Научная статья на тему 'Анализ конкурентного окружения сети негосударственных поликлиник города Москвы'

Анализ конкурентного окружения сети негосударственных поликлиник города Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИКЛИНИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич

В рамках комплексной оценки конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы нами был проведен анализ ее конкурентного окружения. Полученные результаты свидетельствуют о высокой плотности конкурентного окружения, связанной со значительным насыщением рынка поставщиками амбулаторно-поликлинических услуг, являющимися представителями, как негосударственного, так и государственного секторов здравоохранения. Все это демонстрирует важность для стратегического развития медицинской организации определения наиболее перспективных областей конкуренции на рынке медицинских услуг Москвы, разработки и внедрения соответствующих стратегий и механизмов наращивания конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентного окружения сети негосударственных поликлиник города Москвы»

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК ГОРОДА МОСКВЫ

Волнухин А. В.

Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin АгЧет УИа1уеу1ск - кандидат медицинских наук, ассистент,

кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России, г. Москва

Аннотация: в рамках комплексной оценки конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы нами был проведен анализ ее конкурентного окружения. Полученные результаты свидетельствуют о высокой плотности конкурентного окружения, связанной со значительным насыщением рынка поставщиками амбулаторно-поликлинических услуг, являющимися представителями, как негосударственного, так и государственного секторов здравоохранения. Все это демонстрирует важность для стратегического развития медицинской организации определения наиболее перспективных областей конкуренции на рынке медицинских услуг Москвы, разработки и внедрения соответствующих стратегий и механизмов наращивания конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: конкурентное окружение, рынок медицинских услуг, негосударственная поликлиника.

По данным большинства литературных источников, конкуренция в отечественно системе здравоохранения зародилась относительно недавно - в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Это было связано с началом внедрения элементов рыночных отношений [1-4]. Предметом для конкуренции в здравоохранении могут быть цена, качество, сервис, характеристики продукта/услуги, технологии [5]. Наибольшего развития конкурентные процессы достигли в негосударственном секторе здравоохранения [6].

Среди тенденций развития конкуренции в системе отечественного здравоохранения можно выделить рост конкуренции между медицинскими организациями [7-9]; смещение акцента из ценовой конкуренции в область научно-технического развития [10], а также к неценовой конкуренции, основанной на квалификации кадров, качестве и привлекательности медицинских услуг, использовании новых технологий в управлении и производстве [11, 12].

Все это подчеркивает актуальность исследований, посвященных изучения конкурентных процессов в здравоохранении.

В рамках комплексной оценки конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы нами был проведен анализ ее конкурентного окружения. При этом к конкурентному окружению следует относить поликлиники не только коммерческого, но и государственного секторов здравоохранения. Первые конкурируют с изучаемой медицинской организацией в связи с тем, что также предоставляют платные медицинские услуги или оказывают медицинскую помощь по программам ДМС. Включение в конкурентное окружение государственных поликлиник связано с несколькими факторами. Основными из них являются снижение платежеспособности населения, ввиду экономической ситуации в стране, что обуславливает выбор в пользу бесплатной медицинской помощи; ухудшение имиджа платной медицины и ДМС в связи с существующей практикой «сверхпотребления» медицинских услуг, а также ограничениями страховых медицинских программ ДМС; возможность выбора государственной поликлиники не по территориальному принципу.

Все это позволяет рассматривать вместе негосударственные и государственные поликлиники, как поставщиков амбулаторно-поликлинических услуг в Москве.

Несмотря на высокую численность населения города Москвы и, следовательно, высокую потребность в первичной медико -санитарной помощи (ПМСП), конкурентное окружение является плотным, а насыщение рынка поставщиками соответствующих услуг значительным.

Как видно из табл. 1, по Москве в целом, на каждые 100 тыс. населения приходится в среднем 5,4 негосударственных и 3,3 государственных поликлиники. По административным округам эти показатели колеблются в пределах 2,7-6,3 и 2,9-5 на 100 тыс. населения соответственно. При этом наиболее плотное конкурентное окружение характерно для Центрального административного округа (ЦАО) (число негосударственных и государственных поликлиник - 21,2 и 5 на 100 тыс. населения), что объясняется не только абсолютным количеством поликлиник, но и небольшой численностью проживающего населения, относительно других административных округов. Самая низкая плотность конкурентного окружения отмечается в Восточном административном округе (ВАО) (число негосударственных и государственных поликлиник - 2,7 и 3,1 на 100 тыс. населения).

Можно говорить о том, что в конкурентном окружении изучаемой сети незначительно преобладают поликлиники негосударственного сектора здравоохранения (превосходят по численности государственные амбулаторно-поликлинические учреждения в 1,6 раз). Это свидетельствует о равной возможности для населения Москвы обращаться за медицинской помощью в поликлиники негосударственного и государственного секторов здравоохранения. Во всех административных округах, кроме ЦАО и ВАО, это соотношение соответствует среднему значению показателя по Москве, находясь в диапазоне от 1,1 до 2,0. Более значимое преобладание численности негосударственных поликлиник в ЦАО (в 4,2 раза), также как преобладание численности государственных поликлиник в ВАО, может быть объяснено особенностями данных административных округов. ЦАО с одной стороны характеризуется относительно небольшой плотностью проживающего населения, на которое ориентированы государственные поликлиники; с другой, значительной концентрацией различных учреждений, сотрудники которых являются целевым контингентом для негосударственных поликлиник. Меньшая относительная численность негосударственных поликлиник в ВАО может быть связана с высокой концентрацией проживающего населения (в том числе, детского и пенсионного возрастов) и его меньшей платежеспособностью.

Таблица 1. Плотность конкурентного окружения Сети

Административн ый округ города Москвы Населени е1 Негосударственн ые поликлиники, n2 (на 100 тыс. населения) Государственн ые поликлиники, n3 (на 100 тыс. населения) Соотношение негосударственн ые поликлиники/ государственные поликлиники

ЦАО 760 690 161 (21,2) 38 (5) 4,2

ЗАО 1 344 044 85 (6,3) 43 (3,2) 2,0

ЮАО 1 760 813 67 (3,8) 51 (2,9) 1,3

ЮВАО 1 363 859 66 (4,8) 47 (3,4) 1,4

ЮЗАО 1 414 510 63 (4,5) 55 (3,9) 1,1

СВАО 1 402 928 57 (4,1) 41 (2,9) 1,4

САО 1 151 160 56 (4,9) 41 (3,6) 1,4

СЗАО 979 614 42 (4,3) 28 (2,9) 1,5

ВАО 1 495 835 40 (2,7) 46 (3,1) 0,9

Зеленоград 232 489 10 (4,3) 7 (3) 1,4

Итого 11905942* 647 (5,4) 397 (3,3) 1,6

1 по данным Росстата на 1 января 2015 г.; 2 http://prodoctorov.ru; 3 http://new.mosgorzdrav.ru.

* население без учета Новомосковского и Троицкого округов.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о высокой плотности конкурентного окружения сети негосударственных поликлиник, связанной со значительным насыщением рынка поставщиками амбулаторно-поликлинических услуг, являющимися представителями, как негосударственного, так и государственного секторов здравоохранения, с небольшим преобладанием первых. Все это демонстрирует важность для стратегического развития медицинской организации определения наиболее перспективных областей конкуренции на рынке медицинских услуг Москвы, разработки и внедрения соответствующих стратегий и механизмов наращивания конкурентных преимуществ.

Литература

1. Лебедев А. А. Использование маркетинговой философии в деятельности медицинских учреждений государственной системы здравоохранения в условиях рыночной экономики // Экономика здравоохранения, 1997. № 7. С. 31-37.

2. Хоканссон С. Результаты реструктуризации в системе здравоохранения Швеции // Управление в системе медицинского страхования в России. Региональные аспекты. М.: Тасис, Проект «Управление развитием системы социальной защиты», 2000. С. 77-92.

3. Тогунов И. А. Конкурентоспособность медицинской организации (врачебной практики): методологические подходы к оценке и управлению // Менеджер здравоохранения, 2006. № 4. C.34-37.

4. Сибурина Т. А. Обеспечение и наращивание конкурентного преимущества учреждения здравоохранения на рынке медицинских услуг // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения», 2010. № 3 (15). [Электронный ресрурс]. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/209/30/lang,ru/ (дата обращения: 22.12.2016).

5. Patrick A. Rivers, Saundra H. Glover. Health care competition, strategic mission, and patient satisfaction: research model and propositions // J Health Organ Manag., 2008. Vol. 22. № 6. P. 627-641.

6. Закирова С. А. К сущности рыночной конкуренции в медицине // Здравоохранение Российской Федерации, 1996. № 2. С. 11 -16.

7. Тогунов И. А. Конкуренция в здравоохранении и медицине // Корпоративный менеджмент. 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfn.ru/ (дата обращения: 22.12.2016).

8. Демченко С. Г., Файзханова А. Л. В конкурентной борьбе муниципальные медицинские учреждения проигрывают частным // Актуальные проблемы экономики и права, 2013. № 3. С. 89-96.

9. Селезнев В. Д., Волков С. Д. Проблемы конкуренции в российском здравоохранении // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2016. № 1. С. 112-117.

10. Горькова T. Ю., Герасимова С. В. Влияние инновационного потенциала на конкурентное развитие предприятий здравоохранения // Успехи современного естествознания, 2010. № 11. С. 90-91.

11. Дудов А. С. Эволюция методов оценки эффективности и качества медицинской помощи // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал, 2010. № 24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uecs.ru/marketing/item/246-2011-03-24-12-47-58/ (дата обращения: 22.12.2016).

12. Kelly J. Devers, Linda R. Brewster, Lawrence P. Casalino. Changes in hospital competitive strategy: A new medical arms race? // HSR: Health Services Research, 2003. Vol. 38. № 1. P. 447-469.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.