Научная статья на тему 'Кластерный подход к проектированию мультимодального транспортно-логистического центра в Новороссийском транспортном узле'

Кластерный подход к проектированию мультимодального транспортно-логистического центра в Новороссийском транспортном узле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
922
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / CLUSTER / CLUSTER MODEL / LOGISTICS / LOGISTIC CENTER / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева Татьяна Анатольевна, Спицын Андрей Андреевич

Рассмотрена кластерная модель мультимодального транспортно-логистического центра, описаны шесть основных этапов развития логистического центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прокофьева Татьяна Анатольевна, Спицын Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH TO MULTIMODAL TRANSPORT AND LOGISTIC CENTER DESIGN IN NOVOROSSIYSK TRANSPORT KNOT

The cluster model of the multimodal transport and logistic center is considered, six main stages of development of the logistic center are described.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к проектированию мультимодального транспортно-логистического центра в Новороссийском транспортном узле»

УДК 656.073 (47)

Т. А. Прокофьева, А. А. Спицын*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл, д. 9 * e-mail: nwg88@list.ru

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В НОВОРОССИЙСКОМ ТРАНСПОРТНОМ УЗЛЕ

Рассмотрена кластерная модель мультимодального транспортно-логистического центра, описаны шесть основных этапов развития логистического центра.

Ключевые слова: кластер; кластерная модель; логистика; логистический центр; стратегия развития.

В «Стратегии социально-экономического развития Новороссийской области»

провозглашено формирование ряда

территориально-отраслевых кластеров. Одним из приоритетных является транспортно-

логистический кластер, основу формирования которого составляют транспортно-логистические центры, построенные на иерархических принципах (кластеры). В ОАО «РЖД» разработана методология организации функционирования международных транспортных коридоров на основе кластерного подхода с применением мультимодальных логистических центров.

Согласно классическому определению основоположника кластерного подхода профессора Гарвардского университета Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом.

Предлагаемая кластерная модель

Мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ) в структурном отношении идентична кластерной модели региональной транспортно-логистической системы (РТЛС), так как построена в соответствии с основными положениями кластерной теории и традиционно для моделей этого типа включает четыре крупных блока (группы объектов): ядро кластера, обслуживающие, вспомогательные и

дополняющие объекты.

В качестве основного интегратора участников и партнеров МТЛЦ выступает

товароматериальный и сопутствующие ему информационные, сервисные и финансовые потоки, а также общие цели ведения бизнеса,

согласованные с целями социально-экономического развития региона.

В состав ядра кластера интегрированных в МТЛЦ организационных структур рекомендуется включить следующие компании-лидеры в сфере логистического бизнеса, в т.ч. крупных грузовладельцев и потенциальных инвесторов:

• крупные транспортно-экспедиционные компании (3 РЬ-провайдеры - операторы мультимодальных и интермодальных перевозок);

• крупные железнодорожные компании (филиалы ОАО «РЖД»);

• Центральная дирекция управления движением -филиал ОАО «РЖД»;

• Координационный логистический центр дирекции управления движением;

• крупные банки, финансово-промышленные группы и другие инвестиционные компании;

• крупные грузовладельцы;

• крупные стивидорные и автотранспортные компании;

• крупные банки, финансово-промышленные группы и другие инвестиционные компании;

• крупные грузовладельцы.

Для обеспечения логистической координации участников и партнеров МТЛЦ предлагается учредить на базе информационных технологий Территориальный центр фирменного

транспортного обслуживания (ТЦ ФТО) отделения железной дороги (филиала ОАО «РЖД») дочернюю компанию - Координационный логистический центр дирекции управления движением (КЛЦД) в статусе 4 РЬ-провайдера и системного интегратора цепей поставок, проходящих через МТЛЦ, размещаемый в транспортном узле.

Обслуживающие (функциональные)

объекты включают:

• мультимодальный терминальный комплекс с подъездными автомобильными и железнодорожными путями;

• склады для хранения и переработки мелкопартионных и крупнопартионных грузов (общего назначения, временного хранения, таможенные, консигнационные);

• специализированные склады, в т.ч. склады-рефрижераторы, склады для наливных, насыпных и навалочных грузов;

• мультимодальный контейнерный терминал;

• центр грузового автотранспорта (автотранспортные компании, площадки для отстоя большегрузного автотранспорта, центр технического обслуживания подвижного состава с автозаправочной станцией и мойкой;

• грузовые дворы товарных и сортировочных станций, операторы вагонного парка, другие предприятия железнодорожного транспорта;

• морские и речные порты, стивидорные компании;

• авиатранспортные компании, предприятия и службы аэропорта.

К числу вспомогательных объектов в модели отнесены:

• центр таможенного оформления и контроля;

• гостиничный комплекс с блоком общественного питания и сервисного обслуживания;

• бизнес-центр с офисами и торговыми представительствами;

• транспортно-экспедиционные, оптовые торговые компании, другие провайдеры логистических услуг;

• информационные и консалтинговые компании;

• страховые компании;

• филиал банка;

• служба безопасности;

• экологический центр ответственности за охрану окружающей среды.

Важную роль в кластерной модели МТЛЦ играют дополняющие объекты, представленные центром компетенций и инноваций, технопарками, наукоградами, бизнес-

инкубаторами, учебными центрами по подготовке персонала и повышению квалификации, обеспечивающими инновационный характер функционирования и развития МТЛЦ.

В кластерной модели МТЛЦ предусмотрено формирование на общественных началах объединенной дирекции по привлечению инвестиций и развитию инфраструктуры МТЛЦ на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

Каждый этап развития МТЛЦ имеет определенную продолжительность жизненного цикла, по завершении которого необходим переход к новому этапу развития и новой более высокой степени интеграции с партнерами по бизнесу и участниками цепей поставок,

проходящих через МТЛЦ. В противном случае функционирование МТЛЦ становится

неэффективным и он утрачивает свою жизнеспособность.

На первом этапе развития МТЛЦ осуществляется анализ современного состояния и тенденций развития рынка транспортно-логистических услуг, определяются узкие места, проблемы и перспективы развития регионального рынка транспортно-логистических услуг и выявляются объективные предпосылки создания МТЛЦ в районе грузовой станции 9-й км Северокавказской железной дороги для обслуживания товароматериальных и

сопутствующих потоков в Новороссийском транспортном узле и морских портах Таманского полуострова. Обосновывается целесообразность формирования опорной сети ТЛЦ на территории Краснодарского края и Южного федерального округа (ФО) РФ в увязке с развитием национальных и международных транспортных коридоров.

Второй этап связан с определением миссии, стратегических целей и задач, основных функций, выполняемых МТЛЦ, согласованных со стратегией социально-экономического развития Краснодарского края и Южного ФО РФ, стратегией развития ОАО «РЖД», выбором организационно-правовой формы и построением кластерной модели организационно -

функциональной структуры мультимодального ТЛЦ в соответствии с рекомендуемой организационно-правовой формой, основными направлениями деятельности и видами предоставляемых услуг.

Важное место на данном этапе занимает выбор и определение основных участников и стратегических партнеров МТЛЦ, оформление с ними соответствующих договорных, контрактных и субконтрактных отношений в соответствии с их ключевыми компетенциями и формирование организационной структуры кластерной модели МТЛЦ.

Для обеспечения конкурентоспособности Северокавказского МТЛЦ (сухого порта) в рамках формирования стратегии согласования экономических интересов и принципов внутрикорпоративного взаимодействия

участников и партнеров логистического центра предложена кластерная модель

межорганизационной логистической координации и интеграции с участием в качестве системного интегратора в статусе 4РЬ-провайдера Координационного логистического центра дирекции (КЛЦД) управления движением Северокавказского (СК) отделения железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (СК КЛЦД),

учреждаемого как его дочерняя структура, тесно сотрудничающая с Северокавказским

территориальным центром фирменного транспортного обслуживания (СК ТЦ ФТО) ОАО «РЖД», функционирующего с использованием интегрированных информационных технологий и систем, таких как СИРИУС, ЭТРАН, Грузовой экспресс, ЦУМП.

Для обеспечения управляющих,

координирующих и интегрирующих функций, а также стратегического планирования

инновационного развития МТЛЦ рекомендуется в составе СК КЛЦД формирование следующих структурных подразделений:

• Управление грузовыми перевозками;

• Управление терминально-складским хозяйством;

• Управление парком вагонов и локомотивов;

• Управление взаимоотношениями с грузоотправителями и грузополучателями;

• Информационно-аналитический центр;

• Центр компетенций и инноваций;

• Финансово-расчетный центр;

• Служба транспортной и экологической безопасности и охраны окружающей среды;

• Департамент бизнес-планирования и привлечения инвестиций на развитие инфраструктуры Северокавказского МТЛЦ.

Для обеспечения жизнеспособности Северокавказского МТЛЦ, функционирующего на начальных этапах своего развития в виде виртуального логистического центра (ЛЦ), необходимо привлечение инвестиций на физическое развитие инфраструктурных элементов ЛЦ в соответствии с разработанным бизнес-планом и этапами его реализации.

Координация и интеграция участников цепей поставок, проходящих через Северокавказский МТЛЦ, осуществляется СК КЛЦД на основе применения концепций интегрированной логистики и SCM, таких как SRM - Supplier Relationship Management (Управление взаимоотношениями с поставщиками) и CRM -Customer Relationship Management (Управление взаимоотношениями с потребителями).

Идея создания КЛЦ принадлежит ОАО «РЖД», которым разработана и поэтапно реализуется концепция создания логистических координационных центров в транспортных узлах и морских портах.

Создание такого координационного центра в качестве участника и партнера МТЛЦ, учитывая сложную структуру его подразделений, требует тщательного подбора кадров с высоким профессиональным уровнем и опытом практической работы. Только при этих условиях может быть получен высокий совокупный эффект от интеграции участников и партнеров МТЛЦ.

На третьем этапе создания МТЛЦ осуществляется разработка стратегии

согласования экономических интересов и принципов внутрикорпоративного

взаимодействия участников и партнеров МТЛЦ и построение модели межорганизационной логистической координации и интеграции в МТЛЦ с участием в качестве системного логистического интегратора (4РЬ-провайдера) Координационного логистического центра дирекции управления движением

Северокавказской железной дороги,

выполняющего свои координирующие функции на базе информационных технологий совместно с СКТЦ ФТО ОАО «РЖД». Рекомендуется создание единого информационного пространства для участников и партнеров МТЛЦ на основе высокоразвитых информационных технологий

ОАО «РЖД».

Четвертый этап непосредственно связан с организацией сотрудничества с органами федеральной, региональной и местной власти, крупными грузовладельцами, отделениями и филиалами ОАО «РЖД», другими транспортными, логистическими и

инвестиционными компаниями. Для организации эффективного сотрудничества коммерческих структур и органов управления на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) рекомендуется создание на общественных началах объединенной дирекции по инновационному развитию и привлечению инвестиций на реализацию проектов создания опорной сети МТЛЦ. На данном этапе осуществляется выбор площадки для размещения пилотного ТЛЦ и разработка бизнес-плана его развития с оценкой потребности в инвестициях, источников финансирования, сроках окупаемости, возможных рисках и величиной ожидаемого эффекта.

Как свидетельствует зарубежный и передовой отечественный опыт, реализация таких крупных проектов, как создание ТЛЦ, фактически не может обойтись без поддержки органов государственного управления всех уровней.

Пятый этап стратегического планирования создания опорной сети МТЛЦ и обеспечения её рыночной жизнеспособности начинается с разработки принципиальной схемы развития и размещения опорной сети МТЛЦ в транспортных узлах и центрах грузообразования, расположенных на территории региона. Осуществляется оценка потребности в инвестициях на создание опорной сети МТЛЦ, определяются этапы развития и сроки окупаемости проектов, источники доходов МТЛЦ и величина ожидаемого социально-экономического эффекта.

Шестой этап (заключительный) носит прикладной характер и направлен на реализацию стратегии развития МТЛЦ как крупнейшего сухого порта на Северокавказской железной дороге, в Краснодарском крае и Южном федеральном округе.

Для обеспечения рыночной жизнеспособности предлагаемых к формированию на территории Южного Федерального округа МТЛЦ

осуществляется разработка стратегии интеграции опорной сети МТЛЦ в региональную транспортно-логистическую систему на основе формирования единого организационно-экономического,

информационного, научно-технического,

кадрового и правового обеспечения и последующей интеграции в логистическую систему России и международного Евроазиатского экономического сообщества.

Прокофьева Татьяна Анатольевна - д.э.н., профессор кафедры Логистики и экономической информатики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Спицын Андрей Андреевич - студент 5-го курса кафедры Логистики и экономической информатики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4(14). - С. 68-82.

2. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2001. - 495 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Прокофьева Т.А., Адамов Н.А. Стратегия развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России. М.: ИД «Экономическая газета», 2011. - 302 с.

4. Прокофьева Т.А., Клименко В.В. Методологические аспекты построения кластерной модели транспортно-логистической инфраструктуры региона. // Логистика и управление цепями поставок. - 2011. - № 6. - С. 31-41.

5. Прокофьева Т.А., Клименко В.В. Проблемы формирования транспортно-логистических кластеров в регионах Российской Федерации. // Вестник транспорта. - 2012, № 3. - С. 2-12.

Prokof'eva Tatyana Anatol'evna, Spitsyn Andrey Andreevich* D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: nwg88@list.ru

CLUSTER APPROACH TO MULTIMODAL TRANSPORT AND LOGISTIC CENTER DESIGN IN NOVOROSSIYSK TRANSPORT KNOT

Abstract

The cluster model of the multimodal transport and logistic center is considered, six main stages of development of the logistic center are described.

Key words: cluster; cluster model; logistics; logistic center; development strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.