Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ПАРТИЙНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СОСТАВЕ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ'

О ПРОБЛЕМАХ ПАРТИЙНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СОСТАВЕ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
Выборы / политическая партия / участковая избирательная комиссия / многопартийность / формирование избирательных комиссий / Elections / political party / precinct election commission / multi-party system / formation of election commissions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коровин Евгений Михайлович, Тихий Кирилл Вадимович

В статье анализируется одна из актуальных для современного избирательного права России проблем — обеспечение партийного представительства при формировании участковых избирательных комиссий. В соответствии с действующим избирательным законодательством РФ, не менее половины от состава каждой участковой избирательной комиссии формируются на основе предложений партий, представленных в федеральном и региональном парламентах. Однако для отдельных субъектов РФ остро стоит вопрос обеспечения принципа гарантии представительства в участковых избирательных комиссиях всех парламентских партий, поскольку возникает проблема непропорционального представительства, вплоть до того, что отдельные политические партии не допускаются в составы большинства участковых избирательных комиссий. Цель нашего исследования состоит в разработке законодательного решения, позволяющего «безболезненно» для правоприменителя укрепить гарантии партийного представительства в избирательных комиссиях. Методология исследования основана на теоретическом анализе нормативно-правовых актов РФ по проблеме обеспечения многопартийности на примере формирования участковых избирательных комиссий в Приморском крае. Информационной и эмпирической базой исследования послужили статистические данные по участковым избирательным комиссиям Приморского края. Объектом наблюдения выступают участковые избирательные комиссии Приморского края в период их формирования в 2023 г. Научная новизна заключается в формировании авторского подхода к законодательному решению проблемы обеспечения многопартийности при формировании участковых избирательных комиссий. В настоящем исследовании предложен доступный для правоприменителя вариант решения рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEMS OF PARTY REPRESENTATION IN THE COMPOSITION OF PRECINCT ELECTION COMMISSIONS

The article analyzes one of the relevant problems for the current electoral law of the Russian Federation, the problem of ensuring party representation in the formation of precinct election commissions. In accordance with the current electoral legislation of the Russian Federation, at least half of the composition of each precinct election commission is formed on the basis of proposals from parties represented in the federal and regional parliaments. However, for certain constituent entities of the Russian Federation, the issue of ensuring the principle of guaranteeing representation of all parliamentary parties in precinct election commissions is acute, since the problem of disproportionate representation arises, to the point that individual political parties are not allowed to be members of the majority of precinct election commissions. The purpose of our research is to develop a legislative solution that makes it possible “painlessly” for the law enforcement officer to provide guarantees for equal party representation for everyone. The research methodology is based on a theoretical analysis of the legal acts of the Russian Federation on the issue of ensuring a multi-party system using the example of the formation of precinct election commissions in the Primorsky Territory. The object of observation is the precinct election commissions of the Primorsky Territory during their formation in 2023. The scientific novelty lies in the formation of the author's approach to the legislative solution to the problem of ensuring multi-party system in the formation of precinct election commissions. This study proposes a solution to the problem under consideration that is accessible to law enforcement officials.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ПАРТИЙНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СОСТАВЕ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ»

Научная статья УДК 342.846 EDN WBVMJR

DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1681-1690 Е.М. Коровин, К.В. Тихий0

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: К.В. Тихий, [email protected]

О ПРОБЛЕМАХ ПАРТИЙНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СОСТАВЕ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется одна из актуальных для современного избирательного права России проблем — обеспечение партийного представительства при формировании участковых избирательных комиссий. В соответствии с действующим избирательным законодательством РФ, не менее половины от состава каждой участковой избирательной комиссии формируются на основе предложений партий, представленных в федеральном и региональном парламентах. Однако для отдельных субъектов РФ остро стоит вопрос обеспечения принципа гарантии представительства в участковых избирательных комиссиях всех парламентских партий, поскольку возникает проблема непропорционального представительства, вплоть до того, что отдельные политические партии не допускаются в составы большинства участковых избирательных комиссий. Цель нашего исследования состоит в разработке законодательного решения, позволяющего «безболезненно» для правоприменителя укрепить гарантии партийного представительства в избирательных комиссиях. Методология исследования основана на теоретическом анализе нормативно-правовых актов РФ по проблеме обеспечения многопартийности на примере формирования участковых избирательных комиссий в Приморском крае. Информационной и эмпирической базой исследования послужили статистические данные по участковым избирательным комиссиям Приморского края. Объектом наблюдения выступают участковые избирательные комиссии Приморского края в период их формирования в 2023 г. Научная новизна заключается в формировании авторского подхода к законодательному решению проблемы обеспечения многопартийности при формировании участковых избирательных комиссий. В настоящем исследовании предложен доступный для правоприменителя вариант решения рассматриваемой проблемы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Выборы, политическая партия, участковая избирательная комиссия, многопартийность, формирование избирательных комиссий. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 15 ноября 2023 г.; дата принятия к печати 07 декабря 2023 г.; дата онлайн-размещения 29 декабря 2023 г.

Original article

E.M. Korovin, К.М. TikhiF

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation Corresponding author: К.М. Tikhii, [email protected]

ABOUT THE PROBLEMS OF PARTY REPRESENTATION IN THE COMPOSITION OF PRECINCT ELECTION COMMISSIONS

ABSTRACT. The article analyzes one of the relevant problems for the current electoral law of the Russian Federation, the problem of ensuring party representation in the formation of precinct election commissions. In accordance with the current electoral legislation of the Russian Federation, at least half of the composition of each precinct election commission is formed on the basis of proposals from parties represented in the federal and regional parliaments. However, for certain constituent entities of the Russian Federation, the issue of ensuring the principle of guaranteeing repre-

© Коровин Е.М., Тихий К.В., 2023

sentation of all parliamentary parties in precinct election commissions is acute, since the problem of disproportionate representation arises, to the point that individual political parties are not allowed to be members of the majority of precinct election commissions. The purpose of our research is to develop a legislative solution that makes it possible "painlessly" for the law enforcement officer to provide guarantees for equal party representation for everyone. The research methodology is based on a theoretical analysis of the legal acts of the Russian Federation on the issue of ensuring a multi-party system using the example of the formation of precinct election commissions in the Primorsky Territory. The object of observation is the precinct election commissions of the Primorsky Territory during their formation in 2023. The scientific novelty lies in the formation of the author's approach to the legislative solution to the problem of ensuring multi-party system in the formation of precinct election commissions. This study proposes a solution to the problem under consideration that is accessible to law enforcement officials.

KEYWORDS. Elections, political party, precinct election commission, multi-party system, formation of election commissions.

ARTICLE INFO. Received November 15, 2023; accepted December 07, 2023; available online December 29, 2023.

Доверие к электоральным процедурам и результатам выборов — важнейшие составляющие легитимности органов публичной власти. Обеспечению такого доверия призван служить принцип независимости органов, отвечающих за подготовку и проведение выборов. Реализуется данный принцип, в том числе, и через правила формирования избирательных комиссий, призванные не допускать монопольного положения той или иной политической силы в составах избирательных комиссий всех уровней.

В целях обеспечения независимости электоральных органов в составе участковых избирательных комиссий (далее по тексту — УИК) должны присутствовать представители разных политических партий. Таким образом, ни одна партия не может доминировать в комиссии и контролировать процесс подсчета голосов. Указанное требование законодательства направлено на защиту интересов различных политических сил, обеспечение справедливости выборов и повышение легитимности их результатов.

Следует согласиться с тезисом В.В. Мартынова о том, что многопартийность является одним из базовых конституционных принципов политической жизни в современных демократических государствах, выступающий выражением более общего принципа политического и идеологического многообразия [1, с. 24].

Аналогичной позиции придерживаются как российские, так и отдельные зарубежные исследователи в области избирательных систем, акцентируя внимание на необходимости поддержки политического плюрализма и многопартийности при формировании демократических политических систем [2; 3].

В электоральном процессе одна из важных форм деятельности политических партий — участие в формировании избирательных комиссий. Включение представителей политической партии в состав избирательной комиссии ... дает партии лишние гарантии в законности и прозрачности выборных процедур, непредвзятости решений и действий избирательных комиссий [4, с. 27—28].

В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об основных гарантиях) территориальная избирательная комиссия обязана не менее половины от состава участковой комиссии назначить по представлению партий, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; в зако-

нодательном органе субъекта Российской Федерации, в представительном органе муниципального образования. Такие партии принято назвать парламентскими.

В 2013 г. участковые избирательные комиссии получили статус постоянно действующих органов с пятилетним сроком полномочий. В связи с этим, в 2023 г. истекла вторая каденция большинства УИК страны, переформирование составов участковых избирательных комиссий прошло во всех субъектах Российской Федерации и затронуло 81 566 комиссий (по состоянию на 17 июля 2023 г.). «Тотальное обновление», как отмечала Э.А. Памфилова, затронет 800 000 чел.1

Вместе с тем, представители отдельных политический партий выразили недовольство сложившейся в 2023 г. практикой утверждения составов УИК, поскольку действующий механизм их формирования позволяет манипулировать цифрами при определении состава УИК в интересах отдельно взятых парламентских партий, исключая возможность пропорционального представительства всех существующих политических партий в регионе2.

Цель нашего исследования состоит в разработке законодательного решения, позволяющего «безболезненно» для правоприменителя обеспечить гарантии на партийное представительство равное для всех.

Ведущей гипотезой исследования является тезис о том, что в Федеральный закон об основных гарантиях, в дополнение к существующей норме п. 5 ст. 27 о включении в состав УИК не менее половины кандидатур, представленных парламентскими партиями, необходимо инкорпорировать норму о том, что территориальная избирательная комиссия, при формировании участковых избирательных комиссий на своей территории, обязана в состав не менее чем половины участковых избирательных комиссий назначить представителей каждой парламентской политической партии.

Обоснованием предложенных изменений являются следующие аргументы.

При формировании составов избирательных комиссий учитываются различные факторы, такие как профессиональные качества кандидатов, политическая независимость, соответствие требованиям законодательства и другие важные критерии. Это позволяет обеспечить максимальную надежность и беспристрастность участковых избирательных комиссий, а также создать условия для честного подсчета голосов и объективного определения победителей в выборах.

Однако, по мнению одного из исследователей, в действующей избирательной системе Российской Федерации многопартийность следует расценивать как «декоративно-имитационный институт» [5, с. 50] что, на наш взгляд, является излишне категоричным и спорным утверждением.

В 2023 г. на территории Приморского края из 1 266 участковых избирательных комиссий 1 107 подлежали переформированию, 227 из которых находятся на территории Владивостокского городского округа3.

В мае 2023 г. члены фракции КПРФ в Законодательном Собрании Приморского края провели несколько пикетов в знак протеста против недопуска однопар-

1 На проблемы при зачислении в новые составы комиссий жалуется только одна думская партия // Ведомости : офиц. сайт. 2023. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/06/05/978575-na-problemi-pri-zachislenii-v-novie-sostavi-komissii-zhaluetsya-tolko-odna-partiya. (дата обращения: 30.07.2023).

2 На проблемы при зачислении в новые составы комиссий жалуется только одна думская партия // Ведомости : офиц. сайт. 2023. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/06/05/978575-na-problemi-pri-zachislenii-v-novie-sostavi-komissii-zhaluetsya-tolko-odna-partiya. (дата обращения: 30.07.2023).

3 О рассмотрении обращений, поступивших в Избирательную комиссию Приморского края, связанных с формированием участковых избирательных комиссий на территории Владивостокского городского округа (вх. № 1400 от 14 июня 2023 г., вх. № 1404 от 15июня 2023 г., вх. № 1448 от 18 июня 2023 г.) : решение Избирательной комиссии Приморского края от 21 июня 2023 г. № 97/508. URL: http://www.primorsk.vybory.izbirkom.ru/region/primorsk?action=npa. (дата обращения: 01.11.2023).

тийцев в составы формируемых УИК, в знак протеста партия даже отказалась от выдвижения своего кандидата на выборах Губернатора Приморского края.

Закон требует, чтобы половина состава УИК была делегирована парламентскими партиями. В нынешнем составе Госдумы представлено уже пять политических партий (в трех предыдущих составах было 4), а в законодательных органах некоторых регионов представлены еще и другие политические партии. Это создает возможность манипуляций при выполнении нормы п. 5 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях.

К примеру, когда в составе УИК до восьми членов комиссии с правом решающего голоса, можно в состав комиссии включить представителей 4 партий, отказав остальным.

Например, в Приморском крае статусом парламентских обладают 6 политических партий. Партия «Новые люди» не воспользовалась своим правом и ни одной кандидатуры в составы УИК не предлагала.

Так, во Владивостоке только одна территориальная избирательная комиссия включила представителей КПРФ в каждую УИК. Остальные 7 ТИК, сформировав 182 УИК, включили в состав комиссий только 37 кандидатов от общего числа заявленных представителей от КПРФ (то есть чуть более 20 %), в то время как остальные политические партии были максимально представлены (рис. 1).

120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

КПРФ Единая Россия ЛДПР Справедливая Партия

Россия пенсионеров

Рис. 1. Представители парламентских политических партий в составах УИК г. Владивостока (по состоянию на июль 2023 г.)

Таким образом, в представленных 182 УИК от политических партий было назначено 736 членов комиссий, из которых лишь 5 % были выдвинуты КПРФ, что свидетельствует о проблеме непропорционального представительства в самом крупном муниципальном образовании края (рис. 2).

В остальной части края аналогичная ситуация только в трех районах — Анучин-ском (представлены в 10 из 27 УИК), Партизанском (в 6 из 24) и Яковлевском (в 16 из 26). При этом следует отметить, что в тех территориях, где представителей КПРФ не включили в состав участковых комиссий, численный состав УИК был повсеместно уменьшен до 8 членов (в предыдущих составах комиссий было, как правило, 9).

Таким образом, норма закона о том, что в составе УИК должно быть не менее половины кандидатов, предложенных политическими партиями, была формально соблюдена.

I КПРФ Единая Россия ЛДПР

Справедливая Россия Партия пенсионеров

Рис. 2. Соотношение представителей отдельных парламентских политических партий в составе УИК г. Владивостока (по состоянию на июль 2023 г.)

Если из предложенных КПРФ по всей стране 77 488 кандидатур в 81 566 УИК включили (по данным ЦИК РФ) 72 274 чел. или 93,3 %, то процент представителей КПРФ в УИК Приморья составил 80,1 %, а Владивостока лишь 37,2 %4.

Аналогичная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге с представительством партии «Яблоко» в участковых избирательных комиссиях, когда из 1073 кандидатур статус членов УИК с правом решающего голоса получили 643 человека5.

Представители данных политических партий призывают к изменению системы утверждения в состав участковых избирательных комиссий и требуют, чтобы представители всех политических партий имели возможность быть членами комиссий на уровне участков, что позволит обеспечить более справедливый и представительный процесс выборов в регионе.

Если обратиться к научным исследованиям по данной проблеме, то одни исследователи полагают, что Федеральный закон об основных гарантиях уже заложил гарантированные основы участия политический партий в формировании УИК, соответственно изменения в этой системе могут привести к политическому вмешательству и неправильным практикам в избирательном процессе [6, с. 76].

Другие исследователи полагают, что закрепленный в действующем законодательстве РФ механизм привлечения политический партий к формированию участковых избирательных комиссий не обеспечивает соблюдение принципа гарантии представительства в УИК всех партий, представленных в парламенте субъекта [7, с. 80].

В частности, выносится тезис о том, что существующий механизм не обеспечивает достаточного участия всех политических партий в формировании участковых избирательных комиссий, что противоречит принципу гарантированного представительства [8, с. 72].

Действительно, указанное обстоятельство может ограничить политическую конкуренцию и ослабить доверие к выборам, поскольку исключает некоторые партии из процесса принятия решений при проведении выборов.

4 Сведения о составах участковых избирательных комиссий // Избирательная комиссия Приморского края : офиц. сайт. URL: http://www.primorsk.vybory.izbirkom.ru/region/primorsk?action=i k&vrn=4254005845499. (дата обращения: 01.11.2023).

5 Рабочая группа ГИК отклонила жалобу «Яблока» на недопуск представителей партии в УИКи // ЗАКС.РУ. 2023. URL: https://www.zaks.ru/new/archive/view/241373. (дата обращения: 01.11.2023).

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023, vol. 14, no. 4 issn 2411-6262 2 0 23. Т. 14, № 4

Отдельные исследователи полагают, что проблему могло бы решить введением в закон об основных гарантиях избирательных прав «математической» корреляции решения о численности состава избиркома и числа «льготников» в регионе: «Если таких партий, например, шесть, то в 12 членов УИК попадают представители всех этих партий» [9; 10].

Для обеспечения более справедливого и представительного участия политических партий в УИК полагаем необходимым внесение изменений в действующее избирательное законодательство РФ, чтобы гарантировать участие всех парламентских партий. Однако, введение такой «математической» корреляции между численностью состава УИК и числом «льготников» в регионе имеет как преимущества, так и недостатки с точки зрения практической реализации нормы.

В качестве положительных моментов можно выделить следующее:

1. Повышение представительности: данный подход позволяет достичь более широкого представительства политических партий и социальных групп в избирательной комиссии, что приведет к более объективному и справедливому процессу принятия решений.

2. Повышение доверия к системе: гарантия, что в составе избирательной комиссии будут представители всех политических партий, помогает повысить доверие к избирательной системе.

3. Сокращение возможности для манипуляций: обеспечение присутствия представителей всех политических партий в избирательной комиссии может снизить возможность манипуляций и неправомерных действий, тем самым обеспечивая более прозрачный и честный избирательный процесс.

Следует согласиться с утверждением, что пропорциональное число представителей партий в УИК потенциально способно обеспечить реальное отражение политического плюрализма и предпочтений избирателей на отдельно взятом территориальном образовании [11, с. 34].

Недостатком данного механизма является сложность его реализации на практике, поскольку внесению соответствующих изменений в федеральное законодательство должны соответствовать реальные партийные структур на местах, чтобы гарантировать наполнение состава участковой избирательной комиссии, соответственно числу партий в регионе, что в существующих условиях не всегда достижимо.

Как верно отмечает Р.Л. Рыкова, непропорциональность представительства политических партий при формировании УИК объясняется не только несовершенством действующего избирательного законодательства РФ, но и наличием здоровой политической конкуренции, при которой представители политических партий будут стремиться к формированию доминирующей силы на этапе формирования состава УИК [12, с. 386].

Аналогичные тезисы можно обнаружить и у других исследователей по проблематике настоящего исследования, объясняющие сложность нахождения оптимального и практичного способа законодательного решения обозначенной проблемы [13].

Возможным вариантом решения проблемы, на наш взгляд, было бы (в дополнение к существующей норме о включении в состав УИК не менее половины кандидатур, представленных парламентскими партиями) закрепление нормы о том, что территориальная избирательная комиссия, при формировании участковых избирательных комиссий на своей территории, обязана в состав не менее чем половины участковых избирательных комиссий назначить представителей каждой парламентской политической партии. Такая норма заставит территориальные избирательные комиссии даже при формировании УИК с небольшой численностью членов, расширить круг партий, чьи представители включаются в электоральный процесс в качестве членов комиссий.

Пропорциональное число представителей партий в УИК обеспечит реальное отражение политического плюрализма. Это справедливый механизм, который учитывает политическое многообразие в обществе, и предоставляет равные возможности разным политическим силам для защиты своих интересов. Однако, при этом, не порождая искусственного увеличения составов участковых комиссий, так как число членов УИК должно соответствовать функциональному назначению комиссии, а не количеству парламентских политических партий в стране.

Таким образов, в рамках настоящего исследования было предложено два варианта решения проблемы непропорционального представительства политических партий в участковых избирательных комиссиях в силу существующих ограничений Федерального закона об основных гарантиях.

Один из вариантов, выработанный в научной литературе, основывается на внедрение системы пропорционального представительства или использования квот для гарантированного участия представителей различных политических партий. Пропорциональные системы представительства стремятся отражать относительные доли голосов, отданных за каждую партию. Такие системы могут быть более справедливыми и эффективными в том смысле, что они учитывают широкий спектр политических взглядов в обществе.

В свою очередь, использование квот для гарантированного участия представителей различных политических партий или социокультурных групп может быть способом обеспечения инклюзивности и увеличения разнообразия политических мнений в органах власти.

Однако возможность законодательного закрепления и реализации данного механизма достаточно спорна, поскольку внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство потребует укрепления партийных структур, чтобы гарантировать состав участковой избирательной комиссии, соответствующий числу партий в регионе, что в условиях политической конкуренции достаточно трудно реализовать.

В связи с этим предлагается авторский способ решения обозначенной проблемы, заключающийся в дополнении к существующей норме пункта 5 статьи 27 Федерального закона об основных гарантиях о включении в состав УИК не менее половины кандидатур, представленных парламентскими партиями, нормой о том, что территориальная избирательная комиссия, при формировании участковых избирательных комиссий на своей территории, обязана в состав не менее чем половины участковых избирательных комиссий назначить представителей каждой парламентской политической партии.

Такие изменения позволят содействовать демократическому развитию общества, укреплять политическую конкуренцию и предоставлять широкие возможности для диалога и представления различных взглядов, а также способствовать построению более открытой и репрезентативной избирательной системы, где граждане могут чувствовать, что их голос не только имеет вес, но и действительно правильно отражен в итоговых протоколах участковых избирательных комиссий.

Список использованной литературы

1. Мартынов В.В. Теоретические аспекты понимания понятий «политических партий» и «многопартийности» в правовом демократическом государстве / В.В. Мартынов. — EDN XZLIQP // Гуманитарный трактат. — 2018. — № 31. — С. 21-25.

2. Comellas J.M. Ideological Identity, Issue-Based Ideology and Bipolar Affective Polarization in Multiparty Systems: The Cases of Argentina, Chile, Italy, Portugal and Spain / J.M. Comellas, M. Torcal // Electoral Studies. — 2023. — Vol. 83. — URL: https://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S0261379423000379.

3. Berdikulov S.N. Multiparty System and Development of its National Model in Uzbekistan / S.N. Berdikulov // Theoretical & Applied Science. — 2019. — No. 5(73). — P. 389-391.

4. Коровин Е.М. Участие политических партий в формировании избирательных комиссий / Е.М. Коровин // Российские электоральные инновации. Законодательство. Технологии. Менеджмент : материалы второй региональной науч.-практ. конф., Владивосток, 27 апр. 2010 г. — Владивосток, 2011. — С. 27-29.

5. Марченя П.П. Российская многопартийность: колыбель гражданского общества или могила имперской государственности? / П.П. Марченя. — DOI 10.17976/ jpps/2017.01.05. — EDN XRJTWT // Полис. Политические исследования. — 2017. — № 1. — С. 41-52.

6. Луньков А.О. Многопартийность современной политической системы России: риски и способы их минимизации / А.О. Луньков. — DOI 10.24412/2227-7315-2021-2-7077. — EDN SUANPE // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2021. — № 2(139). — С. 70-77.

7. Семенова Е.В. Актуальные проблемы формирования участковых избирательных комиссий / Е.В. Семенова. — EDN YNWTXX // Современные проблемы правотворчества и правоприменения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Иркутск, 24 марта 2017 г. / ред. С.И. Суслова, А.П. Ушакова. — Иркутск, 2017. — С. 77-81.

8. Алехнович Е.А. Проблемы формирования участковых избирательных комиссий / Е.А. Алехнович. — EDN WBAKOI // Правовые исследования молодых ученых : материалы Ежегодной региональной науч.-практ. конф., Иркутск, 19 янв. 2021 г. — Иркутск, 2021. — С. 69-73.

9. Демьянов Е.В. Конституционно-правовые аспекты совершенствования законодательства по вопросам функционирования избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации / Е.В. Демьянов. — EDN VWGBBI // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 3. — С. 47-50.

10. Барков А.С. Организационно-правовые вопросы формирования участковых избирательных комиссий в Российской Федерации / А.С. Барков. — EDN VROGMO // Конференция по вопросам теории и практики избирательного законодательства в связи с предстоящими выборами депутатов государственной думы федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва : материалы Междунар. науч.- практ. конф., Краснодар, 26 февр. 2016 г. — Краснодар, 2016. — С. 135-143.

11. Хвалев С.А. Правовое положение участковых комиссий в Российской Федерации: критический анализ / С.А. Хвалев. — EDN ACSKMM // Сибирский юридический вестник. — 2020. — № 1 (88). — С. 28-37.

12. Рыкова Л.В. Порядок формирования состава участковых избирательных комиссий / Л.В. Рыкова. — EDN ULYLHV // Вестник Орловского государственного университета. — 2015. — № 2(43). — С. 383-388.

13. Реут Д.А. О некоторых вопросах правового статуса избирательных комиссий / Д.А. Реут. — EDN ZSHAXV // Гражданин. Выборы. Власть. — 2017. — № 3. — С. 69-80.

References

1. Martynov V.V. Theoretical Aspects of Understanding the Concepts of "Political Parties" and "Multi-Party System" in a Legal Democratic State. Gumanitarnyi traktat = Humanitarian treatise, 2018, no. 31, pp. 21-25. (In Russian). EDN: XZLIQP.

2. Comellas J.M., Torcal М. Ideological Identity, Issue-Based Ideology and Bipolar Affective Polarization in Multiparty Systems: The Cases of Argentina, Chile, Italy, Portugal and Spain. Electoral Studies, 2023 vol. 83. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S0261379423000379.

3. Berdikulov S.N. Multiparty System and Development of its National Model in Uzbekistan. Theoretical & Applied Science, 2019, no. 5, pp. 389-391.

4. Korovin E.M. Participation of Political Parties in the Formation of Election Commissions. Russian Electoral Innovations. Legislation. Technologies. Management. Materials of the II Regional Scientific Conference, Vladivostok, April 27, 2010. Vladivostok, 2011, pp. 27-29. (In Russian).

5. Marchenya P.P. Russian Multiparty System: the Cradle of Civil Society or the Tomb of Imperial Statehood? Polis. Politicheskie issledovaniya = Polis. Political Studie, 2017, no. 1, pp. 41-52. (In Russian). EDN: XRJTWT. DOI: 10.17976/jpps/2017.01.05.

6. Lunkov A.O. Multiparty Nature of the Modern Russian Political System: Risks and Ways to Minimize Them. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii = Bulletin of Saratov State Law Academy, 2021, no. 2, pp. 70-77. (In Russian). EDN: SUANPE. DOI: 10.24412/2227-7315-2021-2-70-77.

7. Semenova E.V. Current Problems in the Formation of Precinct Election Commissions. In Suslova S.I., Ushakova A.P. Current Problems in the Formation of Precinct Election Commissions. Materials of International Scientific Conference, Irkutsk, March 24, 2017. Irkutsk, 2017, pp. 77-81. (In Russian). EDN: YNWTXX.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Alekhnovich E.A. Problems of Forming Precinct Election Commissions. Legal Research of Young Scientists. Materials of the Annual Regional Scientific and Practical Conference, Irkutsk, January 19, 2021. Irkutsk, 2021, pp. 69-73. (In Russian). EDN: WBAKOI.

9. Demyanov E.V. Constitutional Law Aspects of Improvement of Laws on Functioning of Electoral Commissions in Constituent Entities of the Russian Federation. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2019, no. 3, pp. 47-50. (In Russian). EDN: VWGBBI.

10. Barkov A.S. Organizational and Legal Issues of the Formation of Precinct Election Commissions in the Russian Federation. Conference on the Theory and Practice of Electoral Legislation in Connection with the Upcoming Elections of Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the Seventh Convocation. Materials of International Scientific Conference, Krasnodar, February 26, 2016. Krasnodar, 2016, pp. 135-143. (In Russian). EDN: VROGMO.

11. Khvalev S.A. Legal Status of Participating Commissions in the Russian Federation: Critical Analysis. Sibirskii yuridicheskii vestnik = Siberian Legal Bulletin, 2020, no. 1, pp. 2837. (In Russian). EDN: ACSKMM

12. Rykova L.V. The Procedure for Forming the Composition of Precinct Election Commissions. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta = Herald of Orlov state university, 2015, no. 2, pp. 383-388. (In Russian). EDN: ULYLHV.

13. Reut D.A. About Some Questions of the Legal Status of Election Commissions. Grazh-danin. Vybory. Vlast' = Citizen. Elections. Power, 2017, no. 3, pp. 69-80. EDN: ZSHAXV. (In Russian).

Информация об авторах

Коровин Евгений Михайлович — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Юридическая школа, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 1537-4766, AuthorID РИНЦ: 1067405.

Тихий Кирилл Вадимович — магистрант, Юридическая школа, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация, [email protected].

Authors

Evgeny M. Korovin — PhD in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Law School, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation, [email protected], SPIN-Code: 1537-4766, AuthorID RSCI: 1067405.

Kirill V. Tikhii — Master's Degree Student, Law School, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation, [email protected].

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Коровин Е.М. О проблемах партийного представительства в составе участковых избирательных комиссий / Е.М. Коровин, К.В. Тихий. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1681-1690. — EDN WBVMJR // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 4. — С. 1681-1690.

For Citation

Korovin E.M., Tikhii K.M. About the Problems of Party Representation in the Composition of Precinct Election Commissions. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 4, pp. 16811690. (In Russian). EDN: WBVMJR. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1681-1690.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023. Т. 14, № 4 ISSN 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.