Научная статья на тему 'Анализ компетентности состава территориальной избирательной комиссии и участковой избирательной комиссии в процессе подготовки и проведения выборов в городском округе Щелково Московской области'

Анализ компетентности состава территориальной избирательной комиссии и участковой избирательной комиссии в процессе подготовки и проведения выборов в городском округе Щелково Московской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
анкетирование / выборы органов власти / компетентность сотрудни' ков / территориальная избирательная комиссия / тестирование / Щелково / участковая из' бирательная комиссия / экспертный опрос / questionnaires / elections of authorities / competence of employees / territorial elec/ tion commission / testing / Shchyolkovo / precinct election commission / expert survey

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельков Сергей Анатольевич, Забузов Олег Николаевич, Верницкий Герман Игоревич

В статье проанализированы уровни компетентности членов территориальной избира' тельной комиссии (ТИК) и участковой избирательной комиссии (УИК) в процессе подго' товки и проведения выборов в городском округе Щелково Московской области. В ходе проведенного исследования установлено, что члены УИК г. о. Щелково не в полной мере готовы к подготовке и проведению избирательных кампаний. Причины это' го — достаточно низкая результативность работы Центра обучения членов избиратель' ных комиссий и иных участников избирательного процесса при Избирательной комиссии Московской области, а также в целом низкая эффективность системы подготовки членов УИК. Анализ результатов, полученных в ходе тестирования членов ТИК г. о. Щелково, по' казал, что степень компетентности членов ТИК примерно равна уровню компетенции членов УИК г. о. Щелково. Это подтверждает ранее выдвинутый тезис о низкой резуль' тативности курсов подготовки, проводимых Центром обучения членов избирательных ко' миссий и иных участников избирательного процесса при Избирательной комиссии Мос' ковской области. Вместе с тем анализ ответов членов ТИК на вопросы тестов приводит к выводу, что большинство неверных ответов дают члены ТИК, вошедшие в ее состав по представлению политических партий, что в совокупности с данными по посещению засе' даний ТИК позволяют усомниться в результативности существующего механизма фор' мирования ТИК и УИК. Проведенное исследование мнений жителей г. о. Щелково по тематике электорально' го процесса позволяет заключить, что большая часть опрошенных не принимала участия в выборах Главы городского округа Щелково и состава Совета депутатов городского округа Щелково в 2019 г. Причинами этого стали низкая информированность жителей о проведе' нии выборов и недоверие к результатам проведения выборов. В то же время не стоит спи' сывать со счетов определенный уровень абсентеизма избирателей г. о. Щелково. Основными методами исследования, используемыми при написании статьи, явились анкетирование и тестирование. В статье использованы данные Росстата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мельков Сергей Анатольевич, Забузов Олег Николаевич, Верницкий Герман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE COMPETENCE OF THE COMPOSITION OF THE TERRITORIAL ELECTION COMMISSION AND THE PRECINCT ELECTION COMMISSION IN THE PROCESS OF PREPARING AND CONDUCTING ELECTIONS IN THE SHCHYOLKOVO MUNICIPAL DISTRICT OF THE MOSCOW REGION

The article analyzes the levels of competence of members of the territorial election commission (TEC) and the precinct election commission (PEC) in the process of preparing and conducting elec/ tions in the Shchyolkovo municipal district of the Moscow Region. In the course of the conducted research, it was found that the members of the PEC of Shchyolkovo are not fully ready for the preparation and conduct of election campaigns. The rea/ sons for this were the rather low efficiency of the work of the Training Center for Members of Election Commissions and Other Participants in the Electoral Process under the Election Commission of the Moscow Region, as well as the overall low efficiency of the training system for members of the PEC. The analysis of the results obtained during the testing of the members of the TEC of the Shchyolkovo municipal district showed that the degree of competence of the members of the ter/ ritorial election commission is approximately equal to the competence of the members of the PEC of the Shchyolkovo municipal district. This once again confirms the previously mentioned thesis about the low effectiveness of training courses conducted by the Training Center for Members of Election Commissions and Other Participants in the Electoral Process under the Election Commission of the Moscow Region. At the same time, the analysis of the answers of the TEC mem/ bers to the test questions leads to the conclusion that the majority of incorrect answers are given by the TEC members who joined it on the proposal of political parties, which, together with the data on attendance of TEC meetings, allow us to doubt the effectiveness of the existing mechanism for the formation of TEC and PEC. The conducted research of the opinions of residents of the Shchyolkovo municipal district on the subject of the electoral process allows us to conclude that most of the respondents did not partici/ pate in the election of the Head of the Shchyolkovo municipal district and the composition of the Shchyolkovo Council of Deputies in 2019. This was due to the low awareness of residents about the conduct of elections and distrust of the results of the elections. At the same time, a certain level of absenteeism of the voters of Shchyolkovo should not be written off. The main research methods used while writing the article were questionnaires and testing. The article uses data from Rosstat.

Текст научной работы на тему «Анализ компетентности состава территориальной избирательной комиссии и участковой избирательной комиссии в процессе подготовки и проведения выборов в городском округе Щелково Московской области»

МОНИТОРИНГ (ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

йО!: 10.17805^ри.2023.4.13

Анализ компетентности состава территориальной

избирательной комиссии и участковой избирательной комиссии в процессе подготовки и проведения выборов в городском округе Щелково Московской области С. А. Мельков

Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика, О. Н. Забузов Московский государственный лингвистический университет, Г. И. Верницкий Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика

В статье проанализированы уровни компетентности членов территориальной избирательной комиссии (ТИК) и участковой избирательной комиссии (УИК) в процессе подготовки и проведения выборов в городском округе Щелково Московской области.

В ходе проведенного исследования установлено, что члены УИК г. о. Щелково не в полной мере готовы к подготовке и проведению избирательных кампаний. Причины этого — достаточно низкая результативность работы Центра обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса при избирательной комиссии Московской области, а также в целом низкая эффективность системы подготовки членов УИК.

Анализ результатов, полученных в ходе тестирования членов ТИК г. о. Щелково, показал, что степень компетентности членов ТИК примерно равна уровню компетенции членов УИК г. о. Щелково. Это подтверждает ранее выдвинутый тезис о низкой результативности курсов подготовки, проводимых Центром обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса при Избирательной комиссии Московской области. Вместе с тем анализ ответов членов ТИК на вопросы тестов приводит к выводу, что большинство неверных ответов дают члены ТИК, вошедшие в ее состав по представлению политических партий, что в совокупности с данными по посещению заседаний ТИК позволяют усомниться в результативности существующего механизма формирования ТИК и УИК.

Проведенное исследование мнений жителей г. о. Щелково по тематике электорального процесса позволяет заключить, что большая часть опрошенных не принимала участия в выборах Главы городского округа Щелково и состава Совета депутатов городского округа Щелково в 2019 г. Причинами этого стали низкая информированность жителей о проведении выборов и недоверие к результатам проведения выборов. В то же время не стоит списывать со счетов определенный уровень абсентеизма избирателей г. о. Щелково.

Основными методами исследования, используемыми при написании статьи, явились анкетирование и тестирование. В статье использованы данные Росстата.

Ключевые слова: анкетирование; выборы органов власти; компетентность сотрудников; территориальная избирательная комиссия; тестирование; Щелково; участковая избирательная комиссия; экспертный опрос

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

1. Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как демократическое государство. Ввиду этого выборы органов власти являются основной легальной и легитимной формой формирования отечественных органов власти. Следовательно, выборы органов власти в нашей стране продолжатся.

2. По нашему мнению, выборы местных (муниципальных) органов власти ближе всего находятся к рядовому избирателю, поэтому, как правило, граждане лучше всего знают тех, кого избирают именно в эти органы власти.

3. Уровень подготовленности (обученность) сотрудников территориальных1 и участковых избирательных комиссий является фактором проведения честных выборов в рамках действующего законодательства.

Методология исследования и описание инструментария

Исследуемая проблема: невысокая подготовленность членов участковых избирательных комиссий городского округа Щелково Московской области для проведения выборов органов власти в связи с недостаточной их обученностью.

Объект исследования: деятельность членов ТИК и УИК г. о. Щелково.

Предмет исследования: процесс обучения проведению избирательной кампании членов ТИК и УИК г. о. Щелково.

Цель исследования: уточнить самооценку членов ТИК и УИК г. о. Щелково в отношении их обученности для проведения избирательной кампании.

Метод исследования: анкетирование и тестирование.

Гипотеза исследования: недостаточная компетентность членов участковых избирательных комиссий г. о. Щелково для проведения выборов муниципальных органов власти вызвана, скорее всего, их недостаточной обученностью. Предполагаем, что такое положение связано с малыми сроками, выделяемыми на подготовку муниципальной избирательной кампании.

Общая численность членов УИК г. о. Щелково составляет 1353 человека, авторы провели тестирование 984 членов ТИК. При расчете выборки степень репрезентативности выборки к генеральной совокупности составляет более 99,7%, что позволяет судить о достоверности результатов проведенного исследования (доверительный интервал выборки — 5%).

Тестирование проведено в 2019 г., разработанный авторами тест включал 10 блоков вопросов. В статье рассматриваются и анализируются ответы лишь на некоторые из них. Ранее эти сведения нигде не публиковались.

Кроме того, было проведено анкетирование населения г. о. Щелково, оно проводилось в 2019 г. Генеральная совокупность (общее число жителей г. о. Щелково) составляет 126 109 человек (Регионы России ... , 2020: 73), общее число опрошенных — 427 человек. При этом репрезентативность в 95% выборки достигается при опросе 383 человек, что при доверительном интервале в 5% позволяет рассчитать достоверность опроса в районе 96,3%. Ранее эти сведения нигде не публиковались.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ЧЛЕНОВ УИК Г. О. ЩЕЛКОВО Первый блок вопросов был задан по теме «Законодательство Российской Федерации и Московской области о выборах. Положение УИК в системе избирательных комиссий Российской Федерации. Организация и планирование деятельности УИК» (рис. 1).

Анализ рис. 1 показывает, что большинство тестируемых членов УИК г. о. Щелково усвоили материал по данной теме и компетентны в вопросах организации планирования деятельности УИК. При этом вопрос о порядке действий членов УИК во время возникновения экстремальных ситуаций вызывает затруднения более чем у 30% тестируемых. Данный факт, по нашему мнению, является проблемой и требует проведения дополнительных занятий с членами УИК по данной проблематике.

Опишите действия членов УИК в экстремальных ситуациях (непрогнозируемых условиях)

При каких условиях УИК правомочна приступить к работе?

Как исчисляется срок полномочий УИК?

В проведении каких выборов участвует УИК?

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 Ответили неверно ■ Ответили верно

Рис. 1. Ответы членов УИК на вопросы по знанию законодательства Российской Федерации и Московской области о выборах и Положения УИК в системе избирательных комиссий Рос-

сийской Федерации о действиях членов УИК Figure 1. Answers of members of the precinct election commission to questions on knowledge of the legislation of the Russian Federation and the Moscow Region on elections and the Position of the precinct election commission in the system of election commissions of the Russian Federation on the actions of members of the precinct election commission

Проведя анализ ответов членов УИК на вопросы по теме «Делопроизводство в УИК. Основные избирательные документы, составляемые УИК» (рис. 2), можно сделать вывод, что у работников УИК есть пробелы в знаниях по вопросам передачи дел в вышестоящую избирательную комиссию, а также в вопросах работы УИК с избирателями, которые обратились в рамках системы регистрации избирателей. В целом, по данным тестирования, сделаем вывод, что члены УИК достаточно осведомлены по вопросам делопроизводства.

I

Перечислите основные избирательные документы, . составляемые УИК

Опишите порядок приема, регистрации и прохождения документов в УИК

Опишите порядок передачи дел в вышестоящую избирательную комиссию

Перечислите основные требования к текущему хранению дел

Как должна быть организована работа УИК с документами, содержащими сведения об избирателях, в рамках функционирования государственной системы регистрации (учета) избирателей в РФ?

■ Ответили неверно

I I I II II II II

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 ■ Ответили верно

Рис. 2. Ответы членов УИК г. о. Щелково на вопросы по теме «Делопроизводство в УИК.

Основные избирательные документы, составляемые УИК» Figure 2. Answers of members of the Shchyolkovo precinct election commission to questions on the topic "Office work in the precinct election commission. The main election documents compiled by

the precinct election commission"

Далее перейдем к ответам членов УИК по вопросам темы «Работа УИК с момента начала осуществления избирательных действий до дня, предшествующего дню голосования» (рис. 3).

По содержанию рис. 3 сделаем выводы. В сравнении с ответами на вопросы предыдущих тем опрашиваемые показали недостаточно глубокие знания, и количество неверных ответов возросло. Наиболее проблемными вопросами, по которым количество ошибочных ответов было близко к 50%, стали вопросы, связанные с информированием инвалидов, заполнением специальных заявлений, а также функционированием механизма «Мобильный избиратель». Данные результаты позволяют авторам прийти к выводу о том, что механизм подготовки членов УИК требует изменения, возможно, в сторону увеличения практических занятий или работы с документацией во время подготовки выборов. Результаты теста актуализируют

Опишите особенности работы УИК в случае, если на выборах планируется использование открепительных удостоверений

По каким вопросам УИК обязана осуществлять информирование избирателей?

В чем заключаются особенности информирования избирателей, являющихся инвалидами?

При поштучном пересчете бюллетеней, полученных

из ТИК, установлено, что их количество больше, чем в акте. В какой срок и в каком порядке лишние бюллетени возвращаются в ТИК?

Из-за изменения персональных данных избирателя он был исключен из списка избирателей и включен в список избирателей дополнительно.

Как следует оформить исключаемые данные в списке избирателей?

Как осуществляется прием заявлений (устных обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования?

Какие сведения должны указываться в специальном заявлении?

В какие сроки избирателем может быть подано в УИК заявление о включении в список избирателей по месту нахождения (при использовании системы «Мобильный избиратель»)?

0 100 200 300 400 500 600 700 800 Ответили неверно ■ Ответили верно

Рис. 3. Ответы членов УИК г. о. Щелково на вопросы по теме «Работа УИК с момента начала осуществления избирательных действий до дня, предшествующего дню голосования»

Figure 3. Answers of members of the Shchyolkovo precinct election commission to questions on the topic "The work of the precinct election commission from the moment of the beginning of electoral actions to the day preceding the voting day"

вопросы социологического исследования об участии жителей г. о. Щелково Московской области в выборах, которые, в том числе, позволят четче понять причины низкого уровня знаний членов УИК по указанным вопросам.

Анализируя ответы членов УИК г. о. Щелково на вопросы по теме «Работа УИК в день, предшествующий дню голосования» (рис. 4), можно сделать вывод, что члены УИК достаточно хорошо проинформированы о работе УИК в предшествующий дню голосования день.

Перейдем к анализу ответов членов УИК на вопросы по теме «Организация работы УИК по подготовке к голосованию с использованием технических средств» (рис. 5).

Можно ли вносить изменения в список избирателей после его подписания и до начала голосования?

Как проводится передача в вышестоящую комиссию информации о наклеенных специальных

знаках (марках) для специальных заявлений, о числе избирателей, проголосовавших досрочно?

Как брошюруется список избирателей?

Перечислите действия, проводимые УИК при проверке готовности ко дню голосования

■ Ответили неверно

L

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 Ответили верно

Рис. 4. Ответы членов УИК г. о. Щелково на вопросы по теме «Работа УИК в день,

предшествующий дню голосования » Figure 4. Answers of members of the Shchyolkovo precinct election commission to questions on the topic "Work of the precinct election commission on the day preceding the voting day"

Остаются ли включенными средства видеонаблюдения в помещении для голосования по окончании тренировки и проверки их работы?

Какие сведения указываются в акте об установке средств видеонаблюдения в помещении для голосования?

Перечислите обязанности членов УИК, осуществляющих работу со средствами видеонаблюдения

На что необходимо обратить внимание при применении технологии изготовления протокола УИК об итогах голосования с ОЯ-кодом?

к

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 Ответили неверно ■ Ответили верно

Рис. 5. Ответы членов УИК г. о. Щелково на вопросы по теме «Организация работы УИК по

подготовке к голосованию с использованием технических средств » Figure 5. Answers of members of the Shchyolkovo precinct election commission to questions on the topic "Organization of work of members of the precinct election commission in preparation for voting using technical means"

По содержанию рис. 5 сделаем вывод о том, что члены УИК в целом показывают достаточно высокий уровень знаний по вопросам применения технических средств в рамках подготовки к голосованию. При этом проблемой для фактически 50% тестируемых членов УИК стала подготовка протокола об итогах голосования с применением QR-кода. Авторы исследования связывают данный факт с тем, что, вероятно на каждом участке какой-либо конкретный представитель УИК либо его секретарь готовит итоговые протоколы, а остальные члены УИК не всегда сталкиваются с данным вопросом на практике.

Перейдем к анализу ответов членов УИК по вопросам темы «Работа УИК в день голосования» (рис. 6).

По содержанию рис. 6 сделаем вывод о том, что далеко не все члены УИК знают порядок деятельности комиссии в день голосования. Наибольшие затруднения у членов УИК вызвали вопросы, связанные со списками избирателей и избирателями, выключенными из списка голосующих по месту жительства.

Куда вносится отметка о том, что к избирателю для проведения голосования вне помещения для голосования выехали (вышли) члены УИК?

Не позднее какого времени председатель УИК

обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования?

Опишите порядок действий УИК по работе со специальными знаками (марками) для защиты специальных заявлений в день голосования

Опишите порядок работы с избирателем, исключенным из списка избирателей по месту жительства в связи с подачей заявления о включении в список избирателей по месту нахождения и явившимся в день голосования в УИК по месту жительства

Когда секретарь УИК должен передать по ведомости

под подпись членам УИК с правом решающего голоса список избирателей (отдельные книги списка избирателей) и избирательные бюллетени?

Какие информационные материалы должны быть в помещении для голосования, в том числе на информационном стенде?

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000

Ответили неверно

Ответили верно

Рис. 6. Ответы членов УИК г. о. Щелково на вопросы по теме «Работа УИК в день голосования » Figure 6. Answers of members of the Shchyolkovo precinct election commission to questions on the topic "Work of the precinct election commission on the day of voting"

Далее перейдем к ответам на вопросы по теме «Подсчет голосов избирателей, составление протокола УИК об итогах голосования, итоговое заседание УИК, выдача копий протокола УИК об итогах голосования, представление протокола УИК об итогах голосования и иной избирательной документации в ТИК (иную вышестоящую избирательную комиссию)» (рис. 7).

Кто имеет право на получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечислите основные действия секретаря УИК после завершения времени голосования

Опишите порядок изготовления протокола УИК об итогах голосования с ОЯ-кодом и копии протокола УИК об итогах голосования с использованием СПО УИК

Из стационарного ящика для голосования извлечены бюллетени. При сортировке обнаружен бюллетень, не содержащий отметок в квадратах напротив фамилий кандидатов. Как членам УИК следует поступать в данном случае?

Могут ли члены УИК в целях экономии времени параллельно работать со списком избирателей и вести непосредственный подсчет голосов?

Вправе ли наблюдатель вести видеосъемку процесса подсчета голосов?

Опишите основные этапы и последовательность действий при подсчете голосов

L

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 ■ Ответили неверно ■ Ответили верно

Рис. 7. Ответы членов УИК г. о. Щелково на вопросы по теме «Подсчет голосов избирателей, составление протокола УИК об итогах голосования, итоговое заседание УИК, выдача копий протокола УИК об итогах голосования, представление протокола УИК об итогах голосования и иной избирательной документации в ТИК (иную вышестоящую избирательную комиссию)» Figure 7. Answers of members of the Shchyolkovo precinct election commission to questions on the topic "Counting of votes, preparation of the protocol of the precinct election commission on the results of voting, the final meeting of the precinct election commission, issuance of copies of the protocol of the precinct election commission on the results of voting, submission of the protocol of the precinct election commission on the results of voting and other election documentation to the territorial election commission (other higher election commission)"

Анализируя рис. 7, сделаем вывод о том, что значительная часть членов УИК испытывает затруднения при работе с протоколами голосования, созданными с применением QR-кода, а также в вопросах действий наблюдателя во время проведения выборов.

Опишите порядок составления и срок представления отчета УИК о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов

Опишите порядок осуществления закупок, товаров, работ, услуг УИК при проведении выборов

Опишите порядок осуществления выплат компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам УИК с правом решающего голоса

Кто составляет смету расходов УИК на подготовку и проведение выборов?

Ответили неверно

0 100 200 300 400 500 600 700 800 ■ Ответили верно

Рис. 8. Ответы членов УИК г. о. Щелково на вопросы по теме «Финансовое обеспечение УИК в период подготовки и проведения выборов»

Figure 8. Answers of members of the Shchyolkovo precinct election commission to questions on the topic "Financial support of the precinct election commission during the preparation

and conduct of elections"

Проводя анализ ответов членов УИК на вопросы о финансовом обеспечении УИК, можно сделать вывод, что члены УИК по большей части не осведомлены о порядке финансирования УИК, что, по нашему мнению, сегодня является проблемой.

Далее перейдем к анализу ответов членов УИК по вопросам проведения совмещенных выборов2 (рис. 9).

Проводя анализ содержания рис. 9, сделаем ряд промежуточных выводов. По всем вопросам по данной теме количество неверных ответов варьируется от 25 до 30%, что позволяет сделать вывод о недостаточно результативной работе Центра обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса при Избирательной комиссии Московской области. Также данные тестирования позволяют усомниться в результативности обучающих материалов, актуализировать вопросы об их оценке экспертами и вероятной модернизации. Наибольшее количество неверных ответов было дано на вопрос об информировании населения о проведении совмещенных выборов. Данный факт позволяет сделать вывод: далеко не все члены УИК понимают систему информирования населения.

В чем заключается информационно-разъяснительная деятельность УИК при проведении совмещенных выборов?

На что следует обратить внимание при подготовке членов УИК к проведению совмещенных выборов?

Перечислите особенности порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования УИК при совмещении выборов

Перечислите особенности работы со списком избирателей при совмещении выборов

I I

Ответили неверно

0 100 200 300 400 500 600 700 800 ■ Ответили верно

Рис. 9. Ответы членов УИК г. о. Щелково на вопросы по теме «Особенности работы УИК при совмещении выборов»

Figure 9. Answers of members of the Shchyolkovo precinct election commission to questions on the topic "Peculiarities of the work of the precinct election commission when combining

elections"

Далее в качестве итога опроса членов УИК г. о. округа Щелково отразим данные ответов на тесты в виде гистограммы с процентным соотношением верных и неверных ответов (рис. 10, с. 156).

Подводя итог анализу тестирования членов УИК г. о. Щелково сделаем ряд выводов. За исключением трех тем, по остальным темам наблюдается достаточно обширное количество неверных ответов (от 25 до 35%), данных членами УИК. Этот факт позволяет судить все же о неполной готовности УИК к подготовке и проведению избирательных кампаний. Вышеуказанные результаты свидетельствуют о низкой результативности работы Центра обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса при Избирательной комиссии Московской области и в целом системы подготовки членов УИК. Авторы исследования уверены, что система подготовки, ориентированная на очень ограниченное время подготовки выборов, а также небольшое число практических занятий не позволяют полностью подготовить каждого члена УИК к работе. Наибольшие затруднения вызвали вопросы по проведению совмещенных выборов, о финансовом обеспечении выборов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ЧЛЕНОВ ТИК Г. О. ЩЕЛКОВО Для удобства анализа итоговых результатов тестирования членов ТИК г. о. Щелково (12 человек) отразим их в виде таблицы (см. с. 157) .

Особенности работы УИК при совмещении выборов

Финансовое обеспечение УИК в период подготовки и проведения выборов

Работа УИК по организации и проведению голосования в труднодоступных и отдаленных местностях

Работа УИК в день голосования

Организация работы УИК по подготовке к голосованию с использованием технических средств

Работа УИК в день, предшествующий дню голосования

Делопроизводство в УИК. Основные избирательные документы, составляемые УИК

Законодательство РФ и Московской области

о выборах. Положение УИК в системе избирательных комиссий РФ. Организация и планирование деятельности УИК

0 20 40 60 80 100

■ Ответили неверно ■ Ответили верно

Рис. 10. Итоговые результаты тестирования членов УИК Figure 10. Final results of testing of precinct election commission members

По содержанию таблицы сделаем ряд выводов.

1. Степень компетентности членов ТИК примерно равна компетенции членов УИК г. о. Щелково, что подтверждает ранее указанный тезис о низкой результативности курсов подготовки, проводимых Центром обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса при Избирательной комиссии Московской области. Считаем, что проблема в данном случае является многосоставной и включается в себя, в том числе, и механизмы контроля, когда и

ОТВЕТЫ ЧЛЕНОВ ТИК НА ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ТЕМАМ ANSWERS OF THE MEMBERS OF THE TERRITORIAL ELECTION COMMISSION TO THE QUESTIONS OF TESTING ON THE FOLLOWING TOPICS

Наименование темы Ответили верно, % Ответили неверно, %

1 2 3

Законодательство Российской Федерации и Московской области о выборах и референдумах. Правовые основы деятельности ТИК. Организация и планирование работы ТИК. Организация и планирование работы УИК 58 42

Делопроизводство в ТИК и УИК 83 17

Формирование УИК и резерва составов УИК. Обучение членов УИК и резерва составов УИК 84 16

Взаимодействие ТИК с избирательными комиссиями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими организациями и учреждениями, в том числе осуществляющими учет граждан по месту пребывания и по месту жительства 62 38

Назначение выборов в органы местного самоуправления. Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов 75 25

Избирательные округа и избирательные участки. Регистрация (учет) избирателей, составление и уточнение списков избирателей 81 19

Особенности работы ТИК при совмещении выборов 62 38

Включение избирателя в список избирателей по месту нахождения (при применении механизма «Мобильный избиратель») 61 39

Применение ГАС «Выборы» в деятельности ТИК 74 26

Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий 80 20

Информирование избирателей. Предвыборная агитация. Ответственность за нарушение порядка проведения предвыборной агитации 68 32

Избирательный бюллетень. Организация и порядок голосования. Организация голосования вне помещения для голосования. Досрочное голосование при проведении выборов в органы местного самоуправления 72 28

Организация работы ТИК и УИК по подготовке к голосованию с использованием технических средств 73 27%

Продолжение

1 2 3

Подсчет УИК голосов избирателей, составление протокола УИК об итогах голосования. Организация работы ТИК в день голосования, прием документов от УИК, установление итогов голосования, определение результатов выборов в ТИК 89 11

Финансовое обеспечение избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов 64 36

Контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов 54 46

председатель ТИК, и ТИК отвечают за процесс подготовки членов УИК. В данном случае роль председателя сводится скорее к записи членов УИК на курсы подготовки. Даже если весь состав ТИК будет проверять компетентность членов УИК, то это не представляется возможным сделать в столь сжатые сроки (от прохождения подготовки до дня голосования, учитывая, что количество членов ТИК — 12, а членов УИК — более 1000 человек).

2. Проводя анализ ответов членов ТИК на вопросы тестов по темам, приходим к выводу, что большинство неверных ответов дают члены ТИК, попавшие в ее состав по представлению политических партий, что в совокупности с данными по посещаемости заседаний ТИК позволяет усомниться в результативности существующего механизма формирования ТИК и УИК.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ Г. О. ЩЕЛКОВО ПО ТЕМАТИКЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Далее представим результаты социологического исследования об участии населения г. о. Щелково Московской области в голосовании на выборах Главы городского округа Щелково и состава Совета депутатов городского округа Щелково в 2019 г.

Анализируя рис. 11, сделаем вывод, что большая часть опрошенных не принимала участия в выборах, и уровень абсентеизма3 в г. о. Щелково достаточно высок, что соответствует средним показателям по Московской области (Злотникова, Морозов, 2017).

На следующий вопрос анкеты отвечали те, кто в рамках ответа на предыдущий вопрос (см. рис. 11) указали ответ «Нет» (также можно было дать несколько вариантов ответа).

Проводя анализ диаграммы на рис. 12, сделаем ряд выводов. Можем судить о низком уровне информированности жителей г. о. Щелково о проведении выборов — мы считаем это проблемой. Усугубляет данную проблему отсутствие у части опрошенных жителей понимания, к какому конкретно избирательному участку они прикреплены.

Отрицательно характеризует процесс информирования населения и тот факт, что значительная часть жителей не верит в результаты проведенного голосования, что также требует постоянной работы с населением и, возможно, внедрения более

Рис. 11. Ответы респондентов на вопрос «Принимали ли Вы участие в голосовании на выборах Главы городского округа Щелково и состава Совета депутатов г. о. Щелково в 2019 году?» Figure 11. Respondents' answers to the question "Did you take part in voting in the elections of the Head of Shchyolkovo and the composition of the Council of Deputies of Shchyolkovo in

2019?"

Затрудняюсь ответить

Не знаю, к какому избирательному участку прикреплен

Не знаю ни одного из кандидатов

Не имею времени посещать выборы

Не доверяю результатам проведения выборов

Не знал о проведении выборов

20 40 60 80 100 120 140 160

Рис. 12. Ответы респондентов на вопрос «По какой причине Вы не приняли участие

в выборах в 2019 году?» (количество респондентов) Figure 12. Respondents' answers to the question "For what reason did you not participate in the elections in 2019?" (the number of respondents)

0

прогрессивных методов подсчета голосов, к примеру технологии блокчейн (Захаров, Заикина, 2018).

Следующий вопрос был задан тем, кто принимал участие в выборах (рис. 13).

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

Низкое качество кабинок для голосования

Недостаточное информирование о проведении выборов

Не работает видеоконтроль через сайт (нет доступа к камерам для граждан)

Длительное время голосования (очередь)

Рис. 13. Ответы респондентов на вопрос «Укажите, с какими проблемами Вы столкнулись во время голосования?» (количество респондентов) Figure 13. Respondents' answers to the question "Indicate what problems you encountered during

the voting?" (the number of respondents)

По содержанию рис. 13 сделаем вывод о том, что проблема с информированием населения о проведении выборов действительно существует. Также жители указывают на наличие проблем с кабинками для голосования, которые, по мнению населения, устарели и не соответствуют современным требованиям. Жители указывают и на то, что процесс видеоконтроля за выборами не был налажен, посмотреть на процесс выборов рядовому пользователю сети Интернет, в том числе и жителю г. о. Щелково, было достаточно затруднительно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С использованием методов анкетирования и тестирования проанализирована деятельность членов участковых избирательных комиссий городского округа Щелково Московской области.

По итогам исследования становится очевидным, что подготовку сотрудников ТИК и УИК к работе в составе этих комиссий необходимо осуществлять в большие сроки и с большим количеством практических занятий.

Для многих (чуть более половины) опрошенных жителей г. о. Щелково характерен абсентеизм. Из этого, скорее всего, можно сделать вывод о необходимости политических (а не только законодательных) изменений в электоральном процессе. Усугубляет данную проблему отсутствие у части опрошенных жителей понимания,

к какому избирательному участку они прикреплены. Ввиду этого членам ТИК и УИК следует прилагать больших усилий на информирование граждан о выборах на всех этапах: при их подготовке и проведении.

Проведение исследования по данной теме будет продолжено с применением других методов исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Следует пояснить, что Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта РФ. В то же время в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальных комиссий составляет пять лет. Законом субъекта РФ территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица.

Для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума участковые комиссии формируются территориальными комиссиями. На УИК возлагается информирование населения об адресе участковой комиссии, уточнение списка избирателей, подготовка помещения для голосования, информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах и др. (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законы субъектов РФ, устанавливающие гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ).

2 Допускается законом субъекта Российской Федерации не более чем на один год продление или сокращение срока полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 82 «О совмещении выборов, продлении или сокращении сроков полномочий законодательных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления» Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

3 Абсентеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах, или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, т. е. уклонением от какого-либо политического участия, но главным образом подразумевается уклонение от своих прямых электоральных функций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Захаров, Д. А., Заикина, Е. Н. (2018) Реализация платформы для проведения выборов при использовании технологии блокчейн // Мир компьютерных технологий : сборник статей Всероссийской студенческой научно-технической конференции, Севастополь, 2-6 апреля 2018 года / науч. ред. Е. Н. Мащенко. Севастополь : ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». 181 с.

Злотникова, Е. В., Морозов, Д. И. (2017) Проблема повышения участия молодежи в выборах органов власти и пути решения (на примере г. о. Химки Московской области) // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. №1 (19). URL: https://gosreg. amchs.ru/content/archiv/40/ (дата обращения: 07.05.2023).

Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов... : стат. сб. (2020) М. : Росстат. 456 с.

Дата поступления: 17.09.2023.

ANALYSIS OF THE COMPETENCE OF THE COMPOSITION OF THE TERRITORIAL ELECTION COMMISSION AND THE PRECINCT ELECTION COMMISSION

IN THE PROCESS OF PREPARING AND CONDUCTING ELECTIONS IN THE SHCHYOLKOVO MUNICIPAL DISTRICT OF THE MOSCOW REGION

S. A. Melkov

The Civil Defence Academy of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, O. N. Zabuzov Moscow State Linguistic University, G. I. Vernitsky

The Civil Defence Academy of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters

The article analyzes the levels of competence of members of the territorial election commission (TEC) and the precinct election commission (PEC) in the process of preparing and conducting elections in the Shchyolkovo municipal district of the Moscow Region.

In the course of the conducted research, it was found that the members of the PEC of Shchyolkovo are not fully ready for the preparation and conduct of election campaigns. The reasons for this were the rather low efficiency of the work of the Training Center for Members of Election Commissions and Other Participants in the Electoral Process under the Election Commission of the Moscow Region, as well as the overall low efficiency of the training system for members of the PEC.

The analysis of the results obtained during the testing of the members of the TEC of the Shchyolkovo municipal district showed that the degree of competence of the members of the territorial election commission is approximately equal to the competence of the members of the PEC of the Shchyolkovo municipal district. This once again confirms the previously mentioned thesis about the low effectiveness of training courses conducted by the Training Center for Members of Election Commissions and Other Participants in the Electoral Process under the Election Commission of the Moscow Region. At the same time, the analysis of the answers of the TEC members to the test questions leads to the conclusion that the majority of incorrect answers are given by the TEC members who joined it on the proposal of political parties, which, together with the data on attendance of TEC meetings, allow us to doubt the effectiveness of the existing mechanism for the formation of TEC and PEC.

The conducted research of the opinions of residents of the Shchyolkovo municipal district on the subject of the electoral process allows us to conclude that most of the respondents did not participate in the election of the Head of the Shchyolkovo municipal district and the composition of the Shchyolkovo Council of Deputies in 2019. This was due to the low awareness of residents about the conduct of elections and distrust of the results of the elections. At the same time, a certain level of absenteeism of the voters of Shchyolkovo should not be written off.

The main research methods used while writing the article were questionnaires and testing. The article uses data from Rosstat.

Keywords: questionnaires; elections of authorities; competence of employees; territorial election commission; testing; Shchyolkovo; precinct election commission; expert survey

REFERENCES

Zaharov, D. A. and Zaikina, E. N. (2018) Realizacija platformy dlja provedenija vyborov pri ispol'zovanii tehnologii blokchejn. In: Mir komp'juternyh tehnologij : Sbornik statej vserossijskoj studencheskojnauchno-tehnicheskojkonferencii, Sevastopol', 2018, April, 2-6/ ed. by E. N. Mash-henko. Sevastopol', Sevastopol State Univ. 181 p. (In Russ.).

Zlotnikova, E. V. and Morozov, D. I. (2017) Problema povyshenija uchastija molodezhi v vybo-rah organov vlasti i puti reshenija (na primere g. o. Himki Moskovskoj oblasti). GosReg: gosu-darstvennoe regulirovanie obshhestvennyh otnoshenij, no. 1 (19) [online]. Available at: https:// gosreg.amchs.ru//content/archiv/40/ (accessed: 07.05.2023). (In Russ.).

Regiony Rossii. Osnovnye social'no-jekonomicheskie pokazateli gorodov ... : stat. sb. (2020) Moscow, Rosstat. 456 р. (In Russ.).

Submission date: 17.09.2023.

Мельков Сергей Анатольевич — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Ми-хайлика. Адрес: 141435, Российская Федерация, Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск. Тел.: +7 (498) 699-05-59. Эл. адрес: [email protected]

Забузов Олег Николаевич — кандидат политических наук, доцент Московского государственного лингвистического университета. Адрес: 119034, Российская Федерация, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1. Тел.: +7 (499) 245-06-12. Эл. адрес: [email protected]

Верницкий Герман Игоревич — аспирант кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика. 141435, Российская Федерация, Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск. Тел.: +7 (498) 699-05-59. Эл. адрес: [email protected]

Melkov Sergei Anatolyevich, Doctor of Political Science, Professor, Head, Department of State and Municipal Administration, Civil Defence Academy, Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Postal address: No-vogorsk Microdistrict, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, 141435. Tel.: +7 (498) 699-05-59. E-mail: [email protected]

Zabuzov Oleg Nikolayevich, Candidate of Political Science, Associate Professor, Moscow State Linguistic University. Postal address: 38, Ostozhenka St., Bldg. 1, Moscow, Russian Federation, 119034. Tel.: +7 (499) 245-06-12. E-mail: [email protected]

Vernitsky German Igorevich, Postgraduate Student, Department of State and Municipal Administration, Civil Defence Academy, Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Postal address: Novogorsk Microdistrict, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, 141435. Tel.: +7 (498) 699-05-59. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.