Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ABC-XYZ АНАЛИЗА'

УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ABC-XYZ АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
780
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ / ABC-XYZ АНАЛИЗ / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / РОЗНИЧНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТОВАРООБОРОТ / ASSORTMENT MANAGEMENT / ABC-XYZ ANALYSIS / ASSORTMENT POLICY / RETAIL BUSINESS / TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цибулина Евгения Олеговна, Бекетаева Элеонора Аскарбековна

Грамотное управление ассортиментом торгового предприятия предполагает осуществление систематического анализа данных об объемах продаж и пополнении товарных запасов. Для эффективной работы предприятия необходимо понимать, какие группы товаров подлежат ежедневному контролю, а какие - ежемесячному или даже ежеквартальному. В связи с чем, тема исследования является актуальной. В статье, на примере ООО «Фактор», исследована ассортиментная политика розничного торгового предприятия при помощи ABC-XYZ анализа, позволяющего оптимизировать ассортимент, посредством определения соотношения разных товарных категорий по каждой группе и повысить эффективность продаж. По итогам анализа построена матрица, выявлены наименее значимые с точки зрения формирования прибыли, товарные позиции, которые необходимо тщательно контролировать. Таким образом, применение ABC-XYZ анализа дает возможность эффективно корректировать ассортимент; регулировать товарные ресурсы в соответствии с требованиями конъюнктуры рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цибулина Евгения Олеговна, Бекетаева Элеонора Аскарбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE ASSORTMENT OF A RETAIL BUSINESS USING ABC-XYZ ANALYSIS

Competent management of the assortment of a commercial enterprise involves the implementation of systematic analysis of data on sales volumes and replenishment of inventory. In order for the company to work effectively, it is necessary to understand which groups of products are subject to daily control, and which are subject to monthly or even quarterly control. In this regard, the research topic is relevant. In the article, on the example of LLC "Factor", the assortment policy of a retail trade enterprise is studied using ABC-XYZ analysis, which allows optimizing the assortment by determining the ratio of different product categories for each group and improving sales efficiency. Based on the results of the analysis, a matrix is constructed, and the least significant product positions that need to be carefully controlled are identified from the point of view of profit generation. Thus, the use of ABC-XYZ analysis makes it possible to effectively adjust the assortment; regulate commodity resources in accordance with the requirements of market conditions.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ABC-XYZ АНАЛИЗА»

FEATURES OF USING COMPETITION INTENSITY INDICATORS TO ASSESS THE DEGREE OF MONOPOLIZATION OF MARKET POWER

Abstract. The article discusses approaches to assessing the intensity of competition in the market, analyzes the indicators used both in Russia and in world practice to assess the degree of market monopolization. A comparative assessment of the indices recommended in the Russian Antimonopoly legislation for assessing the intensity of competition in the market is given. We consider the features of applying the Concentration Ratios (CRn) and the Herfendahl-Hirschman index (HHI), using the example of the credit institutions market in Russia. The assessment of the degree of concentration of the Russian market of credit institutions, which is characterized as a highly concentrated oligopoly in a competitive environment. Recommendations for conducting an objective assessment of the intensity of competition in the market are offered.

Keywords: Concentration Ratios, market, monopoly, competition, Herfendahl-Hirschman index, Lind index, competition intensity indicator, credit institutions market

УДК 339.37

УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ABC-XYZ АНАЛИЗА Цибулина Евгения Олеговна, студент Бекетаева Элеонора Аскарбековна, студент (e-mail: [email protected]) Научный руководитель: Куликова Оксана Михайловна, к.т.н Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, доцент кафедры экономики и финансов (e-mail: [email protected])

Грамотное управление ассортиментом торгового предприятия предполагает осуществление систематического анализа данных об объемах продаж и пополнении товарных запасов. Для эффективной работы предприятия необходимо понимать, какие группы товаров подлежат ежедневному контролю, а какие - ежемесячному или даже ежеквартальному. В связи с чем, тема исследования является актуальной. В статье, на примере ООО «Фактор», исследована ассортиментная политика розничного торгового предприятия при помощи ABC-XYZ анализа, позволяющего оптимизировать ассортимент, посредством определения соотношения разных товарных категорий по каждой группе и повысить эффективность продаж. По итогам анализа построена матрица, выявлены наименее значимые с точки зрения формирования прибыли, товарные позиции, которые необходимо тщательно контролировать. Таким образом, применение ABC-XYZ анализа дает возможность эффективно корректировать ассортимент; регулировать товарные ресурсы в соответствии с требованиями конъюнктуры рынка.

Ключевые слова: управление ассортиментом, ABC-XYZ анализ, ассортиментная политика, розничное торговое предприятие, товарооборот.

На сегодняшний день, в условиях жесткой конкуренции в сфере товарного обращения ассортиментная политика является главным вектором развития современных ритейлеров. Несбалансированный ассортимент может привести к снижению товарооборота, потери конкурентных преимуществ и, как следствие, к ухудшению финансового состояния предприятия. В связи с чем, тема исследования является актуальной.

Ассортиментная политика - это совокупность действий, направленных на управление ассортиментом, конкурентоспособностью, спросом, целью которого является удовлетворение потребителей. [1] Оптимально сформированный ассортимент повышает доходность предприятия, а также влияет на его дальнейшее развитие. [2] Управление ассортиментом, осуществляется различными методами в зависимости от целей торговли и ролей реализуемых товарных категорий. Поэтому, прежде чем принять управленческое решение необходимо провести анализ ассортимента, предполагающий использование различных концепций.

Группа А -

самые важные ресурсы, приносят максимальную прибыль. На данную группу товаров/ресурсов должны выделяться максимальные инвестиции

(обеспечивает 80% продаж)

ABC

Группа В -

группа товаров/ресурсов, которые обеспечивают стабильные продажу и обеспечивают хорошую

прибыль. Данные ресурсы относительно стабильны в краткосрочной преспективе.

(обеспечивает 15% продаж)

Группа С -

наименее важная группа в компании. Обычно ресурсы группы С тянут компанию вниз, или не приносят дохода.

(обеспечивает 5% продаж)

Рисунок 1 - Характеристика групп ABC - анализа

Качественное управление ассортиментом предприятия предполагает осуществление систематического анализа данных об объемах продаж, наличии запасов, брака и т.п. Для анализа состояния каждой товарной категории требуется значительное время. Именно поэтому, для эффективной работы предприятия необходимо понимать, какие группы товаров подлежат ежедневному контролю, а какие - ежемесячному или даже ежеквартальному. Для определения оптимального соотношения разных товарных

категорий по каждой группе используется совмещенный ЛВС-ХУ7 анализ. Применение ЛВС-анализа позволяет разделить совокупность товарных групп на категории, в зависимости от их доли в товарообороте. Для этих целей товары ранжируют в убывающем порядке по доле в общем объеме продаж. Товары, доля которых составляет 80%, относятся к категории «А» и требуют повышенного внимания, 15% - к категории «В», т.е. имеют среднюю значимость. Оставшиеся товары, доля которых 5% в объеме продаж, входят в категорию «С» и имеют наименьшую ценность для предприятия. [3, с.195-202]

Таблица 1 - Результаты АВС-анализа ассортимента ООО "Фактор"

за 2019г.

Наименование товара Доля в обороте % Доля в обороте с накопительным эффектом Группа

Джинсы 15,6% 15,6% А

Верхняя одежда 14,04% 29,6% А

Джемперы и кардиганы 10,8% 40,4% А

Платья 10,5% 50,9% А

Брюки 9,6% 60,5% А

Блузки и рубашки 8,7% 69,2% А

Топы и майки 5,22% 74,5% А

Футболки и поло 5,2% 79,7% А

Сумки 4,7% 84,4% В

Жакеты и пиджаки 4,55% 88,9% В

Аксессуары (перчатки ремни) 3,9% 92,8% В

Юбки 3,5% 96,3% С

Головные уборы 2,5% 98,8% С

Шорты 1,2% 100% С

Итого 100% - -

ХУ7 - анализ - математико-статистический метод, позволяющий классифицировать товарно-материальные ценности в соответствии с изменением спроса. При проведении ХУ7 - анализа товары также ранжируются на 3 группы - «X», «У» и «7» [3, с.195-202]. Изменчивость спроса на товарно-материальные ценности может быть определена при помощи коэффициента вариации, рассчитанного по формуле 1.

К =

_ \

Где:

К - коэффициент вариации;

-*100%, (1)

xi - значение параметра по оцениваемому элементу за i-период;

X - среднее значение параметра по оцениваемому элементу анализа;

n - число периодов

Далее необходимо произвести сортировку товаров в порядке возрастания коэффициента вариации и установить границы [3, с.195-202]:

- группа «Х»: позиции ассортимента, спрос на которые стабилен во времени (0 - 10%);

- группа «У»: позиции ассортимента, спрос на которые незначительно или предсказуемо меняется во времени (10-25%);

- группа «Z»: позиции ассортимента, спрос на которые меняется во времени значительно и практически непредсказуемо (более 25%).

Рассмотрим применение ABC и XYZ - анализа на примере розничного торгового предприятия ООО «Фактор». Основное направление деятельности компании - розничная торговля одежды и аксессуаров для молодежи. Параметр, по которому проводился АВС-анализ являлся объем продаж в натуральном выражении.

Таблица 2 - Результаты XYZ - анализа ассортимента ООО "Фактор"

за 2019г.

Наименование товара Коэф-т вариации, % Группа

Сумки 5% X

Юбки 7% X

Жакеты и пиджаки 15% Y

Головные уборы 24% Y

Джинсы 25% Y

Брюки 29% Z

Аксессуары (перчатки ремни) 33% Z

Блузки и рубашки 38% Z

Шорты 39% Z

Верхняя одежда 45% Z

Платья 50% Z

Джемперы и кардиганы 69% Z

Футболки и поло 89% Z

Топы и майки 97% Z

Итого - -

По итогу проведения ABC - анализа, можно сделать следующие выводы:

- к «группе А» можно отнести товары приносящие максимальную прибыль (джинсы, верхняя одежда, джемперы и кардиганы, платья, брюки, топы и майки, блузки и рубашки футболки и поло), являющиеся базовыми товарами в гардеробе каждого покупателя и пользующиеся спросом в лю-

бое время года, поэтому на них необходимо выделять максимальные инвестиции;

- к «группе В» относятся товары, обеспечивающие стабильные продажи (сумки, жакеты и пиджаки, аксессуары), но меньшей степени важные для целей торговли и требует обычного контроля;

- к «группа С» относятся малодоходные товары (юбки, головные уборы и шорты).

Для учета колебаний продаж, проведем ХУ7 - анализ.

К «группе X» относятся сумки и юбки, имеющие стабильный спрос. Коэффициент вариации для сумок составил 5%, а значит объем продаж в среднем отклоняется на 5%. Компании следует уделить особое внимание по запасам данных товаров, и контролировать их постоянное наличие.

К «группе У» относятся товары с небольшими колебаниями (жакеты и пиджаки, головные уборы, брюки и джинсы), отклонения от средней величины продаж существует, поэтому прогнозы по данной группе не всегда точны.

К «группе 7» относятся товары, спрос на которые нестабилен, и прогнозировать продажи достаточно сложно, так как велики колебания. К таким товаров относятся: аксессуары, блузки и рубашки, шорты, верхняя одежда, платья, джемперы и кардиганы, футболки и поло, топы и майки. Как правило, эти товары имеют сезонный спрос.

По итогам анализа АВС и ХУ7 строится матрица АВС-ХУ7 (табл.3), после чего выделяются товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля над запасами [4].

Таблица 3 - Матрица АВС-ХУ7

X Y Z

А джинсы верхняя одежда, блузки и рубашки, джемперы и кардиганы, топы и майки, брюки, платья, футболки и поло

В сумки жакеты и пиджаки аксессуары

С юбки головные уборы шорты

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в рассматриваемом торговом предприятии товары, входящие в «группу АХ» не представлены, что свидетельствует о не эффективной проводимой ассортиментной политике. Максимальным спросом, в данном случае, пользуются товары, вошедшие в «группу ЛУ» (джинсы). В связи с чем, их необходимо тщательно контролировать, так как они приносят наибольший доход. Товары, вошедшие в «группу Л7» пользуются нестабильным спросом и нуждаются в активном продвижении с использованием инновационных технологий [5].

Товары, вошедшие в «группу CZ», приносят наименьший доход и имеют самый низкий спрос. Данные товары (шорты) «замораживают» сравнительно небольшую часть денежных средств, поэтому исключать из ассортиментного перечня их не следует, а лишь контролировать объем запаса.

Товары группы BX (сумки) отличаются стабильным спросом, тем не менее, они требуют дополнительного финансирования, так как не отличаются высокой оборачиваемостью.

По результатам анализа были выявлены наименее значимые с точки зрения формирования прибыли, товарные позиции, которые необходимо минимизировать. Для каждой выделенной группы необходимо:

- ежемесячно составлять отчеты по товарам, имеющим низкий спрос, для принятия мер по ускорению их реализации или выведению из ассортиментного перечня;

- провести дополнительный инструктаж торгового персонала по особенностям продаж неликвидных товаров;

- внедрить специальную скидку на неликвидные товары, с целью ускорения их реализации.

- обеспечить инвестирование средств в товары, входящие в «группу А», с целью их бесперебойного поступления в продажу.

Таким образом, применение ABC-XYZ анализа дает возможность:

- ранжировать продукцию по степени ее востребованности и доходности;

- эффективно корректировать ассортиментную политику [6];

- регулировать товарные ресурсы в зависимости от конъюнктуры рынка;

- грамотно планировать и распределять трудовые ресурсы предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Куликова О.М. Мониторинг потребительского рынка РФ / Куликова О.М., Тропы-нина Н.Е., Суворова С.Д. // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. Санкт-Петербург, 2018. С. 139-143

2. Суворова С.Д. Особенности развития оптового сектора российского товарного рынка. Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (2381). С. 109-112

3. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.

4. Аникин, Б.А. Логистика. Теория и практика. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики. Часть 2 : учебник / Аникин Б. А., Родкина Т.А. ред. — Москва : Проспект, 2014. — 602 с. — ISBN 978-5-392-12481-7.

5. Krymov S., Kolgan M., Suvorova S., Martynenko O. DIGITAL TECHNOLOGIES AND TRANSFORMATION OF MODERN RETAIL // В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 2. Сер. "International Scientific Conference "Digital Transformation on Manufacturing, Infrastructure and Service"" 2019. С. 012126. -DOI: 10.1088/1757-899X/497/1/012126

6. Гордеев М.Д. Логистические инновации в сфере электронных технологий на примере программы AMAZON FBA / Гордеев М.Д., Суворова С.Д. // В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2017. С. 33-36

Tsibulina Evgeniya Olegovna, student Beketayeva Eleonora Askarbekovna, student Scientific adviser: Kulikova Oksana Mikhailovna, Ph.D,

Saint Petersburg state University of technology and design, associate Professor of the Department of Economics and Finance

MANAGING THE ASSORTMENT OF A RETAIL BUSINESS USING ABC-XYZ ANALYSIS

Abstract: Competent management of the assortment of a commercial enterprise involves the implementation of systematic analysis of data on sales volumes and replenishment of inventory. In order for the company to work effectively, it is necessary to understand which groups of products are subject to daily control, and which are subject to monthly or even quarterly control. In this regard, the research topic is relevant. In the article, on the example of LLC "Factor", the assortment policy of a retail trade enterprise is studied using ABC-XYZ analysis, which allows optimizing the assortment by determining the ratio of different product categories for each group and improving sales efficiency. Based on the results of the analysis, a matrix is constructed, and the least significant product positions that need to be carefully controlled are identified from the point of view of profit generation. Thus, the use of ABC-XYZ analysis makes it possible to effectively adjust the assortment; regulate commodity resources in accordance with the requirements of market conditions.

Keyword: assortment management, ABC-XYZ analysis, assortment policy, retail business, turnover.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.