Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ – 2023'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ – 2023 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
выборы / народные депутаты Республики Саха (Якутия) / выборы Главы Республики Саха (Якутия) / избиратель / избирательные комиссии / единый день голосования / elections / people’s deputies of the Republic of Sakha (Yakutia) / elections of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) / voter / election commissions / single voting day.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлова Марина Сергеевна, Сибилева Елена Валерьевна

Целью исследования является определение основных особенностей организации и проведения выборов на территории Республики Саха (Якутия) в Единый день голосования – 2023 г. Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи: анализ организации и проведения выборов Главы и народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва; определение основных организационных проблем; разработка основных путей решения выявленных проблем. Проведен анализ организации и проведения выборов в Единый день голосования 2023 на территории Республики Саха (Якутия), проанализирована электоральная статистика участия в выборах, выявлены основные организационные проблемы и предложены рекомендации по их эффективному разрешению. В частности, авторы предлагает организовать работу с резервом составов участковых избирательных комиссий, организовать практикоориентированное обучение членов участковых избирательных комиссий, упростить процедуру подачи подписных листов избирателей в поддержку кандидатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самойлова Марина Сергеевна, Сибилева Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZING AND CONDUCTING ELECTIONS IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) ON A SINGLE VOTING DAY – 2023

The purpose of the study is to determine the main features of the organization and conduct of elections in the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) on the Unified Voting Day 2023. To achieve this goal, the following tasks were implemented: analysis of the organization and conduct of elections of the Head and people’s deputies of the Republic of Sakha (Yakutia) of the seventh convocation; identification of key organizational problems; development of basic ways to solve identified problems. An analysis of the organization and conduct of elections on the Unified Voting Day 2023 on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) was carried out, electoral statistics of participation in elections were analyzed, the main organizational problems were identified and recommendations for their effective resolution were proposed. In particular, the authors propose to organize work with the reserve staff of precinct election commissions, organize practice-oriented training for members of precinct election commissions, and simplify the procedure for submitting voter signature sheets in support of candidates.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ – 2023»

САМОЙЛОВА Марина Сергеевна,

магистрант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, e-mail: kirapaskal1001@gmail.com

СИБИЛЕВА Елена Валерьевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент» Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, e-mail: esibileva@mai.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ

ГОЛОСОВАНИЯ - 2023

Аннотация. Целью исследования является определение основных особенностей организации и проведения выборов на территории Республики Саха (Якутия) в Единый день голосования - 2023 г. Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи: анализ организации и проведения выборов Главы и народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва; определение основных организационных проблем; разработка основных путей решения выявленных проблем. Проведен анализ организации и проведения выборов в Единый день голосования 2023 на территории Республики Саха (Якутия), проанализирована электоральная статистика участия в выборах, выявлены основные организационные проблемы и предложены рекомендации по их эффективному разрешению. В частности, авторы предлагает организовать работу с резервом составов участковых избирательных комиссий, организовать практикоориентированное обучение членов участковых избирательных комиссий, упростить процедуру подачи подписных листов избирателей в поддержку кандидатов.

Ключевые слова: выборы, народные депутаты Республики Саха (Якутия), выборы Главы Республики Саха (Якутия), избиратель, избирательные комиссии, единый день голосования

SAMOILOVA Marina Sergeevna,

master's student, North-Eastern Federal University named after. M.K. Ammosova

SIBILEVA Elena Valerievna,

Ph.D., Associate Professor, North-Eastern Federal University named after. M.K. Ammosova

FEATURES OF ORGANIZING AND CONDUCTING ELECTIONS IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) ON A SINGLE VOTING DAY - 2023

Annotation. The purpose of the study is to determine the main features of the organization and conduct of elections in the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) on the Unified Voting Day -2023. To achieve this goal, the following tasks were implemented: analysis of the organization and conduct of elections of the Head and people's deputies of the Republic of Sakha (Yakutia) of the seventh convocation; identification of key organizational problems; development of basic ways to solve identified problems. An analysis of the organization and conduct of elections on the Unified Voting Day 2023 on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) was carried out, electoral statistics of participation in elections were analyzed, the main organizational problems were identified and recommendations for their effective resolution were proposed. In particular, the authors propose to

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

organize work with the reserve staff of precinct election commissions, organize practice-oriented training for members of precinct election commissions, and simplify the procedure for submitting voter signature sheets in support of candidates.

Key words: elections, people's deputies of the Republic of Sakha (Yakutia), elections of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia), voter, election commissions, single voting day.

10 сентября 2023 г. войдет в историю современной России как единый день голосования. В Республике Саха (Якутия) в этот день выбирали народных депутатов седьмого созыва и Главу. Интерес к данной компании обусловлен не столько её масштабами, сколько изменениями в текущей реальности, в которой она разворачивается. Эта обстановка характеризуется высоким уровнем объединения общества на фоне напряженной международно-политической обстановки и значительного политического и экономического давления со стороны Запада. Это происходит в контексте специальной военной операции Российской Федерации для демилитаризации и денацификации Украины, что актуализирует данное исследование [5].

Целью исследования является определение основных особенностей организации и проведения выборов на территории Республики Саха (Якутия) в Единый день голосования - 2023 г.

Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:

1. Анализ организации и проведения выборов Главы и народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва.

2. Определение основных организационных проблем.

3. Разработка основных путей решения выявленных проблем.

Прошедший Единый день голосования является уникальным еще и потому, что впервые в соответствии с действующим российским законодательством в рамках этого мероприятия проводятся прямые выборы руководителей таких субъектов Российской Федерации, как Запорожская и Херсонская области. Также проходят выборы через голосование в парламентах Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР). Политическое значение этой кампании заключается в том, что хронологически она предшествует президентским выборам, запланированным на 2024 год, и определяет проблематический контекст текущей внутренней политической обстановки [7].

Помимо выборов республиканского уровня была реализована избирательная кампания органов местного самоуправления. Были выбраны:

- девять глав муниципальных районов;

- главы поселений (в том числе для «Оленек-

ского национального наслега»);

- депутаты представительных органов муниципальных районов;

- семь депутатов представительных органов поселений.

Необходимо отметить, 24 сентября 1993 года был подписан Указ Президента РФ «О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» [1]. 12 декабря 1993 года был избран первый состав Законодательного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Таким образом, 2023 год является знаменательным как для всей избирательной политики РФ, так и для Республики Саха в частности.

Центризбиркомом Якутии 16 июня 2023 г. было принято решение о проведении голосовании на выборах, запланированных на Единый день голосования, в течение трех дней, начиная с 8 сентября.

Чтобы эффективно организовать и реализовать выборы в рамках Единого дня голосования были привлечены:

- 35 территориальных избирательных комиссий;

- 35 окружных избирательных комиссий по выборам народных депутатов (полномочия 18 окружных комиссий переданы на 16 территориальных избирательных комиссий);

- 811 участковых избирательных комиссий [2]. В период избирательной кампании

совместно с органами государственной власти и местного самоуправления проведена значительная работа по обеспечению избирательных комиссий помещениями, средствами связи, мебелью и прочими необходимыми ресурсами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Были определены маршруты для досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях, изготовлена и доставлена до мест необходимая документация (бюллетени). Большое внимание уделялось обеспечению устойчивого электроснабжения и связи (в связи с этим под особым контролем было обеспечение резервных источников питания на случай аварийных ситуаций с электроснабжением), организации видеофиксации, обеспечению резервными помещениями для голосования на случай нештатных ситуаций и вопросам противопожарной и антитеррористической безопасности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Этапы избирательной кампании были успешно завершены без задержек и нарушений, включая выдвижение и регистрацию кандидатов, период предвыборной кампании, голосование и определение результатов выборов. Это являются результатом совместных усилий избирательных комиссий, политических партий, выдвигающихся кандидатов и других участников избирательного процесса. Минимальное количество отказов в регистрации кандидатов свидетельствует о повышенном уровне их подготовки, особенно среди политических партий. Однако электоральная конкуренция оставалась высокой: в одномандатных округах за мандат претендовали в среднем 5-6 человек.

Агитационная кампания была проведена в соответствии с установленными нормами и требованиями, ежедневно кандидаты участвовали в дебатах, встречах, круглых столах и других мероприятиях. В информационных ресурсах публиковались агитационные материалы.

Впервые был реализован проект «Мобильная УИК», что является одной из ключевых особенностей рассматриваемых выборов. На территории 11 районов республики с 10 августа 2023 г. 330 участковых избирательных комиссий проводили информационно-разъяснительную работу методом подомового (поквартирного) обхода с использованием мобильного приложения. Члены избиркомов информировали избирателей о предстоящих выборах, кандидатах, о механизме «Мобильный избиратель», о способах голосования. Персонально о проведении выборов, политических программах и других важных фактах было проинформировано 150 тыс. населения [2]. Предполагается, что этот сервис будет использован во время президентских выборов 2024 года.

Необходимо отметить, что «электронное голосование вводится в целях демократизации, открытости, а также упрощения избирательного процесса» [9]. Всего за несколько лет электронное голосование стало эффективным инструментом избирательных кампаний, «впервые применение электронного голосования в России состоялось 8 сентября 2019 г. на выборах VII созыва Мосгордумы, общественное обсуждение внедрения этого новшества прошло в первой половине этого же года» [8]. Примечательно, что еще в 2019 г. «главную тревогу в связи с электронным голосованием у общественности вызывала возможность утечки информации и потери конфиденциальности, а также отсутствие промежуточного контроля за самим процессом голосования» [7]. Однако в 2023 г. избиратели более активно, с большей вовлеченностью и мотивацией принимали участие в электронном голосовании, проводимом в 25 субъектах РФ. В Республике Саха (Якутия) дистанционное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

электронное голосование - пока только отдаленная перспектива в силу технических проблем, отсутствия оптоволокна в некоторых районах, низкой скорости интернета и т.д.

Бюджет проведения выборов на всех перечисленных уровнях, согласно смете Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), составил 577 807 400 рублей [2].

Важно обозначить, что в период с 20 августа 2023 года по 7 сентября 2023 года проходило досрочное голосование. Досрочно проголосовали 26 районов республики численностью в 4621 избирателей, в том числе авиатранспортом было охвачено 77 маршрутов (167 точек), наземным и водным транспортом - 209 маршрутов (365 точек).

С 24 июля 2023 г. началась подача избирателями заявлений по месту нахождения, т.е. реализация так называемого механизма «Мобильный избиратель». Всего механизмом «Мобильный избиратель» воспользовались 22078 избирателей, в том числе 12097 человек воспользовались порталом Госуслуг, а 7000 человек подали заявления в участковые избирательные комиссии.

Среди 8 кандидатов на должность Главы республики одержал победу Айсен Николаев (действующий Глава республики). За его отдали 76,78% избирателей [4]. Свыше 90% избирателей Верхневилюйского, Таттиниского Усть-Алданского районов отдали свои голоса за Николаева А.С.

На выборах Главы республики приняли участие 314926 человек или 48,41% избирателей. Для сравнения явка Чукотского автономного округа составила 53,48%, Приморского края -45,58%, Амурской области - 38, 74%, Магаданской области - 35,09%. Самая высокая явка избирателей была в Оленекском районе (83,75%). Следующие по явке - Горный (74,13%) и Верхне-вилюйский (72,95%) районы [7].

Выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва были реализованы в 35 одномандатных округах, с каждого было представлено от 3 до 7 потенциальных депутата. В преимущественном количестве округов (33 из 35) победу одержали представители политической партии «Единая Россия». В одном округе победителем предвыборной гонки стал представитель политической партии «Новые люди», а в другом — самовыдвиженец. Необходимо отметить, что только 4 народных избранника из выбранных 70 депутатов, младше 35 лет [2].

Проведенный анализ новоиспеченных депутатов показал, что 15,72% приходится на возрастную группу до 39 лет, наиболее многочисленной является возрастная группа с 40 до 59 лет — на нее приходится 60,45%, н категорию старше 60 лет пришлось 23,87%. Если говорить об уровне образования,69 новоиспеченных представителей

депутатов имеют высшее профессиональное образование, 1 - среднее профессиональное. Есть доктора и кандидаты наук. По сфере деятельности представлены практически все сферы экономики - промышленность, сельское хозяйство, связь и транспорт, энергетика, ЖКХ, торговля, здравоохранение, наука и образование, культура, спорт, СМИ.

Говоря об особенностях организации, необходимо отметить, что особое внимание было уделено электоральным практикам в новых реалиях России, интегрирующихся в политико-правовое поле страны [6]. В 2023 г., перед предстоящими президентскими выборами в России, представляется логичным использовать формальную экстраполяцию проблемного фона, связанного с предыдущими одиночными выборами, для конструирования новой электоральной ситуации перед предстоящей федеральной кампанией. Эффект «Крымской весны», ставшей ключевым фактором трансформации политического процесса в России в середине 2010-х гг., и ее влияние на парламентские выборы 2016 г. и президентскую кампанию 2018 г. под влиянием текущих политических процессов, постепенно уступила место более актуальной повестке дня, сопровождающей предстоящие региональные, а затем и федеральные выборы [3].

На основании выполненного систематизированного литературного обзора, контент-анализа и анализа особенностей проведенного Единого дня голосования Республике Саха (Якутия) можно определить векторы деятельности избирательной комиссии, направленные на усовершенствование организации и реализации выборов, что создаст положительную платформу для организации и реализации президентских и иных выборов в будущем:

1. Необходимо организовать работу по формированию резерва составов УИК, для оперативной и своевременной замены выбывающих членов комиссий.

2. Следует обратить внимание на организацию качественного обучения членов УИК, разнообразить формы и методы обучения, разбирать ситуационные задачи из практики. Предлагать участковым комиссиям конкретные пути решения конфликтных ситуаций на участке.

3. При организации досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях необходимо взаимодействовать с органами местного самоуправления по каждому маршруту для исключения случаев отмены вылетов и выездов по причине отсутствия избирателей на маршруте.

4. Если подача документов кандидатами станет возможна через портал Госуслуг, то это уменьшит трудозатраты членов комиссий (которые, в

основном, задействованы на общественных началах) и обеспечит эффективное межведомственное взаимодействие.

5. Было выявлено, что значительная часть решений комиссий по отказу в регистрации (и в последующем судебных разбирательств) связана с неправильным, некорректным заполнением кандидатами подписных листов. Упрощение процедуры оформления подписей избирателей в подписных листах либо возврат избирательного залога, как альтернативного варианта для регистрации, даст возможность более широкой реализации пассивного избирательного права граждан

6. Многие избиратели в летне-осеннее время не участвуют в голосовании из-за закрытия дачного сезона и отпусков. Поэтому целесообразно перенести Единый день голосования на зимние месяцы или раннюю весну.

7. Новации избирательной системы, дистанционное электронное голосование, «Мобильный избиратель», «ИнформУИК», «Стоп-дубль», «Экстерриториальные УИК», «Специальные УИК», показало свою высокую эффективность и имеет глубокий потенциал для использования во время выборов 2024 г.

Список литературы:

[1] Указ Президента РФ «О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 сентября 1993 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/4408 (дата обращения: 10.10.2023).

[2] Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.yakut. izbirkom.ru/arkhiv-vyborov-i-referendumov/2023/ (дата обращения: 10.10.2023).

[3] Афанасьева О.Д., Масловская М.В. Единый день голосования: эволюция правового регулирования [Электронный ресурс] // Огарёв-Online. 2020. № 14 (151). - URL: https://journal.mrsu.ru/arts/ edinyj-den-golosovaniya-evolyuciya-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 02.12.2023).

[4] Вагин И.С. Эволюция развития избирательной системы в России [Электронный ресурс] // Пермский юридический альманах. 2019. № 2. - С. 62-69. - URL: http://almanack.psu.ru/tabularium?id= 15&ysclid=lq471q4iqi896012400 (дата обращения: 29.11.2023).

[5] Ежов Д.А. Единый день голосования-2023: выборы в условиях новой реальности // Власть. 2023. № 4. - С. 49-51.

[6] Ежов Д.А. К проблеме определения тенденций современного избирательного процесса в России // Власть. 2016. Т. 24. № 7. - С. 35-38.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

[7] Ильин А.Б., Юрчук В.С. О некоторых аспектах эволюции избирательного права в России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2022. № 2 (32). - С. 5-12.

[8] Канифатов М.А. Особенности и перспективы новых технологий голосования, примененных в Российской Федерации в 2019-2020 гг. [Электронный ресурс] // Гуманитарный акцент. 2021. № 2. - С. 31-35. - URL: https://www.rsuh.ru/ (дата обращения: 04.12.2023).

[9] Козлова А.С., Понявина М.Б. Проблемы электронного голосования [Электронный ресурс] // Вести научных достижений. Экономика и право. 2020. № 3. - С. 93-100. - URL: http://vestind.ru/ globalasset/media/journals/economika-i-pravo/2020-3.pdf?ysclid=lq46unzajm358207106 (дата обращения: 01.12.2023).

[10] Кынев А.В. Единый избирательный день и политическая система страны // Журнал о выборах. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 2.

Spisok literatury:

[1] Ukaz Prezidenta RF «O formirovanii Cen-tral'noj izbiratel'noj komissii po vyboram v Gosudarst-vennuyu Dumu Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» ot 24 sentyabrya 1993 g. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4408 (data obrashcheniya: 10.10.2023).

[2] Oficial'nyj sajt Central'noj izbiratel'noj komissii Respubliki Saha (YAkutiya) [Elektronnyj resurs]. -URL: http://www.yakut.izbirkom.ru/arkhiv-vybor-ov-i-referendumov/2023/ (data obrashcheniya: 10.10.2023).

[3] Afanas'eva O.D., Maslovskaya M.V. Edinyj den' golosovaniya: evolyuciya pravovogo reg-

ulirovaniya [Elektronnyj resurs] // Ogaryov-Online. 2020. № 14 (151). - URL: https://journal.mrsu.ru/arts/ edinyj-den-golosovaniya-evolyuciya-pravovogo-reg-ulirovaniya (data obrashcheniya: 02.12.2023).

[4] Vagin I.S. Evolyuciya razvitiya izbiratel'noj sistemy v Rossii [Elektronnyj resurs] // Permskij yurid-icheskij al'manah. 2019. № 2. - S. 62-69. - URL: http://almanack.psu.ru/tabularium?id=15&ysclid=lq-471q4iqi896012400 (data obrashcheniya: 29.11.2023).

[5] Ezhov D.A. Edinyj den' golosovaniya-2023: vybory v usloviyah novoj real'nosti // Vlast'. 2023. № 4. - S. 49-51.

[6] Ezhov D.A. K probleme opredeleniya ten-dencij sovremennogo izbiratel'nogo processa v Rossii // Vlast'. 2016. T. 24. № 7. - S. 35-38.

[7] Il'in A.B., Yurchuk V.S. O nekotoryh aspek-tah evolyucii izbiratel'nogo prava v Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.YU. Vitte. Seriya 2: YUridicheskie nauki. 2022. № 2 (32). - S. 5-12.

[8] Kanifatov M.A. Osobennosti i perspektivy novyh tekhnologij golosovaniya, primenennyh v Rossijskoj Federacii v 2019-2020 gg. [Elektronnyj resurs] // Gumanitarnyj akcent. 2021. № 2. - S. 31-35.

- URL: https://www.rsuh.ru/ (data obrashcheniya: 04.12.2023).

[9] Kozlova A.S., Ponyavina M.B. Problemy ele-ktronnogo golosovaniya [Elektronnyj resurs] // Vesti nauchnyh dostizhenij. Ekonomika i pravo. 2020. № 3.

- S. 93-100. - URL: http://vestind.ru/globalasset/ media/journals/economika-i-pravo/2020-3.pdf?ys-clid=lq46unzajm358207106 (data obrashcheniya: 01.12.2023).

[10] Kynev A.V. Edinyj izbiratel'nyj den' i polit-icheskaya sistema strany // Zhurnal o vyborah. Prilozhenie k zhurnalu «Vestnik Central'noj izbiratel'noj komissii Rossijskoj Federacii. 2005. № 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.