УДК 342. 4/7
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Т. Р. ХАННАНОВА, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Башкирского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук, профессор
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В РФ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ
<ч а а
и и
ч
В
Аннотация. Статья посвящена разработке концептуальных основ государственной аграрной политики в Российской Федерации. В настоящее время современная аграрная политика государства базируется на устаревших взглядах о взаимодействии природы, аграрного производства, государства и политики. На основе системного подхода и анализа практики хозяйствования и политико-правового воздействия государства на аграрную экономику автор формулирует принципиальные положения, отражающие существо аграрной политики; на основе простых и сложных концептов предлагает индексы сравнительного анализа действующей и рекомендуемой аграрной политики государства. Автор раскрывает механизм влияния естественных законов природы на аграрное производство и формирование и реализацию государственной аграрной политики, а также полагает, что на основе предложенных концептуальных подходов может быть построена новая государственная аграрная политика, учитывающая метаморфозы природного и духовного компонентов аграрного производства, что стало бы предтечей разумной эксплуатации естественного агрохозяйственного и человеческого потенциалов России и достижения позитивного социально-экономического эффекта.
Ключевые слова и словосочетания: государство, аграрная политика, экономика, концепция, совершенствование.
«
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
и
К началу XXI в. аграрная экономика страны прочно заняла место отсталой составляющей общественного хозяйства России, главной причиной чего явилось отсутствие научно обоснованной и проверенной практикой хозяйствования аграрной политики государства.
На наш взгляд, формой, выражающей сущность и содержание указанной политики, могла бы стать Концепция государственной аграрной политики. Предложенная концепция исходит из того неоспоримого факта, что реализуемая ныне аграрная политика однобока и несистемна. Признавая на словах необходимость сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей человеческого
сообщества, недопустимости разрушения естественного биотехнического механизма регулирования окружающей среды [1], она на деле не замечает первостепенной важности проблемы учета в хозяйствовании природного фактора, значимости его в повышении устойчивости и эффективности аграрного производства [2]. Естественная сторона исследуемой проблемы подменялась чем-то субъективным, инициированным идеологической догмой, сводилась к мерам по преодолению отставания, устранению недостатков в хозяйствовании, к привлечению больших материальных затрат труда и средств [3], тогда как выход из создавшегося положения состоял в осознании объективной составляющей, включении ее в содержание проводимой аграрной политики. Природ-
ный фактор, лежащий в основе сельского хозяйства и АПК России, должен найти политико-экономическое признание, а его средство реализации - аграрная политика государства - приобрести продуктивное свойство выявления возможностей, изначально заложенных в основе агрохозяйственной системы. Аграрная политика государства не может не отражать наличие естественного в своей сущности, содержании и форме проявления.
В настоящее время природно-обусловленные обстоятельства, провоцирующие неустойчивость производства, продолжают оставаться в числе негативных факторов. Их число увеличивается, последствия углубляются [4], что ставит на повестку дня проблему экологизации агрохозяйственной деятельности человека, развития цивилизации, совершенствования и проведения аграрной политики в природно предопределенном режиме. Учет природного фактора должен стать обязательным условием перехода аграрной экономики из стадии самовосстановления в качественно новую стадию бытия.
Государственная аграрная политика является частью экономической политики. В этом смысле она представляется ее подсистемой и направлена на достижение определенных целей и решение задач [5]. Ее можно рассматривать как деятельность по подготовке и принятию хозяйственных решений с учетом возможностей, заложенных в биосфере, и рисков нарушения механизма регуляции окружающей среды, возникающих в процессе осуществления аграрного производства.
Объективное в аграрной политике государства отражает обусловленность функционирования сельского хозяйства и АПК страны в спонтанном, вызванном внутренними причинами, основанном на саморегулируемом режиме. Однако в реальной действительности движущей силой ведения аграр-
ной экономики выступают находящиеся в бинарной оппозиции и перманентно действующие, постоянно продолжающиеся противоречия между объективным (природой) и субъективным (обществом, государством). Эти причины проявляются как нерасторжимые целые, «поддерживают» друг друга и тем самым обеспечивают ожидаемые хозяйственные результаты - достижение устойчивости и эффективности аграрного производства, но лишь при условии соблюдения требований рационализиро-вания [6], то есть движения от объективного к субъективному, от учения о мире, природе к предметному (практике, опыту).
Об объективном, природном. Государственная аграрная политика должна отражать (выражать, закреплять, признавать) следующие принципиальные положения:
- имманентность аграрной деятельности, обусловленность ее геофизическими, геохимическими и биофизи-кохимическими изменениями и превра- ^ щениями в мироздании, материи, со- ^ провождающимися зарождением особого состояния саморазвития и саморегу- а ляции [7]; &
- абсолютность, безусловность Оц
объективного, имманентно присущего ¡^
агрохозяйственной деятельности; неоп- ^
а
ровержимость его как явления действи- g
тельности, исключающая усмотрение, g
дискреционность, требующая осозна- g
ния, познания, адаптации поведения «
участников аграрных отношений к ок- ^
ружающей среде; §
- первичная природная генуин- ^ ность, генетическая предопределен- ^ ность возникновения аграрного (сель- Ц скохозяйственного) производства, инва- 0 риантность, неизменность его при пре- § образованиях в рамках того или другого ^ общественного строя; производство остается самим собой, независимо от того, при каких условиях места и Ц времени оно осуществлялось, пребы- §
вая только в дисъюнктивной бинарно-оппозиционной внутренней противоположности, в состоянии иммортельности, естественной «бессмертности»;
- эволюционная регулятивность аграрного производства на основе единого и единственного всеобщего и универсального закона саморегуляции (саморазвития) природы;
- приоритетная естественность характера восстановления ущербности аграрного производства, вызванного нарушением объективных основ агрохо-зяйственной деятельности; в сфере аграрного производства безубыточность хозяйствования и возмещение убытков (индемнитет) приобретают особое значение; объективно обусловленные убытки должны быть предотвращены или возмещены при помощи средств, способов, методов, технологий, также имеющих объективное содержание; к числу таких средств могут быть отнесены: инволюция; инкапсуляция; инокуляция; выявление или размножение насекомых, откладывающих свои яйца в
^ яйца вредных насекомых, таким образом уничтожающих последних; имплан-^ тации; инцухт и инбридинг; интродук-а ция и преобразовательное скрещивание л и т. п.;
^ - научная обеспеченность аграр-
ного производства [8], его инновацион-щ ность [9], осуществимость в формате ^ интеграции науки с бизнесом [10], | создание современных информацион-
§ ных систем организации интеллекту-«
а альной, высокотехнологичной среды
| хозяйствования, развитие рынка идей, изобретений, открытий, проявление
* способности государства и общества
1 находить и поощрять талантливых и
^ критически мыслящих людей [11],
§ имеющих высокую деловую репутацию
§ [12].
| На наш взгляд, в перспективе ор-
^ ганизация и ведение сельскохозяйст-
« венного производства должны строить-
| ся на признании имманентных свойств сельского хозяйства, осознании их в ка-
честве концепта (concept), ментального ресурса, содержательной единицы памяти всей картины развития аграрной отрасли экономики, отраженной в психике сельских товаропроизводителей и всего народа в виде неких «квантов» знания. Возникая в процессе структурирования информации, ее анализа и синтеза на различных деятельностных уровнях, концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений в сельском хозяйстве страны к целому, становятся выражениями ценностных ориентаций и предпочтений участников аграрно-коммуникативных актов. Концепты организуют концептуальное пространство и основанную на нем концептуальную систему, обусловленную в значительной части человеческим опытом - практикой хозяйствования.
Такая метаморфоза субъективного в объективное должна стать перманентно действующим фактором ведения сельского хозяйства и его основы -сельскохозяйственного производства на будущее. Для этого необходимо исходить из требований всеобщего закона саморегуляции природы об обусловленности социально-экономических отношений людей закономерностями естественного характера и о неизбежности последствий их неучета, проявляющихся в виде событий - неустойчивости производства и его неэффективности, утверждении продовольственной опасности как социального события [13].
Интересы дальнейшего развития сельского хозяйства требуют повышения уровней воздействия концептов на менталитет сельских товаропроизводителей и органов агрохозяйственного управления. Нужна научно обоснованная классификация концептов. По составу, степени выражения, формам образования и передачи информации концепты можно подразделить на простые и сложные. К простым относятся концепты, представленные одним словом, например, нечто: вещь, имущество, объект, пространство, время, дея-
тельность, признак, эффективность, устойчивость и пр. или некто: государство, орган, лицо и т. п.
К числу сложных концептов, выраженных в сочетаниях слов, в предложениях, можно отнести такие, как: биоклиматический потенциал; природный ресурс; агропромышленный комплекс; зерноперерабатывающий кластер; концентрация и модернизация сельскохозяйственного производства; стабилизация аграрного сектора экономики; разделение труда; управление сельской отраслью методом непосредственного ведения хозяйства на первичном уровне аграрной экономики (предприятия), человеческий потенциал и др.
Способность к формированию концептов и их системы носит врожденный от природы естественный характер. Развитие концептуальной системы зависит от происходящих в мироздании процессов, от их отражения в психике человека, применительно к исследуемой здесь проблеме - от информации об объективно сложившемся состоянии сельского хозяйства. В дальнейшем инициация концептов (субъективный процесс) сопровождается объективными предпосылками - ментальными репрезентациями типа образов, картинок, схем, текстов, проектов, программ, например, программы стабилизации агропромышленного производства, концепций развития подотраслей сельского хозяйства и его отдельных направлений (растениеводства, земледелия, селекции и семеноводства, животноводства, племенного дела и др.), т. е. некими материальными артефактами, имеющими материальную визуализацию и объективацию. Концепты, будучи обстоятельствами, относящимися к процессам воображения, мышления, понимания, относятся, прежде всего, к сфере психики, но понимаемой «...как термин, который относится к чему-то объективному, находящемуся в природе и выражаемому в языке диссигнатором,
не имеющим формы предложения»
[14].
Концепты лежат также в основе всего комплекса агрохозяйственных отношений. Подтверждение тому - кон-цептно сформировавшиеся пространства, требующие особого организационного режима - обеспечения устойчивости и эффективности сельскохозяйственного производства, его подотраслей, их размещения, концентрации и производственной кооперации, создания принципов ведения сельскохозяйственного производства, осуществляемого на основе особого вида концепта - ведения хозяйства исключительно методом управления сельским хозяйством
[15].
Природа концептов показывает, что они являются достоянием общества. Задача последнего - способствование преобразованию последних в общеполезное, деятельностное состояние. Это достижимо лишь при наличии соответствующего объема информации о положении дел в мироздании и его частях, целевой, творческой воспринимаемости, 2 выборе и разумно-ценностной ориента- ^ ции человеческой практики, переводе ее | в пропозитивное, материализованное ^ положение. Концепты требуют опреде- ^ ленного уровня знаний о природе и об- ^ ществе, о ресурсных возможностях | страны, регионов, отраслей и направле- Ц ний хозяйствования, о человеческом ка- | питале и профессиональной подготовленности кадров, способности вести
нальной основе, словом, иметь собст-
и «
а ©
общественное производство на рацио- ®
и ¥
венно осознаваемые и познаваемые, а концептуально воспринимаемые и ре- ^ ально-существующие пространство и | время. §
Все перечисленные концепты ^ присутствуют и в аграрной экономике. ^ Организация и ведение сельскохозяйст- ^ венного производства строятся на тех а же концептуальных основах: признании § концептного подхода к сельскохозяйст- ^
венной деятельности, особого пространства и времени осуществления этой деятельности, учете природно-ресурсного и человеческого потенциала, компетентности кадров в вопросах ведения аграрного производства, использовании современной техники и внедрении инновационных технологий.
Содержание проблемы подсказывает необходимость акцентирования внимания на таком сложном концепте, как концепт управления экономическими способами (экономическом концепте).
Он известен всем, как будто он существовал «вечно», но по существу был забыт незаслуженно. Организация и осуществление сельского хозяйства экономическими способами освобождали государство от значительных расходов на обеспечение его управляемости. Экономическое управление аграрной отраслью и ее подотраслями позволяет не только уйти от затрат на управление, но и извлекать немалую выгоду. Дан-^ ный концепт повышает устойчивость гг) аграрного производства, объективиру-® ется до уровня модельного состояния а его бытия - результативности в виде ^ запаса знаний о сельском хозяйстве и Оц АПК. Формализуясь в различных актах ¡^ человеческого поведения, в том числе в ^ виде распоряжений, приказов, схем, | таблиц, подражательных образцов, картинок, технологических карт, проектов
а
| и др. зримых, слуховых документах и а образах, они получают нормативно-ф правовое опосредование, легитимиру-§ ются в виде законов и подзаконных ак-^ тов, регулирующих управленческие отношения в агропроме всех уровней
а
ц страны, входят в содержание аграрной
0 политики государства.
^
§ Изложенное можно представить
и
^ в виде логической цепочки: природа —
^^ мир — дух — человеческая практика
^ (конкретные проявления закона саморе-
а гуляции природы в мироздании) — их
^ одухотворение (концепты) — материа-
^ лизация одухотворенного в человече-
ском опыте, практике хозяйствования — управление стабилизацией производства и эффективностью — политико-правовое регулирование сельскохозяйственных отношений по достижению и росту устойчивости и эффективности воспроизводства — преобразование в необходимый элемент аграрного производства.
Концептуальный подход к агро-хозяйственному делу является общеполезным, организационно целесообразным, экономически оправданным, научно обоснованным, инновационным мероприятием и поэтому должен найти свое признанное место в аграрной политике государства. В дальнейшем успехи аграрной экономики, как нам представляется, во многом будут предопределяться концептно-концептуальной идеологией преобразующего, мобилизующего воздействия на сельское хозяйство и АПК.
Концептуальный подход (субъективное), взятый в единстве с природным (объективное), лежит в основе перестройки действующей догматической направленности аграрной политики государства, ее обновления с учетом реалий современного этапа эволюции аграрной экономики.
Сельскохозяйственное производство относится к разряду сложных образований, что объясняется, прежде всего, его неустойчивостью (колеблемостью объемов под воздействием естественных факторов) и низкой эффективностью, то есть обусловленностью совокупностью объективных (природных) и субъективных (духовных, концептно-осознанных) причин. Сложна и его структура, цели - разносторонние, преследующие достижение устойчивости, с одной стороны, и рост эффективности, с другой. Различными являются направления, задачи, пути, средства, способы осуществления этого производства (выделение средств на развитие высокодоходных предприятий; рациональное размещение и специализация;
выращивание экологически чистой продукции и т. п.).
Сложность аграрного производства предвосхищает взаимоувязанную систему научно обоснованного концептуального подхода к нему, отражаемую в особой политике государства - Государственной аграрной политике Российской Федерации.
В настоящее время аграрное производство, несмотря на обилие нормативных актов, не смогло приобрести свойство системности. Внешне заметно, что каждое звено совершает действия, охватываемые содержанием его компетенции, довольствуется этим, «забывая» о необходимости внутриорганизацион-ного и согласованного сотрудничества. В итоге создается ситуация мнимого благополучия в производственной сфере, что неминуемо сопровождается негативными последствиями типа молчаливого сопротивления макроэкономической сферы, поощрения бездействия и бесхозяйственности, безразличия к потере плодородия почв и выхода земель сельскохозяйственного назначения из оборота, сокращения посевов сельскохозяйственных культур, безразличия к природным катаклизмам и т. д., в конечном счете принятием ничем не оправданных решений.
Пренебрежение системой в агро-проме стало доминантой. Нормативные акты государства, содержащие правила о системах ведения аграрного производства, в большинстве своем являются лишь благими пожеланиями, не исполняются, занимая положение обычных деклараций.
По нашему мнению, концепция новой государственной аграрной политики обладает присущими только ей объективно-субъективными (природно-концептными) основаниями становления и бытия, имеет собственную сферу действия (единое экономическое пространство) и реальные возможности способствовать устойчивому и эффек-
тивному функционированию аграрной системы, осознанному воздействию на аграрнохозяйственные отношения.
Государственная аграрная политика должна быть направлена на успех, созидание продовольственной безопасности страны, претворение в жизнь национальной предпринимательской инициативы на селе, развитие темпов роста аграрной экономики, окупаемость расходов и гарантированный стабильный доход, разрешение ключевых вопросов агроэкономической системы, ее обновление, на преодоление зависимости России от зарубежья по всем основным видам продовольствия [16]. Сообразно целям перед государственной аграрной политикой должна стоять совокупность концептуально предопределенных разнообразных задач. К числу последних можно отнести: участие в совершенствовании системы продовольственного обеспечения населения страны; консолидация усилий на рациональном использовании биологических и человеческих ресурсов федерации и ее регионов, ^ сбережении и их воспроизводстве; отход от отжившей себя идеологии хозяй- ^
а
идеологии общественной поддержки и рачительного хозяйствования; адапта-
ствования, разработку и актуализацию
о ^
цию к условиям, принципам, формам В
рыночной организации и ведения аграр- ^
ного производства; применение рыноч- Ц
ных методов в сфере развития сельского |
хозяйства и АПК; внедрение новых, §
экономически полезных, результатив- § ных форм и способов
контроля за агро-
хозяйственной деятельностью; публич- ^
ную отчетность контрольно-надзорных |
органов и органов общественного кон- Ц
троля об итогах проверочных действий, Ц проведенных в аграрных формированиях; аудит и оценку «.эффективности и
целесообразности бюджетных расходов, |
закупок государства и госкомпаний» ^
[17], организацию публичной отчетно- «
сти о ходе и результатах исполнения |
госконтрактов в агропроме; создание ^
щ
<ч а а
и и
обстановки доверия общества к инициируемым государством в аграрном секторе экономике мероприятиям, нацеленным на борьбу с инфляцией, отсталостью подотраслей сельского хозяйства; разработку прогнозов научного и технико-технологического развития отрасли, биотехнологии, генной инженерии; предоставление льгот и преференций (натуральных, страховых, налоговых, финансовых компенсаций и т. д.), а также поддержку усилий, направленных на создание устойчивого развития сельских территорий и др.
Можно утверждать, что главной задачей выдвигаемой Концепции государственной аграрной политики является определение пределов государственного участия в организации и осуществлении агрохозяйственной деятельности.
Основополагающим результатом Концепции станет, как видно из изложенного, выявление аграрной стратегии, сущности, содержания и политики государства, проводимой на селе.
Модернизация аграрной политики государства, ее признание и утвер-
ждение в агрохозяйственной системе -процесс перманентный и длительный, предполагающий решение масштабных социально-экономических и экологических задач. По мере перехода к ее реализации, усвоения ее содержания, представления о ней и претворения ее в жизнь будут меняться и совершенствоваться в контексте метаморфозы природного и духовного компонентов аграрного производства. Предстоит огромная работа по «внедрению» принципов, лежащих в основе Концепции и воспринятых новой аграрной политикой. Опираясь на предложенную нами Концепцию, можно разработать программу вывода отрасли из отсталости, тем самым подготовив организационную основу устранения упрочившегося в аграрном секторе экономики кризиса. Концепция государственной аграрной политики стала бы предтечей разумной эксплуатации естественного агрохозяй-ственного и человеческого потенциалов федерации, достижения позитивного социально-экономического эффекта.
и а а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£ «
а а
и
ЛИТЕРАТУРА
1. Усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов : постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 года // СП СССР. 1973. № 2. Ст. 6; Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов : постановление Совета Министров СССР от 21 мая 1973 года // СП СССР. 1973. № 14. Ст. 89; Усиление охраны малых рек от загрязнения, засорения и истощения и о рациональном использовании их водных ресурсов : постановление Совета Министров СССР от 8 октября 1980 года // СП СССР. 1980. № 25. Ст. 148.
2. О комплексной программе развития мелиорации земель в 1981-1985 годах : постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1981 года // Ленинская аграрная политика КПСС : сборник важнейших документов (август 1978 г. - август 1982 г.). М. : Политиздат, 1983. 736 с. С. 575-576; Продовольственная программа СССР на период до 1990 года // Там же. С. 83-122 и др.
3. О мерах по освоению солонцовых земель в Казахской ССР : постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 июля 1980 года // Ленинская аграрная политика КПСС : сборник важнейших документов (август 1978 г. - август 1982 г.). М. : Политиздат, 1983. 736 с. С. 456-458; О мерах по обеспечению известкования кислых почв в 1981-1985 годах : постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 октября 1979 года // Там же. С. 307-308.
4. О федеральной целевой программе «Стабилизация и развитие агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-
:: :: ::
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
2000 годы» : указ Президента РФ от 18 июня 1996 года // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3061; О федеральной целевой программе «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы» : постановление Правительства РФ от 8 ноября 2001 года. // СЗ РФ. 2001. № 48. Ст. 4551; О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» : постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года // СЗ РФ. 2006. № 10. Ст. 1101; О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы : постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 года // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4080; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1121-р.
5. Эльдиева Т. Парадигма - теоретический базис аграрной политики // АПК: экономика, управление. 2012.№ 4. С. 16.
6. Панарин А. С. Рационализация процесса // Философия : энциклопедический словарь. М., 2004. С. 717.
7. Ханнанов Р. А., Ханнанова Т. Р. События в системе правового обеспечения модернизации социально-экономического развития России : теория и практика. Уфа : Башкирский ГАУ, АН РБ. 2012. С. 122-128, 129-137.
8. Белоусов Н. Научное обеспечение инновационного развития Томской области // АПК: экономика, управление. 2012. № 9. С. 19-24; Расторгуева Н. Научно-информационное обеспечение сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 2012. № 10. С. 99103.
9. Донченко А. Совершенствовать взаимодействие в инновационной сфере // АПК: экономика, управление. 2012. № 9. С. 14-18; Липчиу Н., Липчиу К. Финансирование инновационного развития // АПК: экономика, управление. 2012. № 10. С. 75-79.
10. Романенко С. Интеграция науки, производства и бизнеса - реальный путь повышения эффективности сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2012. № 9. С. 5-8.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 ноября 2009 года // Российская газета (федеральный выпуск). 2009. 13 ноября. № 5038.
12. Ханнанова Т. Р. Деловая репутация работника в контексте модернизации // Человек и труд. 2011. № 5. С. 58-59; Ханнанова Т. Р. Деловая репутация работника в системе трудовых отношений :
монография. Уфа : ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. 308 с. ®
13. Ханнанов Р. А., Ханнанова Т. Р. События в системе правового обеспечения модернизации я социально-экономического развития России: теория и практика. Уфа : Башкирский ГАУ, АН РБ. 2012. ^ С. 122-128, 129-137. ^
14. Карнап Рудольф. Значение и необходимость. М. : ЛКИ, 1959. С. 55. ^
15. Воронин Б. Л., Ханнанов Р. А., Ханнанова Т. Р. Новые концептуальные основы обеспече- Й ния устойчивости аграрного производства // Агарный вестник Урала. 2012. № 6. С. 81-89. ^
16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федера- § ции от 12 декабря 2012 года // Российская газета. 2012. 13 декабря. Ц*
17. Там же. Ц
© Ханнанова Т. Р. у
к а
--о
о
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО §
¥ а
Н. С. ЛАТЫПОВА, преподаватель кафедры Ц
УДК 340 ' а
гражданско-правовых дисциплин Уфимского ^
юридического института МВД России ©
АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И ЕЕ | ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
«
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о различных подходах к клас- |
сификации юридической техники. Особое внимание уделяется рассмотрению основ- ^