2000 годы» : указ Президента РФ от 18 июня 1996 года // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3061; О федеральной целевой программе «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы» : постановление Правительства РФ от 8 ноября 2001 года. // СЗ РФ. 2001. № 48. Ст. 4551; О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» : постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года // СЗ РФ. 2006. № 10. Ст. 1101; О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы : постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 года // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4080; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1121-р.
5. Эльдиева Т. Парадигма - теоретический базис аграрной политики // АПК: экономика, управление. 2012.№ 4. С. 16.
6. Панарин А. С. Рационализация процесса // Философия : энциклопедический словарь. М., 2004. С. 717.
7. Ханнанов Р. А., Ханнанова Т. Р. События в системе правового обеспечения модернизации социально-экономического развития России : теория и практика. Уфа : Башкирский ГАУ, АН РБ. 2012. С. 122-128, 129-137.
8. Белоусов Н. Научное обеспечение инновационного развития Томской области // АПК: экономика, управление. 2012. № 9. С. 19-24; Расторгуева Н. Научно-информационное обеспечение сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 2012. № 10. С. 99103.
9. Донченко А. Совершенствовать взаимодействие в инновационной сфере // АПК: экономика, управление. 2012. № 9. С. 14-18; Липчиу Н., Липчиу К. Финансирование инновационного развития // АПК: экономика, управление. 2012. № 10. С. 75-79.
10. Романенко С. Интеграция науки, производства и бизнеса - реальный путь повышения эффективности сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2012. № 9. С. 5-8.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 ноября 2009 года // Российская газета (федеральный выпуск). 2009. 13 ноября. № 5038.
12. Ханнанова Т. Р. Деловая репутация работника в контексте модернизации // Человек и труд. 2011. № 5. С. 58-59; Ханнанова Т. Р. Деловая репутация работника в системе трудовых отношений :
монография. Уфа : ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. 308 с. ®
13. Ханнанов Р. А., Ханнанова Т. Р. События в системе правового обеспечения модернизации я социально-экономического развития России: теория и практика. Уфа : Башкирский ГАУ, АН РБ. 2012. ^ С. 122-128, 129-137. ^
14. Карнап Рудольф. Значение и необходимость. М. : ЛКИ, 1959. С. 55. ^
15. Воронин Б. Л., Ханнанов Р. А., Ханнанова Т. Р. Новые концептуальные основы обеспече- Й ния устойчивости аграрного производства // Агарный вестник Урала. 2012. № 6. С. 81-89. ^
16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федера- § ции от 12 декабря 2012 года // Российская газета. 2012. 13 декабря. Ц*
17. Там же. Ц
© Ханнанова Т. Р. у
к а
--о
о
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО §
¥ а
Н. С. ЛАТЫПОВА, преподаватель кафедры Ц
УДК 340 ' а
гражданско-правовых дисциплин Уфимского ^
юридического института МВД России ©
АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И ЕЕ | ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
«
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о различных подходах к клас- |
сификации юридической техники. Особое внимание уделяется рассмотрению основ- ^
ных проблем применения юридической техники в практической деятельности юристов и органов внутренних дел, предложена наиболее логичная и систематизированная классификация юридической техники.
Ключевые слова и словосочетания: юридическая техника, нормативные акты, органы внутренних дел, классификации, правотворчество, правоприменение.
Первоначально специалисты в области права появились в правоохранительной сфере, то есть в сфере применения государственного принуждения. Постепенно суды начали применять право не только при назначении наказания, но и при рассмотрении споров между гражданами и организациями. Наступление промышленной эры и создание корпораций детерминировали значительное увеличение экономических споров между организациями. В настоящее время стало почти немыслимо выиграть какое-либо даже несложное судебное дело без помощи юриста. Обычной практикой стали прием на работу штатных юристов, образование целых юридических отделов на предпри-^ ятиях.
^ В дальнейшем знания в области
права оказались необходимы при создаем нии нормативных актов, которые стали а регулировать все сферы жизни общест-^ ва. В социальной сфере появилась необ-¡^ ходимость привлечения юристов в тот ВД период, когда у государства появилась ^ возможность поддерживать социально-!| неблагополучные слои общества [1 ]. Ц По некоторым данным, в сфере
| правоохранительной деятельности ра-§ ботает наибольшее число юристов, чем в каких-либо других сферах. Данное обстоятельство объясняется тем, что при у работе в правоохранительных органах Ц происходит применение санкций (адми-Ц нистративно-правовых, уголовно-
§ правовых) и рассматриваются различ-| ного рода споры (трудовые, имущест-| венные, жилищные, семейные и др.). ^ Санкции могут существенно повлиять « на правовой статус субъектов и на всю Ц их дальнейшую жизнь. Соответственно, ^ их следует применять со знанием всех
правил юридического искусства и по всем его законам. Следователь, дознаватель, эксперт, прокурор, судья, адвокат, работник уголовно-исполнительного учреждения, судебный пристав, инспектор по делам несовершеннолетних -это далеко не полный перечень юридических специальностей, необходимых в правоохранительной сфере.
В юридической науке традиционным стало мнение, что юридическая техника - это не хаотичный, а четко разделяемый на виды набор правил. В юридической технике выделяется законодательная и правоприменительная техника. Однако по поводу оснований классификации возникают коллизии среди ученых.
В качестве основания классификации С. С. Алексеев использует такой критерий, как виды правовых актов. Юридическая техника, по его мнению, разделяется на законодательную (правотворческую) технику и технику индивидуальных актов. Представляется, что данная классификация логически построена правильно, но является слишком обобщенной, чтобы считать ее наиболее верной.
Индивидуальные акты могут быть правореализационными и правоприменительными. Кроме того, есть еще интерпретационные и иные правовые акты. Таким образом, виды юридической техники, по С. С. Алексееву, требуют дополнения другими видами.
Следует подчеркнуть, что не все правила юридической техники касаются исключительно правовых документов. К примеру, если работник Государственной инспекции дорожного движения перекрывает дорогу для транспорта в связи с проведением каких-либо меро-
приятий, то он должен поставить соответствующие дорожные знаки на расстоянии, исключающем возникновение затора на дороге. Естественно, что в данной ситуации речь не идет о составлении юридического акта.
Основная часть ученых в качестве основания классификации выделяют вид юридической деятельности.
Например, по мнению В. Н. Кар-ташова, юридическая техника делится на следующие виды: правотворческая, правоприменительная (правореализаци-онная), интерпретационная, правосис-темообразующая, судебная, следственная, прокурорская и т. п. [2]
Несколько аргументов не позволяют согласиться с мнением В. Н. Кар-ташова. Специализация юридической деятельности, скорее всего, будет возрастать, поскольку постоянно возрастает сложность общественной жизни. Перечень видов юридической техники, таким образом, оказывается неполным. Помимо тех, которые указывает автор, в этот перечень можно включить технику проведения дознания, экспертизы, исполнения судебного решения, проведения работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, технику заключения договоров, назначения пенсий, регистрации и выплаты пособий безработным, адвокатскую, нотариальную технику и др. Представляется, что в деле классификации всегда следует стремиться к точности и обозримости.
Некоторые группы юридических документов, составленные при осуществлении аналогичной юридической деятельности, имеют много общего. Например, органы, осуществляющие предварительное расследование и судья, выносящий решение по уголовному делу, должны быть точны и грамотны при составлении юридических документов. Кроме этого, они совершают юридически значимые действия от имени государства. Данное обстоятельство можно
установить с помощью реквизитов правовых актов. Субъекты должны придавать большое значение фиксации реквизитов издаваемых ими юридических документов. То общее, что присуще различным правоприменительным документам, позволяет объединить их в одну группу. Таким образом, перечень видов юридической техники можно сделать достаточно экономным и не в ущерб делу.
Таким образом, нами перечислены основные научные позиции относительно видов юридической техники. Исследование приведенных мнений показывает, что у каждой позиции можно выделить как сильные стороны, так и недостатки.
Предлагаем критерием классификации юридической техники избрать стадии юридической деятельности: правотворчество, действие права, реализацию права.
При совершении почти всех юридических действий составляются ^ документы. Однако на основных стади- ^ ях правового регулирования возникает § необходимость составления вспомога- ^ тельных документов, совершения до- ц полнительных процедур. ^
Например, если издан норматив- ^ ный акт, то необходимо позаботиться о ^ его опубликовании с соблюдением пре- | дельных сроков. ь
В процессе создания законода- | тельного акта предстоит (либо до, либо ^ после) проделать работу по учету и сис- ® тематизации нормативных актов, в про- ^
о ¥
тивном случае правотворческая работа
может оказаться неэффективной. Преж- а
де чем установить правовое отношение, «
следует произвести толкование нормы 2
права; до того, как вступить в какое- ^
либо правоотношение, надо упорядо- |
чить правовой статус (например, приоб- ^
рести гражданство); и наконец, если на- ^
рушается нормальный ход реализации а
правовых норм и возникает спор или §
нарушаются чьи-либо права, то в дейст- ^
вие приходится приводить репрессивный аппарат государства. Осуществляя правоприменение, государственные органы нормализуют правовую ситуацию. Понятно, что их деятельность, серьезно затрагивающая права субъектов, должна протекать с соблюдением установленных правил и быть подконтрольна.
Таким образом, юридическая техника является ключевым звеном в подготовке будущих юристов и сотрудников органов внутренних дел к прак-
тической деятельности. Насчитывается шесть видов юридической техники, применяемой в том числе в органах внутренних дел: техника правотворчества (подготовка и составление проектов нормативных актов в органах внутренних дел), техника опубликования нормативных актов, техника систематизации нормативно-правовых актов, техника толкования норм права, правореа-лизационная техника и техника правоприменения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кашанина Т. В. Юридическая техника в сфере частного права : учебное пособие. М. : Норма, 2009.
2. Карташов В. Н. Юридическая техника, тактика, стратегия, хронология (к вопросу о соотношении) : монография. Новгород, 2000.
© Латыпова Н. С.
<ч а а
и
и Д
В
УДК 347.73
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
И. В. ГУТОВ, доцент кафедры административно-правовых дисциплин
Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
А. В. МОРИН, преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин
Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
о «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
и
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемные вопросы, связанные с применением действующего законодательства в области проведения государственного финансового контроля. Обращается внимание на необходимость внесения в него изменений и приведения его в соответствие с требованиями, предъявляемыми на данном этапе исторического развития к правовому обеспечению финансового контроля.
Ключевые слова и словосочетания: стандарт финансового контроля, классификатор нарушений, контрольно-счетная палата.
А А А