Научная статья на тему '73-й меридиан начинается в Омске'

73-й меридиан начинается в Омске Текст научной статьи по специальности «Комплексное изучение отдельных стран и регионов»

CC BY
3
0
Поделиться
Ключевые слова
ПРОЕКТ "73-Й МЕРИДИАН" / THE PROJECT "73TH MERIDIAN" / ЦЕНТР ЕВРАЗИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИБИРИ / THE SIBERIAN DEVELOPMENT STRATEGY / КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / АВИАКОМПАНИЯ "ЯМАЛ" / THE "YAMAL" AIRLINE / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ УЗЕЛ / A MULTIMODAL INDUSTRIAL AND LOGISTICS HUB / ТРАНЗИТ ГРУЗОВ / ЛЬНЯНОЙ КОМПЛЕКС / FLAX COMPLEX / "ЗЕЛЕНЫЕ" ТЕХНОЛОГИИ / GREEN TECHNOLOGY / ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ / ADVANCED REFINING OF AGRICULTURAL PRODUCTS / ПОРТАЛ "ПРОЕКТНОЕ ГОСУДАРСТВО" / THE "PROJECT STATE" PORTAL / НОВАЯИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / THE EURASIAN CENTRE / KARSKIE EXPEDITIONS / ENTREPOT TRADE / NEW INDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по комплексному изучению отдельных стран и регионов, автор научной работы — Самохина Галина Ивановна

Представлен евразийский мегапроект «73-й Меридиан», разработанный в Омске при участии Института демографии, миграции и регионального развития (г. Москва), включающий в себя создание Аэрограда крупного мультимодального индустриально-логистического узла с развитой инфраструктурой и сетью магистрального транспорта.

THE 73rd MERIDIAN BEGINS IN OMSK

The article introduces the Eurasian megaproject “73th Meridian” developed in Omsk with the participation of Demography, Migration and Regional Development Institute (Moscow). The project includes the creation of Aerograd a large multimodal industrial and logistics hub with developed infrastructure and main transport line.

Текст научной работы на тему «73-й меридиан начинается в Омске»

УДК 332.122 ГРНТИ 06.52.13

73-й МЕРИДИАН НАЧИНАЕТСЯ В ОМСКЕ

Г.И. Самохина

Группа компаний «Виста»

Россия, г. Омск, 5-я Линия, 157 а; gsam2003@mail.ru

Представлен евразийский мегапроект «73-й Меридиан», разработанный в Омске при участии Института демографии, миграции и регионального развития (г. Москва), включающий в себя создание Аэрограда - крупного мультимодального индустриально-логистического узла с развитой инфраструктурой и сетью магистрального транспорта.

Ключевые слова проект «73-й Меридиан», центр Евразии, стратегия развития Сибири, Карские экспедиции, авиакомпания «Ямал», мультимодальный индустриально-логистический узел, транзит грузов, льняной комплекс, «зеленые» технологии, глубокая переработка сельхозпродукции, портал «Проектное государство», новая индустриализация, экономический потенциал.

THE 73rd MERIDIAN BEGINS IN OMSK

G.I. Samohina

Conglomerate "Vista"

Russia, Omsk, 5-ya Liniya, 157a; gsam2003@mail.ru

The article introduces the Eurasian megaproject "73th Meridian" developed in Omsk with the participation of Demography, Migration and Regional Development Institute (Moscow). The project includes the creation of Aerograd -a large multimodal industrial and logistics hub with developed infrastructure and main transport line.

Keywords: the project "73th Meridian", the Eurasian centre, the Siberian development strategy, Karskie expeditions, the "Yamal" airline, a multimodal industrial and logistics hub, entrepot trade, a flax complex, green technology, advanced refining of agricultural products, the "Project State" portal, new industrialization, economic potential.

Термин «73-й меридиан» появился в процессе работы над проектом завершения строительства в городе Омске международного аэропорта вблизи населенного пункта Фё-доровка. Речь идет о проекте, реализация которого началась в 80-х годах 20 века, но не закончилась и в наши дни. Причины этого омского «явления» могут быть предметом отдельного исследования и не являются целью данной статьи.

Группа специалистов и экспертов в процессе работы (период 2011-2014) над проектом аэропорта пришла к выводу, что концепция проекта должна измениться. И результатом реализации проекта должен стать не обычный аэродром с аэровокзалом для миллионного города, а комплекс объектов, который

Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.

Плиний Старший

станет полезным для процесса развития города, области и страны.

Новый проект получил рабочее название «73-й меридиан» («М73»). Место действия проекта: пространство вдоль 73-го меридиана восточной долготы. Это пространство объединяет четыре субъекта Российской Федерации -Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменскую и Омскую области, а также Республику Казахстан, Киргизскую Республику, Республику Таджикистан, Республику Афганистан, Исламскую Республику Пакистан, Республику Индия. Центр реализации проекта - город Омск.

Ведущая тема проекта - транспорт и логистика. Достигаемые цели:

• устойчивое долговременное социально-экономическое развитие территории;

• высокопроизводительная занятость населения;

• международный транспортный коридор, соединяющий Центральную Азию, Арктику и Америку.

Разработчики проекта рассматривают проект «М73» как комплексный и выделяют в нем несколько подпроектов. В настоящее время предложено шесть подпроектов, а именно:

1) формирование Ассоциации сотрудничества 73-го меридиана;

2) формирование мультимодального транспортно-логистического узла (г. Омск) в составе нового транспортного коридора «М73»;

3) реанимация и сохранение судоходной функции р. Иртыш (река расположена на территории трех стран - Китай, Республика Казахстан, Россия);

4) восстановление местной аэропортовой сети (субъектов РФ - участников Ассоциации сотрудничества 73-го меридиана - Омской области, Тюменской области, ХМАО, ЯНАО);

5) создание автотранспортной инфраструктуры Омской области в соответствии с международными стандартами;

6) создание многофункционального аграрного индустриально-логистического парка на территории Омской области.

Остановлюсь на содержании некоторых проектов.

Проект «Формирование Ассоциации сотрудничества 73-го меридиана»

Ассоциация сотрудничества 73-го меридиана - это содружество субъектов РФ (ЯНАО, ХМАО, Тюменская область, Омская область) и стран Азии (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Индия), расположенных вдоль 73-го меридиана. Основной темой ассоциации предлагается транспорт и логистика, а также производство, которое будет развиваться вследствие развития транспортно-логистической составляющей.

Общей задачей членов ассоциации сотрудничества 73-го меридиана является создание объектов транспортно-логистического и агропромышленного назначения на террито-

рии, расположенной вдоль 73-го меридиана в центре Евразии.

Что общего у субъектов, расположенных по одному меридиану? - Это один часовой пояс, который позволяет проводить деловое общение одновременно. Это схожий менталитет коренного населения - нам понятны западные стандарты и не чужды подходы к ведению дел на востоке. У нас есть общий транспортный путь - река Иртыш.

Почему темой объединения в ассоциацию выбраны транспорт и логистика?

У четырех российских субъектов на сегодняшний день схожие проблемы - отсутствие на территории объектов современной транс-портно-логистической инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, складов, терминалов, отсутствие достаточного количества аэропортов и вертолетных площадок, большой износ речного и воздушного транспорта. Следствием являются потеря транспортной мобильности как населения субъектов, так и товарных потоков в регионах, а значит, их удорожание для конечного потребителя.

Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры всегда приводили к росту промышленности, перерабатывающих производств и обслуживающей сферы. И далее к росту количества рабочих мест как непосредственно на объектах инфраструктуры, так и в смежных отраслях и областях экономики.

По расчетам аналитиков, 1 рубль, инвестированный в транспорт, ведет к росту валового регионального продукта (ВРП) на 0,7 рубля, для сравнения 1 рубль, инвестированный в нефтедобычу, ведет к росту ВРП на 0,41 рубля.

Строительство и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры, включая порты и аэропорты, увеличивает спрос на производство и поставку строительных материалов. С началом проектов значительно увеличится востребованность инновационных материалов и технологий, продукции металлургической, химической и электротехнической промышленности. При этом формируется спрос на услуги по производству, поставкам, ремонту и обслуживанию строительной техники, подвижного состава, автотранспорта, морских, речных и воздушных судов. Возникает потребность в эксплуатации и обслуживании инфраструктуры, в том числе наземных и причальных портовых сооружений, аэродромов.

Вокруг генеральной инфраструктуры развитие получают сельскохозяйственные предприятия, малый и средний бизнес, организации сферы здравоохранения, образования и науки, социального обеспечения. На каждом этапе активно работают организации по охране и защите окружающей среды.

Почему центром проекта предлагается город Омск?

Омск находится в центре «транспортного пересечения» - здесь соединяются два луча Транссиба, автомобильные трассы М51 и Р402, судоходное русло р. Иртыш, традиционные воздушные коридоры.

Омская область является приграничной территорией. Сеть автодорог Казахстана уже интегрирована в европейскую и азиатскую системы автомобильных и железных дорог с выходом на многие государства, порты, транспортные узлы и терминалы. Перевозки осуществляются по нескольким основным маршрутам, среди которых и маршрут «Омск -Павлодар - Семипалатинск - Майкапчагай». Это направление задействовано в планах Китая для увеличения товарного потока из провинций Западного Китая.

Климат Омского региона позволяет расположить здесь производственные и ремонтные мощности, которые смогут работать на все субъекты ассоциации. Базой для этого могут стать и Омский завод гражданской авиации, и Омский судоремонтно-судострои-тельный завод, и другие производства.

Омск как один из самых солнечных городов России может стать базовым городом для постоянного проживания специалистов, работающих в Арктике по вахтовому методу и после окончания трудовой деятельности, что даст новый импульс строительству жилых и социальных объектов.

В городе действует один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов. Это обстоятельство дает возможность строительства современных заправочных систем для воздушного, речного и автомобильного транспорта в районе терминалов, что сможет влиять на уменьшение цены транспортного топлива для перевозчиков.

И еще одно обстоятельство. Обстоятельство историческое. Город Омск имеет свою легенду, связанную с логистикой по меридиану. Это Карские экспедиции. С 1877 года начались эпизодические Карские экспедиции с

целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств.

В 1920 году была осуществлена экспедиция по отправке хлеба и других сельскохозяйственных грузов из Омска и Новосибирска в Обскую губу для последующей перегрузки их на морские суда, прибывшие из Архангельска. Она вошла в историю еще и как «хлебная» экспедиция. Северным морским путем голодающим Поморья и Поволжья было доставлено 9202 тонны хлеба зерном в мешках, 1070 тонн жировых товаров, 16 тонн ценной пушнины, которая оценивалась в 15 млн рублей золотом, много рыбы, шерсти и других товаров. Грузооборот экспедиции 1921 года составил 24 077 тонн. Начиная с 1921 года, Карские экспедиции осуществлялись ежегодно. Карские морские экспедиции стали приносить прибыль государству. В экспедиции 1924 года впервые за границу был вывезен сибирский лес. С 1926 года за границу стала вывозиться сибирская пшеница.

Внимательный взгляд на положение дел в российских субъектах (предполагаемых участниках ассоциации) позволяет увидеть примеры возможного взаимодействия регионов в рамках ассоциации.

• На территории ЯНАО развивается воздушный транспорт, запланировано строительство и реконструкция сети аэропортов. Основной авиаперевозчик - авиационная транспортная компания «Ямал». Новый международный аэропорт города Омска может быть одним из аэропортов базирования для авиакомпании «Ямал», в том числе для перелетов в страны Азии. Ремонт и техническое обслуживание воздушных судов компании может осуществляться в аэропорту (Омск располагает авиационными ремонтными мощностями).

• Авиакомпания «Ямал» может проводить подготовку и переподготовку персонала в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского.

• В омских санаториях летный состав может проводить профилактическое лечение. Наш климат более полезен северному человеку, чем климат жарких стран.

• В аэропорту планируется наличие вертодрома. В Омске расположен Омский завод гражданской авиации, который специализируется на сервисном обслуживании вертолетов.

Его база может быть использована вертолетными компаниями других субъектов.

• Одновременно с развитием воздушного транспорта необходимо развивать водный транспорт, этому процессу способствует единый речной путь Иртыш-Обь. Вместе с развитием речной логистики необходимо осуществить проект сохранения водных артерий регионов.

• В рамках сотрудничества по меридиану может быть налажен межрегиональный экспорт / импорт услуг (например, ремонт воздушных судов на авиационном производстве в Омске) и товаров (например, поставки природных лекарственных средств, рыбы, оленины из ЯНАО).

• Создание сбалансированного подхода к выполнению операций северного завоза.

Транзит грузов

Это один из выгодных видов деятельности для любой территории. Если соседи договариваются о правилах развития данного направления деятельности между собой, то выгода увеличивается в разы не только для бизнеса, но и для населения на этих территориях. «Безальтернативен с экономической точки зрения сибирский авиатранзит Азия - Северная Америка», - это фраза из действующего документа «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р). Кроме того, для северных субъектов 73-го меридиана авиация - это основной вид транспорта.

И в ЯНАО, и в ХМАО, и в РК сегодня озвучены желания в развитии транспортной и логистической инфраструктуры. Это крупные проекты, такие как многофункциональный терминал Сабетта, Арктическая железная дорога, строительство новых и реконструкция существующих аэропортов, логистических комплексов, восстановление автодорог. Сегодня импульс развитию северных регионов дал проект «Арктика». В рамках этого проекта руководитель ЯНАО Д.Н. Кобылкин сам стал одним из авторов транспортно-логистического проекта округа. Эта тема постоянно обсуждается и руководителями других субъектов.

Китай и Индия говорят о своих интересах в транзите как по Северному морскому пути, так и по кроссполярным маршрутам.

Все сильнее Россия ориентируется на азиатские транспортные потоки. Это диктует реальность, складывающаяся сегодня вокруг нашей страны.

«В рамках обеспечения лидерства России в интеграционных процессах на евразийском пространстве для регионов Сибири стратегически важно своевременное участие в становлении экономического взаимодействия в Центральной Азии - макрорегионе, объединяющем страны Средней Азии, Казахстан, Западную Монголию и Западный Китай» (Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года).

Задачи соседского развития в транс-портно-логистической сфере и призвана решать Ассоциация сотрудничества 73-го меридиана.

Проект «Формирование мультимодального Омского транспортно-логистического узла в составе нового транспортного коридора "М73"»

Что необходимо делать Омску на своей территории для участия в Ассоциации сотрудничества 73-го меридиана по теме транспорта и логистики? - Необходимо сделать выбор стратегических направлений развития не из необходимости разрешения всех проблем территории, а исходя из конкурентных преимуществ региона, которые можно капитализировать. Предлагаемые шаги в этом направлении, заложенные в Стратегию:

• создать транспортно-логистический узел (ТЛУ);

• связать ТЛУ с международными и межрегиональными транспортными коридорами;

• восстановить региональную транспортную систему по всем видам транспорта с учетом первых двух пунктов.

«Важным препятствием в настоящее время выступает неразвитость транспортной инфраструктуры, связывающей Сибирь с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Современная инфраструктура внешнеэкономической деятельности предполагает наличие логистических терминалов класса А, В, развитой сети современных торговых предприятий, оказание услуг железнодорожного, авиационного и водного транспорта на мировом уровне (включая контейнерные терминалы), наличие

системы современных дорог, гостиниц, выставочных комплексов, применение высоких технологий таможенного и пограничного обслуживания, мировой уровень связи и банковских услуг».

Реализация проекта предполагает создание мультимодального транспортно-логисти-ческого узла вокруг нового международного грузового аэропорта на территории Омской области (на участке незавершенного строительством аэропорта Фёдоровка). Почему там? Потому что все преимущества территории, о которых говорилось выше, имеют место на этом участке и при грамотном генеральном планировании могут стать рабочим капиталом региона.

На территории ТЛУ могут развиваться индустриально-логистические парки и отдельные резиденты подобной тематики. Была разработана предварительная концепция по созданию ТЛУ на участке около нового международного аэропорта в виде Аэрограда.

24 марта 2016 года в рамках Московского экономического форума проводился «круглый стол» «Русское экономическое чудо - как организовать?», на котором состоялось выступление И.М. Глушкова (директор ОАО «Омский аэропорт «Фёдоровка» в 2011-2014 гг.) «Омский Аэроград как пример регионального развития».

Аэроград - пример создания нового пространства для развития экономики и обустройства жизни людей. Это проект комплексного развития территорий в непосредственной близости от терминалов международного аэропорта.

Проект нацелен на то, чтобы:

- направить импортные, экспортные и транзитные грузовые потоки по международным транспортным коридорам через Омск;

- сделать транспортные коридоры, проходящие через Омск, конкурентоспособными;

- снизить долю логистических (в первую очередь транспортных) затрат в валовом внутреннем региональном продукте и в стоимости сервисных услуг.

В состав Аэрограда войдут грузовой аэропорт, транспортно-логистический комплекс, индустриальный бизнес-парк, научно-выставочный комплекс, жилой комплекс.

Принцип создания объектов Аэрограда -применение умных и «зеленых» технологий, ориентированных на экологичную и эффек-

тивную эксплуатацию объектов. В результате Аэроград предлагает современные и комфортные условия для местного бизнеса и международных компаний и среду для комфортной жизни и работы омичей и специалистов из других местностей.

Рядом с 300-летним Омском - патриархом территории, хранителем исторических, культурных, добрососедских традиций, появляется Аэроград - город-предприниматель - источник дохода, осуществляющий «сборку» финансов, деятельности, кадров, инфраструктуры, задающий направление развития региона.

Возможные участники проекта: независимые бизнес-единицы (грузовой терминал, контейнерный терминал, низкотемпературный терминал, сервисный центр, центр информационных технологий, склад опасных товаров, сборка и упаковка), транспортные и грузовые компании (экспедиторы, авиаперевозчики, и т. д.), структуры дополнительных услуг (таможня, почта, ветеринарный контроль, взвешивание и измерение, страхование и юридические услуги, банки, аренда оборудования, автозаправки и СТО, ремонтные мастерские).

Одним из ведущих участников проекта может быть, предложенный в свое время специалистами Омского научно-производственного объединения «Мостовик» единый научно-производственный комплекс на базе существующих производственных предприятий, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, ведущих свою деятельность в области дорожного строительства и всей транспортной отрасли в целом. Цель объединения данных организаций в единый комплекс (технопарк) заключается в разработке новых технологий, строительных материалов и оборудования, предназначенных для внедрения в строительство транспортной инфраструктуры северных регионов страны и районов вечной мерзлоты. Дополнительной задачей технопарка является обязательное развитие учебной базы с точки зрения подготовки узкоспециализированных кадров, уникальность которых заключается в умении пользоваться накопленным мировым опытом, классическими знаниями, и применении их в инновациях, направленных на освоение северных широт Сибири.

В результате комплексного развития территории Аэрограда создается крупный мультимодальный транспортно-логистический

узел с развитой инфраструктурой и сетью магистрального транспорта: воздушного (международный аэропорт Омск-Фёдоровка), железнодорожного (Транссибирская магистраль), автомобильного (автомагистраль М51 «Байкал» (Челябинск - Новосибирск), автодорога 1Р402 (Тюмень - Омск), «Западный автомобильный обход г. Омска»), впоследствии речного (р. Иртыш с выходом в р. Обь и на Северный морской путь) и трубопроводного (трубопровод от Омского нефтеперерабатывающего комбината).

Потенциал проекта позволяет начать не только сопутствующие региональные проекты - проектирование и создание сети региональных автодорог, расположения логистической инфраструктуры, восстановление сети региональных как пассажирских, так и грузовых авиаперевозок, но и предложить мощности омского ТЛУ для размещения склада гуманитарной помощи ООН с учетом его удобного месторасположения на континенте.

Аэроград позволит использовать географическое преимущество России в месте расположения 73-го меридиана (в центре Евразии) для раскрытия ее транзитного потенциала, обеспечить выход из Центральной Азии на Северный морской путь, Канаду, США. Благодаря уникальному расположению вблизи российско-казахстанской границы, на пересечении автомобильных и железнодорожных магистралей, входящих в международные транспортные коридоры, на берегу реки, объединяющей несколько государств, Аэроград имеет объективные предпосылки стать международным мультимодальным производственно-логистическим центром для субъектов и государств-соседей на общем меридиане.

Проект «Создание многофункционального аграрного индустриально-логистического парка на территории Омской области»

Приведу несколько цитат из действующего документа «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года». «Достижение стратегической цели и приоритетов социально-экономического развития Сибири предполагает решение следующих задач: <...> внедрение новых наукоемких технологий в аграрное производство с использованием возможностей аграрной науки, созда-

ние условий для формирования интегрированных структур, включающих в себя полный цикл производства продуктов питания от растениеводства и животноводства до выпуска пищевой продукции...».

«Пространственными приоритетами развития Сибири являются:

- <...> формирование высокотехнологичных агропромышленных предприятий с законченным циклом производства, способных обеспечить население основными видами экологически чистого продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна и продуктов его переработки);

- строительство элеваторов на территории Сибири, <...> предприятий по переработке льна, льноволокна.».

Цель проекта - создать на территории региона эффективный комплекс предприятий по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции в соответствии с принятой стратегией развития Сибири.

Концепцией проекта определено место его реализации - участок в несколько сотен гектаров на территории Омского района вблизи села Мельничное.

Проект будет объединять производства по глубокой переработке зерновых и масличных культур, в том числе льна, производственный элеватор, производство продуктов питания, терминально-логистический комплекс класса А, торговые площади для осуществления операций «опт-розница», выставочные площади, специализированные лаборатории для работы омских ученых в сфере сельского хозяйства и подготовки соответствующих специалистов.

Для восстановления чистоты участка проекта, нарушаемой отходами, образующимися в результате деятельности в зоне проекта, рассматривается возможность строительства перерабатывающего отходы производства с применением «зеленых» технологий.

Одной из долгосрочных задач парка станет возрождение селекции и семеноводства. В 2015 году доля сортов иностранной селекции по большинству зерновых культур составила не более 1-2 %, но по таким культурам, как кукуруза, - 43 %, подсолнечник -50 %, а по сахарной свекле - почти 94 %. Это привело к высоким затратам на импорт семенного материала, в 2015 году - почти

30 млрд рублей. Бизнес в партнерстве с государством мог бы организовать производство семян и зарабатывать ежегодно только на внутреннем рынке не менее 30 млрд рублей.

Одно из перспективных направлений проекта получило название «Сибирский лен».

Лен-долгунец является исконно русской культурой, которую зачастую называют «северный шелк» или «русский шелк». Это важнейшая техническая культура, единственный отечественный источник натуральных волокон для производства широкого спектра товаров бытового и технического назначения. В связи с тем что среднеазиатские республики стали самостоятельными государствами и ранее дешевый источник сырья - хлопок - стал малодоступен, стратегическое значение льна для России значительно возросло.

Лен-долгунец — это влаголюбивая, нетребовательная к теплу культура. Наиболее благоприятными для его выращивания являются почвенно-климатические условия северных районов Омской области, так называемый «льняной кряж», включающий Большеуков-ский, Знаменский, Тарский, Седельниковский, Колосовский, Муромцевский районы. Площадь посева льна в этих районах к 2015 году составила 6258 га, и в дальнейшем стоит задача увеличения площадей до 7000 га.

В последние годы в Омской области ведется огромная работа в плане возрождения льняного комплекса. В регионе принята ведомственная целевая программа «Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области», направленная на поддержку льняного комплекса. Данная программа предусматривает господдержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся выращиванием и

переработкой льна-долгунца. Дальнейшее развитие производства льна-долгунца на севере региона обусловливает необходимость организации в северной зоне области не только производств по первичной переработке льна, но и организацию производства глубокой переработки льна-долгунца, которое планируется расположить на территории многофункционального парка.

Разработчики проекта «М73» предложили идею концепции проекта на обсуждение экспертному сообществу, действующему на площадке Портала общественных действий по развитию страны под названием «Проектное государство». Площадку ведут сотрудники Института демографии, миграции и регионального развития РФ, являющиеся экспертами в различных областях знаний.

26 марта 2014 года Юрий Крупнов обозначил тему 73-го меридиана в своем выступлении «Омский консенсус - на смену Вашингтонскому и Пекинскому. Или как запустить новую индустриализацию в России?» на Международном экономическом форуме в Москве.

В марте 2014 года в Омске состоялось совещание по теме «73-й меридиан - как фактор развития транспортно-логистического потенциала Омской области». В совещании приняли участие председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю.В. Крупнов, руководители министерства транспортного развития Омской области, омские эксперты транспортной отрасли. Обсуждение аспектов проекта показало при условии конструктивного подхода позитивное влияние проекта на развитие экономического потенциала субъектов -соседей по меридиану в долгосрочной перспективе.

Самохина Галина Ивановна - руководитель проекта группы компаний «Виста». E-mail: gsam2003@mail.ru

Samohina Galina Ivanovna - Project Manager of the "Vista" Conglomerate.

Статья поступила в редакцию 11.01.2017 г.