Научная статья на тему 'История становления и развития института наблюдателей на выборах в России'

История становления и развития института наблюдателей на выборах в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выборы / голосование / многодневное голосование / общественное наблюдение / общественный контроль / наблюдатель / избирательные комиссии / политическая партия / общественное объединение / общественная палата / elections / voting / multi-day voting / public observation / public control / observer / election commissions / political party / public association / public chamber

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Троицкая Татьяна Викторовна, Угланова Оксана Александровна

Введение. Выборы – это один из самых массовых общественно-политических процессов в государстве. Выборы в государстве, механизм их организации и проведения подчинены базовым принципам избирательного права, в основе которых лежат гласность и открытость всех избирательных действий и процедур. Обеспечение транспарентности выборов является показателем механизма взаимодействия общества и государства как индикатора демократического развития. Соответственно, задача государственных органов заключается в формировании нормативно-правовых условий участия субъектов гражданского общества в обеспечении открытости процедуры организации и проведения голосования как составляющей демократического процесса осуществления публичной власти в стране. Наблюдатели, наряду с другими инструментами, встроены в механизм осуществления общественного контроля на выборах в России. Теоретический анализ. Институт наблюдателей в России имеет определенные закономерности развития, взаимообусловленные историей становления общественно-политических институтов и выборов в целом. По мере того как трансформируется круг субъектов избирательно-правовых отношений, в том числе выдвижение и регистрация кандидатов на выборные должности, а также процесс формирования избирательных комиссий, меняется и круг лиц, имеющих право участвовать в процедуре назначения наблюдателей и наделения их правовым статусом. Вместе с тем функциональная роль наблюдателей находится в подчинении от развития форм и способов голосования в государстве и становления особенностей избирательной системы страны с учетом ее исторических особенностей. Эмпирический анализ. Современное развитие нормативно-правового регулирования статуса наблюдателей в России связано с расширением круга субъектов, имеющих право назначать наблюдателей, а также перечня избирательных комиссий, в которых рассматриваемые субъекты имеют право осуществлять полномочия. Данная тенденция связана с развитием института общественного контроля на выборах в России в целом. Соответственно, Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» начал распространять свое действие и на избирательно-правовые отношения, и, как следствие, субъекты осуществления общественного контроля имеют право назначать наблюдателей на выборах. Круг избирательных комиссий, в которых наблюдатели имеют право осуществлять свои функции, расширился за счет окружных и территориальных избирательных комиссий. Вместе с тем круг полномочий наблюдателей остался неизменным, что не соответствует тенденциям развития их правового статуса. Результаты. С учетом развития гражданского общества и его институтов в России и возрастания их функциональной роли в совокупности с трансформацией избирательной системы и информационно-цифровых технологий необходимо детализировать статус наблюдателей в зависимости от их участия в работе избирательных комиссий различного уровня и форм голосования, включая многодневное голосование. Круг полномочий наблюдателя не может быть идентичным с учетом характера и особенностей работы в окружной, территориальной и участковой избирательных комиссиях. Голосование в течение нескольких дней, дистанционное электронное голосование создают предпосылки для наделения наблюдателей дополнительными полномочиями с учетом необходимости обеспечения сохранности избирательных бюллетеней и реализации дополнительных форм голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of formation and development of the institution of election observers in Russia

Introduction. Elections are one of the most massive social and political processes in the state. Elections in the state, the mechanism of their organization and conduct are subject to the fundamental principles of electoral law, which are based on publicity and openness of all electoral actions and procedures. Ensuring the transparency of elections is an indicator of the mechanism of interaction between society and the state, as an indicator of democratic development. Accordingly, the task of state bodies is to form the regulatory and legal conditions for the participation of civil society actors in ensuring the openness of the procedure for organizing and conducting voting, as a component of the democratic process of exercising public power in the country. Observers, along with other tools, are built into the mechanism for exercising public control over elections in Russia. Theoretical analysis. The institution of observers in Russia has certain patterns of development, interdependent histories of formation of socio-political institutions and elections in general. As the circle of subjects of electoral legal relations is being transformed, including the nomination and registration of candidates for elective positions, as well as the process of forming election commissions, the circle of persons entitled to participate in the procedure for appointing observers and giving them legal status is also changing. At the same time, the functional role of observers is subordinate to the development of forms and methods of voting in the state and formation of the features of the country’s electoral system, taking into account its historical features. Empirical analysis. The modern development of the legal regulation of the status of observers in Russia is associated with the expansion of the circle of entities that have the right to appoint observers, as well as the list of election commissions in which the subjects in question have the right to exercise powers. This trend is associated with the development of the institution of public control in elections in Russia as a whole. Accordingly, the Federal Law “On the Fundamentals of Public Control in the Russian Federation” began to extend its eff ect to electoral legal relations, and, as a result, the subjects of public control have the right to appoint election observers. The range of election commissions in which observers have the right to exercise their functions has expanded to include district and territorial election commissions. At the same time, the terms of reference of observers have remained unchanged, which does not correspond to the trends in the development of their legal status. Results. Taking into account the development of civil society and its institutions in Russia and the increase in their functional role in conjunction with the transformation of the electoral system and information and digital technologies, it is necessary to detail the status of observers depending on their participation in the work of election commissions of various levels and forms of voting, including multi-day voting. The terms of reference of an observer cannot be identical, taking into account the nature and specifi cs of work in district, territorial and precinct election commissions. Voting within a few days creates prerequisites for empowering observers with additional powers, taking into account the need to ensure the safety of ballots and implement additional forms of voting.

Текст научной работы на тему «История становления и развития института наблюдателей на выборах в России»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 65-71 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 65-71

https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-1-65-71, EDN: IPGTDE

Научная статья УДК 342(470)(072.8)

История становления и развития института наблюдателей на выборах в России

Т. В. Троицкая О. А. Угланова

Саратовская государственная юридическая академия, Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, д. 1

Троицкая Татьяна Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права им. профессора И. Е. Фарбера, Troiskaya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8483-224X

Угланова Оксана Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права им. профессора И. Е. Фарбера, Troiskaya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9172-2401

Аннотация. Введение. Выборы - это один из самых массовых общественно-политических процессов в государстве. Выборы в государстве, механизм их организации и проведения подчинены базовым принципам избирательного права, в основе которых лежат гласность и открытость всех избирательных действий и процедур. Обеспечение транспарентности выборов является показателем механизма взаимодействия общества и государства как индикатора демократического развития. Соответственно, задача государственных органов заключается в формировании нормативно-правовых условий участия субъектов гражданского общества в обеспечении открытости процедуры организации и проведения голосования как составляющей демократического процесса осуществления публичной власти в стране. Наблюдатели, наряду с другими инструментами, встроены в механизм осуществления общественного контроля на выборах в России. Теоретический анализ. Институт наблюдателей в России имеет определенные закономерности развития, взаимообусловленные историей становления общественно-политических институтов и выборов в целом. По мере того как трансформируется круг субъектов избирательно-правовых отношений, в том числе выдвижение и регистрация кандидатов на выборные должности, а также процесс формирования избирательных комиссий, меняется и круг лиц, имеющих право участвовать в процедуре назначения наблюдателей и наделения их правовым статусом. Вместе с тем функциональная роль наблюдателей находится в подчинении от развития форм и способов голосования в государстве и становления особенностей избирательной системы страны с учетом ее исторических особенностей. Эмпирический анализ. Современное развитие нормативно-правового регулирования статуса наблюдателей в России связано с расширением круга субъектов, имеющих право назначать наблюдателей, а также перечня избирательных комиссий, в которых рассматриваемые субъекты имеют право осуществлять полномочия. Данная тенденция связана с развитием института общественного контроля на выборах в России в целом. Соответственно, Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» начал распространять свое действие и на избирательно-правовые отношения, и, как следствие, субъекты осуществления общественного контроля имеют право назначать наблюдателей на выборах. Круг избирательных комиссий, в которых наблюдатели имеют право осуществлять свои функции, расширился за счет окружных и территориальных избирательных комиссий. Вместе с тем круг полномочий наблюдателей остался неизменным, что не соответствует тенденциям развития их правового статуса. Результаты. С учетом развития гражданского общества и его институтов в России и возрастания их функциональной роли в совокупности с трансформацией избирательной системы и информационно-цифровых технологий необходимо детализировать статус наблюдателей в зависимости от их участия в работе избирательных комиссий различного уровня и форм голосования, включая многодневное голосование. Круг полномочий наблюдателя не может быть идентичным с учетом характера и особенностей работы в окружной, территориальной и участковой избирательных комиссиях. Голосование в течение нескольких дней, дистанционное электронное голосование создают предпосылки для наделения наблюдателей дополнительными полномочиями с учетом необходимости обеспечения сохранности избирательных бюллетеней и реализации дополнительных форм голосования.

Ключевые слова: выборы, голосование, многодневное голосование, общественное наблюдение, общественный контроль, наблюдатель, избирательные комиссии, политическая партия, общественное объединение, общественная палата

Для цитирования: Троицкая Т. В., Угланова О. А. История становления и развития института наблюдателей на выборах в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 65-71. https://doi. org/10.18500/1994-2540-2024-24-1-65-71, EDN: IPGTDE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

The history of formation and development of the institution of election observers in Russia T. V. Troitskaya O. A. Uglanova

Saratov State Law Academy, 1 Volskaya St., Saratov 410056, Russia

Tatyana V. Troitskaya, Troiskaya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8483-224X Oksana A. Uglanova, Troiskaya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9172-2401

Abstract. Introduction. Elections are one of the most massive social and political processes in the state. Elections in the state, the mechanism of their organization and conduct are subject to the fundamental principles of electoral law, which are based on publicity and openness of all electoral actions and procedures. Ensuring the transparency of elections is an indicator of the mechanism of interaction between society and the state, as an indicator of democratic development. Accordingly, the task of state bodies is to form the regulatory and legal conditions for the participation of civil society actors in ensuring the openness of the procedure for organizing and conducting voting, as a component of the democratic process of exercising public power in the country. Observers, along with other tools, are built into the mechanism for exercising public control over elections in Russia. Theoretical analysis. The institution of observers in Russia has certain patterns of development, interdependent histories of formation of socio-political institutions and elections in general. As the circle of subjects of electoral legal relations is being transformed, including the nomination and registration of candidates for elective positions, as well as the process of forming election commissions, the circle of persons entitled to participate in the procedure for appointing observers and giving them legal status is also changing. At the same time, the functional role of observers is subordinate to the development of forms and methods of voting in the state and formation of the features of the country's electoral system, taking into account its historical features. Empirical analysis. The modern development of the legal regulation of the status of observers in Russia is associated with the expansion of the circle of entities that have the right to appoint observers, as well as the list of election commissions in which the subjects in question have the right to exercise powers. This trend is associated with the development of the institution of public control in elections in Russia as a whole. Accordingly, the Federal Law "On the Fundamentals of Public Control in the Russian Federation" began to extend its effect to electoral legal relations, and, as a result, the subjects of public control have the right to appoint election observers. The range of election commissions in which observers have the right to exercise their functions has expanded to include district and territorial election commissions. At the same time, the terms of reference of observers have remained unchanged, which does not correspond to the trends in the development of their legal status. Results. Taking into account the development of civil society and its institutions in Russia and the increase in their functional role in conjunction with the transformation of the electoral system and information and digital technologies, it is necessary to detail the status of observers depending on their participation in the work of election commissions of various levels and forms of voting, including multi-day voting. The terms of reference of an observer cannot be identical, taking into account the nature and specifics of work in district, territorial and precinct election commissions. Voting within a few days creates prerequisites for empowering observers with additional powers, taking into account the need to ensure the safety of ballots and implement additional forms of voting.

Keywords: elections, voting, multi-day voting, public observation, public control, observer, election commissions, political party, public association, public chamber

For citation: Troitskaya T. V., Uglanova O. A. The history of formation and development of the institution of election observers in Russia. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 65-71 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-1-65-71, EDN: IPGTDE

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

С учетом международного опыта и российской практики историю становления института наблюдения за выборами можно подразделить на несколько периодов. В XIX в. эту функцию выполняли дипломаты. Так, за ходом проведения плебисцита в Молдавии и Валахии в 1859 г., по результатам которого было образовано государство Румыния, наблюдали дипломаты многих европейский стран, включая Россию и Турцию [1, с. 66]. Этот период и можно расценивать как начало становления рассматриваемого института. Следующий период был связан с образованием ООН и участием экспертов всемирной организации в ходе проведения выборов в послевоенный период, а также во время признания независимости колониальных стран. В дальнейшем данный институт развивался по пути формирования правовой основы его реализации и создания специальных структур по организации наблюдения за выборами. В рамках СНГ в 2008 г. была принята Декларация «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах-участниках Содружества Независимых Государств»

[2]. Декларация закрепляет основополагающие принципы организации и проведения выборов, в том числе указывается, что выборы должны быть подотчетными и прозрачными. «Сегодня представить выборы без наблюдателей просто невозможно, их значимость растет. С одной стороны, они выступают представителями участников избирательного процесса, с другой - гарантами честных, справедливых выборов» [3, с. 106].

По мере развития демократических институтов организации и проведения выборов расширяется представление о формах участия граждан в избирательном процессе. «Активное избирательное право включает и другие возможности способствовать реализации демократических принципов избирательного права на всех стадиях избирательного процесса, в том числе быть наблюдателем» [4, с. 19]. Для России институт наблюдателей является молодым образованием. Советский период развития избирательного права в ограниченном контексте предполагал функционирование института общественного наблюдения на выборах. Нормативное закрепление института наблюдателей в России было связано с принятием указов Президента РФ от 1 октября 1993 г., а также от 11 октября 1993 г.,

в соответствии с которыми были утверждены положения о выборах в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [5, 6].

Если рассматривать первые законы о выборах в РСФСР, то в них, как правило, отсутствовали элементы осуществления прямого общественного контроля. Закон о выборах Президента РСФСР 1991 г. содержал только механизм обеспечения гласности, включающий в себя работу средств массовой информации [7].

Анализ нормативно-правового регулирования рассматриваемого института предполагает, что только после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. и затем Федерального закона от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» [8] начался процесс становления института наблюдателей на выборах в России. Предшествующий период развития Российского государства предполагал лишь некоторые элементы осуществления наблюдения на выборах без конкретизации статуса наблюдателя. Так, Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. «О выборах народных депутатов РСФСР» закреплял круг лиц, имеющих право осуществлять наблюдение за работой избирательных комиссий во время регистрации кандидатов и определения результатов голосования. К таким субъектам относились: представители трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям [9]. Таким образом, можно сделать вывод, что институт наблюдения в советский период развития нашей страны рассматривался в широком значении этого слова и фактически дублировал субъектов выдвижения кандидатов на выборные должности и работу средств массовой информации, что соответствовало советской концепции осуществления народовластия в стране. Соответственно, первый период развития рассматриваемого института на выборах в России можно определить историческими рамками 1989-1995 гг.

Теоретический анализ

По мере развития демократических основ организации и проведения выборов в России расширяется и степень обеспечения гласности в работе избирательных комиссий. Если на первых этапах постсоветского периода элемент открытости обеспечивался работой средств

массовой информации, то впоследствии этот аспект реализуется совместно с институтом наблюдателей, который является частью механизма осуществления общественного контроля в стране. Вопросами конституционно-правового регулирования осуществления общественного контроля в России занимаются многие ученые-конституционалисты. К примеру, Е. В. Бердни-кова исследует вопросы правовой природы и механизма осуществления рассматриваемого института [10].

Основное функциональное назначение наблюдателей на выборах в условиях демократического избирательного процесса заключается в предупредительном и восстановительном назначении. Предупредить противоправные действия субъектов избирательно-правовых отношений и способствовать восстановлению избирательных прав граждан, обеспечить открытость избирательных действий - главные задачи реализации функций наблюдателя. Посредством реализации данных задач обеспечивается общественный контроль над действиями избирательных комиссий, устанавливаются партнерские взаимоотношения органов государственной власти с институтами гражданского общества.

Функции наблюдателей на современном этапе должны охватывать весь процесс организации выборов, включая механизм функционирования избирательных комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов, работы участковых избирательных комиссий, организации порядка голосования и определения результатов выборов. «Сегодня правовой статус наблюдателя является частью института представительства других субъектов избирательного права. Именно поэтому усовершенствовать правовой статус наблюдателей можно лишь посредством создания полноценного института наблюдения на выборах» [11, с. 134].

Эмпирический анализ

До 1997 г. законы, регламентирующие порядок организации и проведения выборов в России, содержат лишь упоминание о том, что наблюдатели могут присутствовать при проведении голосования. Первый рамочный федеральный закон 1994 г. не конкретизировал статус наблюдателей и содержал лишь указание, что на избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами. Впервые нормативное закрепление прав наблюдателей было осуществлено рамочным Федеральным законом

1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» [12]. Закон закрепил функциональные права наблюдателей, а также ограничения в их деятельности. Вместе с тем не было конкретизировано, кто имеет право быть наблюдателем и кто не имеет права наделяться рассматриваемым статусом. Окончательное оформление статуса наблюдателей было связано с принятием вышеназванного рамочного закона 2002 г. [13]. Дальнейшее развитие института наблюдателей было связано с конкретизацией элементов их статуса. Возникла потребность выделения наблюдателя как самостоятельного субъекта избирательно-правовых отношений. Н. Н. Ураев отмечает: «...необходимо более подробно разграничить статус наблюдателя и уполномоченного (доверенного) лица в законодательстве РФ с помощью развернутого определения субъекта избирательного процесса как носителя субъективных прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением или наблюдением за подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления» [14, с. 9]. Существенным этапом в развитии статуса наблюдателей стала возможность их назначения субъектами осуществления общественного контроля в России (2016 г.) и расширения круга избирательных комиссий, в которых они могут реализовывать свои функциональные права (2022 г.). Начиная с 2016 г. законом закреплено требование к количеству наблюдателей, представленных одним субъектом и имеющих право одновременно находиться на избирательном участке.

Вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что историческими периодами развития рассматриваемого института в России являются: 1989-1995 гг. - возникновение элементов общественного контроля на выборах в России; 1995-2002 гг. - нормативное закрепление наблюдателя как субъекта избирательно-правовых отношений, но без конкретизации его статуса; 2002-2016 гг. - определение элементов правового статуса наблюдателя; 2016 год и по настоящее время - закрепление Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Федерации в качестве субъекта назначения наблюдателей на выборах.

Можно выделить и иные исторические периоды развития рассматриваемого института, в частности, в зависимости от участия в их назначении субъектов общественного контроля и возможности осуществления функций в избирательных комиссиях различного уровня: 1989-2016 гг., 2016-2022 гг., 2022 г. по настоящее

время. В этой связи меняется количественный состав наблюдателей на выборах. До 2016 г. их количество зависело от числа избирательных участков и зарегистрированных кандидатов, а также политических партий, но начиная с 2016 г. к указанному числу можно суммировать наблюдателей, назначенных общественными палатами различного территориального уровня, а с 2022 г. - наблюдателей, осуществляющих свои функции в окружных и территориальных избирательных комиссиях. Таким образом, только на территории Саратовской области общее число наблюдателей на выборах достигает 9 тыс. человек.

Учитывая новеллы и вызовы современного времени, в том числе проведения голосования в течение нескольких дней, появляется необходимость нормативного определения статуса наблюдателя с учетом его участия в осуществлении различных форм голосования. В частности, многодневное голосование предполагает новые формы участия наблюдателей в процессе организации и проведения голосования, а именно: право получать сведения об избирателях, включенных в список избирателей на основании заявления о голосовании по месту нахождения на данном избирательном участке; право осуществлять взаимодействие с центрами наблюдения за выборами, созданными при Общественной палате Российской Федерации и общественных палатах субъектов Федерации; право на осуществление наблюдения при проведении голосования с использованием дополнительных форм голосования, а также дистанционного электронного голосования; право на участие в механизме обеспечения сохранности бюллетеней, в частности перемещения бюллетеней из переносных и стационарных ящиков в сейф-пакеты и др. Данные полномочия закрепляются на уровне положений, утвержденных постановлениями соответствующих избирательных комиссий в зависимости от уровня проведения выборов. Соответственно, можно сделать вывод, что элементы правового статуса наблюдателей в Российском государстве сегодня определяются на уровне федерального закона и конкретизируются посредством принятия «Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд». К примеру, такое Положение было принято в преддверии выборов в Государственную Думу (2021 г.) [15]. Участие наблюдателей при осуществлении дистанционного электронного голосования регламентируется «Положением о порядке дистанционного

электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем» [16], но необходимо отметить, что принципиальных особенностей статуса наблюдателей данное Положение не закрепляет.

С целью создания правовой определенности в закреплении объема прав наблюдателя как субъекта осуществления общественного контроля на выборах в России необходимо на уровне федерального закона предусмотреть права наблюдателей с учетом их участия в работе избирательных комиссий различного уровня и формах голосования, включая дистанционное электронное голосование.

Результаты

Анализ истории становления правового статуса наблюдателя на выборах в России позволяет сделать вывод, что данный процесс развивался по нескольким направлениям: во-первых, формирование требований, предъявляемых к рассматриваемым субъектам; во-вторых, определение круга лиц и институтов, имеющих право назначать наблюдателей на выборах; в-третьих, определение функциональной роли наблюдателей и границ их полномочий; в-четвертых, конкретизация уровня избирательных комиссий, в которых они могут осуществлять свои полномочия. В результате исторической трансформации содержания статуса наблюдателя на выборах в России сформировался современный институт, обеспечивающий осуществление общественного контроля в процессе реализации основополагающих стадий избирательного процесса в стране.

В результате произошедших изменений 2022 г., а именно возможности назначения наблюдателей в окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, необходимо конкретизировать их права с учетом особенностей работы указанных комиссий и реализации их полномочий. «Контроль, осуществляемый различными уполномоченными на то субъектами, как публично-властными (органами и должностными лицами, реализующими государственный и муниципальный контроль), так и общественными (обозначенными в законе объединениями граждан - субъектами общественного контроля), является неизменным спутником как такового осуществления государственного и муниципального управления, функционирования государственного механизма и общественно-государственных коммуникаций» [17, с. 50].

Совершенствование правового статуса наблюдателей как субъектов избирательного

процесса напрямую зависит от степени определения взаимосвязей и взаимозависимости между правами и обязанностями других участников рассматриваемых отношений, что, в свою очередь, направлено на достижение определенного баланса интересов, реализацию необходимых целей и задач. Настоящее закрепление правомочий наблюдателей на уровне федерального закона связано с регламентацией их прав, связанных с работой участковой избирательной комиссии и проведением голосования, а именно: право знакомиться со списком избирателей, подготовленным в любом виде, включая электронный формат, а также реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования; находиться в помещении для голосования, а также при осуществлении голосования вне помещения для голосования, наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней, определением итогов голосования и др. Права наблюдателей, связанные с особенностями работы окружных и территориальных избирательных комиссий, в настоящее время не получили нормативного закрепления. Соответственно, совершенствование правового статуса наблюдателей на выборах в России должно идти по направлению расширения прав наблюдателей с учетом специфики полномочий окружной и территориальной избирательных комиссий (наблюдение в процессе регистрации кандидатов, определение результатов выборов по избирательному округу и др.), регламентации их прав, связанных с организацией и проведением голосования в течение нескольких дней, дистанционного электронного голосования, а также определенных ограничений, вытекающих из необходимости запрета деструктивных действий со стороны рассматриваемого института.

Последние изменения федерального законодательства о выборах способствовали размежеванию функций между наблюдателями и доверенными лицами кандидатов. Полномочия доверенного лица теперь заканчиваются одновременно с агитационным периодом, соответственно, в дни (день) голосования указанные субъекты не имеют права наблюдать за ходом проведения выборов.

Общественный контроль на выборах, во всех формах его выражения, служит опорой механизма осуществления государственной власти в целом и способствует ее поддержанию. Это необходимый элемент демократического государства. При осуществлении общественного контроля на выборах следует соблюдать баланс, обеспечивающий конструктивное взаимодействие государства и гражданского общества и

способствующий достижению, с одной стороны, национальной безопасности государства и его суверенности, с другой, открытости и реализации демократических прав граждан. В связи с этим государство имеет право устанавливать регулирующие нормативные рамки, обеспечивающие участие субъектов избирательно-правовых отношений в избирательных действиях и процедурах, не подрывающие основ российской государственности и ее независимости, а также самостоятельности органов публичной власти. Соответственно, недопустимо незаконное вмешательство наблюдателей в деятельность законно сформированных и функционирующих органов государственной власти, включая избирательные комиссии Российской Федерации.

Список литературы

1. Байханов И. Б. Формирование института международного наблюдения за выборами // Человеческий капитал. 2012. № 1 (37). С. 66-69.

2. Декларация «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах-участниках Содружества Независимых Государств». Принята на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 31-5 от 25 ноября 2008 года). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

3. Халитова А. Х. Общественное наблюдение на выборах: будущее за профессионалами // Труд и социальные отношения. 2013. Т. 24, № 5. С. 105-109. ЕБ№ ЯБКОБР

4. Нудненко Л. А. Новеллы избирательного законодательства о статусе наблюдателей на выборах // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2016. № 3 (146). С. 19-21. ЕБ№ УРКМК

5. Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период : указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. № 1557 // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. № 41, ст. 3907.

6. О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации : указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. № 1626 // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. № 42, ст. 3994.

7. О выборах Президента РСФСР : закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 17, ст. 5110.

8. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации : федер. закон от 06.12.1994 № 56-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 33, ст. 3406.

9. О выборах народных депутатов РСФСР : закон РСФСР от 27.10.1989 // Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44.

10. Бердникова Е. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации / под ред. Г. Н. Комковой. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2018. 316 с.

11. Яковлев Н. А., Романова О. И. Институт наблюдателей в избирательном процессе // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7-5. С. 134-136. EDN: TKIISB

12. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации : федер. закон от 19.09.1997 № 124 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 38, ст. 4339.

13. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002. № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253 ; 2023. № 1 (ч. 1), ст. 16.

14. Ураев Н. Н. Конституционно-правовой статус наблюдателей в российском избирательном праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. 22 с.

15. О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд : постановление ЦИК РФ от 01.07.2021 г. № 13/103-8 (ред. от 01.09.2021 № 51/413-8. URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/49558/ (дата обращения: 01.06.2022).

16. Положение о порядке дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем : постановление ЦИК РФ от 08.06.2022. № 86/716-8. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

17. Спиридонов А. А. Системное единство государственного контроля (надзора) и общественного контроля как конституционно-правовой принцип // Lex Russica (Русский закон). 2022. Т. 75, № 6. С. 48-58. https://doi. org/10.17803/1729-5920.2022.187.6.048-058

References

1. Baykhanov I. B. Formation of the Institute of International election observation. Chelovecheskiy kapital [Human Capital], 2012, no. 1 (37). pp. 66-69 (in Russian).

2. Declaration "On the Principles of international observation of elections and Referendums in the Member States of the Commonwealth of Independent States". Adopted at the thirty-first plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States (Resolution no. 31-5 of November 25, 2008). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

3. Khalitova A. H. Public scrutiny over elections: the future is for professionals. Trud i sotsial'nye otnosheniya [Labor and Social Relations], 2013, vol. 24, no. 5, pp. 105-109 (in Russian). EDN: RDROSP

4. Nudnenko L. A. The amendments to electoral legislation on the status of election observers. Representative Power - 21st Century: Legislation, Commentary, Problems, 2016, no. 3 (146), pp. 19-21 (in Russian). EDN: VPKMIX

5. On approval of the updated version of the Regulations on the Elections of Deputies of the State Duma in 1993 and amendments and additions to the Regulations on Federal Authorities for the Transitional Period. Decree of the President of the Russian Federation no. 1557 of October 1, 1993. Sobraniye aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF [Collection of Acts of President and the Government of the Russian Federation], 1993, no. 41, art. 3907 (in Russian).

6. On elections to the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation no. 1626 of October 11, 1993. Sobraniye aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF [Collection of Acts of President and the Government of the Russian Federation], 1993, no. 42, art. 3994 (in Russian).

7. On the election of the President of the RSFSR. Law of the RSFSR 1096-1 of April 24, 1991. Vedomosti of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR, 1991, no. 17, art. 5110 (in Russian).

8. On the basic guarantees of the electoral rights of citizens of the Russian Federation. Federal Law 56-FZ of December 6, 1994. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1994, no. 33, art. 3406 (in Russian).

9. On the elections of People's Deputies of the RSFSR. Law of the RSFSR of October 27, 1989. Vedomosti of the Supreme Soviet of the RSFSR, 1989, no. 44 (in Russian).

10. Berdnikova E. V. Konstitutsionno-pravovye osnovy obshchestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii [Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation]. Saratov, Saratov State University Publ., 2018. 316 p. (in Russian).

11. Yakovlev N. A., Romanova O. I. Institute of observers in the electoral process. Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoy nauki [Theoretical and Applied Aspects of Modern Science], 2015, no. 7-5, pp. 134-136 (in Russian). EDN: TKIISB

12. On the basic guarantees of the electoral rights of citizens of the Russian Federation. Federal Law 124-FZ of September 19, 1997. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1997, no. 38, art. 4339 (in Russian).

13. On the basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of citizens of the Russian Federation. Federal Law 67-FZ of June 12, 2002 (an edition of December 28, 2022). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 24, art. 2253; 2023, no. 1 (pt. 1), art. 16 (in Russian).

14. Uraev N. N. Constitutional and legal status of observers in Russian electoral law. Thesis Diss. Cand. Sci. (Jur.). Kazan, 2006. 22 p. (in Russian).

15. Regulations on the specifics of voting, determining the results of voting during voting in elections, referendums scheduled for September 19, 2021, for several consecutive days. Resolution of the CEC of the Russian Federation of July 1, 2021 no. 13/103-8 (an edition of September 1, 2021 no 51/413-8. Available at: http://www.cikrf.ru/ activity/docs/postanovleniya/49558/ (accessed June 1, 2022) (in Russian).

16. Regulation on the procedure for remote electronic voting using Federal state information systems. Resolution of the CEC of the Russian Federation of June 8, 2022 no. 86/716-8. ATP «Garant» [electronic resource] (in Russian).

17. Spiridonov A. A. Systemic unity of state control (supervision) and public control as a constitutional law principle. Lex Russica, 2022, vol. 75, no. 6, pp. 48-58 (in Russian). https://doi.org/10.17803/1729-5920.2022.187.6.048-058

Поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 10.09.2023 The article was submitted 20.02.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 10.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.