Научная статья на тему 'Логистика в хозяйственной деятельности Уральского федерального округа'

Логистика в хозяйственной деятельности Уральского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1002
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ПЕРЕВОЗКИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ТЕРМИНАЛ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ТЕРМИНАЛЬНО-СКЛАДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ТРАНСПОРТ / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бочков П.В.

Уделено внимание вопросам развития транспортно-логистических центров в УрФО. Основа развития логистического рынка рассмотрена в ведущих концепциях транспортно-логистических систем. Особое внимание в связи с развитием перевозок по Транссибу уделено Свердловской, Тюменской, Челябинской областям, реализации проекта Северного транспортного коридора Восток-Запад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистика в хозяйственной деятельности Уральского федерального округа»

ЛОГИСТИКА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

П. В. БОЧКОВ, старший преподаватель кафедры финансов и управления собственностью E-mail: bochkov05@ mail.ru Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства

Рассмотрены вопросы развития транспортно-ло-гистических центров в Уральском федеральном округе. Основа развития логистического рынка рассмотрена в ведущих концепциях транспортно-логистических систем.

Особое внимание в связи с развитием перевозок по Транссибу уделено Свердловской, Тюменской, Челябинской областям, реализации проекта Северного транспортного коридора Восток-Запад.

Ключевые слова: логистика, транспортно-логис-тическая система, логистический центр, перевозки, государственно-частное партнерство, мультимодальный терминал, инфраструктура, регион, терминально-складская инфраструктура, логистические услуги, транспорт, товарный рынок, складские комплексы.

Правительство Российской Федерации разрабатывает единую сбалансированную систему транспортной политики государства на федеральном, региональном и местном уровнях власти. В силу своего уникального географического положения Уральский федеральный округ (УрФО) находится на стыке как функционирующих, так и перспективных международных транспортных коридоров и представляет собой ключевое связующее звено транспортной системы Российской Федерации.

Свердловская область. В Свердловской области разработана Концепция развития транспортно-ло-гистической системы на 2008—2015 гг. (с перспективой ее развития до 2030г.). Данная Концепция была разработана специалистами группы компании AVS Group с привлечением международного консалтингового консорциума LOGICNET. Авторы этой Концепции рассматривали геополитический потенциал Свердловской области с учетом международного транспортного коридора (МТК) № 2 Берлин—Москва—Н. Новгород—Екатеринбург и Транссибирской магистрали, которая проходит

через Уральский регион. С этой целью необходимо было скоординировать четыре уровня планирования логистических центров. К логистическим центрам предъявлялись международные требования и стандарты, на национальном уровне была разработана законодательная база, на региональном уровне местными властями выделены земельные участки, создана транспортно-инженерная инфраструктура, предприятиям частного сектора ставилась задача реализовать инвестиционные проекты и сформировать логистический сервис при обслуживании МТК (см. таблицу). При этом разработчиками данной Концепции было учтено хорошее развитие транспортных коммуникаций общего пользования, которое в Свердловской области значительно выше, чем в среднем по УрФО и РФ.

Рост потоков транзитных грузоперевозок будет способствовать вводу в строй новой системы логистических центров и межрегиональных трасс.

Рассматривая транспортно-логистические системы (ТЛС) Свердловской области, необходимо выделить сильные и слабые стороны. Сильными сторонами ТЛС Свердловской области являются:

1) выгодное геополитическое место расположение, характеризующееся пересечением направлений коридора «Транссиб» и строящегося Северного транспортного коридора на маршруте Санкт-Петербург — Медвежьегорск — Каргополь — Сыктывкар — Кудымкар — Пермь, обслуживанием российских и транзитных грузопотоков в Европу, Среднюю и Юго-Восточную Азию;

2) наличие в регионе отраслей промышленности и производства, использующих высокие технологии и нуждающихся в использовании методов современной логистики;

3) приход в регион крупных российских и иностранных торговых сетевых компаний.

Целевые показатели реализации задач концепции

Задача, показатель, 2007 г. Первый этап Второй этап Перспектива Целевое

единица измерения 2008/2009 гг. 2010/2011гг. 2012/2013гг. 2014/2015 гг. 2020/2030 гг. значение

1. Общий объем 401,2 465,9/583 731,6/782,8 837,6/896,2 859/1 026,1 1 407,2/2 343 2 343

розничном торгов-

ли, млрд руб.

2.0борот оптовой 1 159,3 1413/1614 1 934/2 153 2 568/2 865 3 250/3 562 5 133/10 395 10 395

торговли, млрдруб.

3. Создано объек-

тов инфраструк-

туры транспорт-

но-логистическои

системы области:

• складские комп- 300 40/375 415/455 495/555 610/650 930/1 370 1 370

лексы, соответс-

твующие требованиям класса А и

В (нарастающим

итогом),тыс. м2

• контейнерные 3 -/- 1 (за период) 2(за период) - - 6(за период)

терминалы

4. Мощность - 24,8/26,1 27,6/29,1 30,6/32,2 33,9/36,1 45,1/56,3 -

системы транспор-

тно-логистических

центров (нарастаю-

щим итогом), млн

т в год

5. Объем логис- - -/6 772 7 167/7 552 7 958/8 388 8 842/9 577 12 509/22 200 -

тических услуг в

системе, млн руб.

6. Вовлечено в обо- - 8/75 83/91 99/111 122/130 186/274 274

рот земель, га

К слабым сторонам ТЛС Свердловской области относятся:

1) слабая развитость регионального логистического рынка — он находится на начальном этапе своего развития;

2) нерациональная конфигурация существующей железнодорожной и автодорожной сетей, приводящая к избыточным издержкам грузоотправителей, а также создающая разрыв в перевозках между богатыми природными ресурсами регионами Урала;

3) отсутствие необходимого объема складской инфраструктуры классов А и В, недостаточный опыт работы с провайдерами логистических услуг;

4) слабый технический уровень оснащения и развития наземной инфраструктуры;

5) обособленное развитие транспортной и терминально-складской инфраструктур друг от друга.

Транспортно-логистическая система Свердловской области имеет возможности: • создания мультимодальных логистических комплексов, предоставления комплекса услуг мультимодальных перевозок грузов;

• полномасштабной реализации проекта «ЕвроАзиатский международный транспортно-ло-гистический центр»;

• роста транзитных и мультимодальных перевозок на территории области как следствие развития транспортно-логистической инфраструктуры и комплекса предоставляемых услуг.

Обладая уникальным географическим положением и значительными ресурсами, Свердловская железная дорога может стать основным транзитным и перерабатывающим центром потоков грузов и пассажиров в направлении «Европа—Азия». Уже сегодня рынок, обеспечиваемый транспортными услугами Свердловской железной дороги, охватывает 10,5% территории страны, 7,4% населения, гарантирует функционирование 7 % основных производственных фондов РФ. Свердловская железная дорога продолжает развивать всю прилегающую инфраструктуру на участках Дружинино-Седель-никово—Колчедан, Чепца—Пермь—Свердловск и Свердловск—Тюмень—Называевская. Планируется наибольший грузопоток концентрировать на участках, которые обеспечивают транспортно-экономические связи Сибири, Дальнего Востока

с регионами Северо-Запада, Верхнего Поволжья и Центра. Для обеспечения высокой эффективности пропуска таких поездов по дороге необходимо перейти к новым технологиям в управлении перевозочных процессов.

В целях ускорения и упрощения процессов доставки товаров конечному потребителю формируется транспортно-логистический центр на базе Свердловского железнодорожного узла.

В связи с увеличением грузопотока планируется увеличить перевозки как в западном (через Чусовскую, Пермь), так и в южном (через Смычку, Свердловск) направлениях, а также через Алапа-евск, Богданович, Каменск-Уральский. Планируется в 2015 г. завершить строительство линии Обская—Полуночное, которая частично пройдет по территории Свердловской области, что также будет способствовать увеличению грузопотока.

Развитие транспортного железнодорожного узла в Свердловской области предполагает:

• реконструкцию и развитие Свердловского железнодорожного узла (станций Свердловск-Сортировочный, Шарташ, Кольцово, Уктус, Керамик);

• развитие пропускных и перерабатывающих способностей участка Свердловск-Сортиро-вочный—Шаля, станция Дружинине;

• усиление участков Серов-Сортировочный— Ивдель—Полуночное, Серов-Сортировоч-ный—Бокситы.

Развитие контейнерных перевозок в регионе серьезно сдерживает нехватка терминалов со специализированным оборудованием для обработки контейнеров.

На территории Свердловской области в настоящее время имеются три железнодорожных контейнерных терминала для работы с 20-футовыми контейнерами (в городах Екатеринбурге и Нижнем Тагиле), из них только один терминал способен принимать 40-футовые контейнеры (станция Свердловск-Товарный).

В рамках проекта «Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр» в 2006 г. построен контейнерный терминал мощностью 40 тыс. контейнеров в год общей площадью 18 тыс. м2. Объем единовременного хранения установлен до 2тыс. крупнотоннажных контейнеров.

В настоящее время ведется реконструкция станции Свердловск-Товарный. Прогнозируемая динамика мощности переработки контейнеров составляет в 2009 г. 140 тыс. стандартных 20-футовых контейнеров, в 2011 г. — 200тыс.

В рамках развития ТЛС Свердловской области выявлена необходимость создания контейнерных терминалов в городах Серове, Богдановиче, Каменск-Уральском; развитие мощностей терминалов, расположенных в Екатеринбургской агломерации.

В рамках развития транспортной инфраструктуры ТЛС требует дополнительного изучения вопрос о проведении железнодорожной ветки в целях расширения функций строящегося логистического центра в районе аэропорта «Кольцово».

Таким образом, развитие ТЛС в Свердловской области позволит достичь следующих результатов:

1) обеспечить эффективное товародвижение и снижение транспортных издержек в экономике Свердловской области;

2) стимулировать развитие транзитных перевозок через регион и интеграцию транспортной системы в мировую систему коммуникаций и стандартов сервисного обслуживания;

3) увеличить емкость и эффективность региональной товаропроводящей сети.

Для этого в 2008—2015гг. должен быть реализован ряд мероприятий стратегического и среднесрочного характеров. В частности, необходимо устранить разрывы и узкие места в опорной транспортной системе Свердловской области, повысить эффективность использования современных перевозочных, управленческих и информационных технологий, увеличить пропускную способность транспортных узлов, создать хаб на базе международного аэропорта Кольцово, обеспечить контроль и повысить уровень безопасности транспортного процесса.

Тюменская область. Примером развития ТЛС в УрФО является Тюменская область, которая играет большую роль в развитии экономики Севера. Поэтому основной целью стратегического планирования развития логистики и транспорта на территории Тюменской области является обоснование развития транспортно-логистической инфраструктуры и присоединение к МТК № 2 «Запад—Восток» крупного международного муль-тимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ), формирование и интеграция в него региональной ТЛС.

Необходимость развития транспортно-логис-тической инфраструктуры вызвана рядом факторов, в числе которых:

1) дефицит современных мультимодальных терминалов и автоматизированных складских

комплексов на территории УрФО;

2) выгодное географическое положение Тюменской области: она стоит на пути следования больших потоков грузов по транспортному коридору «Запад—Восток»;

3) выгодное геополитическое положение области: имеется выход через Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа к Северному морскому пути и богатейшим месторождениям шельфа Карского моря и полуострова Ямал.

Создание МТЛЦ и формирование Тюменской региональной ТЛС направлено на решение следующих задач:

1) реализация транспортного потенциала Тюменской области в глобальной системе логистических транспортных коридоров и создание МТЛЦ, а также привлечение отечественных и иностранных инвесторов к развитию ТЛС;

2) создание на территории Тюменской области интегрированной региональной ТЛС на основе формирования единого информационного пространства;

3) привлечение дополнительных грузопотоков и развитие интермодальных перевозок грузов;

4) создание на территории Тюменской области высокоприбыльного бизнеса на основе интеграции в рамках функционирования МТЛЦ и Тюменской региональной ТЛС, что повлечет за собой развитие транспортно-экспедици-онных, информационных, консалтинговых, инновационных и страховых компаний. Имеются геоэкономические предпосылки развития Тюменского транспортного узла: в области существуют три субъекта РФ, которые представляют собой три экономические зоны. На Севере развита нефтегазодобывающая отрасль, на юге — промышленность, регион имеет достаточно сбалансированную структуру экономики, включающую многоотраслевую промышленность, интенсивное сельское хозяйство, развитую сферу услуг.

Таким образом, Тюменская область относится к числу регионов с наиболее высокой активностью и занимает 1-е место по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. С одной стороны, Тюмень является крупным транспортным узлом на Транссибе, поэтому транзит приносит немалые доходы в казну государства, с другой — контейнерные перевозки грузов являются одним из ключевых моментов перевозочной деятельности Транссиба, поскольку это наиболее современный и экономически выгодный способ транспортировки грузов.

Разработан проект Северного транспортного коридора «Восток—Запад», который создавался по инициативе Международного союза железнодорожников (МСЖД). Целью проекта является создание нового интермодального транспортного направления, соединяющего Северную Америку с Центральной Азией.

Одной из наиболее важных проблем сегодня является неготовность потенциальных потребителей передать ведение комплексной логистики в руки местных операторов. Предприятия не совсем доверяютрегиональным операторам логистических центров.

Одним из направлений выхода из сложившейся ситуации в транспортной логистике следует считать укрупнение операторов за счет слияний и поглощений, формирование комплексных логистических услуг. При этом возникают важные проблемы, которые необходимо решать:

1) отсутствие сети дорог;

2) острый недостаток складских комплексов классов А и В\

3) несовершенство законодательной базы;

4) отсутствие в Тюменской области крупного МТЛЦ.

Для развития логистических центров необходимо создать целую сеть МТЛЦ (Тюмень, Тобольск, Ишим).

Стратегия развития транспортно-логистичес-кого комплекса Тюменской области предусматривает выполнение ее в три этапа:

1) в краткосрочном этапе целевой установкой является ускоренное развитие транспортно-логистической инфраструктуры на основе строительства и расширения железнодорожных станций в Тюменской области, обновления железнодорожного подвижного состава;

2) в среднесрочном этапе приоритетным является создание конкурентно способных региональных центров транспортно-логистического кластера, в котором будут сконцентрированы крупные грузопотоки. Целью формирования и развития транспортно-логистического кластера на территории Тюменской области является обеспечение условий для повышения надежности и эффективности перевозок и привлечение международных транзитных грузопотоков;

3) в долгосрочном этапе приоритетным является включение транспортной системы в международную транспортную кооперацию, что позволит достичь высоких темпов роста гру-

зооборота и позволит создать высокоспециализированные инновационные транспортно-логистические кластеры. Челябинская область. Транспортно-логисти-ческий рынок г. Челябинска начал свое развитие в начале нового тысячелетия, именно в этот момент федеральные компании начали экспансию в регионы и не обошли вниманием Южный Урал. На сегодняшний день ситуация сложилась так, что мелкие игроки логистического рынка либо консолидировались, либо исчезли вовсе. В итоге на рынке остались несколько игроков федерального уровня, два крупных международных оператора DHI и UPS, атакже выжившие челябинские компании, и сегодня транспортно-логистические услуги предоставляют порядка 15 предприятий.

Отношения в сегменте железнодорожных перевозок осложняются ситуацией монополии ОАО «РЖД». В 2006 г. компания отрыла 18 филиалов своей дочки — ОАО «ТрансКонтейнер» со 100%-ным государственным капиталом. Эта компания, помимо того, что занимается грузоперевозками, контролирует использование собственного производственного парка другими компаниями, что существенно ограничивает конкуренцию на транспортно-логистическом рынке страны. Также в Челябинске производят железнодорожные перевозки компании «Норма», «НТК», «Рейл-конти-нент», «УралЕвроТранс». Причем некоторые эти компании занимаются также и автомобильными перевозками.

Наиболее высокий уровень конкуренции сегодня отмечается в сегменте транспортно-экс-педиторских услуг, что связано с большим количеством компаний, работающих в сфере организации грузоперевозок, и с достижением относительного баланса между спросом и предложением на рынке. В сегменте комплексной логистики, развитие которой началось лишь в последние годы, спрос существенно опережает предложения. Повышение конкуренции ожидается лишь в среднесрочной перспективе, после ввода в оборот новых складских помещений и роста предложения услуг по хранению и дистрибуции товаров.

Отчетливо проявляется стремление компаний привести свои услуги в соответствие с международными нормами, а также оказывать полный комплекс транспортно-логистических услуг.

Факторами, способствующими росту транс-портно-логистического рынка России, является развитие транспортных путей и создание логистических центров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание логистических центров особенно актуально в Челябинской области. Стремительное увеличение грузопотока порождает спрос на складскую недвижимость. Торговым компаниям нужно как минимум полмиллиона квадратных метров складской площади. Современные требования к сладам превращают их в логистические центры, где пересекаются грузопотоки и документооборот, в том числе таможенный. Сегодня количество грузов, прибывающих для таможенного оформления, превысило возможности складов. Если так будет продолжаться дальше, это приведет к сбою системы таможенного оформления.

Планируется инвестировать средства в создание логистических центров на территории Южного Урала. Например, в строительство складского комплекса общероссийского значения в Троицке, строительство складов в аэропорту Баландино и создание логистических центров на окружной дороге вокруг Челябинска. В Сосновском районе планируется появление складского комплекса компании «Лайнер», годовой оборот которого должен составить 60 млн долл. Строительство таких центров — экономически выгодная перспектива, окупиться они могут через два—четыре года.

Компания «Евразия Логистик» разработала программу строительства складских комплексов в городах-милионниках, логистического центра в Челябинске. Предполагается, что объем инвестиций в строительство складских помещений класса А общей площадью 250тыс. м2 составит 100 млн долл.

Компания «Лог Инвест» выступила инициатором создания в составе Южноуральской торгово-промышленной палаты (ЮУТПП) комитета по логистике и транспорту.

Деятельность ЮУТПП охватывает практически весь спектр предпринимательства: от представителей малого бизнеса до крупных промышленных предприятий разных направлений деятельности.

В настоящее время предпринимателям, работающим в сфере логистики и транспорта, приходится в одиночку решать вопросы, стоящие перед всей отраслью. Перевозчики и заказчики транспорта испытывают значительные трудности в поиске грузов в других регионах, что приводит к снижению эффективности их работы из-за простоев и порожних пробегов, а также затрудняет поиск попутного транспорта. Это происходит из-за отсутствия высокоэффективной технологии информационного и операторского воздействия на управление товарными потоками и видами транспорта, атакже

вследствие отсутствия взаимного доверия участников рынка грузоперевозок. Данные проблемы решаются при активной поддержке ЮУТПП. В соответствии с федеральной программой развития малых форм предприятий в научно-технической сфере в Челябинске реализуется проект «Общероссийская система организации грузоперевозок». Транспортная оп-Нпе-биржа позволяет и перевозчикам, и грузоотправителям размещать и просматривать информацию о спросе и предложении на транспорт и на груз. Кроме того, для организации цивилизованного рынка ведется работа по созданию «Реестра надежных перевозчиков». Палата имеет собственную базу надежных партнеров. Но в отношении транспортников только финансово-экономических показателей недостаточно. Здесь важны техническое состояние транспорта, его количество и возможность быстрой замены единиц подвижного состава в случае поломки.

Таким образом, все предложенные меры должны способствовать развитию в УрФО ТЛС, увеличению объема грузопотока, снижению финансовых и временных затрат у грузоотправителей и грузополучателей, транспортных компаний, а также повышению значимости регионов как единых транспортных узлов Российской Федерации.

Список литературы

1. Бочков П. В. Развитие транспортно-логисти-ческой инфраструктуры Свердловской области в условиях финансового кризиса // Региональная экономика. 2009. № 16.

2. Кондратенко Т. Ю. Развитие терминально-логистической инфраструктуры на железнодорожном транспорте // Транспорт России. 2007. № 11.

3. Крафт Я. Развитие железных дорог Ямала — важнейшее условие роста экономики УрФО // Транспорт России. 2006. № 6.

4. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учеб. -метод, пособие //В. М. Курганов. М.: Книжный мир,. 2005. С. 92.

5. Логистические транспортно-грузовые системы: учебник // под ред. В.М. Николашина, В. И. Апатцева, С. Б. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 35.

6. МишаринА. С. Инструменты формирования и реализации стратегических направлений развития транспортного комплекса в Российской Федерации: доклад перед общественностью УрГУПС 22 февраля 2008г., г. Екатеринбург// ТранспортУрала. 2008. № 2. С. 2.

7. Неруш Ю.М. Логистика: учебник. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 87.

8. Перспективы уральской логистики на пересечении мировыхдорог. иКЪ:Шр://трг. т1ёига1. га.

9. Петров М.Б. Региональная транспортная система: концепция исследования и модели организации. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, УрГУПС, 2003, С. 129.

10. Прокофьева Т., Резер С. Тюменская область в системе национальных и международных транспортных коридоров // Логистика. 2008. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.