tivacija kak vazhnejshij jelement upravlenija personalom [Work motivation as an important element of personnel management], Mir sovre-mennoj nauki, 2015. no 4. pp.37-42.
25. Sigova S. V., Gurtov V. A. Predicting the Budgetary Funding Need of Education in the Three-Year Budget for 2008-2010. Studies on Russian Eco-nomic Development, 2008. no 6. pp. 592-603.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Тюкина Людмила Владимировна (Омск, Россия) - научный сотрудник ФГБОУ ВО «Си-6АДИ» (644080, г. Омск, пр. Мира,5, e-mail: [email protected]).
Tyukina Lyudmila Vladimirovna (Omsk, Russia) - researcher of the "SibADI" (644080, Omsk, pr. Mira, 5, e-mail: lyudmila.omsk@mail. ru).
УДК 338.47
ЗНАЧЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С КАЗАХСТАНОМ
Л.В. Тюкина
ФГБОУ ВО «СибАДИ», г. Омск, Россия
Аннотация: В статье рассмотрена роль Омской области в развитии внешнеэкономических связей приграничных государств России и Казахстана. Проведено исследование развития транспортно-логистических услуг Омской области. Проанализирован уровень развития транспортно-логистической системы Омского региона. Выгодное географическое положение Омского региона, развитость транспортной инфраструктуры, степень развития предпринимательского взаимодействия в рамках приграничного сотрудничества Омской области и республики Казахстан, являются важными факторами для обоснования создания мультимо-дального транспортного узла в регионе.
Ключевые слова: транспортно-логистические услуги, мультимодальный транспортный узел, транспортно-логистический центр, транспортная система, Омский регион, Казахстан, приграничное сотрудничество.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Омской области в рамках научного проекта № 16-12-55016.
ВВЕДЕНИЕ
В развитии транспортно-логистической системы большое значение имеет развитость транспортной системы регионов и страны в целом. Транспортная отрасль является одной из тех отраслей, которые отражают специализацию экономики области, его долю в валовом региональном продукте (ВРП), которая составляет 12,5 %, что на 4,7 процентных пункта выше, чем в среднем по стране.
Транспортная система является комплексным механизмом, который в свою очередь обеспечивает функционирование транспорта как отрасли экономики. Своеобразным каркасом транспортной системы является опорная
транспортная решетка, которая включает в себя совокупность инфраструктурных объектов в сфере транспорта, связующим звеном которых выступает единая транспортная сеть.
В настоящее время в Омской области в условиях интеграции различных предпринимательских структур и необходимости сквозного управления материальными и трудовыми потоками формируется среда для организационного развития бизнес-структур, усиливается поддержка малого и среднего предпринимательства, совершенствуется политика привлечения инвестиций, развивается экспорт, модернизируется транспортная и энергетическая инфраструктура.
Одним из приоритетных направлений де-
ятельности является развитие приграничного сотрудничества с Республикой Казахстан, которое в современных условиях является одним из наиболее крупномасштабных и эффективных факторов, играющих важную роль в создании общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы [1,2].
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ - СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО РОССИИ И КАЗАХСТАНА
Омская область является значимым промышленным центром Сибирского Федерального Округа и России в целом. Она занимает важное место в таких областях промышленности как: нефтехимия и нефтепереработка, машиностроение и приборостроение, агропромышленный комплекс.
К предприятиям нефтехимической отрасли относятся ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», ОАО «Омский каучук», входящее в ГК «Титан», ОАО «Завод технического углерода», ОАО «Омскшина» и др., на долю которых приходится более 40% промышленной продукции области. Продукция нефтехимической отрасли конкурентоспособна не только на рынках стран СНГ, но и промышленно развитых стран.
Машиностроительные предприятия г. Омска представляют «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова», «Производственное объединение «Полет», ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» и др. Также в региона хорошо развита пищевая промышленность: ЗАО «Омский бекон», ЗАО «Любинский молочно-консервный комбинат», ОАО «Инмарко», входящее в компанию Unilever ЗАО «Росар» (принадлежит ОАО «САН ИнБев»), ООО «Манрос М» (принадлежит ОАО «Вимм-Билль-Данн -Продукты питания»), и др. Активно работают и развиваются предприятия растениеводства и животноводства. Отдельно выделяется сектор легкой промышленности - текстильной, швейной и обувной.
Предприятия города Омска и Омской области производят продукцию не только для внутреннего потребления, но и на экспорт, как в регионы России, так и в ближнее и дальнее зарубежье. Ключевая роль транспортного комплекса региона, в обслуживании генерируемых в регионе грузопотоков очевидна. Также на региональном рынке активно развертывают свою деятельность крупные российские и международные торговые сети: «Лента», «Metro Cash&Carry», «Ашан», «IKEA», «О'кей», «Leroy Merlin», а также более мелкие представители FMCG-рынка, такие как «Планета Холидей», «Холди» и «Сибириада» компании «Холидей», федеральная сеть магазинов самообслуживания «Магнит», супермаркеты «Семейный», «Петро'Ль», «Еда» и др.; сети магазинов бытовой техники «М-Видео», «Техносила», «Эльдорадо», «Media Markt», «TechnoPoint» и др. Большинство распределительных центров компаний находится в Новосибирске, в связи с чем возникают обратные грузопотоки и увеличиваются логистические издержки, отражающиеся на стоимости товара. Надлежащее развитие логистической инфраструктуры Омской области могло бы стать решением данной проблемы [3,4].
В 2015 году товарооборот Омской области составил 737 млн. долл. США. Импорт в Омскую область составил 197 млн. долл. США, в то время как экспорт достиг 541 млн. долл. США (рис.1).
В 2015 году Омская область импортировала следующие категории товаров (см. рис.2., табл.1):
- Машиностроительная продукция (57%);
- Продукция химической промышленности, каучук (17%);
- Продовольственные товары и сельско-хо-зяйственное сырье (8%);
- Металлы и изделия из них (8%);
- Топливно-энергетические товары (5%);
- Текстиль, текстильные изделия и обувь (2%).
Рисунок 1 - Основные показатели внешней торговли Омской области за 2015 год
(млн долларов США) [5]
Рисунок 2 - Товарная структура импорта Омской области в 2015 году [5]
Таблица 1
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2015 ГОД
тн вэд Продукция Объем в 2015г., тыс долларов США Доля в структуре импорта, %
84-90 Машиностроительная продукция $112,183 57%
28-40 Продукция химической промышленности, каучук $33,841 17%
01-24 Продовольственные товары и сельско- хозяйственное сырье $15,863 8%
72-83 Металлы и изделия из них $15,834 8%
27 Топливно-энергетические товары $9,156 5%
50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь $3,581 2%
44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия $806 0,4%
41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них $102 0,1%
68-71, 91-97 Другие товары $5,342 3%
Омская область экспортировала в 2015 году следующие категории товаров (см. рис. 3, табл.2):
- Машиностроительная продукция (44%);
- Продукция химической промышленности, каучук (39%);
- Продовольственные товары и сельско-хо-зяйственное сырье (8%);
- Металлы и изделия из них (5%);
- Топливно-энергетические товары (2%);
- Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1%).
Рисунок 3 - Товарная структура экспорта Омской области в 2015 году [5]
Таблица 2
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ
тн вэд Продукция Объем в 2015г., тыс долларов США Доля в структуре экспорта, %
84-90 Машиностроительная продукция $239,167 44%
28-40 Продукция химической промышленности, каучук $210,598 39%
01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье $43,831 8%
72-83 Металлы и изделия из них $26,071 5%
27 Топливно-энергетические товары $11,337 2%
44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия $7,663 1%
50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь $14 0.003%
68-71, 91-97 Другие товары $2,367 0.4%
Приведенные показатели позволяют лишь оценить объемы экспорта и импорта и подчеркнуть роль транспортно-логистического комплекса Омской области в обслуживании входящих и исходящих грузопотоков.
Уровень развития транспортно-логистиче-ской системы находится в прямой зависимости от экономико-географического положения региона. По мнению И.М. Маергойза [6] экономико-географическое положение представляет собой сложную генетически взаимосвязанную совокупность территориальных отношений, представляющих важность для экономического развития объекта и для формирования таких объектов, как страны и районы, для их территориальных структур.
Омская область находится в южной части Западно-Сибирской равнины. Такое географическое положение обеспечивает то, что регион находится практически по середине в пределах России и Евразийского геопространства. Территория Омской области вытянута с севера на юг почти на 600 км и с запада на вос-
ток более 300 км, что обусловливает большую протяженность границ. Регион граничит на западе и севере - с Тюменской, на востоке - с Новосибирской и Томской областями, на юге - с республикой Казахстан.
В результате ситуации сложившейся после распада СССР произошло изменение положение Омской области. Регион из глубинного стал приграничным. Протяженность границы Омской области и республики Казахстан составляет 1019 км. Такая протяженность дает возможность для развития внешнеэкономических связей между РФ и азиатскими государствами.
Расположение Омской области (рис.4) обеспечивает выполнение важнейшей стратегической задачи Омского ММТУ, заключающейся не только в переработке грузопотоков на направлении «Запад-Восток», а в обслуживании межрегиональных и внешнеторговых товаропотоков по направлению «Север-Юг» [7,8,9].
Тобольск*;!.....
Тюмень
Транссиб
; Тара
//
Европа 4
Казахстан
..........
Омск
Т » *
4 Г *
I * '
Томск
Новосибирск
I
Транссиб
,
Восточная Азия
'-¿V
Центральная Азия
Р 1 Ч Г ■ ¥
Автомобильные пути Железнодорожные пути
Водные пути
♦ Авиационные пути
Рисунок 4 - Транспортная инфраструктура Омской области
Наличие у Омской области прямого железнодорожного сообщения с Республикой Казахстан (г.Астана и Алма-Ата) дает возможность выступать Омской области связующим звеном
между транспортной системой России и транспортной системой Казахстана.
Омская область находится в Обь-Иртышском бассейне. Обь-Иртышский бассейн вну-
тренних водных путей один из крупнейших в России Он включает в себя 14 627 км эксплуатируемых внутренних водных путей, с протяженностью водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов 6192 км. Речная магистраль Обь-Иртышского бассейна простирающаяся от границы с Республикой Казахстан до арктического побережья России, включает полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский. Водное сообщение связывает Омскую область с такими городами Казахстана как Пав-
лодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, на их территории планируется строительство мультимодальных транспортно-логистических центров (МТЛЦ) регионального значения. Значительную транспортную роль играют притоки магистральных водных путей, которые позволяют судам внутреннего водного транспорта доставлять грузы и пассажиров вглубь территорий четырех субъектов РФ, к населенным пунктам и месторождениям полезных ископаемых Западной Сибири (рис.5) [10].
Рисунок 5 - Водные пути Обь-Иртышского бассейна Вестник СибАДИ, выпуск 4-5 (56-57), 2017
На р.Иртыш расположены шесть портов и пять из них находятся на территории Омской области: порт Большеречье (пос. Боль-шеречье), Омский речной порт (г. Омск), Тар-ский порт (г. Тара), Усть-Ишимский порт (пос. Усть-Ишим), порт Черлак (пос. Черлак).
По территории Омского региона проходят автомагистрали федерального значения, связывающие регион с соседними областями (Новосибирской, Тюменской, Томской), а также с Республикой Казахстан (табл.3).
Из таблицы видно, что у Омской области имеются большие возможности для участия в международных транспортных потоках по направлению Запад-Восток, т.к. регион расположен на линиях прямых маршрутов между Азией и европейскими странами.
Большие расстояния не являются препятствием для использования автомобильного транспорта, а становятся одним из способов раскрытия транзитного потенциала Омска. Евразийское сухопутное пространство, охватывающее страны - участницы Экономического пояса Шелкового пути, располагает уникальными возможностями для расширения спектра транспортно-логистических услуг. При этом автомобильные перевозчики могут воспользоваться несколькими маршрутами на пути из Китая в Европу и обратно. Один из них
- Северный сухопутный путь (Урумчи - Достык
- Омск - Москва - Минск - страны ЕС) с расстоянием от Урумчи до границы Беларуси по железным дорогам около 7,5 тыс. км, по автомобильным - 6,9 тыс. км, Что делает достаточно привлекательным данный вид сообщения в обоих направлениях [11].
Вполне вероятно и увеличение в ближайшем будущем загрузки Транссибирской ма-
гистрали. Сегодня она загружена только на 50-70%. Из 600 тысяч контейнеров, ежегодно отправляемых в Европу из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, лишь 50 тысяч попадают на Транссиб, хотя его технические возможности позволяют перевозить более 100 тысяч контейнеров в год. Из Японии в Западную Европу контейнеры по Транссибу можно доставить на 15 суток быстрее, чем сейчас, когда их везут на морских судах. Транспортные потоки с каждым годом будут усиливаться, и для четкого их прохождения, для перенаправления грузов в другие регионы понадобится организация мультимодального узла, каким в Сибири может стать Омск. Наличие развитой транспортной сети свидетельствует о том, что по территории Омской области проходят мощные грузопотоки по всем направлениям.
Учитывая выше сказанное можно представить структуру транспортно-логистического сектора Омской области (рис.6).
Транспортно-логистический сектор представлен различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, авиационным, водным, а так же в складскими услугами. Наличие всей базовой транспортной инфраструктуры (сеть авто и железных дорог, международный аэропорт, водные судоходные пути, трубопроводный транспорт) является преимуществом для развития транспортно-логиче-ского сектора.
Применив системный подход для формирования опорной транспортной решетки России группой компаний «ЮСОН» (г. Омск) в партнерстве с ООО «Управляющая компания «Новые стандарты» разработан проект по созданию на территории Омского региона мультимодального транспортного узла (ММТУ) федерального значения [7].
Таблица 3
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВТОТРАССЫ, ПРОХОДЯЩИЕ ПО ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Номер автомагистрали Маршрут Международная автодорожная сеть
М51 Челябинск - Курган -Омск - Петропавловск - Новосибирск AH6 - международный азиатский маршрут (Asian highway), соединяет Восточную Европу с Кореей
М38 Омск - Черлак - Казахстан (Павлодар, Семипалатинск) - Китай (Майкапчиган) AH60 - соединяет Северную, Центральную, Юго-Западную Азию
P402 Тюмень - Ялуторовск -Ишим - Омск Е22 - международный европейский маршрут по территории Западной и Восточной Европы
Рисунок 6 - Транспортно-логистический сектор Омской области
Структура рынка транспортно-логистиче-ских услуг (ТЛУ) в процентном соотношении представлена на рисунке 7 [12].
Динамика ТЛУ в России показывает, что все более важную роль в управлении доставкой грузов в цепях поставок производителей и торговых компаний начинают играть в транс-портно-логистические центры (ТЛЦ) [13,14].
Омский ММТУ служит опорным транспорт-
ным узлом в системе транспортных коридоров, которые уже существуют и еще проектируются.
Основными задачами создания Омского ММТУ является:
1. Способствовать увеличению транспортной связности территории России;
2. Способствовать развитию внешнеэкономических связей России с Казахстаном и с
Рисунок 7 - Структура российского рынка транспортно-логистический услуг
другими странами средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения), а также с КНР (в первую очередь, с СУАР и прилегающими провинциями);
3. Способствовать созданию инфраструктуры, которая необходима для формирования транспортного коридора с международным значением «Алма-Ата - Омск - Северный морской путь»;
4. Способствовать созданию условий необходимых для реализации транзитного потенциала страны за счет привлечения и обработки транзитных грузопотоков.
Также создание Омского ММТУ позволит повысить транспортную связность регионов России в направлении «Север-Юг». Именно транспортная связность - необходимое условие их социально-экономического развития.
Создание Омского ММТУ дает возможность развитию и укреплению внешнеэкономических связей между Россией и Казахстаном, а также с другими странами средней Азии (Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан), а также с Ираном и КНР. Достижение развитых внешнеэкономических связей возможно вследствие создания такой логистической инфраструктуры, которая снизит уровень транспортных расходов, и повысит качество транспортно-ло-гистических услуг при осуществлении внешнеторговой деятельности. Омская область играет значительную роль в развитии межнациональных транспортных коммуникаций и распределении евроазиатских грузопотоков. Это обусловлено приграничным положением и активным сотрудничеством Омской области и Республики Казахстан [15,16,17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Омская область является крупным и стратегически значимым транспортным узлом на границе с Республикой Казахстан. Региональная логистическая система Омской области имеет следующие характерные особенности: наличие и стыковка автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта, выгодное географическое положение на границе двух федеральных округов и соседство с Республикой Казахстан, наличие транспортных связей с северными приграничными регионами Казахстана, а также высокий экспортный потенциал региона, наличие потребности в производимой регионом продукции в России и за рубежом, в т.ч. в регионах Казахстана.
Создание ММТУ в Омском регионе - это необходимое условие способствующее формированию в перспективе транспортного коридора «Алма-Ата - Омск - Северный морской путь», который обеспечит выход:
- благодаря имеющимся водным путям - в порты Санкт-Петербурга, Хельсинки и Гамбурга (как минимум, в период навигации) по кратчайшему северному пути (существующая альтернатива - доставка грузов по южному пути через Суэцкий канал - в значительной степени менее эффективна по срокам и уровню расходов);
- используя имеющиеся воздушные пути -на трансполярные воздушные трассы кросспо-лярного воздушного моста «Америка - район Северного полюса - Азия» для доставки грузов в США и Канаду;
- используя Трансазиатскую железную дорогу (ТАЖД) (Стамбул - Тегеран - Мешхед - Серахс - Чарджоу - Ташкент - Алма-Ата -Урумчи-Пекин) на Тегеран.
Географическое и политическое положение Омской области, определяющие степень развитости транспортной инфраструктуры имеющихся видов транспорта и наличие магистралей международного значения на территории региона, являются значимой предпосылкой для строительства в Омском регионе крупного ММТУ, который будет способен к обслуживанию миллионов тонн транзитных грузов. Для строительства такой мультимодальной структуры требуется не только наличие транспортных коммуникаций, но и наличие потенциала способного обеспечить рост грузопотоков в регионе и возможностей формирования конкурентной среды транспортно-логистического рынка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мочалин, С. М. Определение направлений транспортно- логистического взаимодействия в рамках приграничного сотрудничества России и Казахстана / С. М. Мочалин, В. А. Миляева // Логистика - Евразийский мост : материалы VIII Международ. науч.-практ. конф. -Красноярск, 2013. - 4.1. - С. 148-155.
2. Мочалин, С. М. Пути развития региональной логической транспортно-распределитель-ной системы Омской области / С. М. Мочалин, В. А. Миляева // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транс-
портного комплексов России : материалы Все-рос. 65-й науч.-техн. конф. / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2011. - Кн. 3. - С. 99-104.
3. Мочалин, С. М. Подходы к транспор-тно-логистическому взаимодействию приграничных регионов в рамках кластеризации (на примере Омской области и приграничных регионов Казахстана) / С. М. Мочалин, В. А. Миляева // Логистика и управление цепями поставок. - 2013. - № 3. - С. 11-20.
4. Миляева, В. А. О необходимости формирования транспортно- логистического кластера в Омской области / В. А. Миляева // Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной инфраструктуры на основе рационального природопользования : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. ФГБОУ ВПО «СибАДИ» (с международным участием) / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2012. - Кн. 3. - С. 66-70
5. Официальный сайт Федеральное Таможенное Управление [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://customs.ru - (дата обращения 18.09.2016).
6.Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск, 1986. 304 е.,
7. Краткая концепция развития Омского мультимодального транспортного узла в рамках проекта «73 МЕРИДИАН» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: МЭр://ааа. proektnoegosudarstvo.ru/materials/0007/ - (дата обращения 10.07.2017).
8. Официальный сайт Министерства развития транспортного комплекса Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://mrtk.omskportal.ru - (дата обращения 18.09.2016).
9. Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93 «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/84190-Prilozhenie-k-ukazu-gubernatora-omskoy-oblasti-ot-24-iyunya-2013-goda-93-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-
razvitiya-omskoy-oblasti-do-2025-goda.html. - (дата обращения: 13.08.2016).
10. «Обь-Иртышский бассейн: Водный путь Западной Сибири» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.morvesti.ru/ analitics/detail.php?ID=27092 - (дата обращения 10.07.2017).
11. Мочалин С.М. Анализ материальных потоков в рамках приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан /С.М. Мочалин, Л.В. Тюкина // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, новации : материалы Международной научно-практической конференции, - Омск, 2016. - С.782 -788.
12. Зотов Л.Л., Общий курс транспорта: учебно-методический комплекс учебное пособие / Л.Л. Зотов, A.A. Черняков, В.А. Янчелен-ко. - Спб.; Изд-во СЗТУ, 2012. - 90с.
13. Тюкина Л. В. Актуальность логистического подхода в приграничном сотрудничестве (на примере Омской области и Республики Казахстан) / Л.В. Тюкина // Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Фундаментальные и прикладные исследования молодых ученых», - Омск, 2017. - С. 372-378.
14. Канке A.A. Основы логистики: Учебное пособие / A.A. Канке, И.П. Кошевая. М.: Кно-Рус, 2010. - 576 с.
15. «Казахстан и Россия готовы построить совместный логистический центр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianskz. info/economy/ - (дата обращения 19.06.2017).
16. «Модель транспортно-логистической системы Казахстана» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://logists.kz/model-transportno-logisticheskoy-sistemi-kaz/ - (дата обращения 19.06.2017).
17. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mintrans.ru/ - (дата обращения 08.10.2016).
THE VALUE OF THE OMSK REGION IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF RUSSIA WITH KAZAKHSTAN
L.V. Tyukina
Abstract: The article considers the role of the Omsk region in the development of foreign economic relations of the border States of Russia and Kazakhstan. A study of the development of transport and logistics services of the Omsk region. Analyzed the level of development of transport-logistic system of the Omsk region. The favorable geographical position of the Omsk region, development of transport
infrastructure, development of business cooperation in the framework of cross-border cooperation of Omsk region and the Republic of Kazakhstan, are important factors to justify the creation of a multimodal transport hub in the region.
Key words: transportation and logistics services, multimodal transport hub, transport and logistics centre, transport, Omsk region, Kazakhstan, cross-border cooperation.
REFERENCES
1. Mochalin, S. M. Opredelenie napravlenij transportno- logisticheskogo vzaimodejstvija v ramkah prigranichnogo sotrudnichestva Rossii i Kazahstana [Determination of the directions of transport and logistics cooperation in the framework of cross-border cooperation of Russia and Kazakhstan]. S. M. Mochalin, V. A. Miljaeva. Lo-gistika - Evrazijskij most. materialy VIII Mezh-dunarod. nauch.-prakt. konf. -Krasnojarsk, 2013. Ch.1. - pp. 148-155.
2. Mochalin, S. M. Puti razvitija regional'noj logicheskoj transportno-raspredelitel'noj siste-my Omskoj oblasti [The development of regional logical transportation and distribution system in Omsk region]. S. M. Mochalin, V. A. Miljaeva. Orientirovannye fundamental'nye i prikladnye issledovanija - osnova modernizacii i innova-cionnogo razvitija arhitekturno-stroitel'nogo i dorozhno-transportnogo kompleksov Rossii. Materialy Vseros. 65-j nauch.-tehn. konf. SibADI, Omsk, SibADI, 2011. Kn. 3. P. 99-104.
3. Mochalin, S. M. Podhody k transportno-lo-gisticheskomu vzaimodejstviju prigranichnyh re-gionov v ramkah klasterizacii (na primere Omskoj oblasti i prigranichnyh regionov Kazahstana) [Approaches to transportation and logistics cooperation of border regions in the framework of clustering (by example of Omsk region and border regions of Kazakhstan)]. S. M. Mochalin, V. A. Miljaeva. Logistika i upravlenie cepjami postavok, 2013. no 3. - P. 11-20.
4. Miljaeva, V. A. O neobhodimosti formirovani-ja transportno- logisticheskogo klastera v Omskoj oblasti [About necessity of formation of transport and logistics cluster in the Omsk region]. V. A. Miljaeva. Razvitie dorozhno-transportnogo kom-pleksa i stroitel'noj infrastruktury na osnove racio-nal'nogo prirodopol'zovanija. Materialy VII Vseros. nauch.-prakt. konf. FGBOU VPO «SibADI» (s mezhdunarodnym uchastiem), SibADI, Omsk, SibADI, 2012. Kn. 3. P. 66-70.
5. Oficial'nyj sajt Federal'noe Tamozhennoe Upravlenie [Official site of the Federal Customs Administration] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://customs.ru (data obrashhenija 18.09.2016).
6. Maergojz I.M. Territorial'naja struktura hoz-
jajstva.[The spatial structure of the economy], Novosibirsk, 1986. 304 p.
7. Kratkaja koncepcija razvitija Omskogo mul'timodal'nogo transportnogo uzla v ramkah proekta «73 MERIDIAN» [Brief the development concept of Omsk multimodal transport hub in the framework of the project "73 MERIDIAN"] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://www. proektnoegosudarstvo.ru/materials/0007/ (data obrashhenija 10.07.2017).
8. Oficial'nyj sajt Ministerstva razvitija transportnogo kompleksa Omskoj oblasti [Official website of the Ministry of development of transport complex of Omsk region] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://mrtk.omskportal.ru (data obrashhenija 18.09.2016).
9. Ukaz Gubernatora Omskoj oblasti ot 24 ijunja 2013 g. № 93 «Strategija social'no-jeko-nomicheskogo razvitija Omskoj oblasti do 2025 goda» [The decree of the Governor of the Omsk region from 24 June 2013 № 93 "the Strategy of socio-economic development of Omsk region till 2025"] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http:// docplayer.ru/84190-Prilozhenie-k-ukazu-guber-natora-omskoy-oblasti-ot-24-iyunya-2013-go-da-93-strategiya-socialno-ekonomichesko-go-razvitiya-omskoy-oblasti-do-2025-goda.html. (data obrashhenija: 13.08.2016).
10. «Ob'-Irtyshskij bassejn: Vodnyj put' Za-padnoj Sibiri» ["Ob-Irtysh river basin: Water way of Western Siberia"] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.morvesti.ru/analitics/detail. php?ID=27092 (data obrashhenija 10.07.2017).
11. Mochalin S.M. Analiz material'nyh po-tokov v ramkah prigranichnogo sotrudnichestva Rossijskoj Federacii i Respubliki Kazahstan [the Analysis of material lows in the framework of cross-border cooperation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan]. S.M. Mochalin, L.V. Tjukina. Arhitekturno-stroitel'nyj i dorozhno-transportnyj kompleksy. Problemy, perspektivy, novacii. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk, 2016. P.782 - 788.
12. Zotov L.L., Obshhij kurs transporta: ucheb-no-metodicheskij kompleks uchebnoe posobie [a General course of transport: training complex tutorial]. L.L. Zotov, A.A. Chernjakov, V.A. Janchelenko. Spb. Izd-vo SZTU, 2012. 90 p.
13. Tjukina L. V. Aktual'nost' logistichesko-go podhoda v prigranichnom sotrudnichestve (na primere Omskoj oblasti i Respubliki Kazah-stan) [The relevance of the logistic approach in cross-border cooperation (on the example of Omsk region and the Republic of Kazakhstan)]. L.V. Tjukina. Mezhdunarodnaja nauchno-prak-ticheskaja konferencija studentov, aspirantov i molodyh uchjonyh «Fundamental'nye i prikladnye issledovanija molodyh uchenyh», Omsk, 2017. P. 372-378.
14. Kanke A.A. Osnovy logistiki: Uchebnoe posobie [Fundamentals of logistics: textbook]. A.A. Kanke, I.P. Koshevaja. Moscow. KnoRus, 2010. 576 p.
15. «Kazahstan i Rossija gotovy postroit' sovmestnyj logisticheskij centr» ["Kazakhstan and Russia are ready to build joint logistic centre"] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http:// russianskz.info/economy/ (data obrashhenija 19.06.2017).
16. «Model' transportno-logisticheskoj siste-my Kazahstana» ["The model of transport-logistic system of Kazakhstan"] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://logists.kz/model-transport-no-logisticheskoy-sistemi-kaz/ (data obrashhenija 19.06.2017).
17. Oficial'nyj sajt Ministerstva transporta Rossijskoj Federacii [Official website of the Ministry of transport of the Russian Federation] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://www.min-trans.ru/ (data obrashhenija 08.10.2016).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Тюкина Людмила Владимировна (Омск, Россия) - научный сотрудник ФГБОУ ВО «СибАДИ» (644080, г. Омск, пр. Мира,5, e-mail: [email protected]).
Tyukina Lyudmila Vladimirovna (Omsk, Russia) - researcher of the "SibADI" (644080, Omsk, pr. Mira, 5, e-mail: lyudmila.omsk@mail. ru).