объективных показателях эффективности - медицинской, социальной и/или экономической является основанием для премирования в размере до 100% от должностного оклада.
Надбавка за приверженность медицинской организации
С целью удержания медицинского персонала с высоким профессионально-квалификационным потенциалом в сети негосударственных поликлиник следует выплачивать надбавки за стаж работы в медицинской организации (табл. 3). Решение о выплате надбавки принимается совместно медицинским директором и директором по персоналу. Обязательным условием для ее выплаты являются результаты аттестации не менее 81%, отсутствие или единичные замечания к КМП и отсутствие обоснованных медицинских претензий пациентов.
Таблица 3. Надбавки за стаж работы в сети негосударственных поликлиник
Условия выплаты надбавки (количество лет работы в сети негосударственных поликлиник) Размер надбавки по отношению к должностному окладу
• От 1 года до 3-х лет 10%
• От 3-х до 5 лет 15%
• 5 лет и более 20%
Использование перечисленных материальных стимулов будет способствовать непрерывному улучшению качества медицинских услуг, оказываемых в сети негосударственных поликлиник, повышению-профессионально-квалификационного потенциала медицинского персонала, инновационному развитию и удержанию наиболее ценных кадров в медицинской организации.
Литература
1. Власова Е., Копачевская Т. Система мотивации: как привлечь и удержать // Управление персоналом, 2010. № 8. С. 19-25.
2. Федотова Г. А. Совершенствование мотивации персонала организации // Сборник научных трудов Sworld, 2014. Том 25. № 4. С. 66-74.
3. Вылегжанина А. О. Управление конкурентоспособностью персонала организации как основным ресурсом конкурентоспособности организации в современной экономике // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2007. № 2. С. 62-67.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИКЛИНИКИ С УЧЕТОМ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ Волнухин А. В.
Волнухин Артем Витальевич / УоЫикЫп А^ет Vitalyevich — кандидат медицинских наук, ассистент,
кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Минздрава России, г. Москва
Аннотация: стратегическое планирование развития медицинской организации, целью которого является достижение конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг, должно основываться на анализе конкурентного окружения и перспектив развития рынка медицинских услуг. Перспективы амбулаторно-поликлинического сегмента города Москвы во многом определяются Государственной программой «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» на 2012-2020 годы. Анализ программы позволил выделить основные направления развития первичного сектора здравоохранения города Москвы и сформулировать перспективы развития амбулаторно-поликлинического сегмента рынка медицинских услуг города Москвы на средне- и долгосрочную перспективу. Ключевые слова: конкурентное преимущество, поликлиника, развитие здравоохранения.
Вопрос конкуренции в современном здравоохранении поднимается все чаще и чаще, а достижение конкурентного преимущества на рынке медицинских услуг рассматривается среди приоритетных задач многих негосударственных и государственных медицинских организаций. Под конкурентным преимуществом следует понимать превосходство одного субъекта рынка над другим в сфере деятельности, имеющей стратегическое значение в конкурентной борьбе [1 -4]. Для достижения конкурентных преимуществ у организации должны быть соответствующие ресурсы, рыночная и клиентская востребованность, а также понимание степени конкуренции на рынке [5]. В контексте вышесказанного, стратегическое планирование развития медицинской организации, целью которого является достижение конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг, должно основываться на анализе конкурентного окружения и перспектив развития рынка медицинских услуг. Если говорить об амбулаторно-поликлиническом сегменте города Москвы, эти перспективы во многом определяются Государственной программой «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» на 2012-2020 годы, принятой в соответствие с Постановлениями Правительства Москвы от 4 октября 2011 г. № 461-ПП и от 20 апреля 2015 г. № 209-ПП.
Анализ программы позволяет говорить о следующих основных направлениях развития первичного сектора здравоохранения города Москвы: развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП); совершенствование обеспечения и контроля качества медицинской помощи (КМП); приоритетное развитие определенных направлений ПМСП; инновационное развитие отрасли; непрерывное профессиональное развитие (НПР) медицинского персонала; совершенствование системы мотивации медицинского персонала; развитие государственно-частного партнерства (ГЧП); информатизация; улучшение условий оказания ПМСП.
Развитие ПМСП
В рамках данного направление планируется создание института врачей общей практики (ВОП) и более широкое использование стационарозамещающих технологий.
Совершенствование обеспечения и контроля КМП
Планируется внедрение мониторинга эффективности деятельности медицинских организаций; системы менеджмента качества; стандартов медицинской помощи; разработка клинических протоколов ведения пациентов.
Приоритетные направления ПМСП
Предполагается приоритетное развитие на уровне ПМСП таких направлений, как гериатрия, кардиология, пульмонология, эндокринология, онкология, педиатрия, акушерство и гинекология; профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний; реабилитация.
Инновационное развитие
Планируется разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения заболеваний, а также совершенствование методов управления системой здравоохранения.
Совершенствование НПР
В рамках этого направления предполагается сотрудничество с образовательными и научными учреждениями; создание условий для НПР медицинского персонала, включающих доступ к информационным ресурсам в сети Интернет, электронным пособиям, дистанционным образовательным программам, электронным справочникам, профильной литературе и симуляционным устройствам; предоставление возможности зарубежной и межрегиональной стажировки, а также участия в международных научно-практических мероприятиях.
Совершенствование системы мотивации
Подразумевается, как материальное, так и нематериальное стимулирование. Первое включает повышение заработной платы, финансовое стимулирование за достижение целевых показателей здоровья; второе - социальную поддержку, создание кадрового резерва, определяющего возможность карьерного роста.
Развитие ГЧП
Планируется привлечение медицинских организаций частной системы здравоохранения к реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве.
Информатизация
Уже идет активная работа по внедрению Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) во всех поликлиниках государственного сектора здравоохранения города Москвы, включающей электронную медицинскую карту, электронные рецепты, электронную регистратуру, единую базу наличия лекарственных препаратов в аптечных учреждениях, консолидацию учетных данных, характеризующих административно-хозяйственную деятельность, информационную интеграцию всех медицинских организаций города.
Улучшение условия оказания медицинской помощи
В государственных поликлиниках Москвы проводится капитальный ремонт помещений; осуществляется замена устаревшего медицинского оборудования; открываются новые поликлиники, помещения, и оснащение которых отвечают современных требованиям.
Таким образом, можно обозначить следующие перспективы развития амбулаторно-поликлинического сегмента рынка медицинских услуг города Москвы на средне- и долгосрочную перспективу:
• усиление конкуренции внутри государственного и негосударственного секторов здравоохранения; развитие конкуренции между поликлиниками государственного и негосударственного секторов здравоохранения; тенденция к слиянию рынков медицинских услуг, оказываемых государственными и негосударственными поликлиниками в единый сегмент;
• основными источниками конкурентных преимуществ для поликлиники, независимо от ее формы собственности, в средне и долгосрочной перспективе будут КМП, научно -технический уровень медицинской помощи, профессионально-квалификационный потенциал медицинского персонала, мотивация медицинского персонала, использование стационарозамещающих технологий, развитие ОВП, специализация в приоритетных направлениях ПМСП и участие в ГЧП.
Литература
1. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996. 589 с.
2. Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 720 с.
3. Винслав Ю. Б., Пехтерев В. В. Механизмы разработки и реализации комплексной системы стратегического анализа и управления конкурентоспособностью корпорации // Менеджмент и Бизнес-Администрирование, 2010. № 1. С. 118-151.
4. Albakri T. Strategic marketing. Jordan, Amman: Dar-alyazoriy publisher's co, 2008. P. 67-89.
5. Helen K. K. The competitive edge: marketing strategies for the professionals. Chicago: American dieted association, 1996.