УДК 656.073 (574)
ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
А. С. Койчубаев
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития региональной логистической системы, где даны рекомендации по формированию организационной схемы регионального логистического центра в Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.
Ключевые слова: Региональная логистика, приграничное развитие районов, региональные логистические центры, межрегиональный товарообмен
Введение
В настоящее время потенциал республики не в полной мере задействован в системе международных грузопотоков, до конца не сформирована специализация основных международных транспортных коридоров, требуется повысить уровень сервисных услуг и качество транспортных путей в соответствии с международными
стандартами, призванных обеспечить полноценное формирование транзитных грузопотоков по территории страны [3-5].
Интеграционные процессы ЕврАзЭС создают правовые, социально-экономические и другие необходимые условия для развития региональных логистических систем, в этой связи повышается значимость научно-методологических и прикладных вопросов развития региональной логистики приграничных регионов.
Основная часть
Региональная логистика объединяет экономику региона и логистический подход к организации товародвижения. Учитывая эти факторы, стоит вопрос о форме организации компании, и ее взаимодействия с органами власти, инвесторами, потребителями и др.
Мировой опыт предполагает
формирование площадок двух типов: «greenfield» и «brownfield», данные о которых будут доступны потенциальным инвесторам в информационных ресурсах.
Инвестиционная площадка Brownfield — земельный массив с находящимися на нем неиспользуемыми зданиями и сооружениями, желательно наличие инженерных коммуникаций. Как правило, это земли промышленного назначения, что значительно упрощает процедуру землеотвода. Такие участки идеально подходят под инвестиционные проекты, предполагающие организацию производств.
Инвестиционная площадка Greenfield — земельный массив без строений, на котором раннее хозяйственная деятельность не велась, но возможность обеспечения инженерной инфраструктурой имеется. Этот тип участков подходит под инвестиционные проекты, направленные на развитие логистической и рыночной инфраструктуры.
Информация по инвестиционной площадке имеет четкий структурированный вид и является своеобразным паспортом. Создание качественных паспортов потенциальных объектов инвестирования позволит повысить конкурентоспособность территории в борьбе за инвестиционные ресурсы.
В паспорте должны быть отражены основные элементы инженерной,
транспортной инфраструктуры (энерго - , газо-, водоснабжение, водоотведение, тип покрытия дорожного полотна, значение дорог) с указанием доступных мощностей, расстояния до источника подключения. А также целевое назначение участка, форма собственности, возможные варианты передачи в пользование и доступный объем трудовых ресурсов.
Для инвестора такая информация станет показателем компетентности и
профессионализма представителей
республиканских исполнительных органов власти, а также позитивным импульсом для вложения инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики, что является основополагающим фактором социально-экономического развития республики в целом и каждого населенного пункта в отдельности.
Для изучения опыта формирования логистического центра в ноябре 2012 года был осуществлен выезд на территорию Промышленно-логистического парка
Новосибирской области (рис. 1.), который
основан на инвестиционной площадке типа Greenfield.
Промышленно-логистический парк
Новосибирской области образован согласно распоряжению Губернатора Новосибирской области № 174-р от 06.06.2007 «О создании Промышленно-логистического парка».
Транспортно-логистический комплекс Новосибирской области является
крупнейшим по масштабам в восточной части России и представляет собой уникальное сочетание всех видов транспорта с транзитной специализацией. Данный центр обладает стратегическими возможностями, это крупный региональный логистический парк, площадь которого, составляет 2000 га. Земли находятся в собственности открытого акционерного общества «Управляющая компания «Промышленно-логистический парк». Категория земель - земли промышленности.
Данная форма организации парка, позволяет обеспечить прозрачность своей деятельности, и уже на сегодняшний день, имеет большой инвестиционный потенциал, который восполняется ресурсами зарубежных и отечественных компаний.
Формирование на территории Восточно-Казахстанского региона в узлах транспортной сети регионального транспортно-логистического центра (РТЛЦ) обеспечит необходимые предпосылки для создания национальной транспортно-логистической системы и ее последующей интеграции с международной логистической системой грузо- и товародвижения. Положение и нынешняя инфраструктура позволяет сформировать логистический центр как на площадке типа Brownfield, так и Greenfield.
Анализ научных трудов ведущих зарубежных и отечественных ученых Прокофьевой Т. А., Сергеева В. И., Резер С. М., Тулендиева Е. Е. и др. в области проектирования и организации региональных транспортно-логистических систем сводится к интегральной концепции логистики [1, 2].
С позиции концепции интегрированной логистики, в качестве конечной цели осуществления транспортно-логистического процесса рассматривается максимальная и с наименьшими затратами адаптация на рынке в условиях жесткой конкуренции. При этом формируется система контроля и регулирования товароматериального потока, обеспечивающая надежность и
непрерывность его продвижения с наименьшими совокупными издержками.
Для адаптации в условиях рынка необходимо:
1) быть ориентированным на рыночную стратегию, не ставя минимизацию расходов в отдельных звеньях логистической цепи в качестве единственного критерия, а рассматривая систему звеньев в целом;
2) оценивать эффект от применения логистических решений не только по отдельным показателям, но и по их влиянию на изменение конечных результатов деятельности - увеличение общей прибыли, повышение экономической заинтересованности участников транспортно-логистического процесса в увеличении производительности труда и максимизации системного (синергетического) эффекта.
Необходимым условием эффективного функционирования транспортно-
логистической системы является, прежде всего, заинтересованность в ней всех ее участников: производителей, потребителей, экспедиторов, владельцев складов и терминалов, перевозчиков, дистрибьютеров, оптовых и других логистических посредников, а также их финансовая устойчивость, положение на рынке, качество предоставляемых услуг, наличие выгодных и стабильных заказов [6].
С учетом проведенного исследования разработана адаптированная графическая модель организационного взаимодействия, состоящая из функциональных и обеспечивающих систем (рис. 2.).
Рис. 2. Модель организационного взаимодействия транспортно-логистического центра
Особое место в организационной структуре региональной транспортной логистической системы занимают республиканские и территориальные органы управления, осуществляющие свои функции в согласовании с Национальным центром транспортной логистики и исполнительной дирекцией АО «Управляющая компания РТЛЦ «Ертю», открытой для вхождения всех субъектов системы и функционирующая на коммерческой основе.
Заключение
Формирование и функционирование РТЛЦ «Ертю» основано на развитие логистического управления процессом грузо-и товародвижения и требует создание эффективной системы государственной поддержки и регулирования, а также формирование соответствующих органов управления функционированием и развитием транспортно-логистической системы.
Статья выполнена в рамках гранта Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по теме НИР «Региональные аспекты интеграции цепей поставок в перспективных условиях Единого транспортного пространства»
Библиографический список
1. Прокофьева Т. А., Лопаткина О. М. Логистика транспортно-распределительных систем: Региональный аспект. - М.: РКонсульт. 2003.
2. Тулендиев Е. Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логистических центров (на примере Республики Казахстан): дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05. Институт исследования товародвижения на конъюнктуры оптового рынка (институт ИТКОР). М., - 2009. - 229 с.
3. Хаирова С. М. Внедрение интегрированных моделей оптимизации цепей поставок и формирование логистического сервиса в транспортных системах // Вестник СибАДИ. -Омск: СибАДИ. - 2013. - №4(32).- С. 163-171.
4. Хаирова С. М. Региональная и межрегиональная логистика приграничных регионов России и Казахстана: современные аспекты развития // Вестник СибАДИ. - 2013. - № 2 (30). -С. 119 -121.
5. Хаирова С. М. Региональные аспекты интеграции цепей поставок в перспективных условиях Единого транспортного пространства / С. М. Хаирова, А. С. Койчубаев // Омский научный вестник. - 2012. - №4 (111). -С. 68-69.
6. Шабарова Э. В. [Электронный ресурс]. Концепции и предпосылки формирования транспортно-логистических центров в Западной Европе. 2010. URL:http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/VSUNU
/2010_10_2/Schabarov_E. pdf [Дата обращения 18.10.2012]
GRAPHIC MODEL OF THE ORGANIZATION OF MANAGEMENT COMPANY OF THE REGIONAL TRANSPORT AND LOGISTIC CENTER
А. Koychubayev
Article is devoted to questions of development of regional logistic system where are made recommendations about formation of the organizational scheme of the regional logistic center in the East Kazakhstan region the Republic of Kazakhstan
Keywords: Regional Logistics, border areas development, regional logistics centers, inter-regional exchange of goods
Bibliographic list
1. Prokof'eva T. А. Lopatkina O. M. Logistics of transport and distributive systems: regional aspect. -М.: RKonsul't. 2003.
2. Tulendiev E. E. Scientific and methodical bases of development of system of the regional transport and logistic centers (on the example of the Republic of Kazakhstan): diss. ...cand. econ. science: 08.00.05. Institute of research of merchandising on environments of the wholesale market (ITKOR institute). М., - 2009. - 229 с.
3. Khairova S. M. Introduction of the integrated models of optimization of chains of deliveries and formation of logistic service in transport systems // Vestnik SibADI: The scientific reviewed magazine. -Omsk: SibADI. 2013. - - №4(32). -P.163-171 .
4. Khairova S. M. Regional and interregional logistics of border regions of Russia and Kazakhstan: modern aspects of development / S. M. Khairova, A. S. Koychubayev // Vestnik SibADI. - 2013. - №2 (30). - P. 119-121.
5. Khairova S. M. Regional aspects of integration of chains of deliveries in perspective conditions of Uniform transport space / S. M. Khairova, A. S. Koychubayev // Omskij nauchnyj vestnik - 2012. - №4 (111). - Omsk. - P. 68-69.
6. Shabarova E. V. [online]. Concepts and preconditions of formation of the transport and logistic centers in Western Europe. 2010. URL:http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/VSUNU /2010_10_2/Schabarov_E. pdf [Accessed date 18.10.2012]
Койчубаев Александр Сергеевич - старший преподаватель кафедра «Менеджмент и маркетинг», «Ггосударственный университет имени Шакарима города Семей» (г. Семей, Республика Казахстан). Основные направления научной деятельности - региональная логистика, инновационное развитие региона, экономика региона. Общее количество опубликованных работ: 11. e-mail: koychubayev_as@mail. ru