И. С. КОРОДЮК
декан факультета экономики и менеджмента в сфере услуг,
кандидат экономических наук, доцент
РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛАХ
Основополагающими структурными элементами региональной транспортно-логистической системы (РТЛС), предлагаемой к формированию в Иркутском мультимодальном транспортном узле, являются мультимодальные терминальные комплексы нового поколения, размещаемые в узлах транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения, гарантированно обеспечивающие клиентуру комплексным транспортно-экспедиционным обслуживанием и выполняющие функции транспортно-логистических центров (ТЛЦ) с полным набором грузоперерабатывающих, дистрибьюторских, информационных, консалтингово-аналитических, сервисных и коммерческо-деловых услуг.
Особое место в логистической инфраструктуре РТЛС занимают транспортно-логистические центры, формируемые, как правило, на базе мультимодальных терминальных комплексов, что обеспечивает интеграцию товароматериальных, информационных, сервисных и финансовых потоков в рамках объединенной организационно-экономической структуры ТЛЦ, создаваемой на коммерческой корпоративной основе.
Организационно-функциональная структура Иркутского регионального транспортно-логистического центра — ЗАО «Корпорация ИР ТЛЦ». В состав «Корпорации ИР ТЛЦ» на акционерной основе входят независимые компании:
— мультимодальный центр складского хранения и грузопереработки, в составе которого имеются склады для хранения и переработки мелко- и крупнопартионных грузов, включая: склады общего назначения, СВХ, таможенные и консигнационные склады, склады с особым температурным режимом (холодильники, морозильники, с искусственным микроклиматом), боксы для особо ценных и дипломатических гру-
— мультимодальный контейнерный терминал с подъездными автомобильными и железнодорожными путями для приема, переработки и хранения мелко-, средне- и крупнотоннажных контейнеров;
— центр грузового транспорта, в состав структурных элементов которого входят предприятия магистральных видов транспорта, имеющие статус и лицензию таможенного перевозчика; специализированное предприятие автомобильного транспорта с малотоннажным подвижным составом, осуществляющее функции подвоза-развоза грузов на терминал и клиентуре; охраняемые автостоянки для легкового и грузового автотранспорта;
— центр технического обслуживания подвижного состава транспорта с СТОА, автоматизированной мойкой и АЗС;
— обменный пункт и пункт ремонта всех видов контейнеров;
— службы производственно-технологического и технического обслуживания, включая коммунальное хозяйство, тепло- и электроснабжение, очистные сооружения, электрозаправку погрузчиков и ремонт технологического оборудования и др.;
— центр таможенного оформления и контроля, в состав которого входят наряду с государственной таможенной службой независимые таможенные брокеры и декларанты;
— гостиничный комплекс с блоками общественного питания, сервисного и бытового обслуживания;
— консалтингово-аналитический центр, службы маркетинга и рекламы;
— управляющая транспортно-экспедиционная компания;
— информационно-логистический центр;
— учебный центр подготовки и переподготовки персонала и повышения квалификации;
- филиал банка;
- центр сертификации товаров и услуг;
- бизнес-центр с офисами и торговыми представительствами;
- центр оптово-розничной торговли и электронного маркетинга;
- страховая компания;
- служба безопасности;
- реабилитационно-оздоровительный комплекс;
- почта, телеграф, телефон и другие виды связи.
Управляющая система, обеспечивающая интегрированное взаимодействие функциональных и организационных структур «Корпорации ИР ТЛЦ», ее эффективное функционирование и развитие, состоит из совета директоров и исполнительной дирекции ЗАО «Корпорация ИР ТЛЦ», управляющей транспортно-экспедиционной компанией и информационно-логистическим центром (ИЛЦ). Такая структура управления «Корпорацией ИР ТЛЦ» представляется наиболее эффективной.
Рекомендуемая производственная структура и технологический состав типового крупного мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ), а также технико-экономические характеристики технологических элементов МТЛЦ и распределение площадей объектов МТЛЦ по функциональным признакам составлены по проектам-аналогам.
После соответствующей корректировки на потребную мощность грузопереработ-ки, объем и структуру транспортно-логистических услуг предлагаемая типовая структура МТЛЦ может быть принята за основу при проектировании Иркутского МТЛЦ.
Учитывая огромную площадь территории, на которой находится Иркутский мультимодальный транспортный узел, а также то, что в его состав входят и другие мультимодальные транспортные узлы, расположенные на территории области, наряду с Иркутским региональным МТЛЦ потребуется создание сети территориальных МТЛЦ.
Учитывая большое влияние, которое оказывают на уровень и структуру грузообра-зования в Иркутском мультимодальном
транспортном узле грузопотоки, формирующиеся в территориально-производственных комплексах и промышленных зонах, а также в зонах тяготения к Транссибу и БАМу как к трассам современных и намечаемых к созданию международных транспортных коридоров, приоритетное формирование и развитие имеют МТЛЦ, предлагаемые к созданию в зоне тяготения к трансъевропейским транспортным коридорам.
В таблице представлены ориентировочная потребность в инвестициях на создание сети МТЛЦ в Иркутской области и проектная мощность МТЛЦ. Всего на территории области предлагается сформировать 15 МТЛЦ, из них пять крупных мощностью грузоперера-ботки от 750 до 1250 тыс. т в год и десять средних мощностью 250-600 тыс. т переработки грузов в год.
Проектная мощность МТЛЦ, предлагаемых к развитию и размещению в Иркутской области, и примерная потребность в инвестициях на их создание
Размещение транспортно-логистических центров и терминальных комплексов Проектная мощность Суммарная потребность в инвестициях, млн дол.
тыс. т/год т/сут
Крупные мультимодальные ТЛЦ
Иркутск 1 250 2 750 85
Братск 1 000 2 500 75
Тайшет 900 2 100 60
Усть-Кут 700 1 500 45
Усть-Илимск 750 1 700 50
Средние мультимодальные ТЛЦ
Тулун 600 1 200 30
Зима 400 800 25
Черемхово 600 1 200 30
Ангарск 400 800 25
Усть-Ордынский 300 600 15
Железногорск-Илимский 400 800 30
Жигалово 250 400 10
Киренск 250 400 10
Бодайбо 350 700 25
Слюдянка 400 800 20
Всего 6 750 18 250 535
Крупные железнодорожно-автомобильно-воздушные МТЛЦ с центрами оптовой торговли планируются к формированию в Иркутске и Братске для обслуживания населения, местного промышленного производства, а также экспортно-импортных и транзитных грузопотоков.
Мощный железнодорожно-автомобильный МТЛЦ предлагается создать в Тайшете — крупном промышленном и транспор-
тном узле, расположенном на пересечении Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
В Усть-Илимске целесообразным является строительство железнодорожно-автомобильно-воздушного МТЛЦ для обслуживания потребностей в товарах народного потребления населения административного района и нужд местного производства. Значение Усть-Илимска как транспортного узла значительно возрастает в связи с намечаемым строительством Севсиба и Евразийской трансконтинентальной магистрали.
Имеется необходимость сооружения крупного железнодорожно-водно-автомобильного МТЛЦ в районе железнодорожной станции Усть-Кут и речного порта Осетрово для обеспечения освоения богатейших природных ресурсов этого района, а также для рационализации завоза грузов в северные районы области и в Якутию.
Железнодорожно-автомобильные МТЛЦ средней мощности грузопереребот-ки предлагается создать вдоль трассы Транссиба для обслуживания крупных промышленно развитых городов, таких как Ту-лун, Черемхово, Ангарск, Зима.
Водно-автомобильные МТЛЦ целесообразно сформировать в районе Жигалово и Киренска для освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения и богатых лесных ресурсов этих регионов, а также в Бодайбо для обеспечения завоза грузов в район золотодобычи.
Автомобильно-воздушный ТЛЦ предлагается построить в пос. Усть-Ордынский для обслуживания потребностей населения и местного производства Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Целесообразно также сооружение железнодорожно-автомобильного ТЛЦ в районе железнодорожной станции Слюдянка для приема и переработки грузов, следующих по главной сибирской магистрали, а также для обслуживания местных потребностей Слюдянского административного района Иркутской области.
Главным функциональным элементом транспортно-логистического центра служат терминалы, представляющие собой грузонакопительные, грузоперерабатывающие,
перевалочные и складские комплексы, сооружаемые в узлах транспортной сети, в местах стыка магистральных видов транспорта и местного транспорта, выполняющего функции подвоза-развоза грузов клиентуре. При этом имеется в виду, что через терминалы проходит большинство грузов, следующих в междугородном и международном сообщении.
На терминалах осуществляется технологическое взаимодействие различных видов транспорта на основе централизованного управления перегрузочными и другими операциями, связанными со складской переработкой и сервисным обслуживанием клиентуры и подвижного состава.
Терминал может обслуживать перевозки грузов, выполняемых одним видом транспорта, но в разных сообщениях (магистральный и местный автомобильный транспорт, выполняющий функции подвоза-раз-воза грузов клиентуре).
На терминалах наряду с грузонакоплени-ем основной функцией является грузопере-работка, связанная с разукрупнением и укрупнением партий грузов, формированием и расформированием отправок по направлениям перевозки, грузопереработкой тарно-штучных грузов (мелких и крупных партий, мелко-, средне- и крупнотоннажных контейнеров), упаковкой и пакетированием, маркировкой грузов, выполнением комплекса сервисных услуг.
Современный мультимодальный терминальный комплекс является транспортно-экспедиционным предприятием, выполняющим функции транспортно-распределительного логистического центра с широким спектром предоставляемых услуг; он представляет собой комплекс инженерно-технических сооружений с современным технологическим оборудованием, позволяющим иметь в составе терминала специализированные складские помещения для хранения и переработки грузов; помещения для выполнения таможенных функций органами Государственного таможенного комитета и сопутствующие им службы; банки; транспортно-экспедиционные и логистические фирмы; брокерские и страховые компании; службу охраны и безопасности; админист-
ративные помещения и офисы клиентов; торговые представительства и бизнес-центры; почту, телефон, телеграф; центры технического обслуживания подвижного состава транспорта; комнаты отдыха и гостиницы, пункты питания; центры дистрибьюции и оптово-розничной торговли с сетью магазинов; консалтингово-аналитические и информационные центры; реабилитационно-оздоровительные комплексы; площадки для отстоя подвижного состава.
Такой терминальный комплекс может занимать территорию порядка 60-100 га и больше, иметь достаточно свободные проходы и проезды между зданиями, озеленение, красивую и удобную планировку и архитектуру. Складские корпуса воздвигаются из легкомонтируемых сборно-разборных конструкций и быстровозводимых металлоконструкций с высотой помещений 9,5-12 м, что позволит осуществлять многоярусное хранение грузов в стеллажах под европоддоны.
В условиях возрастающего спроса на организацию перевозок грузов в международном сообщении важное значение имеет создание многофункциональных мультимодальных терминальных комплексов с таможенной обработкой грузов. Маркетинговая стратегия таких комплексов основана на обеспечении ускорения прохождения таможенного досмотра и таможенной очистки грузов, на предоставлении услуг по ответственному хранению грузов на автоматизированных складах под таможенным контролем в режиме, удобном для клиентов (временное — до двух месяцев, длительное — до трех лет), а также на обеспечении необходимого сервиса и комплексности услуг.
Линейные (магистральные) перевозки между терминалами могут осуществляться различными видами транспорта и по разным транспортно-технологическим схемам. Особый интерес представляет организация терминальных систем доставки грузов в смешанном сообщении. Такие перевозки приобретают все большее значение для регионов Сибири и Дальнего Востока, в том числе и для Иркутской области, территорию которой пересекают Транссиб и БАМ, в связи с развитием сети междуна-
родных транспортных коридоров и интермодальных систем доставки грузов.
Созданные на территории Иркутской области сети МТЛЦ и терминальные комплексы явятся необходимыми точками роста экономики региона, способными вызвать деловую и коммерческую активность, привлечь дополнительные грузовые потоки и необходимые на развитие инфраструктуры инвестиции, создать новые рабочие места и обеспечить приток дополнительных трудовых ресурсов из других регионов страны.
Учитывая достаточно высокую потребность в инвестициях на формирование в Иркутской области опорной сети МТЛЦ, оцениваемую в 535 млн дол., необходима разработка рациональных финансовых схем и разумной этапности реализации проектов развития логистической инфраструктуры в Иркутском мультимодальном транспортном узле.
Наряду с развитием сети МТЛЦ в рамках формирования ИР ТЛС потребуется развитие регионального института логистических посредников — организаторов рациональной системы грузо- и товародвижения в регионе, включая перевозки грузов в прямом смешанном (интермодальном) сообщении.
В настоящее время в регионах Сибири функционирует ряд федеральных и международных компаний, имеющих статус оператора интермодальных перевозок грузов; это такие компании, как «Транс бизнес-групп», «Транссибирский экспресс», «Артт-ранс», «Трансрейл», «Союзвнештранс».
Среди местных транспортно-экспедиционных структур, имеющих логистическую направленность, следует отметить созданное в 2000 г. Ассоциацией автотранспортных организаций Иркутской области (ААТО) при поддержке Российского автотранспортного союза ООО «Логистическое Иркут-ское автотранспортное агентство» (ЛИАТА), которое по своему функциональному назначению является чисто отраслевой (автотранспортной) логистической структурой.
Представляется, что на первом этапе формирования ИР ТЛС роль регионального оператора транспортно-логистического процесса может выполнить предлагаемый к формированию Иркутский региональный информационно-логистический центр (ИР ИЛЦ).