5.5(23.00.00) ПОЛИТОЛОГИЯ 5.5 СИЁСАТШИНОСЙ 5.5 POLITICS
5.5.2 (23.00.02)Политические интитуты, процессы, технологии 5.5.2 Них,одх,о, равандх,о ва технологиями сиёсй 5.5.2 Political Institutes, Processes, Technologies
УДК 001.891
DOI 10.24412/2411-1945-2022-3-114-129
ПОИСК ПОЛИТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРА ТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ Г.О. ЩЕЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
КАМПАНИЙ
ЦУСТУЦУИ МУНДАРИЦАИ СИЁСЙ ДАР САНАДХОИ МЕЪЁРИЕ, КИ ФА ЪОЛИЯТИ КОМИССИЯХОИ ИНТИХОБОТИИ ХУРДИИ о.ш. ШЕЛКОВОИ ВИЛОЯТИ МОСКВАРО ОИДБА ГУЗАРОНИДАНИМАЪРАКАИ ИНТИХОБОТЙ ТАНЗИМ МЕКУНАНД
QUEST OF POLITICAL CONTENT IN NORMATIVE INSTRUMENTS REGULATING THE ACTIVITIES OF TERRITORIAL ELECTORAL
Мельков Сергей Анатольевич, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России (Россия, г. Химки) [email protected]); Верницкий Герман Игоревич, зам. главы Администрации г.о. Щелково Московской области, аспирант каф. государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России givin@,inbox. ru); Данкова Жанна Юрьевна, канд. соц. наук, доцент, доцент каф. государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России [email protected])
Мелков Сергей Анатолевич, д.и.сиесй, профессор, мудири кафедраи идораи давлатй ва мунитсипалии АМШ ВХф Русия (Русия, ш. Химки) Вернитский Герман Игорович, цонишини сардори маъмурияти округи шаурии Шелковои вилояти Москва, аспирати кафедраи идоракунии давлатй мунисипалии Академияи мууофизати граждании ВХФ Русия; Данкова Жанна Юревна, н.и.сотсиология, дотсенти кафедраи идоракунии давлатй ва мунитсипиалии Академияи мудофиаи шаурвандии МЧС-и Русия
Melkov, Serghey Anatolyevich, Dr. of
Politology, Professor, head of the department of statal and municipal governance under the Civil Defence Academy attached to the Ministry of Emergency Situation of Russia
COMMISSION ON CONDUCTING ELECTORAL COMPAIGN IN TSCHILKOVO-TOWN OF MOSCOW
OBLAST
Russian Federation, Moscow; Vernitsky, Herman Igoryevich, head deputy of Administration of Tshilkovo-town of Moscow oblast, post-graduate student of the department of statal and and municipal governance under the Civil Defence Academy attached to the Ministry of Emergency Situation of Russia Russian Federation, Moscow; Dankova Zhanna Yurievna, candidate of sociological sciences, Associate Professor of the department of statal and and municipal governance under the Civil Defence Academy attached to the Ministry of Emergency Situation of Russia Russian Federation, Moscow
Ключевые слова: количественный контент-анализ, муниципальная избирательная комиссия, нормативные документы, региональные выборы, сравнительный анализ, структурно-функциональный анализ, территориальная избирательная комиссия, участковая избирательная комиссия, федеральное законодательство
Проведен количественный контент-анализ документов, регламентирующих деятельность территориальной избирательной комиссии городского округа Щелково Московской области по проведению избирательных кампаний. Также проведен сравнительный анализ полномочий территориальных и муниципальных избирательных комиссий и анализ посещения заседаний территориальной избирательной комиссии городского округа Щелково. Сделаны выводы о фактическом отсутствии политического содержания в документах и деятельности российских избирательных комиссий любого уровня, о фактическом функциональном совпадении их функций и минимальном внимании создателей документов, регламентирующих деятельность избирательных комиссий, к их деятельности.
Калидвожа^о: контент-таулили мицдорй, комиссияи интихоботии мунисипалй, хуццатуои меъёрй, ихтихоботи мунисипалй, ууццатуои меъёрй, интихоботи минтацавй, таулили циёсй, таулилисохторй-вазифавй, комиссияи интихоботии худудй, комиссияи интихоботии цитъавй, цонунгузории федералй
Контент-таулили мицдории ууццатуое ицро шудааст, ки фаъолияти комиссияи уудудии интихоботии округи ш. Шелковои вилояти Москваро оид ба гузаронидани маъракаи интихоботи танзим мекунад. Цамчунин таулили циёсии ваколатуои комиссияуои уудудй ва мунисипалй ва таулили уузур дар цаласауои комиссияи уудудии интихобии округи шаурии Шелково босубут расонида шудааст. Дар бораи ин будани мундарицаи воцеии сиёсй дар ууццатуо ва фаъолияти комиссияуои интиуобии сатуи дилхоу, мутобицати воцеии вазифавии вазифауои онуо ва таваццууи уадди ацалли тауиякунанда чопи ууццатуое, ки фаъолияти комиссияуои интихоботиро танзим мекунанд ба фаъолияти онуо хулосауо бароварда шудаанд.
Key-words: quantative content-analysis, municipal electoral campaign, normative documents, regional elections, comparative analysis, structural-functional analysis, territorial
electoral commission, polling station commission, federal legislation
The article dwells on a quantitative content-analysis of documents regulating the activities of the territorial electoral comission of the urban circuit on conducting electoral compaigns functioning in Tshilkovo-town of Moscow oblast. There has been also conducted a comparative analysis of the powers territorial and municipal electoral commissions are authorized with; the attendance of the sittings carried out by the territorial electoral commission of Tshilkovo urban circuit being analyzed as well. the conclusions madw have registered factual absence of political content in documents and activities of Russian electoral commissions of any rank, factual functional coincidence and minimal attention of the doers of documents towards the activities of electoral commissions bound to be regulated by these persons.
Актуальность темы исследования. Во-первых, в любом современном демократическом государстве, а современная Россия является таковой, выборы органов власти остаются основной формой их формирования. Путем выборов органов власти, специально это подчеркнем, эффективно решается проблема легитимации власти [5, с. 35].
Во-вторых, некоторые события 2022 года, например начиная с февраля, заставляют нас в очередной раз пристальнее посмотреть на организацию выборных кампаний, на результативность участия в ней различных общественно-политических сил и институтов. Ведь в последнее время стало очевидно, что выборы органов власти не только «гасят» конфликты, но и могут их усиливать [2, с. 100].
В-третьих, в нашей стране до сих пор не решена проблема абсентеизма, т.е. неучастия граждан в избирательных кампаниях [1, с. 298-299]. Мы не можем приветствовать предложения по насильственному привлечению граждан к участию в выборах органов власти.
В-четвертых, мировой опыт избирательных кампаний также неоднозначен и противоречив, а потому нуждается в дополнительном осмыслении. Многие исследователи отмечают, что, например, в европейских странах значительную роль в электоральном процессе всегда играет протестный электорат [7, с. 75]. Но какую смысловую нагрузку из этого факта может извлечь российская политическая наука?
Методология исследования и описание исследовательского инструментария
Исследуемая проблема: фактическое (по факту) отсутствие политического содержания в деятельности избирательных комиссий (далее - ИК) и ее сведение исключительно к административно-техническим вопросам, как представляется нам, снижает результативность деятельности ИК любого уровня. Более того, мы видим, что ИК в нашей стране рассматривается не как институт, а как учреждение.
Объект исследования: избирательные кампании в нашей стране.
Предмет исследования: деятельность ИК (во множ. числе).
Методы исследования: количественный контент-анализ 2-х документов, структурно-функциональный анализ и сравнительный анализ.
Гипотеза исследования: решить проблему абсентеизма в нашей стране, возможно, поможет усиление политической составляющей в деятельности ИК различного уровня.
Авторский анализ. Территориальная избирательная комиссия (далее - ТИК) - это всегда коллегиальный (специально подчеркнем) орган, действующий на постоянной основе, формирующийся на территории городов и районов, участвующий в организации федеральных и региональных выборов в пределах своей территории. На эти комиссии могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность ИК, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
от 12.06.2002 N 67-ФЗ [8] (общее количество символов в законе - 846 410, результаты контент-анализа см. в таблице 1. Здесь приведена лишь часть полученной нами таблицы).
Таблица 1
Результаты контент-анализа Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
№ Слово Кол-во упоминаний % в тексте
1 референдум 2093 2,1
2 закон 2029 2
3 комиссия 1930 1,9
4 избирательный 1869 1,9
91 территориальный 127 0,1
Проводя анализ содержания таблицы 1, сделаем ряд выводов. Во-первых, суммарное количество словосочетаний, направленных на деятельность ТИК, не превышает 0,1 % от общего состава текста, что позволяет прийти к выводу о том, что данный документ не содержит конкретных регламентаций деятельности ТИК. Во-вторых, исследуемый документ в целом регламентирует взаимодействие различных ИК с органами власти, а также правоохранительными органами в процессе подготовки и проведения избирательных кампаний. В-третьих, для нас очевидно, что такой важный для избирательных кампаний институт, как ТИК, скорее всего, не был в приоритете у создателей этого документа.
Далее, для более подробного рассмотрения объекта исследования, проведем количественный контент-анализ Закона Московской области от 15 апреля 2003 года N 31/2003-03 «Об Избирательной комиссии Московской области» [3] (общее количество слов - 31 057, результаты контент-анализа см. в таблице 2. Здесь приведена лишь часть полученной нами таблицы).
Таблица 2
Результаты контент-анализа Закона Московской области от 15 апреля 2003 года N 31/2003-ОЗ
№ Слово Кол-во упоминаний % в тексте
1 комиссия 157 4,2
2 московский 109 2,9
3 область 87 2,3
4 закон 54 1,4
4 2 редакция 21 0,5
По содержанию таблицы 2 делаем вывод, что указанный в ней закон Московской области регламентирует лишь деятельность ИК Московской области, указывая на ТИК лишь один раз. Данный факт, скорее всего, позволяет утверждать: деятельность ТИК в Московской области регламентируется именно ФЗ и актами ИК Московской области. Вновь подчеркнем, что такой важный для избирательных кампаний институт, как ТИК, скорее всего, не был в приоритете у создателей этого документа (напомним, что речь идет о законе Московской области).
Далее построим структурно-функциональную схему взаимодействия ИК с органами
власти. Для наглядности отдельно отразим ТИК г.о. Щелково (см. рисунок 1).
Рис. 1. Структурно-логическая схема деятельности избирательных комиссий
В рамках анализа содержания рисунка 1 раскроем специфику взаимодействия между ИК различных уровней, а также между органами власти, которые отмечены на рисунке цифрами. Так, в функции Центральной избирательной комиссии (далее - ЦИК) входит:
1. Размещение на официальном сайте ЦИК России информации об участках для голосования ... (далее технические подробности мы специально опускаем).
2. Представление отчетов о поступлении и расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение общероссийского голосования в федеральные органы исполнительной власти (далее технические подробности мы специально опускаем, отражено под номером 9 на рисунке 1).
3. Утверждение количества бюллетеней для голосования, формы и текста бюллетеня для голосования на русском языке. Утверждение текста бюллетеня для голосования на гос. языке республики, входящей в состав нашей страны, и на языках народов нашей страны (далее технические подробности мы специально опускаем, отражено под номером 1 на рисунке 1).
Если кратко резюмировать, то ничего политического или общественного в деятельности ЦИК России, судя по содержанию регламентирующих ее деятельность документов, в настоящее время мы не видим. Большинство функций носит не интерпретационный и не самостоятельный1 (значит, не политический), а исключительно технический характер.
Руководители дипломатических представительств и консульств:
1 Авторы ни в коем случае не трактуют это в негативном ключе. Подчеркнем, что в деятельности такого института, как ЦИК, в настоящее время исчезла политическая составляющая. Скорее всего, ЦИК стала исключительно административно-техническим учреждением.
1. Формируют УИК на участках для голосования, образованных за пределами территории нашей страны, назначают председателей комиссий.
2. Изготовляют бюллетени для обеспечения голосования на участках для голосования, образованных за пределами территории нашей страны.
3. Размещают в сети Интернет данные протоколов об итогах голосования УИК участков для голосования, образованных на территории нашей страны. Отчитываются в ЦИК о результатах голосования (под номером 7 на рисунке 1).
Если кратко резюмировать, то ничего политического или общественного в деятельности руководителей дипломатических представительств и консульств в настоящее время мы не видим. Большинство их выборных функций также носит не интерпретационный и не самостоятельный1 (значит, не политический), а исключительно технический характер.
В функции ИК по субъектам (в том числе ИК Московской области) входит:
1. Представление отчетов о поступлении и расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение общероссийского голосования в ЦИК (под номером 1 на рисунке 1).
2. Изготовление бюллетеней для обеспечения голосования в труднодоступных или отдаленных местностях в соответствии с постановлением ЦИК № 250/1843-7 «Порядок организации общероссийского голосования» [6].
3. Установление итогов голосования на территории субъекта нашей страны и передача их в ЦИК.
Если коротко резюмировать, то ничего политического или общественного в деятельности российских избирательных комиссий в настоящее время мы не видим. Большинство функций носит исключительно организационно-технический характер2. Технологичность этих функций подтверждается преобладающей отчетностью (перед вышестоящими комиссиями).
Функции ТИК, в том числе ТИК по г.о. Щелково:
1. Формирование УИК на участках для голосования, образованных:
в местах временного пребывания участников голосования (больницах, санаториях, домах отдыха, предприятиях и организациях с непрерывным циклом работы, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания (цифра 4 на рисунке 1), а также в местах, где пребывают участники голосования, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах территории нашей страны;
в труднодоступных или отдаленных местностях (цифра 5 на рисунке 1);
на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (цифра 6 на рисунке 1).
2. Составление списков участников голосования отдельно по каждому участку для голосования. Передача соответствующим участковым избирательным комиссиям списков участников голосования (отражены цифрой 3 на рисунке 1). Составление списков
1 Авторы ни в коем случае не трактуют это в негативном ключе. Еще раз подчеркнем, что в деятельности такого института, как руководители дипломатических представительств и консульств, в настоящее время исчезла политическая составляющая. Скорее всего, эти руководители выполняют исключительно административно-технические полномочия.
2 Еще раз подчеркнем, что в деятельности такого института, как избирательная комиссия, в настоящее время исчезла политическая составляющая. Скорее всего, ИК в нашей стране стали исключительно административно-техническими учреждениями.
участников голосования по участкам для голосования.
Передача соответствующим УИК списков участников голосования в случае проведения голосования.
3. Передача в нижестоящие УИК:
реестра участников голосования, подлежащих исключению из списка участников голосования по месту жительства;
дополнительных вкладных листов списка участников голосования с внесенными в них сведениями об участниках голосования, подавших заявления о голосовании по месту нахождения на соответствующем участке;
реестра участников голосования, подавших неучтенные заявления о голосовании по месту нахождения;
представление отчетов о поступлении и расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение общероссийского голосования в ИК субъектов нашей страны (далее технические подробности мы специально опускаем, цифра 2 на рисунке 1).
Если кратко резюмировать, то ничего политического или общественного в деятельности российских ТИК в настоящее время мы не видим. Все функции носят исключительно организационно-технический характер1. Технологичность этой деятельности подтверждается преобладающей отчетностью (перед вышестоящими комиссиями).
Участковые избирательные комиссии (далее - УИК):
1. Представление участникам голосования списков участников голосования для ознакомления и дополнительного уточнения.
2. Подписание выверенного и уточненного списка участников голосования и его заверение печатью участковой избирательной комиссии.
3. Представление отчетов о поступлении и расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение общероссийского голосования в ТИК.
4. Проведение голосования для участников голосования, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) не смогут прибыть в помещение для голосования (в соответствии с пунктом 10.5 Порядка организации общероссийского голосования).
5. ... (далее перечислять не будем).
Если кратко резюмировать, то ничего политического или общественного в деятельности российских УИК в настоящее время мы также не видим. Все функции носит исключительно организационно-технический характер2. Технологичность этих функций подтверждается преобладающей отчетностью (перед вышестоящими комиссиями).
1 Еще раз подчеркнем, что в деятельности такого института, как ТИК, в настоящее время исчезла политическая составляющая. Скорее всего, ТИК в нашей стране стали исключительно административно-техническими учреждениями.
2 Еще раз подчеркнем, что в деятельности такого института, как УИК, в настоящее время исчезла политическая составляющая. Скорее всего, УИК в нашей стране стали исключительно административно-техническими учреждениями.
- 120 -
Далее проведем анализ деятельности ТИК г.о. Щелково Московской области (см. рисунок 2).
Рис. 2. Структурно-функциональная схема деятельности ТИК г.о. Щелково
В рамках взаимодействия под номером 1 - Избирательная комиссия Московской области - формирует ТИК г.о. Щелково на основании предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
ТИК г.о. Щелково:
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий (в рамках взаимодействия, номер 10 на рисунке 2);
в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием отечественной избирательной системы, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта нашей страны средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям (отмечено номером 3 на рисунке 2);
ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта нашей страны и органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума (отмечены номерами 9 и 10 на рисунке 2);
з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (номер 4 на рисунке 2);
и) обеспечивает прохождение курсов подготовки состава ТИК и нижестоящих УИК (подготовка методических материалов отмечена пунктами 2 и 3 на рисунке 2);
й) в рамках закона о пресечении незаконной агитации в Интернете представители ТИК должны отслеживать факты незаконной агитации в сети Интернет и подавать заявления в Роскомнадзор (отмечено пунктом 7 на рисунке 2).
В состав ТИК г.о. Щелково входят: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены ТИК. Всего в составе комиссии состоит 12 человек. При этом, как можно понять из построенной схемы (см. рисунок 2), функционал комиссии достаточно обширный и полнота его выполнения требует дополнительного анализа. Важным фактом для нашего исследования является то, что на одном уровне с ТИК могут создаваться муниципальные избирательные комиссии (далее МИК), который фактически могут функционировать на той же территории, что и ТИК, при этом данный орган власти, по мнению ряда исследователей, более независим, а также его представители, ввиду постоянного функционирования, более подготовлены к выполнению своих обязанностей [4]. Во всяком случае, теоретически это можно себе представить именно так.
Далее проведем сравнительный анализ полномочий ТИК и МИК (см. таблицу 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ полномочий ТИК и МИК_
Критери й МИК ТИК Авторская оценка
Срок функциониро -вания 5 лет 5 лет Одинаковый
Формиру ющий комиссию орган власти Представительный орган власти муниципального образования (далее -МО) Избирательная комиссия субъекта нашей страны МИК ближе к интересам избирателей
Нормати вная основа формировани я Устав муниципального образования Закон субъекта РФ МИК ближе к интересам избирателей
Допусти мая численность 6, 8 или 12 членов от 5 до 14 членов Незначитель ная разница
Назначен ие состава Представительный орган МО обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших 'Л от численности назначается с представления: полит. партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению Несмотря на то, что в МИК список тех, кто может выдвигать своих представителей в ее состав, немного шире, мы считаем, что
предложений: депутатских мандатов в разница в целом
а) полит. партий, федеральном невелика. Хотя
выдвинувших российском парламенте вновь
федеральные списки и субъекта РФ; зафиксируем,
кандидатов, избирательных что: 1) МИК
допущенные к объединений, ближе к
распределению выдвинувших списки интересам
депутатских мандатов в кандидатов, избирателей; 2) в
федеральном допущенных к состав и ТИК, и
российском парламенте; распределению УИК могут
б) полит. партий, депутатских мандатов в выдвигать своих
выдвинувших списки представительном представителей
кандидатов, органе МО только те полит.
допущенных к силы, которым
распределению это по факту
депутатских мандатов в разрешено
законодательном (например,
(представительном) российским
органе гос. власти Минюстом)
субъекта нашей страны;
в) избирательных
объединений,
выдвинувших списки
кандидатов,
допущенных к
распределению
депутатских мандатов в
представительном
органе МО
Функции а) осуществляет на а) осуществляет на Никакой
территории соответствующей особенной
муниципального территории контроль за разницы мы не
образования контроль за соблюдением фиксируем.
соблюдением избирательных прав и Фактически и в
избирательных прав и права на участие в МИК, и в ТИК
права на участие в референдуме россиян; доминируют
референдуме б) обеспечивает на чисто
российских граждан; соответствующей технические
б) обеспечивает на территории соблюдение функции: в
территории МО нормативов основном
реализацию технологического контроль и
мероприятий, связанных оборудования (кабины проверка
с подготовкой и для голосования, ящики действий
проведением выборов в для голосования) для нижестоящих
ОМСУ, местных участковых комиссий; комиссий
референдумов, в) обеспечивает на
изданием необходимой соответствующей
печатной продукции; территории реализацию
в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в ОМСУ, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между
зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения
предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для
проведения агитации по вопросам референдума;
г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в ОМСУ, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;
д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в
мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием отечественной избирательной системы, внедрением,
эксплуатацией и
развитием средств
автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта нашей страны средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта нашей страны
ОМСУ, местного
референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
е) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в ОМСУ, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта нашей страны средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в ОМСУ, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
и ОМСУ по вопросам, связанным с
подготовкой и
проведением выборов, референдума;
Период функциониро
Постоянно
-вания
На
проведения
избирательной
кампании
время
С нашей точки зрения, МИК априори более
результативна
По содержанию таблицы 3 делаем выводы о том, что функции МИК и ТИК в нашей стране практически полностью дублируются (фактически и в МИК, и в ТИК доминируют чисто технические функции: в основном контроль и проверка действий нижестоящих комиссий). При этом функционирование МИК финансируется из муниципального бюджета, что, скорее всего, несколько упрощает процесс организации деятельности комиссии, в особенности в рамках
взаимодействия с органами муниципальной власти, а также организации обучения и подготовки к проведению избирательной кампании. Мы считаем, что за счет муниципального финансирования теоретически МИК, конечно, более самостоятельна.
Кроме того, с нашей точки зрения, МИК априори более результативна, поскольку функционирует постоянно, а не только во время проведения избирательной кампании. Мы вновь зафиксируем, что: 1) МИК ближе к интересам избирателей; 2) в состав и ТИК, и УИК могут выдвигать своих представителей только те политические силы, которым это по факту разрешено (например, российским Минюстом).
Далее, для выявления проблемы исследования, проведем анализ посещения заседаний ТИК г.о. Щелково (см. таблицу 4).
Таблица 4
Анализ посещения заседаний ТИК г.о. Щелково1_
Собрание Метод назначения Кол-во заседаний Присутствие
Председ атель ТИК г. Щёлково предыдущего состава 8 8
Заместит ель председателя Собрание избирателей по месту работы 8 8
Секретар ь Собрание избирателей по месту работы 8 8
Член ТИК Собрание избирателей по месту жительства 8 7
Член ТИК Собрание избирателей по месту работы 8 7
Член Московское областное 8 3
ТИК отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»
Член Московское областное 8 6
ТИК отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Член Московское областное 8 8
ТИК региональное отделение всероссийской политической партии «Единая Россия»
Член Региональное 8 2
ТИК отделение политической
1 Анализировались внутренние документы ТИК г.о. Щелково Московской области, не опубликованы.
партии «Справедливая Россия» в Московской области
Член ТИК Региональное отделение всероссийской политической партии «Родина» в Московской области 8 3
Член ТИК Собрание избирателей по месту жительства 8 8
По содержанию таблицы 4 сделаем ряд выводов.
Во-первых, собрания представителей ТИК проходит достаточно редко, что, по мнению авторов исследования, затрудняет деятельность ТИК, в особенности в рамках принятия новых нормативных актов о противодействии незаконной агитационной деятельности в сети Интернет. При этом, согласно регламенту работы ТИК и его созыву только в рамках проведения избирательной кампании, проведение большего количества мероприятий физически невозможно (хотя здесь нужно специально подчеркнуть, что работа любой ИК не должна и не может сводиться только к заседаниям). Во-вторых, как можно сделать вывод из содержания таблицы 4, не все члены ТИК постоянно посещают ее заседания. Наблюдается корреляция между посещением заседания и вариантом выбора члена ТИК: так, члены ТИК от политических партий практически не посещают заседания, что может быть проблемой для проведения отдельного исследования. Но, скорее всего, членам ТИК от политических партий просто неинтересны заседания ТИК, ведь на них нельзя вести политические агитацию и пропаганду.
Далее проведем анализ процесса обучения членов ТИК и УИК (см. таблицу 5).
Таблица 5
Анализ времени обучения членов ТИК и УИК1_
Члены ТИК и УИК Часы
председатели, заместители председателей и секретари ТИК 35 академ. часов, включающих лекционные занятия (12 академических часов) и практические занятия, в том числе итоговое тестирование (23 академ. часа) + 4 академ. часа факультативных занятий
члены ТИК с правом решающего голоса 19 академ. часов, включающих лекционные занятия (8 академ. часов) и практические занятия, в том числе итоговое тестирование (11 академ. часов) + 1 час факультативного занятия
Для председателей УИК, заместителей председателя УИК, секретарей УИК 18 акад. часов, включающих лекционные занятия (5 акад. часов) и практические занятия, в том числе итоговое тестирование (13 академ. часов)
иные члены УИК с правом решающего голоса 12 академ. часов, включающих лекционные занятия (1 академ. час) и практические занятия, в том числе итоговое тестирование (11 академ. часов).
1 Анализировались внутренние документы ТИК г.о. Щелково Московской области, не опубликованы.
По содержанию таблицы 5 делаем вывод о том, что на обучение как членов ТИК, так и членов УИК отводится небольшое количество времени. При этом, учитывая проведенный ранее анализ, можно сделать вывод, что председатель и секретарь ТИК несут ответственность за процесс подготовки и проведения обучения, что занимает достаточно большое количество времени, учитывая число УИК - 123 (в особенности в рамках контроля), работающих в г.о. Щелково. Кроме того, полагаем, что перевод работы ТИК и УИК на постоянную основу (как и МИК) поможет повысить обученность сотрудников этих ИК.
В качестве выводов по исследованию сформулируем несколько авторских тезисов. Во-первых, по результатам контент-анализа 2-х законов (федерального и регионального - Московской области) удалось выявить, что проблематике деятельности ТИК в данных регулирующих документах уделено лишь 0,1% информации, не более. Тем самым мы поняли, что создатели этих документов не рассматривали деятельность ТИК в качестве приоритетной для российских избирательных кампаний.
Во-вторых, авторами по результатам построения двух структурно-функциональных схем взаимодействия ТИК с ИК различных уровней, а также органами государственной и муниципальной власти, удалось подробнее понять механизм функционирования ТИК г.о. Щелково в период подготовки и проведения избирательных кампаний.
В-третьих, в результате сравнительного анализа было выявлено, что функции МИК и ТИК практически полностью совпадают. При этом функционирование МИК осуществляется из муниципального бюджета, что несколько упрощает (во всяком случае, должно упрощать) организацию деятельности комиссии - в особенности в рамках взаимодействия с органами муниципальной власти, а также при организации обучения сотрудников МИК и ТИК и подготовки этих комиссий к проведению избирательной кампании.
Список использованной литературы:
1. Артемова О. Е., Свешникова Л. Н. Свободное участие в выборах в контексте современного понимания принципа свободных выборов // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 1-1. - С. 296-303.
2. Евстифеев Р. В. От «спорных выборов» к глобальной эрозии демократии: ограничения международного влияния на политические выборы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 3 (64). -С. 99-103.
3. Закон Московской области от 15 апреля 2003 года N 31/2003-03 «Об Избирательной комиссии Московской области» [Электр. ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/5808143 (дата обращения: 12.05.2022).
4. Луганская Т. Б. Понятие и правовой статус территориальных и участковых избирательных комиссий субъектов Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного и международного права. Материалы Третьей ежегодной конференции, 2019. - С. 56-61.
5. Перевышин Н. В. Выборы для власти, выборы для граждан // Управленческое консультирование. 2022. № 1 (157). - С. 35-46.
6. Постановление ЦИК № 250/1843-7 от 02.06.2020 «Порядок организации общероссийского голосования» [Электр. ресурс] // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии РФ. URL: https://ppt.ru/docs/postanovlenie/tsik/n-250-1843-7-234311 (дата обращения: 12.06.2022).
7. Швейцер В. Я. Европейский союз: от выборов к выборам // Современная Европа. 2016. № 2 (68). - С. 74-78.
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ [Электр. ресурс] // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/ (дата обращения: 11.07.2022).
Refernce Literature:
1. Artemova O. Ye., Sveshnikova L.N. Free Participation in Elections in the Context of Modern Understanding of the Principle of Free Polls// The Issues of Russian and International Law. 2020. V. 10. №1-1. - pp. 296-303
2. Yevstifeev R.V. From "Controversial Elections" to Global Erosion of Democrasy: Limitations of International Influense over Political Polls// Caspian Region: Politics, Economy, Culture. 2020, №3 (64). - pp. 99-103
3. Moscow Oblast Law from April 15, 2003, №31-2003-03 "On Electoral Commission of Moscow Oblast" [Electronic resourse]// Electronic Fund of Legal and Normative-Logistic Documentation. URL: https: //docs.cntd.ru/document/5808143 (Date of appeal: 12.05.2022).
4. Luganskaya T.B. Concept and Legal Status of Territorial and Stational Electoral Commissions of Russian Federation Subjects// In the collection: Actual Problems of constitutional and International Laws. Materials of the Third Annual Conference. 209. - pp. 56-61
5. Perevishin N.V. Polls for Authorities, Polls for Citizens// Manageral Consulting. 2022, №1 (157). - pp. 35-46
6. Enactment of Central Executive Committee (CEC), №250/1843-7 from 02.06.2020 "The Order of Organization of all-Russia Voting" [electronic resources] Official site of the Central Electoral Commission of RF. URL: https://ppt.ru/docs/postanovlenie/tsik/n-250-1843-7-234311 (Date of appeal: 12.06.2022).
7. Shveitser V.Ya. European Union: from Polls to Polls// Contemporary Europe. 2016, №2 (68). - pp. 74-78
8. Fedral Law "On Major Guarantees of Electoral Rights and the Right for Participation in the Referendum of Russian Federation Citizens" from 12.06.2022, № 67-F3 [Electronic resource]//Informational-Legal Portal "Consultant Plus" URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LA W_3 7119/ (Date ofappeal: 11.07.2022).
УДК321