Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1370
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Вероника Юрьевна

В статье проанализирована деятельность многонациональных корпораций пищевой промышленности в России в условиях пандемии. Изучены стратегии их адаптации к условиям кризиса, вызванного COVID-19. Изучена роль иностранных компаний в стабилизации ситуации на рынке продуктов питания, а также рассмотрены пути выхода из сложившегося кризиса. Установлено, что иностранные компании продовольственного рынка не только успешно справились с проблемами и ограничениями, обусловленными борьбой с пандемией, но и оказали существенную поддержку рынку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FOREIGN FOOD PROCESSING COMPANIES IN STABILIZING THE SOCIO-ECONOMIC CRISIS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article analyzes the activities of multinational corporations in the food industry in Russia in the context of a pandemic. The strategies of their adaptation to the conditions of the crisis caused by COVID-19 have been studied. The role of foreign companies in stabilizing the situation on the food market has been studied, and ways out of the current crisis have been considered. It was found that foreign companies in the food market not only successfully coped with the problems and restrictions caused by the fight against the pandemic, but also provided significant support to the market.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_2_52 УДК 330.33.01

РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

COVID-191

Чернова Вероника Юрьевна,

доктор экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия; доцент кафедры рекламы и связи с общественностью, Государственный университет управления, г. Москва, Россия, е-mail: veronika. urievna@mail.ru

В статье проанализирована деятельность многонациональных корпораций пищевой промышленности в России в условиях пандемии. Изучены стратегии их адаптации к условиям кризиса, вызванного COVID-19. Изучена роль иностранных компаний в стабилизации ситуации на рынке продуктов питания, а также рассмотрены пути выхода из сложившегося кризиса. Установлено, что иностранные компании продовольственного рынка не только успешно справились с проблемами и ограничениями, обусловленными борьбой с пандемией, но и оказали существенную поддержку рынку.

Ключевые слова: коронавирус; многонациональные корпорации; иностранные компании; продовольственный рынок.

UDC 330.33.01

THE ROLE OF FOREIGN FOOD PROCESSING COMPANIES IN STABILIZING THE SOCIO-ECONOMIC CRISIS DURING

THE COVID-19 PANDEMIC

Chernova Veronika Yurievna,

Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of International

Economic Relations, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia;

Associate Professor, Department of Advertising and Public Relations, State

University of Management, Moscow, Russia, e-mail: veronika.urievna@mail.ru

The article analyzes the activities of multinational corporations in the food industry in Russia in the context of a pandemic. The strategies of their adaptation to the conditions of the crisis caused by COVID-19 have been studied. The role of foreign companies in stabilizing the situation on the food market has been studied, and ways out of the current crisis have been considered. It was found that foreign companies in the food market not only successfully coped with the problems and restrictions caused by the fight against the pandemic, but also provided significant support to the market.

Keywords: coronavirus; multinational corporations; foreign companies; food market.

1 Публикация выполнена при поддержке конкурсной программы на выполнение молодыми учеными НИР/НИОКР фундаментального характера для социо-гуманитарных направлений, R.1-F/S-2021, Система грантовой поддержки РУДН в 2021 г

Пищевая промышленность России оказалась одной из наименее пострадавших отраслей экономики в период пандемии COVID-19. Тем не менее падение курса рубля, снижение покупательской способности населения и изменение поведения потребителей, закрытие предприятий сегмента HoReCa и снижение объемов госзакупок, введение новых санитарных мер и нарушения логистики привели к возникновению ряда проблем.

Новые обязательные санитарные меры вызвало рост издержек производства в связи с необходимостью приобретения средств защиты, увеличением времени производства продукции из-за организации социальной дистанции и проведения полной проверки состояния здоровья сотрудников предприятий [16]. Введение пропускного режима на территории страны между регионами, закрытие границ, обязательные проверки на границах регионов и пунктах досмотра увеличили сроки доставки продукции и сырья для производства. Кроме того, предприятия пищевой промышленности столкнулись с нехваткой рабочей силы в связи с болезнью сотрудников. Предприятия общественного питания и гостиницы являются значимым каналом сбыта для многих сегментов пищевой промышленности. Особенно сильно сокращение поставок в сегмент HoReCa отразилось на производителях напитков, полуфабрикатов, молочной и мясной промышленности.

Введение режима самоизоляции вызвало

быструю смену поведения потребителей: от ажиотажного спроса на продукты длительного срока хранения до режима экономии. Снижение доходов населения из-за потери работы, нахождения в неоплачиваемом отпуске существенно снизили покупательскую способность, что привело к сокращению объемов приобретения продуктов питания и отказу от покупок товаров не первой необходимости.

Процесс стабилизации рынка в период ограничений COVID-19 потребовал активного участия всех представителей отрасли. В пищевой промышленности России значительную долю занимают многонациональные компании (МНК). Предприятия МНК являются ключевыми игроками в отрасли с высокой степенью локализации производств, и их деятельность в условиях санкций рассматривается как условие обеспечения продовольственной безопасности [28].

В связи с этим научный и практический интерес представляет анализ деятельности предприятий МНК пищевой промышленности в условиях пандемии, изучение стратегий их адаптации к новым условиям и роли в преодолении кризиса.

Иностранные многонациональные компании достаточно широко представлены на российском рынке продуктов питания и, хотя доли их продаж в отрасли не так велики, по отдельным товарным группам они превышают 60-90 % (табл. 1).

Таблица 1 - Крупнейшие многонациональные компании на российском рынке продуктов питания

МНК Доля МНК на российском рынке, %

Пепсико Холдингс/PepsiCo 6,65 % (на молочном рынке) [6], вместе с Кока-кола 60 % отраслевой выручки соков и безалкогольных напитков

Нестле Россия/Nestle кофе в капсулах - 71,4 %, готовые завтраки - 45,6 %, кулинария - 42,5 %, детское питание - 35,2 %, растворимоый кофе - 31,1 %, корма для домашних животных - 31,2 %, каши моментального приготовления - 23,2 %, кондитерские изделия - 13,9 % [7]

Марс, Ригли/Mars совместно с Nestle - 90 % кормов для животных [26]

Данон Трейд/Danone 6,57 % молочного рынка [6]

Макдоналдс и Москва-Макдо-нальдс/McDonald's 7 % ресторанного рынка [17]

Балтика/Carlsberg Group 27 % пивного рынка [20]

ККЭБСЕ/Coca-Cola Hellenic Bottling вместе с Пепсико 60 % отраслевой выручки соков и безалкогольных напитков [1]

Мон Дэлис Русь/Mondelez International 11,5 % рынка шоколадных изделий [5]

Из-за пандемии коронавируса в 2020 г. рестораны и другие заведения общественно-

многонациональные компании столкнулись го питания, на которые приходится значимая

со снижением выручки. В условиях пандемии доля реализации продуктов питания. Так,

во многих странах мира были закрыты бары, оборот компании Danone в 2020 г. снизился

на 6,6 % [12]. По итогам второго квартала 2020 г., на который пришелся самый разгар пандемии, продажи Coca-Cola упали на 28 %, чистая прибыль снизилась на 32 % [24]. Давление на продажи главным образом оказало падение объемов в ресторанах, кафе, кинотеатрах, спортивных мероприятиях, что является прямым следствием социальной изоляции после вспышки эпидемии. Негативное влияние оказала и валютная динамика [19].

Введение режима самоизоляции способствовало значительному изменению потребительских привычек россиян. С марта 2020 г. большинство населения России было переведено на режим самоизоляции и удаленную работу. В связи с этим наблюдался значительный рост количества заказов на доставку продуктов питания: в период с марта 2020 г. по февраль 2021 г. этот показатель вырос в три раза по сравнению с предшествующим периодом. При этом в мае 2020 г. был зафиксирован максимальный месячный прирост в 4,1 раза.

В ответ на новые вызовы рынка компании «Макдоналдс» удалось максимально оперативно перестроить внутренние процессы и изменить форматы работы. Для того чтобы справиться с пиковыми нагрузками, компания предложила своим сотрудникам работу в доставке совместно с Delivery Club. Всего за время пандемии почти 90 % предприятий «Макдоналдс» стали доставлять заказы потребителям, а в Москве открылись первые предприятия с отдельными комнатами для выдачи заказов курьерам. Помимо доставки, потребители стали чаще брать еду в кафе и ресторанах навынос. Особенно ярким примером стал сервис «МакАвто», с помощью которого число заказов увеличилось на 31 %. В пиковые периоды рост достигал 53 %, в не -которых предприятиях на «МакАвто» обслуживалось более 200 машин в час [11].

До пандемии, чтобы не допустить резкого роста цен и поддержать спрос на фоне сниже -ния доходов, компании пищевой промышленности на протяжении нескольких лет уменьшали размеры упаковок [21]. Вынужденная самоизоляция изменила модель потребления. Компании Danone и PepsiCo отметили изменение привычек потребителей во время пандемии - люди стали больше готовить дома, сократилось потребление «на ходу». В разгар ограничений по коронавирусу люди

стремились приобрести упаковки продуктов большего размера, чтобы реже ходить в магазин из соображений безопасности. Роль сыграло и то, что потребители стали больше экономить, а при покупке большой упаковки единица товара обходится дешевле.

Исследование, проведенное Mondelez International, выявило еще одно изменение в поведении потребителей после введения режима самоизоляции - возрастание роли перекусов в жизни потребителей во всем мире. По мнению российских респондентов, принимавших участие в опросах, снеки стали «спасательным кругом» во время пандемии (41 %) и останутся частью их «новой нормы питания» в будущем (45 %) [14].

Работа из дома способствовала росту спроса на продукты, подходящие для быстрых и легких перекусов, когда человеку не нужно готовить. PepsiCo обогнала своего конкурента Coca-Cola по показателям квартальных итогов благодаря своевременной реакции на изменившийся спрос среди потребителей. По словам представителей компании, было снижено количество производимых напитков, чтобы нарастить выпуск чипсов и готовых завтраков, поскольку люди, вынужденные соблюдать карантин и работать из дома, стали отдавать больше предпочтения снекам для быстрого перекуса [15].

Во время ограничений, связанных с самоизоляцией, многие потребители озаботились своей диетой. Для удовлетворения этого спроса Nestle, будучи самой большой компанией в мире по производству пакетированной еды, увеличила инвестиции в производство продукции на растительной основе и запустила производство молочного продукта Nesquik на растительной основе и новую вер -сию веганского бургера [25].

Несмотря на объективные трудности, вызванные пандемией, многонациональные компании пищевой промышленности продолжают инвестировать в строительство новых заводов на территории России. Так, в 2020 г. PepsiCo приступила к реализации проекта строительства завода по производству соленых снеков в Новосибирской области с объемом инвестиций в 12 млрд руб., запуск первых линий которого намечен на конец 2021 г. Одновременно со строительством завода компания начинает реализацию агропро-граммы для обеспечения предприятия сы-

рьем и ведет работу по развитию сырьевой базы своих будущих поставщиков. Для этого PepsiCo уже начала экспериментальные посевы с местными картофелеводами [22].

Рост домашнего потребления, возобновление традиции готовить, в том числе печь, дома отметили компании хлебопекарной отрасли. К примеру, финская компания Fazer выпустил замороженную сдобу для выпечки дома на основе инновационной технологии PRO-Bake [27].

До начала пандемии коронавируса многие компании считали цифровизацию активатором роста или новым способом увеличить выручку и сократить расходы благодаря автоматизации. Но во время пандемии, когда из-за введенных ограничений большинство сотрудников начали работать удаленно, закрылись границы и остановилось авиасообщение, цифровые технологии стали фактором выживания. Они позволили поддержать работу всех процессов и обеспечить связь между сотрудниками компании, клиентами и подрядчиками [8].

За счет повышения производительности и конкурентоспособности, в том числе с использованием цифровых технологий, Danone к 2023 г. намерена сэкономить до 1 млрд евро, которые планируется заново инвестировать с целью укрепления роста и увеличения прибыльности компании [3]. Реорганизация бизнеса проводится и компанией Coca-Cola, которая объявила о своих планах по выходу из коронакризиса. Рост популярности онлайн-магазинов во время локдауна подстегнул руководство компании сместить акценты в развитии бизнеса на онлайн- и оф-лайн-торговлю [2].

Компания Coca-Cola намерена отказаться от некоторых отстающих по темпам роста брендов и сфокусироваться на более успешных [9]. Это станет частью реструктуризации, которая включает обновление маркетинговой стратегии [18].

Во время пандемии многие партнеры компаний пищевой промышленности столкнулись с серьезными трудностями. В этой связи особенно ценна поддержка со стороны участников рынка. Так, Нестле Россия реализует программу по поддержке российского гостинично-ресторанного бизнеса в период восстановления после пандемии. Российское подразделение Nestlé Professional ре-

ализует инициативу «Всегда открыты для вас». В рамках этой программы кафе и рестораны могут арендовать кофемашины на особых условиях. С офисами и гостиничным сектором Nestlé Professional в период пандемии выступает не только поставщиком безопасного и высококачественного оборудования, но и экспертом, который обеспечивает своих клиентов знаниями, необходимыми для оптимального ведения бизнеса в новых реалиях [13].

Все многонациональные компании пищевой промышленности, работающие на российском рынке, с самого начала пандемии активно выступили с инициативами оказания помощи наиболее уязвимым субъектам. Согласно исследованию Консультативного совета по иностранным инвестициям в России 76 % международных компаний оказывают материальную помощь российским медицинским, общественным или благотворительным организациям, которые помогают справиться с последствиями пандемии коронавируса, на что потрачено 15,5 млн долл. США [8]. Так, компания McDonald's предлагает бесплатные обеды для бригад скорой помощи, Danone доставляет молочную продукцию для медработников, а также зондовое питания для реанимационных пациентов [23].

Coca Cola Company оказывает поддержку в двух основных направлениях - гуманитарная и медицинская помощь. Благотворительный фонд компании в партнерстве с Российским Красным Крестом закупили аппараты ИВЛ для больниц в российских регионах, где их критически не хватало, обеспечивали пен -сионеров и людей из наименее защищенных групп наборами гуманитарной помощи [4].

Компания PepsiCo и ее благотворительный фонд PepsiCo Foundation передали 5 млн долл. для борьбы c пандемией в России, Белоруссии, Центральной Азии, Закавказье и на Украине. Средства пошли на поддержку пенсионеров, многодетных семей, медработников, а также тех, кто оказался на самоизоляции. Более 150 млн руб. PepsiCo выделила на приобретение необходимого медицинского оборудования в региональные больницы России. В учреждения здравоохранения поставляли медицинские маски, перчатки, воду для медработников и пациентов.

«Нестле Россия» в партнерстве с фондом «Росконгресс» и фондом «Контент» оказала

продовольственную помощь 29 медицинским учреждениям в семи регионах страны и передала с мая по июль 2020 г. более 14 тонн продукции. Продуктовые наборы получили сотрудники медицинских учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской, Тверской, Рязанской и Калужской областей. В рамках сотрудничества с различными благотворительными организациями компания поддержала свыше ста медицинских учреждений. На сегодняшний день компания предоставила благотворительным фондам и волонтерским организациям более 250 тонн продуктов питания и кормов для домашних питомцев. Адресатами помощи стали не только медицинские работники, но и наиболее уязвимые категории граждан, среди которых пожилые люди и инвалиды,

мигранты, многодетные малообеспеченные семьи.

Компания Mars в России выделила 50 млн руб. на помощь наиболее нуждающимся категориям населения и домашним животным, а также врачам, медицинскому персоналу, ветеринарным специалистам, строителям инфекционных больниц и волонтерским штабам [10].

Таким образом, несмотря на санкции, инвестиционный спад, пандемию коронавируса, падение доходов населения, российский рынок сохраняет стратегическое значение для многонациональных компаний пищевой промышленности. Международные компании не только успешно справились с проблемами, и ограничениями, обусловленными борьбой пандемией, но и оказали существенную поддержку рынку.

Список литературы_

1. 3DPROINFO. Российский рынок безалкогольных напитков. Итоги 2020. - URL: https://3dpro.info/site/reviews/ russian-market-of-non-alcoholic-beverages/ (дата обращения: 20.09.2021).

2. AdIndex. Coca-Cola сосредоточит внимание на e-commerce после пандемии. - URL: https://adindex.ru/news/ marketing/2020/05/29/282291.phtml (дата обращения: 20.09.2021).

3. AdIndex. Danone перестроит бизнес под COVID-реалии. - URL: https://adindex.ru/news/ tendencies/2020/11/23/287108.phtml (дата обращения: 20.09.2021).

4. Coca-Cola. Что компания Coca Cola делает в поддержку борьбыс пандемией COVID-19 в России и по всему миру. - URL: https://www.coca-cola.ru/do-good/covid-19-and-coca-cola-what-we-re-doing-in-russia-and-beyond (дата обращения: 20.09.2021).

5. DairyNews. Mondelez отказался от запуска завода в Сибири. - URL: https://www.dairynews.ru/news/mondelez-otkazalsya-ot-zapuska-zavoda-v-sibiri.html (дата обращения: 20.09.2021).

6. DairyNews. Доля PepsiCo и Danone на российском рынке снизилась до 13,22 %. - URL: https://www.dairynews. ru/news/dolya-pepsico-i-danone-na-rossiyskom-rynke-snizila.html (дата обращения: 20.09.2021).

7. DairyNews. Общий объем продаж «Нестле» в России и Евразии в прошлом году составил 120,5 млрд рублей. - URL: https://www.dairynews.ru/news/obshchiy-obem-prodazh-nestle-v-rossii-i-evrazii-v-.html (дата обращения: 20.09.2021).

8. Ernst & Young. Исследование КСИИ: международный бизнес в России. Октябрь 2020. - URL: https://assets. ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/news/2020/10/ey-flac-survey-2020-rus.pdf (дата обращения: 20.09.2021).

9. Interfax. Coca-Cola решила сокращать «зомби-бренды» на фоне падения выручки. - URL: https://www. interfax.ru/business/718660 (дата обращения: 20.09.2021).

10. Mars. Mars реализует инициативы поддержки сообществ в борьбе с COVID-19. - URL: https://rus.mars. com/novosti/pressrelizy-media/mars-realizuet-iniciativy-podderzhki-soobschestv-v-borbe-s-covid-19 (дата обращения: 20.09.2021).

11. McDonald's Corporation. Макдоналдс в России подвел итоги года работы в условиях пандемии. - URL: https://mcdonalds.ru/articles/news/mcdonalds-russia-results-year-work-pandemic/ (дата обращения: 20.09.2021).

12. Milknews. Оборот Danone в условиях пандемии упал на 6,6 % в 2020 году. - URL: https://milknews.ru/index/ danone-otchet-2020.html (дата обращения: 20.09.2021).

13. Nestlé Россия. «Нестле Россия» поддерживает своих партнеров по гостинично-ресторанному бизнесу в период восстановления после пандемии. - URL: https://www.nestle.ru/media/pressreleases/allpressreleases/ nestle_supports_partners_2020 (дата обращения: 20.09.2021).

14. Retail.ru. Mondelez International разобрался с закусками. - URL: https://www.retail.ru/news/mondel-z-international-razobralsya-s-zakuskami-14-dekabrya-2020-200471/ (дата обращения: 20.09.2021).

15. Retail.ru. PepsiCo адаптировалась к кризису COVID-19 и обогнала Coca-Cola. - URL: https://www.retail. ru/news/pepsico-adaptirovalas-k-krizisu-covid-19-i-obognala-coca-cola-8-maya-2020-194064/ (дата обращения: 20.09.2021).

16. Retail.ru. С какими проблемами сталкивается пищевая промышленность во время пандемии? - URL: https://www. retail.ru/rbc/pressreleases/agro24-s-kakimi-problemami-stalkivaetsya-pishchevaya-promyshlennost-vo-vremya-pandemii/ (дата обращения: 20.09.2021).

17. ShopAndMall. Доля сети ресторанов McDonalds на российском рынке достигла 7 %. - URL: https:// shopandmall.ru/news/dolya_seti_restoranov_mcdonalds_na_rossiyskom_rynke_dostigla_7_ (дата обращения: 20.09.2021).

18. Батманова А. Coca-Cola прекратит производство своего первого диетического напитка. - URL: https:// www.rbc.ru/business/17/10/2020/5f8a63079a79470f4b0b1e74 (дата обращения: 20.09.2021).

19. БКС. Пандемия отняла у Coca-Cola треть квартальной выручки. - URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/pandemiia-otniala-u-coca-cola-tret-kvartal-noi-vyruchki (дата обращения: 20.09.2021).

20. Бурлакова Е. На российском пивном рынке впервые более чем за 20 лет сменился лидер. - URL: https:// www.vedomosti.ru/business/articles/2020/02/12/822910-lider (дата обращения: 20.09.2021).

21. Восток России. Производители снеков увеличили упаковки из-за коронавируса. - URL: https://www. eastrussia.ru/news/proizvoditeli-snekov-uvelichili-upakovki-iz-za-koronavirusa/ (дата обращения: 20.09.2021).

22. Кулистикова Т. PepsiCo начала строительство завода снеков в Новосибирске. - URL: https://www. agroinvestor.ru/companies/news/34357-pepsico-nachala-stroitelstvo-zavoda-snekov-v-novosibirske/ (дата обращения: 20.09.2021).

23. Медиалогия. «Спасибо врачам»: как российские компании поддерживают врачей во время пандемии. -URL: https://www.mlg.ru/blog/viral_smm/7336/ (дата обращения: 20.09.2021).

24. Миклашевская А. Coca-Cola проведет масштабную реорганизацию после рекордного падения продаж. -URL: https://www.kommersant.ru/doc/4473691 (дата обращения: 20.09.2021).

25. Российский экспортный центр. Nestle: пандемия COVID-19 стимулирует спрос на питание растительного происхождения. - URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/nestle-pandemiya-covid-19-stimuliruet-spros-na-pitanie-rastitelnogo-proiskhozhdeniya/ (дата обращения: 20.09.2021).

26. Союз предприятий зообизнеса. Разыгрался зверский аппетит. - URL: http://www.spzoo.ru/cntnt/default/ n1318.html (дата обращения: 20.09.2021).

27. Унипак. Fazer выпустил замороженную сдобу для выпечки дома. - URL: https://news.unipack.ru/80143/ (дата обращения: 20.09.2021).

28. Чернова, В. Ю. Импортозамещение как фактор модернизации внешнеторговой и структурной политики России в современных условиях (на примере агропродовольственного сектора) : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.14 / В. Ю. Чернова. - Москва, 2020.

References _

1. 3DPROINFO. Russian market of non-alcoholic beverages. Results 2020. URL: https://3dpro.info/site/reviews/ russian-market-of-non-alcoholic-beverages/ (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

2. AdIndex. Coca-Cola will focus on e-commerce after the pandemic. URL: https://adindex.ru/news/ marketing/2020/05/29/282291.phtml (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

3. AdIndex. Danone will rebuild its business for COVID realities. URL: https://adindex.ru/news/ tendencies/2020/11/23/287108.phtml (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

4. Coca-Cola. What the Coca Cola Company is doing to support the fight against the COVID-19 pandemic in Russia and around the world. URL: https://www.coca-cola.ru/do-good/covid-19-and-coca-cola-what-we-re-doing-in-russia-and-beyond (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

5. DairyNews. Mondelez refused to launch a plant in Siberia. URL: https://www.dairynews.ru/news/mondelez-otkazalsya-ot-zapuska-zavoda-v-sibiri.html (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

6. DairyNews. The share of PepsiCo and Danone in the Russian market decreased to 13.22 %. URL: https://www. dairynews.ru/news/dolya-pepsico-i-danone-na-rossiyskom-rynke-snizila.html (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

7. DairyNews. The total sales of Nestlé in Russia and Eurasia last year amounted to 120.5 billion rubles. URL: https://www.dairynews.ru/news/obshchiy-obem-prodazh-nestle-v-rossii-i-evrazii-v-.html (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

8. Ernst & Young. FIAC Research: International Business in Russia. October 2020. URL: https://assets.ey.com/ content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/news/2020/10/ey-fiac-survey-2020-rus.pdf (access date : 20.09.2021, In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Interfax. Coca-Cola has decided to cut "zombie brands" amid falling revenues. URL: https://www.interfax.ru/ business/718660 (date of access: 20.09.2021, In Russian).

10. Mars. Mars is implementing initiatives to support communities in the fight against COVID-19. URL: https://rus.mars. com/novosti/pressrelizy-media/mars-realizuet-iniciativy-podderzhki-soobschestv-v-borbe-s-covid-19 (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

11. McDonald's Corporation. McDonald's in Russia summed up the results of a year of work in a pandemic. URL: https://mcdonalds.ru/articles/news/mcdonalds-russia-results-year-work-pandemic/ (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

12. Milknews. Danone's turnover fell 6.6 % in 2020 amid the pandemic. URL: https://milknews.ru/index/danone-otchet-2020.html (date of access: 20.09.2021, In Russian).

13. Nestlé Russia. Nestlé Russia supports its hotel and restaurant partners in the recovery from the pandemic. URL: https://www.nestle.ru/media/pressreleases/allpressreleases/nestle_supports_partners_2020 (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

14. Retail.ru. Mondelez International sorted out the snacks. URL: https://www.retail.ru/news/mondel-z-international-razobralsya-s-zakuskami-14-dekabrya-2020-200471/ (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

15. Retail.ru. PepsiCo has adapted to the COVID-19 crisis and overtook Coca-Cola. URL: https://www.retail.ru/news/ pepsico-adaptirovalas-k-krizisu-covid-19-i-obognala-coca-cola-8-maya-2020-194064/ (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

16. Retail.ru. What are the challenges facing the food industry during a pandemic? URL: https://www.retail.ru/rbc/ pressreleases/agro24-s-kakimi-problemami-stalkivaetsya-pishchevaya-promyshlennost-vo-vremya-pandemii/ (date of access: 20.09.2021, In Russian).

17. ShopAndMall. The share of the McDonalds restaurant chain in the Russian market reached 7 %. URL: https:// shopandmall.ru/news/dolya_seti_restoranov_mcdonalds_na_rossiyskom_rynke_dostigla_7_ (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

18. Batmanova A. Coca-Cola will stop producing its first diet drink. URL: https://www.rbc.ru/business/17/10/2020/5f8 a63079a79470f4b0b1e74 (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

19. BCS. The pandemic has robbed Coca-Cola of a third of its quarterly revenue. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/pandemiia-otniala-u-coca-cola-tret-kvartal-noi-vyruchki (date of access: 20.09.2021, In Russian).

20. Burlakova E. The leader has changed for the first time in more than 20 years on the Russian beer market. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/02/12/822910-lider (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

21. East of Russia. Snack manufacturers have increased their packaging due to the coronavirus. URL: https://www. eastrussia.ru/news/proizvoditeli-snekov-uvelichili-upakovki-iz-za-koronavirusa/ (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

22. Kulistikova T. PepsiCo began construction of a snack plant in Novosibirsk. URL: https://www.agroinvestor.ru/ companies/news/34357-pepsico-nachala-stroitelstvo-zavoda-snekov-v-novosibirske/ (date of access: 20.09.2021, In Russian).

23. Medialogy. "Thank you doctors": how Russian companies support doctors during a pandemic. URL: https://www. mlg.ru/blog/viral_smm/7336/ (date of access: 20.09.2021, In Russian).

24. Miklashevskaya A. Coca-Cola will carry out a large-scale reorganization after a record drop in sales. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4473691 (date of access: 20.09.2021, In Russian).

25. Russian export center. Nestle: COVID-19 pandemic is driving demand for plant-based foods. URL: https:// www.exportcenter.ru/press_center/news/nestle-pandemiya-covid-19-stimuliruet-spros-na-pitanie-rastitelnogo-proiskhozhdeniya/ (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

26. Union of Pet Business Enterprises. A brutal appetite broke out. URL: http://www.spzoo.ru/cntnt/default/n1318.html (date of access: 20.09.2021, In Russian).

27. Unipack. Fazer has launched a frozen bakeware for home use. URL: https://news.unipack.ru/80143/ (date accessed: 20.09.2021, In Russian).

28. Chernova V.Yu. Import substitution as a factor of modernization of foreign trade and structural policy of Russia in modern conditions (on the example of the agri-food sector): dis. ... Dr. econ. Sciences: 08.00.14: M., 2020. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.