ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
\
УДК 338.47
П. В. Бочков
канд. экон. наук, доцент, ФГБОУВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург
С.В. Слукин
канд. филос. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Уральский институт ГПС МЧС России»,
г. Екатеринбург
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Данная статья посвящена развитию транспортно-логистической системы УрФО и Тюменской области. Разработан проект «Северный транспортный коридор «Восток - Запад». Целью проекта является создание нового интермодального транспортного направления, соединяющего Северную Америку с Центральной Азией. Особо, это актуально, в так называемом развитии шелкового пути, соединяющего транспортно-логистические пути Китая-России-Белоруссии и Люксембурга. Стремительный рост объема продаж и движение товаропотоков между Азиатско-Тихоокеанским и Европейским союзом, включая США и ключевых субъектов, активно участвовать в реализации шелкового пути Китая-России-Европы.
Ключевые слова: внутренняя и внешняя логистика, контейнерные перевозки, регион, Транссиб.
P.V. Bochkov, Ural State University of Economies, Ekaterinburg
S.V. Slukin, Ural Institute of Russian Ministry for Emergency Situations, Ekaterinburg
DEVELOPMENT OF MODERN TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM TYUMEN
Abstract. This article focuses on the development of transport and logistics system of the Urals Federal District and the Tyumen region. The project of «Northern transport corridor "East - West"». The aim of the project is the creation of a new intermodal transport direction, connecting North America to Central Asia. Particularly, it is important in the development of the so-called Silk Road, connecting transport and logistics path of China-Russia-Belarus and Luxembourg. The rapid growth in the volume of sales and the movement of trade flows between Asia-Pacific and the European Union, including the United States and key stakeholders, to actively participate in the implementation of the China-Russia-Europe Silk Road.
Keywords: internal and external logistics, ^ntainer shipping, region, Transsib.
Примером развития логистическо-транспортной системы в УрФО является Тюменская область, которая играет большую роль в экономике Севера. Поэтому основной целью стратегического планирования развития транспортно-логистической инфраструктуры на территории Тюменской области является присоединение к международному транспортному коридору (МТК № 2) «Запад - Восток» крупного международного мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ) и формирование на их основе региональной транспортно-логистической системы (РТЛС) [1].
Необходимость развития транспортно-логистической инфраструктуры вызвана
REGION
рядом факторов:
- дефицит современных мультимодальных терминалов и автоматизированных складских комплексов на территории УрФО;
- выгодное географическое положение Тюменской области (она стоит на пути следования больших потоков грузов по транспортному коридору «Запад - Восток»);
- выгодное геополитическое положение области, имеющей выход через Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа к Северному морскому пути и богатейшим месторождениям шельфа Карского моря и полуострова Ямал.
Создание МТЛЦ и формирование Тюменской РТЛС направленно на решение следующих задач:
- реализация транспортного потенциала Тюменской области в глобальной системе ЛТК и создание МТЛЦ, а также привлечение отечественных и иностранных инвесторов;
- создание на территории Тюменской области интегрированной РТЛС на основе формирования единого информационного пространства;
- привлечение дополнительных грузопотоков и развитие интермодальных перевозок грузов;
- создание на территории Тюменской области высоко прибыльного бизнеса на основе интеграций в рамках функционирования МТЛЦ и Тюменской РТЛС, что повлечёт за собой развитие транспортно-экспедиционных, информационных, консалтинговых, инновационных и страховых компаний.
Существуют геоэкономические предпосылки развития Тюменского транспортного узла. В области существуют три равноправных субъекта Российской Федерации, которые представляют собой три экономические зоны. На севере развита нефтегазодобывающая отрасль, на юге - промышленность. Регион имеет достаточно сбалансированную структуру экономики, включающую многоотраслевую промышленность, интенсивное сельское хозяйство, развитую сферу услуг. Конкурентными преимуществами региона являются избыточные мощности по выработке электроэнергии и относительно низкие цены на электроресурсы. В экономической политике региона основной акцент делается на развитие перерабатывающих отраслей промышленности: нефтехимии и деревообработки. Таким образом, Тюменская область относится к числу регионов с наиболее высокой инвестиционной активностью и занимает первое место по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. С одной стороны, Тюмень является крупным транспортным узлом на Транссибе, поэтому транзит приносит немалые доходы в казну государства, с другой стороны, контейнерные перевозки грузов являются одним из ключевых моментов перевозочной деятельности Транссиба, поскольку это наиболее современный и экономически выгодный способ транспортировки грузов.
Разработан проект «Северный транспортный коридор «Восток - Запад», который создавался по инициативе Международного союза железнодорожников (МСЖД). Целью проекта является создание нового интермодального транспортного направления, соединяющего Северную Америку с Центральной Азией. Ключевым фактором реали-
зации транзитного потенциала Транссиба должно стать создание крупного интермодального оператора, осуществляющего перевозки с использованием собственного или арендованного подвижного железнодорожного состава [3].
Одной из наиболее важных проблем сегодня является неготовность потенциальных потребителей передать ведение комплексной логистики в руки местных операторов. Предприятия не совсем доверяют региональным операторам логистических центров.
Одним из направлений выхода из сложившейся ситуации в транспортной логистике является укрупнение операторов за счёт слияний и поглощений, формирование комплексных логистических услуг. При этом возникают четыре важные проблемы, которые необходимо решать:
- отсутствие сети дорог;
- острый недостаток складских комплексов А и В;
- несовершенство законодательной базы;
- отсутствие в Тюменской области крупного мультимодального центра [4].
Вместе с тем для развития логистических центров необходимо создать целую
сеть мультимодальных транспортно-логистических центров (Тюмень, Тобольск, Ишим) и комплекс обслуживания международных грузов.
В целях интеграции региональной логистической системы с федеральной, а также международными логистическими системами грузо- и товародвижения на основе формирования межрегиональных и международных интегрированных транспортных систем был создан Межведомственный координационный совет по транспортной логистике и исполнительная дирекция ЗАО «Корпорация интегрированной региональной транспортно-логистической системы», открытая для вхождения в её состав всех субъектов системы и функционирующая на коммерческой основе.
Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области предусматривает три этапа.
- В краткосрочном периоде целевой установкой является ускоренное развитие транспортно-логистической инфраструктуры на основе строительства и расширения железнодорожных станций в Тюменской области и обновление железнодорожного подвижного состава.
- В среднесрочном периоде приоритетным является создание конкурентоспособных региональных центров транспортно-логистического кластера, где будут сконцентрированы крупные грузопотоки. Целью формирования и развития транспортно-логистического кластера на территории Тюменской области является обеспечение условий для повышения надёжности и эффективности перевозок и привлечение международных транзитных грузопотоков.
- В долгосрочном периоде приоритетным является включение транспортной системы в международную транспортную кооперацию, что позволит достичь высоких темпов роста грузооборота и создать высокоспециализированные инновационные тр анспортно-логистические кластер ы.
В связи с ростом объёма продаж на рынке обслуживания контейнеризированных
товарных потоков между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европейским союзом оценивается в 100 млрд долл. США. Потенциал российского экспорта транспортных услуг оценивается в десятки миллиардов долларов США в год. В современных условиях доставка грузов не ограничивается только спросом на перевозки, а диктуется всем комплексом предоставления транспортно-логистических услуг, т.е. логистическим оператором, который обладает всем набором логистических услуг: транспортных, терминальных, складских, таможенно-брокерских и координационных.
Являясь ключевым звеном, железные дороги Российской Федерации объединяют транспортные коммуникации и имеют мощные технические, технологические, ин-фокоммуникационные ресурсы для реализации основной логистической задачи - создания системы обеспечения доставки груза по принципам «от двери до двери» и «точно в срок». Само развитие системы комплексного транспортно-логистического обслуживания на сети железных дорог России сдерживается дефицитом объектов терминально-складской инфраструктуры среднего и высокого класса для обслуживания товарных потоков, недостаточной интеграцией информационных и программно-вычислительных комплексов, отсутствием координации между видами транспорта и клиентами при организации перевозок грузов. С этой целью и был создан единый консолидирующий центр транспортно-складской логистики и таможенно-брокерского обслуживания. Его функции были возложены на ЗАО «ОЦВ». Деятельность центра была определена по основным четырём направлениям: таможенно-брокерское, терминально-складское, транспортно-логистическое и инвестиционное (рис. 1).
Создание терминально-складской инфраструктуры на сети ОАО «Российские железные дороги»
Предоставление сервисного обслуживания на терминально-складских комплексах
Привлечение дополнительных объёмов перевозок, снижение затрат на транспорт и логистику, обеспечение современных форматов торговли
Создание системы комплексного транспортного обслуживания товаропотоков
Рисунок 1 - Результаты реализации проекта создания терминалов и транспортно-логистических центров на сети ОАО «РЖД»
Для развития терминально-складской деятельности была разработана и принята Концепция развития терминально-складской деятельности ОАО «РЖД». Целью реализации мероприятий Концепции является создание опорной терминально-складской сети, обслуживающей товарные потоки контейнерных грузов, торговых операторов с максимальным использованием мощностей железнодорожного транспорта. Основными задачами Концепции являются:
- рост конкурентоспособности РЖД на внутреннем и международном рынках товарно-транспортных услуг за счёт повышения качества обслуживания товарных по-
токов на терминальных и складских объектах; ускорение доставки грузов потребителям и сокращение непроизводительных расходов;
- оптимизация и развитие терминально-складского комплекса ОАО «РЖД», его интеграция в единую транспортную систему, международные транспортные сети;
- привлечение на РЖД высокотарифицированных внутренних, внешнеторговых, транзитных грузов и создание эффективной товаропроводящей системы современного международного уровня;
- эффективное использование объектов терминального комплекса для осуществления транспортно-логистической деятельности;
- создание системы оперативного взаимодействия, планирования и диспетчерского регулирования в транспортных узлах с участием нескольких видов транспорта [2].
Развитие терминально-складской деятельности и инфраструктуры логистического обслуживания, в свою очередь, предусматривает:
- разработку единой технологической основы управления существующим терминально-складским комплексом и единой технологической основы управления терминалом;
- модернизацию, техническое перевооружение, перепрофилирование существующего терминально-складского комплекса ОАО «РЖД» и создание новых терминально-логистических центров в субъектах Федерации с предоставлением полного спектра терминально-складских услуг.
Список литературы:
1. Бочков П.В. Развитие транспортно-логистической системы в экономике региона // Стратегия устойчивого развития регионов России: материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. С. 17-20.
2. Мазо Л.А., Маневич П.Б. Управление грузовыми железнодорожными тарифами в условиях нестабильности рыночной экономики // Экономика железных дорог. 2009. № 3. С. 14-24.
3. Мачерет Д. А., Рышков А.В., Белоглазов А.Ю. Работа российских железных дорог - важный индикатор и инструмент преодоления экономического кризиса в стране // Экономика железных дорог. 2011. № 4. С. 10-17.
4. Троицкая Н.А. Экономические проблемы на транспорте // Транспорт: наука, техника, управление / ВИНИТИ. 2012. № 12.