Научная статья на тему 'Региональная и межрегиональная логистика приграничных регионов России и Казахстана: современные аспекты развития'

Региональная и межрегиональная логистика приграничных регионов России и Казахстана: современные аспекты развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
656
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ПРИГРАНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ РАЙОНОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОВАРООБМЕН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хаирова Саида Миндуалиевна, Койчубаев Александр Сергеевич

Статья посвящена аспектам реализации потенциала приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан, где систематизация грузопотоков требует создания необходимой логистической инфраструктуры. Интеграционные процессы ЕврАзЭС создают правовые, социально-экономические и другие необходимые условия для развития региональных логистических систем. В этой связи авторами отмечена необходимость создания регионального логистического центра в северо-восточном регионе Казахстана (с опорной точкой в городе Семей), для обеспечения рационального товарооборота с крупными приграничными регионами Российской Федерации (Омской области, Алтайского края с выходом на г.Новосибирск и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хаирова Саида Миндуалиевна, Койчубаев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL AND INTERREGIONAL LOGISTICS OF BOUNDARY REGIONS OF KAZAKHSTAN AND RUSSIA

This article is devoted to aspects of realization of capacity of boundary regions of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation where ordering of freight traffics demands creation of necessary logistic infrastructure. Integration processes of EurAsEC create legal, social and economic and other necessary conditions for development of regional logistic systems. In this regard the author noted need of creation of the regional logistic center for the northeast region of Kazakhstan (with a reference point in the Semey city), for ensuring rational commodity turnover with large boundary regions of the Russian Federation (the Omsk region, Altai with an exit to Novosibirsk, etc.).

Текст научной работы на тему «Региональная и межрегиональная логистика приграничных регионов России и Казахстана: современные аспекты развития»

УДК 656.073 (574)

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА:

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

С. М. Хаирова, А. С. Койчубаев

Аннотация. Статья посвящена аспектам реализации потенциала приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан, где систематизация грузопотоков требует создания необходимой логистической инфраструктуры. Интеграционные процессы ЕврАзЭС создают правовые, социально-экономические и другие необходимые условия для развития региональных логистических систем. В этой связи авторами отмечена необходимость создания регионального логистического центра в северовосточном регионе Казахстана (с опорной точкой в городе Семей), для обеспечения рационального товарооборота с крупными приграничными регионами Российской Федерации (Омской области, Алтайского края с выходом на г. Новосибирск и др.).

Ключевые слова: региональная логистика, приграничное развитие районов, региональные логистические центры, межрегиональный товарообмен.

Потенциал развития приграничных районов России и Казахстана определяется особенностями инвестиционного климата, стоимостью производственных факторов осваиваемого рынка и транзакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы, транспортными условиями, инфраструктурой пограничных переходов.

Эти аспекты определяют необходимость изменения отношения к приграничному сотрудничеству Республики Казахстан в целях развития экономики приграничных территорий, как составной части социальноэкономического развития регионов и страны в целом.

В настоящее время потенциал республики не в полной мере задействован в системе международных грузопотоков, до конца не сформирована специализация основных международных транспортных коридоров, требуется повысить уровень сервисных услуг и качество транспортных путей в соответствии с международными стандартами, призванных обеспечить полноценное формирование транзитных грузопотоков по территории страны.

Деятельность транспортных коридоров привлекает наибольшее количество представителей международного бизнеса, транснациональных компаний, отечественных и зарубежных инвесторов, прежде всего своими либеральными условиями ведения бизнеса, минимизацией рыночных издержек, особенно необходимых для успешного развития среднего и малого предпринимательства страны [1].

Интеграционные процессы ЕврАзЭС создают правовые, социально-экономические и другие необходимые условия для развития

региональных логистических систем, в этой связи повышается значимость научнометодологических и прикладных вопросов развития региональной логистики приграничных регионов.

Региональная логистика объединяет экономику региона и логистический подход к организации товародвижения. Региональная экономика определяет структуру и состав производительных сил, расположение потребителей, структуру и направления движения товарной массы. Логистика с позиции системного подхода обеспечивает взаимодействие всех участников экономической деятельности в цепях поставок с целью уменьшения суммарных издержек в товародвижении.

Общий методологический принцип логистики — системный подход — основан на функциональном, корпоративном или территориальном выделении сферы целевой функции деятельности, формировании или подборе функциональных элементов или действующих лиц и объединении их в логистическую систему.

Цель формирования логистической системы оптимизация потоков на уровне:

1) предприятия или корпорации;

2) территории или региона;

3) цепи поставок от источника до потребителя.

Региональная логистика объединяет:

- логистико ориентированные методы исследования региона как территории;

- региональную экономику в аспекте анализа и планирования движения потоков;

- планирование и проектирование логистической инфраструктуры региона.

Основная проблема при этом - совмещение принципов централизации и самостоятельности участников экономической деятельности; вовлечение их во взаимовыгодное партнерство, включающее информационное и сервисное обслуживание [2].

Возникшая необходимость эффективного управления товарообменом между регионами в условиях усиления значимости интеграционных процессов между субъектами экономики обосновывает актуальность создания и функционирования единого оператора, выполняющего, прежде всего, координирующие функции в системе межрегионального товарообмена.

Формой качественного взаимодействия между производителями, посредниками, транспортно-экспедиционными и страховыми компаниями, финансово-кредитными учреждениями, потребителями, органами государственного управления, научной и социальной сферой могут выступать межрегиональные логистические центры.

Логистические центры выгодно размещать в местах пересечения транспортных путей и недалеко от крупных потребителей или производителей товаров, так как это позволяет существенно уменьшить транспортные расходы.

В настоящее время во всех развитых странах почти весь оборот внешней торговли (импорт и экспорт), а также большая часть внутреннего товарооборота осуществляется через региональные логистические центры. Они имеют большое значение для поддержания экономического потенциала страны.

Через логистические центры в страну поступает в значительном объеме иностранная валюта. Собираемые с них налоги являются обычно весомым вкладом в бюджет. Правительство страны заинтересовано в успешной деятельности логистических центров и оказывает им поддержку. Чаще всего эта поддержка проявляется в виде финансовых льгот при строительстве и эксплуатации логистических центров.

Региональные логистические центры более чем перспективны. Через них проходят большие объемы информации и управление ею, оптимизация информационных потоков дает значительный экономический эффект.

Опыт стран Западной Европы показывает огромную роль транспортно-логистических центров. Так, в Голландии деятельность транспортных логистических центров приносит 40 % дохода транспортного комплекса, во Франции - 31 %, в Германии - 25 %. В странах Центральной и Восточной Европы эта доля в среднем составляет 30 % Д3Ж.

Исследовав рынок логистики, можно отметить, что на сегодняшний день у Казахстана, в силу его географического положения, есть определенные логистические особенности и преимущества. По территории республики проходит около пяти международных транзитных путей и несколько крупных трубопроводов.

Дополнительной возможностью для развития рынка логистических услуг в Казахстане является создание Таможеного союза (ТС), в результате которого внутрисоюзные границы стали официально открытыми и сухопутная граница с Китаем теперь стала более доступна для Европы.

Согласно «Транспортной стратегии Российской Федерации» на период до 2020 года перспективные транспортно-логистические

кластеры в Сибири и на Дальнем Востоке могут быть созданы в городах: Томск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск Д6Ж.

На сегодняшний день внутренняя логистика, приближенная к международным стандартам качества, присутствует только в Алматинском регионе, где консолидировано много складов класса «А» и присутствует конкуренция на рынке логистики. В Астане логистическая инфраструктура только появляется. Наибольшая потребность состоит в качественной логистике в регионах Казахстана Д4Ж.

Учитывая тенденции рынка, особый интерес состоит в создании регионального логистического центра в северо-восточном регионе Казахстана (с опорной точкой в городе Семей), его основные магистрали обеспечивают выход на крупные приграничные регионы Российской Федерации (Омской области, Алтайского края с выходом на г. Новосибирск и др.). Причиной тому, служит рост товарооборота между Казахстаном и Россией, который по сравнению с другими странами увеличивается в целом быстрее, чем с другими основными торговыми партнерами. По данным МИДа РК, товарооборот между Казахстаном и Российской Федерацией за первое полугодие 2012 года превысил 11 млрд. долл. США. В 2011 году товарооборот составил 24 млрд. долл. США. При этом доля приграничного и межрегионального товарооборота составляет от 50 до 70 % от общего объема двусторонних экономических связей Д5Ж.

Заключение

Подводя итоги данной статьи, следует отметить роль региональной логистики в системе товарооборота регионов, основой чего является система интегрированных цепей поставок на межрегиональном уровне, осуществление которых не возможно без соответст-

вующей логистической инфраструктуры приграничных регионов, а именно без региональных логистических центров.

Библиографический список

1. О Концепции дальнейшего развития Между-

народного центра приграничного сотрудничества "Хоргос". Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2006 года N 633[Электронный ресурс] Режим доступа:

http://adilet.minjust.kz/rus/docs/P060000633. Дата

обращения: 18.10.2012г.

2. Носов А. Л. Региональная логистика—М: Издательство «Апьфа-Пресс», 2007. — 168 с. Страницы 3-4.

3. Логистика: Учебник/ Под ред. Б. А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Л69 ИНФРА-М, 2002. — 368 с. - (Серия «Высшее образование»). Страницы 316-317

4. Казаков Д. Рынок логистики в Казахстане

(2011). Исследовательская компания BRIF Research Group Опубликовано: 13.04.2012 [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.brif.kz/blog/?p=1947 Дата обращения: 22.10.2012г.

5. Официальный сайт Посольства Республики

Казахстан и Российской Федерации. Проекты - Казахстанско-российские отношения [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://kazembassy.ru/projects/kazrus/ Дата обращения: 22.10.2012г.

6. Хаирова С. М. Использование концепций логистики и инновационного подхода в управлении при формировании региональной транспортнологистической системы // Вестник СибАДИ - 2011. -№ 4 (22). - С. 85-88.

ASPECTS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL

AND INTERREGIONAL LOGISTICS OF BOUNDARY REGIONS OF KAZAKHSTAN AND RUSSIA

S. Khairova A. Koichubayev

This article is devoted to aspects of realization of capacity of boundary regions of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation where ordering of freight traffics demands creation of necessary logistic infrastructure. Integration processes of EurAsEC create legal, social and economic and other necessary conditions for development of regional logistic systems. In this regard the author noted need of creation of the regional logistic center for the northeast region of Kazakhstan (with a reference point in the Semey city), for ensuring rational commodity turnover with large boundary regions of the Russian Federation (the Omsk region, Altai with an exit to Novosibirsk, etc.).

Хаирова Саида Миндуалиевна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Управление качеством и сервис», и.о. зав. кафедрой УКиС Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно - дорожная академия «СибАДИ»». Общее количество опубликованных работ: 120. е- mail: saida_hairova@mail.ru

Койчубаев Александр Сергеевич - аспирант кафедры «Экономика и организация производства». Омский государственный институт Общее количество опубликованных работ: 15. е-

mail:koychubayev_as@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.