Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
706
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондращенко Дарья Алексеевна

Введение. В настоящее время информационные технологии занимают важное место в жизни каждого человека и активно применяются во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Одной из сфер активного использования новейших информационных технологий является избирательный процесс. Так, на выборах и референдумах в России регулярно применяются электронные устройства для голосования, подсчета голосов и передачи данных в рамках системы избирательных комиссий, а также средства видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования. Теоретический анализ. Анализируя правовые основы использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации, следует отметить, что важное значение указанных технологий подчеркивается в последней редакции Конституции Российской Федерации. Избирательное законодательство России является весьма масштабным и помимо базового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» организационно-правовые особенности использования информационных технологий регулируются целым рядом нормативно-правовых актов. Эмпирический анализ. Учитывая тот факт, что в российском избирательном процессе информационные технологии в различном виде применяются достаточно давно, следует отметить их существенные технические изменения. Анализ различных аспектов использования указанных технологий позволил выделить их достоинства и недостатки. Результаты. Автором выявлены проблемы правовой регламентации стационарного и дистанционного электронного голосования, а также применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, в том числе в сети Интернет, отмечается необходимость систематизации существующих норм и восполнения имеющихся правовых пробелов, в связи с чем сформулированы предложения по регламентации организационно-правовых особенностей использования указанных технологий в Федеральном законе «Об электронном голосовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATION OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ELECTORAL PROCESS OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

Introduction. Currently, information technologies occupy an important place in the life of every person and they are actively used in all spheres of the life of society and the state. The electoral process is one of the spheres of active use of the latest information technologies. Thus, in the elections and referenda Russia regularly uses electronic devices for voting, vote counting and data transfer within the system of election commissions, as well as means of video surveillance and broadcasting of images in the premises for voting. Theoretical analysis. Analyzing the legal basis for the use of information technologies in the electoral process of the Russian Federation, it should be noted that the importance of these technologies is emphasized in the latest edition of the Constitution of the Russian Federation. The electoral legislation of the Russian Federation is very large-scale and, in addition to the basic Federal Law “On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation”, the organizational and legal features of the use of information technologies are regulated by a number of legal acts. Empirical analysis. Considering the fact that information technologies have been used in various forms in the Russian electoral process for a long time, their significant technical changes should be emphasized. The analysis of the various aspects of the use of these technologies has allowed to allocate their advantages and disadvantages. Results. The author identified the problems of legal regulation of stationary and remote electronic voting and also the problems of using video surveillance and image broadcasting, including on the Internet. The author also stresses the need to systematize the existing rules and fill existing legal gaps and, therefore, the proposals on regulation of the organizational and legal features of the use of these technologies in the Federal Law “On electronic voting in the Russian Federation”.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 215-222 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 215-222

Научная статья УДК 342.843.5

https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021 -21-2-215-222

Конституционно-правовое регулирование использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

Д. А. Кондращенко

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83.

Кондращенко Дарья Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, dariakr2004@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6478-839X

Аннотация. Введение. В настоящее время информационные технологии занимают важное место в жизни каждого человека и активно применяются во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Одной из сфер активного использования новейших информационных технологий является избирательный процесс. Так, на выборах и референдумах в России регулярно применяются электронные устройства для голосования, подсчета голосов и передачи данных в рамках системы избирательных комиссий, а также средства видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования. Теоретический анализ. Анализируя правовые основы использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации, следует отметить, что важное значение указанных технологий подчеркивается в последней редакции Конституции Российской Федерации. Избирательное законодательство России является весьма масштабным и помимо базового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» организационно-правовые особенности использования информационных технологий регулируются целым рядом нормативно-правовых актов. Эмпирический анализ. Учитывая тот факт, что в российском избирательном процессе информационные технологии в различном виде применяются достаточно давно, следует отметить их существенные технические изменения. Анализ различных аспектов использования указанных технологий позволил выделить их достоинства и недостатки. Результаты. Автором выявлены проблемы правовой регламентации стационарного и дистанционного электронного голосования, а также применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, в том числе в сети Интернет, отмечается необходимость систематизации существующих норм и восполнения имеющихся правовых пробелов, в связи с чем сформулированы предложения по регламентации организационно-правовых особенностей использования указанных технологий в Федеральном законе «Об электронном голосовании в Российской Федерации». Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, информационные технологии, избирательное законодательство, избирательный процесс

Для цитирования: Кондращенко Д. А. Конституционно-правовое регулирование использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 215-222. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-215-222 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Article

https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-215-222

Constitutional legal regulation of the use of information technologies in the electoral process of the Russian Federation: Problems and prospects for development

D. A. Kondrashchenko

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Daria A. Kondrashchenko, dariakr2004@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6478-839X

Abstract. Introduction. Currently, information technologies occupy an important place in the life of every person and they are actively used in all spheres of the life of society and the state. The electoral process is one of the spheres of active use of the latest information technologies. Thus, in the elections and referenda Russia regularly uses electronic devices for voting, vote counting and data transfer within the system of election commissions, as well as means of video surveillance and broadcasting of images in the premises for voting.

Theoretical analysis. Analyzing the legal basis for the use of information technologies in the electoral process of the Russian Federation, it should be noted that the importance of these technologies is emphasized in the latest edition of the Constitution of the Russian Federation. The electoral legislation of the Russian Federation is very large-scale and, in addition to the basic Federal Law "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation", the organizational and legal features of the use of information technologies are regulated by a number of legal acts. Empirical analysis. Considering the fact that information technologies have been used in various forms in the Russian electoral process for a long time, their significant technical changes should be emphasized. The analysis of the various aspects of the use of these technologies has allowed to allocate their advantages and disadvantages. Results. The author identified the problems of legal regulation of stationary and remote electronic voting and also the problems of using video surveillance and image broadcasting, including on the Internet. The author also stresses the need to systematize the existing rules and fill existing legal gaps and, therefore, the proposals on regulation of the organizational and legal features of the use of these technologies in the Federal Law "On electronic voting in the Russian Federation". Keywords: Constitution of the Russian Federation, information technology, electoral legislation, electoral process For citation: Kondrashchenko D. A. Constitutional legal regulation of the use of information technologies in the electoral process of the Russian Federation: Problems and prospects for development. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021. vol. 21, iss. 2, pp. 215-222 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-215-222 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Введение

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в жизни каждого человека и активно применяются во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Современное развитие информационных технологий достигло этапа их применения не только в личных целях людей, но и в качестве средств автоматизации значимых государственных процессов. Безусловно, одни сферы жизнедеятельности общества и государства более прогрессивны в части внедрения новых технологий, другие же, наоборот, сосредоточены на сохранении традиционных форм функционирования. Однако масштабная распространенность информационных технологий в настоящее время является бесспорной. Одной из сфер активного использования новейших информационных технологий является избирательный процесс.

Мировая информатизация избирательного процесса происходит достаточно давно, и формы ее развития полностью зависят от особенностей государственного устройства каждой страны. Так, на выборах и референдумах в России регулярно применяются электронные устройства для голосования, подсчета голосов и передачи данных в рамках системы избирательных комиссий, а также средства видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования. В рамках данного исследования представляется необходимым выявить проблемы и перспективы развития правового регулирования использования информационных технологий в российском избирательном процессе в контексте последних изменений Конституции Российской Федерации.

Теоретический анализ

В широком смысле информационные технологии представляют собой набор технических

и программных средств, с помощью которых реализуется последовательность работ по преобразованию информации любого вида [1, с. 176]. В узком смысле под информационными технологиями следует понимать процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [2]. Таким образом, понятие «информационные технологии» имеет весьма широкое содержание, в связи с чем их сущностные особенности во многом зависят непосредственно от сферы жизнедеятельности, в которой они применяются.

В контексте избирательного процесса под информационными технологиями следует понимать те способы осуществления различных действий с информацией, которые используются в процессе реализации активного избирательного права гражданами или направлены на автоматизацию подведения итогов выборов. В настоящее время в российской электоральной практике применяются информационные технологии в следующем виде:

- Государственная автоматизированная система «Выборы»;

- электронное голосование;

- применение средств видеонаблюдения и трансляции.

Анализируя правовые основы использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации, следует отметить, что важное значение указанных технологий подчеркивается в последней редакции Конституции Российской Федерации. Так, согласно п. «и» ст. 71 Основного закона, информация и информационные технологии относятся к ведению Российской Федерации [3]. Помимо этого, к ведению Российской Федерации относится обеспечение безопасности личности, общества и государства

при применении информационных технологий, что вызвано серьезным увеличением количества правонарушений и преступлений, связанных с активным использованием таких технологий в настоящее время, и уязвимостью действующего правового регулирования данной сферы.

Правовой основой использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации выступает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4]. В рамках заявленной проблематики следует отметить, что особое внимание в указанном нормативно-правовом акте уделяется электронному голосованию, а именно закрепляются следующие особенности данного процесса:

1) порядок размещения технических средств подсчета голосов и комплексов для электронного голосования в помещении для голосования;

2) использование электронных бюллетеней;

3) оказание помощи отдельным категориям избирателей, которые не могут самостоятельно заполнить электронный бюллетень;

4) составление протоколов об итогах голосования в электронном виде и передача данных в вышестоящую комиссию с использованием ГАС «Выборы».

Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"» регламентирует все аспекты использования указанной системы на разных этапах избирательного процесса, что позволяет автоматизировать и существенно ускорить многие процессуальные действия, совершаемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия как до дня голосования, так и по итогам его проведения [5]. ГАС «Выборы» в настоящее время выступает основным звеном действующей системы электронного голосования и способствует автоматизации в том числе иных процессов, не связанных напрямую с реализацией активного избирательного права.

Важно отметить, что избирательное законодательство Российской Федерации является весьма масштабным, и помимо базового Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» электоральные процессы регулируются иными нормативными актами, такими как: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Го -сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон

«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и др.

Отдельные организационно-технические аспекты использования информационных технологий в российском избирательном процессе регламентируются многочисленными актами Центральной избирательной комиссии РФ. Так, применение средств видеонаблюдения и трансляции изображения, в том числе в сети Интернет, регулируется исключительно актами ЦИК РФ, и указанные нормативные документы принимаются отдельно для конкретных избирательных кампаний. Например, из последних принятых актов в данной сфере следует выделить Постановление ЦИК России «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года», которое не только закрепило особенности применения указанных информационных технологий непосредственно на участках для голосования, но и определило нюансы распространения и хранения записанных материалов [6].

Отметим, что к настоящему моменту имеется весьма обширная практика использования средств видеонаблюдения. Так, в 2012 г. на выборах Президента России средства видеонаблюдения впервые применялись более чем на 20 тыс. избирательных участков, в то время как в 2018 г. на выборах того же уровня средствами видеонаблюдения были оснащены уже более 43 тыс. избирательных участков, транслируя видео в режиме онлайн [7].

Действующее российское избирательное законодательство является весьма прогрессивным, так как с 2020 г. появились правовые основы проведения дистанционного электронного голосования. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет содержание вышеназванной категории, и в настоящее время под дистанционным электронным голосованием следует понимать голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с применением специального программного обеспечения (п. 62.1 ст. 2) [4]. Центральная избирательная комиссия РФ регулирует случаи и порядок организации и проведения дистанционного электронного голосования.

Указанные нормативные положения появились в российском законодательстве в результате ряда экспериментов с дистанционным голосова-

нием, которое проводилось на уровне отдельных регионов. Так, например, согласно Федеральному закону «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» голосование на выборах указанного уровня проводилось при помощи специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы [8]. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель подавал специальное заявление, но за ним сохранялась возможность проголосовать на избирательном участке традиционным способом в случае отзыва соответствующего заявления. Несмотря на наличие целого ряда технических трудностей, возникших в процессе вышеназванного эксперимента, которые привели в нерабочее состояние информационные площадки с голосованием, в результате чего произошла утечка персональных данных избирателей, использование дистанционного формата волеизъявления заинтересовало достаточно большое количество граждан: 9810 человек проголосовали удаленно [9, с. 7].

Позднее был принят Федеральный закон «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве», который закрепил аналогичный механизм дистанционного волеизъявления избирателей, как и на выборах в Московскую городскую Думу седьмого созыва, но помимо этого регламентировал ряд аспектов обеспечения информационной безопасности и некоторые особенности эксперимента при проведении выборов различного уровня [10]. Таким образом, следует отметить тенденцию отдельного правового регулирования вопросов применения дистанционного электронного голосования в каждом конкретном случае его использования в российской электоральной практике.

Эмпирический анализ

Учитывая тот факт, что в российском избирательном процессе информационные технологии в различном виде применяются достаточно давно, следует отметить их существенные технические изменения. Так, первоначально внимание уделялось автоматизации отдельных электоральных операций, а именно подсчета голосов, в связи с чем в 1990-х гг. в России использовались сканеры избирательных бюллетеней, которые позднее модернизировались в комплексы обработки избирательных бюллетеней. С начала 2000-х гг. при подготовке и проведении выборов в России

стала применяться Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы», которая существенно облегчила труд сотрудников избирательных комиссий в части обмена информацией о голосовании. Позднее в российской электоральной практике возникла потребность автоматизации не только обработки бюллетеней, но и самого процесса голосования, в связи с чем активно стали применяться комплексы электронного голосования. Таким образом, в условиях технического прогресса и информатизации общества к настоящему моменту в России имеется обширный опыт по применению стационарного электронного голосования, при котором волеизъявление избирателя происходит непосредственно на избирательном участке при помощи специальных электронных устройств с использованием бумажного или электронного бюллетеня.

Анализ применения вышеназванных информационных технологий позволяет выделить следующие их достоинства:

1) существенное сокращение времени голосования, подсчета голосов и передачи данных в вышестоящие избирательные комиссии;

2) значительное облегчение труда членов избирательных комиссий;

3) отсутствие затрат на подготовку и изготовление бюллетеней;

4) создание дополнительных удобств для людей с ограниченными физическими возможностями;

5) энергонезависимость в течение 6-14 часов в зависимости от модели электронного устройства.

Однако помимо положительных характеристик указанных технологических внедрений представляется целесообразным отметить следующие недостатки их использования:

1) подверженность сетевым атакам;

2) необходимость изготовления специальных бюллетеней для отдельных электронных устройств;

3) недоверие отдельных категорий избирателей к электронным устройствам и электронным бюллетеням;

4) возможность технических неисправностей устройств;

5) недостаточная прозрачность голосования.

На протяжении последнего десятилетия существенное внимание уделяется развитию дистанционных форм электронного голосования, которое до недавнего времени использовалось в качестве эксперимента для отдельных электоральных кампаний, большинство из которых

были связаны с молодежными органами самоуправления, внутрипартийными процессами или муниципальными выборами. Практики масштабного использования дистанционного голосования в Российской Федерации к настоящему моменту не имеется, однако 8 сентября 2019 г. дистанционные технологии применялись на выборах губернаторов и глав республик в 16 регионах, а также 13 сентября 2020 г. на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы на территории двух одномандатных избирательных округов (Курская и Ярославская области). Москва и Нижегородская область выступили пилотными регионами для проведения дистанционного электронного голосования по поправкам в Конституцию России 25-30 июня 2020 г. [11].

Реформа избирательной системы Российской Федерации посредством внедрения дистанционного голосования имеет целый ряд неоспоримых преимуществ:

1) решаются проблемы явки и отсутствия заинтересованности молодежи к избирательным процессам путем привлечения внимания к новым технологиям;

2) доступ к дистанционному голосованию необходим для людей с ограниченными возможностями, граждан, живущих в отдаленных районах страны или за рубежом;

3) при проведении электронного голосования в дистанционной форме снижается риск воздействия на избирателей непосредственно в процессе осуществления волеизъявления на конкретном избирательном участке;

4) дистанционное электронное голосование облегчает труд избирательных комиссий и со временем уменьшит расходы на избирательные кампании;

5) сокращаются сроки организации и проведения выборов.

Внедрение новых технологий в различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе дистанционное голосование, нельзя рассматривать без возможных рисков и проблем их применения:

1) общество не подготовлено к применению информационных технологий для выражения волеизъявления (граждане старшего возраста и др.);

2) информационные технологии недостаточно развиты для полного перехода к дистанционному электронному голосованию в силу отсутствия уверенности в программном обеспечении и его безопасности;

3) отсутствует полноценная правовая регламентация данного процесса в законодательстве Российской Федерации;

4) возникают риски нарушения принципа тайного голосования («семейное» голосование и т. д.);

5) создаются дополнительные возможности воздействия на избирателей не на участке для голосования, а в любых других условиях с целью контроля их волеизъявления.

Результаты

Несмотря на то что практика использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации достаточно обширна и имеет длительную историю, а внедрение новых технологий сопровождается регулярным совершенствованием электорального законодательства, его нынешнее состояние не соответствует некоторым требованиям полноценного применения указанных технологий. Безусловно, российское законодательство достаточно подробно регламентирует процесс применения стационарного электронного голосования на выборах и референдумах, но дублирование нормативных положений в целом ряде федеральных законов, посвященных отдельным электоральным процессам, существенно осложняет их восприятие и понимание со стороны избирателей, а также является причиной их неоднозначного толкования.

Отметим, что важное значение приобретает развитие практики дистанционного электронного голосования и в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции СОУШ-19 в мире, когда удаленный формат волеизъявления не только удобен для избирателя, но и позволяет снизить риски роста заболеваемости из-за массового скопления людей на избирательных участках. Учитывая неизвестность промежутка времени, на которое данная угроза сохранится в жизни людей, проведение будущих избирательных кампаний в дистанционном формате представляется весьма перспективным. Однако для этого необходимо совершенствовать правовое регулирование и практику проведения дистанционного электронного голосования следующим образом:

1) закрепить в федеральном избирательном законодательстве дистанционное электронное голосование в качестве альтернативной формы проведения выборов и референдумов всех уровней;

2) подробно регламентировать обязательные организационно-технические требования и порядок проведения дистанционного электронного голосования, которые в настоящее время регулируются актами ЦИК РФ, в федеральном законодательстве;

3) обеспечить постоянное совершенствование информационных технологий с учетом существующих угроз информационной безопасности.

В правовой литературе достаточно давно высказываются предложения о необходимости кодификации избирательного законодательства, однако до сих пор не был разработан проект указанного акта, который бы соответствовал всем требованиям законодателей и правоприменителей к его содержанию [12, с. 4]. Кодификация указанной отрасли права является перспективной идеей, которая позволила бы решить многие существующие проблемы правовой регламентации электоральных отношений, но, учитывая сложности разработки и принятия данного документа в течение последнего десятилетия, представляется необходимым предложить альтернативные варианты.

Так, учитывая масштабность применения электронного голосования в различных его формах на выборах в России и несовершенство существующего законодательства в части дублирования норм об организационно-правовых особенностях стационарного голосования и наличие целого ряда пробелов в регулировании дистанционного голосования, представляется необходимым решить все вышеназванные вопросы посредством принятия отдельного федерального закона «Об электронном голосовании в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт позволит подробно регламентировать особенности организации и проведения выборов с использованием указанных информационных технологий.

Важно отметить, что практика принятия отдельного закона для регламентации электронного голосования не получила широкого распространения в современном мире, так как большинство государств включают нормативные положения о применении информационных технологий во внутригосударственные нормативные акты, закрепляющие правовые основы избирательного права и процесса в стране. Также достаточно часто электронное голосование регулируется отдельными статьями или главами избирательных кодексов (Болгария, Республика Беларусь, Республика Армения и др.). Однако положительные примеры отдельной правовой регламентации все-таки существуют, среди которых следует выделить Бразилию, где с 2002 г. действует закон «Об электронном голосовании», подробно регулирующий особенности стационарного и дистанционного голосования на территории страны [13].

Идея принятия отдельного федерального закона «Об электронном голосовании в Российской Федерации» представляется весьма обоснованной по причине того, что при систематизации указанных норм также следует закрепить на федеральном уровне отдельные организационно-правовые аспекты использования иных информационных технологий в российском избирательном процессе. Так, например, применение средств видеонаблюдения на избирательных участках в день голосования и трансляции данного изображения, в том числе в сети Интернет, полностью регулируется в настоящее время актами ЦИК Российской Федерации. Современное российское избирательное законодательство не предусматривает обязательного видеонаблюдения на выборах в различные органы государственной власти, решение о применении средств видеонаблюдения принимается избирательной комиссией, организующей каждый конкретный избирательный процесс. Из-за экономических проблем в последние годы региональные власти все чаще отказывались включать в бюджеты выборов средства для организации видеонаблюдения. Однако в контексте значения использования указанных технологий для обеспечения открытости и прозрачности проведения выборов и референдумов представляется необходимым закрепить их обязательность на уровне федерального законодательства, а также подробно регламентировать особенности применения.

Закрепление на конституционном уровне правовых основ использования информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества подчеркивает значение развития отраслевого законодательства в данной сфере. Несмотря на то что действующее избирательное законодательство в данном случае является весьма прогрессивным, в настоящее время существует ряд проблем и пробелов правового регулирования использования информационных технологий в электоральном процессе России, которые существенно снижают эффективность их применения. Выявленные проблемы представляется необходимым решить путем принятия отдельного федерального закона «Об электронном голосовании в Российской Федерации» в качестве комплексного акта, позволяющего регламентировать в контексте электронного голосования использование иных информационных технологий, например, таких как средства видеонаблюдения и трансляции изображения. Информационные технологии, безусловно, имеют существенные перспективы дальнейшего

использования в избирательном процессе, так как в настоящее время активно обсуждается внедрение технологий блокчейн и Bigdata, однако для дальнейшего совершенствования технической стороны их использования необходимо создать комплексные правовые основы.

Список литературы

1. Данелян Т. Я. Информационные технологии в юриспруденции (ИТ в юриспруденции) : учебно-методический комплекс. М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. 284 с.

2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1), ст. 3448 ; 2020. № 24, ст. 3751.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416.

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от

23.05.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253 ; 2020. № 21, ст. 3232.

5. О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» : федер. закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 172 ; 2014. № 11, ст. 1098.

6. О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года : постановление ЦИК России от 20.12.2017 № 116/943-7 // Вестник ЦИК России. 2018. № 1.

7. Подведены итоги работы видеонаблюдения и ГАС «Выборы» на выборах Президента РФ. URL: https:// digital.gov.ru/ru/events/38046/ (дата обращения:

20.01.2021).

8. О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва : федер. закон от 29.05.2019 № 103-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 22, ст. 2659.

9. Дополнительные выборы депутатов Го су дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам. Выборы в субъектах Российской Федерации. Единый день голосования 8 сентября

2019 года. Электоральная статистика / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М. : Весь Мир, 2020. 344 с.

10. О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве : федер. закон от 23.05.2020 № 152-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 21. Ст. 3231.

11. Оглашены итоги онлайн-голосования по поправкам в Конституцию. URL: https://www.rbc.ru/politics/01/0 7/2020/5efccdb09a7947b892449d6a (дата обращения: 10.01.2021).

12. Головин А. Г. О перспективах кодификации избирательного законодательства в Российской Федерации // Избирательное законодательство и практика. 2018. № 3. С. 3-6.

13. Lei 10.408-02 Sobre Voto Electronico 2002 (Law about electronic voting). URL: http://www.brunazo.eng.br/vo-to-e/textos/lei10408.htm (дата обращения: 10.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Danelian T. Ya. Informatsionnye tekhnologii v iurispru-dentsii (IT v iurisprudentsii) : uchebno-metodicheskiy kompleks [Information Technology in Jurisprudence (IT in Jurisprudence): Educational and Methodological Complex]. Moscow, Publishing Center EAOI, 2009. 284 p. (in Russian).

2. On information, information technologies and protection of information. Federal Law 149-FZ of 27.07.2006 (an edition of 08.06.2020). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 31 (pt. 1), art. 3448; 2020, no. 24, art. 3751 (in Russian).

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended by Federal Constitutional Law 6-FKZ of 30.12.2008, Federal Constitutional Law 7-FKZ of 30.12.2008, Federal Constitutional Law 2-FKZ of 05.02.2014, Federal Constitutional Law 11-FKZ of21.07.2014, Federal Constitutional Law 1-FKZ of 14.03.2020). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398; 2020, no. 11, art. 1416 (in Russian).

4. On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of the citizens of the Russian Federation. Federal Law 67-FZ of 12.06.2002 (an edition of 23.05.2020). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 24, art. 2253; 2020, no. 21, art. 3232 (in Russian).

5. On the State Automated System of the Russian Federation "Elections". Federal Law 20-FZ of 10.01.2003 (an edition of 12.03.2014). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2003, no. 2, art. 172; 20214, no. 11, art. 1098 (in Russian).

6. On the Procedure for using video surveillance and broadcasting images, broadcasting images on the Internet, as

well as storing relevant video recordings at the elections of the President of the Russian Federation 18 March 2018. Resolution of the Central Election Commission of the Russian Federation of 20.12.2017 no. 116/943-7. Vestnik Tsentral'noi izbiratel'noi komissii Rossiiskoi Federatsii [Bulletin of the Central Election Commission of the Russian Federation], 2018, no. 1 (in Russian).

7. Podvedeny itogi raboty videonabliudeniia i GAS «Vy-bory» na vyborakh Prezidenta RF (The results of the work of video surveillance and GAS "Vybory" in the elections of the President of the Russian Federation have been summed up). Available at: https://digital.gov.ru/ru/ events/38046/ (accessed 20 January 2021) (in Russian).

8. On the experiment on the organization and implementation of remote electronic voting in the election of deputies of the Moscow City Duma of the seventh convocation. Federal Law 103-FZ of 29.05.2019. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2019, no. 22, art. 2659 (in Russian).

9. Dopolnitel'nye vybory deputatov GosudarstvennoiDumy Federal'nogo Sobraniia Rossiiskoi Federatsii sed'mogo sozyva po odnomandatnym izbiratel'nym okrugam. Vybory v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii. Edinyi den' golosovaniia 8 sentiabria 2019 goda. Elektoral'naia

statistika [By-elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the seventh convocation in single-mandate constituencies. Elections in the constituent entities of the Russian Federation. Single voting day on September 8, 2019. Electoral statistics]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2020. 344 p. (in Russian).

10. On the experiment on the organization and implementation of remote e-voting in the city of federal significance Moscow. Federal Law 152-FZ of 23.05.2020. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2020, no. 21, art. 3231 (in Russian).

11. Oglasheny itogi onlain-golosovaniya po popravkam v Konstitutsiiu (Results of online voting on amendments to the Constitution announced). Available at: https://www. rbc.ru/politics/01/07/2020/5efccdb09a7947b892449d6a (accessed 10 January 2021) (in Russian).

12. Golovin A. G. On the prospects of codification of electoral laws in the Russian Federation. Electoral Legislation and Practice, 2018, no. 3, pp. 3-6 (in Russian).

13. Lei 10.408-02 Sobre Voto Electronico 2002 (Law about electronic voting). Available at: http://www.brunazo. eng.br/voto-e/textos/lei10408.htm (accessed 10 January 2021).

Поступила в редакцию 25.01.2021, после рецензирования 10.02.2021, принята к публикации 12.02.2021 Received 25.01.2021, revised 10.02.2021, accepted 12.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.