Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ'

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК / ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ / ПОТРЕБНОСТИ / ПРОДАЖИ / АССОРТИМЕНТ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобарыкина Елена Николаевна, Хохлов Вячеслав Александрович

Целью исследования является определение подходов к осуществлению интегральной оценки ассортимента предприятия на локальном рынке электротехники. При всем многообразии широко используемых методов анализа ассортимента, отмечается их фрагментарность. Существует объективная необходимость в разработке, применении и совершенствовании комплексных методик. Проведен анализ ассортимента электротехнических товаров одного из крупнейших торговых предприятий Республики Крым ООО «Новацентр К», которое осуществляет торговую деятельность в пяти крупных гипермаркетах. Электротехнические товары представлены в 11 товарных группах. Были исследованы частные потребительские характеристики по таким показателям как полнота, широта, новизна и устойчивость ассортимента. Проведенный анализ показал недостаточность полученных данных, для восполнения которых было проведено исследование с использованием метода экспертных оценок. Рассчитанный обобщающий коэффициент потребительской эффективности, свидетельствует о том, что ассортимент ООО «Новацентр К» на локальном рынке электротехнических товаров в целом имеет уровень возможностей для удовлетворения потребительского спроса ниже среднего, что создает предпосылки для разработки мероприятий по его совершенствованию. Проанализирована динамика товарооборота, что позволило выявить различия в сезонности продаж у некоторых групп электротехнических товаров. Кроме сезонных колебаний, были определены и другие факторы, влияющие на продажи данной группы товаров. Для комплексной оценки ассортимента электротехнических товаров ООО «Новацентр К», был проведен каскадный ABC-XYZ-анализ, позволяющий учесть существующую неравномерность спроса и продаж, а также объемы и, соответственно, доходность продаж. Проведенный анализ позволил сформулировать рекомендации по реорганизации ассортимента электротехнических товаров ООО «Новацентр К».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бобарыкина Елена Николаевна, Хохлов Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED ASSESSMENT OF THE COMPANY’S PRODUCT RANGE IN THE LOCAL ELECTRICAL ENGINEERING MARKET

The purpose of the study is to determine approaches to the implementation of an integrated assessment of the company’s product range in the local electrical engineering market. With all the variety of widely used methods of assortment analysis, their fragmentation is noted. There is an objective need for the development, application and improvement of integrated methods. The analysis of the range of electrical products of one of the largest trading enterprises of the Republic of Crimea, Novacenter K LLC, which carries out trading activities in five large hypermarkets, was carried out. Electrical products are presented in 11 product groups. Private consumer characteristics were studied for such indicators as completeness, breadth, novelty and stability of the assortment. The analysis showed the insufficiency of the data obtained, which was supplemented by a study using the method of expert assessments. The calculated generalizing coefficient of consumer efficiency indicates that the range of Novacenter K LLC in the local market of electrical products as a whole has a level of opportunities to meet consumer demand below average, which creates prerequisites for the development of measures to improve it. The dynamics of trade turnover was analyzed, which allowed us to identify differences in the seasonality of sales for some groups of electrical products. In addition to seasonal fluctuations, other factors affecting sales of this group of products were identified. For a comprehensive assessment of the range of electrical products of Novacenter K LLC, a cascade ABC-XYZ analysis was performed, which allows taking into account the existing uneven demand and sales, as well as the volume and, accordingly, the profitability of sales. The analysis made it possible to formulate recommendations for the reorganization of the range of electrical products of Novacenter K LLC.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

УДК [658.8 : 005.21] : [339.13.021 : 663.5] doi 10.37279/2312-5330-2020-4-157-167

Бобарыкина Елена Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Хохлов Вячеслав Александрович,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Bobarykina Elena Nikolaevna,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Khokhlov Viacheslav Aleksandrovich,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs, Institute of Economics and Management (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

INTEGRATED ASSESSMENT OFTHE COMPANY'S PRODUCT RANGE IN THE LOCAL ELECTRICAL ENGINEERING MARKET

Целью исследования является определение подходов к осуществлению интегральной оценки ассортимента предприятия на локальном рынке электротехники. При всем многообразии широко используемых методов анализа ассортимента, отмечается их фрагментарность. Существует объективная необходимость в разработке, применении и совершенствовании комплексных методик.

Проведен анализ ассортимента электротехнических товаров одного из крупнейших торговых предприятий Республики Крым ООО «Новацентр К», которое осуществляет торговую деятельность в пяти крупных гипермаркетах. Электротехнические товары представлены в 11 товарных группах. Были исследованы частные потребительские характеристики по таким показателям как полнота, широта, новизна и устойчивость ассортимента. Проведенный анализ показал недостаточность полученных данных, для восполнения которых было проведено исследование с использованием метода экспертных оценок.

Рассчитанный обобщающий коэффициент потребительской эффективности, свидетельствует о том, что ассортимент ООО «Новацентр К» на локальном рынке электротехнических товаров в целом имеет уровень возможностей для удовлетворения потребительского спроса ниже среднего, что создает предпосылки для разработки мероприятий по его совершенствованию.

Проанализирована динамика товарооборота, что позволило выявить различия в сезонности продаж у некоторых групп электротехнических товаров. Кроме сезонных колебаний, были определены и другие факторы, влияющие на продажи данной группы товаров.

Для комплексной оценки ассортимента электротехнических товаров ООО «Новацентр К», был проведен каскадный ABC-XYZ-анализ, позволяющий учесть существующую неравномерность спроса и продаж, а также объемы и, соответственно, доходность продаж. Проведенный анализ позволил сформулировать рекомендации по реорганизации ассортимента электротехнических товаров ООО «Новацентр К».

Ключевые слова: локальный рынок, электротехнические товары, потребности, продажи, ассортимент, интегральная оценка.

157

The purpose of the study is to determine approaches to the implementation of an integrated assessment of the company's product range in the local electrical engineering market. With all the variety of widely used methods of assortment analysis, their fragmentation is noted. There is an objective need for the development, application and improvement of integrated methods.

The analysis of the range of electrical products of one of the largest trading enterprises of the Republic of Crimea, Novacenter К LLC, which carries out trading activities in five large hypermarkets, was carried out. Electrical products are presented in 11 product groups. Private consumer characteristics were studied for such indicators as completeness, breadth, novelty and stability of the assortment. The analysis showed the insufficiency of the data obtained, which was supplemented by a study using the method of expert assessments.

The calculated generalizing coefficient of consumer efficiency indicates that the range of Novacenter К LLC in the local market of electrical products as a whole has a level of opportunities to meet consumer demand below average, which creates prerequisites for the development of measures to improve it.

The dynamics of trade turnover was analyzed, which allowed us to identify differences in the seasonality of sales for some groups of electrical products. In addition to seasonal fluctuations, other factors affecting sales of this group of products were identified.

For a comprehensive assessment of the range of electrical products ofNovacenter К LLC, a cascade ABC-XYZ analysis was performed, which allows taking into account the existing uneven demand and sales, as well as the volume and, accordingly, the profitability of sales. The analysis made it possible to formulate recommendations for the reorganization of the range of electrical products ofNovacenter К LLC.

Keywords: local market, electrical products, needs, sales, assortment, integrated assessment.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования товарного ассортимента являются неотъемлемой частью аналитической работы торгующего предприятия и представляется задачей, с одной стороны, циклично повторяющейся, рутинной операцией, и важнейшим фактором обеспечения коммерческой успешности торгового предприятия — с другой.

В основе оценки ассортимента предприятия торговли обычно используется большое число разнообразных показателей [2, 3,5]. Они, по большей части, отражают такие характеристики, как состав и соотношение товарных групп и отдельных товаров в товарном портфеле предприятия. Аналитические исследования ассортимента товаров торгового предприятия обычно имеют целью корректировку структуры товарооборота путем выведения неэффективных товарных групп и увеличения предложения товаров, пользующихся повышенным спросом у потребителей [4, 6].

По нашему мнению, наиболее эффективным для решения вопросов совершенствования товарного ассортимента торгующей организации может быть применение интегральной оценки, учитывающей как его важнейшие потребительские характеристики (новизна, устойчивость, полнота, широта), так и предполагающей расчет показателей, позволяющих определить направления совершенствования ассортимента предприятия в целях повышения его коммерческой эффективности. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью настоящего исследования является:

• оценка ассортимента предлагаемых предприятием товаров с точки зрения его важнейших потребительских характеристик: новизны, устойчивости, полноты и широты;

• определение направления совершенствования ассортимента предприятия в целях повышения его коммерческой эффективности и покупательской удовлетворенности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В качестве потребительских характеристик ассортимента в исследовании анализировались показатели ассортимента электротехнических товаров торгового предприятия ООО «Новацентр К», которое представлено несколькими гипермаркетами, размещенными на территории Крыма: гипермаркет №3, г. Севастополь, ул. Отрадная, 15, и гипермаркет № 2, ул. Генерала Мельника, 150. В Симферополе структуры предприятия представлены гипермаркетом №4 по пр. Победы, 245, и гипермаркетом №6, шоссе Объездная- Ялта, 20 [8].

Ассортимент предприятия представлен 11 товарными группами разнообразного электротехнического оборудования, предназначенного для оснащения домов, квартир, бытовых и нежилых помещений. Общее число товарных единиц, предлагаемых потребителям, составляет 11888 наименований (табл. 1).

Исходя из данных таблицы 1 можно сделать общий вывод о том, что ассортимент электротехнических товаров ООО «Новацентр К» достаточен и разнообразен, однако это вывод требует детального анализа. На основе данных по товарным группам, рассчитывались частные потреби-

158

Таблица 1. Ассортимент электротехнических товаров ООО «Новацентр К» (август 2020 г.) *

№ п/п Наименование товарной группы Характеристика Количество товарных единиц

1 Климатические системы Конвекторы, тешовенгиляторы, обогреватели, кондиционеры, климатические комплексы, увлажнители, осушители, ароматизаторы, очистители воздуха, вентиляторы, воздуховоды. 1367

2 Кабельно-проводниковая продукция Провод, кабель, кабельные каналы и короба, трубы пластиковые, изделия для монтажа, арматура для подключения и соединения, изоляционные материалы, дюра-лайт, арматура СИП. 2330

3 Низковольтное оборудование Выключатели, автоматы, контакторы и реле, предохранители, щиты распределительные, стабилизаторы, источники бесперебойного питания, инверторы напряжения. 2300

4 Электромонтажное оборудование Электрофурнитура, регуляторы света, удлинители, фильтры сетевые, трансформаторы, адаптеры, таймеры и реле, датчики движения, звонки, силовые разъемы, патроны, вилки, монтажные коробки, телефония. 1890

5 Конгрольные-приборы Домофоны, счетчики, тестеры, дозиметры 122

6 Элементы питания Батарейки, аккумуляторы, зарядные устройства, фонари. 455

7 Источники света Лампы накаливания (стандартные/ рефлекторные/ декоративные), лампы люминесцентные, галогенные, метал-логалогенные, газоразрядные. 1090

8 Бытовое декоративное освещение Люстры, светильники, торшеры, споты, бра, настольные лампы, плафоны, светильники. 1567

9 Профессиональное декоративное освещение «Модерн LED», «Классический», «Готика», «Европейский хрусталь», «Этно», «Флористика», «Кухонные светильники», «Хрусталь-Китай», «Хай-тек», «Прованс». 135

10 Наружное освещение Светильники садово-парковые, консольные, светильники на солнечных элементах питания, прожекторы. 477

11 Прочее оборудование Бытовые электроприборы, запасные части к ним,, заземления. 155

Всего 11888

* Составлено авторами

тельские характеристики по таким показателям как полнота, широта, новизна и устойчивость ассортимента.

В расчете частного показателя полноты ассортимента сопоставляются его действительная и базовая полнота. На основе первичной информации ООО «Новацентр К» установлено, что гипер-маркеты предприятия могут представить потребителю электротехнические товары, относящиеся к 11 товарным группам, что является действительной полнотой ассортимента (Пд). Согласно данным ОКПД 2 — общероссийского классификатора продукции [7], состав товарных групп по электротехническим товарам и оборудованию включает 19 наименований, что является показателем базовой полноты ассортимента (Пб). Расчет коэффициента полноты ассортимента Кп:

К = ^^ = — = 0,58. п Пб 19

159

Значение показателя 0,58 свидетельствует о вероятности того, что потребительский спрос может быть удовлетворен более, чем на половину, что позволяет рекомендовать дополнительное наполнение основных ассортиментных групп электротехнических товаров ООО «Новацентр К».

Частный показатель широты ассортимента (Кш) определяется соотношением действительной (Шд) и базовой (Шб) широты ассортимента. Действительная широта рассчитана как сумма наименований электротехнических товаров, предлагающихся для продажи гипермаркетами предприятия. Базовая широта учитывает максимально возможное товарное предложение по направлению электротехнических товаров и оборудования:

ш^иш

Шб 24620

Полученное значение 0,48, свидетельствует о недостаточно широком ассортименте электротехнических товаров, что способствует ухудшению результатов деятельности предприятия в целом. Данный факт необходимо учитывать при планировании ассортиментной политики ООО «Новацентр К».

Частный показатель новизны ассортимента и соответствующий коэффициент отражает количество новых изделий (Н), поступивших в продажу за анализируемый период времени (июль-август 2020 г.):

Н 11

К =-=-= 0,002.

Шд 11888

Обновление ассортимента группы электротехнических товаров на предприятии ведется недостаточными темпами, коэффициент новизны составил 0,002.

Выявление товаров, которые пользуются устойчивым спросом, требует проведения маркетинговых исследований методами наблюдения, а также анализа первичной информации о поступлении и реализации товаров. В исследовании для определения показателя устойчивости ассортимента использовались данные опроса сотрудников ООО «Новацентр К» в рамках формирования стратегии развития предприятия. В результате выявлено, что 6258 видов электротехнических товаров, предлагаемых в гипермаркетах предприятия, пользуются стабильным спросом (У). Коэффициент устойчивости К составляет:

К =^ = ^ = 0,53. у Шд 11888

Полученное значение свидетельствует о том, что 53 % всех представленных видов электротехнических товаров пользуются устойчивым спросом у покупателей локального рынка.

Частные показатели потребительской направленности ассортимента являются его важными характеристиками. Вместе с тем, полнота, устойчивость, широта и новизна ассортимента должны поддерживаться в определенном балансе, который предлагается отражать интегральным показателем потребительской эффективности ассортимента. Он показывает, насколько торговый ассортимент ООО «Новацентр К» удовлетворяет реальные потребности совокупного потребителя.

Для оценки значимости каждого из частных показателей потребительской эффективности ассортимента использовался метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступали пятнадцать сотрудников гипермаркета №4 в г. Симферополе, которым было предложено оценить ранг (степень важности) каждого из указанных показателей ассортимента. В результате расчета коэффициентов значимости получены следующие данные:

Вш (весомость широты) = 0,26;

Вп (весомость полноты) = 0,25;

Вн (весомость новизны) = 0,21;

Ву (весомость устойчивости) = 0,28.

Интегральный коэффициент потребительской эффективности ассортимента электротехнических товаров ООО «Новацентр К» (Ки), с учетом определенной экспертами значимости частных показателей, составил:

Ки = (0,26 х 0,48 + 0,25 х 0,58 + 0,21 х 0,002 + 0,28 х 0,53) = 0,42.

160

Таблица 2. Показатели потребительской эффективности ассортимента электротехнических товаров ООО «Новацентр К» *

№ п/п Показатель Формула Характер жтика

1 Широта ассортимента 0,48 Ш Кш - д , где Шд широта деист- •> вительная; Шб —широта базовая. Количество видов, наименований и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.

2 Полнота ассортимента 0,58 Кп = , где Пб — полнота базовая; Пб Пд — полнота действительная Способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

3 Новизна ассортимента 0,002 К„ =-, где Н — количество ноН , вых товаров, поступивших в продажу за определенный период времени; Шд —действительная широта. Способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

4 Устойчивость ассортимента 0,53 у К =-, где У — число моделей, У Шд пользующихся устойчивым спросом у потребителей; Шд — действительная широта ассортимента Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

5 Интегральный коэффициент 0,42 Кр = Вш х Кш +ВП х Кп + Ву х Ку + Вн X Кн, где Вш — коэффициент весомости широты; Вп — коэффициент весомости полноты; Вн — коэффициент весомости новизны; Ву — коэффициент весомости устойчивости. Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов локального рынка.

* Составлено авторами

Обобщающий интегральный коэффициент потребительской эффективности, равный 0,42, свидетельствует о том, что ассортимент ООО «Новацентр К» на локальном рынке электротехнических товаров в целом имеет уровень возможностей для удовлетворения потребительского спроса ниже среднего, что создает предпосылки для разработки мероприятий по его совершенствованию.

Планирование и формирование рационального ассортимента являются важнейшими бизнес-процессами на предприятиях торговли. Ассортиментные решения в торговой организации подчинены достижению триединой задачи — удовлетворение спроса на товары, поддержание на запланированном уровне объемов продаж, получение запланированной прибыли (рис. 1).

Подход к организации этих процессов может быть различным. Если большая часть ассортимента предприятия не имеет выраженной сезонности, достаточно определить количество необходимого для заказа товара на основании продаж за предыдущие периоды методом усреднения. Однако, если в товарообороте более 30 % занимают сезонные товары и / или розничные точки сети имеют существенные различия между собой (по формату, финансовым показателям, ассортименту, целесообразно использовать более совершенные методы анализа.

Основные объемы продаж электротехнических товаров приходятся на апрель-октябрь. Можно утверждать, что данная категория товаров имеет сезонность, которая связана с формированием спроса на строительные товары, поскольку строительство и ремонт всегда сопряжены с мон-

161

авторами)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Динамика товарооборота электротехнических товаров гипермаркета «Новацентр К» (2019 г.) *

Товар Объемы продаж (% к годовому обороту)

месяцы

I II III VI V VI VII VIII IX X XI XII

Источники света 2,67 5,56 6,16 6,04 9,81 10,50 10,46 11,38 11,40 10,36 7,11 8,55

Элементы питания 2,99 5,46 4,23 3,08 4,42 4,58 50,31 5,02 4,83 4,81 1,61 5,71

Контрольное и измерительное оборудование 4,59 7,42 6,96 5,42 7,58 8,89 9,06 8,14 11,32 11,62 4,18 9,83

Кабельно- проводниковая продукция 2,30 6,81 5,90 5,34 8,88 11,57 12,95 12,20 10,41 9,82 5,76 5,72

Наружное освещение 3,75 7,66 8,89 6,38 9,50 11,06 10,78 10,08 9,59 8,26 1,97 6,93

* Составлено авторами

тажом электрооборудования. В частности, товары групп «Наружное освещение» и «Кабельно-проводниковая продукция» являются самыми продаваемыми в летний период. Товары групп «Источники света» и «Контрольное и измерительное оборудование» имеют наивысшие показатели продаж осенью.

Кроме сезонности спроса, на продажи и доходность товаров влияет значительное количество других факторов: регулярность поставок, ценовые акции, колебания цен на аналогичные товары у конкурентов, наличие или отсутствие специальных мер по продвижению и т.д. Все эти факторы будут вызывать колебания продаж. Если ассортимент обновляется часто, то нужно использовать информацию о жизненном цикле товара и анализировать тенденции развития всех новых товарных позиций.

Способом, позволяющим учесть колебания продаж по отдельным ассортиментным позициям, является ХУ2-анализ. В сочетании с методом исследования структуры товарооборота (АВС-анализ) формируется такой инструмент как, каскадный ЛБС-ХУ2-анализ, позволяющий учесть существующую неравномерность спроса и продаж, а также объемы и, соответственно, доходность продаж.

Цель ХУ2-анализа заключается в разделении товаров по группам, в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Результаты применения данного метода позволяют оптимизировать запасы того или иного вида товаров.

ХУ2-анализ основывается на следующем принципе: товары делятся на группы, исходя из значения коэффициента вариации за определенный промежуток времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, который рассчитывается за определенный период (рис. 2).

162

Х товары, спро с на которые стабилен

Y товары с существенными сезонными колебаниями и средними возможностями пр огнозиро вания

Z товары с нестабильным

спросом, на которые практически невозмо жно спрогнозировать спрос

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30%

Рис. 2. Классификация товаров по значению коэффициента вариации при XYZ-анализе (Составлено авторами).

Группа Х включает товары, спрос на которые стабилен. Для таких товаров можно делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.

Группа Y содержит группы товаров с существенными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования. Коэффициент вариации составляет от 10 % до 25 %.

Группа Z состоит из товаров с нестабильным спросом, на которые практически невозможно спрогнозировать спрос. Это могут быть товары, которые привозят по заказу клиентов или те, что недавно поступили в продажу. Коэффициент вариации таких товаров превышает 25 %.

Применение данного метода в условиях ООО «Новацентр К» показало следующие результаты. Объектом анализа стали товарные группы электротехнических товаров. Временной интервал анализа определили данные продаж различных товаров в течении 2019 года (табл. 4).

10%

25%

25%

Таб вацент чица 4. Результаты XYZ-анализа продаж электротехнических товаров предприятия «Но- К» *

№ п/п Наименование товарной группы Коэффициент вариации Группа Хар актеристика группы

1 Источники света 9 % X Товары с наиболее устойчивым спросом

2 Кабельно-проводниковая продукция 10 % X

3 Контрольное и измерительное оборудование 13 % Y Товары с прогнозируемым, но постоянно меняющимся спросом

4 Элементы питания 18 % Y

5 Наружное освещение 21 % Y

* Составлено авторами

Анализ продаж электротехнических товаров гипермаркета «Новацентр К» не выявил товаров группы Z, на которые практически невозможно спрогнозировать спрос.

XYZ-анализ позволяет отобразить колебания спроса по всем продаваемым категориям. Чем стабильнее спрос на товар, тем легче им управлять, тем ниже потребность в товарных запасах и

163

легче планировать движение продукта. На основании этих данных разрабатываются правила формирования ассортимента, определяется частота и величина заказа каждой группы товара, производится расчет страхового запаса.

Знание величины страхового запаса позволяет рассчитать необходимые товарные запасы, частоту поставок и точку безубыточности заказа. Страховой запас защищает от неопределенности в спросе и от перебоев в поставках. Размер страхового запаса имеет вероятностную природу и постоянно поддерживается дополнительно к ожидаемой потребности.

В комплексе с XYZ-анализом в исследовании ассортимента целесообразно использование ABC-анализа, позволяющего выделять структурные товарные группы по принципу дифференциации доходности от продаж. Использование одновременно АВС и XYZ — анализа позволил выявить экономические параметры и рыночные показатели для каждой подгруппы электротехнических товаров гипермаркета «Новацентр К». Кроме того, такой анализ позволяет определить уровень страховых запасов для каждой группы (табл. 5).

Таблица 5. Требования к страховым запасам ассортиментных групп со стабильным спросом (подгруппа Х) *

Уровень запасов, % к дневному расходу

А Б С

ААХ АВХ АСХ ВАХ ВВХ ВСХ САХ СВХ ССХ

100 % 98-100 % Не меньше 95 % 100% 98-100 % Не меньше 95 % 100 % 98-100 % Не меньше 95 %

* Составлено авторами

Аналогичные расчеты проведены для групп У и 2, требования к страховому запасу для них групп приведены в таблице 6.

Таблица 6 Требования к страховым запасам ассортиментных групп Y и Z *

Группа товаров Уровень запасов, % к дневному расходу Требования к поставкам

ААУ 100 % Усиленный контроль за поставками

AAZ, A BY, BAY 98-100 %

ABZ, BAZ 95-98 %

ACY, BBY 95 %

CAY, CAZ 92-95 %

ACZ, BBZ, BCY не менее 93 % Возможны поставки на заказ

BCZ, CBY 10%

CCY, CBZ 15% Поставки на заказ

CCZ 20%

* Составлено авторами

Товары групп CCY, CBZ, CCZ требуют более детального анализа поскольку, там могут быть товары, находящиеся в конце своего жизненного цикла. В этом случае следует рассмотреть вариант исключения их из ассортимента. К группам товаров со стабильным или относительно стабильным спросом в рамках заданного промежутка времени (сезона, квартала, месяца), отнесли: AAX, ABX, AAY, ABY, BAX, BAY, CAX, ACX, ACY, BBX, BBY. Они составляют основу ассортимента ООО «Новацентр К».

Таким образом, проведение ABC-XYZ-анализа позволяет ООО «Новацентр К»: во-первых, повысить эффективность системы управления товарными запасами; во-вторых, реструктурировать ассортимент и сделать его более рациональным; в-третьих, выявить «безусловных лидеров» и «аутсайдеров» среди ассортиментных групп товаров, что позволяет принимать более эффективные управленческие решения.

При структурировании ассортимента, в первую очередь, необходимо обратить внимание на товары групп А и В — они обеспечивают основной товарооборот, и на товары группы Х, обеспе-

164

чивающих стабильность продаж. На основе данных анализа ООО «Новацентр К» предлагается провести следующую реорганизацию ассортимента электротехнических товаров (табл. 7).

Таблица 7. Рекомендации по реорганизации ассортимента электротехнических товаров ООО «Новацентр К» *

Группа Рекомендации

ХА — «Источники света» Группа товаров, обеспечивающая наибольший объем продаж, пользуется стабильным спросом, хорошо прогнозируется. Следует обеспечить постоянное наличие этих товаров в магазине (на складе), не допуская накопления запаса. По товарам этой группы нужно предусмотреть резервного поставщика в случае, возникновения форс-мажорных обстоятельств, ведущих к срыву сроков поставки Страховой зашс не должен быть высоким, но и не ниже 10 %. На группу товаров категории X считаем целесообразным добавить еще 10 % страхового запаса, чтобы сгладить колебания спроса, го скольку коэффициент вариации у них достаточно высокий — 7-10 %.

ХВ — «Кабель-но- проводниковая продукция» Группа характеризуется средним оборотом продаж, стабильностью спроса, прогнозируемыми параметрами. Запас товара должен быть не ниже минимального страхового запаса на уровне 10-15 %, поскольку важно обесгвчшь спрос покупателей и не обмануть их ожвдания. По данной группе необходимо использовать систему снабжения «точно в срок», чтобы избежать накопления зашеа сверх нормы.

УА и УВ — «Измерительное оборудован!©» и «Элементы питания» При высоком товарообороте характеризуются недостаточно стабильным спросом. При отсутствии этих товаров в магазине теряется значительный оборот. Таким образом, для того, чтобы обеспечить постоянное наличие товара из этой группы, необходимо увеличить страховой запас и осуществлять поставки меньше, но более частыми партиями.

Группа УС — «Наружное освещение» Товары условно «малоценные», для которых характерны колебания в продажах. По товарам группы УС можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказ, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся в ООО «Новацентр К» финансовых возможностей

* Составлено авторами

Таким образом, учитывая преимущества и недостатки ABC и XYZ-анализа, можно сделать вывод, что эти методы являются взаимодополняемыми. В то время, как АВС-анализ позволяет оценить вклад конкретного товара в итоговый результат (в общий доход ООО «Новацентр К»), XYZ-анализ оценивает стабильность продаж, позволяет установить отклонения, колебания спроса, нестабильность сбыта. Использование совмещенного каскадного ABC и XYZ анализа позволяет в полной мере оценить весь ассортимент ООО «Новацентр К», на основе чего выработать стратегические и тактические меры по управлению товарной политикой в целом. Это позволит ООО «Новацентр К»:

• выявить приоритетные группы товаров, которые стабильно продаются и приносят основной

доход;

• повысить долю высокорентабельных товаров без нарушения основных принципов ассортиментной политики;

• сформировать ассортимент с минимальными финансовыми, трудовыми и временными затратами;

• гибко и быстро реагировать на изменения предпочтений потребителей;

• обеспечить наличие необходимого ассортимента товаров и тем самым способствовать формированию положительного образа торговой сети у потребителей;

• сократить количество продаж, утраченных вследствие отсутствия необходимых товаров;

• исключить из номенклатуры неликвидные позиции, что позволит высвободить денежные средства, уменьшить складские расходы путем повышения оборачиваемости товарных запасов;

• снизить риски потери товаров в связи с истечением срока годности, финансовых потерь, связанных с дефицитом, затовариванием, потерей потенциальных клиентов, негативным влиянием человеческого фактора;

165

• выработать оптимальную закупочную политику и более точно просчитывать необходимый объем закупок по разным группам товаров.

Все это положительно повлияет на конечный результат деятельности ООО «Новацентр К». ВЫВОДЫ

Концептуализация направлений организационно-экономических преобразований развития локального рынка электротехнических товаров предполагает применение более совершенного подхода к оценке и формированию ассортимента. В качестве такового в исследовании реализован комплексный подход к оценке ассортимента торгового предприятия и определению направлений его совершенствования.

Принципиально важно разделять цели и методы реформирования ассортимента торговой организации:

• показатели потребительской направленности товарного ассортимента позволяют оценить его с точки зрения полноты, широты, устойчивости и новизны, имеющих особое значение для потребителя;

• динамические объемные и стоимостные показатели, характеризующие экономический статус товарных групп и отдельных товаров в реализации коммерческих целей предприятия, позволяют оптимизировать структурное соотношение товаров, их товарные запасы.

В целях углубленного анализа товарного ассортимента предлагается использование каскадного ABC-XYZ-анализа, позволяющего учесть существующую неравномерность спроса и оптимизировать складские запасы. Построена матрица ABC-XYZ-анализа электротехнических товаров ООО «Новацентр К», на ее основе разработаны рекомендации по реорганизации ассортимента электротехнических товаров.

Путем расчётов определено, что ассортимент электротехнических товаров достаточен для того, чтобы потребители смогли приобрести их в соответствии со своими потребностями и материальными возможностями. Однако степень обновления ассортимента электротехнических товаров недостаточна. Интегральный показатель рациональности ассортимента находится на границе ниже среднего, что создает предпосылки для разработки мероприятий по его совершенствованию.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Аблямитова A.J1. Управление оптимизацией товарного ассортимента / A.J1. Аблямитова, C.B. Балко // Интеграция Республики Крым в систему экономических связей Российской Федерации: Материалы XII межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. — Симферополь: Издательство Диайпи, 2016. — С. 174-175.

2. Беспалюк K.M. Вариация научных подходов к управлению бизнес-портфелем предприятия / K.M. Беспа-люк, И.В. Парий //Экономика и предпринимательство. — 2016. —№ 10. — С. 411-416.

3. Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом / С.Е. Елкин // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2015. — №9. — С. 48-55.

4. Коротова М. С. Инновационный подход управлению товарным ассортиментом / М. С. Коротова // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2018. —С. 85-90.

5. Рябова О.Н. К вопросу управления товарным ассортиментом на предприятиях торговли / О.Н. Рябова // Научный поиск. — 2017. — № 2. — С. 53-56.

6. Слащёв Е.В. Оценка эффективности управления товарным ассортиментом предприятия как часть системы стратегического управления / Е.В. Слащёв // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. —2017. —№2. — С. 83-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ОКПД 2 — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности OK 0342014. Утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст [Электронный ресурс]. — Режим доступа: okpd2.ru/wed.htm (дата обращения: 11.11.2020).

8. Официальный сайт ООО «Новацентр К» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: novacentr.com/ (дата обращения: 11.11.2020).

SPISOKLHERATURY

1. Ablyamitova A.L. Upravleniye optimizatsiyey tovarnogo assortimenta / A.L. Ablyamitova, S.V Balko // Integratsiya Respubliki Krym v sistemu ekonomicheskikh svyazey Rossiyskoy Federatsii: Materialy KHII mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. — Simferopol' : Izdatel'stvo Diaypi, 2016. — S. 174-175.

166

2. Bespalyuk K.M. Variatsiya nauchnykh podkhodov k upravleniyu biznes-portfelem predpriyatiya / K.M. Bespalyuk, I.V Pariy // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2016. — №2 10. — S. 411-416.

3. Yelkin S.Ye. Voprosy teorii upravleniya tovarnym assortimentom / S.Ye. Yelkin // Sibirskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal. — 2015. — №2 9. — S. 48-55.

4. Korotova M. S. Innovatsionnyy podkhod upravleniyu tovarnym assortimentom / M.S. Korotova // Rynochnaya transformatsiya ekonomiki Rossii: problemy, perspektivy, puti razvitiya: Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — 2018. — S. 85-90.

5. Ryabova O.N. K voprosu upravleniya tovarnym assortimentom na predpriyatiyakh torgovli / O.N. Ryabova / / Nauchnyy poisk. — 2017. — №> 2. — S. 53-56.

6. Slashchov Ye.V Otsenka effektivnosti upravleniya tovarnym assortimentom predpriyatiya kak chast' sistemy strategicheskogo upravleniya / Ye.V. Slashchov // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. — 2017. — №№ 2. — S. 83-89.

7. OKPD 2 — Obshcherossiyskiy klassifikator produktsii po vidam ekonomicheskoy deyatel'nosti OK 034-2014. Utverzhden Prikazom Rosstandarta ot 31.01.2014 N 14-st [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: okpd2.ru/vved.htm (data obrashcheniya: 11.11.2020).

8. Ofitsial'nyy sayt OOO «Novatsentr K» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: novacentr.com/ (data obrashcheniya: 11.11.2020).

Статья поступила в редакцию 23 ноября 2020 года Статья одобрена к печати 23 декабря 2020 года

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.