Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ АССОРТИМЕНТА РИТЕЙЛА В РАЗРЕЗЕ ТРЕНДА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ АССОРТИМЕНТА РИТЕЙЛА В РАЗРЕЗЕ ТРЕНДА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ РИТЕЙЛА / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ПИЩЕВАЯ КУЛЬТУРА / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ АССОРТИМЕНТА / СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ / ASSORTMENT IN RETAIL / HEALTHY EATING / FOOD CULTURE / PRODUCT STRUCTURE / ASSORTMENT TRANSFORMATION / STRUCTURE OF CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красильникова Елена Анатольевна, Бойкова Анастасия Владимировна

В статье оцениваются тенденции изменения пищевой культуры россиян в разрезе мировых трендов. В частности, приводятся данные по увеличению доли населения с избыточным весом в России и мире, фиксируется повышенное внимание к товарам ассортиментных групп «здорового питания». В рамках Центрального федерального округа РФ анализируется структура потребления, оцениваются пищевые привычки жителей в количественном соотношении основных товарных групп. Аспект проблемы трансформации ритейла изучается, в том числе с учетом обеспеченности регионов продовольствием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красильникова Елена Анатольевна, Бойкова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of retail assortment in the context of healthy food trend

The article assesses the trends in the food culture of Russians in the context of world trends. In particular, the data on the increase in the proportion of overweight population in Russia and the world, fixed increased attention to the products of assortment groups of "healthy food". Within the Central Federal district of the Russian Federation the structure of consumption is analyzed, food habits of inhabitants in a quantitative ratio of the main commodity groups are estimated. The aspect of the problem of retail transformation is studied, including, taking into account the provision of regions with food.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ АССОРТИМЕНТА РИТЕЙЛА В РАЗРЕЗЕ ТРЕНДА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 11 • ноябрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

трансформация ассортимента ритейла в разрезе тренда здорового питания

Красильникова Е.А.1, Бойкова А.В. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье оцениваются тенденции изменения пищевой культуры россиян в разрезе мировых трендов. В частности, приводятся данные по увеличению доли населения с избыточным весом в России и мире, фиксируется повышенное внимание к товарам ассортиментных групп «здорового питания». В рамках Центрального федерального округа РФ анализируется структура потребления, оцениваются пищевые привычки жителей в количественном соотношении основных товарных групп. Аспект проблемы трансформации ритейла изучается, в том числе с учетом обеспеченности регионов продовольствием.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ассортимент ритейла, здоровое питание, пищевая культура, товарная структура, трансформация ассортимента, структура потребления.

Transformation of retail assortment in the context of healthy food trend

Krasilnikova E.A.1, Boykova A.V. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Советом Федерации 03.10.2018 г. одобрен принятый Государственной Думой Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий». Самыми обсуждаемыми правками стали изменения, касающиеся увеличения возраста выхода на пенсию для россиян на 5 лет. В связи с этим особо актуальной становится проблема формирования ассортимента розничных торговых сетей в разрезе тренда здорового питания.

Согласно результатам исследования Всемирной организации здравоохранения, с 1980 г. число тех, кто страдает от избыточного веса, во всем мире выросло более чем вдвое и в 2015 г. достигло уровня в 38%. В Восточной Европе доля людей с избыточной массой тела составляет в среднем 58%. Наивысший уровень отмечается в Турции (65%), Греции (61%) и Сербии (61%). В России 57% имеют лишний вес, при этом прирост данного показателя в нашей стране один из самых стремительных: с 1990 г. он увеличился на 16%. Россияне изменили гастрономические привычки: вместо домашней еды перешли на более доступный фастфуд, стали есть меньше фруктов и овощей.

Интересны также следующие наблюдения: практически половина (без 1%) всех потребителей в мире уверены в том, что их вес превышает норму. В Российской Федерации в этом уверены более половины населения. Лишний вес - это неправильное сочетание в пищевом поведении белков, жиров и углеводов, а также (что основное) превышение потребляемых калорий над затрачиваемыми. В связи с этим изменение привычек питания оказывает прямое влияние на потребительский спрос и выражается тем, что потенциальные покупатели внимательно изучают состав продуктов питания, напитков перед покупкой [9] (Kuchma, 2015). Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что трансформация ассортимента розничных торговых сетей будет происходить в аспекте тренда здорового питания.

Проблемам формирования ассортимента в современной розничной торговле посвящены работы Брагина Л.А., Красильниковой Е.А. [8] (Krasilnikova, Bragin, 2018), в которых оценивается структура товарных ресурсов Российской Федерации с учетом динамики последних лет с проекцией на базовый ассортимент торговых организаций. Также вопросы ассортимента как управления конкурентоспособностью организаций изучаются Бойковой А.В., Никишиным А.Ф., Хапенковым В.Н. [1] (Boykova, Nikishin, Khapenkov, 2017). Проблемы общественного питания поднимаются Каращук О.С. [7] (Karaschuk, 2009). В целом пищевая культура как объект научного исследования рассматривается Евменовой Л.Н. [4] (Evmenova, 2017).

Целью исследования является выявление потенциала развития здорового питания в Российской Федерации и возможностей соответствующей трансформации ассортимента торговых организаций.

ABSTRACT:_

The article assesses the trends in the food culture of Russians in the context of world trends. In particular, the data on the increase in the proportion of overweight population in Russia and the world, fixed increased attention to the products of assortment groups of "healthy food". Within the Central Federal district of the Russian Federation the structure of consumption is analyzed, food habits of inhabitants in a quantitative ratio of the main commodity groups are estimated. The aspect of the problem of retail transformation is studied, including, taking into account the provision of regions with food.

KEYWORDS: assortment in retail, healthy eating, food culture, product structure, assortment transformation, structure of consumption.

JEL Classification: D11, L66, L81 Received: 10.11.2018 / Published: 30.11.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Krasilnikova E.A. (krasilnikova.EA0rea.ru)

CITATION:_

Krasilnikova E.A., Boykova A.V. (2018) Transformatsiya assortimenta riteyla v razreze trenda zdorovogo pitaniya [Transformation of retail assortment in the context of healthy food trend]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (1 1). - 3359-3370. doi: 10.18334/rp.19.1 1.39583

основная часть

Объем розничного товарооборота в январе - августе 2018 г. составил более 20 трлн рублей. Прирост этого показателя к соответствующему периоду 2017 г. составил 2,7%. На протяжении нескольких десятков лет оборот розничной торговли (товарооборот пищевых продуктов, включая напитки, табачные изделия, и непродовольственных товаров) растет [13] (Panasenko, Stukalova, Mazunina, 2018). Для ученых представляют интерес многие проблемы, связанные со структурой этого показателя, с его динамикой [11] (Nikishin, 2010). Детально тенденция изменения розничного товарооборота в разрезе пищевых продуктов и непродовольственных товаров представлена на рисунке 1.

Структура ассортимента современных розничных торговых сетей меняется в зависимости от изменений спроса, который коррелируется, в том числе в соответствии со структурой потребления пищевых продуктов [6] (Ivanov, Mayorova, Nikishin, 2017). Тренд здорового питааия внес свои коррективы в меню современного потребителя. Так, категорийные менеджеры фиксируют увеличение доли мясных и молочных про-д^дтов, фруктов и овощей в структуре спроса [10] (Mayorova, 2018).

Научно-технический прогресс, современные технологии промышленного производства позволяют качественно изменить продукты питания. Сегодня разрабатыва-

2016г. 2017г. 2018г.

' ' Оборот розничной торговли - всего

Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия Непродовольственные товары

Рисунок 1. Динамика оборота розничной торговли РФ з а 201 65—2018 гг. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

ОБ АВТОРАХ:_

Красильникова Елена Анатольевна, доцент кафедры торговой политики, к.э.н (krasi1nikova.EA0rea.ru) Бойкова Анастасия Владимировна, аспирант кафедры торговой политики (anastasiya.boykova.gt0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Красильникова Е.А., Бойкова А.В. Трансформация ассортимента ритейла в разрезе тренда здорового питания // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 11. - С. 3359-3370. Сог 10.18334/г р.19.1 1,395 83

ются рецептуры пищевых продуктов, обогащенных биологически ценными компонентами [2] (Volkova, Kuksova, Rimareva, 2016). Среди них до 40% детского питания, около 2% хлебобулочных изделий и молочных продуктов, а также безалкогольных напитков. Существенно расширилась номенклатура детского и диетического (лечебного и профилактического) питания [3] (Gorelova, 2016).

Несмотря на такой положительный тренд, исследования FAS USDA в области развития продуктовой политики показали, что около 11% всего населения мира потребляют априори небезопасную продовольственную продукцию [5] (Zarubina, Kravchenko, 2017). По заявлениям специалистов FAS USDA, к 2050 году уровень потребности в продуктах питания с учетом прироста жителей африканских, азиатских стран повысится на 60%, а количество земель, пригодных для сельского хозяйства, сократится на 10%.

Многие страны мира уделяют огромное внимание сельскохозяйственной и экономической политике в этом вопросе [5] (Zarubina, Kravchenko, 2017). Согласно данным британских ученых, около 75% населения Великобритании всех возрастных групп потребляет количество жира, которое превышает рекомендуемый предел в 35% потребностей в энергии, а превышение уровня сывороточного холестерина наблюдается у двух третьих взрослого населения [16] (Chernikov, Shaydulina, 2017). Кроме того, в Великобритании более чем 50% населения среднего возраста имеют избыточную массу тела.

Соединенные Штаты Америки стали одной из первых стран, реализующих развернутую общественным здравоохранением деятельность по снижению потребления насыщенных жирных кислот, жира [16] (Chernikov, Shaydulina, 2017). Смертность от коронарной болезни сердца в США снизилась более чем на 40%. Широко распространилось потребление постного мяса, нежирного молока и растительных масел с низким содержанием насыщенных жирных кислот, что обусловило снижение национального среднего уровня сывороточного холестерина и сокращение заболеваний сердца.

Австралия и Новая Зеландия являются экспортерами сельскохозяйственной продукции, в том числе мяса и молочных продуктов, их климатические условия способствуют также производству зерна, овощей и фруктов. Беспокойство о здоровье здесь явно выражено, разнообразные правительственные кампании по укреплению здоровья многие годы находились в процессе подготовки, а юридические и экономические причины, которые могли бы помешать фермерам, стремящимся отвечать запросам потребителей, почти отсутствуют. Экономика свободного рынка обеспечивает быстрое реагирование на запросы потребителей.

В процессе исследования заявленной темы необходимо изучить пищевые привычки россиян. Оценка структуры потребления в России привела к следующим результатам. Наибольшую долю занимают продукты из мяса (17%) и кондитерские изделия (15%). Молоко и молочные продукты занимают чуть более 10%, фрукты свежие - около 8%, овощи свежие - более 5%, при этом консервация и бакалея - менее 2% [12] (Panasenko,

Nikolskaya, 2018). В Центральном федеральном округе наибольшую долю по продаже основных товаров в 2016 г. составили продукты из мяса (20%), кондитерские изделия (13%) и цельномолочная продукция (11%). В Северо-Западном федеральном округе первое место занимаю кондитерские изделия - 16%, продукты из мяса - 13%, цельномолочная продукция - 13%. Что касается Северо-Кавказского округа, то необходимо отметить, что продукты из мяса занимают 13% в структуре потребления, свежие фрукты - 11%. В Приволжском федеральном округе кондитерские изделия стоят на первом месте по продаже и занимают 15%, продукты из мяса и пиво солодовое занимают по 14%, цельномолочная продукция - 12%. В Уральском федеральном округе преобладает продажа продуктов из мяса - 16%. Кондитерские изделия занимают 13%, пиво солодовое - 12%, а цельномолочная продукция - 11%. В Сибирском федеральном округе продажа кондитерских изделий, пива солодового и продуктов из мяса занимают по 16% от общей доли продажи товаров. Цельномолочная продукция - 11%. Что касается Дальневосточного федерального округа, то там продажа кондитерских изделий занимает 18%, продукты из мяса - 15%, свежие фрукты - 13%. Также снизилось потребление спиртных напитков.

В аспекте исследования факторов, обеспечивающих возможность изменения ассортимента ритейла, необходимо проанализировать уровень обеспеченности регионов Российской Федерации пищевой продукцией. Крупные рынки сбыта сельскохозяйственной продукции [6] (Ivanov, Mayorova, Ш^Ып, 2017), высокоурожайные черноземы, хорошее транспортное сообщение являются предпосылками высокой обеспеченности Центрального федерального округа (рис. 2).

Важно оценить потребление отдельных продуктов питания в среднем по субъектам Центрального федерального округа (табл. 1).

Картофель Молоко и молочные продукты Мясо и мясопродукты Овощи и бахчевые культуры Яйца

1 1 1 1 1 1

1 1 1

IM

1 1 59%

||

1 ¡ 1

1 Ш 68%

М

1__ 76%

J 1 1 1

106%

Рисунок 2. Уровень самообеспеченности Центрального федерального округа РФ по ряду ключевых

продуктов питания Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 1

Потребление отдельных групп продуктов питания в Центральном федеральном округе РФ, 2018 г. (кг в среднем на потребителя в месяц)

Хлеб и хлебные продукты Картофель Овощи и бахчевые Фрукты и ягоды Мясо и мясные продукты Молоко и молочные продукты Яйца Рыба и рыбные продукты Сахар и кондитерские изделия Масло растительное и другие жиры

Белгородская область 8,5 5,8 8,9 7,6 9,1 24,2 23,7 2,1 3,1 0,9

Брянская область 9,2 6,2 9,1 6,2 8,0 24,0 19,4 2,2 2,7 0,9

Владимирская область 8,7 4,9 8,1 5,2 8,3 24,6 20,3 1,9 2,4 0,8

Воронежская область 8,5 5,5 9,7 7,1 7,0 24,2 19,4 1,9 2,7 0,9

Ивановская область 7,0 5,1 8,2 5,5 7,1 21,5 18,0 1,7 2,1 0,7

Калужская область 7,9 4,9 8,2 5,9 8,1 23,2 15,7 1,8 2,6 1,0

Костромская область 7,0 4,8 6,3 5,0 6,6 19,5 16,7 1,8 2,6 0,8

Курская область 9,3 7,1 9,7 6,1 7,8 24,3 17,8 2,2 3,5 1,0

Липецкая область 8,5 5,1 9,2 6,6 7,7 20,8 21,1 2,1 2,9 1,0

Московская область 8,6 4,9 8,1 5,8 9,0 28,7 23,3 1,9 2,6 1,1

Орловская область 6,2 5,4 7,9 5,8 6,5 21,7 18,3 1,9 2,3 1,0

Рязанская область 7,1 5,1 10,3 5,3 6,9 19,8 22,5 2,0 2,4 0,8

Смоленская область 7,4 4,6 5,3 4,2 6,8 22,2 16,6 1,6 2,1 0,8

Тамбовская область 7,4 6,1 7,2 4,0 5,7 19,3 15,8 1,5 2,2 0,7

Тверская область 8,6 5,7 9,7 6,5 9,0 24,8 22,8 2,2 3,1 1,0

Тульская область 8,0 5,3 8,8 5,8 8,6 23,8 20,7 1,9 2,7 0,9

Ярославская область 8,2 4,9 7,7 5, 7, 8 24,4 21,0 1,6 3,3 1,1

г. Москва 7,1 4,0 О 8, 6,4 8,0 21,0 18,0 1,8 2,0 0,7

Центральный федеральный округ 7,9 4,9 8,6 6,1 8,0 23,4 19,8 1,9 2,5 0,9

Источник: составлено авторами на основании данных Росстата.

В целом потребление картофеля в Центральном федеральном округе очень неравномерно. Меньше всего его едят в Москве (4 кг/чел в месяц) и Смоленской области (4,6 кг/чел в месяц). Больше всего картофеля потребляется в Курской, Брянской и Тамбовской областях: 7,1 кг, 6,2 кг, 6,1 кг на человека в месяц соответственно. Все эти регионы - крупные производители, поставляющие значительные объемы за пределы региона. Рынок молока и молочных продуктов ЦФО - одна из перспективных зон роста. Так, наибольшее потребление молока на человека в месяц фиксируется в Московской области, а именно 28,7 кг в среднем в месяц. Существенно, более

800 г в день (более 24 кг в месяц) в среднем приходится на человека в Тверской, Владимирской, Ярославской, Воронежской, Белгородской областях. Меньше всего потребляют молока и молочных продуктов в Тамбовской, Костромской и Рязанской областях - 19,3 кг, 19,5 кг и 19,8 кг в месяц на человека.

В рамках исследования проблемы здорового питания проанализируем потребление овощей, бахчевых, фруктов и ягод населением Центрального федерального округа. Так, наибольшее потребление овощей и бахчевых приходится на человека из Рязанской области (10,3 кг в месяц). На 600 г в месяц меньше потребляют в Воронежской, Курской и Тверской областях (9,7 кг на человека). Наименьшее значение показателя зафиксировано в Смоленской области: на уровне 5,3 кг в месяц. По фруктам и ягодам ситуация такая: 7,6 кг в месяц едят в Белгородской области, это максимум; 4,0 кг в месяц - в Тамбовской области, это минимум.

Неблагоприятным в рамках проблемы нездоровой пищевой культуры представляется факт малого потребления рыбы и рыбных продуктов: всего 1,9 кг в месяц на человека в среднем по Центральному федеральному округу. Максимальное значение по этой группе фиксируется в Брянской, Курской и Тверской областях - 2,2 кг в среднем в месяц. Минимальное (1,5 кг) - в Тамбовской области. При этом мы традиционно потребляем кондитерские изделия. Наибольшее значение по этой группе товаров приходится на жителя Курской области - 3,5 кг в месяц, наименьшее - на москвича (2,0 кг).

В рамках изучения структуры «здорового» ассортимента, интересными представляются следующие результаты мониторинга, проводимого Роспортебнадзором (табл. 2).

Так, в первом полугодии текущего года на розничных рынках органами было проверено 517 торговых мест. В 2017 году было проверено 686 мест. Было вынесено 270 постановлений о наложении штрафных санкций, из них 19,3% (в первой половине 2017 г. - 36,1%) за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, 14,1% (12,6%) - нарушение иных прав потребителей, 17,0% (10,9%) - нарушение законов и подзаконных актов в зоне осуществления мероприятий по сохранению санитарно-эпидемиологического благополучия потребителей. Суммарно сумма штрафов составила около 1,8 млн рублей, в расчете на одно место торговли - около 5 000 руб. (в январе - июне 2017 г. - 0,7 млн рублей и 2 800 руб. соответственно).

Заключение

Тенденция ведения здорового образа жизни, прививания привычек здорового питания сегодня весьма актуальна. Это чрезвычайно положительный тренд в современных условиях. Именно ритейл первым старается трансформировать свою ассортиментную матрицу с учетом заявленных изменений в потребительском спросе. Государство также пытается реагировать на описанную тенденцию реализацией национальных проектов. Причем это осуществляется с учетом мировых изменений в этом вопросе. В некоторых странах мира введены налоги на нездоровые продукты питания

Таблица 2

Результаты проверки Роспотребнадзором качества товаров, поступающих на розничные рынки в январе - июне 2018 г., в% от количества отобранных

образцов

Установлено ненадлежащее качество и (или) опасность товаров

Товарная группа Всего из них по причине:

отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность продукции нарушения правил маркировки товаров нарушения условий хранения товаров нарушения сроков годности товаров

Мясные изделия и мясо птицы 3,9 1 1 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колбасные изделия 9,1 8,4 0 0 0

Мясные консервы 0 0 0 0 0

Живая и охлажденная рыба 5,2 2,5 0 0 0,4

Рыбные консервы, пресервы из морепродуктов 0 0 0 0 0

Животное масло 1,9 1,9 0 0 0

Маргариновая продукция 12,9 0 0 0 0

Сыр 1,1 0,3 0,8 0 0

Продукция из цельного молока 6,4 0 3,8 0 0

Сгущенное молоко и молочные консервы 0 0 0 0 0

Кондитерские изделия 9,6 2,3 2,1 0 0

Кофе натуральный 1,8 1,8 0 0 0

Мука 0 0 0 0 0

Крупы 0 0 0 0 0

Макаронные изделия 0 0 0 0 0

Хлеб и хлебобулочные изделия 0 0 0 0 0

Безалкогольные напитки, минеральные воды 0 0 0 0 0

Источник: составлено авторами на основании данных Росстата.

(на те, в которых значительная доля сахара, жиров, соли). Также сужается возможность производителей искажать информацию о составе на упаковках товаров.

В отношении нашей страны можно отметить закостенелость жителей в отношении смены привычек пищевого поведения, что отражается в структуре потребления. Это,

в свою очередь, тормозит трансформацию ассортимента ритейла с учетом увеличения доли товарных групп зоны «здорового питания».

ИСТОЧНИКИ:

1. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособно-

сти организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1(78). - с. 419-422.

2. Волкова Г.С., Куксова Е.В., Римарева Л.В. Идентификация и отбор культур 1аС:ососсш 1асИ8 для защитно-профилактических пищевых и кормовых добавок // Достижения науки и техники АПК. - 2016. - № 8. - с. 99-101.

3. Горелова Ж.Ю. Анализ отечественных и зарубежных исследований о здоровом пи-

тании детей и подростков в современных условиях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 3. - с. 40-46.

4. Евменова Л.Н. Пищевая культура как объект научного исследования // Вестник

Восточно-Сибирского государственного института культуры. - 2017. - № 3(3). - с. 27-34.

5. Зарубина Н.Н., Кравченко С.А. Глобализация как фактор трансформаций практик

питания: новые вызовы здоровому питанию. / Глава в книге: Социология питания: традиции и трансформации. - Москва, 2017. - 186-223 с.

6. Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Рейтингование регионов РФ на основе

индикатора социальной эффективности торговли // Экономика. Бизнес. Банки. -2017. - № 1(18). - с. 39-51.

7. Каращук О.С. Возможности развития общественного питания в условиях кризиса

финансового рынка // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2009. - № 1(25). - с. 103-106.

8. Красильникова Е.А., Брагин Л.А. Структура товарных ресурсов Российской Федерации как основа формирования базового ассортимента торговли // Российское предпринимательство. - 2018. - № 3(19). - с. 633-642. - 10.18334/ гр.19.3.38821.

9. Кучма В.Р. Совершенствование государственной системы обеспечения детей здо-

ровым питанием // Российский педиатрический журнал. - 2015. - № 1. - с. 40-44.

10. Майорова Е.А. Сравнительный анализ состояния и развития торговли в странах Европы // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - № 1(22). - с. 173-176.

11. Никишин А.Ф. Пути увеличения продаж торгового предприятия в условиях кризиса // Проблемы экономики. - 2010. - № 3. - с. 57-59.

12. Панасенко С.В., Никольская О.П. Воздействие ВТО на экспорт сельхозпродукции из России // Россия в условиях экономических санкций: Сборник трудов конференции. М., 2018. - с. 230-236.

13. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современ-

ной розничной торговли // Российское предпринимательство. - 2018. - № 3. - c. 599-608. - doi: 10.18334/rp.19.3.38818.

14. Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные тренды развития рынков товаров и услуг№1 // Статья в открытом архиве. - 2018. - № 1. - с. 11. - doi: 10.21686/strtu/1(1).2018.

15. Рычкова Н.В. Модный концепт в пищевом поведении молодежи // Бусыгинские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова; Институт международных отношений, истории и востоковедения. 2017. - с. 160-167.

16. Черников И.А., Шайдулина Г.Р. Особенности пищевого поведения пациентов с артериальной гипертонией // Студенческая наука и медицина XXI века: традиции, инновации и приоритеты: Сборник материалов. Самара, 2017. - с. 381-382.

REFERENCES:

Boykova A.V., Nikishin A.F., Khapenkov V.N. (2017). Povyshenie konkurentosposobnosti organizatsiy elektronnoy torgovli na osnove upravleniya assortimentom [Improving the competitiveness of e-commerce companies on the basis of assortment management]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1(78)). 419-422. (in Russian). Chernikov I.A., Shaydulina G.R. (2017). Osobennosti pischevogo povedeniya patsientov s arterialnoy gipertoniey [Features of food behavior of patients with arterial hypertension] [Студенческая наука и медицина XXI века: традиции, инновации и приоритеты] . 381-382. (in Russian). Evmenova L.N. (2017). Pischevaya kultura kak obekt nauchnogo issledovaniya [Food culture as an object of scientific research]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kultury. (3(3)). 27-34. (in Russian). Gorelova Zh.Yu. (2016). Analiz otechestvennyh i zarubezhnyh issledovaniy o zdorovom pitanii detey i podrostkov v sovremennyh usloviyakh [Analysis of domestic and foreign studies on healthy nutrition of children and adolescents in modern conditions]. Voprosy shkolnoy i universitetskoy meditsiny i zdorovya. (3). 40-46. (in Russian).

Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2017). Reytingovanie regionov RF na osnove indikatora sotsialnoy effektivnosti torgovli [Rating of russian regions based on the social efficiency indicator of trade]. Economy. Business. Banks. (1(18)). 3951. (in Russian).

Karaschuk O.S. (2009). Vozmozhnosti razvitiya obschestvennogo pitaniya v usloviyakh krizisa finansovogo rynka [Opportunities for the development of public catering in the financial market crisis]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (1(25)). 103-106. (in Russian).

Krasilnikova E.A., Bragin L.A. (2018). Struktura tovarnyh resursov Rossiyskoy Federatsii kak osnova formirovaniya bazovogo assortimenta torgovli [Structure of the commodity resources of the Russian Federation as the basis for the formation of the basic assortment of trade]. Russian Journal of Entrepreneurship. (3(19)). 633642. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.3.38821.

Kuchma V.R. (2015). Sovershenstvovanie gosudarstvennoy sistemy obespecheniya detey zdorovym pitaniem [The improvement of the state system of provision of children with a healthy nutrition]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 18 (1). 40-44. (in Russian).

Mayorova E.A. (2018). Sravnitelnyy analiz sostoyaniya i razvitiya torgovli v stranakh Evropy [Comparative analysis of the state and development of trade in the european countries]. ASR: Economics and Management. 7 (1(22)). 173-176. (in Russian).

Nikishin A.F. (2010). Puti uvelicheniya prodazh torgovogo predpriyatiya v usloviyakh krizisa [Ways to increase sales of commercial enterprises in the crisis]. The problems of Economy. (3). 57-59. (in Russian).

Panasenko S.V., Krasilnikova E.A., Bazhenov G.A., Cheglov V.P. (2018). Sovremennye trendy razvitiya rynkov tovarov i uslug№1 [Modern trends in the development of markets for goods and services № 1]. Statia v otkrytom arkhive. (1). 11. (in Russian). doi: 10.21686/strtu/1(1).2018.

Panasenko S.V., Nikolskaya O.P. (2018). Vozdeystvie VTO eksport selkhozproduktsii iz Rossii [Impact of WTO agricultural exports from Russia] Russia in the conditions of economic sanctions. 230-236. (in Russian).

Panasenko S.V., Stukalova I.B., Mazunina T.A. (2018). Napravleniya razvitiya sovremennoy roznichnoy torgovli [Directions of modern retail trade]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (3). 599-608. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.19.3.38818.

Rychkova N.V. (2017). Modnyy kontsept v pischevom povedenii molodezhi [Fashionable concept in the eating behavior of young people] Busygin readings. 160-167. (in Russian).

Volkova G.S., Kuksova E.V., Rimareva L.V. (2016). Identifikatsiya i otbor kultur lactococcus lactis dlya zaschitno-profilakticheskikh pischevyh i kormovyh dobavok [Identification and Selection of Lactococcus lactis Cultures to Protective and Preventive Nutritional Supplements and Feeds]. Dostizheniya nauki i tekhniki APK. 30 (8). 99-101. (in Russian).

Zarubina N.N., Kravchenko S.A. (2017). Globalizatsiya kak faktor transformatsiy praktik pitaniya: novye vyzovy zdorovomu pitaniyu [Globalization as a factor of transformation of nutrition practices: new challenges to healthy nutrition] Moscow. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.