Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ АССОРТИМЕНТОМ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ АССОРТИМЕНТОМ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ / ТОВАРЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / МЕТОДЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ГРУППА / ОБЪЕМ / ПРОДАЖА / ПРИБЫЛЬ / ДОЛЯ / ASSORTMENT / GOODS / ORGANIZATION / MANAGEMENT / ANALYSIS / METHODS / CLASSIFICATION / GROUP / VOLUME / SALE / PROFIT / SHARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Вера Тихоновна, Калугина Светлана Афанасьевна

Обоснована необходимость регулярного анализа в решении вопросов по управлению ассортиментом торговой организации. На обширных фактических данных о продаже шести категорий обоев торговой организации продемонстрированы возможности АВС- и XYZ- анализа в управлении ассортиментом. Убедительно представлены преимущества одновременного применения указанных методов с последующим совмещением выделенных групп исследуемого ассортимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришина Вера Тихоновна, Калугина Светлана Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical abilities in trade organization assortment management

The necessity of the regular analysis in the decision of questions on management of the range of the trade organization is proved. On extensive factual data on the sale of six categories of wallpaper, trade organization demonstrated the possibility of ABC - and XYZ-analysis in assortment management. Advantages of simultaneous application of the specified methods with the subsequent combination of the allocated groups of the investigated range are convincingly presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ АССОРТИМЕНТОМ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 11 • ноябрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

Аналитические возможности в управлении ассортиментом торговой организации

Гришина В.Т.1, Калугина С.А. 2

1 ГБОУ ВО МО «Технологический университет», Королев, Россия

2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

аннотация:_

Обоснована необходимость регулярного анализа в решении вопросов по управлению ассортиментом торговой организации. На обширных фактических данных о продаже шести категорий обоев торговой организации продемонстрированы возможности АВС- и XYZ- анализа в управлении ассортиментом. Убедительно представлены преимущества одновременного применения указанных методов с последующим совмещением выделенных групп исследуемого ассортимента.

ключевые слова: ассортимент, товары, организация, управление, анализ, методы, классификация, группа, объем, продажа, прибыль, доля.

Analytical abilities in trade organization assortment management

Grishina V.T.1, Kalugina S.A.2

1 University of Technology, Russia

2 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Ассортимент, ассортиментная стратегия - важнейшая составляющая конкурентной политики организации. Вопросы о расширении/сужении ассортимента реализуемых товаров могут иметь различные решения в зависимости от целого ряда условий, включая отраслевую принадлежность организации, товарную группу, специфику целевого сегмента и прочие конъюнктурные факторы.

Грамотное формирование торгового ассортимента и управления им имеет важное экономическое и социальное значение. Экономический аспект заключается в том, что эффективное управление ассортиментом позволяет организации максимизировать прибыль и обрести конкурентные преимущества. Социальная значимость проявляется в воспитании вкусов потребителей, формировании потребностей, которые в свою очередь влияют на формирование ассортимента. Реакция организации на потребности и предпочтения потребителей должна быть своевременной и результативной, не позволяющей конкурентам завоевать данную нишу.

Управление ассортиментом продукции - процесс непрерывный. Меняющиеся маркетинговая среда организации, мода, потребности покупателей - эти и другие обстоятельства диктуют необходимость анализа ассортимента на регулярной основе. Планирование, оценка и пересмотр ассортиментной матрицы необходимы на различных этапах развития организации или на регулярной основе, т.е. ежемесячно, ежеквартально и т.д. Только глубокий анализ основных показателей, общепринятых для характеристики ассортимента, может служить основой обоснованных управленческих решений по его оптимизации. Следовательно, вопросы анализа ассортимента актуальны и представляют практический интерес.

Методы анализа ассортимента

Основная цель управления ассортиментом - увеличение прибыльности организации и ее доли на рынке [1, с. 220] (Buzukova, 2018). В этой связи целесообразной представляется следующая классификация товаров: товары-лидеры, обеспечивающие максимальную прибыльность; товары, подготавливающие будущее компании, то, что компания будет продавать завтра; регулирующие товары, стабилизирующие объем прибыли; тактические товары, позволяющие обойти кризисы и форс-мажоры [2, с. 158] (Ryzhikova, 2018).

Наиболее приемлемыми для анализа ассортимента в разрезе указанной классификации видятся АВС- и XYZ-анализ с последующим совмещением выделенных групп.

АВС-анализ позволяет разбить ассортимент на группы по степени влияния на общий результат. Группировочным признаком может быть показатель прибыли, объем выручки, величина товарных запасов или иные показатели оценки эффективности ассортимента. В нашем исследовании за группировочный признак принят

abstract:_

The necessity of the regular analysis in the decision of questions on management of the range of the trade organization is proved. On extensive factual data on the sale of six categories of wallpaper, trade organization demonstrated the possibility of ABC - and XYZ-analysis in assortment management. Advantages of simultaneous application of the specified methods with the subsequent combination of the allocated groups of the investigated range are convincingly presented.

keywords: assortment, goods, organization, management, analysis, methods, classification, group, volume, sale, profit, share..

JEL Classification: L81, M21, M31 Received: 10.11.2018 / Published: 28.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Grishina V.T. (veragrishinat0mail.ru)

citation:_

Grishina V.T., Kalugina S.A. (2018) Analiticheskie vozmozhnosti v upravlenii assortimentom torgovoy organizatsii [Analytical abilities in trade organization assortment management]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (11). - 3347-3358. doi: 10.18334/rp.19.1 1.39576

объем продаж. В ходе АВС-анализа выделяется группа А (товары, сумма долей которых с накопительным итогом достигает 80% от общей суммы параметров), группа В (товары, сумма долей с накопительным итогом которых свыше 80% и до 95% от общей суммы параметров) и группа С, которая объединяет оставшиеся товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 95% до 100% от общей суммы параметров [2, с.152] (Ryzhikova, 2018).

XYZ-анализ предназначен для учета неопределенностей спроса на продукцию и неопределенности поставок и производства. Этот метод позволяет выявить предсказуемость спроса на товары. В основе XYZ-анализа лежит расчет коэффициента вариации, по величине которого и судят об устойчивости спроса на товары: чем меньше коэффициент, тем более устойчива реализация товаров. Целью анализа является прогнозирование стабильности реализации товаров. По результатам анализа выявляют группу X - наиболее прогнозируемая группа, Z - наименее прогнозируемая группа [2, с. 158] (Ryzhikova, 2018).

В целях эффективного управления ассортиментом можно совместить АВС- и XYZ-анализ внутри одной товарной группы. Товары, попавшие в группу AX, приносят хороший доход (если за группировочный признак принят показатель доходности) и предсказуемо продаются (если группировочный признак - показатель продаж). Следовательно, данную группу товаров можно закупать в минимальном количестве и таким образом сократить затраты на хранение. Аналогичным образом делаются выводы и по другим группам в разрезе других показателей, учитывая шкалу оценки товарных групп ABC и XYZ.

Авс- и xYZ-анализ ассортимента исследуемой торговой организации

Объектом АВС- и XYZ-анализа является ассортимент обоев исследуемой торговой организации (6 категорий), группировочным признаком - объем продаж в денежных единицах за год. Информационной базой анализа служат данные отчетов по объемам продаж с разбивкой ассортимента на следующие категории: обои виниловые на бумажной основе вспененные, размер 0,53 м*10 м; на бумажной основе горячего теснения, размер 0,53 м*10 м; на флизилиновой основе вспененные, размер 1,06 м*10 м; на флизилино-вой основе горячего теснения, размер 1,06 м*10м; на флизилиновой основе под покраску, размер 1 м*25 м; на бумажной основе горячего теснения, размер 0,7 м*10 м [4].

об авторах:_

Гришина Вера Тихоновна, доцент кафедры управления, к.э.н., доцент (veragrishinat0mai1.ru) Калугина Светлана Афанасьевна, доцент кафедры торговой политики, к.э.н., доцент (viktorkalugin450 gmai1.com)

цитировать статью:_

Гришина В.Т., Калугина С.А. Аналитические возможности в управлении ассортиментом торговой организации // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 11. - С.3347-3358. doi: 10.18334/rp.19.1 1.39576

Сначала выполняется АВС-анализ. В таблице 1 представлен ранжированный список анализируемого ассортимента обоев в порядке убывания продаж.

Таблица 1

Объем продаж обоев исследуемой организации по категориям за 2017 г.,

тыс. руб.

Категория обоев Объем продаж

Обои виниловые на бумажной основе вспененные, размер 0,53 м*10 м 5 962,6

Обои виниловые на флизилиновой основе горячего теснения, размер 1,06 м*10 м 2 811,3

Обои виниловые на бумажной основе горячего теснения, размер 0,53 м*10 м 1 507,7

Обои виниловые на флизилиновой основе вспененные, размер 1,06 м*10 м 476,1

Обои виниловые на флизилиновой основе под покраску, размер 1 м*25 м 374,1

Обои виниловые на бумажной основе горячего теснения, размер 0,7 м*10 м 203,9

Итого 1 1335,7

Источник: составлено авторами по данным исследуемой организации.

Рассчитывается доля каждой категории обоев в общем объеме продаж (табл. 2).

Таблица 2

Структура исследуемого ассортимента обоев, 2017 г.

категория обоев Объем продаж, тыс. руб. Доля,%

Обои виниловые на бумажной основе вспененные, размер 0,53 м*10 м 5 962,6 52,6

Обои виниловые на флизилиновой основе горячего теснения, размер 1,06 м*10 м 2 811,3 24,8

Обои виниловые на бумажной основе горячего теснения, размер 0,53 м*10 м 1 507,7 13,3

Обои виниловые на флизилиновой основе вспененные, размер 1,06 м*10 м 476,1 4,2

Обои виниловые на флизилиновой основе под покраску, размер 1 м*25 м 374,1 3,3

Обои виниловые на бумажной основе горячего теснения, размер 0,7 м*10 м 203,9 1,8

Итого 11 335,7 100

Источник: составлено авторами по данным организации.

Далее доли суммируются нарастающим итогом (табл. 3). Например, доля объема продаж первой категории обоев составляет 52,6%, второй - 24,8%. В первой строке нового столбца ставим значение 52,6%, а во второй - 77,4% (сумма первого и второго показателей). Затем к этому числу прибавляется показатель третьей категории обоев из списка, четвертой и т.д.

Таблица 3

доли категорий обоев нарастающим итогом

категория виниловых обоев объем продаж, тыс. руб. доля объема реализации каждого вида,% совокупный процент (доля объема реализации нарастающим итогом),%

На бумажной основе вспененные, размер 0,53 м*10 м 5 962,6 52,6 52,6

На флизилиновой основе горячего теснения, размер 1,06 м*10 м 2 811,3 24,8 77,4

На бумажной основе горячего теснения, размер 0,53 м*10 м 1 507,7 13,3 90,7

На флизилиновой основе вспененные, размер 1,06 м*10 м 476,1 4,2 94,9

На флизилиновой основе под покраску, размер 1 м*25 м 374,1 3,3 98,2

На бумажной основе горячего теснения, размер 0,7 м*10 м 203,9 1,8 100

Итого: 11 335,7 100 -

Источник: составлено авторами по данным организации.

Затем каждая категория обоев определяется в группу по следующему принципу: все позиции от начала таблицы до границы 80% - группа А; позиции от границы 81% до границы 95% - группа В; позиции от границы 96% до границы 100% - группа С (табл. 4).

Таблица 4

Результаты ABC-анализа исследуемого ассортимента обоев

категория виниловых обоев объем продаж, тыс. руб. доля объема реализации каждого вида обоев в общем объеме,% совокупный процент (доля объема реализации нарастающим итогом),% Группа

На бумажной основе вспененные, размер 0,53 м*10 м 5 962,6 52,6 52,6 А

На флизилиновой основе горячего теснения, размер 1,06 м*10 м 2 811,3 24,8 77,4 А

На бумажной основе горячего теснения, размер 0,53 м*10 м 1 507,7 13,3 90,7 В

На флизилиновой основе вспененные,размер 1,06 м*10 м 476,1 4,2 94,9 В

На флизилиновой основе под покраску, размер 1 м*25 м 374,1 3,3 98,2 С

На бумажной основе горячего теснения, размер 0,7 м*10 м 203,9 1,8 100 С

Итого: 1 1 335,7 100 -

Источник: составлено авторами.

По итогам АВС-анализа делаются выводы. В нашем случае их можно представить следующим образом.

Группа А - самые важные категории (обои виниловые на бумажной основе вспененные, размер 0,53 м*10 м и обои виниловые на флизилиновой основе горячего теснения, размер 1,06 м*10 м), локомотивы ассортимента организации, приносят максимальные продажи. Организация будет нести большие потери при резком снижении эффективности данной группы товаров.

Товары группы А должны внимательно контролироваться, систематически прогнозироваться, регулярно мониториться и не терять свои сильные стороны. Успехи в реализации товаров группы А должны анализироваться и переноситься на другие категории.

Товары группы В обеспечивают стабильные продажи организации (обои виниловые на бумажной основе горячего теснения, размер 0,53 м*10 м и на флизилиновой основе вспененные, размер 1,06 м*10 м). Товары этой группы обычно являются «дойными коровами», их продажи относительно стабильны в краткосрочной перспективе.

Группа С - наименее важная группа в ассортименте организации (обои виниловые на флизилиновой основе под покраску, размер 1 м*25 м и на бумажной основе горячего теснения, размер 0,7 м*10 м). Они мало и нестабильно востребованы, практически не продаются, их следует выводить из ассортимента и заменять на новые.

В управлении ассортиментом ABC-анализ наиболее полезен не реже одного раза в месяц. Если проводить его реже, то существует риск упустить изменения в запросах и не суметь оперативно на них отреагировать.

Объектом XYZ-анализа выступают все те же 6 категорий обоев, что и в ABC-анализе. Ввиду сезонности спроса на обои за группировочный признак принимается объем продаж в разрезе кварталов (табл. 5). В результате XYZ- анализа необходимо распределить категории обоев согласно следующим границам коэффициента вариации: группа Х - коэффициент вариации от 0% до 10% (товары с наиболее устойчивыми объемами продаж); группа Y - коэффициент вариации от 11% до 25% (товары с прогнозируемыми, но изменчивыми объемами продаж); группа Z - коэффициент вариации выше 26% (товары, обладающие случайным спросом).

Для расчета коэффициента вариации по каждой категории обоев целесообразно использовать пакет функций MS Excel, функцию «=СТАНДОТКЛОНП( )/СРЗНАЧ( )». Результаты расчетов представлены в таблице 6.

На основе коэффициентов вариации для каждой категории обоев определяется соответствующая группа (табл. 7).

Группа X - товары с устойчивым спросом и высокими возможностями его прогнозирования (обои виниловые на флизилиновой основе горячего теснения, размер 1,06 м*10 м; обои виниловые на бумажной основе горячего теснения, размер 0,53 м*10 м);

Группа Y - товары, характеризующиеся средними возможностями прогнозирования спроса (обои виниловые на бумажной основе вспененные, размер 0,53 м*10 м; обои виниловые на флизилиновой основе вспененные, размер 1,06 м*10 м);

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем продаж обоев исследуемой организации по кварталам за 2017 г.,

тыс. руб.

Категория виниловых обоев Квартал Итого

1 2 3 4

На бумажной основе вспененные, размер 0,53 м*10 м 1 256,2 1 595,5 1 802,9 1 308,0 5 962,6

На флизилиновой основе горячего теснения, размер 1,06 м*10 м 728,4 654,1 699,2 729,6 2 811,3

На бумажной основе горячего теснения, размер 0,53 м*10 м 386,0 372,1 397,0 352,6 1 507,7

На флизилиновой основе вспененные,размер 1,06 м*10 м 88,8 101,3 155,7 130,3 476,1

На флизилиновой основе под покраску, размер 1 м*25 м 68,3 113,4 131,9 60,5 374,1

На бумажной основе горячего теснения, размер 0,7 м*10 м 31,9 48,5 79,5 44,0 203,9

Источник: составлено авторами по данным организации.

Таблица 6

Коэффициент вариации для каждой категории обоев

Категория виниловых обоев Квартал Коэффициент вариации,0/)

1 2 3 4

На бумажной основе вспененные, размер 0,53 м*10 м, тыс.руб. 1 256,2 1 595,5 1 802,9 1 308,0 15

На флизилиновой основе горячего теснения, размер 1,06 м*10 м, тыс.руб 728,4 654,1 699,2 729,6 4

На бумажной основе горячего теснения, размер 0,53 м*10 м, тыс.руб. 386,0 372,1 397,0 352,6 4

На флизилиновой основе вспененные, размер 1,06 м*10 м, тыс.руб. 88,8 101,3 155,7 130,3 22

На флизилиновой основе под покраску, размер 1 м*25 м, тыс.руб. 68,3 113,4 131,9 60,5 32

На бумажной основе горячего теснения, размер 0,7 м*10 м, тыс.руб. 31,9 48,5 79,5 44,0 35

Источник: составлено авторами по данным организации.

По итогам ХУЪ-анализа можно сделать следующие выводы:

Группа Ъ - товары с нерегулярным спросом, без каких-либо устойчивых тенденций, с невысокой точностью прогнозирования продаж (обои виниловые на флизили-новой основе под покраску, размер 1 м*25 м и на бумажной основе горячего теснения, размер 0,7 м*10 м).

Таблица 7

Результаты xYZ-анализа ассортимента обоев, тыс. руб.

категории виниловых обоев квартал коэф- Группа

фициент

1 2 3 4 ции,%

На бумажной основе вспененные, раз- 1 256,2 1 595,5 1 802,9 1 308,0 15 Y

мер 0,53 м*10 м

На флизилиновой основе горячего 728,4 654,1 699,2 729,6 4 X

теснения, размер 1,06 м*10 м

На бумажной основе горячего теснения, 386,0 372,1 397,0 352,6 4 X

размер 0,53 м*10 м

На флизилиновой основе вспененные, 88,8 101,3 155,7 130,3 22 Y

размер 1,06 м*10 м

На флизилиновой основе под покраску, 68,3 113,4 131,9 60,5 32 Z

размер 1 м*25 м

На бумажной основе горячего теснения, 31,9 48,5 79,5 44,0 35 Z

размер 0,7 м*10 м

Источник: составлено авторами.

Для последующего совмещения результатов ABC- и XYZ- анализов их целесообразно представить в одной таблице (табл. 8).

Таблица 8

Группы исследуемого ассортимента обоев по результатам ABc- и xYZ-анализа

категории виниловых обоев ABC-анализ xYZ-анализ

На бумажной основе вспененные, размер 0,53 м*10 м A Y

На флизилиновой основе горячего теснения, размер 1,06 м*10 м A X

На бумажной основе горячего теснения, размер 0,53 м*10 м B X

На флизилиновой основе вспененные, размер 1,06 м*10 м B Y

На флизилиновой основе под покраску, размер 1 м*25 м C Z

На бумажной основе горячего теснения, размер 0,7 м*10 м C Z

Источник: составлено авторами по данным таблиц 4 и 7.

Далее результаты ABC- и XYZ-анализов совмещаются (табл. 9).

Товары группы АХ и ВХ отличает высокий объем продаж. При этом продажи стабильны и поэтому хорошо прогнозируемы. Нужно обеспечивать постоянное их наличие в ассортименте, но избегая избыточный страховой запас.

Реализация товаров групп AY и BY характеризуется высоким товарооборотом, но недостаточной стабильностью. Как следствие, необходимо обеспечивать постоянное наличие данных товаров, увеличивая страховой запас.

Таблица 9

Совмещенные результаты ABC- и XYZ-анализа исследуемого ассортимента

обоев

АХ: Обои виниловые на флизили-новой основе горячего тесне-ния, размер 1,06м*10м ВХ: Обои виниловые на бумажной основе горячего теснения, размер 0,53м*10м СХ

АУ: Обои виниловые на бумажной основе вспененные,размер 0,53м*10м ВУ: Обои виниловые на флизи-линовой основе вспененные, размер 1,06м*10м СУ

А7 В7 С7: Обои виниловые на флизили-новой основе под покраску, размер 1м*25м; Обои виниловые на бумажной основе горячего теснения, размер 0,7м*10м

Источник: составлено авторами по данным таблицы 8.

Группу CZ образуют товары спонтанного спроса, нередко реализуемые под заказ. Часть этих товаров можно безубыточно удалять из ассортимента. Оставшиеся нуждаются в регулярном контроле, так как из-за них могут образовываться неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, и как следствие - потери. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся [3, с. 232] (Sysoeva, Buzukova, 2018).

Заключение

Таким образом, ABC- и XYZ-анализы с их в целом неглубокой аналитической сущностью, сводящейся к группировке исследуемых данных, способны обеспечить менеджмент организации, как показывает ряд экономических исследований, содержательной информацией для принятия эффективных управленческих решений по ассортименту товаров в различных отраслях [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11] (Panasenko, Krasilnikova, Bazhenov, Cheglov, 2018; Panasenko, Krasilnikova, Bazhenov, Cheglov, Mayorova, 2018; Alekseeva, Andrenov etc., 2018; Kevorkova, Shinkareva, Panasenko, Nikishin, Mayorova, 2018; Murtuzalieva, Panasenko, Slepenkova, Tultaev, Pogorilyak, 2017). Осуществление ABC- и XYZ-анализа относительно неширокого ассортимента товаров возможно без специальных компьютерных программ, достаточно пакета функций MS Excel.

Совмещение этих методов расширяет видение характера вопросов, требующих решений в процессе реализации товаров, что способствует повышению уровня обоснованности решений по управлению реализуемым ассортиментом.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. /

2-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 414 с.

2. Рыжикова Т.Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый анали-

тик. / Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 288 с.

3. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Категорийный менеджмент. Курс управления ассорти-

ментом в рознице. - СПб.: Питер, 2018. - 400 с.

4. Отчеты по продажам исследуемой организации за январь- декабрь 2017 г

5. Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные трен-

ды развития рынков товаров и услуг. - М.: РЭУ имени Г.В. Плеханова, 2018.

6. Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П., Майорова Е.А.

Современные тренды развития рынков товаров и услуг. / Аналитический бюллетень № 2. - М.: РЭУ имени Г.В. Плеханова, 2018.

7. Алексеева Н.В., Андренов Н.Б. и др. Экономические исследования: анализ состо-

яния и перспективы развития. / Том книга 47. - Москва-Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет; Наука: информ, 2018. - 124 с.

8. Kevorkova Z.A., Shinkareva O.V., Panasenko S.V., Nikishin A.F., Mayorova E.A. Prospects for

Russian vending sector development based on consumer preference analysis // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - № 10. - p. 1169-1175.

9. Murtuzalieva T.V., Panasenko S.V., Slepenkova E.V., Tultaev T.A., Pogorilyak B.I. Import

Substitution Strategy and Ways of Marketing, Its Implementation Using the Dairy Industry of the Russian Federation as an Example // Academy of Strategic Management Journal. - 2017. - № 2. - p. 11.

10. Seifullaeva, M.E., Panasenko, S.V., Shirochenskaya, I.P., Tsvetkova, A.B., Yevseyeva, J. Main tendencies and problems of agricultural export and import in Russia under economic sanctions. Espacios.- 2018

REFERENCES:

Alekseeva N.V., Andrenov N.B. i dr. (2018). Ekonomicheskie issledovaniya: analiz sostoyaniya i perspektivy razvitiya [Economic research: analysis of the state and prospects of development] Moskva-Voronezh: Voronezhskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet; Nauka: inform. (in Russian).

Buzukova E.A. (2018). Zakupki i postavschiki. Kurs upravleniya assortimentom v roznitse [Procurement and suppliers. The course of assortment management in retail] SPb.: Piter. (in Russian).

Kevorkova Z.A., Shinkareva O.V., Panasenko S.V., Nikishin A.F., Mayorova E.A. (2018). Prospects for Russian vending sector development based on consumer preference analysis International Journal of Civil Engineering and Technology. 9 (10). 1169-1175.

российское предпринимательство № 112018 (ноябрь)

ЭЭ57

Murtuzalieva T.V., Panasenko S.V., Slepenkova E.V., Tultaev T.A., Pogorilyak B.I.

(2017). Import Substitution Strategy and Ways of Marketing, Its Implementation Using the Dairy Industry of the Russian Federation as an Example Academy of Strategic Management Journal. 16 (2). 11.

Panasenko S.V., Krasilnikova E.A., Bazhenov G.A., Cheglov V.P. (2018). Sovremennye trendy razvitiya rynkov tovarov i uslug [Modern trends in the development of goods and services markets] M.: REU imeni G.V. Plekhanova. (in Russian). Panasenko S.V., Krasilnikova E.A., Bazhenov G.A., Cheglov V.P., Mayorova E.A.

(2018). Sovremennye trendy razvitiya rynkov tovarov i uslug [Modern trends in the development of goods and services markets] M.. (in Russian).

Ryzhikova T.N. (2018). Analiticheskiy marketing: chto dolzhen znat marketingovyy analitik [Analytical marketing: what marketing analyst needs to know] M.: INFRA-M. (in Russian). Sysoeva S.V., Buzukova E.A. (2018). Kategoriynyy menedzhment. Kurs upravleniya assortimentom v roznitse [Category management. The course of assortment management in retail] SPb.: Piter. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.