А. А. Миерхольд*
Анализ как ядро учебного процесса и неотъемлемая составляющая современного образования
Аннотация. В представленной статье рассматривается одна из существенных проблем, связанных с влиянием технического прогресса, развитием сети Интернет и использованием электронных ресурсов на способность анализировать изучаемый материал как абитуриентов, так и студентов. Автор пишет о необходимости применения разных методик преподавания для развития способности у студентов анализировать, положительных и негативных аспектах данных методик, влияющих на анализ полученного материала.
Ключевые слова: проблемы современного образования, аналитическое мышление, методика преподавания, теоретический и практический подходы к обучению, электронные ресурсы, формы проведения занятий.
001: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.057-060
Методика и подход к преподаванию изучаемых в высшей школе дисциплин, (здесь автор, безусловно обращается к юридическим дисциплинам, хотя рассматриваемая проблема касается любых сфер образования) должны совершенствоваться как в силу технического прогресса, серьезным образом, влияющего на учебный процесс, так и в силу эволюции науки.
Любой метод преподавания, используемый в юридическом вузе, каждая методика должна преследовать главную, по мнению автора, цель обучения — побудить обучающегося думать, анализировать, делать выводы.
В свое время в рамках практических (семинарских) занятий было принято использование преимущественно одной формы проверки знаний обучающихся — опроса студентов по заданным вопросам темы семинарского занятия. Безусловно, в рамках опроса представляется
возможным направить группу на размышления по рассматриваемой теме и анализ изученной информации, поставив проблему в вопросе. Но, как мы видим, в условиях технических достижений современного мира, позволяющих, мгновенно получать необходимую информацию, студенты предпочитают или же считают ненужным использовать свой собственный потенциал, ошибочно полагая, что могут найти ответ на любой поставленный вопрос.
Первым шагом к процессу обучения в высшем учебном заведении, как правило, являются вступительные испытания, и уже на этом этапе хотелось бы видеть думающего абитуриента. В одном из своих интервью в 2007 году О.Е. Кутафин отмечал, что «Мы стараемся менять постоянно предметы и экзамены, потому что ЕГЭ для нас неприемлем1«. Таким образом необходимо дать абитуриенту продемонстри-
1 Кутафин О. Е. Чтить закон, невзирая на лица // Юрист вуза. 2007. № 9. С. 13.
© Миерхольд А. А., 2017
* Миерхольд Анастасия Александровна — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ровать не только полученные им знания, но и способность проанализировать задание и выстроить ответ должным образом. Ни для кого не секрет, что задания, составленные для Единого Государственного Экзамена, не способствуют аналитическому мышлению.
Возвращаясь к проблеме использования электронных ресурсов, еще несколько лет назад, не доступных в рамках учебного процесса, и технических средств обучения, которые привлекают как профессорско-преподавательский корпус высших учебных заведений, так и их студентов, имеет смысл обратить внимание и на положительные аспекты их применения в целях развития способности студентов к аналитическому и прагматическому мышлению.
В 2006 году О. Е. Кутафин заметил, что «в юридическом образовании происходят значительные изменения: мы перешли от гусиного пера к компьютерам. И смысл этих изменений в том, чтобы облегчить нам собственную работу и — что особенно важно — получение информации.
Пять веков тому назад получить информацию было гораздо сложнее, чем сегодня. Сегодня нам не нужно идти в библиотеку. Сегодня мы можем получить информацию, не выходя из дома, через Интернет. Это величайшее достижение. Это должно быть непременно внедрено в юридическое образование2«. Несомненно, нельзя не согласиться с Олегом Емельяновичем что, электронные ресурсы значительно упрощают получение информации, хотя работа в библиотеке даст свои результаты, благодаря своеобразной атмосфере и общением с «живой» книгой, которое принесет намного больше пользы, нежели электронный ресурс, ведь книга не дает сразу ответа на поставленный вопрос — придется проанализировать всю информацию и выделить нужное.
Несмотря на вышесказанное, следует стремиться к направлять студентов именно к получению информации для последующего анализа и построения решений той или иной проблемы, поставленной преподавателем или в будущем работодателем. Нужно исключить из
2 Кутафин О. Е. Наша задача — С. 16.
учебного процесса возможность бездумного обращения студентов к информации, выдаваемой сетью Интернет.
Причем это нужно сделать на всех этапах процесса обучения и во всех формах, например, при написании курсовой работы или магистерской диссертации, при проведении промежуточной или государственной итоговой аттестации и других.
Что касается извлечения пользы от обращения к ресурсам сети Интернет, то хотелось бы отметить следующее. Во-первых, безусловную ценность представляют справочно-правовые системы, которые содержат базу нормативно-правовых актов и других документов, применяемых на практике юристами и используемых студентами в рамках самостоятельной работы при подготовке к любым формам обучения и контроля. Использование указанных ресурсов предусматривается при проведении Итогового государственного экзамена практической направленности, содержание которого предполагает решение казусов в области выбранного студентом профиля. Во-вторых, информация, размещенная на официальных сайтах органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, политических партий, других учреждений и организаций, также необходима при изучении определенных институтов отраслей права. В-третьих, в сети Интернет можно найти информацию о литературе, изучаемой при подготовке, и многое другое.
Студент должен уметь искать информацию в сети Интернет в быстром режиме, а преподавателю на практических занятиях необходимо ставить частично задачи, для решения которых требуется быстрый поиск информации (в первоочередном порядке, преподаватели кафедры правовой информатики), в так называемых стрессовых условиях, что впоследствии может пригодиться на практике юристу любого профиля.
С другой стороны, преподаватели при составлении казусов для государственной итого-
поддержать законность в стране // Юридический мир. 2006. № 12 (120).
вой аттестации и практикумов, при подготовке к практическим занятиям или разработке и написании учебных пособий также не обходятся без данных справочно-правовых систем, без информации о структуре того или иного органа законодательной, исполнительной или судебной властей и всего массива информации, получаемой из сети Интернет.
Стоит сказать еще об одной составляющей электронных ресурсов, используемой как на лекционных, так и на практических занятиях — презентациях. Нас интересует, прежде всего, участие студентов в подготовке презентаций, составление которых не просто развивает способность аналитического мышления, правильной подачи изученного материала, но и умение выступать. Бесспорно, такая форма работы на семинарах способствует реализации одной из основных задач обучения помимо получения знаний студентами — научиться думать, анализировать, размышлять и как следствие применять полученные знания на практике.
Здесь же следует обратиться к вопросы применения интерактивных методов в ключе развития у студентов аналитического и прагматического мышления. Реализация заявленной цели при использовании интерактивных методов преподавания, пожалуй самая простая задача для преподавателя. Такие формы работы на практических занятиях как круглый стол, мозговой штурм, деловая игра, case-study (решение казусов) или же мастер-класс, сами по себе располагают к мыслительному процессу, к анализу ситуации, к разработке решений. В некотором роде можно отнести их к новым со-
временным формам проведения семинарских занятий и, иногда, лекционных, хотя решение задач применялось и раньше, в частности, заочная форма включала в себя контрольные работы, состоящие из задач.
Совмещение практического и теоретического подходов в учебном процессе, также располагает студентов при подготовке к занятиям или прохождении, прежде всего, производственно-квалификационной практики, делать акцент на аналитическом аспекте изучения материала. Этому способствует внедрение встроенной в учебный процесс практики, в рамках которой предусмотрено чтение лекций представителями работодателя, разработка проектов документов, по результатам практики подготовка отчетных материалов о ее прохождении.
Нельзя утверждать, что весь профессорско-преподавательский состав перешел на использование новых современных методов обучения, реализация которых непосредственно подразумевает анализ всего объема знаний и информации, получаемых в процессе обучения. В связи с этим заметим, что в настоящее время в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) созданы необходимые условия для приобретения преподавателями интерактивных методов обучения студентов посредством курсов повышения квалификации.
В заключении заметим, что на наш взгляд, наилучшим вариантом является сочетание ранее применяемых и новых инновационных методик, в том числе, при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Кутафин О. Е. Чтить закон, невзирая на лица // Юрист вуза. — 2007. — № 9. — С. 12—14.
2. Кутафин О. Е. Наша задача — поддержать законность в стране // Юридический мир. — 2006. — № 12 (120). — С. 14—25.
Материал поступил в редакцию 10 декабря 2016 г.
ANALYSIS AS THE CORE OF THE LEARNING PROCESS AND AN INTEGRAL PART OF MODERN EDUCATION
MEYERHOLD Anastasiya Aleksandrovna — PhD, Senior Lecturer of the Department of Constitutional and
Municipal Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Review. In the article the author considers one of the major problems related to the impact of technological progress, development of the Internet and using electronic resources on the ability to analyze materials studied by both applicants seeking admission to the university and students. The author writes about the need to use different teaching methods for the development of students' ability to analyze positive and negative aspects of those techniques that affect the analysis of the received material.
Keywords: problems of modern education, analytical thinking, teaching methodology, theoretical and practical approaches to learning, electronic resources, forms of lessons.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Kutafin O.E. Chtit' zakon, nevziraja na lica // Jurist vuza. 2007. № 9. S. 12—14.
2. Kutafin O.E. Nasha zadacha — podderzhat' zakonnost' v strane // Juridicheskij mir. 2006. № 12 (120). S. 14—25.