствовать созданию условий необходимых для реализации транзитного потенциала страны за счет привлечения и обработки транзитных грузопотоков.

Также создание Омского ММТУ позволит повысить транспортную связность регионов России в направлении «Север-Юг». Именно транспортная связность - необходимое условие их социально-экономического развития.

Создание Омского ММТУ дает возможность развитию и укреплению внешнеэкономических связей между Россией и Казахстаном, а также с другими странами средней Азии (Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан), а также с Ираном и КНР. Достижение развитых внешнеэкономических связей возможно вследствие создания такой логистической инфраструктуры, которая снизит уровень транспортных расходов, и повысит качество транспортно-ло-гистических услуг при осуществлении внешнеторговой деятельности. Омская область играет значительную роль в развитии межнациональных транспортных коммуникаций и распределении евроазиатских грузопотоков. Это обусловлено приграничным положением и активным сотрудничеством Омской области и Республики Казахстан [15,16,17].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Омская область является крупным и стратегически значимым транспортным узлом на границе с Республикой Казахстан. Региональная логистическая система Омской области имеет следующие характерные особенности: наличие и стыковка автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта, выгодное географическое положение на границе двух федеральных округов и соседство с Республикой Казахстан, наличие транспортных связей с северными приграничными регионами Казахстана, а также высокий экспортный потенциал региона, наличие потребности в производимой регионом продукции в России и за рубежом, в т.ч. в регионах Казахстана.

Создание ММТУ в Омском регионе - это необходимое условие способствующее формированию в перспективе транспортного коридора «Алма-Ата - Омск - Северный морской путь», который обеспечит выход:

- благодаря имеющимся водным путям - в порты Санкт-Петербурга, Хельсинки и Гамбурга (как минимум, в период навигации) по кратчайшему северному пути (существующая альтернатива - доставка грузов по южному пути через Суэцкий канал - в значительной степени менее эффективна по срокам и уровню расходов);

- используя имеющиеся воздушные пути -на трансполярные воздушные трассы кросспо-лярного воздушного моста «Америка - район Северного полюса - Азия» для доставки грузов в США и Канаду;

- используя Трансазиатскую железную дорогу (ТАЖД) (Стамбул - Тегеран - Мешхед - Серахс - Чарджоу - Ташкент - Алма-Ата -Урумчи-Пекин) на Тегеран.

Географическое и политическое положение Омской области, определяющие степень развитости транспортной инфраструктуры имеющихся видов транспорта и наличие магистралей международного значения на территории региона, являются значимой предпосылкой для строительства в Омском регионе крупного ММТУ, который будет способен к обслуживанию миллионов тонн транзитных грузов. Для строительства такой мультимодальной структуры требуется не только наличие транспортных коммуникаций, но и наличие потенциала способного обеспечить рост грузопотоков в регионе и возможностей формирования конкурентной среды транспортно-логистического рынка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мочалин, С. М. Определение направлений транспортно- логистического взаимодействия в рамках приграничного сотрудничества России и Казахстана / С. М. Мочалин, В. А. Миляева // Логистика - Евразийский мост : материалы VIII Международ. науч.-практ. конф. -Красноярск, 2013. - 4.1. - С. 148-155.

2. Мочалин, С. М. Пути развития региональной логической транспортно-распределитель-ной системы Омской области / С. М. Мочалин, В. А. Миляева // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транс-

портного комплексов России : материалы Все-рос. 65-й науч.-техн. конф. / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2011. - Кн. 3. - С. 99-104.

3. Мочалин, С. М. Подходы к транспор-тно-логистическому взаимодействию приграничных регионов в рамках кластеризации (на примере Омской области и приграничных регионов Казахстана) / С. М. Мочалин, В. А. Миляева // Логистика и управление цепями поставок. - 2013. - № 3. - С. 11-20.

4. Миляева, В. А. О необходимости формирования транспортно- логистического кластера в Омской области / В. А. Миляева // Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной инфраструктуры на основе рационального природопользования : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. ФГБОУ ВПО «СибАДИ» (с международным участием) / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2012. - Кн. 3. - С. 66-70

5. Официальный сайт Федеральное Таможенное Управление [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://customs.ru - (дата обращения 18.09.2016).

6.Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск, 1986. 304 е.,

7. Краткая концепция развития Омского мультимодального транспортного узла в рамках проекта «73 МЕРИДИАН» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: МЭр://ааа. proektnoegosudarstvo.ru/materials/0007/ - (дата обращения 10.07.2017).

8. Официальный сайт Министерства развития транспортного комплекса Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://mrtk.omskportal.ru - (дата обращения 18.09.2016).

9. Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93 «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/84190-Prilozhenie-k-ukazu-gubernatora-omskoy-oblasti-ot-24-iyunya-2013-goda-93-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-

razvitiya-omskoy-oblasti-do-2025-goda.html. - (дата обращения: 13.08.2016).

10. «Обь-Иртышский бассейн: Водный путь Западной Сибири» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.morvesti.ru/ analitics/detail.php?ID=27092 - (дата обращения 10.07.2017).

11. Мочалин С.М. Анализ материальных потоков в рамках приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан /С.М. Мочалин, Л.В. Тюкина // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, новации : материалы Международной научно-практической конференции, - Омск, 2016. - С.782 -788.

12. Зотов Л.Л., Общий курс транспорта: учебно-методический комплекс учебное пособие / Л.Л. Зотов, A.A. Черняков, В.А. Янчелен-ко. - Спб.; Изд-во СЗТУ, 2012. - 90с.

13. Тюкина Л. В. Актуальность логистического подхода в приграничном сотрудничестве (на примере Омской области и Республики Казахстан) / Л.В. Тюкина // Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Фундаментальные и прикладные исследования молодых ученых», - Омск, 2017. - С. 372-378.

14. Канке A.A. Основы логистики: Учебное пособие / A.A. Канке, И.П. Кошевая. М.: Кно-Рус, 2010. - 576 с.

15. «Казахстан и Россия готовы построить совместный логистический центр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianskz. info/economy/ - (дата обращения 19.06.2017).

16. «Модель транспортно-логистической системы Казахстана» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://logists.kz/model-transportno-logisticheskoy-sistemi-kaz/ - (дата обращения 19.06.2017).

17. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mintrans.ru/ - (дата обращения 08.10.2016).

THE VALUE OF THE OMSK REGION IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF RUSSIA WITH KAZAKHSTAN

L.V. Tyukina

Abstract: The article considers the role of the Omsk region in the development of foreign economic relations of the border States of Russia and Kazakhstan. A study of the development of transport and logistics services of the Omsk region. Analyzed the level of development of transport-logistic system of the Omsk region. The favorable geographical position of the Omsk region, development of transport

infrastructure, development of business cooperation in the framework of cross-border cooperation of Omsk region and the Republic of Kazakhstan, are important factors to justify the creation of a multimodal transport hub in the region.

Key words: transportation and logistics services, multimodal transport hub, transport and logistics centre, transport, Omsk region, Kazakhstan, cross-border cooperation.

REFERENCES

1. Mochalin, S. M. Opredelenie napravlenij transportno- logisticheskogo vzaimodejstvija v ramkah prigranichnogo sotrudnichestva Rossii i Kazahstana [Determination of the directions of transport and logistics cooperation in the framework of cross-border cooperation of Russia and Kazakhstan]. S. M. Mochalin, V. A. Miljaeva. Lo-gistika - Evrazijskij most. materialy VIII Mezh-dunarod. nauch.-prakt. konf. -Krasnojarsk, 2013. Ch.1. - pp. 148-155.

2. Mochalin, S. M. Puti razvitija regional'noj logicheskoj transportno-raspredelitel'noj siste-my Omskoj oblasti [The development of regional logical transportation and distribution system in Omsk region]. S. M. Mochalin, V. A. Miljaeva. Orientirovannye fundamental'nye i prikladnye issledovanija - osnova modernizacii i innova-cionnogo razvitija arhitekturno-stroitel'nogo i dorozhno-transportnogo kompleksov Rossii. Materialy Vseros. 65-j nauch.-tehn. konf. SibADI, Omsk, SibADI, 2011. Kn. 3. P. 99-104.

3. Mochalin, S. M. Podhody k transportno-lo-gisticheskomu vzaimodejstviju prigranichnyh re-gionov v ramkah klasterizacii (na primere Omskoj oblasti i prigranichnyh regionov Kazahstana) [Approaches to transportation and logistics cooperation of border regions in the framework of clustering (by example of Omsk region and border regions of Kazakhstan)]. S. M. Mochalin, V. A. Miljaeva. Logistika i upravlenie cepjami postavok, 2013. no 3. - P. 11-20.

4. Miljaeva, V. A. O neobhodimosti formirovani-ja transportno- logisticheskogo klastera v Omskoj oblasti [About necessity of formation of transport and logistics cluster in the Omsk region]. V. A. Miljaeva. Razvitie dorozhno-transportnogo kom-pleksa i stroitel'noj infrastruktury na osnove racio-nal'nogo prirodopol'zovanija. Materialy VII Vseros. nauch.-prakt. konf. FGBOU VPO «SibADI» (s mezhdunarodnym uchastiem), SibADI, Omsk, SibADI, 2012. Kn. 3. P. 66-70.

5. Oficial'nyj sajt Federal'noe Tamozhennoe Upravlenie [Official site of the Federal Customs Administration] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://customs.ru (data obrashhenija 18.09.2016).

6. Maergojz I.M. Territorial'naja struktura hoz-

jajstva.[The spatial structure of the economy], Novosibirsk, 1986. 304 p.

7. Kratkaja koncepcija razvitija Omskogo mul'timodal'nogo transportnogo uzla v ramkah proekta «73 MERIDIAN» [Brief the development concept of Omsk multimodal transport hub in the framework of the project "73 MERIDIAN"] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://www. proektnoegosudarstvo.ru/materials/0007/ (data obrashhenija 10.07.2017).

8. Oficial'nyj sajt Ministerstva razvitija transportnogo kompleksa Omskoj oblasti [Official website of the Ministry of development of transport complex of Omsk region] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://mrtk.omskportal.ru (data obrashhenija 18.09.2016).

9. Ukaz Gubernatora Omskoj oblasti ot 24 ijunja 2013 g. № 93 «Strategija social'no-jeko-nomicheskogo razvitija Omskoj oblasti do 2025 goda» [The decree of the Governor of the Omsk region from 24 June 2013 № 93 "the Strategy of socio-economic development of Omsk region till 2025"] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http:// docplayer.ru/84190-Prilozhenie-k-ukazu-guber-natora-omskoy-oblasti-ot-24-iyunya-2013-go-da-93-strategiya-socialno-ekonomichesko-go-razvitiya-omskoy-oblasti-do-2025-goda.html. (data obrashhenija: 13.08.2016).

10. «Ob'-Irtyshskij bassejn: Vodnyj put' Za-padnoj Sibiri» ["Ob-Irtysh river basin: Water way of Western Siberia"] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.morvesti.ru/analitics/detail. php?ID=27092 (data obrashhenija 10.07.2017).

11. Mochalin S.M. Analiz material'nyh po-tokov v ramkah prigranichnogo sotrudnichestva Rossijskoj Federacii i Respubliki Kazahstan [the Analysis of material lows in the framework of cross-border cooperation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan]. S.M. Mochalin, L.V. Tjukina. Arhitekturno-stroitel'nyj i dorozhno-transportnyj kompleksy. Problemy, perspektivy, novacii. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk, 2016. P.782 - 788.

12. Zotov L.L., Obshhij kurs transporta: ucheb-no-metodicheskij kompleks uchebnoe posobie [a General course of transport: training complex tutorial]. L.L. Zotov, A.A. Chernjakov, V.A. Janchelenko. Spb. Izd-vo SZTU, 2012. 90 p.

13. Tjukina L. V. Aktual'nost' logistichesko-go podhoda v prigranichnom sotrudnichestve (na primere Omskoj oblasti i Respubliki Kazah-stan) [The relevance of the logistic approach in cross-border cooperation (on the example of Omsk region and the Republic of Kazakhstan)]. L.V. Tjukina. Mezhdunarodnaja nauchno-prak-ticheskaja konferencija studentov, aspirantov i molodyh uchjonyh «Fundamental'nye i prikladnye issledovanija molodyh uchenyh», Omsk, 2017. P. 372-378.

14. Kanke A.A. Osnovy logistiki: Uchebnoe posobie [Fundamentals of logistics: textbook]. A.A. Kanke, I.P. Koshevaja. Moscow. KnoRus, 2010. 576 p.

15. «Kazahstan i Rossija gotovy postroit' sovmestnyj logisticheskij centr» ["Kazakhstan and Russia are ready to build joint logistic centre"] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http:// russianskz.info/economy/ (data obrashhenija 19.06.2017).

16. «Model' transportno-logisticheskoj siste-my Kazahstana» ["The model of transport-logistic system of Kazakhstan"] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://logists.kz/model-transport-no-logisticheskoy-sistemi-kaz/ (data obrashhenija 19.06.2017).

17. Oficial'nyj sajt Ministerstva transporta Rossijskoj Federacii [Official website of the Ministry of transport of the Russian Federation] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://www.min-trans.ru/ (data obrashhenija 08.10.2016).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Тюкина Людмила Владимировна (Омск, Россия) - научный сотрудник ФГБОУ ВО «СибАДИ» (644080, г. Омск, пр. Мира,5, e-mail: [email protected]).

Tyukina Lyudmila Vladimirovna (Omsk, Russia) - researcher of the "SibADI" (644080, Omsk, pr. Mira, 5, e-mail: lyudmila.omsk@mail. ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.