Научная статья на тему 'Структура товарных ресурсов Российской Федерации как основа формирования базового ассортимента торговли'

Структура товарных ресурсов Российской Федерации как основа формирования базового ассортимента торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА / COMMODITY STRUCTURE / ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА / ASSORTMENT FORMATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / CONSUMER MARKET / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красильникова Елена Анатольевна, Брагин Леонид Александрович

В статье оценивается структура товарных ресурсов РФ с учетом динамики последних лет с проекцией на базовый ассортимент торговых организаций. Авторами исследуются такие макроэкономические показатели, как экспорт, импорт, сальдо внешнеторгового оборота РФ за последние два года. Строится и подтверждается гипотеза о том, что структура товарных ресурсов страны является основой для формирования ассортимента торговых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красильникова Елена Анатольевна, Брагин Леонид Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the commodity resources of the Russian Federation as the basis for the formation of the basic assortment of trade

The article assesses the structure of commodity resources of the Russian Federation taking into account the dynamics of recent years with a projection on the basic assortment of trade organizations. The authors study such macroeconomic indicators as exports, imports, balance of foreign trade turnover of the Russian Federation for the last two years. We form and prove the hypothesis that the structure of country's commodity resources is the basis for the formation of the assortment of trade organizations.

Текст научной работы на тему «Структура товарных ресурсов Российской Федерации как основа формирования базового ассортимента торговли»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

структура товарных ресурсов Российской Федерации как основа формирования базового ассортимента торговли

Красильникова Е.А.1, Брагин Л.А. 1

1 Российский экономический университет им. ГВ. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье оценивается структура товарных ресурсов РФ с учетом динамики последних лет с проекцией на базовый ассортимент торговых организаций. Авторами исследуются такие макроэкономические показатели, как экспорт, импорт, сальдо внешнеторгового оборота РФ за последние два года. Строится и подтверждается гипотеза о том, что структура товарных ресурсов страны является основой для формирования ассортимента торговых организаций.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: товарная структура, формирование ассортимента, конкурентоспособность, потребительский рынок, экспорт, импорт.

structure of the commodity resources of the Russian Federation as the basis for the formation of the basic assortment of trade

Krasilnikova E.A.1, Bragin L.A. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Структура товарных ресурсов страны является в ключевом своем аспекте основой для формирования ассортимента торговых организаций. Этот процесс становится базовым в обеспечении потребительского рынка продовольственными и непродовольственными товарами. Сложилась экономическая традиция считать Россию жизненно-зависимой от экспорта топливно-энергетических ресурсов, а также от большого числа потребительских товаров. Действительно, Российская Федерация импортирует огромное количество (как в объеме, так и в единицах ассортимента) продуктов.

Одним из факторов, во многом определяющих эффективность хозяйственной деятельности торговых организаций, является предлагаемый ими покупателю торговый ассортимент [4, 17] (Боукоуа, Мк^кт, КНарепкоу, 2017; Iуапоу & а1.,2017). Проблеме формирования

ассортимента в торговых организациях посвящено большое количество современных работ [4] (Boykova, Nikishin, Khapenkov, 2017). Необходимо отметить, что современные торговые организации выстраивают собственную ассортиментную политику. При этом основой ее реализации остаются те товарные ресурсы, формирование которых осуществлено как непосредственно на макроуровне, так и на уровне страны в целом. На процесс такого формирования оказывает влияние большое количество факторов. Это и экономический блок (структура производства, структура импорта, структура спроса, уровень дохода населения и др.), и политический ряд факторов (режимы наибольшего благоприятствования с рядом стран, эмбарго, санкции и т.п.). Причем вектор влияния может существенно меняться. Ассортиментная политика также оказывает большое влияние на качество торгового обслуживания [10] (Karaschuk, Shipilova, 2016). Однако неоспоримой остается зависимость сформированного ассортимента торговой организации от тех товарных ресурсов, которыми она обладает. Необходимо подчеркнуть, что в рыночной экономике ассортиментная политика должна максимально удовлетворять спрос потребителей.

Таким образом, в качестве цели исследования целесообразно отметить поиск дополнительного потенциала повышения эффективности программы импортозаме-щения и, соответственно, ассортиментной матрицы организаций торговли на основе использования внутренних товарных ресурсов Российской Федерации.

Различным аспектам решения указанной проблемы посвящены статьи многих авторов. Так, проблемы развития экономики Российской Федерации в целом посвящены работы Алексиной С.Б. [1] (Aleksina, 2017), Баскакова В.А. [2, 3] (Baskakov,

ABSTRACT:_

The article assesses the structure of commodity resources of the Russian Federation taking into account the dynamics of recent years with a projection on the basic assortment of trade organizations. The authors study such macroeconomic indicators as exports, imports, balance of foreign trade turnover of the Russian Federation for the last two years. We form and prove the hypothesis that the structure of country's commodity resources is the basis for the formation of the assortment of trade organizations.

KEYWORDS: commodity structure, assortment formation, competitiveness, consumer market, export, import.

JEL Classification: F10, F14, F17 Received: 21.02.2018 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Krasilnikova E.A. (krasilnikova.EA0rea.ru)

CITATION:_

Krasilnikova E.A., Bragin L.A. (2018) Struktura tovarnyh resursov rossiyskoy federatsii kak osnova formirovaniya bazovogo assortimenta torgovli [Structure of the commodity resources of the Russian Federation as the basis for the formation of the basic assortment of trade ]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (3). - 633-642. doi: 10.18334/rp.19.3.38821

Krasilnikova, 2016; Baskakov, Deputatova, 2016), Брусникиной А.Е. [6] (Brusnikina, 2015), Панасенко С.В. [14, 16] (Panasenko, Slepenkova, Zherdochka, 2017; Panasenko et al.., 2016), Табуньщиковой Д.В. [15] (Tabunschikova, Shebunyaeva, 2017) и многих других авторов. В то же время современные ученые выделяют такие инновационные подходы к решению указанной проблемы, как большая роль нематериальных ресурсов [13] (Mayorova, Nikishin, Pankina, 2016), в частности, деловой репутации [7] (Ivanov, Mayorova, 2014) и социального имиджа торговых организаций [8] (Ivanov, Mayorova, 2015), использование цифровых технологий в сфере услуг [5] (Bragin, Karaschuk, Nikishin, 2017) и ряд других направлений указанной проблемы.

В целом оборот внешней торговли России в январе 2017 года в действовавших ценах составил 38 800 млн долларов США, в том числе экспорт - 25 100 млн долларов США, импорт - 13 700 млн долларов США. Изменение этих показателей за период с января 2016 г. по январь 2017 г. представлено на рисунке 1.

Экспорт для Российской Федерации, безусловно, важен как один из макроэкономических показателей развития страны, однако наше исследование предполагает детальную оценку импорта как составляющей формирования товарных ресурсов потребительского рынка и, соответственно, основополагающим фактором формирования ассортиментной матрицы организаций торговли. В этой связи целесообразным является произвести оценку состава ввозимых в Российскую Федерацию товаров.

Как можно заметить из рисунка 2, около 50 % импорта приходится на оборудование, транспортные средства и машины. Товары химической промышленности составляют около 15 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) - около 13 %.

Далее необходимо рассмотреть долю импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах.

В среднем по России доля импортных продовольственных товаров была на уровне 35 % (рис. 3). Тенденция снижения доли продовольственных товаров наблюдается, начиная с 2014 года. С 2016 г. практически по всем продуктам, попадающим под эмбарго, наблюдается сокращение объемов импорта по сравнению с январем - июнем 2014 г. Так, импорт мяса и птицы, включая субпродукты, сократился на 8,2 %,говя-дины, включая субпродукты, - на 13,7 %, свинины, включая субпродукты, - на

ОБ АВТОРАХ:_

Красильникова Елена Анатольевна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (krasi1nikova.EA0rea.ru)

Брагин Леонид Александрович, профессор кафедры торговой политики, доктор экономических наук, профессор (Bragin.LA0rea.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Красильникова Е.А., Брагин Л.А. Структура товарных ресурсов российской федерации как основа формирования базового ассортимента торговли // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. -№ 3. - С. 633-642. doi: 10.18334/rp.19.3.38821

х во р

1

vi 2Э1&.

xii i 2С"

Сальдо енё шнейто ргиели (пра в ал о сь)

Экспорт

Импорт

Рисунок 1. Динамика основных показателей внешней торговли РФ за 2016-2017 гг. Источник: по данным Федеральной службы Государственной статистики.

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

■III III

........ .... 1111 1111 ■■■■

/

/

/

/ /

/

л!

Год 2012 ■ Год 2013 12014 Год 12015 Год

Рисунок 2. Структура импорта товаров по группам за 2012-2015 гг. Источник: по данным Федеральной! службы Государственвой статистики.

7 %,мясо птицы, включая субпродукты, - на 5,6 %, колбасных изделий - на 1,2 %, животных масел - на 15,5 %,сыров - на 20,5 %, круп - на 0,7 %.А вот импорт муки увеличился на 1 %, растительных масел - на 2,8 %, сухого молока и сливок - на 10,4 %.

Оценивая ассортиментную структуру вво за продовольственных товаров в Россию из стран дальнего зарубежья и государств - участников СНГ, можно сделать следующие выводы. Наибольший удельный вес в структуре им портируемых товаров занимает

<10

Рисунок 3. Доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах Источник: по данным Федеральной службы Государственной статистики.

группа «алкогольныхи безалкогольных напитков» - 122,477 %. Производство большого количества ассортиментных позиций данной товарной категории нецелесообразно на территории нашей! страны по причинам отсутствия качестввнно го сырья, технологий, условий хранения (которые зачастую являются составляющей частью технологического процесса производства) и т.п. Второе место принадлежит группе «цитрусовых плодов» - 10,75 %, что, безусловно, связано с природно-климатическими особенностями России и возможностью выращивать апельсины, мандарины и в особенности клементины, вилкинги и аналогичные гибриды цитрусовых. 14 % в январе 2016 г., как доля в структуре импорта по рассматриваемой товарной категории, свидетельствует о сезонности внешнеторговых операций по ней.

Зависимость России от импорта продовольствия в первую очередь говорит о низком уровне развития производства (пищевой промышленности), сельского хозяйства. Несмотря на то, что именно на продовольственном рынке потребители достаточно лояльно относятся к отечественным товарам, в ассортиментной матрице ряда торговых организаций по-прежнему большую роль играет импорт.

В этой связи проводимая рядом стран политика давления на Россию имеет обратный потенциал, позволяя улучшить долю отечественных товаров на потребительском рынке. К сожалению, программа «импортозамещения» в большой степени связана также и с переориентированием импорта на другие страны.

Структура ввозимых товаров в РФ из стран - участников СНГ несколько отличается. Прежде чем детально оценим долю товаров, поставляемых в Россию участниками Содружества Независимых государств, проанализируем динамику ввоза. Так, объем импорта в январе 2017 года вырос на 62,5 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, и составил 1,5 млрд долларов США. При этом на протяжении 2016 г. динамика этого показателя была неоднозначная. В целом за 2016 год

снижение объемов ввоза из стран СНГ фиксировалось на уровне 8,1 %. С января по август 2016 г. наблюдался спад импорта по сравнению с соответствующим показателем предыдущего года, а с сентября по декабрь 2016 г. объем импорта возрастал.

Анализируя экспорт в государства, являющиеся участниками СНГ, можно заключить, что и этот показатель в январе 2017 года вырос. Прирост составил 33,4 % по отношению к январю 2016 г. Хотя в целом по 2016 году наблюдался спад. Совокупное падение объемов вывоза из России в 2016 году составило 17 % по сравнению с 2015 годом.

Такие же показатели снижения экспорта фиксировались и в торговых отношениях РФ со странами дальнего зарубежья (темп роста в 2016 г. по сравнению с 2015 г. составил 83,1 %). Импорт же в Россию из стран дальнего зарубежья за этот период продемонстрировал незначительное увеличение показателей (на 0,8 %).

Реализуемый товарный ассортимент также напрямую связан с социальной эффективностью торговой сферы. В работе Иванова Г.Г. [9] (¡уапоу, Мауотоуа, Шк^Ып, 2017) проводится анализ социальной эффективности региональной торговли Российской Федерации по различным составляющим. В частности, авторами отмечается взаимосвязь таких показателей, как средний уровень цен на товары, зарплата в отрасли, роль сферы в показателях уровня жизни. Соглашаясь с авторами статьи, следует отметить также высокую роль структуры товарного ассортимента, предлагаемого потребителям, тем самым включив как один из показателей качества функционирования сферы обращения соответствие ассортиментной матрицы ожиданиям потребителя, а с точки зрения государства - удельный вес отечественных товаров.

Непосредственное влияние на структуру ассортимента оказывает уровень развития торговых сетей. В этой связи важно отметить, что в 38 субъектах Российской Федерации удельный весь торговых сетей в показателе товарооборота ритейла была выше среднего по России [11] (Ктавйткоуа, 2015). В свою очередь, это определяет проблему аккумулирования товарных ресурсов в рамках крупных товаропроизводителей, снижая роль местного производства в ассортиментной матрице организаций торговли.

Решение указанной задачи нашло отражение в работах Алексиной С.Б. [1] (Акквта, 2017), Брагина Л.А. [5] (Bтagin, Катавекик, ШЫвЫп, 2017), Иванова Г.Г. [17] (¡уапоу а1., 2017), в которых предлагается использование потенциала современных цифровых технологий в решении задачи оптимизации имеющихся товарных ресурсов с целью формирования наиболее эффективных ассортиментных матриц организаций торговли.

Заключение

Формирование ассортимента является одним из основных коммерческих процессов каждой торговой организации. Безусловно, в рыночной экономике на готовую ассортиментную матрицу влияет платежеспособный спрос и рентабельность продаж. Именно последний показатель зависит от цены закупки товара, на величину которой, в свою очередь, влияют различные факторы. Это страна производства, цепочка

товародвижения, политические и экономические возможности логистики, «варианты импортозамещения», ресурсообеспеченность. Именно наличие товарных ресурсов, возможности их формирования, как на уровне торговой организации, так и на уровне макроэкономики, позволяет планировать включение в ассортиментную матрицу тех или иных товарных позиций. Структура товарных ресурсов страны определена различными фаундерингами. Это и возможности отечественного производства, и уровень развития внешнеэкономических связей с той или иной страной, и объемы импорта в страну (здесь влияют и квоты, и эмбарго, и таможенные пошлины, и другие факторы). В условиях интегрированной торговой деятельности в мире формирование ассортимента конкретной российской торговой организации происходит в том числе и на основании доступности товарных ресурсов. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что их структура становится фильтром в процессе учета потребительского спроса как образующего фактора для ассортиментной матрицы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алексина С.Б. Совершенствование системы управления каналами дистрибьюции

товаров в условиях цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 9-4 (86-4). - с. 768-771.

2. Баскаков В.А., Красильникова Е.А. БМСО-рынок: двухлетние последствия эмбар-

го // Вестник Академии. - 2016. - № 3. - с. 46-49.

3. Баскаков В.А., Депутатова Е.Ю. Аспекты функционирования современного БМСО-

рынка // Наука и образование в современном мире. - 2016. - с. 268-270.

4. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособно-

сти организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1(78). - с. 419-422.

5. Брагин Л.А., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Развитие зоны обслуживания органи-

заций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 10-2 (87-2). - с. 474-477.

6. Брусникина А.Е. Современное развитие экономики россии в условиях санкций //

Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 20. - с. 8-12.

7. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Деловая репутация и эффективность торговли // Економ1чний часопис-ХХ1. - 2014. - № 1-2. - с. 54-57.

8. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в торговом

бизнесе // Российское предпринимательство. - 2015. - № 20. - с. 3569-3582.

9. Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Рейтингование регионов РФ на основе

индикатора социальной эффективности торговли // Экономика. Бизнес. Банки. -2017. - № 1(18). - с. 39-51.

10. Каращук О.С., Шипилова С.С. Повышение качества торгового обслуживания и развитие управления качеством в торговле. / В книге: Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. - Уфа, 2016. - 55-84 с.

11. Красильникова Е.А. Особенности развития торговых организаций в регионах с учетом проблем и тенденций экономического развития страны // Торгово-экономический журнал. - 2015. - № 4. - с. 233-246.

12. Красильникова Е.А., Карпова Е.В. Социально-экономические тенденции развития России на современном этапе. / Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли РФ: коллективная монография. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 210 с.

13. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66-1). - с. 1133-1136.

14. Панасенко С.В., Слепенкова Е.В., Жердочка Т.В. Анализ торговых центров Москвы и Московской области. / Коллективная монография к 160-летию со дня рождения Г.В. Плеханова. Серия Выпуск 12. Университетские научные школы. - Москва -Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2017.

15. Табуньщикова Д.В., Шебуняева Е.А. Проблемы развития экономики России в условиях санкций // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2017. - № 7. -с. 233-237.

16. Панасенко С.В., Алехина Е.С., Баклакова Е.В. и др. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов). / Том книга 41 / Коллективная монография. - Воронеж - Москва, 2016. - 185 с.

17. Ivanov G.G., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Shipilova S.S., Boykova A.V., Tyunik O.R. Perspective directions of trade development. / Монография. - Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2017. - 130 p.

REFERENCES:

Aleksina S.B. (2017). Sovershenstvovanie sistemy upravleniya kanalami distribyutsii tovarov v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Improving the management system for distribution channels in the digital economy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9-4 (86-4)). 768-771. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Baskakov V.A., Deputatova E.Yu. (2016). Aspekty funktsionirovaniya sovremennogo FMCG-rynka [Aspects of the functioning of the modern FMCG-market]. Science and education in the modern world. 268-270. (in Russian).

Baskakov V.A., Krasilnikova E.A. (2016). FMCG-rynok: dvukhletnie posledstviya embargo [FMCG Market: Two-Year Effects of the Embargo]. \\Academy\'s Herald. (3). 46-49. (in Russian).

Boykova A.V., Nikishin A.F., Khapenkov V.N. (2017). Povyshenie konkurentosposobnosti organizatsiy elektronnoy torgovli na osnove upravleniya assortimentom [Improving the competitiveness of e-commerce companies on the basis of assortment management]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1(78)). 419-422. (in Russian).

Bragin L.A., Karaschuk O.S., Nikishin A.F. (2017). Razvitie zony obsluzhivaniya organizatsiy torgovli v sovremennyh usloviyakh [Development of a service area for trade organizations in modern conditions].Journal of Economy and Entrepreneurship. (10-2 (87-2)). 474-477. (in Russian).

Brusnikina A.E. (2015). Sovremennoe razvitie ekonomiki rossii v usloviyakh sanktsiy [Modern development of the Russian economy under sanctions]. Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiya. (20). 8-12. (in Russian).

Ivanov G.G., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Shipilova S.S., Boykova A.V., Tyunik O.R. (2017). Perspective directions of trade development Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH.

Ivanov G.G., Mayorova E.A. (2014). Delovaya reputatsiya i effektivnost torgovli [Business reputation and trade efficiency]. Economic Annals-XXI. 1 (1-2). 54-57. (in Russian).

Ivanov G.G., Mayorova E.A. (2015). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost v torgovom biznese [Corporate social responsibility in trading business]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (20). 3569-3582. (in Russian).

Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2017). Reytingovanie regionov RF na osnove indikatora sotsialnoy effektivnosti torgovli [Rating of russian regions based on the social efficiency indicator of trade].Economy. Business. Banks. (1(18)). 39-51. (in Russian).

Karaschuk O.S., Shipilova S.S. (2016). Povyshenie kachestva torgovogo obsluzhivaniya i razvitie upravleniya kachestvom v torgovle [Improving the quality of trade services and the development of quality management in trade] Ufa. (in Russian).

Krasilnikova E.A. (2015). Osobennosti razvitiya torgovyh organizatsiy v regionakh s uchetom problem i tendentsiy ekonomicheskogo razvitiya strany [Special Aspects of Trading Company Development in Russian Regions in the Context of Problems and Trends of the Country's Economic Development].Russian Journal of Retail Management. 2 (4). 233-246. (in Russian).

Krasilnikova E.A., Karpova E.V. (2016). Sotsialno-ekonomicheskie tendentsii razvitiya Rossii na sovremennom etape [Socio-economic development trends in Russia at the present stage] Ufa: AETERNA. (in Russian).

Mayorova E.A., Nikishin A.F., Pankina T.V. (2016). Nematerialnye aktivy i ikh vliyanie na sotsialno-ekonomicheskuyu effektivnost torgovli [Intangible assets and their impact on the socio-economic efficiency of trade]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1-1 (66-1)). 1133-1136. (in Russian).

Panasenko S.V., Alekhina E.S., Baklakova E.V. i dr. (2016). Ekonomicheskie issledovaniya: analiz sostoyaniya i perspektivy razvitiya (ekonomika regionov) [Economic research: analysis of the status and development prospects (regional economy)] Voronezh-Moskva. (in Russian).

Panasenko S.V., Slepenkova E.V., Zherdochka T.V. (2017). Analiz torgovyh tsentrov Moskvy i Moskovskoy oblasti [Analysis of shopping centers in Moscow and the Moscow region] Moskva-Tambov: Izdatelstvo Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina. (in Russian).

Tabunschikova D.V., Shebunyaeva E.A. (2017). Problemy razvitiya ekonomiki Rossii v usloviyakh sanktsiy[Problems of development of Russian economy under sanctions]. Scientific notes of the Tambov branch of Russian Union of young scientists. (7). 233-237. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.