Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1271
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / МАРКЕТПЛЕЙСЫ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панасенко С. В., Теплая Н. А., Сурай Н. М.

В статье рассмотрены функции, которые выполняет электронная торговля (реализация товаров различных компаний на основе использования электронной сети Интернет, организация взаимосвязи между производством и потреблением, поддержание баланса между спросом и предложением товара, сокращение издержек обращения в сфере потребления, проведение маркетинговых исследований и др.). Выделены факторы, которые приводят к увеличению роли и значения электронной торговли в современных условиях, среди них: сильное экономическое влияние последствий пандемии COVID, появление новых Интернет-покупателей или изменение формата их основной рабочей деятельности, значительные преимущества электронной торговли перед традиционной в условиях экономических санкций и снижения покупательской способности, совершенствование трансграничного экспорта, интеграция онлайн и офлайн торговли, расширение ассортимента товаров, внедрение персонализированных предложений при выборе товара для сочетания с ранее приобретенными, развитие мобильного ритейла и другие факторы. Выполнена структуризация выявленных факторов в отдельные блоки. Сформированы выводы о том, что электронная торговля имеет большой потенциал развития, раскрытие которого требует целенаправленных и профессиональных действий с учетом экономических санкций и политики импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF E-COMMERCE IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the functions that e-commerce performs (the sale of goods of various companies based on the use of the electronic Internet, the organization of the relationship between production and consumption, maintaining a balance between supply and demand of goods, reducing the costs of circulation in the field of consumption, conducting marketing research, etc.). The factors that lead to an increase in the role and importance of e-commerce in modern conditions are highlighted, among them: the strong economic impact of the consequences of the COVID pandemic, the emergence of new online buyers or a change in the format of their main work activity, significant advantages of e-commerce over traditional in the face of economic sanctions and reduced purchasing power, improvement of cross-border exports, online integration and offline trading, expanding the range of products, the introduction of personalized offers when choosing a product to combine with previously purchased ones, the development of mobile retail and other factors. The structuring of the identified factors into separate blocks was carried out. Conclusions were formed that e-commerce has a great potential for development, the disclosure of which requires targeted and professional actions taking into account economic sanctions and import substitution policy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Роль и значение электронной торговли в современных условиях

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Панасенко Светлана Викторовна

д.э.н., профессор базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, s.v.panasenko@yandex.ru

Теплая Наила Алигасановна

д.пед.н., доцент, профессор кафедры информационных систем и цифровых технологий, МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ), naila69@mail.ru

Сурай Наталья Михайловна

к.т.н., доцент базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, natalya.mixajlovna.1979@mail.ru

В статье рассмотрены функции, которые выполняет электронная торговля (реализация товаров различных компаний на основе использования электронной сети Интернет, организация взаимосвязи между производством и потреблением, поддержание баланса между спросом и предложением товара, сокращение издержек обращения в сфере потребления, проведение маркетинговых исследований и др.). Выделены факторы, которые приводят к увеличению роли и значения электронной торговли в современных условиях, среди них: сильное экономическое влияние последствий пандемии СОУЮ, появление новых Интернет-покупателей или изменение формата их основной рабочей деятельности, значительные преимущества электронной торговли перед традиционной в условиях экономических санкций и снижения покупательской способности, совершенствование трансграничного экспорта, интеграция онлайн и офлайн торговли, расширение ассортимента товаров, внедрение персонализированных предложений при выборе товара для сочетания с ранее приобретенными, развитие мобильного ритейла и другие факторы. Выполнена структуризация выявленных факторов в отдельные блоки. Сформированы выводы о том, что электронная торговля имеет большой потенциал развития, раскрытие которого требует целенаправленных и профессиональных действий с учетом экономических санкций и политики импортозамещения.

Ключевые слова: электронная торговля, электронная коммерция, маркетплейсы, Интернет-технологии, роль и значение, повышение эффективности, импортозамещение, экономические санкции.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, номер проекта № 20-010-00356.

Актуальность темы, связанной с изучением электронной торговли в современных условиях достаточно высокая. Это связано и со стремительным внедрением технологий, основанных на достижениях научно-технического прогресса, и с влиянием последствий пандемии корона-вируса, благодаря чему электронная торговля получила дополнительный толчок к развитию как в нашей стране, так и в мире.

Проведенное исследование выявило, что классическая роль электронной торговли, как и традиционной (офлайновой) торговли состоит в выполнении следующих функций: реализация товаров различных компаний; организация взаимосвязи между производством и потреблением; доведение товаров до потребителя путем прохождения процессов транспортировки, хранения, приведения поставляемой продукции к товарному виду и др.; поддержание баланса между спросом и предложением товара; сокращение издержек обращения в сфере потребления (преобразование технологий продаж и т.д.); проведение маркетинговых исследований (изучение рынка, формирования цены и т.д.) [4, 18, 19]. Но в отличие от традиционной торговли электронная торговля (или электронная коммерция) относится к обмену товарами и услугами, средствами или информацией между предприятиями и потребителями с использованием электронной сети, то есть Интернета или социальной сети в Интернете. Это означает, что все торговые операции, такие как покупка, продажа, заказ и оплата, осуществляются через Интернет. Именно в этом основная роль и значение электронной торговли - в осуществлении уникальной функции использования для торговли электронной сети Интернет.

В то же время исследование показало, что роль и значение электронной торговли в современных условиях значительно повышается. Это обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, следует отметить сильное экономическое влияние последствий пандемии COVID. Так, по мнению Александрова О.В., Добролюбовой Е.И. если раньше и наблюдались глобальные вспышки заболеваний («свиной грипп», «птичий грипп»), то они не влекли за собой мировые и национальные экономические кризисы, как это произошло в случае в коронавирусной пандемией, в связи с которой кардинально увеличился спрос на цифровые продукты и услуги, в том числе на онлайн-покупки [1].

Аналогично указанным авторам высказываются Бой-кова А.В., Баркалая Г.Р., Хашир Б.О., Таточенко А.Л., Терехова А.А. и др., которые говорят о том, что во время карантинных мер по COVID произошел потребительский шок, и структура спроса изменилась в сторону цифровых услуг и электронной торговли. Благодаря пандемии ускорился процесс цифровизации, и выросла доля он-лайн-торговли в общем объеме торговли, эта тенденция заметна как по продовольственным, так и непродовольственным товарам [2, 3, 16].

Во-вторых, фактором роста роли и значения электронной торговли является появление новых Интернет-покупателей, а также изменение формата их основной рабочей деятельности (например, только за 3 месяца карантина во время пандемии онлайн-покупки начали совершать дополнительно 10 миллионов граждан), это привело к снижение офлайн-покупок и увеличению востребованности доставки товаров на дом, что повысило лояльность потребителей к онлайн-покупкам и эта тенденция сохраняет свою актуальность и на будущий период). В свою очередь, переход работников и учащихся на удаленный формат также оказал серьезное влияние на рост электронной торговли и в дальнейшем (в пост-пандемийный период) определённая часть потребителей будет, как и в период пандемии, рассматривать возможность переехать из крупных городов в более комфортные районы, где ассортимент представлен менее широко, но в которых возможно делать онлайн заказы необходимых товаров [6]. Поэтому можно прогнозировать дальнейшее увеличение географии потребительского спроса, усиления мощности наиболее крупных компаний электронной торговли, а также рост инвестиций для расширения бизнеса.

В-третьих, электронная торговля имеет значительные преимущества перед традиционной в условиях экономических санкций и снижения покупательской способности (уменьшения общего объема потребления). К таким преимуществам относятся: экономия на издержках, работа в формате 24/7, возможность интенсивного использования чат-ботов, искусственных помощников, внедрения технологий обработки больших массивов данных и др. [9, 10, 11].

В-четвертых, среди важнейших факторов роста роли и значения электронной торговли по мнению многих авторов, например, Шайдуллиной В.К., Каращук О.С. Ра-мазанова И.А., Чеглова В.П., следует отметить совершенствование трансграничного экспорта, интеграцию онлайн и офлайн торговли, в рамках которых происходит значительное расширение ассортимента товаров, внедрение персонализированных предложений при выборе товара для сочетания с ранее приобретенными, а также развитие мобильного ритейла [13, 17, 20]. В рамках воздействия этого блока факторов, как отмечает в своей статье Захаров А.Н., маркетплейсы станут драйверами роста онлайн-торговли. На данный момент наиболее крупными игроками являются Озон, Валберис, Сбермегамаркет и другие. Автор перечисляет главные тренды в работе маркетплейсов: возможность индивидуального подхода к потребителю (анализ предыдущих покупок для предложения новинок), совершенствование мобильных платформ, предоставление функции голосового поиска товаров на сайте, введение «дополненной реальности» в работу маркетплейса (возможность «ознакомления» с товаром до совершения покупки), формирование качественной рекламы (описание товара, видеообзоры и т.д.).

В-пятых, в качестве фактора развития роли и значения онлайн-торговли следует указать развитие различных финансовых инструментов (например, карты Озон), и электронной валюты (криптовалюты). Из истории вопроса известно, что данная система была разработана американским ученым Дэвидом Чомом для конфиденциальности оплат и носила название «DigiCash». Однако в дальнейшем криптовалюта получила новый виток в своем развитии в 2009 году, когда была сформирована

платежная система «Биткойн» [5]. Работа данной цифровой валюты децентрализована, т.е. деятельность происходит в общей компьютерной сети, при этом курс валюты зависит от спроса и предложения. В разных странах по-разному относятся к данной системе платежей: в Японии, США и Канаде биткойном расплачиваются в сети криптоматов, а в Непале, Боливии, Бангла-деше и Алжире, наоборот, криптовалюта запрещена, в Китае, России, Индии, Таиланде, Исландии и др. на криптовалюту распространяются ограничения на некоторые сделки [5]. На наш взгляд, необходимо совершенствование законодательного обеспечения криптова-люты как платежной системы для роста цифровизации онлайн-торговли, т.к. криптовалюта отличается безопасностью и простотой использования

В-шестых, фактором роста роли и значения электронной торговли несомненно является применение искусственного интеллекта (ИИ). Шмаль В.Н. выделяет 5 основных направлений, где ИИ может быть использован: для цифровой персонализации (т.е. компании будут стремиться предлагать товар клиенту на основе раннее совершенных покупок), для контент-маркетинга, который направлен на привлечение покупателей в социальных сетях, для для прогнозирования спроса потребителей, для службы поддержки клиентов, т.к. необходимо как можно быстрее отвечать на вопросы пользователей, для реферального маркетинга, представляющего собой инструмент для превращения покупателей в рекламу с помощью рекомендаций в социальных сетях [14].

Помимо искусственного интеллекта Смотрова Т.И. указывает на использование в электронной торговле технологий Big data (больших данных), блокчейна, а также VR и AR (виртуальной и дополненной реальности). На основе опроса ритейлеров выявлено, что самой востребованной технологией является технология развития e-commerce (21% опрошенных), далее следуют мобильные приложения (16%) и замыкает тройку лидеров модернизация сетевой инфраструктуры (13%). Самыми перспективными являются технологии по модернизации сетевой инфраструктуры (26%) и роботизация складов (22%) [12].

Михайлова Ю.В. в части развития VR-технологий упоминает компанию Amazon, которая в 2020 году предоставила возможность пользователям рассмотреть продукт на 360 градусов, благодаря чему теперь 72% покупателей предпочитают приобретать товар у продавцов с инновационными подходами в продажах как Amazon Prime [8]. Этот подход необходимо шире внедрять и в отечественную практику электронной торговли.

В рамках этого фактора роста роли и значения электронной торговли необходимо указать на возможность использования голосовых помощников. Например, Михайлова Ю.В. указывает на отчет Juniper Research, где говорится о том, что к 2023 году в мире будет 8 миллиардов устройств с голосовым помощником, и формирование онлайн-заказа таким способом будет пользоваться спросом у пользователей [8]. Помимо всего прочего необходимо отметить и возможность быстрой доставки товаров до покупателя посредством дронов (например, из зарубежной практики известно, что в августа 2020 года компания Amazon уже получила допуск от Федеральной авиационной администрации США к тестированию коммерческих доставок товаров дронами). Однако по мнению Баянова Т., доставка дронами - дорогая инновация, и в сравнении с грузовиками, способными перевозить крупногабаритные и тяжелые товары,

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

M M

es es o es

o

Ш

m

X

<

m O X X

беспилотники отличаются более высокими затратами [15].

В-седьмых, большое влияние на электронную торговлю оказывает современная социально-политическая ситуация, связанная с экономическими санкциями и политикой импортозамещения, а также тренды потребительского поведения, которые проявляются и имеют тенденцию к пролонгации в таких изменившихся условиях, в том числе указанные в годовом отчете Euromonitor и в исследованиях компании Data Insight [7, 21]. Усиление роли и значения электронной торговли при этом состоит в необходимости обеспечения широкого ассортимента (в основном за счет отечественных товаров и товаров из параллельного импорта), сохранения возможности для совершения потребительского выбора, внесение своего вклада в развитие качества торгового обслуживания посредством развития службы доставки и ее скорости и т.д.

В целом, факторы, которые оказывают влияние на рост роли и значения онлайн-торговли, ее развитие, можно сгруппировать, используя метод структуризации и блочной группировки, в отдельные блоки в зависимости от направления: экономические (экономическая ситуация в стране и мире, налоговая политика, уровень инвестиций и конкуренции на рынке и т.д.); технические (уровень информационных технологий, автоматизации процессов и стандартизации, степень внедрения искусственного интеллекта и обработки больших массивов данных); инфраструктурные (объем и динамика роста Интернет-аудитории, развитие методов электронных платежей, формирование удобства в доставке товаров и т.д.); управленческие (подготовка руководителей в соответствии с развитием онлайн-торговли); правовые (нормативно-правовое регулирование онлайн-тор-говли).

В заключение можно сделать вывод. что электронная торговля имеет большой потенциал развития, раскрытие которого требует целенаправленных и профессиональных действий, особенно с учетом экономических санкций и политики импортозамещения.

Литература

1. Александров О.В. Влияние пандемий на торговлю и пути его минимизации / О.В. Александров, Е.И. Добролюбова // Торговая политика. Trade Policy. 2020. №1/21. С. 7-13.

2. Баркалая Г.Р., Панасенко С.В. Развитие электронной торговли: Ключевые тренды // Технологическое предпринимательство, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер технологий: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 11 ноября 2021 года. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2021. - С. 33-38.

3. Бойкова А.В. Развитие электронной торговли в условиях пандемии COVID-19 / А.В. Бойкова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. №4-1. С. 30-34.

4. Брагин Л.А. Электронная коммерция: учебник / Л.А. Брагин, Г.Г. Иванов, А.Ф. Никишин, Т.В. Панкина. -М.: ИД «ФОРУМ»: Инфра-М, 2020. - С. 9-44.

5. Захаров А.Н. Тенденции развития электронной торговли в международной практике / А.Н. Захаров, Че-хранова Т.А. // Российский внешнеэкономический вестник. Экономика и бизнес №6 - 2019. - С. 102-105.

6. Исследование DataInsight «Рынок eCommerce: прогноз роста 2020-24». - Режим доступа: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_eCommerce2020 _2024.pdf дата обращения: 01.11.2022).

7. Исследование DataInsight «Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2021». - Режим доступа: https:// https://datainsight.ru/eCommerce_2021 (дата обращения 01.11.2022).

8. Михайлова Ю.В. Перспективы развития электронной торговли в мировой экономике / Ю.В. Михайлова, Ю.С. Фролова // European science forum. Международный центр научного партнерства «Новая наука». -2020. С.198-206.

9. Панасенко С.В. Электронная коммерция как часть цифровой экономики / С.В. Панасенко, А.В. Бойкова, А.В. Миронов // Основные тенденции и перспективы развития экономики в координатах цифровой эры. - 2018. - С. 165-170.

10. Панасенко, С. В., Никанорова А.И. Развитие интернета вещей в российском ретейле // Лизинг. - 2022. -№ 4. - С. 13-20.

11. Панасенко С.В. драйвер роста онлайн-торговли в России // В сборнике: Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам VIII международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 30-32.

12. Смотрова Т.И. Тенденции цифровизации в розничной торговле / Т.И. Смотрова, Т.С. Наролина // Эко-номинфо. 2020. Т.17. №1. С. 55-60.

13. Шайдуллина В.К. Состояние и перспективы электронной торговли в России / В.К. Шайдуллина Вестник университета. Экономика и бизнес. - №4, 2019. - С. 118122.

14. Шмаль В.Н. Развитие искусственного интеллекта и перспективные области его применения / В.Н. Шмаль, А.А. Лобанова // Электронный научный журнал «Дневник науки». №12 (48). 2020. - 25 с.

15. Эксперты о доставке дронами от Amazon. - Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/5f4e5d4e9a7947743acf3d 9c (дата обращения: 01.11.2022).

16. Электронная розничная торговля молочной продукцией: совершенствование технологий продаж / С. В. Панасенко, А. В. Бойкова, Хашир Б.О., Таточенко А.Л., Сурай Н.М., Терехова А.А. // Молочная промышленность. - 2022. - № 7. - С. 6-11.

17. Analysis of intangible assets of online stores in Russia / S. Panasenko, O. Karashdiuk, E. Krasil'nikova [et al.] // International Journal of Management. - 2020. - Vol. 11. - No 5. - P. 579-589.

18. Intangible Assets of a Trade Organization in the Context of Digital Transformation / V. P. Cheglov, S. V. Panasenko, A. V. Shishkin [et al.] // Webology. - 2021. -Vol. 18. - No Special Issue. - P. 1170-1186.

19. Impact of the Pandemic on the Development and Regulation of Electronic Commerce in Russia / S. Panasenko, M. Seifullaeva, I. Ramazanov [et al.] // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. - 2022. - Vol. 13. - No 5. - P. 652-658.

20. Improving the innovative development mechanism of the trade sector / S. V. Panasenko, V. P. Cheglov, I. A. Ramazanov [et al.] // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. - 2021. - Vol. 11. - No 1. - P. 141-146.

21. Top 10 Global Consumer Trends 2023 // https://www.euromonitor.com/ (дата обращения 01.11.2022).

The role and importance of e-commerce in modern conditions Panasenko S.V., Tepliaya N.A., Surai N.M.

Russian University of Economics. G.V. Plekhanov Moscow State University

of Technology named after K. G. Razumovsky (PKU) JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article discusses the functions that e-commerce performs (the sale of goods of various companies based on the use of the electronic Internet, the organization of the relationship between production and consumption, maintaining a balance between supply and demand of goods, reducing the costs of circulation in the field of consumption, conducting marketing research, etc.). The factors that lead to an increase in the role and importance of e-commerce in modern conditions are highlighted, among them: the strong economic impact of the consequences of the COVID pandemic, the emergence of new online buyers or a change in the format of their main work activity, significant advantages of e-commerce over traditional in the face of economic sanctions and reduced purchasing power, improvement of cross-border exports, online integration and offline trading, expanding the range of products, the introduction of personalized offers when choosing a product to combine with previously purchased ones, the development of mobile retail and other factors. The structuring of the identified factors into separate blocks was carried out. Conclusions were formed that ecommerce has a great potential for development, the disclosure of which requires targeted and professional actions taking into account economic sanctions and import substitution policy. Keywords: e-commerce, e-commerce, marketplaces, Internet technologies, role and importance, efficiency improvement, import substitution, economic sanctions. References

1. Alexandrov O.V. Influence of pandemics on trade and ways to minimize it

/ O.V. Aleksandrov, E.I. Dobrolyubova // Trade policy. trade policy. 2020. No. 1/21. pp. 7-13.

2. Barkalaya G.R., Panasenko S.V. Development of e-commerce: Key trends //

Technological entrepreneurship, commercialization of the results of intellectual activity and technology transfer: Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, Perm, November 11, 2021. - Perm: Perm National Research Polytechnic University, 2021. - P. 33-38.

3. Boykova A.V. Development of e-commerce in the context of the COVID-19

pandemic / A.V. Boikova // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021. No. 4-1. pp. 30-34.

4. Bragin L.A. E-commerce: textbook / L.A. Bragin, G.G. Ivanov, A.F. Nikishin,

T.V. Pankin. - M .: Publishing House "FORUM": Infra-M, 2020. - P. 9-44.

5. Zakharov A.N. Trends in the development of electronic commerce in

international practice / A.N. Zakharov, Chekhranova T.A. // Russian Foreign Economic Bulletin. Economics and Business No. 6 - 2019. - P. 102-105.

6. DataInsight study "eCommerce Market: Growth Forecast 2020-24". -

Access mode:

https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_eCommerce2020_2024.pdf Access date: 11/01/2022).

7. Datalnsight research "Marketing research E-commerce in Russia 2021". -

Access mode: https:// https://datainsight.ru/eCommerce_2021 (accessed 11/01/2022).

8. Mikhailova Yu.V. Prospects for the development of electronic commerce in

the global economy / Yu.V. Mikhailova, Yu.S. Frolova // European science forum. International Center for Scientific Partnership "New Science". - 2020. P.198-206.

9. Panasenko S.V. Electronic commerce as part of the digital economy / S.V.

Panasenko, A.V. Boikova, A.V. Mironov // Main trends and prospects for the development of the economy in the coordinates of the digital era. -2018. - S. 165-170.

10. Panasenko, S.V., Nikanorova A.I. Development of the Internet of things in Russian retail // Leasing. - 2022. - No. 4. - S. 13-20.

11. Panasenko S.V. growth driver of online commerce in Russia // In the collection: The world in the era of globalization of the economy and the legal sphere: the role of biotechnologies and digital technologies. Collection of scientific articles on the results of the VIII international scientific and practical conference. Moscow, 2021. S. 30-32.

12. Smotrova T.I. Digitalization trends in retail trade / T.I. Smotrova, T.S. Narolina // Ekonominfo. 2020. V.17. No. 1. pp. 55-60.

13. Shaydullina V.K. State and prospects of electronic commerce in Russia / V.K. Shaydullina Bulletin of the University. Economy and business. - No. 4, 2019. - P. 118-122.

14. Shmal V.N. Development of artificial intelligence and promising areas of its application / V.N. Shmal, A.A. Lobanova // Electronic scientific journal "Diary of Science". No. 12 (48). 2020. - 25 p.

15. Amazon Drone Delivery Experts. - Access mode: https://quote.rbc.ru/news/article/5f4e5d4e9a7947743acf3d9c (date of access: 11/01/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Panasenko S.V., Boikova A.V., B.O. Khashir, A.L. Tatochenko, N.M. Surai, A.A. Terekhova. E-retail trade in dairy products: improvement of sales technologies. // Dairy industry. - 2022. - No. 7. - P. 6-11.

17. Analysis of intangible assets of online stores in Russia / S. Panasenko, O. Karashshuk, E. Krasil'nikova [et al.] // International Journal of Management. - 2020. - Vol. 11. - No 5. - P. 579-589.

18. Intangible Assets of a Trade Organization in the Context of Digital Transformation / V. P. Cheglov, S. V. Panasenko, A. V. Shishkin [et al.] // Webology. - 2021. - Vol. 18. - No Special Issue. - P. 1170-1186.

19. Impact of the Pandemic on the Development and Regulation of Electronic Commerce in Russia / S. Panasenko, M. Seifullaeva, I. Ramazanov [et al.] // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. - 2022. - Vol. 13. - No 5. - P. 652-658.

20. Improving the innovative development mechanism of the trade sector / S. V. Panasenko, V. P. Cheglov, I. A. Ramazanov [et al.] // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. - 2021. - Vol. 11. - No 1. - P. 141-146.

21. Top 10 Global Consumer Trends 2023 // https://www.euromonitor.com/ (Accessed 11/01/2022).

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.