Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ТРЕНДОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ ПРОДУКТОВ «MADE IN RUSSIA»'

АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ТРЕНДОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ ПРОДУКТОВ «MADE IN RUSSIA» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПРОДУКТЫ «MADE IN RUSSIA» / НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ / СФЕРА ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панасенко С.В., Сурай Н.М., Удовик Е.Э.

В статье представлен анализ изменения ключевых трендов потребления продуктов «Made in Russia» населением страны в условиях пандемии СОVID-19, выхода из нее, санкционного давления и адаптации к этим кардинальным изменениям сферы товарного обращения в России. Анализ проводился на нескольких уровнях (мировом, национальном, региональном). Сформированы выводы о том, что потребительские привычки и поведение не меняются одномоментно. Производственные и торговые организации сферы товарного обращения подстраиваются под них постепенно и постоянно. Представлен разработанный авторами перечень современных ключевых трендов потребления продуктов «Made in Russia» с указанием рангов их значимости. Выявлены факторы, которые будут в дальнейшем (в кратко и средне-срочной перспективе) определять покупательское поведение потребителей в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF KEY TRENDS IN THE CONSUMPTION OF "MADE IN RUSSIA" PRODUCTS BY THE RUSSIAN POPULATION

The article presents an analysis of changes in key trends in the consumption of "Made in Russia" products by the population of the country in the context of the COVID-19 pandemic, withdrawal from it, sanctions pressure and adaptation to these cardinal changes in the sphere of commodity circulation in Russia. The analysis was carried out at several levels (global, national, regional). Conclusions have been formed that consumer habits and behavior do not change simultaneously. Production and trade organizations in the sphere of commodity circulation adapt to them gradually and constantly. The list of modern key trends in the consumption of "Made in Russia" products developed by the authors is presented, indicating the ranks of their significance. The factors that will determine the purchasing behavior of consumers in Russia in the future (in the short and medium term) are identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ТРЕНДОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ ПРОДУКТОВ «MADE IN RUSSIA»»

Анализ ключевых трендов потребления населением России продуктов «Made in Russia»

fO CS

о

CS CS

о ш m

X

<

m о x

X

Панасенко Светлана Викторовна

д.э.н., профессор базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, s.v.panasenko@yandex.ru

Сурай Наталья Михайловна

к.т.н., доцент базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, natalya.mixajlovna.1979@mail.ru

Удовик Елена Эдуардовна

д. пед. наук, профессор кафедры экономики и финансов, Кубанский государственный технологический университет, ydovik-ydovik@rambler.ru

В статье представлен анализ изменения ключевых трендов потребления продуктов «Made in Russia» населением страны в условиях пандемии СОУЮ-19, выхода из нее, санкционного давления и адаптации к этим кардинальным изменениям сферы товарного обращения в России. Анализ проводился на нескольких уровнях (мировом, национальном, региональном). Сформированы выводы о том, что потребительские привычки и поведение не меняются одномоментно. Производственные и торговые организации сферы товарного обращения подстраиваются под них постепенно и постоянно. Представлен разработанный авторами перечень современных ключевых трендов потребления продуктов «Made in Russia» с указанием рангов их значимости. Выявлены факторы, которые будут в дальнейшем (в кратко и средне-срочной перспективе) определять покупательское поведение потребителей в России. Ключевые слова: электронная торговля, экономические санкции, ключевые тренды, потребление, продукты «Made in Russia», население России, сфера товарного обращения.

Исследования, посвященные анализу потребления населением России продуктов, произведенных отечественными предприятиями под наименованием «Made in Russia» имеют особую актуальность и востребованность в условиях беспрецедентных экономических санкций и изменений конкурентного ландшафта в национальной экономике.

В ходе данного исследования были изучены многочисленные мнения зарубежных и отечественных ученых и практиков, которые касаются изменения ключевых трендов потребления населения продуктов «Made in Russia» в условиях пандемии ^VID-19, выхода из нее, санкционного давления и адаптации к этим кардинальным изменениям сферы товарного обращения в России. Анализ проводился на нескольких уровнях (мировом, национальном, региональном).

На мировом уровне были глубоко и критически проанализированы глобальные тенденции, определяющие потребительское поведение как в мире, так и в России согласно годовому отчету Euromonitor, который включает 10 важнейших трендов [11]:

1) Backup Planners (планирование запасных вариантов). Данная тенденция подразумевает поиск потребителями альтернативных (запасных) вариантов продуктов в связи со сбоями в цепочках поставок, а также возникновением массового дефицита (в России - в основном зарубежных оригинальных товаров и целенаправленной их заменой на продукты «Made in Russia» или продукцию из параллельного импорта). Адаптация сферы товарного обращения в России к этим изменениям происходит в виде осознанного и активного им-портозамещения;

2) Climate Changers («зеленая повестка» или внимание к экологической продукции и изменениям климата). Данная тенденция отражает стремление потребителей учитывать проблемы окружающей среды, современной климатической ситуации и активизация потребления продукции, производство которой является более экологичной или уменьшающей выбросы углекислого газа. Отметим, что для продуктов «Made in Russia» это достаточно актуально, особенно в категории продовольственных товаров, произведенных российскими фермерами или компаниями, производящими или продвигающих экологичную продукцию (например, Вкусвилл). Адаптация компаний сферы товарного обращения по отношению к этим изменениям происходит в виде развития служб доставки у экологичных компаний, программ лояльности и др.;

3) Digital Seniors (расширение цифровизации, в том числе в сегменте старшего поколения). Данная тенденция учитывает возрастание опыта и активности не только молодых, но и пожилых потребителей, которые становятся все более опытными пользователями современных технологий. Продукты «Made in Russia», напри-

мер, для возрастной категории потребителей - это в основном лекарственные препараты, продукты по повышению домашнего комфорта и другие продукты и услуги. Виртуальные предложения продуктов «Made in Russia» для этой и других категорий потребителей нуждаются в максимальной степени адаптации (например, посредством расширения технического описания, увеличения количества отзывов с фото, размещения развернутых ответов на разнообразные вопросы потребителей, обучающих видео, которые знакомят с продукцией и т.д.);

4) Financial Aficionados (повышение финансовой грамотности потребителей). Эта тенденция свидетельствует о том, что финансовая грамотность потребителей с течением времени имеет стремление к росту, это обусловлено все большим количеством знаний из разных источников для обучения потребителей. Для продуктов «Made in Russia» это имеет особое внимание в связи с появлением большого количества новых отечественных финансовых продуктов (в том числе, карт для оплаты на отдельных маркетплейсах, например - карта маркетплейса «Озон», использование которой имеет определенные особенности и правила). Адаптация сферы товарного обращения к этой тенденции подразумевает интенсификацию обучающей и просветительской работы с имеющимися и новыми финансовыми отечественными продуктами на рынке;

5) The Great Life Refresh (стремление к росту уровня жизни). Тенденция указывает на то, что потребители сосредотачиваются на личном росте и благополучии, внося радикальные изменения в жизнь, которые отражают их ценности, увлечения и цели. Эта тенденция является, на наш взгляд, самой сложной в настоящий момент для реализации в России, т.к. усиление экономических санкций на фоне военной операции и в то же время значительные последствия пандемии коронавируса приводят к тектоническим изменениям ценностей отечественных потребителей, усилению спроса на недвижимость, ценные бумаги, золото, ювелирные продукты, сложную технику. Есть ряд продуктов «Made in Russia» (например, якутские бриллианты, золотые слитки и т.д.), которые могут в полной мере удовлетворить этот ажиотажный спрос. Но в дальнейшем для адаптации сферы обращения к данной тенденции необходимо значительное повышение качества и конкурентоспособности других отечественных продуктов (например, холодильников, сотовых телефонов, компьютеров и их программного обеспечения);

6) The Metaverse Movement (появление Метавсе-ленных). Эта тенденция отражает стремительное развитие в продажах дополненной и виртуальной реальности (AR/VR), которые выросли на 56% с 2017 по 2021 г., достигнув в прошлом году 2,6 млрд долл. США. Эта тенденция означает и развитие иммерсивных трехмерных цифровых экосистем в формате Метавселенных, которые в значительной степени трансформируют социальные связи и контакты. Продуктов «Made in Russia» в этом отношении еще крайне мало, но первый опыт уже имеется. На практике первой зарубежной компанией, объявившей о создании магазина в Метавселенной стал шведский бренд одежды «H&M» [5]. 7 декабря 2021 года на официальной странице компании в одной из социальной сети был опубликован пост с концептом первого в истории метамагазина в метагороде CEEK. Первым отечественным торговым брендом, открывшим свой вирту-

альный магазин в Метавселенной стала «Лента». В сентябре 2021 года российский ритейлер запустил собственный сервер в Метавселенной «Minecraft» [4]. Дальнейшая адаптация сферы обращения к этой тенденции, на наш взгляд, будет происходить в виде появления все новых и новых Метавселенных (отечественных продуктов «Made in Russia») и подключения к этому процесса все большего количества компаний как участников рынка;

7) Pursuit of Preloved (стремление предпочитать и покупать любимые продукты). Данная тенденция означает акцент внимания в покупках на предпочитаемых и доступных товаров, рост спроса на магазины подержанных товаров и пиринговые площадки. Критический анализ этой тенденции, указанной Euromonitor, по отношению к России показал, что есть ряд любимых и предпочитаемых отечественными потребителями продуктов «Made in Russia», особенно среди продуктов питания (молочные, мясные, колбасные), спрос на которые, несмотря на пандемию и экономические санкции не уменьшается. Кроме того, специфическим для России является и изменение набора таких предпочитаемых отечественных продуктов, например, мясной корзины. Перестает быть экзотикой индейка, покупатели в России все чаще стали делать выбор в пользу немассовых видов птицы: мяса уток, цесарок, гусей, перепелов (в целом, в 2022 году потребление мяса в России может вырасти с рекордных 77 кг на человека в год еще на 1-2 кг). В результате роста потребления «новых» видов мяса доля традиционных курицы, свинины и говядины опустилась ниже 90%. На стабильно высоком уровне остается потребление отечественных овощей, причем за счет развития тепличного сектора оно становится более равномерным в течение года, без резкого снижения в зимний период (в среднем в стране потребляется 107-108 кг овощей на человека в год, что примерно соответствует или даже превышает уровень потребления в большинстве стран ЕС). В России увеличивается потребление отечественных фруктов (в 2022 г. среднее потребление фруктов может достичь 64 кг на человека) [16].

8) Rural Urbanite (рост спроса на безопасные, чистые и зеленые районы, стремление проживания в них и рост продаж на таких площадках). То есть тенденция смещения акцентов жить в более экологически благополучных районах и стимулировать спрос в них. Спецификой потребительского спроса в России стал акцент в 2022 году именно на безопасности (уменьшение спроса в Брянской, Белгородской областях, близких к границе с Украиной и линии военных действий), в то время как до февраля 2022 года акцент ставился на переезд либо из мегаполисов в районы под Москвой, Санкт-Петербургом или перемещение потребителей на постоянное место жительства из холодных районов страны, например, Сибири, в Сочи, Краснодар, Новороссийск, Симферополь, то есть географический принцип перемещения и мигрирования потребительского спроса в России, а также принцип возможности ведения дистанционной работы в других более комфортных для проживания регионах в условиях пандемии в 2020-2021 годах сменился в 2022 году принципом безопасности и дальности от военных действий. Адаптация сферы товарного обращения (в виде перераспределения товарных запасов, изменения логистических цепочек снабжения, особенно в новых районах Донбасса и Запорожья) к таким изменениям бу-

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

fO

сч о cs

сч

о ш m

X

3

<

m о х

X

дет в дальнейшем происходить в зависимости от продолжительности специальной военной операции и ее результатов для населения нашей страны;

9) Self-Love Seekers (возрастание учета собственных жизненных ценностей и привычек). Эта тенденция говорит о том, что фокус внимания потребителей все в большей степени находится на переднем крае выбора образа жизни и покупательских привычек, поскольку для потребителей основным критерием выбора продуктов становятся свои собственные жизненные ценности, свое истинное «я». И, по нашему мнению, спрос на продукты «Made in Russia» будет стабильно нарастать в связи с усилением патриотического сознания в нашей стране, переориентацией на собственную продукцию, произведенную именно в нашей стране. Адаптация сферы товарного обращения, на наш взгляд, будет происходить в виде открытия новых компаний, производств, внедрения новых государственных программ по поддержке стартапов, мелкого и среднего бизнеса;

10) The Socialization Paradox (парадокс социализации). Эта тенденция свидетельствует о том, что колебания уровня комфорта приводят к противоречивому возвращению к той жизни, какой она была до пандемии. В 2021 г. 76% потребителей во всем мире продолжали принимать меры предосторожности для здоровья и безопасности, выходя из дома, хотя пандемия уже значительно пошла на спад. Для продуктов «Made in Russia» это будет означать их предпочитаемые покупки в электронной среде, дистанционно, повышение интереса к покупкам на маркеплейсам (при одновременном снижении покупок в иностранных Интернет-магазинах и электронных площадках). Адаптация сферы товарного обращения в России предположительно будет идти на волне роста электронной торговли в виде развития качества онлайн обслуживания и консультирования, сервисов по доставке, развития индивидуального подхода к потребителям [2, 12, 13, 14, 15].

Анализ других публикаций на мировом уровне показал, что в них более глубоко рассматриваются отдельные тенденции потребления населения. Например, в работе таких авторов, как: Баева М.А., Исмагилова О.Д., Кнобель А.Ю., Кутовая А.Н., Пономарева О.В., Попова В.Н. отмечается, что временной диапазон действующих программ развития зарубежных стран (например, КНР), влияние пандемии, торговой войны с США и текущего энергетического кризиса свидетельствуют о том, что процесс отказа от углеродов в производстве займет не одно десятилетие [9]. Поэтому на данный момент циф-ровизация повсеместно является одним из основных трендов развития современного общества, экономики и потребления. Страны-участницы блока ЕАЭС также формируют свои собственные цифровые повестки и стратегии цифровизации (для Россия это означает создание более благоприятных условий по продвижению отечественных продуктов «Made in Russia»). Тем не менее, некоторые страны, например, Кыргызстан и другие пока еще существенно отстают по темпам цифровизации экономики из-за таких проблем, как: недостаточность доступа к Интернету у части населения страны, бюрократические препятствия со стороны государства, нехватка бюджета на осуществление амбициозных программ по цифровизации.

Другие авторы, например, Лосева О.В. отмечает, что глобальным трендом потребления в мире в первое десятилетие XXI века стало развитие экономики впечатле-

ний, обозначив переход от обычного потребления товаров и услуг к экономической модели, в которой эмоции и воспоминания при покупке продукта являются дополнительным объектом купли-продажи [7]. Изучение факторов, влияющих на развитие экономики впечатлений, позволит российской экономике и отдельных ее сегментам и сферам (в том числе сфере обращения) стать более конкурентоспособными, активно внедряющими соответствующие инновации. Это имеет большое значение и для продуктов «Made in Russia». Адаптация сферы обращения к данной тенденции должна означать усиление эмоциональной компоненты при продвижении на рынок таких продуктов в условиях цифровизации и развития электронной торговли [18, 19, 20, 21, 22].

Анализ публикаций на национальном уровне показал, что ряд авторов, например, Большанина Н.В., отмечает, что процесс цифровой трансформации в России, сопровождаемый внедрением прорывных технологий, призван ускорять развитие бизнеса, сокращать издержки производства и реализации товаров и услуг, увеличивать продажи [1]. Данный процесс является необратимым в результате автоматизации бизнес-процессов, развития технологий и ужесточения условий на конкурентном рынке. Для повышения конкурентоспособности предприятий необходимо обращать внимание на факторы внутренней среды, ориентированные прежде всего на потребителя и повышение качества продукции и предоставляемых услуг. Вследствие этого в центре внимания оказывается потребитель и его поведение, на основе изучения которого можно делать выводы о его потребностях, проследить тенденцию изменения в структуре потребления. Эти авторы утверждают, что электронную коммерцию в России необходимо рассматривать в разрезе структуры потребителей на примере различных интернет-площадок и дальнейшее исследование потребительского поведения выстраивать в соответствии с теорией поколений, разделяющей все население на несколько социальных групп-поколений, ключевой тенденцией развития которых можно указать меняющиеся в ходе пандемии и экономических санкций ценности. Следует согласиться с автором, что рассмотрение целесообразности изучения потребительского поведения и его тенденций в виде ценностной компоненты отдельных поколений потребителей является неоспоримым фактором формирования конкурентного положения продуктов «Made in Russia» и соответствующих компаний по их производству и реализации на рынке в условиях цифровой трансформации бизнеса для дальнейшего построения стратегии развития и стратегии продвижения.

В свою очередь, Леонова, Ю.Г. рассматривает современные направления трансформации модели поведения конечных покупателей на потребительском рынке России, определяющие основополагающие векторы развития розничного торгового бизнеса [6]. Автор отмечает, что форс-мажорные факторы эпидемиологического характера усугубили социально-экономические проблемы населения и спровоцировали негативную динамику товарооборота розничной торговли. В этих условиях демонстрируемая в последние годы российскими покупателями модель бережливого потребления приобрела дополнительные характеристики и также является весьма значимой тенденцией потребления и, таким образом, обозначила новые актуальные точки роста для ритейлеров в сфере товарного обращения в том числе для продуктов «Made in Russia».

С.К. Демченко, М.А. Шмитт, О.С. Демченко отмечают, что потребительский спрос, представляющий наиболее весомую компоненту, является ключевым фактором экономической динамики в России [3]. Авторами представлен анализ динамики потребительского спроса домашних хозяйств, взаимосвязи динамики доходов и расходов населения с композитным индексом потребительской уверенности. Следует согласиться с авторами, что ожидания потребителей, связанные пандемией, оказали негативное влияние на динамику индекса потребительской уверенности и потребительский спрос. В результате динамика потребительского спроса в российской экономике демонстрирует неустойчивую тенденцию. Наблюдается падение потребительского спроса, снижение уровня сбережений и падение индекса потребительской уверенности. В этой ситуации потребители переходят на выбор более дешевых и доступных продуктов «Made in Russia», предпочитая их зарубежным более дорогим аналогам.

Анализ, выполненный на региональном уровне, показал, что авторы публикаций в основном углубляются в проблематику потребительского поведения, очерченного отдельными регионами России. Например, Мусина О.Н., Нагорных О.М. анализируют особенности потребительского поведения и его тенденции по отношению к молочной продукции в Алтайском крае, указывая при этом, что важным фактором является экономическая недоступность молочной продукции для потребителя, т.к. продуктовая инфляция ежегодно увеличивается, растет закредитованность населения, реальные располагаемые доходы падают [10]. Кроме того, в некоторых регионах недостаточно развита культура потребления некоторых видов молочных продуктов или имеются проблемы с физической доступностью молочной продукции «Made in Russia» прежде всего региональных производителей.

Другие авторы, такие как: Л. Н. Дробышевская, Л. А. Исаева, А. А. Саввин, Е. В. Саломатина исследуют тенденции покупательского поведения по отношению к табачной продукции [17]. Авторами в том числе выявлено, что отечественная табачная отрасль базируется на основе крупного табачного бизнеса транснационализации корпораций, в которых сосредоточено до 90% доходов табачной промышленности АПК России, она тесно увязана с мировым потребительским рынком на основе осуществления импортно-экспортных операций с учётом необходимой сырьевой ёмкости потребительского рынка. В связи с этим табачное производство продуктов «Made in Russia» в регионах России развито недостаточно, но имеет потенциал к росту, особенно в условиях постпандемии, усиления экономических санкций и развития импортозамещения.

В свою очередь, Лысенко И.В. анализирует тенденции потребительского поведения в Тюменском регионе, отмечая, что российские регионы (на примере Тюмени) переживают сложный этап глобальных преобразований [8]. Для российского потребителя они вылились в затяжные реформы, обусловившие затяжную рецессию производства, высокие темпы инфляции, несоответствие предлагаемых рынком товаров и услуг структуре потребительского спроса, сокращение объема потребления не только непродовольственных товаров, но и продуктов питания при внешней видимости насыщенности рынка благами и услугами. Изменения в обществе проявились в резкой дифференциации различных групп

населения по уровню доходов, вызванной существенным обесценением основного ресурса производства -труда. Следует согласиться с автором, что для улучшения сложившейся ситуации может стать развитие потребительского рынка с учетом расширения предложения продуктов «Made in Russia».

Исследование позволило сформировать утверждение, что только сбалансированный и эффективный рынок потребительских товаров и услуг с преобладанием отечественных продуктов способствует повышению уровня доходов населения, формирует экономику, ориентированную на человека, развивает интерес к труду, поощряет предприимчивость, деловитость, поиск, создает условия для повышения качества жизни населения. Многообразие потребностей потребителей, проживающих в различных регионах, их специфические характеристики, определенные личностным фактором, индивидуализация массового спроса, стремление к снижению затрат времени на получение благ являются исходными параметрами для формирования потребительского рынка в системе регионального уровня сферы обращения. Другими словами, территориальное разнообразие регионов России способствует формированию различных условий для развития рыночной экономики в соответствующем субъекте страны.

В то же время было выявлено, что коммерческая деятельность в сфере обращения должна трансформироваться вместе с быстро меняющимися потребительскими предпочтениями. Возврат к допандемическому сценарию не возможен, т.к. произошло большое количество необратимых изменений в потребительском поведении и это нужно обязательно учитывать.

В целом, в результате проведенного исследования были систематизированы и развиты представления о совокупности ключевых трендов потребления населением России продуктов «Made in Russia» в условиях пандемии ^VID-19. Представим в таблице проранжи-рованный итоговый перечень сформированных авторами 12 ключевых трендов потребления населением России продуктов «Made in Russia» в условиях пандемии ^VID-19, экономических санкций и особенности адаптации к ним сферы товарного обращения в кратко и среднесрочной перспективе.

Таблица 1

Ранжирование ключевых трендов потребления населением

№ п/п Ключевой тренд потребления населения России продуктов «Made in Russia» Ранг Особенности адаптации сферы товарного обращения к указанному ключевому тренду Примечания

1 Поиск альтернативных (запасных) вариантов покупки нужных товаров. 1 Адаптация в виде ослабления лояльности к привычным (в том числе зарубежным) брендам и готовность заменять их другими - на продукты «Made in Russia». Объективные сбои в цепочке поставок обусловливают массовый дефицит и многократно усиливают актуальность этого тренда.

2 Значимые изменения ассортиментной линейки по продуктовым и не продуктовым категориям продуктов «Made in Russia». 2 Появление новых, оригинальных нише-вых продуктов «Made in Russia» (новые сорта овощей, например, томатов, фруктов, Отмечается развитие отечественной селекции (например, беби- картофель, мини-морковь, кукуруза, новые сорта капусты и т.д.).

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

м

CJ

со сч о сч

сч

о ш m

X

ZT <

m о х

X

колбасной продукции, молочной продукции и т.д.).

3 Продолжение цифровизации продаж и более активный выход старшего поколения в онлайн. 3 Виртуальные решения по продуктам «Made in Russia» должны быть адаптированы к потребностям расширяющейся онлайн-ауди-тории потребителей. Расширяется описание продуктов, увеличивается количество реальных отзывов потребителей, ответов на их вопросы,ко-личество обучающих видео по эксплуатации продуктов и т.д.

4 Парадоксально разное (неоднозначное, противоречивое) возвращение к «до-пандемийной» жизни. 4 Сохранение в процессе продаж продуктов «Made in Russia» мер предосторожности для здоровья и безопасности (при необходимости). Развитие более удобной упаковки, служб доставки и ее скорости, увеличение пользователей дистанционных сервисов

5 Развитие виртуальной среды потребления. 5 Создание в продажах продуктов «Made in Russia» дополненной и виртуальной реальности (AR/VR), Ме-тавселенных. Дополненная и виртуальная реальность (AR/VR) в реализации продуктов «Made in Russia» развиваются быстрее, чем хайповые продукты - Ме-тавселенные.

6 Пересмотр покупателями своих ценностей (в том числе балансирование работы и личной жизни). 6 Концентрация на том, насколько продукты «Made in Russia» отражают ценности, увлечения и цели потребителей и их эмоции (возможности дистанционной работы и покупок, баланса между работой и личной жизнью). Все больше потребителей будут стараться экономить не только деньги, но и время, особенно молодое поколение, рост спроса на еду, которую можно быстро приготовить.

7 Изменение потребительского спроса в связи со стремлением жить в безопасных и удобных районах при условии сохранения прежнего комфорта. 7 Осознанная миграция потребителей в географически более безопасные или более удобные для проживания районы (регионы) России Неравномерная ситуация по регионам России (выделение безопасных и небезопасных более и менее комфортных для проживания), это значимым образом влияет на потребительский спрос в этих- регионах.

8 Сохранение решений по выбору любимых или предпочитаемых товаров 8 Есть ряд любимых и предпочитаемых отечественными потребителями продуктов «Made in Russia», особенно среди продуктов питания (молочные, мясные, колбасные), спрос на которые, несмотря на пандемию и экономические санкции, не уменьшается. Акцент внимания в покупках на предпочитаемых и доступных товарах

9 Повышение финансовой грамотности потребителей и контроль за деньгами. 9 Развитие различных отечественных продуктов «Made in Russia» в виде Интернет- и мобильных приложений, карт для оплаты продуктов и услуг и т.д. В большей степени развивается в мегаполисах и больших городах (т.е. не равномерно развито в региональном разрезе потребления в России).

10 Особенностью современного потребительского поведения все в большей степени становится любовь к себе,забота о себе и своем здоровье. 10 Среди востребованных продуктов «Made in Russia» особое место приобретают Эко-про-дукты (или продукты для здорового образа жизни). Например, мясные снеки с натуральным составом, продукция для приверженцев модного сейчас кетопитания, а также для тех, кто тщательно считает калории и т.д.

11 Ответственное потребление. 11 Для усиления этой тенденции и адаптации к ней, т.е. радикальной смены потребительских привычек должно пройти еще несколько лет Драйвером развития экологичного и ответственного потребления, выступает пока только молодое поколение Z, т.е. эти потребительские привычки пока не получили массового распространения в России (т.к. для старшего поколения существует другой приоритет - цена)

12 Следование «зеленой» повестке, выбор продукции с низким углеродным следом и т. п. 12 Ускорение перехода на «зеленые» технологии, т.к. потребители готовы платить больше за органические продукты «Made in Russia» Покупатели поддерживают бренды, которые следуют экологическим стандартам и отказываются от вредных для окружающей среды производственных технологий, но в условиях экономических санкций и необходимости снижения затрат эта тенденция в России пока не достаточно распространена

Источник: составлено авторами.

Формируя итоговые выводы, следует отметить, что исследование показало: потребительские привычки и поведение не меняются одномоментно, соответственно, и подстраиваются под них производственные и торговые организации сферы обращения постепенно, но постоянно. В целом, покупательское поведение потребителей в России прогнозируемо в кратко и средне-срочной перспективе в 2023-2024 годах будет определяться теми же факторами, что и в 2022-м. В их числе, прежде всего - растущие цены на товары и услуги, следовательно, потребители по-прежнему будут стараться экономить и выбирать продукцию «Made in Russia», которая позволит им и в дальнейшем балансировать свой бюджет.

Литература

1. Большанина Н. В. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе изучения потребительского поведения в рамках цифровой трансформации бизнеса // Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы : Коллективная монография / Под редакцией О.Н. Кораблевой [и др.]. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2021. - С. 234-241.

2. Баркалая Г.Р., Панасенко С.В. Развитие электронной торговли: Ключевые тренды // Технологическое

предпринимательство, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер технологий: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 11 ноября 2021 года. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2021. - С. 33-38.

3. Демченко С. К. Влияние потребительского спроса на динамику национальной экономики / С. К. Демченко, М. А. Шмитт, О. С. Демченко // Торговля, сервис, индустрия питания. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 12-19. - DOI 10.17516/2782-2214-0002. - EDN EFJBST.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Информационный портал «e-pepper.ru» [Электронный ресурс] // Ритейл в метавселенных: все по-взрослому/ - URL: https://e-pepper.ru/news/riteyl-v-metavselennykh-vse-po-

vzroslomu.html?ysdid=l5gi"fbc2no85748868/ (дата обращения 1.10.2022).

5. Информационный портал «vc.ru» [Электронный ресурс] У H&M теперь есть магазин Метавселенной, чтобы вы могли покупать одежду в виртуальном мире/ -URL: https://vc.ru/future/343292-u-h-m-teper-est-magazin-metavselennoy-chtoby-vy-mogli-pokupat-odezhdu-v-virtualnom-mire?ysclid=l5ih85272x749472467/ (дата обращения 1.10.2022).

6. Леонова, Ю. Г. Тренды розничного торгового бизнеса в контексте новой парадигмы покупательского поведения // Экономика и предпринимательство. - 2021. -№ 3(128). - С. 778-782.

7. Лосева О. В. Факторы экономики впечатлений. // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - № 3(60). - С. 168173.

8. Лысенко И. В. Оценка современного состояния сферы торговли в Тюменском регионе / И. В. Лысенко // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022.

- № 10-1. - С. 91-96.

9. Мониторинг актуальных событий в области международной торговли / М. А. Баева, О. Д. Исмагилова, А. Ю. Кнобель [и др.]. - Москва: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2022. - 13 с.

10. Мусина О. Н. Молочная отрасль России и Алтайского края: анализ статистических данных / О. Н. Мусина, Е. М. Нагорных // Молочная промышленность. -2022. - № 5. - С. 8-11.

11. Официальный сайт Euromonitor // www.euromonitor.com (дата обращения 1.11.2022 г.).

12. Панасенко С.В. Электронная коммерция как часть цифровой экономики / С.В. Панасенко, А.В. Бой-кова, А.В. Миронов // Основные тенденции и перспективы развития экономики в координатах цифровой эры.

- 2018. - С. 165-170.

13. Панасенко, С. В., Никанорова А.И. Развитие интернета вещей в российском ретейле // Лизинг. - 2022. -№ 4. - С. 13-20.

14. Панасенко С.В. Драйвер роста онлайн-торговли в России // В сборнике: Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам VIII международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 30-32.

15. Потребители меняют ориентиры. Какие глобальные тренды в 2022 году могут влиять на выбор продуктов питания // https://www.agroinvestor.ru/analytics/artide/37631-potrebiteli-menyayut-orientiry-kakie-globalnye-trendy-v-

2022-godu-mogut-vliyat-na-vybor-produktov-pi/ (Дата обращения 1.11. 2022 г.)

16. РСХБ: в 2022 году потребление мяса в России может увеличиться // https://www.agroinvestor.ru/markets/news/38653-rskhb-v-2022-godu-potreblenie-myasa-v-rossii-mozhet-uvelichitsya/ (Дата обращения 1.11.2022 г.)

17. Экономическое развитие табачной промышленности России в условиях снижения выпуска товарной продукции / Л. Н. Дробышевская, Л. А. Исаева, А. А. Саввин, Е. В. Саломатина // Экономика устойчивого развития. - 2022. - № 3(51). - С. 28-31.

18. Электронная розничная торговля молочной продукцией: совершенствование технологий продаж / С. В. Панасенко, А. В. Бойкова, Хашир Б.О., Таточенко А.Л., Сурай Н.М., Терехова А.А. // Молочная промышленность. - 2022. - № 7. - С. 6-11.

19. Analysis of intangible assets of online stores in Russia / S. Panasenko, O. Karashdiuk, E. Krasil'nikova [et al.] // International Journal of Management. - 2020. - Vol. 11. - No 5. - P. 579-589.

20. Intangible Assets of a Trade Organization in the Context of Digital Transformation / V. P. Cheglov, S. V. Panasenko, A. V. Shishkin [et al.] // Webology. - 2021. -Vol. 18. - No Special Issue. - P. 1170-1186.

21. Impact of the Pandemic on the Development and Regulation of Electronic Commerce in Russia / S. Panasenko, M. Seifullaeva, I. Ramazanov [et al.] // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. - 2022. - Vol. 13. - No 5. - P. 652-658.

22. Improving the innovative development mechanism of the trade sector / S. V. Panasenko, V. P. Cheglov, I. A. Ramazanov [et al.] // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. - 2021. - Vol. 11. - No 1. - P. 141-146.

Analysis of key trends in the consumption of "Made in Russia" products

by the Russian population Panasenko S.V., Suray N.M., Udovik E.E.

Plekhanov Russian University of Economics, Kuban State Technological University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article presents an analysis of changes in key trends in the consumption of "Made in Russia" products by the population of the country in the context of the COVID-19 pandemic, withdrawal from it, sanctions pressure and adaptation to these cardinal changes in the sphere of commodity circulation in Russia. The analysis was carried out at several levels (global, national, regional). Conclusions have been formed that consumer habits and behavior do not change simultaneously. Production and trade organizations in the sphere of commodity circulation adapt to them gradually and constantly. The list of modern key trends in the consumption of "Made in Russia" products developed by the authors is presented, indicating the ranks of their significance. The factors that will determine the purchasing behavior of consumers in Russia in the future (in the short and medium term) are identified. Keywords: e-commerce, economic sanctions, key trends, consumption, "Made in Russia" products, the population of Russia, the sphere of commodity marketing. References

1. Bolshanina N. V. Increasing the competitiveness of enterprises based on

the study of consumer behavior in the framework of the digital transformation of business. Korableva [i dr.]. - St. Petersburg: Center for Scientific and Information Technologies "Asterion", 2021. - P. 234-241.

2. Barkalaya G.R., Panasenko S.V. Development of e-commerce: Key trends

// Technological entrepreneurship, commercialization of the results of intellectual activity and technology transfer: Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, Perm, November 11, 2021. - Perm: Perm National Research Polytechnic University, 2021. - P. 3338.

3. Demchenko S.K., Shmitt M.A., Demchenko O.S. Influence of consumer

demand on the dynamics of the national economy // Trade, service, food industry. - 2021. - T. 1. - No. 1. - S. 12-19. - DOI 10.17516/2782-22140002. - EDN EFJBST.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

4. Information portal "e-pepper.ru" [Electronic resource] // Retail in the

metaverses: everything is grown-up / - URL: https://e-pepper.ru/news/riteyl-v-metavselennykh-vse-po -

vzroslomu.html?ysclid=l5grfbc2no85748868/ (accessed 10/1/2022).

5. Information portal "vc.ru" [Electronic resource] H&M now has a Metaverse

store so that you can buy clothes in the virtual world/ - URL: https://vc.ru/future/343292-u-h-m-teper-est- magazin-metavselennoy-chtoby-vy-mogli-pokupat-odezhdu-v-virtualnom-mire?ysclid=l5ih85272x749472467/ (accessed 1.10.2022).

6. Leonova, Yu. G. Retail business trends in the context of a new paradigm

of consumer behavior // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - No. 3 (128). - S. 778-782.

7. Loseva O. V. Factors of the experience economy. // Business. Education.

Right. - 2022. - No. 3 (60). - S. 168-173.

8. Lysenko I. V. Assessment of the current state of the sphere of trade in the

Tyumen region / I. V. Lysenko // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2022. - No. 10-1. - S. 91-96.

9. Monitoring of current events in the field of international trade / M. A. Baeva,

O. D. Ismagilova, A. Yu. Knobel [and others]. - Moscow: All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, 2022. - 13 p.

10. Musina O. N., Nagornykh E. M. Dairy industry in Russia and the Altai Territory: analysis of statistical data // Dairy industry. - 2022. - No. 5. - P. 8-11.

11. Euromonitor official website // www.euromonitor.com (accessed 11/1/2022).

12. Panasenko S.V. Electronic commerce as part of the digital economy / S.V.

Panasenko, A.V. Boikova, A.V. Mironov // Main trends and prospects for the development of the economy in the coordinates of the digital era. -2018. - S. 165-170.

13. Panasenko, S.V., Nikanorova A.I. Development of the Internet of things in Russian retail // Leasing. - 2022. - No. 4. - S. 13-20.

14. Panasenko S.V. Driver of growth of online trade in Russia // In the collection: The world in the era of globalization of the economy and the legal sphere: the role of biotechnologies and digital technologies. Collection of scientific articles on the results of the VIII international scientific and practical conference. Moscow, 2021. S. 30-32.

15. Consumers are changing their focus. What global trends in 2022 may affect the choice of food vliyat-na-vybor-produktov-pi/ (Accessed 1.11.2022)

16. RSHB: meat consumption in Russia may increase in 2022 // https://www.agroinvestor.ru/markets/news/38653-rskhb-v-2022-godu-potreblenie-myasa-v-rossii-mozhet-uvelichitsya / (Accessed 1.11.2022)

17. Drobyshevskaya L. N., Isaeva L. A., Savvin A. A., Salomatina E. V. Economic development of the tobacco industry in Russia in the context of a decrease in the output of commercial products // Economics of sustainable development. - 2022. - No. 3 (51). - S. 28-31.

18. Electronic retail trade in dairy products: improvement of sales technologies / S. V. Panasenko, A. V. Boykova, Khashir B. O., Tatochenko A. L., Surai N. M., Terekhova A. A. // Dairy industry. - 2022. - No. 7. - P. 6-11.

19. Analysis of intangible assets of online stores in Russia / S. Panasenko, O. Karashshuk, E. Krasil'nikova [et al.] // International Journal of Management. - 2020. - Vol. 11. - No 5. - P. 579-589.

20. Intangible Assets of a Trade Organization in the Context of Digital Transformation / V. P. Cheglov, S. V. Panasenko, A. V. Shishkin [et al.] // Webology. - 2021. - Vol. 18. - No Special Issue. - P. 1170-1186.

21. Impact of the Pandemic on the Development and Regulation of Electronic Commerce in Russia / S. Panasenko, M. Seifullaeva, I. Ramazanov [et al.] // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. - 2022. - Vol. 13. - No 5. - P. 652-658.

22. Improving the innovative development mechanism of the trade sector / S. V. Panasenko, V. P. Cheglov, I. A. Ramazanov [et al.] // Journal of Advanced Pharmacy Education and research. - 2021. - Vol. 11. - No 1. -P. 141-146.

CO CS

o

CS CS

o

HI

m

X

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.