Юрислингвистика
Legil Linguistics, 2024, 31, 78-82,doi: https://doi.org/10.14258/leglini2024)3113
ЛИНГВОЭКСПЕРТОЛОГИЯ УДК343.98, ББК 6752, ГРНТИ 10.85, Код ВАК 5.1.4, 5.9.8
Особенности использования специальных знаний по делам об оскорблении членов участковых избирательных комиссий
Д. В. Спирев
Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр.1, 123242, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Теоретическая разработка данных преступных деяний особенно актуальна в аспекте выборов Президента Российской Федерации 2024 года в условиях сложной общественно-политической обстановки, создающей возможности для массовых акций противодействия деятельности избирательных комиссий. Приводятся примеры основных преступных деяний, связанных с унижением чести и достоинства членов участковых избирательных комиссий Российской Федерации, а также иных действий, нарушающих порядок проведения выборов. В статье также анализируются нормативные правовые акты избирательного законодательства Российской Федерации в аспекте регулирования статуса членов участковых комиссий, проведения голосования, а также статусов иных участников избирательного процесса. Раскрываются особенности использования специальных знаний при расследовании оскорблений, совершенных на территории участковых избирательных комиссий, заключающиеся в особой обстановке совершения противоправного деяния (использовании средств видеонаблюдения, возможности использования электронных средств для голосования) и характере используемых специальных знаний при совершении отдельных следственных действий.
Ключевые слова: оскорбление, специальные знания, УИК, выборы, криминалистика.
Features of the Use of Special Knowledge in Cases of Insulting Members of Precinct Election Commissions
D. V. Spirev
Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 9 Sadovaya-Kudrinskaya str., building 1, 123242, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
The theoretical investigation into these criminal acts is especially relevant in regards to the upcoming presidential elections of the Russian Federation in 2024 when a complicated social and political situation creates opportunities for mass actions to counter the activities of election commissions. Examples of the main criminal acts related to the humiliation of the honor and dignity of members of precinct election commissions of the Russian Federation, as well as other actions that violate the election procedure are given. The article also analyzes the normative legal acts of the electoral legislation of the Russian Federation in terms of regulating the status of members of precinct commissions, voting, as well as the statuses of other participants in the electoral process. The features of the use of special knowledge in the investigation of insults committed on the premises of precinct election commissions, with noted distinction of the wrongful act environment (the use of video surveillance, the possibility of using electronic means for voting) and the nature of the special knowledge used in the commission of individual investigative actions, are revealed.
Key words: insult, special knowledge, election commission, elections, criminalistics.
Выборы Президента Российской Федерации в 2024 году в очередной раз делают актуальным вопрос о защите чести и достоинства членов избирательных комиссий. В данной статье будет рассматриваться наиболее распространенная часть избирательного процесса, состоящая из деятельности участковой избирательной комиссии. Расследование преступлений, совершенных на территории избирательного участка, имеет свои особенности, связанные с использованием специальных знаний. В статье будут раскрыты характерные особенности как в части процесса
расследования преступных деяний, так и в характере применяемых специальных знаний. Методология исследования основана на использовании общефилософских, общенаучных и частнонаучных методов исследования.
Избирательное законодательство в Российской Федерации состоит из ряда законов. Прежде всего, это Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации» и Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2023), а также Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ, определяющие общие правила проведения таких мероприятий. Также в этот список будут входить и нормативные правовые акты, регулирующие проведение выборов на конкретные государственные должности и законодательные органы. Некоторые исследователи даже ставят под сомнение целесообразность наличия такого кодифицированного источника избирательного права, дублирующего отдельные элементы правового статуса ряда участников [Смирнов, Заболева 2016: 22-25]. Так, к ним будет относиться Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ и ряд законов местного и регионального уровня.
Ряд исследователей избирательного права весьма обоснованно отмечают важность грамотной организации участковой избирательной комиссии, являющейся основным элементом отечественной системы избирательного права. В. В. Игнатенко в своей статье выделяет ключевую роль именно участковых избирательных комиссий [Игнатенко 2013: 46-58]. Также некоторые исследователи отмечают и особый правовой статус избирательных комиссий в системе органов государственной власти, связанный с наличием в них особых субъектов - членов избирательных комиссий [Адигамова 2015: 108-114]
Ключевым моментом для понимания статуса членов избирательных комиссий будут бланкетные нормы, содержащиеся в указанных выше нормах избирательного права. Большинство нормативных актов определяет статус членов комиссий в результате отсылки к 29 статье Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» N 67-ФЗ [Федеральный закон 2002]. Следует сразу отметить, что легального определения члена избирательной комиссии в данной норме не содержится, однако член участковой избирательной комиссии, председатель участковой комиссии включаются в список членов соответствующей комиссии на основании решения ЦИК России. Дополнительным подтверждением статуса того или иного члена избирательной комиссии будет удостоверение члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (порядок их выдачи предусмотрен Постановлением ЦИК России от 05.12.2012 N 152/1139-6) [Постановление 2012].
Составы преступления и правонарушений в связи с проведением выборов или референдума достаточно обширны и охватывают в основном вопросы, связанные с нарушением порядка проведения выборов (неправильный порядок предвыборной агитации, непредставление доступа к выборам гражданам и другие). Однако в основном они связаны именно с технической стороной проведения выборов или референдума.
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным статьей 141 Уголовного Кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Объективную сторону состава преступления будут составлять следующие действия:
Объективная сторона основного состава преступления выражается в виде совершения следующих альтернативных действий: 1) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании; 2) нарушение тайны голосования; 3) воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.
Можно согласиться со сформулированным А. А. Дегтеревым объектом преступления, предусмотренного статьей 141 УК РФ, под которым понимаются общественные отношения, характеризующие условия легитимности государственной власти, сформированной в результате свободного волеизъявления граждан государства [Дегтерев 2021: 237-240].
Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав может быть выражено в недопуске гражданина на избирательный участок, отказе во внесении его в список избирателей, неполнота которого является наиболее частым несовершенством избирательного процесса, поскольку список избирателей конкретной участковой избирательной комиссии формируется на основе данных, представляемых в ЦИК России органами, осуществляющими миграционный, воинский и иной учет граждан.
Для правовой квалификации оскорбления членов избирательной комиссии наличие или отсутствие у гражданина оснований для участия в выборах на территории конкретной избирательной комиссии не будет являться значимым.
К нарушению тайны голосования будут относиться ситуации, связанные с раскрытием процесса конфиденциальности заполнения избирательного бюллетеня, например размещением камер видеонаблюдения внутри помещения для голосования.
Воспрепятствование работе избирательных комиссий может заключаться в ограничении работы комиссии (непредставление помещения для голосования или представление его в ненадлежащем техническом состоянии, а также иные дискриминационные действия в отношении членов избирательных комиссий.
Как следует из анализа состава преступления, предусмотренного 141 статьей УК РФ, специального преступления или правонарушения, связанного с оскорблением члена избирательной комиссии, не существует. Крайне малый объем судебной практики по такому преступлению (2 приговора в 2022 году и 4 в 2021, согласно статистике Судебного
Ьедв1 Linguistics, 31, 2024
департамента при ВС РФ) не позволяет сделать вывод о возможности трактовки оскорбления члена избирательной комиссии как преступления, предусмотренного 141 статьей УК РФ.
Квалификация подобного деяния должна осуществляться в контексте оскорбления представителя власти (319 статья УК РФ). Если же обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», то можно выделить функции члена избирательной комиссии, позволяющие отнести его к представителям власти. Так, член избирательной комиссии с правом решающего голоса, согласно 29 статье ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обладает правом выдачи избирательных бюллетеней для голосования, подписывает протокол об итогах голосования, а также удостоверяет копии таких документов. Т. Т. Алиев и И. М. Аничкин, исследуя статус участковых избирательных комиссий, относят их к государственным органам [Алиев, Аничкин 2012: 61 -65].
Не углубляясь в вопросы квалификации статуса самих комиссий, следует отметить, что действия членов комиссии влекут за собой юридические последствия и тем самым относятся к организационно-распорядительным полномочиям лица. Особенностью члена избирательной комиссии будет осуществление его деятельности по специальному полномочию. Статус члена избирательной комиссии истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят (п. 5 ст. 29 N 67-ФЗ). Рассматриваемое деяние для квалификации его по 319 статье УК РФ должно быть осуществлено в пределах срока полномочий такого лица и в связи с проведением выборов или референдума.
Более подробно рассмотрим криминалистические особенности уголовных дел данной категории и определим специальные знания, необходимые для всестороннего и полного расследования.
Прежде всего рассмотрим, что будет являться оскорблением. Поскольку легального определения оскорбления в Уголовном кодексе РФ не содержится, а определение, данное в статье 5.61 КоАП РФ, не позволяет отразить специфику уголовного судопроизводства, необходимо дать определение оскорбления исходя из совокупности юридического, лингвистического и психологического подходов.
Под оскорблением следует понимать действия лица, унижающие честь и достоинство лица, в грубой, явно противоречащей нормам общественной морали и нравственности неприличной форме, наносящей в отдельных случаях дополнительно вред общественным отношениям, связанным с несением лицом должностных или иных властных полномочий.
Оскорбление может быть выражено вербальными (оскорбительными словами и выражениями), а также невербальными средствами (путем действий, жестов и знаков, являющихся оскорбительными). Спецификой рассматриваемого преступления будет являться ограниченность ряда условий.
Первым будет являться место совершения преступления - избирательный участок. Как правило, участковая избирательная комиссия располагается в здании общеобразовательной школы, с наличием поста охраны на входе. Контакт предположительного преступника с членом комиссии может произойти как на территории избирательного участка, так и за его пределами, в случае так называемого «надомного голосования» - голосования вне помещения для голосования.
Также к особенностям можно отнести и обстановку совершения преступления. По требованиям избирательного законодательства на участке должны присутствовать помимо кворума членов комиссии с правом решающего голоса также и наблюдатели. Они, как правило, присутствуют на всем протяжении дня голосования, продолжительность которого может быть установлена в несколько дней. Помимо наблюдателей в здании, где проводится голосование, находятся и представители правоохранительных органов, что в свою очередь позволит оперативно задержать преступника. Указанные выше обстоятельства указывают на большие возможности в сборе доказательственной информации о деянии путем сбора показаний свидетелей и потерпевших.
Отдельно стоит отметить наличие на участке для голосования средств видеофиксации процесса для голосования. В силу требований ЦИК России председатель участковой избирательной комиссии проговаривает вслух перед средствами видеонаблюдения начало и окончание избирательных действий (начало работы комиссии, выезд членов комиссии для надомного голосования, окончание дня голосования, начало подсчета и погашения бюллетеней). Также одним из требований ЦИК России является размещение схемы расположения основных объектов избирательной комиссии (расположение избирательной кабинки, урны для голосования, места выдачи бюллетеней).
Эти факторы должны способствовать более точному определению времени и обстановки совершения преступления. А схема расположения объектов должна помочь в установлении следовой картины происшествия и возможном расположении участников конфликта.
По данной категории дел необходимо использование ряда специальных знаний. Для определения понятия специальных знаний представляется весьма удачной дефиниция, данная профессором Е. И. Галяшиной [Галяшина 2022: 194]. Согласно ее определению, под специальными знаниями следует понимать «систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства, ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки и профессионального опыта и необходимых для решения вопросов, возникающих в процессе судопроизводства».
Специфика использования специальных знаний по делам об оскорблении членов УИК будет заключаться в особой обстановке совершения преступного деяния, а также в возможностях его фиксации и расследования. В основном для решения возникающих вопросов, связанных с установлением значения сказанного, будут необходимы специальные лингвистические знания. Например, для установления смыслового наполнения высказывания, его адресности и
неприличной или иной противоречащей общепризнанным нормам морали и этики формы. Также большое значение будет иметь установление коммуникативной ситуации общения, для квалификации деяния как оскорбления представителя власти необходимо наличие оскорбления в его адрес. В этом могут помочь средства фото- и видеофиксации. Они будут применяться специалистом или экспертом при изучении видео- и фотоматериалов, а также различных материалов с текстовой составляющей.
Следует отметить, что, согласно Постановлению ЦИК РФ от 20 декабря 2017 года N 116/943-7 [Постановление 2017], под видеозаписью понимается «запись изображения и звука, полученная со средства видеонаблюдения». Видеонаблюдение, состоящее из двух видеокамер, осуществляется в течение времени работы комиссии, в том числе и в ночное время. Каждая видеокамера оборудована картой памяти, которая может быть объектом экспертного исследования в рамках комплексной экспертизы видеозаписей с привлечением специалистов из области фоноскопии, видеотехнической экспертизы, а также лингвистической экспертизы.
Использование видеотехнических средств можно также рассматривать и с позиций общественного контроля за избирательным процессом. Видеозаписи всего дня для голосования могут быть продолжительностью свыше 14 часов, это может несколько затягивать процесс исследования такого объекта. Более подробно проблемы общественного контроля за избирательным процессом в России были рассмотрены в работах В. В. Гончарова [Гончаров 2021: 155-171 ], В. В. Гриба [Гриб 2015: 3-13] и многих других авторов.
Видеозапись с моментом оскорбления члена избирательной комиссии может быть использована для получения оперативной информации (для розыска по горячим следам), а также может служить доказательством по делу. Р. А. Кокорев и А .М. Кустов отмечают допустимость использования только тех средств для видеозаписи, которые имеют сертификат и знак соответствия определенным требования Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. 23.12.2021) «О техническом регулировании» [Кокорев, Кустов 2018: 73-77].
Следует отметить возможность использования специальных знаний из области видеотехнической экспертизы. Она может быть использована для решения о наличии в представленном для исследования материале фактов изменения первоначального содержания, определения коммуникативной ситуации оскорбления (здесь речь будет идти уже о комплексной лингвистико-видеотехнической экспертизе).
Для установления фактов и обстоятельств, предусмотренных ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019), например события преступления (времени и места совершения преступления), специальные знания также могут быть применимы. Так, зачастую ближе к второй половине дня, количество свидетелей возможного преступления уменьшается из-за ряда факторов (отбытие членов УИК на «надомное» голосование, неформальный перерыв на обед у наблюдателей и членов УИК), в связи с этим появляется необходимость в оценке материалов, на которых зафиксировано преступное деяние, при помощи специальных знаний, теоретическая и практическая разработка которых приобретает с развитием технологий особое, эволюционное значение.
Таким образом, оскорбление сотрудников избирательных комиссий представляет собой специфичную разновидность оскорбления представителя власти. Расследование данной категории дел будет также иметь характерные особенности, связанные с особой обстановкой и временем совершения преступления.
Литература
Адигамова Ю. И. Условия возбуждения уголовных дел в отношении отдельных участников избирательного процесса / Актуальные проблемы росс. права. - 2015. - № 2. - С. 108-114.
Алиев Т. Т., Аничкин И. М. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации / Современное право. - 2012. - № 5. - С. 61-65.
Галяшина Е. И. Судебная лингвистическая экспертиза. М., 2022.
Гончаров В. В. Правовое регулирование института общественного контроля: международный и зарубежный опыт / Актуальные проблемы российского права. - 2019. - №10. - С. 155-171.
Гриб В. В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации / Конституционное и муниципальное право. - 2015. - №11. - С. 3-13.
Дегтерев А. А. Избирательный документ как предмет преступления / Труды Института государства и права РАН. -2022. - Т. 17. - № 1. - С. 222-234.
Игнатенко В. В. Место и роль участковых избирательных комиссий в системе избирательных комиссий в Российской Федерации / Избирательное право. - 2013. - № 2(22). - С. 46-58.
Кустов А. М., Кокорев Р. А. Проблемы применения видеозаписи при расследовании преступлений против личности / Труды Академии управления МВД России. - 2018. - №1 (45). - С. 73-77.
Постановление ЦИК России от 05.12.2012 N 152/1139-6 "Об удостоверении члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса" (вместе с "Порядком изготовления и выдачи удостоверения члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса") / СПС КонсультантПлюс. Постановление ЦИК России от 20.12.2017 N 116/943-7 "О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года" / СПС КонсультантПлюс.
Legal Linguistics, 31, 2024
Смирнов С. А., Заболева М. В. Региональное законодательство и акты муниципальных органов власти в системе правового регулирования муниципальных выборов / Избирательное законодательство и практика. - 2016. - № 3. -С. 22-25.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ / СПС КонсультантПлюс.
References
Adigamova, Yu. I. (2015). Conditions for the initiation of criminal cases against individual participants in the electoral process. Actual problems of Ross. Rights, 2, 108-114 (in Russian).
Aliyev, T. T., Anichkin, I. M. (2012). The legal status of election commissions in the Russian Federation. Modern law, 5, 61 -65. Degterev, A. A. (2022). Electoral document as a subject of crime. Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 17, 1, 222-234 (in Russian).
Federal Law "On Basic Guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation" dated 06/12/2002 No. 67-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus" (in Russian). Galyashina, E. I. (2022). Judicial linguistic expertise. Moscow (in Russian).
Goncharov, V. V. (2019). Legal regulation of the Institute of public control: international and foreign experience. Actual problems of Russian law, 10, 155-171 (in Russian).
Grib, V. V. (2015). Actual problems of legal development of the Institute of public control in the Russian Federation. Constitutional and municipal law, 11, 3-13 (in Russian).
Ignatenko, V. V. (2013). The place and role of precinct election commissions in the system of election commissions in the Russian Federation. Electoral law, 2(22), 46-58 (in Russian).
Kustov, A. M., Kokorev, R. A. (2018). Problems of using video recordings in the investigation of crimes against the person. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1 (45), 73-77 (in Russian). Resolution of the CEC of Russia dated 05.12.2012 No. 152/1139-6 "On the identification of a member of a precinct election commission with the right to vote" (together with the "Procedure for the manufacture and issuance of a certificate of a member of a precinct election commission with the right to vote"). Access from the legal reference system "ConsultantPlus" (in Russian).
Resolution of the CEC of Russia dated 12/20/2017 No. 116/943-7 "On the Procedure for the use of video surveillance and image broadcasting, image broadcasting on the Internet, as well as storage of relevant video recordings at the presidential elections of the Russian Federation on March 18, 2018". Access from the legal reference system "ConsultantPlus" (in Russian). Smirnov, S. A., Zaboleva, M. V. (2016). Regional legislation and acts of municipal authorities in the system of legal regulation of municipal elections. Electoral legislation and practice, 3, 22-25 (in Russian).
Citation:
Спирев Д. В. Особенности использования специальных знаний по делам об оскорблении членов участковых избирательных комиссий // Юрислингвистика. - 2024. - 31. - С. 78-82.
Spirev D. V. (2024) Features of the Use of Special Knowledge in Cases of Insulting Members of Precinct Election Commissions. Legal Linguistics, 31, 78-82.
LM^^Hlhis work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0. License