Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ КОНЪЮНКТУРА РЫНКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

СОВРЕМЕННАЯ КОНЪЮНКТУРА РЫНКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1274
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА / ВЛИЯНИЕ / ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПТОВАЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ФАКТОРЫ / ИНДЕКС ДЕЛОВОЙ УВЕРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панасенко С.В., Сурай Н.М., Хашир Б.О.

В статье представлен анализ конъюнктуры рынка и ее влияния на торговую деятельность. Отмечено, что главными целями исследования конъюнктуры рынка российских торговых организаций в сложных условиях выхода из пандемии и экономических санкций является регулярное выявление закономерностей и актуальных тенденций развития аспектов анализируемого рынка и определение комплекса мер, необходимых для полного удовлетворения спроса потребителей и оптимального использования имеющихся ресурсов. Выявлено, что основное влияние на торговлю оказывают факторы рыночной конъюнктуры, формирующие «предпринимательский климат», рост цен и снижение индекса предпринимательской уверенности. Достичь сбалансированности спроса и предложения на рынке торговых организаций в современных условиях можно посредством коррекции объемов предложения, а также посредством изменения цен. Учет снижения доходов населения и покупательской способности стимулирует сохранение политики скидок, совершенствования программ лояльности при одновременном внедрении импортозамещающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT MARKET CONDITIONS AND THEIR IMPACT ON TRADING ACTIVITIES

The article presents an analysis of market conditions and its impact on trading activities. It is noted that the main objectives of the study of the market conditions of Russian trade organizations in the difficult conditions of the exit from the pandemic and economic sanctions is the regular identification of patterns and current trends in the development of aspects of the analyzed market and the definition of a set of measures necessary to fully meet consumer demand and optimal use of available resources. It is revealed that the main influence on trade is exerted by the factors of market conditions that form the "entrepreneurial climate", price growth and a decrease in the index of entrepreneurial confidence. It is possible to achieve a balance of supply and demand in the market of trade organizations in modern conditions by correcting the volume of supply, as well as by changing prices. Taking into account the decline in household income and purchasing power encourages the preservation of the discount policy, the improvement of loyalty programs while introducing import-substituting technologies.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ КОНЪЮНКТУРА РЫНКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Современная конъюнктура рынка и ее влияние на торговую деятельность

со см о см

сч

о ш т

X

<

т о х

X

Панасенко Светлана Викторовна

д.э.н., профессор базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, s.v.panasenko@yandex.ru

Сурай Наталья Михайловна

к.т.н., доцент, доцент базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, natalya.mixajlovna.1979@mail.ru

Хашир Бэлла Олеговна

д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и финансов, Кубанский государственный технологический университет, ms.khashir@mail.ru

В статье представлен анализ конъюнктуры рынка и ее влияния на торговую деятельность. Отмечено, что главными целями исследования конъюнктуры рынка российских торговых организаций в сложных условиях выхода из пандемии и экономических санкций является регулярное выявление закономерностей и актуальных тенденций развития аспектов анализируемого рынка и определение комплекса мер, необходимых для полного удовлетворения спроса потребителей и оптимального использования имеющихся ресурсов. Выявлено, что основное влияние на торговлю оказывают факторы рыночной конъюнктуры, формирующие «предпринимательский климат», рост цен и снижение индекса предпринимательской уверенности. Достичь сбалансированности спроса и предложения на рынке торговых организаций в современных условиях можно посредством коррекции объемов предложения, а также посредством изменения цен. Учет снижения доходов населения и покупательской способности стимулирует сохранение политики скидок, совершенствования программ лояльности при одновременном внедрении импортозамещающих технологий. Ключевые слова: рыночная конъюнктура, влияние, торговая деятельность, оптовая, розничная торговля, торговля, экономические санкции, основные тенденции, потребление, факторы, индекс деловой уверенности.

Актуальность исследований конъюнктуры рынка и ее влияния на торговую деятельность имеет высокую значимость, особенно в процессе выхода из пандемии и предельного нарастания экономических санкций, которые привели к максимальному повышению степени неопределенности. В такой ситуации требуется повышение внимания к мониторингу состояния рынка, его трендам, тенденциям, циклическим или случайным событиям. Результаты такого мониторинга позволяют повысить эффективность управления, учесть динамические изменения в экономической обстановке, своевременно внести изменения в стратегические и тактические решения по управлению торговым бизнесом (как сетевого формата в крупных торговых сетях, так и в несетевых торговых организациях среднего и малого бизнеса).

Под рыночной конъюнктурой понимается сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Рыночная конъюнктура указывает на сложившиеся экономические условия, от которых зависит успех хозяйственной деятельности и траектория работы организации [7].

Этой теме и ее отдельным аспектам уделено внимание многих ученых и практиков [4, 5, 8, 16, 20, 21 и др.]. К примеру, количество публикаций в научной электронной библиотеке еНЬга^ по поисковому словосочетанию «рыночная конъюнктура» ежегодно составляет от 500 до 700 публикаций (данные за 2015-2022 годы), а по поисковому слову «конъюнктура» - от 1100 до 1200 публикаций ежегодно (данные за тот же период анализа). В то же время публикаций, посвященных анализу конъюнктуры рынка конкретно торговой деятельности еще пока недостаточно: от 7 в 2015 году до 20 публикаций в 2022 году.

Основная цель анализа конъюнктуры рынка, в том числе в торговле - установить ведущие тенденции развития. В дальнейшем полученные аналитические данные могут широко использоваться в планировании хозяйственной деятельности компаний в соответствующих сферах деятельности, при формировании стратегий, разработке тактических мероприятий по реализации стратегических целей, особенно при выстраивании торговых отношений. В ходе изучения конъюнктуры рынка происходит систематизация данных, устанавливаются сила и масштаб воздействия факторов, активность и величина угроз.

Важно иметь четкое представление как об общеэкономической конъюнктуре, так и отраслевой, а также конъюнктуре отдельного товара (это позволяет в том числе выявить взаимосвязи между данными уровнями конъюнктуры). По такому же принципу определяются и выстраиваются взаимосвязи между текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной рыночной

конъюнктурами. На конъюнктуру рынка оказывают влияние такие факторы, как: варьирование курса рыночной политики, развитие НТП, появление новых видов техники, технологий (особенно цифровых, интеллектуальных), совершенствование и углубление социальной дифференциации потребителей, их уровня дохода и покупательской способности, рост объемов производства товаров и объемов их продаж, а также многие другие факторы.

Анализ публикаций по этой тематике показал, что авторы раскрывают различные аспекты этого направления исследований. Например, Миронова А.В. отмечает, что управление рисками в торговых компаниях, функционирующих в системе рыночной экономики, могут быть рассмотрены в рамках вопроса о стратегии развития компании и влияния наступления риска для долгосрочного развития организации. Изменение конъюнктуры рынка, его динамика и основные тренды - аспекты, важнейшие для учета в управленческой деятельности торговой компании. Основы управления рисками в торговых организация в условиях рыночной экономики включают в себя не только понимание сущности риска, но и его дифференцирование в управлении рисками [9].

В свою очередь, Кастрюлева Л.Е. отмечает, что анализ конъюнктуры рынка необходим, чтобы выявить резервы, повышающие эффективность осуществления торговой деятельности. Ресурсы экономического субъекта будут использоваться эффективнее, организациям будет проще освоить передовой опыт, научно организовать труд, внедрить новую технику в торговый зал, что способствует повышению эффективности использования торговой площади, не допускать излишнего уровня затрат [6].

В свою очередь, Павленко А.С. отмечает, что анализ процесса принятия экономических решений субъектами на фоне влияния конъюнктуры рынка жизненно необходим для принятия решений руководителями бизнес-организаций, ориентированных на повышение показателей экономической деятельности и оптимизацию расходов [12].

Среди важнейших показателей общехозяйственной конъюнктуры товарных рынков можно выделить следующие: динамику национального дохода, валового национального продукта, объем инвестиций, численность работающих в экономике страны, динамику оптовых и розничных цен, индексы инфляции и т.д.

При изучении конъюнктуры рынка торговой организации необходимо учитывать, что розничная торговля в РФ регламентируется несколькими нормативно-правовыми актами. В числе ключевых: Закон о защите прав потребителей, Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2463 об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, ФЗ № 381-фЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты [1, 2].

Выполняя анализ отраслевой конъюнктуры, необходимо обращать внимание на тенденции развития спроса и предложения на данные товары, развитие и удовлетворения потребностей на товары (и связанные с этим процессом торговые услуги). Для этого могут быть использованы экономико-математические методы (корреляционный и регрессионный анализ, факторный, кластерный и частотный анализ и т.д.), экономико-статистические методы (анализ временных рядов, трендовых

моделей, имитационного моделирование и т.д.), методы панельных исследований, опросов, анализа потребительских предпочтений, экспертных оценок и другие методы.

Другими словами, анализ конъюнктуры товарных рынков является важной исследовательской задачей и подразумевает многоуровневый мониторинг с формированием комплексной характеристики экономической ситуации на рынке, уровня сбалансированности между спросом и предложением, уровня рыночной активности, динамики ценам, объемов продаж и т.д.

Состояние конъюнктуры рынка характеризуется через систему показателей, каждый из которых отражает определенную сторону конъюнктуры рынка: масштаб рынка - его емкость, объем операций по купле-продаже товара (товарооборот), число предприятий различных типов, выступающих на рынке, степень сбалансированности рынка, тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.), динамика рынка (изменения основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции), степень деловой активности (заполненность портфеля организаций, число и размер заказов, объем и динамика сделок и т.п.), уровень устойчивости/ колеблемости основных параметров рынка в динамике и пространстве, уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение на рынке), уровень конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность), цикличность рынка, то есть положение рынка в определенной стадии экономического или сезонного цикла.

В качестве примера рассмотрим экономическую ситуацию розничной торговли РФ. Так, в 2021 году оборот розничной торговли составил 39471,72 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 16,5% больше, чем в 2020 году (таблица 1).

Таблица 1

Оборот розничной торговли по Российской Федерации в

Годы Всего В том числе Оборот розничной торговли торгующих организаций Продажа на розничных рынках и ярмарках

продовольственными товарами непродо- воль-ственными товарами

2010 16512047,0 8002168,2 8509878,8 14457153,8 2054893,2

2011 19104336,5 9104324,3 10000012,2 16898443,1 2205893,4

2012 21394526,2 9961361,5 11433164,7 19126304,5 2268221,7

2013 23685913,5 11143008,9 12542904,6 21453829,3 2232084,2

2014 26356237,3 12380805,5 13975431,8 24057249,0 2298988,3

2015 27526793,2 13412264,0 14114529,2 25358189,2 2168604,0

2016 28240884,9 13716580,0 14524304,9 26298361,0 1942523,9

2017 29745535,5 14402840,9 15342694,6 27879584,6 1865950,9

2018 31579371,8 15055431,1 16523940,7 29799468,9 1779902,9

2019 33624303,3 16120770,5 17503532,8 31843525,2 1780778,1

2020 33873660,2 16587173,1 17286487,1 32286817,9 1586842,3

2021 39471720,6 18552108,1 20919612,5 37673097,2 1798623,4

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [11]

На рисунке 1 представлены данные по динамике оборота розничной торговли РФ в 2020-2021 гг.

Как показывают статистические данные, наибольшие изменения в сторону увеличения наблюдались в

2021 году по сравнению с пандемийным 2020 годом, а в

2022 году рост оборота розничной торговли в России значительно замедлился (и в некоторые месяцы 2022 г. показывает отрицательный рост). Так, по данным retail.ru оборот розничной торговли в России в целом в

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м «

2022 году снизился почти на 10% [10]. Относительно показателей 2021 года снижение в продовольственном сегменте в физическом выражении составило 4,3%, в непродовольственном - 14,3%. Это падение частично компенсируется за счет инфляции, но объемы потребления сокращаются. Сокращение затронуло все категории товаров народного потребления. При этом в категории бытовой техники и электроники падение составило порядка 30%, в категории одежды и обуви - свыше 20%. Это обусловлено тем, что в ряде товарных категорий российский рынок покинули ключевые бренды. Постепенно, по мере активизации политики импортозамеще-ния ситуация будет выравниваться [17, 18, 19].

Рисунок 1. - Динамика оборота розничной торговли РФ в 2020-2021 гг., млн. руб.

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [11]

Структура оборота розничной торговли формируется в большей степени за счет оборота розничной торговли торгующих организаций, который в 2022 году составлял 95,4 % (рисунок 2).

Рисунок 3. - Индекс потребительских цен в 2020-2021 гг., в % к предыдущему месяцу

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [11]

В 2022 году индекс потребительских цен составил: в январе 100,99 %, в феврале - 101,17 %, в марте - 107,61 %, в апреле - 101,56 %, в мае - 100,12 %, в июне - 99,65 %, в июле - 99,61 %, в августе - 99,48 %, в сентябре - 100,05 %, в октябре - 100,18 %, в ноябре - 100,37 %. В завершение года - в декабре 2022 г. по сравнению с ноябрем 2022 г. индекс потребительских цен составил 100,78% (по сравнению с декабрем 2021 г. - 111,94%). Как видно из статистических данных, индекс потребительских цен имеет ярко выраженную неровную скачкообразную динамику.

Весьма интересным в рамках рыночной конъюнктуры является и анализ динамики индекса цен отдельно на продовольственные и непродовольственные (рисунок 4).

со см о см

см

о ш т

X

<

т о х

X

95,4

■ ОВоротрозничной торговли торгующих организаций

■ Продажи на розничных эынкахи ярмарках

Рисунок 2. - Структура оборота розничной торговли в 2022 г., %

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [11]

Объем розничной торговли значительно различается по отдельным регионам нашей страны [3, 13, 14, 15]. Так, доля оборота розничной торговли в г. Москве составила 43,5% в 2021 г., что является максимальным значением по стране.

Далее рассмотрим динамику индекса потребительских цен (рисунок 3).

Рисунок 4. - Индекс цен на непродовольственные товары в 2020-2021 гг., в % к предыдущему месяцу Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [11]

Например, индекс цен на непродовольственные товары в декабре 2021 года относительно декабря 2020 года был выше соответствующего значения предыдущего года на 0,5%. В свою очередь, индекс цен на непродовольственные товары в декабре 2022 года составил 100,05 %, что относительно декабря 2021 года составило 112,7 %.

Рост потребительских цен на 0,9% и более в декабре 2022 г. зафиксирован в 43 субъектах Российской Федерации. В наибольшей степени (на 2,1%) - в Ненецком автономном округе в связи с удорожанием услуг (на 6,4%). В Москве цены за месяц выросли на 0,7%, Санкт-Петербурге - на 0,6% (с начала года - прирост цен составил 11,7% и 11,5% соответственно).

Важным в анализе рыночной конъюнктуры является и показатель индекса предпринимательской уверенности (рисунок 5).

Рисунок 5 - Динамика индекса предпринимательской уверенности в торговле, %

Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики [11]

Как показывают данные, индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловую активность предприятий торговли в IV квартале 2022 года составил -9%. На столь значительное уменьшение повлиял спрос и не устойчивость экономической ситуации. Более половины предприятий торговли - 62% ожидают неизменность финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с текущим моментом, 10% - улучшение и 15% - ухудшение. Основным фактором, ограничивающим развитие розничной торговли в нашей стране, является недостаточный платежеспособный спрос [22].

В заключение укажем основные результаты анализа. Установлено, что главными целями исследования конъюнктуры рынка российских торговых организаций в сложных условиях выхода из пандемии и экономических санкций условиях является регулярное выявление закономерностей и актуальных тенденций развития аспектов анализируемого рынка и определение комплекса мер, необходимых для полного удовлетворения спроса потребителей и оптимального использования имеющихся ресурсов. Выявлено, что основное влияние на торговлю оказывают факторы рыночной конъюнктуры, формирующие «предпринимательский климат», рост цен и снижение индекса предпринимательской уверенности. Достичь сбалансированности спроса и предложения на рынке торговых организаций в современных условиях можно посредством сокращения или увеличения объемов предложения, а также посредством изменения цены. Учет снижения доходов населения и покупательской способности в обозримой перспективе будет стимулировать сохранение политики скидок, совершенствования программ лояльности при одновременном внедрении импортозамещающих технологий в торговой деятельности (прежде всего в сфере поставок и логистики).

Литература

1. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

2. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // СПС Консультант Плюс.

3. Баркалая Г.Р., Панасенко С.В. Развитие электронной торговли: Ключевые тренды // Технологическое предпринимательство, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер технологий: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 11 ноября 2021 года. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2021. - С. 33-38.

4. Большанина Н. В. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе изучения потребительского поведения в рамках цифровой трансформации бизнеса // Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы: Коллективная монография / Под редакцией О.Н. Кораблевой [и др.]. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2021. - С. 234-241.

5. Демченко С. К. Влияние потребительского спроса на динамику национальной экономики / С. К. Демченко, М. А. Шмитт, О. С. Демченко // Торговля, сервис, индустрия питания. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 12-19.

6. Кастрюлева Л.Е. Инструментарий маркетинга в анализе конъюнктуры рынков функционирования торговых организаций // В сборнике: Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2022. С. 41-45.

7. Кондратьев Н.Д. План и предвидение. В кн.: Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. - М.: Экономика, 2012. - С. 567-614.

8. Леонова, Ю. Г. Тренды розничного торгового бизнеса в контексте новой парадигмы покупательского поведения // Экономика и предпринимательство. - 2021. -№ 3(128). - С. 778-782.

9. Миронова А. В. Основы управления рисками в условиях неопределенности и стратегическое развитие организации на примере торговых компаний // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 5-2(87). -С. 188-193.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Официальный сайт Retail.ru // https://www. retail.ru/news/oborot-roznichnoy-torgovli-v-rossii-v-2022-godu-snizilsya-pochti-na-10-27-dekabrya-2022-224240/ (дата обращения 18.01.2022).

11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 18.01.2023).

12. Павленко А. С. Влияние конъюнктуры и социального опыта субъекта при принятии экономических решений // Управление, экономика и право: проблемы, исследования, результаты: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 25-26 августа 2022 года / Под научной редакцией К.Б. Герасимова. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. - С. 243-245.

13. Панасенко С.В. Драйвер роста онлайн-торговли в России // В сборнике: Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам VIII международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 30-32.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м «

fO CS

о

CS CS

о ш m

X

<

m о x

X

14. Панасенко С.В., Бойкова А.В., Миронов А.В. Электронная коммерция как часть цифровой экономики // Основные тенденции и перспективы развития экономики в координатах цифровой эры. - 2018. - С. 165-170.

15. Панасенко, С. В., Никанорова А.И. Развитие интернета вещей в российском ретейле // Лизинг. - 2022. -№ 4. - С. 13-20.

16. Потребители меняют ориентиры. Какие глобальные тренды в 2022 году могут влиять на выбор продуктов питания // https://www.agroinvestor.ru (дата обращения 1.11. 2022 г.)

17. Электронная розничная торговля молочной продукцией: совершенствование технологий продаж / С. В. Панасенко, А. В. Бойкова, Хашир Б.О., Таточенко А.Л., Сурай Н.М., Терехова А.А. // Молочная промышленность. - 2022. - № 7. - С. 6-11.

18. Analysis of intangible assets of online stores in Russia / S. Panasenko, O. Karashdiuk, E. Krasil'nikova [et al.] // International Journal of Management. - 2020. - Vol. 11. - No 5. - P. 579-589.

19. Impact of the Pandemic on the Development and Regulation of Electronic Commerce in Russia / S. Panasenko, M. Seifullaeva, I. Ramazanov [et al.] // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. - 2022. - Vol. 13. - No 5. - P. 652-658.

20. Improving the innovative development mechanism of the trade sector / S. V. Panasenko, V. P. Cheglov, I. A. Ramazanov [et al.] // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. - 2021. - Vol. 11. - No 1. - P. 141-146.

21. Intangible Assets of a Trade Organization in the Context of Digital Transformation / V. P. Cheglov, S. V. Panasenko, A. V. Shishkin [et al.] // Webology. - 2021. -Vol. 18. - No Special Issue. - P. 1170-1186.

22. Развитие интернет-торговли в россии в условиях цифровизации / М. Г. Кудинова, Н. М. Сурай, Т. Г. Ели-стратова, Е. В. Уварова // Инновации и инвестиции. -2022. - № 4. - С. 238-243. - EDN KHEOXZ.

Current market conditions and their impact on trading activities Panasenko S.V., Suray N.M., Khashir B.O.

Plekhanov Russian University of Economics, Kuban State Technological University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The article presents an analysis of market conditions and its impact on trading activities. It is noted that the main objectives of the study of the market conditions of Russian trade organizations in the difficult conditions of the exit from the pandemic and economic sanctions is the regular identification of patterns and current trends in the development of aspects of the analyzed market and the definition of a set of measures necessary to fully meet consumer demand and optimal use of available resources. It is revealed that the main influence on trade is exerted by the factors of market conditions that form the "entrepreneurial climate", price growth and a decrease in the index of entrepreneurial confidence. It is possible to achieve a balance of supply and demand in the market of trade organizations in modern conditions by correcting the volume of supply, as well as by changing prices. Taking into account the decline in household income and purchasing power encourages the preservation of the discount policy, the improvement of loyalty programs while introducing import-substituting technologies. Keywords: e-commerce, economic sanctions, key trends, consumption, "Made in Russia" products, the population of Russia, the sphere of commodity marketing.

References

1. Federal Law No. 381-FZ of December 28, 2009 (as amended on July 2,

2021) "On the Fundamentals of State Trade in the Russian Federation" // SPS Consultant Plus.

2. Federal Law of February 7, 1992 No. 2300-1 (as amended on June 11,

2021) "On the Protection of Consumer Rights" // SPS Consultant Plus.

3. Barkalaya G.R., Panasenko S.V. Development of e-commerce: Key trends

// Technological entrepreneurship, commercialization of the results of intellectual activity and technology transfer: Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, Perm, November 11, 2021.

- Perm: Perm National Research Polytechnic University, 2021. - P. 3338.

4. Bolshanina N. V. Increasing the productivity of enterprises based on the

study of consumer behavior in the framework of the digital transformation of business. Korableva [i dr.]. - St. Petersburg: Center for Scientific and Information Technologies "Asterion", 2021. - P. 234-241.

5. Demchenko S.K., Shmitt M.A., Demchenko O.S. Influence of consumer

demand on the dynamics of the national economy // Trade, service, food industry. - 2021. - T. 1. - No. 1. - S. 12-19.

6. Kastruleva L.E. Marketing tools in the analysis of market conditions for the

infrastructure of trade organizations // In the collection: Topical issues in the development of competition policy, using law enforcement practice to suppress unfair competition and inappropriate advertising. Materials of the XII international scientific-practical conference. Voronezh, 2022, pp. 41-45.

7. Kondratiev N.D. Plan and foresight. In: Big cycles of conjuncture and the

theory of foresight. Selected works. - M.: Economics, 2012. - S. 567-614.

8. Leonova Yu.V. D. Trends in the retail trade business in the New Paradigm

of Consumer Behavior // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - No. 3 (128). - S. 778-782.

9. Mironova A. V. Fundamentals of risk management under uncertainty and

strategic development of an organization for managing company assets // Economics and business: theory and practice. - 2022. - No. 5-2 (87). -S. 188-193.

10. Official website Retail.ru // https://www.retail.ru/news/oborot-roznichnoy-torgovli-v-rossii-v-2022-godu-snizilsya-pochti-na-10-27-dekabrya-2022 -224240/ (accessed 01/18/2022).

11. Official website of the Federal State Statistics Service https://rosstat.gov.ru/ (accessed 01/18/2023).

12. Pavlenko A. S. The influence of conjuncture and social experience depends on economic decisions // Management, economics and law: problems, research, results: Collection of articles of the II international scientific and practical conference, Penza, August 25-26, 2022 / Under the scientific edited by K.B. Gerasimov. - Penza: Penza State Agrarian University, 2022. - P. 243-245.

13. Panasenko S.V. Driver of Online Trade Growth in Russia // Collection: The World of the Global Economy and Inclusion: The Role of Biotechnologies and Digital Technologies. Collection of scientific articles on the results of the VIII international scientific and practical conference. Moscow, 2021. S. 30-32.

14. Panasenko S.V., Boikova A.V., Mironov A.V. E-commerce as part of the digital economy // Main observations and prospects for the development of the economy in the coordinates of the digital era. - 2018. - S. 165-170.

15. Panasenko, S.V., Nikanorova A.I. Development of the Internet of things in Russian retail // Leasing. - 2022. - No. 4. - S. 13-20.

16. Consumers are changing their focus. What global trends in 2022 affect the choice of food // https://www.agroinvestor.ru (Accessed 1.11.2022)

17. Electronic retail trade in dairy products: improvement of sales technologies / S. V. Panasenko, A. V. Boikova, Khashir B. O., Tatochenko A. L., Surai N. M., Terekhova A. A. // Dairy industry. - 2022.

- No. 7. - P. 6-11.

18. Analysis of intangible assets of online stores in Russia / S. Panasenko, O. Karashchuk, E. Krasilnikova [et al.] // International Journal of Management. - 2020. - Issue. 11. - No. 5. - S. 579-589.

19. The impact of the pandemic on the development and regulation of ecommerce in Russia / S. Panasenko, M. Seifullaeva, I. Ramazanov [et al.] // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. - 2022. - Issue. 13. - No. 5. - S. 652-658.

20. Improving the mechanism of innovative development of the trade industry / SV Panasenko, VP Cheglov, IA Ramazanov [and others] // Bulletin of Advanced Pharmaceutical Education. - 2021. - Issue. 11. - No. 1. - S. 141-146.

21. Cheglov V. P., Panasenko S. V., Shishkin A. V. [et al.] Intangible assets of a trade organization in the context of digital transformation // Webology. - 2021. - Issue. 18. - No special issue. - S. 1170-1186.

22. Kudinova M. G., Surai N. M., Elistratova T. G., Uvarova E. V. Development of Internet commerce in Russia in the context of digitalization // Innovations and investments. - 2022. - No. 4. - S. 238243. - EDN HEOHS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.