Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА / РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Вероника Юрьевна

В статье рассмотрены различные аспекты трансформации поведения субъектов рынка продовольственных товаров под влиянием пандемии COVID-19. Систематизированы основные факторы, вызвавшие изменение моделей поведения покупателей и ритейлеров, обобщены изменения моделей потребительского поведения и стратегий крупных российских торговых компаний. Рассмотрены основные тенденции цифровизации российского ритейла на примере лидеров отрасли. Выделены фундаментальные сдвиги в потребительском поведении, которые с Большой долей вероятности приведут к новым устойчивым моделям поведения. Показано, что Большинство изменений характерны не только для российского продовольственного рынка, но и для рынков продуктов питания зарубежных стран. Результаты исследования будут полезны в первую очередь топ-менеджерам в сфере торговли продуктами питания для корректировки стратегии с учетом изменения моделей поведения покупателей и конкурентов на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернова Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE BEHAVIOR OF FOOD MARKET ENTITIES UNDER THE INFLUENCE OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article examines various aspects of the transformation of the behavior of food market entities under the influence of the COViD-19 pandemic. The main factors that have caused changes in the patterns of behavior of buyers and retailers are systematized, changes in the patterns of consumer behavior and strategies of large Russian trading companies are summarized. The main trends in digitalization of Russian retail are considered on the example of industry leaders. Fundamental shifts in consumer behavior are highlighted, which are likely to lead to new sustainable patterns of behavior. It is shown that most of the changes are characteristic not only of the Russian food market, but also of the food markets of foreign countries. The results of the research will be useful primarily to top managers in the food trade for adjusting the strategy taking into account the changing patterns of behavior of buyers and competitors in the market.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19»

DOI 10.47576/2712-7559 2021 4 1 63

УДК 339.35:330.33.015

Чернова Вероника Юрьевна,

доктор экономических наук, доцент, кафедра международных экономических отношений, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия; кафедра рекламы и связи с общественностью, Государственный университет управления, г. Москва, Россия, е-mail: veronika. urievna@mail.ru

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-191

В статье рассмотрены различные аспекты трансформации поведения субъектов рынка продовольственных товаров под влиянием пандемии COVID-19. Систематизированы основные факторы, вызвавшие изменение моделей поведения покупателей и ритейлеров, обобщены изменения моделей потребительского поведения и стратегий крупных российских торговых компаний. Рассмотрены основные тенденции цифровизации российского ритейла на примере лидеров отрасли. Выделены фундаментальные сдвиги в потребительском поведении, которые с большой долей вероятности приведут к новым устойчивым моделям поведения. Показано, что большинство изменений характерны не только для российского продовольственного рынка, но и для рынков продуктов питания зарубежных стран. Результаты исследования будут полезны в первую очередь топ-менеджерам в сфере торговли продуктами питания для корректировки стратегии с учетом изменения моделей поведения покупателей и конкурентов на рынке.

Ключевые слова: COVlD-19; цифровая трансформация; модели поведения потребителей; стратегии развития бизнеса; рынок продовольственных товаров.

UDC 339.35:330.33.015

Chernova Veronika Yurievna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Department of International Economic Relations, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; Department of Advertising and Public Relations, State University of Management, Moscow, Russia, e-mail: veronika. urievna@mail.ru

CHANGES IN THE BEHAVIOR OF FOOD MARKET ENTITIES UNDER THE INFLUENCE OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article examines various aspects of the transformation of the behavior of food market entities under the influence of the COVID-19 pandemic. The main factors that have caused changes in the patterns of behavior of buyers and retailers are systematized, changes in the patterns of consumer behavior and strategies of large Russian trading companies are summarized. The main trends in digitalization of Russian retail are considered on the example of industry leaders. Fundamental shifts in consumer behavior are highlighted, which are likely to lead to new sustainable patterns of behavior. It is shown that most of the changes are characteristic not only of the Russian food market, but also of the food markets of foreign countries. The results of the research will be useful primarily to top managers in the food trade for adjusting the strategy taking into account the changing patterns of behavior of buyers and competitors in the market.

Keywords: COVID-19; digital transformation; consumer behavior models; business development strategies; food market.

1 Публикация выполнена при поддержке конкурсной программы на выполнение молодыми учеными НИР/НИОКР фундаментального характера для социо-гуманитарных направлений, R.1-F/S-2021, Система грантовой поддержки РУДН в 2021 г

Каждый экономический кризис оставляет свой след в изменении моделей поведения потребителей. В глобальном масштабе появлению модели бережливого производства способствовала Великая депрессия. Нефтяной кризис 1970-х гг. дал старт движению за энергоэффективность и уменьшение влияния на природу [22]. Некоторые модели поведения потребителей, которые возникают в периоды экономической нестабильности, являются временными, воспринимаются населением как вынужденная мера и сменяются на прежние модели поведения. Однако опыт предшествующих кризисов, примеры других стран, а также опросы потребителей позволяют сделать вывод, что большинство моделей поведения сохранится и после окончания кризиса.

Пандемия COVID-19, как совершенно новый по своему воздействию на все сферы жизни вид экономического кризиса, окажет долгосрочное воздействие на поведение потребителей. Уже сейчас видно, что это воздействие будет более разнообразным и дивергентным, чем когда-либо раньше [22]. В свою очередь, изменения в потребительском поведении становятся двигателем долгосрочных изменений в торговле продуктами питания. Эти обстоятельства обозначили цель нашего исследования, которая заключается в систематизация основных изменений в поведении потребителей и продавцов продовольственных товаров под влиянием пандемии.

Рассмотрим поведение потребителей на продовольственном рынке.

Экономический кризис, вызванный распространением СOVID-19, уже третий в России за последние десять лет. И хотя два предыдущих кризиса (мировой финансовый кризис 2008 г. и кризис 2014 г.) имели иные причины, их последствия для населения имеют некоторую общность. В начале кризисов население сталкивается с ускорением темпов падения располагаемых денежных доходов, вызванных ростом курса иностранных валют, внутренних цен, снижением номинальных денежных доходов.

Повторяясь регулярно, кризисы несут в себе огромный обучающий потенциал, формируя новые привычки. Выделяют как минимум пять привычек потребителей, сформированных кризисами: делать запасы продуктов питания; совершать разумные траты; переоценивать свое потребительское поведение; проявлять большую заботу о своем здоровье; использовать новые технологии, облегчающие и упрощающие жизнь [8].

Согласно данным, приводимым в исследованиях поведения потребителей и в современной научной литературе, основными причинами изменения поведения потребителей в период пандемии стали:

1) резкое снижение располагаемых денежных доходов;

2) введение ограничений и мер социального дистанционирования;

3) повышенное внимание к безопасности здоровья;

Рисунок 1 - Реальные располагаемые доходы, потребительские расходы и расходы на продукты питания, в % к предыдущему периоду [8].

4) следование глобальным трендам.

Резкое снижение располагаемых денежных доходов населения после их многолетней стагнации было вызвано сокращением бюджетных расходов, ростом безработицы, усилением экономической нестабильности и неопределенности.

Падение реальных денежных доходов в 2020 г. на 4 % (рис. 1), по прогнозам, может быть перекрыто не ранее 2022 г. [7]. Рост реальных располагаемых доходов населения во втором квартале 2021 г. на 1,7 % в сравнении с аналогичным периодом 2020 г. [9] не возвращает их на доковидный уровень.

Снижение потребительских расходов россиян (на 13 %), как и спад потребления жителями других стран (на 11-26 % в Китае, США и ЕС), стало результатом сокращения расходов на услуги, требующие личных контактов, прежде всего услуг туризма, развлечений и посещения ресторанов [22]. При этом в США и в странах ЕС произошло увеличение уровня сбережений (на 10-20 %), что, как ожидается, приведет к росту потребления после отмены ограничений. Так, в Китае после отмены мер, препятствующих распространению пандемии, потребители снова начали активно тратить, вернувшись к доковидному поведению: питание вне дома, походы в кино и на концерты, внутренний туризм [16].

Однако анализ разных групп населения по возрасту и доходам показал, что восстановление потребления во многих странах является несбалансированным. К примеру, в США домашние хозяйства с низкими доходами либо уже потеряли работу, либо им грозит частичная потеря доходов, в то время как домашние хозяйства с более высоким уровнем доходов выйдут из кризиса в основном финансово благополучными [22].

Замедлению восстановления занятости среди малообеспеченного населения начинает способствовать и рост структурной безработицы в связи с ускоренным внедрением средств автоматизации и цифровых технологий в производственные процессы.

В России рост доли расходов на продукты питания в потребительских расходах с 29,74 % в 2019 г. до 33,24 % в 2020 г. сопрово -ждается снижением покупательной способности денежных доходов в результате продовольственной инфляции 2020-2021 гг.

По данным Росстата и НИУ ВШЭ в первой

половине 2021 г. произошел перелом в негативной тенденции, связанной с коронавиру-сом, что нашло отражение в росте индекса потребительской уверенности на три процентных пункта в сравнении с предыдущим кварталом, а также в заметном улучшении двух его «фактических» составляющих -частных индексов произошедших изменений личного финансового положения граждан и экономической ситуации в стране. Так, улучшение своего материального положения заметили 9 % отпрошенных, еще 10 % ожидают его улучшения в течение года, ухудшение своего материального положение отмечают 37 % опрошенных и 23 % ожидают ухудшения в ближайший год [3].

Важным позитивным фактором, который должен в самое ближайшее время способствовать частичному переходу российских потребителей от сберегательной модели поведения к потребительской, является ожидаемый рост реальных располагаемых доходов населения во второй половине 2021 г., который, по некоторым оценкам, может составить 6-8 %. И хотя в основе этого роста, наряду с фактическим ростом реальных зарплат и доходов, находится низкая база сравнения с аналогичными периодами прошлого года, это может стимулировать потребителей перейти на новую модель поведения [3].

Индекс Future Consumer Index, определяемый компанией EY, не только отслеживает изменение потребительских настроений и поведения с течением времени, но и позволяет выделить четыре группы потребителей [19]:

1) потребители, которые не пострадали от COVID-19, в целом хорошо справляются с ее последствиями, не понесли финансовых потерь и не проявляют беспокойства о будущем (33 %);

2) потребители, которые держатся нормально, но им приходится адаптироваться к ситуации (13 %);

3) потребители, которые столкнулись с трудностями, но справляются с ними (34 %);

4) потребители, образ жизни которых сильно изменился в результате пандемии (10 %).

В ближайшем будущем указанные категории потребителей превратятся в пять групп, среди которых 39 % вернутся к прежней жизни, 35 % продолжат экономить, 14 % будут готовы переплачивать за определенные про-

дукты, 10 % значительно сократят свои расходы и 2 % начнут тратить больше.

Во многих странах власти стимулируют население активнее тратить деньги, однако значительная часть населения предпочитает этого не делать. В общей сложности 64 % потребителей не намерены покупать товары, без которых могут обойтись, а 45 % планируют ограничиваться приобретением товаров первой необходимости [19]. Среди категорий товаров, на которых экономят россияне, в 2019 г. были алкогольные напитки, в 2020 г. -готовая еда, в 2021 г. - досуг [6].

Введение и продление ограничений и мер социального дистанционирования. Одним из очевидных последствий пандемии стала переориентация потребителей на онлайн-покупки. По данным Исследовательского центра компании Делойт в СНГ, доля респондентов, которые хотя бы раз приобретали товары в интернет-магазине, в 2021 г. выросла до 97 % по сравнению с 2019 г. (87 %). Про-

дукты питания в интернет-магазинах в 2021 г. приобретает 64 % респондентов, тогда как в 2019 г. таких было всего 36 % [4]. Почти в два раза выросла доля россиян, пользующихся онлайн-сервисами доставки готовой еды: с 38 % в 2019 г. до 65 % в 2021 г. В Европе интерес потребителей к доставке продуктов питания вырос на 140 %, при этом пиковый рост спроса в Германии составил 370 %, за год спрос на доставку продовольственных товаров вырос на 68 %, в Италии пиковый рост спроса составил 1312 %, за год - 180 %, во Франции - 621 % и 113 % соответственно и в Великобритании - 844 % и 198 % [20].

В июле 2021 г. интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания в России выполнили 18 млн заказов, что в 3,3 раза больше, чем в июле 2020 г. [18]. При этом око -ло 62 % всех заказов выполняются тройкой лидеров, в которую входят Самокат, Яндекс. Лавка и Вкусвилл [18] (рис. 2).

Рисунок 2 - Лидеры по количеству заказов продуктов питания [19]

По прогнозу Data Insight, по итогам 2021 г. российский рынок eGrocery вырастет в 3,6 раза по количеству заказов (до 250 млн заказов) и в 2,6 раза по объему онлайн-продаж (до 335 млрд руб.).

Повышенное внимание к безопасности здоровья выражается не только в переориентации потребителей на онлайн-покупки, изменился сам подход к покупкам. В связи с некомфортностью посещения магазинов для почти половины покупателей (47 %) увеличилась доля тех, кто сократил количество покупок за счет более редкого посещения

магазинов и увеличения объема покупок. Доля таких покупателей во время пандемии выросла в два раза - с 15 % до 28 % [13]. Аналогичные процессы происходят во всех странах. В Испании раз в неделю продукты питания стали покупать 76,5 % потребителей (до пандемии - 35 %), два раза в неделю -13,65 % и почти исчезли ежедневные покупки продуктов питания (1,12 %) [21]. Сокращению частоты посещения магазинов способствовало и приобретение товаров «про запас». Тренд на сокращение посещений продуктовых магазинов, по оценке Делойт, сохранит-

ся в ближайшем будущем. В 2021 г. впервые отмечено сокращение количества россиян, посещающих продовольственные магазины [6].

В ряде исследований отмечены изменения в выбираемых товарных категориях -увеличилось количество покупателей, приобретающих продукты для приготовления еды дома [17].

Следование глобальным трендам. Глобализация и проникновение многонациональных корпораций на новые географические рынки унифицируют поведение потребителей во всем мире. При этом глобализуются как сами товары и услуги, так и методы их продвижения, что неизбежно меняет поведение потребителей на локальных рынках. Такие глобальные факторы, как урбанизация, старение население, изменения в составе домохозяйств, изменение гендерных ролей, рост взаимовлияния потребителей, оказывают воздействие на принятие решений о покупке. Наиболее сильно выраженными глобальными потребительскими трен-

дами являются стремление к безопасности и экологичное потребление [2]. Осознанное потребление и бережное отношение к окружающей среде становятся неотъемлемой частью повседневной жизни многих россиян. В 2021 г. экологичность товара и его упаковки оказывает влияние на выбор продукта почти четверти россиян, а треть покупателей не только отдает предпочтение экологически чистым продуктам, но и готова платить за них более высокую цену [4].

Рассмотрим изменение поведения продавцов продовольственных товаров.

Розничные продавцы (ретейлеры) также существенно меняют свое поведение, в части как реагирования на изменяющиеся требования покупателей, так и опережения и предвосхищения новых запросов потребителей [1].

Крупнейшими продовольственными ри-тейлерами России по итогам 2020 г. являются X5 Retail Group, «Магнит», объединенная компания «Дикси», «Красное & Белое» и «Бристоль» (табл. 1).

Таблица 1 - Крупнейшие продуктовые ритейлеры России по итогам 2020 г. [10]

Продуктовый ритейлер Выручка по итогам 2020 г., млрд руб. Рост выручки за 2020 г., % Количество магазинов на конец 2020 г.

X5 Retail Group 1973 14 17698

«Магнит» 1510 13 21564

Объединенная компания «Дикси», «Красное & Белое» и «Бристоль» 950 18 15858

Лента 438 7 393

Auchan 255 -11 256

Metro CC 204 8 92

Светофор 189 39 1641

О'кей 173 6 195

Монетка 123 11 1680

ВкусВилл 114 38 1252

2020 г. заставил ритейлеров принимать оперативные решения и находить возможности для быстрых изменений, чтобы сохранить устойчивость. Ключевым драйвером роста рынка стало развитие e-commerce сегмента (рост составил 3,6 раза). Так, «Вкус-Вилл» показал рекордный рост выручки на 40 % именно благодаря быстрой адаптации к новым реалиям рынка и развитию онлайн-торговли. Другой сетевой ритейлер «Светофор» достиг таких же высоких показателей роста выручки благодаря позиционированию себя как магазина низких цен, что очень востребовано в условиях падения доходов населения. Другими стратегиями крупных сете-

вых компаний стали развитие бесконтактных вариантов обслуживания покупателей, совершенствование онлайн-взаимодействия, оптимизация логистики.

С целью снижения затрат крупные игроки рынка применяют стратегии экспансии. Так, в мае 2021 г. «Магнит» приобрел «Дикси», а «Лента» поглотила сеть Billa. В результате сделки рыночная доля «Магнита» должна вырасти до 15 %, в том числе в Москве и Московской области - с 3,8 % до 8,2 %, в Санкт-Петербурге - с 13 % до 19,6 % [14].

В целом реакцией отрасли на пандемию стало сокращение числа торговых точек на 62 % (по данным на июль 2021 г.) и снижение

активности входа на российский продовольственный рынок новых международных торговых операторов (спад на 50 %) [11].

В сфере цифровизации российского ри-тейла в 2021 г. можно выделить следующие тенденции [11]: развитие чат-ботов; распространение технологий бесконтактных платежей; массовое внедрение технологий самообслуживания; ускоренное внедрение покупок и доставки продуктов питания онлайн и через мобильные приложения; персонифицированный маркетинг; внедрение цифровых решений для взаимодействия с сотрудниками.

Приоритетными направлениями цифрови-зации компании Х5 Group стали внедрение решений для безопасности покупателей: систем самообслуживания (касс самообслуживания), систем безопасных покупок при помощи мобильного телефона; создание полностью автоматизированных торговых точек; развитие онлайн-сервисов (экспресс-доставки).

Магазины без касс и продавцов (Take&Go) запустила, в сотрудничестве со Сбербанком и Visa, «Азбука вкуса». X5 Group также откры -ла полностью автоматизированный магазин с системой покупок без касс и продавцов. В таких магазинах, которые работают по принципу «умного дома» с использованием технологии IoT (интернета вещей), покупки совершаются самостоятельно.

«ВкусВилл», кроме оперативного решения и внедрения технологии доставки, развивает систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), чат-боты, телефонию, открывает собственные дарксторы (магазин-склад, где хранят товары и собирают заказы для онлайн-магазинов).

В 2020 г. «Лента», кроме развития сервисов самостоятельной оплаты, запустила сервис Click&collect, сервис доставки «Лента онлайн» и решение по навигации в магазине, развивает персонализированные цифровые каналы взаимодействия с покупателями -Lenta-magazine и Lenta-app, которые знакомят с ассортиментом, акциями и делают покупателю персональные предложения.

Кроме цифровизации, крупные игроки продуктового рынка активно экспериментируют с новыми стратегиями. К таким пилотным проектам можно отнести установку постама-тов в сети магазинов. К примеру, X5 Group за-

пустила сеть постаматов 5Post в супермаркетах «Перекресток». Аналогичный проект тестирует и розничная сеть «ВинЛаб» [14].

В 2021 г. в онлайн-ритейле выросло количество фермеров, поставляющих свою продукцию потребителям Москвы и Санкт-Петербурга через Интернет. Так, в четыре раза выросло количество фермеров в Wildberries, удвоилось их число в Ozon Express [15].

Таким образом, вектор экономического развития на ближайшие годы будет определяться ситуацией распространения COVID-19 и ограничениями, связанными с этим. Несмотря на массовую вакцинацию населения во всех странах мира, вирус все еще остается угрозой. По разным оценкам, процесс возврата к доковидным показателям во многих сферах экономики займет от 1-2 лет до 3-5 лет.

Наши результаты показывают, что пандемия и связанный с ней экономический кризис, влияющие на повседневную жизнь людей, вызвали сдвиги в моделях выбора продуктов питания для значительной части населения. Можно ожидать, что изменения в выборе продуктов питании и способах их покупки, произошедшие под влиянием пандемии, частично приведут к новым потребительским привычкам. В целом, ряд изменений являются временными реакциями на кризис, другие изменения указывают на более фундаментальные сдвиги в потребительском поведении.

К таким фундаментальным сдвигам в потребительском поведении можно отнести: все больший уход в онлайн, запрос на удобство приобретения и скорость доставки продуктов питания, стремление к безопасности и забота о здоровье, экологичность продукта и его упаковки.

Нет сомнений, что в новых условиях для получения конкурентных преимуществ продавцам продуктов питания потребуются новые решения и стратегии развития бизнеса. Можно утверждать, что пандемия значительно ускорила процессы цифровизации отрасли торговли продовольственными товарами. В период пандемии в лучшем положении оказались крупные продовольственные ри-тейлеры, которые имели возможности для быстрой разработки и внедрения новых сервисов.

Список литературы

1. Анализ изменений и прогноз поведения потребителей и ретейлеров под влиянием пандемии COVID-19 в России / Е. Ф. Меликова [и др.] // Практический марке -тинг. - 2020. - № 12 (286). - С. 3-12.

2. Демидов, А. Глобальные тренды и российский потребитель 2017 / А. Демидов - URL: https://cdn2. hubspot.net/hubfs/2405078/cms-pdfs/fileadmin/user_ upload/dyna_content/ru/documents/press_releases/2017/ gfk-global-russian-trends-sep_2017_report.pdf (дата обращения: 20.09.2021).

3. Липкинд, Т. М. Потребительские настроения населения во II квартале 2021 года / Т. М. Липкинд, Г В. Ос-тапкович, Л. А. Китрар. - Москва : НИУ ВШЭ, 2021.

4. Метакоммерс. Потребительские тренды россиян в 2021 году. - URL: https://www.metacommerce.ru/blog/ trends2021/ (дата обращения: 20.09.2021).

5. Новиченкова, М. Три кризиса. Как и чему они обучают потребителей / М. Новиченкова. - URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/ documents/2020-05/ipsos_tri_krizisa_novichenkova.pdf (дата обращения: 20.09.2021).

6. Потребительский сектор России 2021. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ -URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/ Documents/consumer-business/russian/consumer-sector-in-Russia-2021.pdf?nc=1 (дата обращения: 20.09.2021).

7. РБК. Экономисты оценили потенциал восстановления реальных доходов россиян. - URL: https:// www.rbc.ru/economics/03/12/2020/5fc775a39a794785e 7e20584 (дата обращения: 20.09.2021).

8. Росстат 2021. Официальная статистика. Население. Уровень жизни. - URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/13397 (дата обращения: 20.09.2021).

9. Росстат 2021. Социально-экономическое положение России. Январь-июнь 2021 года. - URL: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/i1RlgJuR/osn-06-2021. pdf (дата обращения: 20.09.2021).

10. TAdviser 2021. Ритейлеры в пандемию: бурное развитие онлайн-сервисов и систем самообслуживания. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Ритейлеры_в_пандемию:_бурное_разви-тие_онлайн-сервисов_и_систем_самообслуживания (дата обращения: 20.09.2021).

11. TAdviser 2021. Розничная торговля (рынок России). - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Розничная_торговля_(рынок_России) (дата обращения: 20.09.2021).

12.Финам. Рынок продуктового ритейла РФ набирает обороты - URL: https://www.finam.ru/international/imdaily/ riteiylery-gotovy-k-lyubomu-scenariyu-20210526-134957/ (дата обращения: 20.09.2021).

13. Халилов, Д. Российский потребитель: сдержанный оптимизм и новые привычки. Ernst & Young / Д. Халилов. - URL: https://www.ey.com/ru_ru/consumer-products-retail/russian-consumer-behavior-changes (дата обращения: 20.09.2021).

14. X5 раскинет сеть постаматов по «Перекрёсткам». - URL: https://e-pepper.ru/news/x5-raskinet-set-postamatov-po-perekryestkam.html (дата обращения: 20.09.2021).

15. Retail.ru. Инвесторы заинтересовались он-лайн-продажей фермерских продуктов. - URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.retail.ru/news/investory-zainteresovalis-onlayn-prodazhey-fermerskikh-produktov-14-sentyabrya-2021-208917/ (дата обращения: 20.09.2021).

16. Chen G., Enger W., Saxon S., Yu J. 2020. What can other countries learn from China's travel recovery path? - URL: https://www.mckinsey.com/industries/travel-logistics-and-infrastructure/our-insights/what-can-other-countries-learn-from-chinas-travel-recovery-path (дата обращения: 20.09.2021).

17. COVID-19 impact on consumer food behaviours in Europe. COVID-19 study: European food behaviours. -URL: https://www.eitfood.eu/media/news-pdf/COVID-19_ Study_-_European_Food_Behaviours_-_Report.pdf (дата обращения: 20.09.2021).

18. Data Insighte 2021. Grocery в России. Ежемесячный бюллетень № 3. Статистика за июль 2021 г. -URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/eGrocery_ July2021.pdf (дата обращения: 20.09.2021).

19. Ernst & Young. Future Consumer Index: как добить -ся процветания в эпоху экономии. - URL: https://www. ey.com/ru_ru/consumer-products-retail/future-consumer-index--how-to-thrive-in-the-age-of-affordability (дата обращения: 20.09.2021).

20. How COVID-19 is changing the food and beverage industry. A data-based report with a focus on new opportunities driven by a digitalised 'new normal' - URL: https://www. reply.com/en/covid-19-food-and-beverage (дата обращения: 20.09.2021).

21. The impact of COVID-19 lockdown on food priorities. Results from a preliminary study using social media and an online survey with Spanish consumers / L. Laguna [et al.] // Food Qual Prefer. 2020. № 86. P. 104028.

22. Remes J., Kohli S. The Varieties of Consumer Revival. - URL: https://www.project-syndicate.org/ commentary/covid19-uneven-consumer-spending-recovery-by-jaana-remes-and-sajal-kohli-2021-05?barrier=accesspaylog (дата обращения: 20.09.2021).

References

1. Analysis of Changes and Forecast of Consumer and Retailer Behavior under the Influence of the COVID-19 Pandemic in Russia / E.F. Melikova [et al.], Practical marketing, 2020, no. 12 (286), pp. 3-12. (In Russian)

2. Demidov A. Global trends and Russian consumer 2017. URL: https://cdn2.hubspot.net/hubfs/2405078/ cms-pdfs/fileadmin/user_upload/dyna_content/ru/ documents/press_releases/2017/gfk-global-russian-trends-sep_2017_report.pdf (date accessed: 20.09.2020, In Russian).

3. Lipkind T.M., Ostapkovich G.V., Kitrar L.A. Consumer sentiment of the population in the second quarter of 2021. Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2021. (In Russian).

4. Metacommerce. Consumer trends of Russians in 2021. URL: https://www.metacommerce.ru/blog/ trends2021/ (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

5. Novichenkova M. Three crises. How and what they teach consumers. URL: https://www.ipsos.com/sites/ default/files/ct/publication/documents/2020-05/ipsos_tri_ krizisa_novichenkova.pdf (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

6. Consumer Sector in Russia 2021. Research Center of Deloitte in CIS. URL: https://www2.deloitte.com/

content/dam/Deloitte/ru/Documents/consumer-business/ russian/consumer-sector-in-Russia-2021.pdf?nc=1 (date accessed: 20.09. 2021, In Russian).

7. RBC. Economists have assessed the potential for a recovery in the real incomes of Russians. URL: https:// www.rbc.ru/economics/03/12/2020/5fc775a39a794785e 7e20584 (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

8. Rosstat 2021. Official statistics. Population. Standard of living. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (date of access: 20.09.2021, In Russian).

9. Rosstat 2021. Socio-economic situation in Russia. January-June 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/i1RlgJuR/osn-06-2021.pdf (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

10. TAdviser 2021. Retailers in a pandemic: rapid development of online services and self-service systems. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ CTaTbfl:PMTeMnepbi_B_naHfleMMKi:_6ypHoe_pa3BMTMe_ 0HnaMH-cepBMC0B_M_CMCTeM_caM006cnywMBaHMH (date of access: 20.09.2021, In Russian).

11. TAdviser 2021. Retail trade (market of Russia). URL: https://www.tadviser.ru/index.php/CTaTbfl:Po3HMHHafl_ ToproBna_(pbmoK_PoccMM) (date of access: 20.09.2021, In Russian).

12. Finam. The food retail market in the Russian Federation is gaining momentum. URL: https://www. finam.ru/international/iiTidaNy/nteiylery-gotovy-k-lyuboiTiu-scenariyu-20210526-134957/ (date of access: 20.09.2021, In Russian).

13. Khalilov D. Russian consumer: restrained optimism and new habits. Ernst & Young. URL: https://www.ey.com/ ru_ru/consumer-products-retail/russian-consumer-behavior-changes (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

14. X5 will spread a network of postamat stations along the "Perekrostkam". URL: https://e-pepper.ru/news/x5-raskinet-set-postamatov-po-perekryestkam.html (date of access: 20.09.2021, In Russian).

15. Retail.ru. Investors are interested in online sales of

farm products. URL: https://www.retail.ru/news/investory-zainteresovalis-onlayn-prodazhey-fermerskikh-produktov-14-sentyabrya-2021-208917/ (date of access: 20.09.2021, In Russian).

16. Chen G., Enger W., Saxon S., Yu J. 2020. What can other countries learn from China's travel recovery path? URL: https://www.mckinsey.com/industries/travel-logistics-and-infrastructure/our-insights/what-can-other-countries-learn-from-chinas-travel-recovery-path (date accessed: 20.09.2021).

17. COVID-19 impact on consumer food behaviors in Europe. COVID-19 study: European food behaviors. URL: https://www.eitfood.eu/media/news-pdf/COVID-19_ Study_-_European_Food_Behaviours_-_Report.pdf (date accessed: 20.09.2021).

18. Data Insighte 2021. Grocery in Russia. Monthly bulletin # 3. Statistics for July 2021. URL: https:// datainsight.ru/sites/default/files/eGrocery_July2021.pdf (date accessed: 20.09.2021).

19. Ernst & Young. Future Consumer Index: How to Prosper in an Era of Economy. URL: https://www.ey.com/ ru_ru/consumer-products-retail/future-consumer-index--how-to-thrive-in-the-age-of-affordability (date accessed: 20.09.2021).

20. How COVID-19 is changing the food and beverage industry. A data-based report with a focus on new opportunities driven by a digitalised 'new normal'. URL: https://www. reply.com/en/covid-19-food-and-beverage (date accessed: 20.09. 2021).

21. The impact of COVID-19 lockdown on food priorities. Results from a preliminary study using social media and an online survey with Spanish consumers / L. Laguna [et al.], Food Qual Prefer, 2020, no. 86, pp. 104028.

22. Remes J., Kohli S. The Varieties of Consumer Revival. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/ covid19-uneven-consumer-spending-recovery-by-jaana-remes-and-sajal-kohli-2021-05?barrier=accesspaylog (access date: 20.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.