Научная статья на тему 'Эффективность использования электронного журнала и электронных ведомостей в учебном процессе'

Эффективность использования электронного журнала и электронных ведомостей в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕДОМОСТИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНКА СТУДЕНТОВ / TIMESHEETS / ATTENDANCE CONTROL. EDUCATIONAL PROCESS / STUDENTS GRADING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миерхольд Кандидат Юридических

Статья посвящена анализу опыта использования электронных средств контроля посещаемости и успеваемости студентов. Помимо рассмотрения технических моментов использования программного обеспечения, в статье уделено внимание изменениям в учебном процессе, вызванным применением технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миерхольд Кандидат Юридических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF USING ELECTRONIC MEANS OF STUDENT ATTENDANCE CONTROL AND GRADING IN EDUCATION PROCESS

The article is dedicated to the analysis of the usage of new instruments of student control and grading. Apart from technical description of the process, the changes in the educational process due to application of the new software are in the articles spotlight.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования электронного журнала и электронных ведомостей в учебном процессе»

14 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

}УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Анастасия Александровна МИЕРХОЛЬД,

кандидат юридических наук, заместитель директора Института бизнес-права по учебной и воспитательной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected] 125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА И ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕДОМОСТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья посвящена анализу опыта использования электронных средств контроля посещаемости и успеваемости студентов. Помимо рассмотрения технических моментов использования программного обеспечения, в статье уделено внимание изменениям в учебном процессе, вызванным применением технических средств. Ключевые слова: электронный журнал, электронные ведомости, процесс обучения, оценка студентов.

MIERHOLD A. A.

Candidate of Legal Sciences, Deputy Director Institute of Business Law for Academic and Educational Work Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

THE EFFECTIVENESS OF USING ELECTRONIC MEANS OF STUDENT ATTENDANCE CONTROL AND GRADING IN EDUCATION PROCESS

The article is dedicated to the analysis of the usage of new instruments of student control and grading. Apart from technical description of the process, the changes in the educational process due to application of the new software are in the articles spotlight.

Keywords: timesheets, attendance control. educational process, students grading.

В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в 2014/2015 учебном году начался эксперимент по внедрению в учебный процесс на базе Института бизнес-права электронных ведомостей и электронного журнала учета посещаемости студентами лекционных и практических занятий.

Хотелось бы понять, что дает электронный журнал учета посещаемости лекций и практических занятий студентам, преподавателям и администрации © А. А. Миерхольд, 2016 Института бизнес-права в рамках учебно-воспитательной работы?

в

ЕСТНИК ^Г1рхолья АА'

шивсвтитст« Эффективность использования электронного журнала

УНИВСгСИТЕ IА ,— **

именио.Е.кутафина(мпод) и электронных ведомостей в учебном процессе

Реализуется внедрение электронного журнала учета посещаемости лекционных и практических занятий посредством программы 1С Предприятие — Управление вузом. Программа разработана таким образом, чтобы студент, преподаватель, директор Института, заместитель директора Института и инспектор соответствующего курса могли в любой момент узнать степень посещаемости, уровень успеваемости и необходимость доработки баллов.

На основании предоставленной информации о разработанных кафедрами Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) программах дисциплин, включенных в Общеобразовательную программу, Центр информационных ресурсов и технологий включает рабочие учебные программы в 1С Предприятие — Управление вузом. Инспектор курса Института бизнес-права в указанной программе в соответствии с приказом ректора о зачислении формирует группы и создает электронные журналы учета посещаемости практических занятий студентами.

Что представляет собой такой журнал? В нем преподаватель видит в правой колонке список студентов группы, закрепленной за ним Учебно-методическим управлением. В верхней строке отражается количество семинарских занятий с указанием даты их проведения и тем по модулям, чтобы преподаватель имел возможность отметить явку студентов и каждому из них в день проведения практического занятия выставить баллы согласно балльно-рейтинговой системе, по результатам которых студент получает допуск к экзамену или экзаменационному зачету.

Для своевременного внесения преподавателями баллов в электронный журнал учета посещаемости практических занятий Центром информационных ресурсов и технологий была проведена работа по оснащению аудиторий необходимыми техническими средствами, в частности, установке компьютеров с подключением к программе 1 С Предприятие — Управление вузом и выдаче профессорско-преподавательскому составу планшетов, имеющих Приложение для входа в электронный журнал. Помимо того, внести баллы преподаватель может через систему «Цифровая научно-образовательная социальная сеть МГЮА (ЦНОСС)», расположенную во вкладке личный кабинет на сайте Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) — msal.ru. Такая возможность имеет немаловажное значение при доработке баллов студентами на еженедельных консультациях преподавателей в процессе самоподготовки к зачетно-экзаменационной сессии.

Для студентов Института бизнес-права электронный журнал учета посещаемости практических занятий играет значительную роль в получении информации о заработанных ими баллах по соответствующей дисциплине, чтобы понимать необходимость доработать баллы до окончания семинарских занятий и получения допуска к экзамену (экзаменационному зачету) на завершающем занятии или до начала зачетно-экзаменационной сессии. >

Для администрации Института бизнес-права внедрение электронного жур-

нала позволяет упростить ведение учета посещаемости студентами практиче- Ш

ских занятий и контроль за успеваемостью и вести их на более высоком уровне, н

в том числе сокращает использование элементов бумажного носителя. Вместе Ё

г

с тем, на наш взгляд, журнал нуждается в определенной доработке.

Во-первых, электронный журнал учета посещаемости практических занятий показывает информацию о неявках студентов, но, к сожалению, не фор- среда

7/2016

>

16 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Пзу,

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

мирует отчет. Дело в том, что в соответствии с Положением об организации учебного процесса в ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» (п. 1.10), студента, имеющего 20 и более пропусков занятий в месяц без уважительной причины, директор института обязан представить на отчисление из Университета. Вследствие чего имело бы смысл разработать электронный журнал учета посещаемости лекций и формирование электронного отчета о количестве пропущенных лекционных и практических занятий.

Во-вторых, при использовании электронного журнала учета посещаемости практических занятий возникают технические сложности, в частности, при замене преподавателя на практическом занятии, при сдаче студентом задолженности на дежурной неделе преподавателю, не закрепленному за группой, появляется проблема выставления баллов, отметки о неявке студента, так как в электронном журнале закреплен один преподаватель и кроме него никто не может технически выставить результат. Следовательно, ни преподаватель, закрепленный за группой, ни администрация Института, в первую очередь, инспектор, не видят данные баллы и картину успеваемости и посещаемости в целом.

Соответственно, в целях повышения эффективности учебно-воспитательной работы желательно разработать возможность выведения на основе электронного журнала сводной ведомости по группам с результатами допуска студентов к зачетно-экзаменационной сессии по всем дисциплинам, включенным в промежуточную аттестацию семестра.

Далее хотелось бы поговорить об использовании электронных ведомостей в учебном процессе, которые программа 1С Предприятие — Управление вузом позволяет формировать непосредственно из электронных журналов учета посещаемости практических занятий.

При создании электронной ведомости из электронного журнала программа автоматически учитывает информацию о полученных допусках студентами к конкретной дисциплине, преподавателе, закрепленном за группой, и лишь требует электронную подпись инспектора, которая вносится посредством кам-пусной карты.

Электронная ведомость значительно сокращает преподавателю время, которое он должен затрачивать для заполнения такой необходимой документации в учебном процессе, как экзаменационная ведомость, после заполнения которой происходит синхронизация, в результате чего, администрация Института может видеть данные успеваемости группы по соответствующей дисциплине. Подпись преподавателя также проставляется посредством кампусной карты.

После завершения промежуточной аттестации, согласно Положению об организации учебного процесса, электронные ведомости должны быть подписаны директором Института также с помощью кампусной карты.

При работе с электронными ведомостями администрация Института бизнес-права столкнулась со следующими проблемами технического характера. Право электронной подписи ведомости закреплено только за одним инспектором и директором, что может привести к невозможности создания или подписания электронных ведомостей в случае отпуска или болезни данных сотрудников. Представляется необходимым технически решить вопрос о пре-

в

ШШИ1Ж ^"1рх°льд А- А- Л -7

УНИВЕРСИТЕТА Эффективность использования электронного журнала |/

именио.Е.кутафина(мпод) и электронных ведомостей в учебном процессе

доставлении электронной подписи при создании ведомости двум инспекторам, при подписании заместителям директора.

Помимо того, существует аналогичная электронному журналу ситуация с экзаменационными ведомостями при замене преподавателя на зачетно-экзаменационной сессии и ведомостями по защите курсовых работ и защите практики, так как в одной группе студенты имеют право писать курсовые работы и защищать отчеты по практике нескольким преподавателям, многие из которых не имеют технического доступа к электронным ведомостям, что делает невозможным подписание указанных ведомостей в электронном виде.

И последнее, на чем стоит остановиться, для получения общей картины успеваемости по результатам зачетно-экзаменационной сессии и составления отчетности: востребованным видится разработать формирование сводной ведомости по группам по результатам зачетно-экзаменационной сессии, что является необходимой составляющей для отчетности по учебно-воспитательной работе.

Устранение перечисленных проблем при работе с электронными журналами и ведомостями и разработка указанных отчетных материалов представляется неотъемлемым этапом для повышения качества учебно-воспитательной работы и завершения процесса перехода от бумажных журналов и ведомостей к электронным, что состоит в числе задач проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.